УДК 378. 004.77
Е.Ю.Бобкова
ЛОКАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС КАК ЭЛЕМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО МАРКЕТОЛОГА
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ
On the base of the results of researches on job market of the Samara area, main qualities (professional skills) of the marketing specialist are revealed. Value of local educational resources in pedagogical system of competitive marketing specialist development is shown.
Требования к уровню профессиональной подготовки специалиста-маркетолога трансформируются в соответствии со спецификой динамики направлений экономических преобразований в стране. Современная экономическая ситуация характеризуется формированием новой философия маркетинга, основу которой составляют информационные технологии, глобализация и ориентация на престижный спрос.
Анализ публикаций по кадровым проблемам маркетинга и результаты проведенного автором исследования требований потенциальных работодателей на кадровом рынке Самарской области в 2005— 2006 гг. позволили выявить ряд ключевых требований к специалисту в области маркетинга и выстроить их градацию. Опрос представителей служб маркетинга в 50 организациях Самары проводился с целью
выявления профессионально значимых для работодателя качеств специалиста-маркетолога и установления уровня значимости данных качеств.
Обобщенно данные требования можно представить в виде следующего перечня: уровень профессиональных знаний и умений, необходимый для эффективного выполнения конкретного вида работ; развитое экономическое мышление (владение методологией и проектно-аналитическими навыками по разработке стратегии и по определению эффективности и оптимизации деятельности по профилю); коммуникативные способности, мобильность и навыки делового общения; сформированность понимания социально и лично значимых ценностей, необходимых для того, чтобы жить в условиях современного общества, обладать необходимыми гражданскими и социальными компетенциями; устойчивая мотивация к саморазвитию и личностному профессиональному росту. Уровень детализации и градации данных требований зависит от сферы деятельности организации и ее организационно-правовой формы. В систему доминантных профессиональных знаний и умений включаются: знание законодательных и нормативных правовых актов, владение методологией маркетинга, организации учета и составления отчетности; использование методов проведения маркетинговых исследований и расчета прибыли; знание основ менеджмента, этики делового общения, ценообразования; владение техническими средствами сбора и обработки информации, связи и коммуникаций, компьютерными технологиями и операционными системами.
Для всех опрошенных безусловно значимыми оказались следующие качества маркетолога: владение методологией маркетинга и проведения маркетинговых исследований; владение компьютерными технологиями и операционными системами; организация рекламного дела; владение техническими средствами сбора и обработки информации, связи и коммуникаций. Для предприятий производственной сферы к списку особо значимых профессиональных знаний и умений маркетолога добавляется организация учета и составления отчетности о выполнении планов сбыта и реализации продукции; для предприятий торговли
— рыночные методы хозяйствования, закономерности и особенности развития экономики; для организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере финансов и услуг, — методы изучения внутреннего и внешнего рынка, его потенциала, тенденций развития и конъюнктуры.
Изучение структуры каждого из профессиональных качеств, включенных в перечень «особо значимых» показывает, что все они имеют в своем составе информатизационную составляющую: методология маркетинга требует знаний в области автоматизированного анализа и обработки информации; качественный уровень маркетингового исследования невозможно обеспечить без использования информационных технологий; организация рекламного дела требует знаний в области компьютерного моделирования и проектирования и т. д.
Требования социального заказа к структуре и составу профессионально значимых качеств квали-
фицированного маркетолога подчеркивают доминантную роль двух качеств: достаточности профессиональных знаний и информационной компетентности. Профессиональная и информационная компетентности являются системообразующим элементом модели личности маркетолога, что обуславливает применение при изучении условий ее формирования общей теории систем и системного анализа.
Требования применения педагогической системы при реализации различных форм профессиональной подготовки подчеркиваются и содержательной частью современной образовательной парадигмы.
Содержательный анализ толкований термина «система» [1] позволяет выявить ключевые структурные элементы данного понятия и отнести к ним: наличие элементов, упорядоченных связей между ними, детерминирование с внешней средой. Определение значения понятия «система» позволяет перейти к анализу многозначности трактовки термина «педагогическая система», характерного для педагогики как гуманитарной науки.
Семантический анализ научных дефиниций «педагогическая система» показал, что она объединяет в себе понятия «обучение», «воспитание» и «образование», основывается на понятии «система» и представляет собой множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей; образует устойчивое единство, обладающее интегральными свойствами и закономерностями. Функциональная сторона педагогической системы проявляется через комплекс направлений деятельности современного педагога, обеспечивающий учебный процесс, а именно: гностическое, коммуникативное, проектирующее, конструктивное и организаторское [2], научноисследовательское [3], эвристическое [4] и профессионально формирующее [5].
Анализ научных исследований по проблеме разработки и функционирования педагогических систем и современные тенденции глобальной информатизации общества обуславливают определение в качестве основных принципов построения педагогической системы формирования конкурентоспособного маркетолога принцип профессиональной направленности и принцип информатизации образовательного процесса.
Реализация принципа информатизации образовательного процесса маркетологов как «процесса обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств информационных компьютерных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания» [6], предполагает определение комплекса информационных технологий, позволяющей сформировать социально востребованного маркетолога в высшем учебном заведении.
Адекватным для формирования конкурентоспособного маркетолога представляется структурирование процесса обучения, направленное на развитие в личности потребности самостоятельной перера-
ботки информации, формирование навыков поиска, отбора, творческого переосмысления необходимой информации, что позволит студенту-маркетологу в дальнейшем эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность.
Формирование оптимальной информационной технологии обучения должно сочетать потребности современного общества в высококвалифицированных специалистах-маркетологах, обладающих высоким уровнем информационной компетентности, — и реальную ситуацию их компьютерной подготовки в высшем учебном заведении; необходимость формирования информационной компетентности, адаптированной к профессиональным потребностям будущего маркетолога, — и сложившуюся на основе требований государственного образовательного стандарта стереотипную технологию преподавания дисциплин информационного цикла студентам экономических специальностей; существующие отдельные теоретические разработки информационной технологии обучения — и отсутствие педагогических условий формирования профессионально-информационной компетентности
студентов с ее использованием. Анализ практики разработки информационных технологий в образовании обусловил выбор структурных элементов информационной технологии формирования конкурентоспособного маркетолога: системный (база знаний), программно-технический (техническая база и программное обеспечение), аналитико-развивающий, корректи-рующе-контролирующий, коммуникативный (средства педагогической коммуникации).
Информационная технология рассматривается в единстве всех ее элементов, представляя таким образом систему, и сама при этом является элементом педагогической системы формирования информационно-профессиональной компетентности.
Техническое исполнение информационной технологии может быть осуществлено в форме локального образовательного ресурса (образовательного сайта) — ресурса, интегрирующего большой объем структурированной информации в рамках научнообразовательной тематики, имеющего единое стилевое оформление и единый набор служб, предназначенных для удобного доступа и эффективного управления содержимым ресурса. При создании такого образовательного сайта необходимо учитывать существующие в настоящее время методологические подходы к реализации информационных образовательных ресурсов. Их анализ позволил выявить два доминантных подхода к проектированию.
В соответствие с первым подходом при создании информационного образовательного ресурса (ИОР) выполняется построение «с нуля» единой системы. При создании этой системы предварительно определяются все типы и источники информации, разрабатываются единые форматы представления данных, выбирается единая платформа, проектируются программные механизмы реализации информационных ресурсов, разрабатываются все необходимые модули, компоненты, службы и сервисы. На следующем этапе проводятся работы по созданию информационного наполнения ИОР [7]. Второй подход предполагает
объединение уже существующих ресурсов образовательной тематики в единое информационное поле путем интеграции информации, представленной на этих ресурсах. При этом возможно использование как уже существующих на этих ресурсах модулей, компонент, сервисов, служб, так и внедрение на этих ресурсах вновь реализованных программных решений, легко интегрируемых в существующие и вновь создаваемые образовательные ресурсы, расширяющих информационное наполнение ресурса и наделяющих его новой дополнительной функциональностью. При использовании данного подхода основная информация ресурсов сайта концентрируется для пользователя в одной «точке входа» в информационный образовательный ресурс
— головной странице сайта. Основная задача данного ресурса обеспечить единый стиль и структуру информации, а также обеспечить навигацию и поиск информации всех ресурсов сайта.
Анализ практических результатов проектирования ИОР показал, что несмотря на преимущества построения сайта «с нуля» и возможные технические сложности при интеграции различных уже существующих ресурсов в единое информационное пространство вторая модель построения на основе интеграции внешних образовательных ресурсов является более жизнеспособной. Это объясняется использованием уже существующих сопровождаемых (обновляемых) источников информации внешних образовательных ресурсов, которые могут обеспечить эффективное и своевременное наполнение и обновление содержания не только их «родного» ресурса, но и соответствующих разделов сайта за счет наличия механизмов интеграции информации в структуру этого сайта. Основной особенностью построения ИОР на основе интеграции информации является объединение в единое информационное поле (сайт) с единым стилевым оформлением большого числа различных уже существующих информационных ресурсов (страниц) образовательной тематики. При этом необходимо учитывать, что у каждого ресурса есть своя информационная база, все ресурсы имеют различные информационные структуры, свои устоявшиеся правила и стили представления информации, различные службы и сервисы. Помимо различий в информационной структуре разные ресурсы могут быть технически реализованы на разных аппаратных базах, с использованием различных технологий для хранения и предоставления информации. Существующие ресурсы могут быть реализованы на различных программно-аппаратных платформах и могут иметь различные форматы представления данных.
При проектировании сайта необходимо провести анализ требований к его информационному и функциональному наполнению. На основе проведенного анализа следует выделить и разработать типовые решения по реализации сервисов и служб ИОР, обеспечивающих выполнение таких функций, как интеграция больших объемов информации, поступающей с различных уже существующих ресурсов; структурирование информации; навигация; индексирование и поиск информации; обеспечение своевременного информационного наполнения ресурсов сайта; создание едино-
го информационного пространства ресурсов сайта. Реализация указанных решений должна обеспечивать возможность эффективного масштабирования реализованных функций и тиражирования этих решений для их интеграции в состав существующих образовательных страниц.
С учетом требований высокой степени интеграции, тиражируемости и масштабируемости разработаны основные принципы построения архитектуры системы программного обеспечения информационного образовательного ресурса. Основным из них является принцип организации взаимодействия между подсистемами сайта, реализующими различные сервисы и службы сайта на базе открытых интерфейсов, протоколов и стандартов для взаимодействия и передачи структурированных данных, представленных на языке XML, между различными подсистемами сайта. При этом под масштабируемостью подразумевается как возможность увеличения нагрузки, переноса его на иную платформу, так и возможность распределения нагрузки на сервис на несколько серверов сети. Возможность интеграции подразумевает наличие единых способов и механизмов динамического включения в состав системы программного обеспечения дополнительных сервисов и служб, реализованных на том или ином компьютере (сервере) сети.
Представляется оптимальным реализовать образовательный ресурс в виде горизонтального вебсайта, размещенного в локальной сети и интегрирующего информационные ресурсы в области профессиональной подготовки студентов-маркетологов в рамках базового учебного плана специальности «Маркетинг».
Основными программно-техническими характеристиками сайта являются: единые средства навигации, позволяющие пользователю быстро и просто найти информацию практической и методической направленности, теоретический материал по изучаемым проблемам, контрольные вопросы и задания независимо от места их хранения; интеграция различных типов данных (графических, текстовых, мультимедийных, пространственных); универсальный набор сервисных служб; единый каталог информационных ресурсов.
Сайт является инструментом управления информационными ресурсами по проблемам изучения информатизационной составляющей маркетинговой деятельности, позволяющими пользователям получать доступ к разнообразным структурированным и неструктурированным данным, хранящихся в различных форматах (html, htm, базы данных), и использовать их не только для практических работ, но и для проведения учебных исследований, выполнения квалификационных работ и т.д. Сайт интегрирует информационные ресурсы, представляет информацию пользователю (студенту-маркетологу) в понятном и логичном виде и обеспечивает взаимодействие со всеми приложениями в едином информационном пространстве.
В информационном образовательном ресурсе должен быть реализован разнообразный поиск информации по классификации и обеспечены возможности представления и распространения информационной продукции. Основными инструментами интеграции системы профильного маркетингового знания с информационными технологиями маркетинговой деятельности являются информационные и коммуникационные возможности Web. При этом используется единый формат метаданных — описание информационной системы.
Выбор структуры и содержания сайта обеспечивает реализацию следующих задач в рамках формирования конкурентоспособного маркетолога:
— создание организационно-информационной среды для управления профессиональной подготовкой маркетолога в информационно-профессиональном аспекте;
— выработка формы организационного и информационного взаимодействия студентов и преподавателей, позволяющей сконцентрировать усилия на основной цели — формирования информационнопрофессиональной компетентности;
— эффективное использование последних достижений в области информатизации, маркетинга, экономики, менеджмента;
— внедрение в практику эффективных инструментов в области формирования навыков электронного обмена документами при использовании единой структуры данных и нормативно-правовой базы.
Сайт не является закрытой информационной системой, что позволяет органично включать в его структуру различные приложения, используемые в рамках преподавания профильных маркетинговых дисциплин, развивая, таким образом, межпредметные связи, а это в свою очередь способствует формированию информационно-профессиональной компетентности маркетолога на высоком уровне.
1. Бабайцев А.Ю. Система // Энциклопедия социологии — http://slovari.yandex.ru
2. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие. М.: Нар. образование, 2002. 207 с.
3. Щербаков А.И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1969. 120 с.
4. Сластенин В. А. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие. М.: Академия, 2007. 368 с.
5. Михайлов М. С. Формирование правовой культуры педагога профессионального обучения —http://diss.rsl.ru/diss/ 07/0186/070186033^
6. Каракозов С.Д. // Вестник Барнаульского гос. пед. ун-та. — http://rsi.altai.fio.m/ds/fio.rsi_home.main?v_menu=4&v_args= 01.01.2005
7. Данилюк А.Я. Теоретико-методологические основы проектирования интегральных гуманитарных образовательных пространств // Образование: исследовано в мире — http://www.oim. ru/reader. asp?whichpage=1&mytip=1&word =&pagesize=15&Nomer= 157