Научная статья на тему 'БЛОГЕРЫ КАК НОВЫЕ РАССЛЕДОВАТЕЛИ И ЛИДЕРЫ МНЕНИЙ МОЛОДЕЖИ'

БЛОГЕРЫ КАК НОВЫЕ РАССЛЕДОВАТЕЛИ И ЛИДЕРЫ МНЕНИЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2114
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
блогер / социальные сети / Youtub / лидеры мнений / молодежь / средства массовой информации / blogger / social networks / Youtube / opinion leaders / youth / mass media

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Забиранко Валерия Игоревна

В статье рассматривается влияние видеоблогеров на общественное мнение, на примере блогеров-расследователей и их целевой аудитории – молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BLOGGERS AS NEW INVESTIGATORS AND OPINION LEADERS OF YOUTH

The article examines the influence of video bloggers on public opinion, using the example of investigative bloggers and their target audience – young people.

Текст научной работы на тему «БЛОГЕРЫ КАК НОВЫЕ РАССЛЕДОВАТЕЛИ И ЛИДЕРЫ МНЕНИЙ МОЛОДЕЖИ»

DOI: 10.17805/trudy.2022.1.6 ЖУРНАЛИСТИКА

БЛОГЕРЫ КАК НОВЫЕ РАССЛЕДОВАТЕЛИ И ЛИДЕРЫ МНЕНИЙ МОЛОДЕЖИ

В.И. Забиранко Московский гуманитарный университет

Аннотация: В статье рассматривается влияние видеоблогеров на общественное мнение, на примере блогеров-расследователей и их целевой аудитории - молодежи.

Ключевые слова: блогер; социальные сети; Youtub; лидеры мнений; молодежь; средства массовой информации

BLOGGERS AS NEW INVESTIGATORS AND OPINION LEADERS OF YOUTH

V.l. Zabiranko Moscow University for the Humanities

Abstract: The article examines the influence of video bloggers on public opinion, using the example of investigative bloggers and their target audience - young people.

Keywords: blogger; social networks; Youtube; opinion leaders; youth; mass media

В условиях развития современного информационного общества социальные сети являются, основным, а для некоторых слоев общества, и главным источником информации, инструментом мобилизации и самоорганизации. Если ранее, в период расцвета телевидения и печатных средств массовой информации (СМИ) лидерами мнений были политики, спортсмены, звезды шоу-бизнеса, то сегодня общественный интерес вызывают независимые блогеры и их поклонники.

Отметим, что блогеры, как лидеры мнений, которые сегодня именуются также инфлюэнсерами (Бодрунова, Майклсон, 2020), пользуются особенной популярностью именно у молодого поколения. Популярность и доступность социальных сетей среди молодежи (VK.com, Instagram, Tik-Tok, Youtube и др.) и формирует способность блогеров влиять на данную аудиторию.

Блогеры, бесспорно, сегодня являются известными личностями наравне с политиками, журналистами, спортсменами - им доверяют, а, значит, они могут формировать спрос и общественное мнение. Стандартная реклама, даже в интернете, не привлекает к себе внимания, и, самое главное, не вызывает доверия. В этом контексте социальные сети и блогеры, как канал коммуникации становятся все более востребованными для продвижения брендов и компаний.

При этом важно отметить, что в начале 2021 г. самой популярной социальной площадкой у россиян стал YouTube - 85% интернет-пользователей в возрасте от 16 до 64 лет пользуются этой сетью. ВКонтакте популярен у 78% (Сергеева, 2021: Электр. ресурс).

Основной потребитель социальных сетей - это молодежь. При этом, в Youtube основная доля аудитории, как раз и принадлежит молодежи - примерно 50% российских пользователей в возрасте от 14 до 35 лет (согласно Закону о молодежной политике в России, возраст молодежи - от 14 до 35 лет включительно) ^оиТиЬе собрал статистику аудитории России, 2021: Электр. ресурс).

Кроме того, исследование общественного мнения специалистами НИУ ВШЭ показало, что наиболее влиятельным среди молодёжи каналом общественно значимого, а также развлекательного видео-контента становятся YouTube-каналы. Видеоблогеры выполняют функцию лидеров общественного мнения и потому способны сформировать у молодёжи конкретное отношение к событиям, конструировать гражданскую повестку дня, которая может отличаться от той, что подается СМИ. При этом, YouTube-блогеры формируют мнение у аудитории касательно какого-либо события и, соответственно, определенную социальную реальность, не только с помощью разноформатности и яркой презентации информации: наличие блока комментариев «под видео», наличие оценок («лайки» / «дизлайки») и количество просмотров, также способно формировать определённое отношение к материалу. Чем больше положительных лайков у конкретного видео, тем больше доверия к нему, а значит, и к каналу, на котором он размещен. Традиционная репрезентация новостей средствами радио и телевидения подобного интерактивного блока не имеет (Гигаури, Гуторов, Ширинянц, 2019:54).

Таким образом, появление видеоблогов предоставило молодежи возможность формирования собственного дискурсивного пространства в цифровой среде. Доступность, простота публикаций материалов, использование разнофор-матности подачи материалов (видео и анимации, текстовое сопровождение с помощью субтитров, привлечение к участию звезд), относительная свобода самовыражение и т.д. делают видеоблогеров непохожими на классических лидеров мнений. Соответственно, видеоблогеры отличаются широким охватом аудитории и постоянством обратной связи.

Можно выделить три основных коммуникативных стратегии видеоблогера: влияние на картину мира слушателя/зрителя, привлечение новых подписчиков и поддержание у уже имеющейся аудитории ощущения избранности (Гигаури, Гуторов, Ширинянц, 2019: 53).

При этом важно отметить жанровое разнообразие контента социальных медиа. В частности, одним из популярных направлений видеоблогинга сегодня является такой сугубо журналисткий жанр, как расследование. Разумеется, формат видеоблога при условии отсутствия каких-либо журналистских рамок (журналистской этики) может оказывать влияние на молодежь. YouTube-блогер и его подписчик могут представлять собой своеобразный «тайный круг» друзей. Это манипулятивный прием, с помощью которого подписчикам внушают, что они являются избранными. В случае с блогерами-расследователями их «избранность» заключается в том, что они умнее тех, кто верит СМИ, другим популярным бло-герам и т.д. Важно отметить, что расследовательский контент блогеров тоже раз-

ный: от расследования политических мифов, до развенчания полезности продуктов бьютииндустрии и деятельности других именитых блогеров.

Например, канал SOBOLEV насчитывает 5,11 млн. подписчиков, 667 205 476 просмотров (SOBOLEV, 2015: Электр. ресурс). Автор канала Николай Соболев, как правило, посвящает свой контент наиболее резонансным, «горячим» темам (например, расследование скандала Дианы Шурыгиной). Ютубер не стремится к полной объективности (хотя так себя позиционирует), каждый выпуск новостей он подытоживает именно своим мнением.

Еще один расследовательский канал - Афоня TV. Блогер Андрей Афонин на своем канале размещает собственные расследования касательно мошенни-ков-блогеров, накручивающих подписчиков и т.д. Аудитория блогера сегодня составляет 3,7 млн. человек (АФОНЯ ТВ, 2021: Электр. ресурс).

Блогер НВОРК с аудиторией почти 200 тыс. подписчиков, также занимается разоблачением мошеннических схем получения прибыли, политиков, блогеров и т.д. (НВОРК, 2018: Электр. ресурс). Контент канала «Ютубная», с 235 тыс. подписчиками сосредоточен преимущественно на расследовании обманов блогеров в рекламе (Ютубная, 2018: Электр. ресурс). Разоблачением доходов звезд шоу-бизнеса и социальных сетей заработал себе известность блогер Григорий Рындыч, с аудиторией 635 тыс. подписчиков (Рындыч, 2018: Электр. ресурс).

Итак, видеоблоги собирают аудиторию с общими запросами и интересами. Представленные в видеоблогах сведения, мнения и реакции адаптируются к стилю общения и социально-культурному контексту собранного сообщества. Комментарии и виртуальная статистика под роликом дополняют образ социальной реакции сообщества на обсуждаемое явление. В свою очередь резонансные выпуски популярных видеоблогеров становятся значимым и обсуждаемым явлением в медиа. Наблюдается определенный диссонанс между ростом влиятельности видеоблогеров, их статусом и специфическими особенностями медийной среды, в которой они преуспевают (Грушевская, 2021: Электр. ресурс). Таким образом, если раньше СМИ были авторитетным источником знаний, способом формирования общественного мнения, то сейчас эта роль все больше отходит блогерам, а традиционные СМИ, в свою очередь, становятся источником информации (транслирующим события из мира социальных медиа) и только потом -способом формирования общественного мнения.

Одно из отличий деятельности блогеров и СМИ - ответственность. Блогеры нередко могут намеренно снимать скандальные ролики (на современном сленге «ловить хайп»), намеренно публиковать недостоверные или непроверенные сведения, сознательно вводить в обман и манипулировать аудиторией.

Так, известный блогер Катя Конасова с аудиторией 1,31 подписчиков (Katyakonasova, 2018: Электр. ресурс), специализируется на том, что разоблачает различные бренды и их услуги. Общественный резонанс, в том числе и в СМИ, вызвало ее расследования сыворотки Acne Remover, в которой были обнаружены антибиотики, запрещенные к использованию в косметических средствах. Однако

по результатам тестирования продукции руководством Fem Fatal, а также проверок другими блогерами, запрещенных веществ обнаружено не было. На данный момент нет информации о том было ли ее расследование достоверным, однако, компания, которую она «разоблачила», понесла репутационные потери.

Можно сделать вывод, что несмотря на то, что блогеры и их каналы нередко приравниваются к СМИ и называются новыми медиа, на сегодняшний день их деятельность, а особенно информация, подаваемая ими, не регламентируется, как это происходит с деятельностью СМИ и конкретно деятельностью журналиста. При этом стоит отметить и пользу таких лидеров мнений - они нередко несут действительно полезную и часто объективную информацию, особенно это касается разоблачения мошенников, о которых в традиционных медиа если и подается информация, то достаточно лаконично и сухо. Но в эпоху постправды стоит относиться к словам блогера с удвоенной осторожностью, подаваемая информация может оказаться порождена симулякром (Головин, Коханая, 2020).

В заключение отметим, что такое явление, как видеоблог отличает интерактивность и разноформатность подачи информации, что усиливает влияние такого канала на аудиторию. Видеоблогер имеет возможность объединять вокруг себя людей, имеющих общие информационные и социально-психологические запросы, а, значит, и оказывать влияние на них. Блогеры в виду возможности открытого выражения своих мыслей, разного формата подачи информации, эмоциональных реакций, свободного выражения собственных субъективных мнений нередко становятся лидерами мнений для молодежи. Важно отметить, что блоги с одной стороны - публикуют действительно уникальный и полезный контент, но в виду отсутствия ограничений, присущих СМИ и журналистам, могут намеренно подавать искаженную и недостоверную информацию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Афоня TV. (2014) // YouTube.com. 4 июля. [Электронный ресурс] URL: https:// www.youtube.com/channel/UCLQTgW5IpinVwpkr3BA9GxQ/ (дата обращения: 01.12.2021)

Бодрунова С., Майклсон В. (2020) От блогеров - к инфлюенсерам: борьба за внимание и влияние на аудиторию. Новые тренды. Аналитический доклад. // ВЦИОМ. 24 сентября. [Электронный ресурс] URL: https://wciom.ru/analytical-reports/ analiticheskii-doklad/ot-Wogerov-k-inflyuenseram-borba-za-vnimanie-i-vliyanie-na-auditoriyu-novye-trendy/ ( дата обращения: 29.11.2021)

Гигаури Д.И., Гуторов В.А., Ширинянц А.А. (2019) Youtube-блогеры как лидеры общественного мнения молодёжи: новые технологии формирования идентичности в виртуальном пространстве // Каспийский регион: политика, экономика, культура. №3 (60). С.51-57.

Горшкова Л.А. (2020) Коммуникативные особенности социального медиа youtube в современном информационном пространстве // Медиасреда. №2. С. 94-100.

Головин Ю.А., Коханая О.Е. (2020) Создание и трансформация социокультурных симулякров в современных медиа // Челябинский гуманитарий. №3(52). С. 76-82.

Грушевская В.Ю. (2021) Дискурсивные особенности молодежных видеоблогов в российском сегменте YouTube 2021 // Cyberleninka.ru. 15 сентября. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.m/article/n/diskursivnye-osobennosti-molodezhnyh-videoblogov-v-rossiyskom-segmente-youtube/ (дата обращения: 02.12.2021)

НВОРК (2018) // YouTube.com. [Электронный ресурс] URL: https://youtu.be/ Dlw3sV1IKJ8/ (дата обращения: 28.11.2021)

Сергеева Ю. (2021) Интернет и соцсети в России в 2021 году — вся статистика // Web-Canape.ru. 12 февраля. [Электронный ресурс] URL: https://www.web-canape. ru/business/internet-i-socseti-v-rossii-v-2021-godu-vsya-statistika/ (дата обращения: 28.11.2021)

РЫНДЫЧ (2018) // YouTube.com. [Электронный ресурс] URL: https://www. youtube.com/channel/UCJQlWxJziHWs0Bq59D2Qw8A/videos/ (дата обращения: 29.11.2021)

ЮТУБНАЯ (2018) // YouTube.com. [Электронный ресурс] URL: https://www. youtube.com/c/youtubenaya/videos/ (дата обращения: 28.11.2021)

Katyakonasova (2018) // YouTube.com. [Электронный ресурс] URL: https://www. youtube.com/channel/UCh29SdTOPdjBb-n3Vop1lYg/ (дата обращения: 28.11.2021)

SOBOLEV (2015) // YouTube.com. [Электронный ресурс] URL: https://www. youtube.com/c/ЖИЗНЬЮТУБ/featured/ (дата обращения: 28.11.2021)

YouTube собрал статистику аудитории России, (2021) // avertmedia.ru. [Электронный ресурс] URL: http://www.avertmedia.ru/news/news-63.html/ (дата обращения: 28.11.2021)

Забиранко Валерия Игоревна - магистрант 2-го года обучения кафедры журналистики Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, 5. Тел.: +7 (499) 374-60-91. Эл. адрес: [email protected]

Zabiranko ValeriaIgorevna is a master's student ofthe 2nd year of study at the Department of Journalism of the Moscow University for the Humanities. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel.: +7 (499) 374-60-91. Email address: [email protected]

Для цитирования:

ЗабиранкоВ.И.Блогерыкакновыерасследователиилидерымнениймолодежи.2022.№1. С. 39-43. DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2022.1.6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.