УДК 81.161.1: 070 (476)
А. С. Мирошниченко
Аспирант кафедры русской филологии, УО «Гродненский государственный университет им. Янки Купалы», г. Гродно, Республика Беларусь Научный руководитель: Пивоварчик Тамара Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент
«ЛОВЦЫ ХАЙПА» И «ВИРТУАЛЬНЫЕ АКУЛЫ»: НАИМЕНОВАНИЯ БЛОГЕРА В РУССКОЯЗЫЧНЫХ ТЕКСТАХ БЕЛОРУССКИХ СМИ
В статье представлены результаты наблюдений над особенностями семантики наименований блогера и их функционирования в русскоязычных текстах белорусских СМИ. На основе ономасиологического подхода определен состав лексем, обозначающих блогера, охарактеризованы структурные и семантические типы номинаций лица. Проанализирована практика использования наименований блогера в журналистских текстах с учетом коммуникативных, ценностных, прагматических установок их авторов. Делается вывод о том, что в языке СМИ отражаются новые явления в стратификационной структуре общества, в том числе появление нового стратификационного признака - 'публичность'. Отмечается значительное варьирование оценочно-экспрессивных коннотаций, разнообразие экспрессивных форм, активность метафорического переосмысления и неоднословных номинаций. В указанных явлениях отражаются особенности лингвокогнитивной субкатегоризации имён блогера на основе сравнения блогера с другими субъектами массмедийного пространства, а также амбивалентное отношение социума к новому явлению в профессионально-трудовой сфере.
Ключевые слова: язык СМИ, социальная лексика, номинация, номинация лица, блогер, социальный статус, медиатекст.
Введение
Социально-статусные отношения и позиция человека в стратификационной системе общества являются важнейшей денотативной сферой семантики русского языка - русской языковой картины мира. Распределение общества по стратам наблюдается в различных областях человеческой деятельности, будь то экономика, политика или культура. Проблема социальной стратификации общества не теряет своей актуальности в глобальной «деревне» - напротив, формирование информационной модели современного общества делает ее злободневной. Сегодня мы можем наблюдать появление нового вида социальной дифференциации, который вытекает из возможностей использования новейших информационно-коммуникационных технологий. Все больший вес приобретает публичность как одна из характеристик образа жизни современного человека: чем большим весом то или иное лицо обладает в медийном пространстве, тем более высок его социальный статус. Такие привилегии обусловлены способностью публичного человека влиять на сознание аудитории (как правило, широкой) и служить примером, ориентиром, образцом для подражания.
Лексема блогер входит в группу статусно-маркированных наименований лица, исследование которых является актуальной лингвистической задачей. Значительная часть социально-статусных номинаций лица занимает особое место в медиадискурсе, поскольку относится к т. н. «ключевым словам текущего момента» - «словам, обозначающим явления и понятия, находящиеся в фокусе социального внимания» [1, с. 92], то есть высокочастотным и концептуальным лексемам, без использования которых не может быть репрезентирована в медиадискурсе социальная действительность. В то же время среди этих номинаций широко представлена «лексика, находящаяся в движении и остро актуальная, еще не до конца освоенная лексической системой» [2, с. 141]. Б. Ю. Норман подчеркивает, что номинации лица по социальному статусу в русском языке является открытым, постоянно пополняющимся и очень подвижным классом единиц в силу своей «чувствительности к социальным изменениям в обществе» [3, с. 130].
Поскольку социальный статус является существенным моментом организации человеческого сообщества, он в той или иной мере закреплен в семантике многих языковых единиц. Информация
© Мирошниченко А. С., 2022
о социально-статусных отношениях может быть включена «в семантику и прагматику языкового знака, без учета которых знак не может быть правильно употреблен» [4, с. 128]. Возможность выделения статусной семы как отдельного компонента лексического значения обоснована в исследованиях Н. Ф. Алефиренко, В. Г. Гака, В. И. Карасика, И. М. Кобозевой, В. В. Левицкого, В. А. Марьянчик, Е. Б. Никифоровой, А. М. Плотниковой, Т. Д. Полуэктовой и других.
Ученые исследовали то, каким образом социально-статусные отношения и представления языкового коллектива об этих отношениях отражаются в семантической структуре русских синтетических и аналитических наименований лица и в особенностях их функционирования (см. работы Н. Г. Бабенко, Е. Н. Басовской, Т. И. Галеева, Е. И. Головановой, М. А. Ерёминой, О. П. Ермаковой, В. М. Зариповой, А. А. Карамовой, Е. В. Кашпур, И. Е. Кима, Т. В. Леонтьевой, Е. А. Маклаковой, Б. Ю. Нормана, А. М. Плотниковой, Е. В. Рубановой, А. Г. Тимченко, О. Е. Фроловой, Т. П. Шуба-Зимяниной, А. В. Щетининой и других).
Наименование блогер традиционно используется для обозначения «создателя блога» [5, с. 75] - любого человека, который имеет личный журнал или дневник в интернете, аккаунт в той или иной социальной сети (на той или иной медиаплатформе) и периодически оставляет там записи (посты) разного характера: личные, новостные, комментирующие. Блог - производное от англ. web-log, в переводе означает «сетевой журнал», «дневник событий». Блог представляет собой веб-сайт, основное содержимое которого составляют регулярно пополняемые записи, включающие в себя текст, изображения и мультимедиа. Отличия блога от традиционного дневника обусловлены онлайн-средой: важным качеством блогов является публичность. Они предполагают наличие сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (например, в комментариях). Обзор русскоязычных научных публикаций показал, что в фокусе внимания исследователей-лингвистов находятся следующие вопросы: лингвокультурный типаж блогера (Е. Н. Граждан), языковая личность блогера (А. Ю. Лебедева), речевой портрет блогера (А. В. Сайдашева, Е. В. Литовская, Д. А. Шляховой), его приемы самопрезентации (М. Д. Брызгалова, Л. Г. Антонова, Е. А. Лебедева) и коммуникативные стратегии (Д. А. Шляховой). Проблема наименования блогера остается малоизученной - следовательно, предпринятое нами исследование может быть признано актуальным.
Исследование выполнено на материале 220 контекстов, извлеченных из газет «БелГазета» (БГ), «Знамя юности» (ЗЮ), «Народная газета» (НГ), «СБ. Беларусь сегодня» (СБ), «Сельская газета» (СГ) 2009-2021 гг. Высказывания, включающие наименование блогер и подобные ему, участвуют в формировании стереотипных представлений о социальной структуре общества. Отдавая предпочтения тем или иным наименованиям участников описываемых событий и ситуаций, журналист может как повышать, так и понижать статус героя публикации, регулировать оценочную интерпретацию описываемых событий.
Результаты исследования и их обсуждение
Сегодня блогинг представляет собой масштабное явление, которое влияет практически на все сферы жизни людей: культуру, экономику, политику и др. Номинация блогер активно функционирует в языке республиканских СМИ начиная с 2009 года, хотя отдельные случаи ее употребления встречались ранее. На этапе своего вхождения в тексты газет лексема преимущественно использовалась для называния человека, ведущего персональный блог на популярной платформе Live Journal («Живой Журнал», сокращенно - ЖЖ), которая начала свою работу в 1999 году: В Туркмении заблокирован доступ к видеосервису YouTube и сервису для блогеров LiveJournal (СБ. 28.12.2009); В ЖЖ появился профсоюз блогеров (СБ. 27.11.2009); Самому популярному блогеру Рунета запретили писать в ЖЖ (СБ. 25.06.2009); Почитываю, знаете ли, Живой Журнал. И как видный аналитик доподлинно знаю, почему многие блогеры недолюбливают бесцеремонную журналистскую поросль (СБ. 28.01.2010).
Появление блогеров стало чем-то сродни информационной революции, которая актуализировала вопрос о судьбе традиционных СМИ. Поэтому закономерно, что лексема блогер использовалась в публикациях, посвященных взаимоотношениям традиционных и новых акторов инфосферы -журналистов и блогеров - в контексте их противопоставления. Роль журналистов в обществе, возможности взаимодействия с аудиторией и способы влияния на неё, значение «новых медиа», «гражданской журналистики» и user generated content (пользовательский контент) стали распространенными темами для публичного обсуждения: Пишите на «мыло». О профессиональных
блогерах и журналистах-«любителях» (СБ. 28.01.2010); Блогеры способны составить конкуренцию журналистам (СБ. 16.08.2012); Нельзя приравнивать «журналистику» блогеров к профессиональной - декан журфака МГИМО (СБ. 30.05.2012); Журналисты могут побеждать блогеров только качеством и эксклюзивностью - редактор «Вечерней Москвы» (СБ. 24.04.2013). Контексты показывают, что концептообразующими становятся изначально периферийные, часто имплицитные, к тому же с негативной оценочностью семы: блогер - 'тот, кто создает непрофессиональный продукт', 'непрофессионал', 'тот, кто позиционируется ниже журналиста', 'тот, кто ограничивается описанием повседневности' и т. д.
Для текстов семи- - десятилетней давности характерно использование окказиональных сочетаний, в состав которых входят номинации блогер и наименования интернет-сегментов: Самому популярному блогеру Рунета запретили писать в ЖЖ (СБ. 25.06.2009); Популярный блогер байнета, заботливая жена и молодая мама Юлия Новик редко ходит за обновками в обычные магазины (СБ. 06.06.2014). Сегодня такая конкретизация представляется менее актуальной, поскольку деятельность (сфера влияния) блогера не ограничивается рамками одной страны: по мере развития экспансии интернета эти границы стираются.
С развитием информационных технологий и популяризацией социальных сетей репертуар наименований блогера, в том числе статусно-маркированных, расширился. В плане содержания лексем, именующих блогера, появилась оценка. В языке СМИ нашли отражение изменения в социальной структуре общества: появление новых социальных групп и формирование новых связей внутри нее. Возникли наименования разной структуры и разной степени устойчивости, конкретизирующие сферу деятельности блогера в зависимости от создаваемого им контента (бьюти-блогер, фешн-блогер, фуд-блогер, кулинарный блогер, lifestyle-блогер), площадки для работы (Instagram-блогер, ютубер, twitter-знаменитость, тиктокер), формата информационного продукта (видеоблогер): А в арсенале некоторых красоток и бьюти-блогеров уже надежно прописались патчи для глаз, тканевые маски и прочие продукты, маркированные Made in South Korea (ЗЮ. 04.02.2021); Сразу приглашают за стол, который ломится от яств. Любой инстаграмный фуд-блогер позавидует такой красивой картинке (Р. 06.03.2021); Ютуберы могут и не работать напрямую с рекламодателями, а получать доход за просмотры видео согласно партнерскому соглашению с YouTube (НГ. 09.02.2018); Лучшей Twitter-знаменитостью года по версии Shorty Awards стал американский актер Натан Филлион (СБ. 04.03.2010); Четыре с небольшим минуты откровений подарили видеоблогеру первый «видос» с миллионом просмотров (ЗЮ. 22.06.2017).
С точки зрения структуры используемые в языке СМИ наименования блогера можно разделить на однословные (блогер-миллионник, Instagram-блогер, фуд-блогер, бьюти-блогер, фешн-блогер, видеоблогер, микроблогер, блогерша, блогерка, ютубер и др.) и составные (кулинарный блогер, инстаграмный блогер, топовый блогер и др.) - создаются «экспрессивно-оценочные компакт-номинации в духе времени» [6, с. 5].
Среди однословных номинаций можем выделить следующие:
- однословные номинации, образованные суффиксальным способом: блогерша, блогерка, ютубер, тиктокер, милионник;
- однословные номинации, образованные приставочным способом: микроблогер, недоблогер;
- композиты с префиксоидами: горе-стример, Instagram-девочш, смузи-мальчик, блогер-миллионник, Instagram-блогер, Twitter-знаменитость, фуд-блогер, бьюти-блогер, фешн-блогер, видеоблогер.
Составные номинации представлены словосочетаниями: звезда YouTube, кулинарный блогер, инстаграмный блогер, топовый блогер и др. Наиболее распространенным структурным типом словосочетаний является именной тип «существительное + прилагательное», где существительное представлено наименованием лица - лексемой блогер, а прилагательное характеризует лицо с точки зрения сферы деятельности и ее престижности.
Среди номинаций, образованных суффиксальным способом, отдельного внимания заслуживают лексемы блогерша и блогерка - слова, называющие лицо женского пола по роду занятий и социальной принадлежности. Как правило, феминитивы на -ш(а) характеризуются наличием сниженного стилистического оттенка: общим фактором приобретения феминитивами на -ш(а) выраженной стилистической сниженности также выступает вторичность номинаций женского рода по отношению к номинациям мужского рода [7, с. 109]. Наши наблюдения подтвердили данный факт: в языке современных белорусских СМИ наименование блогерша имеет пейоративную
коннотацию: По сути, блогерша хотела получить в скромном провинциальном кафе еды не только халявной, но и «халяльной», то есть приготовленной в соответствии с ее представлениями о здоровом питании. Смущенная официантка метнулась было на кухню за блинчиками для важной персоны (СБ. 16.09.2016); Теперь я по вечерам сама люблю зайти в Фейсбук, полюбопытствовать, сошла ли уже с ума чудаковатая блогерша или еще держится, а эта парочка померилась ли и какие красоты выложила девушка-фотограф (НГ. 22.02.2019). Номинация блогерка используется журналистами более редко, однако также может иметь в своем содержании негативную оценку: Хотя бы это - как втолковать? Или, к примеру, «блогерам и блогеркам» можно ли объяснить: если твой сосед хату не запирает, это не повод зайти к нему и стырить банку пива со стола (СБ.
14.02.2019). В приведенном примере оценочность усиливают семантические кавычки.
Корреляты женского рода оказываются наиболее востребованными в эссеистской журналистике, насыщенной оценочностью, эмоциональностью, экспрессивностью. Вместе с тем, в ряде контекстов пейоративный компонент в рассматриваемых феминитивах отсутствует: Интернет -это сила. Я удивлялась ее мощи, когда незнакомые собеседники прикованной к постели блогерши Михалинки из моего родного Бобруйска собрали деньги на коляску с электроприводом (СБ. 28.01.2010); В ролике, загруженном в ТкТо^ блогерша берет обычный длиннозерновой рис (СБ.
27.11.2020); Долгое время женщина гадала, представляя разные источники странных звуков. Фантазия набирала обороты, поэтому блогерша решила посмотреть, что же это может быть (СБ. 07.03.2021).
В целом в использовании наименований блогера обнаруживается закономерность, связанная с формированием метафорического дискурса: для обозначения блогера и блогосферы как совокупности всех блогов в языке СМИ активно употребляются переносы с уже существующих предметов или явлений действительности:
- зооморфная метафора: Но почему одни виртуальные «акулы» оказываются в фаворитах, а другие нет? (ЗЮ. 22.06.2017);
- экономическая метафора: Блогеры способны составить конкуренцию журналистам (СБ. 16.08.2012);
- растительная метафора: В рамках стратегии воздействия на общество у нас выращивали журналистов и блогеров, которые занимались продвижением нужных идей (СБ. 02.04.2021);
- театральная метафора: Поражает лишь то, что российские законодатели вспомнили о том, что треш-стримы опасны как для неокрепших мозгов зрителей, так и для участников онлайн-представлений, только после нашумевшей истории, когда в ходе стрима российского видеоблогера Reeflay 2 декабря умерла участница прямого эфира (СБ. 23.01.2021);
- продуктовая метафора: Контент некоторых раскрученных блогеров Марков отнес в категорию фастфуда, а соцсети охарактеризовал как «шведский стол», отметив: там можно найти как свежие «продукты», так и испорченные (СБ. 01.04.2021);
- метафора войны (милитарная): Некоторые представители многотысячной армии блогеров успели так отточить мастерство общения с подписчиками, что профессиональные ведущие с телевидения им в подметки не годятся (СБ. 23.01.2021); Блогер чувствует и бьется, аки лаквеарий, забрасывая лассо на шею новым тысячам фоловеров, мы бежим до кучи ставить лайки, а он уже готовит новый маневр (СБ. 06.03.2020); Будто ядерный взрыв произошел в журналистике, когда появились блоги (СБ. 16.08.2012).
Метафора представляет собой инструмент, при помощи которого можно представить новое явление, не до конца осознанное социумом: «обращаясь к чему-то новому, сложному, не до конца понятному, человек нередко пытается использовать для осмысления элементы какой-то более знакомой и понятной сферы» [8, с. 12]. Обращение к явлению блогинга спровоцировало появление в СМИ оценочной рефлексии. Кроме того, метафора служит созданию негативных коннотаций, используется для «воздействия на эмоционально-волевую сферу адресата и создания соответствующего отношения к рассматриваемым реалиям» [8, с. 24]. Так, например, негативное отношение человека к военным действиям, немирным путям решения тех или иных конфликтов может переноситься на блогеров.
Нередко слово блогер используется журналистами республиканских СМИ в ироническом контексте: А в это время в городской чаще авторитетом для растущей личности становятся блогеры, тиктокеры, хайперы и прочие виртуальные леонарды да винчи (СБ. 01.02.2021); В отличие от многих современных интернетных писателей Кобзон оставил след в истории
заметнее, чем все блогеры, вместе взятые (СБ. 28.11.2020); Блогеры (я бы даже сказала «блохеры», поскольку развелось их как блох) вроде Путило врут по-черному (СБ. 08.01.2021).
В целом для языка современных белорусских СМИ характерно использование лексем с негативными коннотациями для наименования блогера, напр. горе-стримеры, ловцы хайпа, электронные наркоманы, создатели шума, виртуальные акулы и др.: Бывало, горе-стримеры заканчивали жизнь в автокатастрофах либо совершали суицид (СБ. 23.01.2021); Фитоняшки и ловцы хайпа, гуру и проповедники крутятся на сковородке Instagram, выдумывая новые вбросы во имя поднятия охватов (СБ. 06.03.2020); Эти блогеры - электронные наркоманы. Но будут биться до конца, как гладиаторы. И немногим удастся соскочить (СБ. 06.03.2020); Но почему одни виртуальные «акулы» оказываются в фаворитах, а другие нет? (ЗЮ. 22.06.2017); Сужу об этом по серии одинаковых Instagram-девочек с ботоксными губами и смузи-мальчиков с татушками, которые легко вовлекаются не только в челенджи «за все хорошее», но и в политические игры (СБ. 23.01.2021).
В медиакартине современных белорусских СМИ образ блогера может выстраиваться негативно: подразумевается, что его деятельность направлена на получение известности и большого количества подписчиков, что не всегда является прямым следствием природных талантов и трудолюбия блогера - напротив, речь идет о неодобряемых социумом способах привлечения внимания. Так, о негативном отношении журналистов республиканских СМИ к деятельности блогера свидетельствуют наименования онлайн-представление, онлайн-зашквар, треш-стримы, шоковый контент: Поражает лишь то, что российские законодатели вспомнили о том, что треш-стримы опасны как для неокрепших мозгов зрителей, так и для участников онлайн-представлений, только после нашумевшей истории, когда в ходе стрима российского видеоблогера Reeflay 2 декабря умерла участница прямого эфира (СБ. 23.01.2021); Но, с другой стороны, если не обращать внимания на вопиющие факты асоциального поведения в сети (запрет на распространение порно я преднамеренно опускаю - с этим ситуация более-менее сносная), то онлайн-зашквар так или иначе окажет негативное влияние на жизнь многих семей. Следовательно, и это моя принципиальная позиция, бороться с шоковым контентом нужно широким фронтом (СБ. 23.01.2021); В таких вот треш-стримах, когда ведущий совершает с собой, а чаще всего со своими гостями опасные для здоровья или просто унизительные вещи. У некоторых таких блогеров десятки, сотни тысяч подписчиков (СБ. 23.01.2021).
Вместе с тем, на высокий социальный статус блогера указывают глаголы советовать, рекомендовать, актуализирующие стратификационный признак «способность влиять»: С короткими прядками по линии роста волос блогер советует управляться немного по-другому: зацепить плойкой или щипцами только их кончик и подкрутить его по возможности (СБ. 26.01.2021); А чтобы задание не казалось неподъемным, блогер рекомендует делить цель на составные части (СБ. 04.01.2021). Блогеры обладают лучшей информированностью, задают тенденции, выступают в роли лидеров мнений: Не лишним будет притянуть популярных блогеров для рекламы Браславщины (СГ. 14.03.2021); Блогеры - это огромная сила, и с этим нельзя не считаться. При российской Госдуме даже создали совет блогеров. С ними советуются, к ним прислушиваются, потому что понимают: они формируют общественное мнение и ведут за собой огромное количество людей (ЗЮ. 22.06.2017). «Способность влиять» как один из критериев выделения высокого социального статуса был известен и ранее, однако именно возможность воздействия на аудиторию, связанная с активным технологическим развитием, стремительным ростом популярности социальных сетей, усилением роли медийной публичности, является продуктом современного информационного общества.
В социуме формируется отдельный класс медийных публичных людей, блогеров, внутри которого существует собственная иерархия - это находит отражение в языке СМИ, где стало возможным указание на степень популярности и уровень авторитета блогера с помощью интен-сификаторов, градуаторов, категории сравнения: Слабым, но хоть каким-то утешением для наших сограждан, попавших под демократическую раздачу, может служить то, что их товарищем по несчастью стал самый популярный блогер планеты, имеющий 80 миллионов подписчиков, -Дональд Трамп (СГ. 21.01.2021); Нападающий «Ювентуса» по праву получил звание самого знаменитого блогера, обогнав остальных звезд по числу подписчиков (СБ. 04.01.2021). В языке СМИ появляется выражение многотысячная армия блогеров: Некоторые представители многотысячной армии блогеров успели так отточить мастерство общения с подписчиками, что профессиональные ведущие с телевидения им в подметки не годятся (СБ. 23.01.2021).
Подчеркнуть особенно высокий статус блогера, акцентировать внимание на его значимости и выделить лицо среди других блогеров журналисту позволяют прилагательные топовый, настоящий, словосочетания главная звезда, блогер № 1, приложения миллионник и звезда: Я готов помогать писать сценарии подобных роликов, чтобы добавлять их в телешоу, клипы популярных музыкальных исполнителей, в видео топовых блогеров (СБ. 16.05.2019); Развлечений хватало: посетители могли сфотографироваться с картонными фигурами топ-блогеров, примерить очки виртуальной реальности и сразиться с компьютерными монстрами (ЗЮ. 22.06.2017); У главной звезды YouTube 28-летнего шведа PewDiePie 60 миллионов подписчиков (НГ. 09.02.2018); Анна Бонд, блогер № 1 в Беларуси по результатам опроса, который осенью прошлого года провело Международное агентство социальных и маркетинговых исследований, говорит (НГ. 09.02.2018); Poodlecorp уже атаковали известные онлайн-игры и интернет-звезд. Они не раз взламывали сервера MMORPG League of Legends и нескольких блогеров-миллионников на YouTube (СБ. 21.07.2016). Таким образом, язык СМИ позволяет ранжировать блогеров в зависимости от количества подписчиков, охватов и, соответственно, сферы влияния.
Заключение
Наблюдения над особенностями семантики наименований блогера показали, что в контекстах современных белорусских СМИ концептообразующими становятся изначально периферийные, часто имплицитные семы, как правило, с негативной оценочностью (ср.: блогер - 'создатель блога' и блогер - 'непрофессионал').
Состав лексем, обозначающих блогера, расширился с развитием информационных технологий и популяризацией социальных сетей: возникли наименования разной степени устойчивости, конкретизирующие сферу деятельности блогера в зависимости от создаваемого им контента, площадки для работы, формата информационного продукта. С точки зрения структуры, используемые в языке СМИ наименования блогера можно разделить на однословные и составные. В целом, использование наименований блогера в языке современных белорусских СМИ характеризуется значительным варьированием оценочно-экспрессивных коннотаций, отмечается разнообразие экспрессивных форм, активность метафорического переосмысления и неоднословных номинаций.
В языке СМИ нашли отражение изменения в социальной структуре общества: появление новой социальной группы - отдельного класса медийных личностей - и формирование новых связей внутри нее. Интенсификаторы, градуаторы, категории сравнения, прилагательные и приложения позволяют журналисту обозначить степень популярности и уровень авторитета блогера.
В указанных явлениях отражаются особенности лингвокогнитивной субкатегоризации имён блогера на основе сравнения блогера с другими субъектами массмедийного пространства, а также амбивалентное отношение социума к новому явлению в профессионально-трудовой сфере.
СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Земская, Е. А. Активные процессы современного словопроизводства / Е. А. Земская // Русский язьгк конца ХХ столетия (1985-1995) : сб. ст. / отв. ред. Е. А. Земская. - М., 2000. - С. 90-141.
2. Проект «Словаря русского языка XXI века». Образцы словарных статей / Г. Н. Скляревская [и др.] // Journal of Applied Linguistics and Lexicography. - 2019. - Vol. 1, № 1. -Р. 136-311.
3. Норман, Б. Ю. Конструкции с местоимением мы: формирование актуальной или окказиональной коллективной идентичности / Б. Ю. Норман, А. М. Плотникова // Вестн. Новосиб. гос. пед. ун-та. - 2016. - Т. 6, № 6. - С. 126-138.
4. Михальченко, В. Ю. Социолингвистика в России / В. Ю. Михальченко, Т. Б. Крючкова // Вопросы языкознания. - 2002. - № 5. - С. 116-142.
5. Зайцева, Е. А. Наименования лица в русском языке начала XXI века : словарь-справочник / Е. А. Зайцева. - Самара : ПГСГА, 2013. - 256 с.
6. Роль СМИ в демократизации и креативизации современного русского языка (круглый стол) [Электронный ресурс] / Е. М. Маркова [и др.] // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та (электронный журн.). - 2017. - № 1. - Режим доступа: https://evestnik-mgou.ru/ru/Articles/Doc/799. - Дата доступа: 20.08.2021.
7. Гузаерова, Р. Р. Блогер или блогерша: русские феминитивы с формантов -ш(а) в современном медиапространстве / Р. Р. Гузаерова // Ученые записки Казанского университета. -2019. - Т. 161, кн. 5-6. - С. 105-116.
8. Чудинов, А. П. Очерки по современной политической метафорологии / А. П. Чудинов. -Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2013. - 176 с.
Поступила в редакцию 31.08.2021 E-mail: [email protected]
A. Miroshnichenko
«HYPE CATCHERS» AND «VIRTUAL SHARKS»: NOMINATIONS OF A BLOGGER IN RUSSIAN TEXTS OF THE BELARUSIAN MASS MEDIA
The article presents the results of observations on the peculiarities of the semantics of nominations of a blogger, functioning in the Russian-language texts of the Belarusian mass media. Сomposition of considered nominations, their structural and semantic types are characterized on the basis of an onomasiological approach. The practice of using nominations of bloggers in journalistic texts is analyzed. The communicative, value and pragmatic attitudes of the authors are taken into account. The conclusion is made that the language of mass media reflects new phenomena in the stratification structure of society, including such an emergence of a new stratification feature as 'publicity'. The significant variation in evaluative-expressive connotations, the variety of expressive forms, the activity of metaphorical rethinking and non-single-word nominations are noted. The ambivalent attitude of society towards a new phenomenon in the professional and labor sphere is reflected in these phenomena.
Keywords: language of mass media, social vocabulary, nomination of a person, blogger, social status, media text.