нецелевого коррупционного использования бюджетных ресурсов, такие вложения могут привести к исчезновению Резервного фонда. Идеология расходования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния должна учитывать российский опыт и возможные риски такого инвестирования.
И наконец, самая главная проблема бюджетной системы в целом - рост долговой нагрузки субъектов Российской Федерации. При этом рост идет преимущественно за счет банковских кредитов под 14-15% годовых примерно по 200 млрд долларов в год. Полностью соглашаясь с предложениями Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова по включению в проект федерального бюджета мер, направленных на сокращение долговой нагрузки субъектов, считаю целесообразным дополнить эти меры необходимостью оценки уровня процентных расходов региональных бюджетов (т. е. расходов на обслуживание государственного долга субъектов РФ) в расчете на один рубль самого долга, чтобы сделать сопоставимыми объемы заимствований и издержек по их обслуживанию. Расчеты Совета Федерации в этой области показывают, что процентные расходы регионов на рубль долга в 1,8 раза выше, чем аналогичные расходы на федеральном уровне. Учитывая определенную консервативность расходов по государственному долгу РФ, следует обратить внимание на такую существенную разницу этих показателей, способных привести ряд регионов к дефолту.
Таким образом, при обсуждении проекта федерального бюджета весьма важно в рамках проходящего дискуссионного клуба в РЭУ разработать комплексные рекомендации, которые позволили бы увязать параметры и инструменты самого проекта с состоянием и параметрами всей бюджетной системы РФ и заложили фундамент для конструктивных бюджетных решений.
Председатель Комитета Государственной Думы РФ по экономической политике, инновационному развитию
и предпринимательству И. Н. Руденский
ЛОКОМОТИВЫ РОСТА В ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2014-2016 гг.
(по материалам выступления на дискуссионном клубе)
Ключевым моментом формирования любого государственного бюджета является бюджетная стратегия государства на долгосрочную перспективу. Приоритеты такой стратегии должны ставиться во главу угла при планировании параметров основного финансового документа страны и определять инструменты его воздействия на экономику. К сожалению, в проекте федерального бюджета на 20142016 гг. никакой стратегии не просматривается. Есть указы Президента и определенные политические задачи, которые ставятся перед федеральным бюджетом, но их реализация никак не увязана со стратегическим бюджетным воздействием. Именно поэтому любое сокращение доходов превращается в некоторую абстракцию.
В Государственной Думе прошло несколько совещаний по оценке проекта федерального бюджета, в рамках которых федеральный бюджет анализировался
Руденский И. Н. Локомотивы роста в федеральном бюджете на 2014-2016 гг. 9
через призму сохранения экономического роста в стране. Как известно, экономическое положение у нашей страны непростое: темпы роста упали, экономика нуждается в серьезных мерах стимулирования развития. В этих условиях от всех нас требуются новые нестандартные решения, направленные на повышение экономического роста. Некоторые такие подходы отражены в рассматриваемом прогнозе правительства: заморозка тарифов, использование средств ФНБ на инфраструктурные проекты. И это шаги, безусловно, в правильном направлении, но, к сожалению, этого крайне недостаточно. Необходимо обеспечить рост инвестиций как минимум на 10% в год. В противном случае темпы роста экономики будут ежегодно снижаться. Выход из этой ситуации только один - существенное повышение инвестиционной активности. У нас есть максимум 3-4 года, чтобы провести технологическое перевооружение в базовых ключевых секторах экономики.
Федеральный бюджет должен быть бюджетом развития, поэтому нельзя сокращать те статьи расходов, которые могли бы стать локомотивами роста. В противном случае из года в год доходная часть бюджета будет только сокращаться. При этом важно правильно определить приоритетные направления расходов бюджета. Главным локомотивом роста в современном мире является экономика знаний (наука, образование, информационные и биотехнологии, здравоохранение), которая является катализатором развития всех других отраслей. Приоритетную поддержку должны получить также жилищное строительство, в том числе с использованием ипотеки за счет средств Фонда национального благосостояния, сельскохозяйственное производство, имеющее неиспользованный лимит поддержки в рамках договоренностей с ВТО, малый бизнес, в том числе путем предоставления налоговых каникул на 2 года для индивидуальных предпринимателей.
В условиях бюджетной экономии и жестких мер, реализация которых проводится через проект федерального бюджета, начиная с 2014 г. необходимо прежде всего сохранить экономикообразующие расходы, или так называемые драйверы, на уровне хотя бы 2013 г.: расходы на науку, на образование, на отрасли, способствующие импортозамещению. Источником такого финансирования могут стать дополнительные доходы, которые удалось мобилизовать в ходе предварительных оценок проекта федерального бюджета в размере 0,5% ВВП, или около 350 млрд рублей. Именно в этой плоскости лежат резервы сохранения положительных темпов экономического роста.
Что нам для этого необходимо сделать?
Во-первых, разработать комплексную государственную инвестиционную программу развития производительных сил как важной части промышленной политики государства. Это даст долгосрочные ориентиры частным инвесторам, позволит активнее использовать механизм ГЧП для привлечения частного капитала в развитие обрабатывающей промышленности и инфраструктуры регионов.
Во-вторых, необходимо массовое обновление основных фондов - пора, наконец, перевести отрасли на новый технологический уровень. Следует провести полную инвентаризацию основных фондов (у нас достаточно большое количество избыточных мощностей) и сформировать единую межведомственную комиссию, которая будет определять, какие отрасли нам нужно поддерживать. Понятно, что одновременно все отрасли развивать невозможно, поэтому необходимо определиться с приоритетным списком таких отраслей, с собственниками функционирующих в них компаний.
В-третьих, нужны доступные кредиты - их пока нет, и мы будем об этом говорить, пока они не появятся. Для этого есть средства Фонда национального благосостояния, которые можно было бы использовать на возвратной основе. Для того чтобы российские компании были конкурентоспособными, наша промышленность должна быть поставлена в равные условия с мировыми компаниями и получать кредиты по таким же ставкам, как и наши конкуренты за рубежом (12%). Большую экономию бюджетных средств может дать наведение порядка при проведении госзакупок. В целом, по экспертным оценкам, эффективное введение федеральной контрактной системы может дать экономию более 1 трлн бюджетных средств.
Для экономии капитальных вложений к финансированию должны приниматься только подготовленные проекты. Необходимо развивать проектную культуру, культуру проектного управления. Как известно, кадры решают все. Именно люди заставляют экономику работать, осуществляют инвестиции, реализуют проекты, производят и потребляют блага. В программах нужны меры по срочному «всеобучу», формированию и развитию государственной системы подготовки и переподготовки кадров государственной службы по управлению программами и воспитанию «проектной культуры».
Хочу отметить важный аспект формирования федерального бюджета - госпрограммы. В целом это очень полезный и нужный инструмент, однако пока не отработанный с точки зрения конкретизации целей и результатов расходования бюджетных средств. Необходимо четкое понимание, на какой процент возрастет ВВП в ходе реализации той или иной госпрограммы и какой из указов Президента в ней будет реализован. Государственные программы должны быть ориентированы на максимальный социально-экономический эффект, а не на получение максимального бюджетного финансирования. Методики оценки эффективности госпрограмм должны предусматривать увязку значений показателей (индикаторов) госпрограмм с определенным источником финансирования. Самое главное - это управление по целям и результатам, т. е. необходимо выделять деньги под конкретные цели. Для этого следует ввести в Бюджетный кодекс РФ правило - не принимать со следующего года к рассмотрению бюджет без целевых показателей по его расходным статьям. Именно государственные программы должны стать тем механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование. В этой связи необходимо ускорить принятие важнейшего законопроекта «О государственном стратегическом планировании».
Для принятия научно обоснованных государственных стратегий управленческих решений необходима единая государственная и региональная система мониторинга социально-экономических процессов. Она должна включать единую систему стандартов, методических и нормативных документов по всем стадиям от постановки задач, формулирования цели до менеджмента реализации и контроля достижения результатов программы. Эта методическая и нормативная база должна содержать и правила в части оценки реализации программ.
И в заключение вопрос принципиальной важности. Достоверный прогноз, на основе которого принимается федеральный бюджет, - это очень важная основа для принятия любых политических, экономических и управленческих решений. И именно качеству прогноза необходимо уделять больше внимания и времени на обсуждение в парламенте (несколько месяцев), как это делается во всех развитых странах. А на основе качественного прогноза мы с вами получим и более качественный бюджет.