УДК 343.2/.7 (075.8) МАЛЫШЕВА Юлия Юрьевна,
ББК -67 кандидат юридических наук, доцент,
заведующая кафедрой уголовного права и криминологии Казанского филиала Всероссийского государственного университета юстиции
(РПА Минюста России) e-mail: [email protected]
ЛОЖЬ КАК ОСНОВНОЙ СПОСОБ СОВЕРШЕНИЯ КЛЕВЕТЫ ПО УГОЛОВНОМУ ПРАВУ: ПСИХОЛОГО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
Аннотация: Статья посвящена характеристике лжи как основному способу совершения клеветы, предусмотренной ст. 128.1 УК РФ, и психологическим особенностям данного понятия. В статье раскрывается необходимость формулирования понятия лжи в уголовном праве как обязательного признака данного преступления. Автор рассматривает ложь как негативное социально-правовое явление и криминогенный фактор на примере преступления, предусмотренного ст. 128.1 УК РФ.
Ключевые слова: ложь, клевета, уголовное право, способ совершения преступления; преступление, совершаемое путём лжи.
MALYSHEVA Yulia Yurievna,
PhD in Law, associate Professor, chief of Department of criminal law and criminology, Kazan branch of All-Russian State University
DECEPTION AS MAIN WAY OF COMMISSION OF SLANDER: PSYCHOLOGICAL -AND- LAW PERSPECTIVES
Annotation. The article is devoted to the characteristic of lie as main method of slander stipulated of 128.1 of Criminal Code of Russian Federation and psychological peculiarities of this conception. In article is revealed the necessity of formulation of conception of lie in Criminal Law as necessary sign of slander. The author considers the lie as a negative social and law factor a cite as an example of corpus delict, stipulated of 128.1 of Criminal Code of Russian Federation.
Key words: lie, slander, Criminal Law; crime, performed by means of lie.
Ложь - это замаскированная правда
Д. Байрон
Криминологической реальностью стало такое негативное социально-правовое явление, как ложь. В качестве особой уголовно-правовой категории ложь охватывает традиционные обманные способы преступного поведения, а также смежные с ними формы преступной активности. Её непосредственное отражение в уголовном законе говорит о расширении оснований ответственности за умышленные посягательства, связанные с дезинформацией и введением другого лица в заблуждение.
Ложь является основным способом совершения преступления, предусмотренного ст. 128.1 УК РФ. Мы придерживаемся концепции, однозначно считая ложь отрицательным поведением человека, а тем более при совершении любых преступлений.
Можем констатировать, что категория «ложь» рассматривается законодателем как более широкое понятие, чем категория «обман». Поскольку с юридической точки зрения и с позиции законодателя понятие лжи, в отличие от других видов психического воздействия, содержит три обязательных признака. Один из признаков лжи - это искажение истины (дезинформация) как результат поведения лжеца. Второй признак рассматриваемого понятия - это заведомое, преднамеренное искажение истины (неправда, выдаваемая за истину). Лживые действия (в том числе слова) есть разновидность рационального поведения. Лжец осознанно дезинформирует других лиц, преследуя какие-либо цели. Отсюда ошибочное искажение истины не является ложью, следовательно, обманом. Как заметил И.Я. Фойницкий: «Ошибочно считающий своё свидетельство истинным, находится в состоянии заблуждения. Сознательно удостоверяющий неверный факт совер-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018
УГОЛОВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС
шает ложь или обман» [1, с. 35]. Наконец, третий признак, образующий понятие лжи и характеризующий, как и второй признак, её субъективную сторону, - это введение другого лица в заблуждение. Путём лжи виновный стремится вызвать у потерпевшего ошибочные представления об окружающей действительности. Ложь направлена на введение другого лица в заблуждение.
Таким образом, можно дать следующее общее понятие лжи. Ложь - это преднамеренное искажение истины с целью ввести другое лицо (или других лиц) в заблуждение.
Ложь обычно совершается безотносительно к будущему поведению потерпевшего - жертвы лжи. Она может использоваться без намерения склонить другое лицо к совершению какого-либо действия или воздержанию от его совершения. Обязательное наличие такого намерения превращает ложь в обман. Поэтому не всякая ложь является обманом, но любой обман есть ложь и необходимо включает в себя все признаки лжи. Для того чтобы ложь «переросла» в обман, необходимо наличие ещё одного признака. Содержание последнего выражается во введении конкретного лица в такое заблуждение, которое побуждает его совершить действие (бездействие) в интересах обманщика. Отсюда обман - это такая ложь, которая обязательно направлена на склонение другого лица к совершению действия (бездействия), выгодного (значимого) для обманщика; это ложь, которая имеет своей целью возбудить у другого лица желание (решимость) действовать определённым образом. Как отмечают современные исследователи, обманом может быть признаваемо лишь такое искажение истины, в силу которого другое лицо вопреки своей действительной воле побуждается к определённому виновным действию. Также он утверждал, что необходимой составной частью обмана является посредствующая деятельность потерпевшего, но для того, чтобы такое последствие было отнесено к деятельности виновного, нужно, чтобы виновный создал или укрепил в уме потерпевшего ошибку, определившую его деятельность. Мы придерживаемся аналогичного суждения по данному вопросу и полагаем, что обман всегда рассчитан на ответное поведение, т.е. обманывают главным образом не столько для того, чтобы ввести в заблуждение, сколько для того, чтобы склонить обманываемого к определённому поведению.
По мнению Г.Л. Касторского, классический вариант лжи как способа совершения преступления представлен в ст. 128.1 УК РФ. Не имеет значения авторство ложных сведений,
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018
важно, чтобы виновный осознавал ложность этих сведений [2, с. 35].
В соответствии с Уголовным кодексом РФ клевета есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, т.е. включает в себя ложь как способ совершения данного преступления независимо от последующего поведения жертвы.
Объективная сторона характеризуется распространением заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. При клевете сообщаются сведения о якобы действительных фактах, касающихся потерпевшего, будто бы имевших место в прошлом или существующих в настоящее время. Для состава преступления необходимо, чтобы эти сведения были ложными, т.е. не соответствующими действительности и порочащими честь и достоинство лица или подрывающими его репутацию в глазах окружающих (членов семьи, знакомых, трудового коллектива и общества в целом). Порочащими являются не соответствующие действительности сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином действующего законодательства или моральных принципов (совершении нечестного поступка, неправильном поведении в трудовом коллективе, быту и другие сведения, порочащие производственно-хозяйственную и общественную деятельность - репутацию), которые умаляют его честь и достоинство. К таким сведениям также относится ложное сообщение о совершении потерпевшим преступления, безнравственного поступка, грубом нарушении правил общежития, заболевании ВИЧ - инфекцией или венерической болезнью и т.п. Эти сведения должны содержать описание конкретных фактов, а не общую оценку личных качеств или поведения потерпевшего. Для состава преступления безразлично, кто является автором ложных сведений. Под распространением понимают сообщение сведений хотя бы одному третьему лицу. Преступление окончено в момент распространения ложных сведений, независимо от того, стали ли они известны потерпевшему.
Следует отметить, что лицо, добросовестно заблуждавшееся в ложном характере распространяемых им сведений, ответственности за клевету по УК РФ не несёт. Мы разделяем данную позицию законодателя, хотя достаточно частой негативной практикой стало распространение ложной информации в социальных сетях, что, несомненно, говорит о высокой общественной опасности последней и возможно, в скором времени, появится необходимость введения уголовной ответственности за данные деяния.
Клевета стара, как мир, справедливо замечают философы. В качестве примера приведем древнеримского историка Тацита. Вот что он пишет об одном из приближённых императора Отона: «Он избрал лёгкий путь к почестям: стал клеветать на других командиров, отрицая те хорошие качества, которые у каждого из них были...и в результате благодаря своей ловкости и подлости добился превосходства над людьми порядочными и скромными» [3, с. 39].
Особенностью лжи, как способа совершения клеветы является её способность к «самоподдержанию» за счёт усилий её жертвы в плане самооправдания. Какой бы абсурдной и чудовищной ни была клевета, люди могут полностью или частично поверить в её истинность, если объект её применения начнёт оправдываться [4, с. 130]. И наоборот, если жертва клеветы сохранит спокойствие и хладнокровие, сделав вид, что клевета его не касается, последняя без реакции адресата не сможет «достичь своей цели». Возможно, это связано с укоренившейся в умах психологической установкой: опровергают только реальные факты, ведь незачем оспаривать несуществующие события. Такую особенность наветов издавна подметили философы. Томас Пейн писал: «Клевета - порок, обладающий необычными свойствами: стремясь умертвить её, вы тем самым поддерживаете её жизнь, оставьте её в покое - и она умрёт сама» [5, с. 33].
Китайский государственный деятель Чэнь Сяочуань выделил четыре ступени эскалации слухов, направленных против лица, которое намереваются опорочить. Так, если этот человек безупречен с профессиональной стороны, на него, прежде всего, предпринимаются политические нападки. Если он неуязвим политически, его обвиняют в деловой недобросовестности. В случае неудачи на прицел берётся его личная жизнь. Когда и этот выстрел не попадает в цель, придираются к его характеру, например, упрекают в излишней гордости. Обычно цель достигается, как только начальник поверит слуху [3, с. 124].
В книге «Тайная история сталинских преступлений» А. Орлов пишет, как Иосиф Сталин применял оружие клеветы против своих политических противников [3, с. 156]. Несомненно, сильнейший политик прошлого века знал, каким сильнодействующим средством на протяжении всей истории человечества является клевета, и поэтому умело применял данное «оружие». По нашему же мнению, чем выше общественное положение физического или юридического лица, тем опаснее ложь, которую он распространяет.
Исходя из вышеизложенного, под ложью, как основным способом совершения клеветы в уголовном праве следует понимать распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, влекущее криминогенные последствия.
Подводя итоги проведенному исследованию, предлагается определить преступления, совершаемые путём лжи, по уголовному праву следующим образом: под преступлениями, совершаемыми путём лжи, следует понимать умышленные общественно опасные деяния, совершаемые с корыстной или иной низменной целью путём сообщения заведомо ложных сведений или сокрытия фактов, направленных на введение другого лица в заблуждение.
По нашему мнению, учитывая негативное воздействие лжи на сознание человека, в частности посредством преступного воздействия, предлагаем считать ложь обстоятельством, отягчающим наказание, т.е. включить данное обстоятельство в перечень отягчающих обстоятельств, предусмотренных ст. 63 УК РФ либо в пределах санкции статьи за соответствующее деяние.
Список литературы:
[1] Фойницкий И.Я. Курс уголовного права: Часть Особенная. Посягательства личные и имущественные. СПб.,1871.
[2] Касторский Г.Л. Ложь как социально-правовое явление и криминогенный фактор. СПб, 2016.
[3] Малышева Ю.Ю. Обман в уголовном праве России. Казань, 2017.
[4] Щербатых Ю.В. Психология лжи и обмана. Ростов н/Д., 2012.
[б] Книга мудрости. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.
Spisok literatury:
[1] Fojnickij I.Ya. Kurs ugolovnogo prava: Chast' Osobennaya. Posyagatel'stva lichnye i imushchestvennye. SPb.,1871.
[2] Kastorskij G.L. Lozh' kak social'no-pravovoe yavlenie i kriminogennyj faktor. SPb, 2016.
[3] Malysheva Yu.Yu. Obman v ugolovnom prave Rossii. Kazan', 2017.
[4] Shcherbatyh Yu.V. Psihologiya lzhi i obmana. Rostov n/D., 2012.
[б] Kniga mudrosti. M. : OLMA Media Grupp,
2010.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018