Научная статья на тему 'Памятник бурятской буддийской культуры «Зерцало мудрости»: опыт сравнения с современными социально-психологическими теориями'

Памятник бурятской буддийской культуры «Зерцало мудрости»: опыт сравнения с современными социально-психологическими теориями Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
378
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ЗЕРЦАЛО МУДРОСТИ" / "MIRROR OF WISDOM" / ЭРДЭНИ-ХАЙБЗУН ГАЛШИЕВ / ERDENE KHAIBZUN GALSHIEV / СУБХАШИТЫ / МАНИПУЛЯТИВНЫЙ ОМРАЧАЮЩИЙ СТИМУЛ / MANIPULATIVE DARKENING STIMULUS / АНАЛИЗ / ANALYSIS / РЕАКЦИЯ / RESPONSE / ОЖИДАЕМАЯ РЕАКЦИЯ / EXPECTED RESPONSE / СТАТУСНО-РОЛЕВАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ / STATUS-ROLE THEORY OF PERSONALITY / SUBHASHITS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Цыренов Чингис Цыбикдоржиевич

В статье представлен сравнительный анализ идей бурятского буддийского дидактического произведения «Зерцала мудрости» известного дореволюционного ламы-просветителя Эрдэни-Хайбзун Галшиева (1855-1915) и современных социально-психологических теорий. Выявлено, что многие идеи «Зерцала мудрости» можно выразить в терминах поведенческой и статусно-ролевой теории личности, поскольку в сочинении приводятся рекомендации людям разных статусов для успешной и гармоничной реализации социальных взаимодействий. Кроме того, предложена реконструкция аппарата традиционных моральных ценностей бурятского буддизма (выгода и вред, истина и ложь, заслуга и вина, слава и позор, сила и слабость, прошлое и будущее) в контексте самых различных житейских ситуаций (выигрышные и проигрышные, различные статусно-ролевые ситуации), выявлены социокультурные доминанты бурятской культуры начала XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONUMENT OF THE BURYAT BUDDHIST CULTURE «MIRROR OF WISDOM»: THE EXPERIENCE OF COMPARISON WITH MODERN SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL THEORIES

The article presents a comparative analysis between the ideas of the Buryat Buddhist didactic work «Mirror of Wisdom» by a famous prerevolutionary lama-educator Erdene Khaibzun Galshiev (1855-1915) and modern social and psychological theories. It has been revealed that many of the ideas in «Mirror of Wisdom» can be expressed in terms of the behavioral and status-role theory of personality, because the manuscript provides guidelines to people of different statuses for the successful and harmonious implementation of social interactions. In addition, the reconstruction of the system of traditional Buryat Buddhist moral values (benefit and harm, truth and falsehood, merit and guilt, glory and shame, strength and weakness, past and future) was proposed in the context of a wide variety of everyday situations (winning and losing, various status-role situations), the socio-cultural dominants of the Buryat culture of the early 20th century were revealed.

Текст научной работы на тему «Памятник бурятской буддийской культуры «Зерцало мудрости»: опыт сравнения с современными социально-психологическими теориями»

УДК 1(031)+221

ПАМЯТНИК БУРЯТСКОЙ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ «ЗЕРЦАЛО МУДРОСТИ»: ОПЫТ СРАВНЕНИЯ С СОВРЕМЕННЫМИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ТЕОРИЯМИ*

* Статья написана при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках научно-исследовательского проекта «Буддизм в социально-политических и культурных процессах России, Внутренней и Восточной Азии: трансформации и перспективы», №14-18-00444.

© Цыренов Чингис Цыбикдоржиевич, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела философии, религиоведения и культурологии Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН

Россия, 670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 8. E-mail: [email protected]

В статье представлен сравнительный анализ идей бурятского буддийского дидактического произведения «Зерцала мудрости» известного дореволюционного ламы-просветителя Эрдэни-Хайбзун Галшиева (1855-1915) и современных социально-психологических теорий. Выявлено, что многие идеи «Зерцала мудрости» можно выразить в терминах поведенческой и статусно-ролевой теории личности, поскольку в сочинении приводятся рекомендации людям разных статусов для успешной и гармоничной реализации социальных взаимодействий. Кроме того, предложена реконструкция аппарата традиционных моральных ценностей бурятского буддизма (выгода и вред, истина и ложь, заслуга и вина, слава и позор, сила и слабость, прошлое и будущее) в контексте самых различных житейских ситуаций (выигрышные и проигрышные, различные статусно-ролевые ситуации), выявлены социокультурные доминанты бурятской культуры начала XX в.

Ключевые слова: «Зерцало мудрости», Эрдэни-Хайбзун Галшиев, субхашиты, манипулятивный омрачающий стимул, анализ, реакция, ожидаемая реакция, статусно-ролевая теория личности.

MONUMENT OF THE BURYAT BUDDHIST CULTURE «MIRROR OF WISDOM»: THE EXPERIENCE OF COMPARISON WITH MODERN SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL THEORIES

Tsyrenov Chingis Ts., PhD in History, Scientific Researcher, Department of philosophy, religious and cultural studies, Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan studies, SB RAS 8 Sakhyanovoi St., Ulan-Ude, 670047 Russia. E-mail: [email protected]

The article presents a comparative analysis between the ideas of the Buryat Buddhist didactic work «Mirror of Wisdom» by a famous prerevolutionary lama-educator Erdene Khaibzun Galshiev (1855-1915) and modern social and psychological theories. It has been revealed that many of the ideas in «Mirror of Wisdom» can be expressed in terms of the behavioral and status-role theory of personality, because the manuscript provides guidelines to people of different statuses for the successful and harmonious implementation of social interactions. In addition, the reconstruction of the system of traditional Buryat Buddhist moral values (benefit and harm, truth and falsehood, merit and guilt, glory and shame, strength and weakness, past and future) was proposed in the context of a wide variety of everyday situations (winning and losing, various status-role situations), the socio-cultural dominants of the Buryat culture of the early 20th century were revealed.

Keywords: «Mirror of Wisdom», Erdene Khaibzun Galshiev, subhashits, manipulative darkening stimulus, analysis, response, expected response, status-role theory of personality.

Целью данной статьи является попытка сравнительного анализа религиозно-философских взглядов бурятского буддийского мыслителя Эрдэни-Хайбзун Галшиева с элементами современных психологических теорий личности, а именно - стимул-реактивной теории и статусно-ролевой теории личности.

Э.-Х. Галшиев является автором наиболее крупного и представительного произведения бурятской дореволюционной литературы под названием «Зерцало мудрости» («Бэлигэй толи»). Выбор данного сочинения в качестве объекта исследования обусловлен тем, что оно было написано именно для мирян (простолюдинов, нойонов, купцов и т.д.) и сыграло значительную роль в эволюции бурятской культуры и религии. Полное название этого произведения - «Зерцало мудрости, разъясняющее принимаемое и отвергаемое по двум законам». Наибольший вклад в исследование и перевод этого

произведения внес видный бурятский ученый Ц.-А. Дугарнимаев, который в 1966 г. выполнил полный перевод «Зерцала мудрости» на русский язык и составил к нему подробные примечания [1, с. 165-344]. В нашем исследовании мы опирались на перевод, выполненный Ц.-А. Дугарнимаевым. Говоря о жанре исследуемого произведения, он пишет, что «Зерцало мудрости» относится к жанру «субхашита», традиционному жанру индийской литературы [1, с. 348]. В переводе с санскрита слово «субхашита» переводится как «хорошо сказанное или изящное изречение, афоризм».

В своем сочинении Э.-Х. Галшиев большое внимание уделил проблемам социально-этического и религиозного характера, он в афористической форме подробно рассмотрел проблемы гармоничной социокультурной коммуникации людей в самых различных статусно-ролевых ситуациях (высший -низший, старший - младший, богатый - бедный, гость - хозяин и т.д.), включая конфликтные выигрышные и конфликтные проигрышные. В различной обстановке любой человек может быть и выше, и ниже кого-либо, и старше, и младше кого-либо, и богаче, и беднее кого-либо и т.д. Автор подробно рассматривает особенности таких ситуаций и дает читателю свои советы. Советы Э.-Х. Галшиева можно свести к двум вариантам - либо принять какой-либо внешний или внутренний стимул (позитивная реакция), либо отвергнуть внешний или внутренний стимул (негативная реакция), или согласиться с чем-либо, или отказаться, что полностью согласуется с полным названием самого произведения - «Зерцало мудрости, разъясняющее принимаемое и отвергаемое по двум законам».

Таблица 1

№ Номер главы Порядковый номер субхашит Кол-во субхашит в главе Заголовки Основные понятия и принципы

1 Глава I 1-137 137 Как беречь тело и имущество свое Трудолюбие. Аккуратность. Почитание родителей как богов. Гостеприимство. Богатство и добродетель. Здоровье и болезни.

2 Глава II 138-270 133 О совершенствовании разума Вежливость в беседах и спорах с друзьями и врагами. Правила познания и размышления. Советы отправившимся в чужие страны. Правила воспитания детей.

3 Глава III 271-408 138 О бдительности и внимательности Правила поведения с врагами друзьями. Осуждение гнева, тщеславия и опрометчивости. Правила поведения в чужих странах.

4 Глава IV 409-538 130 Как вести себя с врагами Правила поведения с врагами (сильные, равносильные и слабые, близкие, срединные и дальние). Великодушие по отношению к побежденным врагам. Правила выбора друзей. Тщательное изучение внешних внутренних качеств человека. Классификация друзей и врагов. Умение хранить чужие тайны.

5 Глава V 539-674 136 Думать о будущем Сдержанность в проявлении радости и гнева как реакций на похвалу, и замечания. Осуждение торопливого доверия и склонности к сплетням. Правила поведения с сильным, равным и слабым врагом. Манера поведения. Правила ответа на возражения и изложения своих мыслей в кругу собравшихся.

6 Глава VI 675-788 114 В жизни быть честным, бескорыстным Осуждение зависти к более способным людям. Чувство сострадания и благодарности ко всем живым существам. Осуждение показных благодеяний, восхваление скрытых благодеяний (775, 750, 988). Помощь ослабшему лютому врагу. Искоренение собственных пороков.

7 Глава VII 789-860 72 Как в действиях воздерживаться от прегрешений Ахимса. Недопустимость убийства всех живых существ. Личная ответственность за каждое смертоубийство. Важность раскаяния за совершенные и отказа от последующих прегрешений.

8 Глава VIII 861-1000 139 О творении добродетели Важность осознания неизбежности смерти и ее постоянной угрозы. Правила совершения молитвы. Важность накопления добродетели. Осуждение скупости и необходимость помощи бедным и нищим.

По мнению Л. Е. Янгутова, сочинение Э.-Х. Галшиева «представляло собой свод правил, регламентирующих поведение бурят в их повседневной жизни, затрагивающих практически все стороны их хозяйственной и духовной жизни. При этом правила светской жизни были строго подчинены буддийской морали» [4, с. 12]. Структура «Зерцала мудрости» представлена в таблице 1.

По нашему мнению, многие субхашиты «Зерцала мудрости» можно интерпретировать в современных психологических терминах «стимул», «символическая интерпретация» и «реакция», которые берут свое начало в бихевиористских теориях (Дж. Г. Мид, Г. Блумер и т.д.).

Стимул (от лат. stimulus - остроконечная палка, которой подгоняли животных) и реакция в социально-психологическом аспекте предполагают наличие субъекта и объекта воздействий или, иными словами, манипулятора и объекта манипуляции. В терминах «Зерцала мудрости» манипулятором выступают искушенные и изощренные субъекты-люди, а в роли объекта манипуляции - молодой и неискушенный читатель. Мы полагаем, что одна из задач Э.-Х. Галшиева в «Зерцале мудрости» заключается в том, чтобы научить читателя распознавать и противодействовать попыткам омрачающих манипуляций.

Об омрачающих манипулятивных стимулах и об ожидаемых омраченных реакциях говорится в субхашитах №535, 567 и 568:

535

Из-за улыбки человека, с которым ты только что познакомился,

Не отвергай своего старого друга.

Оставив все - настоящую жену, сына,

Кто-нибудь из высших пойдет ли зятем-работником в дом нового тестя?

567

Если кто однажды и сделает тебе хорошее,

Не заключай, что этот человек хорош.

Из-за торопливого доверия

Впоследствии придется раскаиваться в ошибках.

568

Также, когда однажды кто-либо совершит плохой поступок,

Особенно не охаивай его.

И он сможет оказать тебе услугу подобно тому,

Как утоляют жажду водой со следа из-под обуви.

В субхашитах №535 и 567 манипулятивным стимулом для читателя выступает некая добрая услуга другого человека, за которой может скрываться какой-либо подвох, недобрый замысел, а ожидаемая реакция манипулятора - это возникновение торопливого доверия к этому человеку со всеми вытекающими последствиями. Очевидно, что автор в данной ситуации подразумевает необходимость стадии оценки и анализа внешнего стимула.

Можно сказать, что первоначальная примитивная двучленная схема бихевиористов (стимул-реакция), как яркий пример омраченного разума, также упоминается Галшиевым в двух субхашитах про охотника и рыбака, которые с помощью своих стимулов (манок и наживка) приманивают неосторожных животных:

282

Когда кто-нибудь хвалит тебя в лицо,

Не верь, что он радуется от чистого сердца.

Случается, приманив приятным звуком манка,

Убивают косулю.

То есть неискушенный человек с омраченным разумом действует по упомянутой двучленной схеме, а разум мудрого и опытного человека всегда начеку и действует по трехэтапной схеме: стимул - оценка - реакция. Все элементы этих двух ситуаций зафиксированы в таблице 2.

478

Будь осторожен с врагом,

Хотя он, улыбаясь, и преподносит тебе подарки.

Чтобы поймать рыбу,

Рыбак подбрасывает ей что-нибудь съедобное на кончике крючка.

Автор «Зерцала мудрости» предполагает, что мудрый человек с глубокой душой и неомраченным разумом оценит и распознает манипулятивные омрачающие стимулы и не даст себя обмануть. Выше мы упоминали о связи полного названия «Зерцала мудрости» с терминами «стимул» и «реакция». На основе рассмотренных субхашит можно сказать, что, по мысли Э.-Х. Галшиева, базой для анализа внешних и внутренних стимулов являются два закона («хоер есон»). По объяснению переводчика «Зерцала мудрости» Ц. А. Дугарнимаева, под двумя законами Э. Х. Галшиев подразумевает «два рода нравственных законов - мирской и духовный [1]. Очевидно, что под духовным законом Э.-Х. Галшиев понимал буддийскую этику ламаизма, что же касается мирского закона, то, по нашему мнению, подразумеваются государственные юридические законы, о чем неоднократно говорится в ряде субхашит «Зерцала мудрости».

Таблица 2

Субъект Объект Стимул Ожидаемая реакция манипулятора

Субхашита 282 Акторы Льстец Предполагаемая жертва льстеца Лесть Радость, расположение и последующий обман, убыток

Метафоры Охотник Косуля Приятный звук манка Приближение к ловушке и смерть

Субхашита 478 Акторы Враг Предполагаемая жертва Подарок с улыбкой на лице Радость, расположение и последующий обман

Метафоры Рыбак Рыба Вкусная наживка Заглатывание наживки с крючком внутри и смерть

Подводя итог, можно привести субхашиту из последнего раздела исследуемого сочинения:

959

Размышляй о каждом проявлении данного мира,

Как о невечной иллюзии.

Плохое и хорошее, высокое и низкое - все это

Искусное творение обманщика души.

Содержание данной субхашиты также можно выразить в терминах «стимул» и «реакция». Из данной субхашиты следует, что субъектом всех внешних и внутренних стимулов для души человека (который является объектом воздействий) является «обманщик души» (в оригинале Э.-Х. Галшиев использует бурятское слово «эльбэшэн»), а все стимулы - это его «искусное творение» и «невечные иллюзии». То есть, можно сказать, что эльбэшэн предъявляет людям разнообразные омрачающие стимулы, а человек, по мысли Э.-Х. Галшиева, на основе двух законов решает, как отреагировать на данные стимулы.

Можно предположить, что в данной субхашите Э.-Х. Галшиев опирался на рассуждения из 9-й главы «Бодхичарья-аватара» («Путь бодхисаттвы», полное название «Бодхисаттвачарья-аватара») -крупнейшего произведения буддизма махаяны, написанного выдающимся индийским мыслителем и поэтом VIII в. Шантидевой.

30

[Возражение] Даже если [все познается] подобным иллюзии,

Каким образом это противодействует клешам?

Когда даже к иллюзорной женщине

Страсть просыпается в том, кто ее сотворил?".

31

[Ответ] Тот, кто ее сотворил, не отбросил тенденции клеш

В отношении объектов познания.

Поэтому, когда он видит ее,

Отпечатки и привычка [понимания] Пустоты проявляются очень слабо [3].

В переводе данных субхашитах Шантидэвы, как и в тибетском оригинале, говорится о «том, кто творит иллюзии», хотя, по всей видимости, понятно, что имеется в виду чародей. Именно так перевели это сочетание Э.-Х. Галшиев на бурятский и Ю. Жиронкина на русский язык [1; 2].

Необходимо также отметить, что в рассуждениях Э.-Х. Галшиева можно найти элементы ролевой теории личности. При этом здесь уместно вспомнит слова одного из героев У. Шекспира:

Весь мир - театр

В нем женщины, мужчины - все актеры.

У них есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Семь действий в пьесе той.

Младенец, школьник, юноша, любовник,

Солдат, судья, старик («Как вам это понравится», акт II, сцена VII, монолог Жака).

Можно сказать, что приведенный фрагмент из пьесы Шекспира имеет много общего с произведением Э.-Х. Галшиева, который фактически говорил о социальных ролях и ролевых ожиданиях окружающих людей. При этом бурятский мыслитель призывал людей быть мудрыми и порядочными или, как минимум, постоянно стремиться к такому идеалу. Каждая роль требует от актера определенного социального поведения, стало быть, это поведение может соответствовать или не соответствовать ролевым ожиданиям. Таким образом, социальные роли - это маски, которые человек надевает, оказавшись в различных ситуациях общения.

В «Зерцале мудрости» Э.-Х. Галшиев привел свои рекомендации людям разных статусов для успешной и гармоничной реализации социальных взаимодействий, соответствия их конкретной социальной роли: как вести себя с вышестоящими, равными и нижестоящими собеседниками, с друзьями, с врагами и т.д. Целью всех этих дельных советов является не личная выгода, а защита чести, достоинства и интересов законными и адекватными средствами в соответствии с двумя законами. Иначе говоря, советы Э.-Х. Галшиева носят чисто оборонительный характер, что подтверждается следующими рассуждениями:

388

Познай, как люди совершают оскорбительные поступки,

Сам воздерживайся от них.

Высшие говорят, что лучше умереть,

Чем жить, терпя оскорбления от других

Общим требованием для всех мирян-буддистов, по Э.-Х. Галшиеву, является постижение буддийского закона последствий дел, почитание трех драгоценностей (Будда, учение и духовенство), а также соблюдение четырех заповедей шраманы (не убивать, не лгать, не воровать и не прелюбодействовать).

Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно сказать, что в субхашитах Э.-Х. Галшиева есть определенные параллели с современными психологическими теориями личности, а именно с теорией стимула и реакции и статусно-ролевой теорией личности. Автор «Зерцала мудрости» считает, что высшей и очень труднодостижимой целью для мирянина является глубокая и непоколебимая личность мудреца, который твердо усвоил два закона, разъясняющих то, что можно принять, а что необходимо отвергнуть.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Галшиев Э.-Х. Зерцало мудрости / пер. Ц.-А. Дугарнимаева. - Улан-Удэ, 2006. - 352 с.

2. Шантидева. Путь бодхисаттвы (Бодхичарья-аватара) / пер. Ю. С. Жиронкина. - СПб., 1999.

3. Santideva. Bodhicaryavatara. Вступление в практику Бодхисаттв / пер., примеч. и вступ. ст. И. С. Урба-наевой. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского науч. центра СО РАН, 2007. - С.252-253.

4. Янгутов Л. Е. О социально-политической востребованности буддизма в Монголии и Бурятии // Вестник Бурятского государственного университета. Сер. Философия, социология, политология, культурология. -2009. - № 14. - С.5-15.

References

1. Galshiev E.-Kh. Zertsalo mudrosti [Mirror of Wisdom]. Ulan-Ude, 2006. 352 p. (transl. from Buryat)

2. Shantideva. Bodkhichar'ya-avatara [The Way of the Bodhisattva]. St. Petersburg, 1999. (transl. from Tib.)

3. Santideva. Bodhicaryavatara [Assumption of Bodhisattvas Practice]. Ulan-Ude: SB RAS BSC Publ., 2007. Pp. 252-253. (transl. from Tib.)

4. Yangutov L. E. O sotsial'no-politicheskoi vostrebovannosti buddizma v Mongolii i Buryatii [On Social and Political Relevance of Buddhism in Mongolia and Buryatia]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Filosofiya, sotsiologiya, politologiya, kul'turologiya - Bulletin of Buryat State University. Ser. Philosophy, sociology, political science, cultural studies. 2009. No. 14. Pp. 5-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.