Научная статья на тему 'Локальный сельский социум: феноменология поколенческих трансформаций'

Локальный сельский социум: феноменология поколенческих трансформаций Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
189
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕСТЬЯНСКИЙ МИР / СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ / КАРТИНА СЕЛА / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭВОЛЮЦИЯ ЖИЗНЕННОЙ СРЕДЫ / ПОКОЛЕНЧЕСКИЕ СДВИГИ / ОБРАЗЫ БУДУЩЕГО / PEASANT COMMUNITY / RURAL SETTLEMENT / VILLAGE STRUCTURE / SOCIAL SPACE / EVOLUTION OF THE LIVING ENVIRONMENT / GENERATIONAL SHIFTS / IMAGES OF THE FUTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Виноградский Валерий Георгиевич, Виноградская Ольга Яковлевна

Статья посвящена изменениям, которые произошли в жизнедеятельности одного из глубинных сельских социумов поселения Атамановское Даниловского района Волгоградской области за период 1993-2016 гг. Авторы располагают обширным эмпирическим и аналитическим корпусом, наработанным в ходе социологической экспедиции, проведенной в этом типичном поселении средней полосы России в апреле 1993 г. Повторное исследование, проведенное здесь спустя почти четверть века, в августе 2016 г., опиралось на прежние методики включенного наблюдения и позволило зафиксировать не только изменения, которые в силу их специфики не улавливаются методами стандартной статистики, но и вживую увидеть тенденции дальнейшей эволюции малой частички крестьянского мира России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VinogradskayaLOCAL RURAL COMMUNITY: PHENOMENOLOGY OF GENERATIONAL SHIFTS

The paper studies the changes that occurred in the life of a remote rural community, settlement Atamanovskoe of Danilovsky district of the Volgograd region, during the period of 1993-2016. The authors present an extensive empirical and analytical body of data collected from the sociological expedition to this typical settlement of central Russia undertaken in April 1993. The second study, conducted almost a quarter of a century later in August 2016, is based on the same methods of overt observation and makes it possible to not only register the changes that due to their nature cannot be assessed by standard statistics but to see fi rst-hand further tendencies in the evolution of the small pieces of the Russian rural community

Текст научной работы на тему «Локальный сельский социум: феноменология поколенческих трансформаций»

[email protected] Валерий Георгиевич Виноградский,

доктор философских наук, профессор кафедры экономической социологии, рекламы и связей с общественностью, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г. В. Плеханова

[email protected] Ольга Яковлевна Виноградская,

магистр социологии Манчестерского университета,

старший научный сотрудник УДК 316.32 Института аграрных проблем РАН

ЛОКАЛЬНЫЙ СЕЛЬСКИЙ СОЦИУМ: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПОКОЛЕНЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ1

Статья посвящена изменениям, которые произошли в жизнедеятельности одного из глубинных сельских социумов - поселения Атамановское Даниловского района Волгоградской области за период 1993-2016 гг. Авторы располагают обширным эмпирическим и аналитическим корпусом, наработанным входе социологической экспедиции, проведенной в этом типичном поселении средней полосы России в апреле 1993 г. Повторное исследование, проведенное здесь спустя почти четверть века, в августе 2016 г., опиралось на прежние методики включенного наблюдения и позволило зафиксировать не только изменения, которые в силу их специфики не улавливаются методами стандартной статистики, но и вживую увидеть тенденции дальнейшей эволюции малой частички крестьянского мира России.

Ключевые слова: крестьянский мир, сельское поселение, картина села, социальное пространство, эволюция жизненной среды, поколенческие сдвиги, образы будущего.

1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ проекта № 16-03-18001 е «Крестьянские миры России: опыт поколенческой реконструкции».

♦-♦

Vi.G. Vinogradskiy, O.Ya. Vinogradskaya

LOCAL RURAL COMMUNITY: PHENOMENOLOGY OF GENERATIONAL SHIFTS

The paper studies the changes that occurred in the life of a remote rural community, settlement Atamanovskoe of Danilovsky district of the Volgograd region, during the period of 1993-2016. The authors present an extensive empirical and analytical body of data collected from the sociological expedition to this typical settlement of central Russia undertaken in April 1993. The second study, conducted almost a quarter of a century later in August 2016, is based on the same methods of overt observation and makes it possible to not only register the changes that due to their nature cannot be assessed by standard statistics but to see first-hand further tendencies in the evolution of the small pieces ofthe Russian rural community.

Keywords: peasant community, rural settlement, village structure, social space, evolution of the living environment, generational shifts, images of the future.

Атамановское поселение, занимающее южную часть Даниловского района, центром которого является хутор Атамановка, включает в себя хутора: Петру-ши, находящийся в 1 км к северу от Атамановки, Рогачи и Кувшинов, расположенные в 5 и в 11 км к востоку от центра соответственно. Все хутора поселения распределены по берегам реки Берёзовка правого притока Медведицы, впадающей в Дон. Эта территория является частью Доно-Медведицкой гряды Приволжской возвышенности и представляет собой слабохолмистые степи, простирающиеся к северо-востоку от Волгограда. Центр поселения - хутор Атамановка раскинулся вдольлевого берега реки Берёзовка.

По мнению краеведов, эта территория Доно-Мед-ведицкой гряды вошла в состав Российского государства во второй половине XVI в. После церковной реформы 1650-1660 гг. и последующего раскола в Русской церкви сюда от гонений стали переселяться приверженцы старообрядчества2, а в результате стихийных вооруженных выступлений крестьян XVII-XVIII вв. на водораздельных территориях рек Медведицы и Иловли стали селиться так называемые «вольные люди», именовавшие себя «казаками»3.

Однако в процессе первого исследования 1993 г. никто из атамановских старожилов не мог вспомнить время появления в этих местах первых поселенцев. Почему хутор называется именно так, а не иначе, также выяснить не удалось.

Время до раскулачивания и образования колхоза большинство респондентов старшего поколения в исследовании 1993 г. считали периодом расцвета хутора Атамановка. По их мнению, это была пора расцвета единоличных хозяйств, когда на хуторе еще верховодили атаманы, жизненно важные вопросы решал сельский сход и не было еще удушающей системы

2 «По словам березовокого (станица Березовская находится в 12 км к северо-западу от хутора Атамановка. - S.S., O.S.) краеведа, во время раскола в 17-м веке, когда началось преследование старообрядцев, они стали активно переселяться в Сибирь, Румынию, Польшу и особенно активно на Дон. Так в окрестностях станицы начали появляться хутора Атамановка, Петрушин, Кувшинов, Рогачи и другие» [4].

3 По мнению М. Фасмера, слово «казак» заимствовано из турецкого и других языков этой группы: «kazak- свободный, независимый человек, искатель приключений, бродяга» [7, с. 158].

налогов. Поэтому фактически каждая семья имела довольно сносную инфраструктуру мелкомасштабного сельскохозяйственного производства - тягловой скот и простейший инвентарь - плуг, борону, сеялку, буккер (севозапашник), иногда молотилку. Местные жители в основном занимались выращиванием зерновых, а урожай продавали на базарах и на ярмарках в соседних станицах. Крупные партии зерна возили на пристань, в Камышин, оттуда хлеб везли вверх по Волге, на Север.

К периоду особого кризиса эти респонденты относили коллективизацию и сопровождающее ее раскулачивание: казаки, по их словам, были буквально разорены в то время. На хуторе Атамановка коллективизация началась в 1929 г., организовались колхозы и в соседних хуторах. А в 1937 г. здесь была организована МТС, которая обслуживала четыре колхоза на хуторах: Атамановка - имени Калинина, Петруши - «За мировую революцию», Рогачи - имени Молотова, Кувшинов - «Красная Деревня».

По воспоминаниям респондентов первого исследования, голода в 1933 г. в Атамановке не было, поскольку в это время почти у каждой семьи была корова: «никто особенно не голодал». А вот в послевоенный 1946 г. в Атамановке был голод, когда люди «желудки собирали». Но и этот голод, по их мнению, не был таким страшным, как в других районах Поволжья.

К кризисным временам респонденты первого исследования относили и период горбачевской перестройки, когда среди местного населения появились первые признаки социального расслоения, которое к 1993 г. привело к сосредоточению нехитрых материальных ценностей и ресурсов, ранее принадлежащих колхозу, в руках «немногочисленной верхушки». В результате этого для большинства населения содержание даже нескольких домашних животных, по мнению респондентов, стало «прямо-таки непосильным бременем».

За 12 лет до нашего первого исследования (19811993 гг.) все четыре хутора, входящие в Атамановский сельский совет, потеряли только 6% своего населения, а уже к началу 2010 г., через 17 лет, население Ата-мановского поселения уменьшилось более чем на 28% по сравнению с 1993 г. По данным похозяйственных книг, за 4 года со времени последней переписи насе-

ления (2010 г.) оно уменьшилось еще на 9% и составило в 2014 г. 911 человек. Даже хутор Атамановка, население которого с 1981 по 1993 г. выросло, в том числе за счет жителей соседних хуторов, почти на 7,5%, потерял к 2010 г. по сравнению с 1993 г. 23% своих хуторян. Остальные хутора Атамановского поселения за период с 1993 по 2010 г. потеряли от 22 до 46% своих жителей. Следует отметить, что больше всех, почти в 2 раза, уменьшилось население хутора Петруши, находящегося в одном километре от центра поселения, хутора Атамановка (табл. 1-2).

По данным Росстата, на начало 2016 г. на территории Атамановского поселения проживало 905 человек, но фактическая его численность, по словам работницы администрации поселения, намного меньше.

«Фактически проживает меньше, процентов на 10 точно, а может, и на все 15. Они прописаны, но не проживают. Так что, ничего хорошего у нас за последние 24 года не произошло. У нас здесь сейчас в основном пенсионеры... А молодежь, она вся прописана, но ее здесь нет, они все на заработках. У нас очень много живут в областном центре, в Волгограде, снимают квартиры, и на севере молодежь работает, и в Москву ездят, и в Питер - куда угодно... Работы нет, ездят... Молодежи прописано много, реально проживают единицы просто: до 35 лет -

человек двадцать-тридцать... Занимаются кто чем, работы здесь нет, кто хозяйством занимается, кто просто пьет, ничем не занимается, не знаю, правда, на что, но пьет... В общем-то с молодежью вообще все сложно, плохо все» (Атамановка, август 2016 г.).

К началу 1992 г. на территории Атамановского поселения проживало 1396 человек, из которых 27% -люди пенсионного возраста и 25% - дети до 16 лет. На хуторе Атамановка в это время ситуация была прямо противоположная - 22 и 27% соответственно (табл. 1). По данным похозяйственных книг, на начало 2014 г. люди пенсионного возраста на территории Атамановского поселения составляли все те же 27%, как и 24 года назад, хотя общее число уменьшилось до 911 человек. А вот детей стало намного меньше -19% (и это в возрасте до 21 года). Такое относительное постоянство показателей обусловлено тем, что статистика, связанная с численностью населения, по старинке фиксируется по числу прописанных, а не реально проживающих людей. И даже корректировка по числу отсутствующего населения на момент расчета, а это около 4% (и в 1992, и в 2014 г.), не отражает действительно существующей ситуации, о которой говорят респонденты в 2016 г.: «у нас здесь сейчас в основном пенсионеры», «молодежь здесь не живет», «молодежи у нас не осталось», «работы здесь нет

Таблица 1

Численность населения, половозрастная структура и число хозяйств по Атамановскому сельскому совету и входящим в него хуторам (1981/1993 гг.)

Хутор Численность населения на начало года, чел. Число хозяйств на начало 1981/1993 г., ед. Численность населения на 01.01.1992 г., чел.

1981 1993 всего крест. муж./жен. муж. / отсут. жен. / отсут.

<15 16-59 >60 <15 16-54 54

Атамановка 724 782 247/294 0/10 360/383 114 205/17 41 88 175/14 20

Кувшинов 207 168 74/58 0/6 79/95 23 42/3 14 20 33/1 2

Петруши 346 274 139/111 0/2 123/158 28 65/2 30 30 54/6 4

Рогачи 216 176 84/62 0/10 97/101 26 53/7 18 21 42/3 8

Всего по сельскому совету 1493 1400 544/525 0/28 659/737 191 364/29 104 158 305/24 74

Таблица 2

Численность населения сельского поселения Атамановское и входящих в него хуторов по данным Всероссийской переписи населения 2010 г.*

Мужчины и женщины Мужчины Женщины В общей численности населения, %

мужчины женщины

Сельское поселение Атамановское 1002 506 496 50,5 49,5

Хутор Атамановка 601 310 291 51,6 48,4

Хутор Кувшинов 131 66 65 50,4 49,6

Хутор Петруши 147 72 75 49,0 51,0

Хутор Рогвчи 123 58 65 47,2 52,8

*Источник: Всероссийская перепись населения 2010 года. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских и сельских населенных пунктов Волгоградской области. С. 58. URL: http:// volgastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/volgastat/resources/fb8a0f004fe3ed6b85a4edd8c740ec4f/t1 _14.pdf (дата обращения: 10.09.2016).

♦-

вообще», «все трудоспособные едут где-то искать работу». Реальность проблемы подтверждается и двукратной разницей в показателях 2014 г. по количеству обучающихся в единственной средней школе поселения (60 учеников) и по численности детей в возрасте до 21 года (127 человек), и это даже с учетом поправки на 18-летний возраст окончания школы (табл. 3).

Проблема старения населения была зафиксирована нами еще в исследовании 1993 г., как в статистике, так и в интервью с респондентами. В частности, они вспоминали, что во времена единоличных хозяйств доля детей в общем составе населения доходила до 50%: «У нас в семье было так - стол взрослых, стол детей...». Тогда жили «сами по себе», единолично, а семьи были большие, состоящие, как правило, из нескольких поколений. Главой такой семьи был самый старший мужчина в доме. Поэтому, по мнению респон-

-♦

дентов, семей, состоящих из одних стариков, просто не было. Вместе с тем они отмечали, что на хуторах проживает много одиноких людей в преклонном возрасте. По данным похозяйственных книг, на начало 1993 г. на территории Атамановского сельского совета почти половина хозяйств состояла из семей, в которых проживало не более двух человек, причём большинство из них-люди пенсионного возраста (табл. 4).

По своему этническому составу население Атамановского поселения было достаточно однородным на протяжении всей своей истории. Подавляющее большинство его как в 1993 г. (97,3%) (табл. 5), так и в 2014 г. составляли русские. Кроме них, в 1993 г. здесь проживали несколько украинских, чеченских, азербайджанских и чувашских семей. Жителей других национальностей, таких как молдаване, татары, чуваши, белорусы, марийцы, мордва, лезгины, даргинцы, грузины и курды, было мало - от одного до четырех человек.

Таблица 3

Численность населения, половозрастная структура и число хозяйств по Атамановскому сельскому поселению и входящим в него хуторам на 01.01.2014 г.*

Хутор Численность населения на 01.01.2014 г., чел. Количество

всего работающих/ отсутст. пенсионеров детей муж./жен. муж. жен. частных подворий, ед. личных подсобных хозяйств, ед.

<7 7-21 21-59 21-54

Атамановка 548 299 151 26 72 208/242 219 153

Кувшинов 122 56 41 5 20 46/51 49 37

Петруши 132 74 27 7 24 49/52 47 34

Рогачи 109 61 31 6 11 40/52 45 36

Всего по поселению 911 490/36 (54%) 250 44 127 343/397 268 222 360 260

* По данным похозяйственных книг Атамановского сельского поселения. Паспорт Атамановского сельского поселения. URL: http://atamanovka-34.ru/ (дата обращения: 10.09.2016).

Таблица 4

Число хозяйств по составу семьи по Атамановскому сельскому совету и входящим в него хуторам на 01.01.1993 г.

Хутор Число хозяйств, ед. Число хозяйств по составу семьи, ед.

одиночки из двух человек из трёх человек из четырех и больше человек

Атамановка 294 59 73 60 102

Кувшинов 58 14 17 10 17

Петруши 111 34 28 20 29

Рогачи 62 11 23 8 20

Всего по сельскому совету 525 118 141 98 168

Таблица 5

Этнический состав населения по Атамановскому сельскому совету и входящим в него хуторам, 1993 г.

Хутор Численность населения по этническому составу, чел.

рус. укр. чеч. чуваш. молд. белор. мар. азер. тат. морд. лезг. курд. дарг. груз.

Атамановка 761 9 5 1 3 1 1 1

Кувшинов 166 2

Петруши 257 2 2 1 1 9 1 1

Рогачи 145 26 4 1

Всего по сельскому совету 1329 11 28 7 4 2 4 9 1 1 1 1 1 1

В августе 2016 г. сотрудница администрации Ата-мановского поселения дала следующую характеристику этническому составу местного населения:

«Других национальностей у нас мало. Азербайджанцы живут в Петрушах, они купили там два дома. Недавно семья цыганская приехала с пятью маленькими детьми. Есть у нас и мордва, и белорусы, и чуваши, но мы их не считаем какими-то неместными. Например, раньше с Чувашии приезжали люди, и здесь они уже давно осели, их дети обзавелись семьями, и их никто не считает чужими. Украинцы, конечно, есть. Гоузинов не знаю, чеченцев нет, они уехали все, ни в Кувшинове, ни в Рогачах их не осталось. В Рогачах молдаван очень много прибавилось, там их половина хутора. Там, короче говоря, они приехали на свадьбу, а женился один наш на молдаванке, и теперь у половины Рогачей жёны молдаванки. И сейчас уже у них поколение новое, т.е. Рогачи, наверное, на 50% - молдаване. Марийцы есть, азербайджанцы есть, татары есть, лезгинов и курдов, наверное, нет и дагестанцев, по-моему, нет» (Ата-мановка, август 2016 г.).

Причина этнической однородности населения этой территории кроется в ее удаленности от крупных промышленных и транспортных центров, а также в особом характере жителей этих мест, большинство из которых - это потомки казачьих родов, принадлежавших к старообрядческой общине. До коллективизации большинство местного населения были старообрядцами (кулугуры). В Атамановке находился кулугурский молельный дом, а из жителей общины выбирался священник. Причем священником у кулугуров мог быть как мужчина, так и женщина. Православных христиан здесь было очень мало, и все не из коренного населения.

Административная сфера поселения за последнюю четверть века сохранилась в прежнем объеме, изменилось название и отдельные функции: в нынешней администрации, как и в сельсовете, занято 8 человек -6 сотрудников, включая главу поселения, водителя и техничку. Недавно администрация запустила свой сайт.

А вот управленческая сфера лишилась одной жизненно важной институции - пункта правопорядка (милиции), в которой хотя и был занят один человек (участковый), но, по мнению жителей, был на своем месте незаменимой фигурой, поскольку он здесь жил, «всех знал, кто чем дышит, кто чем живет». Однако оптимизация функций полиции на уровне сельских поселений привела к тому, что население там фактически осталось как без оперативной, так и профилактической помощи в повседневных ситуациях, когда необходимо вмешательство правоохранительных органов.

«Участковый у нас как бы закреплен, но он здесь не находится, они все сейчас в Даниловке, т.е., если что-то, мы там звоним, вызываем его, он приезжает. Раньше здесь был кабинет участковый, раньше он здесь был все время, сейчас этого нет, участкового практически мы не видим и не знаем. Порой

скажут: "Вот, у вас теперь этот участковый", проходит два месяца, приезжает другой: "У нас же тот?" - "Не, уже я участковый". Проходит еще, вообще другой приезжает, т.е. мы его не знаем, как раньше-участковый всех знал, кто чем дышит, кто чем живёт. Сейчас этого нет. Сейчас участковых найти очень сложно, будешь звонить и не дозвонишься» (Атамановка, август 2016 г.).

Серьезные изменения произошли и в производственной сфере поселения. В 1993 г. в Атамановском коллективно-кооперативном предприятии трудилось 438 человек (в том числе 145 женщин), 10 человек- в стройчасти. На территории сельского совета работал 41 фермер. Некоторые фермеры тогда объединились в ассоциации крестьянских хозяйств. Так, на хуторе Атамановка ассоциация из трех фермерских хозяйств с 11 наёмными работниками обрабатывала 220 га сельхозугодий. На хуторе Кувшинов такую ассоциацию возглавляли пять фермеров, они совместно обрабатывали 335 га своих и арендованных земель. А на хуторе Рогачи в ассоциацию крестьянских хозяйств «Нива» входило 11 хозяйств, обрабатывающих 6900 га сельхозугодий. Основной специализацией коллективно-кооперативного предприятия и фермерских хозяйств было выращивание зерновых.

На сегодняшний день коллективных хозяйств в поселении нет, а из фермерских осталось только три -ИП Недогреева Л.В. и ИП Щербакова В.П., в которых работает по одному человеку и обрабатывается соответственно 259 и 248 га; и на хуторе Кувшинов - Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств (АКХ) «Луч», председатель В. Новицкий, где трудится 19 человек и обрабатывается 3349 га. Кроме них, работают два сельскохозяйственных предприятия: Казачья холдинговая компания (КХК) Акционерное общество (АО) «Краснодонское» с площадью сельхозугодий 8689 га и 6 работающими; на хуторе Рогачи - Сельскохозяйственный производственный кооператив (СПК) «Нива», председатель В.В. Симонов, с площадью сельхозугодий 3127 га и 15 работающими.

Основным видом деятельности всех этих хозяйств, за исключением КХК АО «Краснодонское», является выращивание зерновых и зернобобовых культур. Компания «Краснодонское» зарегистрирована в Иловлин-ском районе Волгоградской области, а основной вид ее деятельности - разведение свиней. На территории Атамановского поселения расположены ее сельхозугодья, часть из которых (3,7 га), примерно в 0,7 км к юго-западу от Атамановки, она использует под ток.

«Из производства у нас сейчас два хозяйства, которые крупные, в наших понятиях - АКХ "Луч" и СПК "Нива". Всё начинали их родители, когда уходили из нашего кооператива. А сейчас у них уже у самих детки выросли, позаканчивали институты или техникумы, некоторые работают здесь. На хуторе Кувшинов сейчас из пяти фермерских хозяйств остался один - Новицкий, теперь у него лучшее хозяйство. У него дети тут живут, потому что фермера, потому что работа есть, потому что есть на что жить...» (Атамановка, август 2016 г.).

В 1990-е гг. основной специализацией личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) было животноводство. Часть своей продукции они сдавали в Атамановское коллективно-кооперативное предприятие и выездной Даниловской заготконторе, часть вывозили на рынки и базары в райцентры соседних районов - Михайловку, Фролово и Котово. Своих рынков или базаров здесь никогда не было, а вот изделия ремесленничества (платки, носки, пуховые шали, изредка валенки) жители всегда продавали друг другу на дому. Большинство респондентов первого исследования уже тогда отмечали падение степени товарности ЛПХ до минимума -10-15%, хотя в единоличных хозяйствах (до коллективизации) она приближалась к максимуму, достигая 80-90%. Сегодня этот показатель вообще приблизился к нулевой отметке.

В 1993 г. в качестве главных экономических проблем руководство кооперативного хозяйства выделяло трудности в обработке его большого пахотного клина из-за отсутствия запчастей к сельхозтехнике и горючего, а также нехватку семенного материала. Большинство же местных жителей жаловались на сильную загруженность в личных подсобных хозяйствах, где было очень много ручного труда.

В настоящее время все свои основные проблемы трудоспособное население решает за счет отходничества или маятниковой и сезонной миграции. Главными проблемами для местного населения являются отсутствие работы и низкие зарплаты, особенно в бюджетной сфере. Так, доходная часть местного бюджета к настоящему времени сократилась по сравнению, например, с 2014 г. почти в два раза - с 6816,1 до 3546,2 тыс. руб. [5]. Недовольны жители и отсутствием мест культурного отдыха:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

. .развлечений здесь нету никаких, хоть что-то было бы! Бар есть, там молодежь по вечерам собирается, но там - только пиво, сухарики и всё... Ничего там интересного ни для кого нет. Дискотек у нас нет, дискотеки нигде не проводятся. Ничего абсолютно нет, глушь полная...»(Атамановка, август 2016 г.).

Даже казаки сегодня стали какими-то «ряжеными», которых в качестве «антуража» приглашают на различные мероприятия, например проводы призывников, праздники села и др.

«Было такое время, когда это движение с энтузиазмом воспринималось, это буквально лет семь назад, шесть, а потом что-то как-то разочаровались, - "ряженые" сказали. Но сейчас оно все равно как бы есть... Атаман - это брат фермера Новицкого с хутор Кувшинов, он как бы числится, что он атаман, у него есть форма. Кувшиновские - все казаки. Иногда они одевают форму, даже вот ихние молодые ребята, когда их приглашают. Но на собрания они сейчас уже не собираются, сейчас постарели все, не хотят... А молодежи вообще это не надо. Недавно, буквально два года назад, у нас тра-дииия появилась, которая и раньше была, что мы призывников ну как бы провожаем. Вот в осенний и весенний призыв мы их собираем, кто уходит в ар-

мию, проводим мероприятия, даем им напутствие, для них устраиваем какой-то конкурс и т.д. Ну, в общем... и атаманов всегда приглашаем на эти мероприятия...» (Атамановка, август 2016 г.).

Со времени нашей последней экспедиции Атамановское поселение лишилось части своих жизненно важных инфраструктурных объектов. Так, была ликвидирована амбулатория на хуторе Атамановка, вместо нее здесь открылся фельдшерско-акушерский пункт (ФАП), при котором осталась одна машина скорой медицинской помощи. Здесь же была закрыта аптека, ее заменили аптечными пунктами в трех ФАПах поселения, расположенных в Атамановке, Кувшинове и Рогачах. Отделения связи стали выездными, они приписаны к Михайловскому поселению. Закрылась также и Атамановская АТС, зато летом 2016 г. оператор Те1е2 включил Атамановку в зону покрытия сети ЗС, и теперь местные жители могут пользоваться высокоскоростным мобильным интернетом по выгодным для них ценам. Однако в январе этого же года в Рогачах был закрыт филиал Атамановской центральной библиотеки («библиотеки не пользуются спросом, не стали люди читать вообще»), В Рогачах также закрылся клуб.

Раньше в Атамановке при средней школе был интернат, здесь жили дети с хутора Петруши и после окончания начальной школы в хуторах Кувшинов и Рогачи. Сейчас интернат ликвидирован, начальные школы закрыты, а учащихся ежедневно возят автобусом в Атамановскую среднюю школу, к которой в результате оптимизации присоединили и детский садик.

Из остальных инфраструктурных объектов закрылись пекарня, общественная баня и комплексный приемный пункт. Остались, за исключением одного на хуторе Петруши, практически все магазины - два в Атамановке и по одному в Кувшинове и Рогачах.

Следует отметить, что такое масштабное сокращение объектов социальной инфраструктуры не могло не сказаться на занятости местного населения. Так, общее по поселению число занятых на этих объектах сократилось больше чем в 2 раза - со 103 до 45 человек (табл. 6).

В 1993 г. Атамановское поселение не было газифицировано. Все дома здесь отапливались дровами и углем. А пищу обычно приготавливали на электрических или работающих на сжиженном газе плитах. Тогда жители в целях экономии топлива поддерживали в своих домах температуру далекую от комфортной или вовсе жили в маленьких летних кухнях, которые легко было натопить. Несмотря на это, большинство респондентов первого исследования не собирались менять свое место жительства и называли его самым лучшим поселением во всей Волгоградской области. В настоящий момент большая часть домов Атаманов-ского поселения, за исключением хутора Петруши, газифицирована, но жители все равно уезжают.

«В Петрушах у нас практически больше 50% домов пустые, полуразрушенные и совсем разрушенные, потому что нет газа, из-за этого люди перебираются хотя бы в Атамановку. Вот с Атамановки кто-то уехал, люди с Петрушей стараются пере-

Таблица 6

Сравнительная отраслевая структура занятости населения по Атамановскому селькому совету на 01.01.1993 г. и

сельскому поселению Атамановское на август 2016 г.*

Объект социальной инфраструктуры и штатные единицы Число занятых на объектах социальной инфраструктуры по хуторам 1993/2016 годы, чел. Всего занятых на объектах социальной инфраструктуры по Атамановскому сельскому совету / сельскому поселению Атамановское в 1993/2016 гг., чел.

Атамановка Кувшинов Петруши Рогачи

Амбулатория, в том числе: 4/0 4/0

фельдшер 1/0

акушерка 1/0

детская медсестра 1/0

санитарка 1/0

Фельдшерско-акушерский пункт, в том числе: 0/3 2/1 2/1 4/5

фельдшер 0/1 1/1 1/1

санитарка 1/0 1/0

водитель 0/1

техничка 0/1

Аптека, в том числе: 2/0 2/0

заведующий 1/0

санитарка 1/0

Отделение связи, в том числе: 5/1 1/1 6/2

начальник 1/0

служащий 1/1 1/1

почтальон 3/0

АТС 1/0 1/0

Дом культуры (клуб), в том числе: Дом культуры 5/4 Клуб 1/1 Клуб 1/0 7/5

заведующий 1/1 1/1 1/0

худрук 1/0

музрук (1/2 ставки) 1/0

техничка 2/1

тех. персонал 0/2

Библиотека 2/1 1/1 1/0 4/2

Детсад-ясли / детсад при школе 10/1 10/1

Средняя школа и интернат/ средняя школа, в том числе: 35/21 35/21

директор 1/1

учитель 29/14

завхоз 1/1

водитель 0/1

техничка 3/3

сторож 1/1

Начальная школа, в том числе: 2/0 2/0 4/0

учитель 1/0 1/0

техничка 1/0 1/0

Столовая, в том числе: 8/2 сезонная/0 8/2

совхозная 7/0

школьная (повар) 1/2

Пекарня 5/0 5/0

Окончание табл. 6

Объект социальной инфраструктуры и штатные единицы Число занятых на объектах социальной инфраструктуры по хуторам 1993/2016 годы, чел. Всего занятых на объектах социальной инфраструктуры по Атамановскому сельскому совету / сельскому поселению Атамановское в 1993/2016 гг., чел.

Атамановка Кувшинов Петруши Рогачи

Магазины, в том числе: 5/5 1/1 1/0 1/1 8/7

продовольственный 2/4 1/1 1/0 1/1

промышленный / хозяйственный 2/1

техничка 1/0

Баня 2/0 1/0 1/0 4/0

Комплексный приемный пункт 1/0 1/0

Всего занятых на всех объектах социальной инфраструктуры, чел. 85/38 9/5 1/0 8/2 103/45

* По данным Росстата и похозяйственных книгАтамановского сельского совета.

браться хотя бы сюда, к газу. В Атамановке давно уже газ провели, поэтому большинство домов с газом, а в Петрушах там позднее, цены изменились, и у людей там денег таких не было» (Атамановка, август 2016 г.).

В настоящее время хутор Атамановка связан с административным центром Даниловского района -рабочим поселком Даниловка дорогой муниципального значения протяженностью 32 км. Автомобильные дороги регионального значения Михайловка - Даниловка-Котово (К-Ю) иЖирновск- Котово-Камышин (1К-990) связывают Даниловку с автомобильной дорогой общего пользования федерального значения (1Р-228) Сызрань - Саратов - Волгоград и, таким образом, с областным центром, расстояние до которого составляет около 300 км. В хуторе Атамановка останавливается транзитный автобус, связывающий ст. Островскую с Волгоградом.

Первая экспедиция показала, что местное население отличалось относительно низкой пространственной мобильностью. Этот факт, как и удаленность от транспортных магистралей и крупных промышленных центров, а также память об относительно благополучном колхозном прошлом способствовали даже в 1990-е гг. закреплению здесь населения. Однако сейчас ситуация резко изменилась, и уже дети респондентов первого исследования со своими детьми уезжают из поселения в поисках работы и лучшей жизни, а их родители могут теперь наблюдать их жизнь онлайн в высокоскоростном режиме мобильного интернета.

Тем не менее и сейчас остались такие люди, кто не хочет отсюда никуда уезжать и рассматривает разные возможности развития Атамановского поселения в будущем.

По словам респондентов, экологи считают Даниловский район одним из самых чистых в области с редкими природными объектами. В стокилометровой зоне вокруг него нет ни одного завода, поэтому здесь могут располагаться уникальные комплексы для отдыха, особенно детей. Можно также организовать здесь производство экологически чистых продуктов,

которые сейчас пользуются большим спросом, особенно у жителей крупных городов. В то же время вдоль Медведицы и ее притоков при желании можно организовать зоны сезонного отдыха, обустроить парки, а в дальнейшем на базе Березовского и Атамановского поселений организовать санаторно-рекреационный кластер, тем более что недалеко от хутора Ловягин находятся залежи ценной голубой глины.

«Под хутором Ловягин есть выход голубой глины, такой же глины, как в Иерусалиме в Израиле, но она движется, т.е. она не каждый год в одном и том же месте, она обладает необыкновенными лечебными свойствами» (Атамановка, август 2016 г.).

Самым интересным результатом второй экспедиции, на наш взгляд, является тот факт, что, хотя от прежнего поселения в сегодняшнем его варианте мало что осталось, «глушь полная», по выражению респондентов, в людях остался оптимизм и желание наладить новую жизнь с учетом полученного опыта, который они приобрели, в том числе уезжая отсюда в поисках лучшей жизни.

1. Великий П.П. Неоотходничество, или Лишние люди современной деревни // Новые идеи в социологии. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. С. 441-449.

2. Виноградский В.Г. Крестьянские координаты / В. Г. Вино-градский, О.Я. Виноградская. Саратов: Изд-во Сарат. ин-та РГТЭУ, 2011.

3. Крестьянские жизненные практики. Россия, 1991-2012/ В.Г. Виноградский, О.Я. Виноградская, A.M. Никулин, О.П. Фадеева. Саратов: Изд-во Сарат. ин-та РГТЭУ, 2013.

4. Мантуленко Е. Тайна переплетения судеб легендарных казаков Недорубова и Ловягина. URL: http://vlg-media.ru/ society/taina-perepletenija-sudeb-legendarnyh-kazakov-nedorubova-i-lovjagina-3560.html (дата обращения: 18.09.2016).

5. Паспорт Атамановского сельского поселения. URL: http://atamanovka-34.ru/ (дата обращения: 10.09.2016).

6. Покровский Н.Е., Нефёдова Т.Г. «Клеточная глобализация» и новые тенденции в сельских сообществах Ближнего Севера России // Новые идеи в социологии. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. С. 314-338.

7. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4т. Т. II (Е-Муж)/ пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева. 2-е изд., стер. М.: Прогресс, 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.