Научная статья на тему 'ЛОЯЛЬНОСТЬ ПЕРСОНАЛА В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПОНЯТИЕ, АТРИБУТЫ, ПРИЗНАКИ'

ЛОЯЛЬНОСТЬ ПЕРСОНАЛА В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПОНЯТИЕ, АТРИБУТЫ, ПРИЗНАКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
355
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОЯЛЬНОСТЬ / НЕЛОЯЛЬНОСТЬ / ПЕРСОНАЛ / ОРГАНИЗАЦИЯ / МЕТОД / ОЦЕНКА / LOYALTY / DISLOYAL / PERSONNEL / ORGANIZATION / METHOD / ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасина М.С., Зимонина О.В.

Статья посвящена лояльности персонала, как основополагающей характеристике сотрудника в современном HR-менеджменте. В статье дано понятие дефиниции «лояльность», рассмотрены ее атрибуты и признаки. Авторами конкретизированы основные характеристики лояльности персонала. Рассмотрены основные компоненты лояльности, выделенные зарубежными учеными, занимающимися вопросами лояльности персонала. Авторами статьи проведено исследование и сделан анализ оценки лояльности персонала методом анкетирования в обществе с ограниченной ответственностью «Океан» (Брянская область, г. Почеп).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAFF LOYALTY IN MODERN ORGANIZATIONS: CONCEPT, ATTRIBUTES, CHARACTERISTICS

The article is devoted to personnel loyalty as a fundamental characteristic of an employee in modern HR-management. The article gives the concept of definition of "loyalty", its attributes and features are considered. The authors concretize the main characteristics of staff loyalty. The main components of loyalty identified by foreign scientists dealing with the issues of staff loyalty are considered. The authors of the article conducted a study and analyzed the assessment of personnel loyalty by the method of questioning in the limited liability company “Ocean” (Bryansk region, Pochep).

Текст научной работы на тему «ЛОЯЛЬНОСТЬ ПЕРСОНАЛА В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПОНЯТИЕ, АТРИБУТЫ, ПРИЗНАКИ»

УДК 65.015.3

Герасима М. С. студент 4 курса факультет «Управление персоналом» Зимонина О.В., к.пед.н.

доцент

кафедра менеджмента, государственного и муниципального управления Брянский филиал РАНХиГС Россия, г. Брянск

ЛОЯЛЬНОСТЬ ПЕРСОНАЛА В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПОНЯТИЕ, АТРИБУТЫ, ПРИЗНАКИ

Аннотация: Статья посвящена лояльности персонала, как основополагающей характеристике сотрудника в современном HR-менеджменте. В статье дано понятие дефиниции «лояльность», рассмотрены ее атрибуты и признаки. Авторами конкретизированы основные характеристики лояльности персонала. Рассмотрены основные компоненты лояльности, выделенные зарубежными учеными, занимающимися вопросами лояльности персонала. Авторами статьи проведено исследование и сделан анализ оценки лояльности персонала методом анкетирования в обществе с ограниченной ответственностью «Океан» (Брянская область, г. Почеп).

Ключевые слова: лояльность, нелояльность, персонал, организация, метод, оценка.

Gerasina M.S.

4th year student, Department of «Personnel Management»

Zimonina O. V.

Candidate of Pedagogical Sciences Associate Professor Department of Management, State and Municipal

Management The Bryansk Branch of RANEPA Russia, Bryansk

STAFF LOYALTY IN MODERN ORGANIZATIONS: CONCEPT, ATTRIBUTES, CHARACTERISTICS

Abstract: The article is devoted to personnel loyalty as a fundamental characteristic of an employee in modern HR-management. The article gives the concept of definition of "loyalty", its attributes and features are considered. The authors concretize the main characteristics of staff loyalty. The main components of loyalty identified by foreign scientists dealing with the issues of staff loyalty are considered. The authors of the article conducted a study and analyzed the assessment ofpersonnel loyalty by the method of questioning in the limited liability company "Ocean" (Bryansk region, Pochep).

Keywords: loyalty, disloyal, personnel, organization, method, assessment.

Основным направлением политики кадровых служб крупных современных компаний являются ее сотрудники, точнее говоря, вопрос их развития, мотивации, повышения лояльности к организации. В последние годы стало ясно, что во внешней среде организации главными являются клиенты, а во внутренней именно человеческие ресурсы являются основой эффективного функционирования и успеха. 38

Слово «лояльность» берет свое начало от французского или английского «Loyal», что в переводе означает «верный». Таким образом, С.И. Ожегов определяет это понятие как, верность действующим законам, постановлениям органов власти (иногда только формальная, внешняя), либо корректное, благонадежное отношение к кому-либо или чему-либо.39

В толковом словаре В.И. Даля «лояльный» - это доступный, милосердный, человечный, человеколюбивый, приветливый, благородный и правдивый, доброжелательный.40

Определение понятия «лояльность персонала» более широко отражено в работе К. В. Харского, согласно его мнению лояльность - это способность и готовность смириться с одними требованиями и глубоко принять другие, стремление сохранить свое рабочее место, желание сделать свою работу наилучшим образом, это осознанное соблюдение принятых правил и соответствующая требовательность к другим.41

Лояльность персонала стала изучаться довольно недавно, и заняла важное место в системе эффективного управления персоналом и ведения деятельности организации. Это повлекло за собой то, что в настоящее время возник новый вид взаимоотношений между работодателем и сотрудниками, который основан на взаимном доверии и уважении и базируется на реалистичных ожиданиях обеих сторон. Теперь персонал ожидает более справедливого и уважительного отношения, возможности профессионального развития, интересной увлекательной работы, а взамен готов помочь руководству в развитии бизнеса, выдвижении новых идей, принимать участие в трансформации организации. Так низкий уровень лояльности становится причиной для возникновения проблем в организации: снижается эффективность работоспособности персонала, демотивация персонала, повышение нарушения дисциплины и др.

И.Г. Чумарин пишет, что лояльный сотрудник-это сотрудник, добровольно следующий законным правилам и процедурам организации. Мерой лояльности предлагает считать степень этой добровольности.42

3. Коргова М.А. Деятельность кадровых служб в современных организациях и направления ее совершенствования // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2012. - №1. - 193 с.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / URL: http://www.ozhegov.ru/index.html (дата обращения 11.04.2018).

5. Даль В.И Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / URL: http://www.vidahl.agava.ru/ (дата обращения: 12.04.2018).

6. Харский К. В. Благонадежность и лояльность персонала. - СПб.: Питер, 2003. - 496 с.

7. Чумарин И.Г. Сто факторов благонадежности / Секрет фирмы. - 2002.- №7.

Обязательные атрибуты лояльности:

- честность по отношению к объекту лояльности;

- разделение с объектом лояльности основных убеждений, ценностей;

- переживание за успех лояльности;

- открытая демонстрация лояльности, доброжелательное отношение;

- готовность предупредить опасность для объекта лояльности;

- готовность при необходимости идти на определенные жертвы в пользу объекта лояльности;

- чувство гордости за причастность к объекту лояльности (например, за принадлежность к числу сотрудников компании);

- стремление наилучшим образом исполнять обязанности, функции, миссию, возложенные на человека объектом лояльности.

Лояльность является свидетельством доверия сотрудников к руководителям, миссии и целям компании.

Харский характеризует лояльность, как способность и готовность смириться с одними требованиями и глубоко принять другие, как стремление сохранить свое рабочее место. Лояльность сотрудника - это желание выполнять свою работу как можно лучше, осознанно соблюдать принятые правила и проявлять соответствующую требовательность к другим. Таким образом, лояльность - это поведение определенного типа.

Лояльность и нелояльность имеет ряд атрибутов. Лояльные сотрудники - это выгодный для организации ресурс, поскольку имеет ряд преимуществ:

- лояльные сотрудники могут обеспечить компании лидерские позиции;

- лояльные сотрудники тщательно охраняют коммерческие секреты фирмы;

- лояльные сотрудники используют все резервы и ресурсы для достижения максимальных результатов в работе (зачастую и собственные, внешние);

- лояльные сотрудники более дисциплинированы. Они выполняют требования дисциплины, потому что это - видимая часть лояльности, без этого нельзя;

- лояльные сотрудники более ответственны. Они чувствуют свою обязанность перед компанией сделать работу правильно, в срок, с необходимым уровнем качества;

- лояльные сотрудники готовы переждать трудные для компании времена и остаться работать не из страха перед адаптацией на новом месте, а из верности и чувства сопричастности;

- лояльные сотрудники доверяют руководству и не оспаривают его решения, а также поддерживают его перед коллегами;

- лояльные сотрудники способны быстрее адаптироваться к меняющимся условиям (если после изменений сохраняется лояльность);

- лояльные сотрудники заинтересованы в обучении и получении новых знаний. Они хотят оставаться полезными в течение длительного времени.

Также К.В. Харский приводит несколько признаков, позволяющих выявить сотрудников, имеющих скрытую нелояльность:

- после общения с такими сотрудниками другие меняют свою положительную точку зрения, позитивное отношение к компании на противоположные;

- нелояльные сотрудники никогда открыто не оспаривают приказы и распоряжения руководства, но настраивают или провоцируют других на критику и возмущение;

- в присутствии руководства эти люди обычно занимают подчеркнуто нейтральную позицию;

- между этими людьми и открыто нелояльными сотрудниками существуют множественные эмоциональные связи.

Бизнес-консультант, бизнес-тренер, психолог Михаил Рыбаков так написал в своей статье, опубликованной на его сайте о том, что получает компания, когда ее персонал лоялен:43

- снижаются издержки компании, ведь в среднем примерно в течение года новый сотрудник является «балластом» для бизнеса;

- повышается качество всех бизнес-процессов: опытному сотруднику реже приходится исправлять свои ошибки, затрачивая на это время и ресурсы;

- растет имидж компании на рынке: профессионалов уважают;

- снижаются риски: часто при уходе сотрудник уводит с собой не только клиентов, но и уносит к конкурентам ноу-хау компании;

- атмосфера в коллективе становится более здоровой: меньше сил тратится на сплетни и интриги.

Формирование, измерение и управление лояльностью - важные направления деятельности менеджера по персоналу, поскольку данный процесс влияет на различные показатели деятельности предприятия.

Факторы формирования лояльности персонала:

- материальное стимулирование;

- возможность профессионального роста;

- развития лояльности персонала;

- фактор корпоративности;

- фактор психологического климата;

- фактор самоконтроля.

Управление лояльностью персонала является основной задачей руководства современной организации. Поскольку человеческий фактор обретает все большее значение для эффективной деятельности компании, в настоящее время важно налаживать добропорядочные и тесные отношения между персоналом и организацией.

Как пишет Соловейчик, лояльность персонала — это характеристика, которая определяет его приверженность компании, способствует одобрению

8. Михаил Рыбаков [личный сайт]. -URL: www.mrybakov.ru (дата обращения: 12.04.2018).

целей организации, способов и средств их достижения, кроме того подразумевает открытость трудовых мотивов для компании.44

Зарубежные ученые, в частности Джеральд Гринберг и Роберт Бэйрон, а также Дуэйн П. Шульц и Сидни Э. Шульц и другие выделяют три компонента лояльности персонала: эмоциональная, вынужденная и нормативная.

Эмоциональную лояльность определяют, как преданность компании по зову сердца, потому что сотрудникам нравиться работать, быть здесь. Для формирования данной лояльности большое значение имеет благоприятный психологический климат на предприятии, продуктивная корпоративная культура, стиль управленческой деятельности менеджеров. Ученые отмечают, что эмоциональная лояльность тесно связана с воспринимаемой поддержкой со стороны организации, поэтому проявление заботы о людях со стороны руководства будет повышать эмоциональную лояльность.45

Вынужденную лояльность рассматривают, как необходимость работать именно здесь, потому что нет возможности повысить квалификацию, поменять место работы или получить другую профессию. Д. Шульц и С. Шульц пишут, что для вынужденной лояльности характерна такая связь работника и организации, которая основана на периферических факторах вроде пенсионных планов и стажа, которые прервутся, если работник уволится.46

Нормативная лояльность основывается на привычках и ценностях человека, на его убеждениях; она подкрепляется сформированными с детства поведенческими стереотипами. Нормативная лояльность может возникать в тех случаях, когда работник чувствует себя обязанным возместить работодателю затраты, связанные с его обучением или тренингом каких-либо его специфических навыков.

Но прежде, чем оценить лояльность персонала организации, необходимо рассмотреть методы оценки лояльности.

Первый самый простой и эффективный метод- это анкетирование. В данном методе не нужно шкал, ключей и алгоритмов интерпретации. Чтобы правильно оценить результаты достаточно иметь здравую логику. Сначала нужно раздать анкету, а когда ее заполнят, собрать и обработать полученные данные.

Второй метод: оценка лояльности по шкале Терстоуна. Данная шкала может использоваться для оценки конкретной организации, потому что ее составление доступно для любого исследователя. Она позволяет оценить любую социальную установку актуальную именно для вашего предприятия.

Третий метод: метод проективных вопросов для оценки лояльности

9. Соловейник А.В. Лояльность персонала и факторы, характеризующие организацию / Известия Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена. - 2010. - № 125. - стр. 2124.

10. Гринберг Дж. Бэйрон Р. Организационное поведение: от теории к практике / Пер. с англ. О.В. Бредихина, В.Д. Соколова. - М.: ООО «Вершина», 2004. - 912 с.

11. Шульц Д., Шульц С. Психология и работа /. - 8-е изд. - СПб.: Питер.- 2003. - 560 с.

персонала. Он требует базовых психологических знаний и объективного подхода к оценке. Более эффективно будет попросить сотрудников письменно ответить на вопросы. Чтобы организовать такое исследование, можно сообщить сотрудникам, что вас попросили помочь провести социальный опрос. Вопросы нужно задавать в достаточно быстром темпе, потому что именно то, что первое приходит в голову будет тем, что действительно думает респондент.

Четвертый метод оценки лояльности сотрудника к компании-интервью. Данный метод используется, чтобы получить дополнительную информацию о подразделениях, как с самым высоким уровнем лояльности, так и с низким. Она также поможет точно выявить и определить причины низкого уровня лояльности.47

Авторами статьи была проведена оценка лояльности персонала с помощью метода анкетирования в обществе с ограниченной ответственностью «Океан» (Брянская область, г.Почеп). В ходе проведенного исследования было определено, что не все сотрудники имеют строгий дресс-код, а лишь те, кто непосредственно контактирует с клиентами.

Руководителям можно рекомендовать введение единого стиля одежды полностью для всех сотрудников, ведь единый стиль одежды также является важным элементом для создания сплоченного коллектива. Иными словами, у всех сотрудников компании должен быть определенный дресс-код. При этом это вовсе не значит, что полностью все сотрудники обязаны выглядеть идентично. Современные представления о едином стиле зачастую понимают под дресс-кодом наличие в одежде единой цветовой гаммы, присущей стилю компании, знаков отличия, именных бейджиков и т.д. То есть не обязательно заказывать пошив единых костюмов для всего коллектива, хотя, если на это имеются финансовые ресурсы, то это лишь пойдет на пользу компании.48

Знание истории компании сотрудниками выступает важным аспектом для функционирования организации. Было определено, что большее число сотрудников получили информацию об истории компании при приеме на работу, однако при этом достаточно большому числу персонала пришлось об этом узнать уже в ходе начала самостоятельной работы.

В данной ситуации руководству можно порекомендовать проводить информирование сотрудников об истории ООО «Океан» на этапе приема на работу, ведь именно в этот момент у кандидата на должность наиболее активно формируется представление и впечатление о компании, где он собирается работать, и именно на данном этап полученная информация об истории (при правильном донесении) способна замотивировать будущего работника на эффективную трудовую деятельность.49

12. Оценка лояльности персонала: обзор основных методов [Электронный ресурс] / URL: http://hrtime.ru (дата обращения: 19.04.2018).

13. Коргова М.А. Деятельность кадровых служб в современных организациях и направления ее совершенствования / Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2012. - №1. - стр. 195-196.

14. Корзенко Н.И. Эффективные методы мотивации и стимулирования персонала / Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - №3 (257). - стр. 67-69.

Потенциальный сотрудник должен хорошо знать при этом цели организации, миссию, стратегию, основные идеи, которые были заложены в принцип работы. Комплекс этой информации способен создавать впечатление причастности к большому и полезному делу.50

Анкетный опрос показал, что культурные мероприятия и поездки для сотрудников в исследуемой компании являются редким явлением.

При таком положении дел, высшему руководству определенно нужно обратить на это внимание, ведь совместные мероприятия обычно несут положительное воздействие на лояльность сотрудников, являясь эффективным средством укрепления коллектива, дружеских и партнерских связей в нем. Из этого, как можно понимать, будет улучшаться климат внутри коллектива, а, как следствие, эффективность работы сотрудников, что в свою очередь даст положительный экономический эффект для компании.51

Точнее говоря, в организации должны периодически проводиться:

- культурные мероприятия: коллективные походы на концерты, в театр, кино, галереи, выставки, музеи;

- туристические поездки для сотрудников по городам России, а также выезды на природу;

- корпоративные мероприятия по случаю больших праздников, важных дат для компании, а также в случае больших профессиональных успехов.

Что касается методов, которые до настоящего времени не были применены в ООО «Океан», то к этому можно отнести создание так называемых «внутренних СМИ».52

Внутрикорпоративные связи с общественностью («внутренние СМИ») - это функция высшего руководства компании, которая устанавливает и поддерживает взаимовыгодные отношения между руководством и сотрудниками. Внутрикорпоративный PR направлен на повышение уровня лояльности и мотивированности сотрудников фирмы. Внутренние коммуникации служат для того, чтобы каждый сотрудник компании осознавал обязанности, возложенные на него.53

Главной целью внутренней коммуникации является формирование и поддержание положительного внутрикорпоративного имиджа компании.

Для ООО «Океан» наиболее удобным будет вариант внедрения внутрикорпоративной связи в виде специального интернет-портала (либо группы в социальной) сети. Это позволит руководству как оперативно доносить информацию, так и повышать лояльность сотрудников.54

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Зонин, Н.А. Кашпаров Д.В. Система управления моделью повышения конкурентоспособности малого предпринимательства / Молодой ученый. - 2014. - №7-1 (66). - 9 с.

16. Ткаченко Л.Н. Методы и принципы управления персоналом / Директор по персоналу [Электронный ресурс] / URL: http://www.hr-director.ru/artide/63435-red-qqq-15-m4-metody-i-printsipy-upravlemya-personalom-predpriyatiya (дата обращения: 20.04.2018).

17. Комарова И.В. Управление лояльностью персонала / Кадровик. - 2014. - №6. - 14 с.

18. Шмелев В.К. Методы управления персоналом / Экономическая библиотека [Электронный ресурс] / URL: http://econom-lib.ru/4-12.php (дата обращения: 20.04.2018).

19. Челнокова Н.Ю. Лояльность сотрудников как способ повышения эффективности управления персоналом организации / Инновационная наука. - 2012. - №11-1. - 276 с.

Любая компания, желающая выжить в долгосрочной перспективе, должна заботиться о лояльности своего персонала. Такая необходимость обусловлена, во-первых, тем, что это качество сотрудников является условием формирования у них высокой профессиональной мотивации, которая, в свою очередь, отражается на всех сторонах деятельности. Лояльные работники готовы смириться с временными трудностями компании, принять необходимые организационные перемены. Такие сотрудники дорожат своим рабочим местом именно в этой компании. Они не только сами стремятся как можно лучше выполнить свою работу, но нередко побуждают к этому и своих коллег. Только лояльные сотрудники готовы творчески подходить к решению возникающих проблем, брать на себя ответственность, прикладывать все усилия для достижения целей компании.

Использованные источники:

1. Зонин Н.А., Кашпаров Д.В. Система управления моделью повышения конкурентоспособности малого предпринимательства / Молодой ученый. -2014. - №7-1 (66). - 9 с.

2. Комарова И.В. Управление лояльностью персонала / Кадровик. - 2014. -№6. - 14 с.

3. Коргова М.А. Деятельность кадровых служб в современных организациях и направления ее совершенствования / Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2012. - №1. - 193 с.

4. Корзенко Н.И. Эффективные методы мотивации и стимулирования персонала / Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. -№3 (257). - стр. 67-69.

5. Магура М.И., Курбатова М.Б. Организационная приверженность / Управление персоналом. - 2001. - № 6. - стр. 19-25.

6. Соловейник А.В. Лояльность персонала и факторы, характеризующие организацию / Известия Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена. - 2010. - № 125. - стр. 21-24.

7. Харский К. В. Благонадежность и лояльность персонала. - СПб.: Питер.-2003. - 496 с.

8. Челнокова Н.Ю. Лояльность сотрудников как способ повышения эффективности управления персоналом организации / Инновационная наука.

- 2012. - №11-1. - 276 с.

9. Чумарин И.Г. Сто факторов благонадежности / Секрет фирмы. - 2002.- №7.

10.Гринберг Дж. Бэйрон Р. Организационное поведение: от теории к практике / Пер. с англ. О.В. Бредихина, В.Д. Соколова. - М.: ООО «Вершина», 2004. -912 с.

11.Шульц Д., Шульц С. Психология и работа /. - 8-е изд. - СПб.: Питер.- 2003.

- 560 с.

12.Даль В.И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]/ URL: http://www.vidahl.agava.ru/ (дата обращения: 12.04.2018).

13.Михаил Рыбаков [личный сайт]. -URL: www.mrybakov.ru (дата обращения: 12.04.2018).

14.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / URL: http://www.ozhegov.ru/index.html (дата обращения 11.04.2018).

15.Ткаченко Л.Н. Методы и принципы управления персоналом / Директор по персоналу [Электронный ресурс] / URL: http://www.hr-director.ru/article/63435-red-qqq-15-m4-metody-i-printsipy-upravleniya-personalom-predpriyatiya (дата обращения: 20.04.2018).

16.Шмелев В.К. Методы управления персоналом / Экономическая библиотека [Электронный ресурс] / URL: http://econom-lib.ru/4-12.php (дата обращения: 20.04.2018).

17.Оценка лояльности персонала: обзор основных методов [Электронный ресурс] / URL: http://hrtime.ru (дата обращения: 19.04.2018).

УДК 330.101

Гизатуллина А.Н. научный руководитель: Полюшко Ю.Н., к. э. н.

доцент

Лениногорский филиал «КНИТУ им. А.Н. Туполева-КАИ» Российская Федерация, Республика Татарстан, г. Лениногорск ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ

Аннотация: Экономический рост является одной из самых важных характеристик экономической жизни страны. Экономисты во всем мире изучают динамику экономического роста.

Ключевые слова: Экономический рост, рост инвестиций.

Gizatullina A.N.

Supervisor: associate Professor Poliushko Yu.N.

Leninogorsk branch of the "KAZAN national research technical

University.N. Tupolev-KAI" Leninogorsk, Republic of Tatarstan, Russian Federatione THE PROBLEMS OF ECONOMIC GROWTH IN RUSSIA

Abstract: Economic growth is one of the most important characteristics of the country's economic life. Economists around the world are studying the dynamics of economic growth.

Keywords: Economic growth, growth of investments

Актуальность выбранной темы научной обусловлена тем, что экономический рост является важным показателем экономики страны. Растущая и развивающаяся экономика позволяет занимать передовое место на экономическом мировом рынке. В настоящее время проблемой экономического роста заинтересованы все страны, ведь именно от успеха экономических показателей зависит благополучие населения. Если оценивать аспекты роста экономики России следует разделить их на количественные и качественные [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.