--Економiчна теорiя -
УДК 330.342.146:338.242
В. М. Лысюк,
доктор экономических наук,
А. О. Серов,
аспирант, г. Одесса
ЛОКАЛЬНЫЕ РЫНКИ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Исследование обозначенной в названии статьи проблемы входит в большой цикл работ, посвященных развитию теории и усовершенствованию практики функционирования товарных рынков на современном этапе. К сожалению, в XXI веке в разгар развития рыночной экономики, модель которой признана наиболее эффективной и принята к практической реализации в большинстве стран мира, единой цельной теорией товарных рынков - не существует.
Подтверждением этому является отсутствие общепринятых взглядов и воззрений на проблему регулирования товарных рынков. дискуссии по поводу которых в научной литературе продолжаются и сегодня.
Помимо этого, в теории глобальной экономики нет стройных взглядов и обоснования роли и места товарных рынков (за исключением глобальных рынков, логистика которых построена доминирующими на них ТНК). Отсутствует единая теория конкурентных отношений, как внутри рынков, так и вне их, в том числе и в части ценовой конкуренции, а также в части эффективности функционирования товарных рынков и т.д.
Теория рынков, и в первую очередь, рынков реального сектора экономики, а это рынки товаров и услуг, посвятили свои исследования многие авторы, среди которых М. Портер, М. Маршалл, В. Изард, М. Белявцев, Б. Райзберг, В. Комаев, А. Гранберг, В. Точилин, Г. Алехнович, В. Кучеренко, Э.Дж. Делан, Э. Дефальвар и другие. Авторы данной статьи также посвятили этой проблем ряд публикаций [15]. Следует отметить, что наш подход к исследованию товарных рынков значительно отличается от имеющихся, предложенных указанными выше авторами, и характеризуются следующими началами (постулатами):
1. В экономической системе рыночного типа основным ресурсообразующим структурным элементом является товарный рынок, в отличие от доминирующего подхода, в котором основным структурным элементом является хозяйствующий субъект.
2. В таком субъектном понимании товарный рынок представляет собой систему взаимодействующих хозяйствующих субъектов, производящих один вид товара и объединенных между собой единой логистической цепочкой, формирующейся в процессе продвижения (перемещения) его от начала производства до конечного потребления.
3. В этом контексте социальная (потребительская) функция товарного рынка состоит в его реагировании на потребительский спрос и способности его удовлетворить путем организации единой системы объединенной производством и доставкой потребителю необходимого товара. Иными словами -создание эффективной рыночной логистики.
4. Экономическая функция рынка состоит в воспроизводстве всех ресурсов, задействованных в производстве и обмене (движении по рынку) товара. В качестве ресурсов подразумеваются трудовые, материальные, производственные и финансовые. Иными словами, экономическая функция состоит в воспроизводстве (производстве, накоплении и приращении), задействованного в этот рыночный процесс совокупного капитала, выступающего в двоякой форме: в товарной и денежной.
Именно в попытке раскрыть и разрешить эти научные и, конечно же, практические проблемы, нами опубликованы работы, которые предлагаются к дискуссии и дальнейшему их развитию. Нам кажется, что это может быть достаточно актуальным в свете заметного сегодня в мире замедления экономического роста и попыток поиска эффективных путей экономического развития.
В этом плане видится более перспективным переход от оценки уровня экономики через ВВП к ее оценке с использованием ВДС (валовой добавленной стоимости), которая, на наш взгляд, реально отражает производимый в рамках товарного рынка добавленный продукт и позволяет проследить его оборачиваемость, накопление и распределение по всему воспроизводственному циклу. Кроме того, этот показатель в различной его интерпретации и в сопоставлении целесообразно и удобно использовать для измерения эффективности функционирования товарного рынка.
В определенной мере по такому пути пошли исследователи так называемых глобальных цепочек добавленной стоимости, - направления возникшего уже в этом веке [6, 7].
Возможно, дальнейшее глубокое исследование этих подходов, склонит чашу весов в дискуссиях о роли государства в экономическом регулировании в пользу сторонников увеличения его роли. Следует отметить, что слабым звеном в аргументации последних, было отсутствие методов объективного выбора эффективных и адекватных регулирующих рычагов, которые могли бы минимизировать (если
не исключить) политические, лоббистские и коррупционные составляющие, имеющие место в той или иной степени, в любой системе государственного регулирования, которые нивелируют даже самую совершенную управляющую систему. Представляется, что использование в наших подходах, позволит исключить или, по крайней мере, минимизировать, негативное влияние этих факторов.
Структура мировой экономики, в представленной нами методологии места и роли товарных рынков, базирующихся на их функциях, а также экономики любого государства рыночного типа, должна предполагать товарные рынки как основную структурообразующую составляющую экономической системы. Кроме того, в методологии исследования товарных рынков они также могут быть рассмотрены как ресурсообразующий замкнутый воспроизводственный механизм, предполагая, что все ресурсы (трудовые, материальные, производственные и финансовые), задействованные в производстве товара данного рынка и его обороте, воспроизводятся в рамках этого рынка. В связи с этим нами предложена обобщенная условная модель товарного рынка, названная нами «атомарной моделью».
Такое изображение модели идентично модели атома, поэтому мы можем дать ей название атомарная модель рыночной экономики, тем самым приближая теорию рыночной экономики к естественным наукам и пытаясь при этом утверждать, что законы рынка в такой же степени логичны и незыблемы, как и законы природы. При этом в центре нашей модели - в ядре — сосредоточено множество потребностей, которые в совокупности, через потребительскую активность (по Ланкастеру) формируют совокупный спрос на те или иные товары, а вокруг ядра в виде орбит расположены (функционируют) товарные рынки, в недрах которых производятся и обращаются товары (группы товаров), удовлетворяющие соответствующие потребности.
Рис. 1. Атомарная модель места товарных рынков в системе рыночной экономики [1, с.59-60]
Такое представление модели рыночной экономики еще раз подтверждает мысль о рыночной структуре экономики, состоящую из множества товарных рынков, в недрах которых протекают экономические процессы производства и обращения това-
ров, предназначенных для удовлетворения потребительского спроса.
Орбитальная форма товарного рынка символизирует процессы воспроизводства товаров, точнее, потребительных стоимостей (свойств) товаров, протекающих в недрах рынка, - на орбите. А центробежные и центростремительные силы орбитам - рыночным воспроизводственным процессам, задают силы притяжения ядра - совокупный спрос и способность (скорость) удовлетворять этот спрос с помощью товарообменных операций.
Актуальность проблемы локальных рынков заключается в том, что за все время исследования рыночной экономики очень мало внимания было уделено локальным рынкам. Несмотря на то, что именно эти рынки имеют одно из решающих значений в доведении товаров и услуг глобальных и национальных рынков до конечного потребителя - их исследование было нивелировано в решении сугубо региональных проблем. В то же время на локальных рынках решается подавляющее большинство проблем, которые наиболее тесно связаны с удовлетворением повседневных потребностей человека. Именно на местных (локальных) рынках человек решает основные проблемы, связанные с обеспечением его жизнедеятельности. К примеру, рынки медицинских, коммунальных, бытовых, транспортных услуг, продовольственных товаров и др. - все это локальные рынки, именно через которые реализуются товары и услуги, обеспечивающие первоочередные нужды и потребности населения [2]. Развитие местных рынков также способствует созданию дополнительных рабочих мест, обеспечению дополнительных доходов населения и, в то же время, создает благоприятные условия в части доступности этих товаров и услуг. Соответственно, локальные рынки значительно способствуют наполнению местных и государственных бюджетов.
В контексте развития теории товарных рынков, и в том числе локальных рынков, рассмотрим существующие подходы. Так В. Изард считал, что рынок страны имеет свою иерархию и разделяется на такие рынки [8]:
1) национальные - необходимые для всей рыночной системы товары, производство и потребление которых балансируется внутри страны в целом;
2) региональные - товары, производство и потребление которых уравновешивается по стране в целом и в пределах метрополитенского ареала;
3) субрегиональные - товары, производство и потребление которых уравновешивается внутри каждого субрегиона, который входит в состав мет-рополитенского ареала;
4) местные - товары, производство и потребление которых уравновешивается в пределах каждого микрорайона, а также в рамках любого другого субрегиона.
Мы полагаем, что сюда следует добавить и глобальные рынки, товары которых выходят за рамки государственных и континентальных границ, од-
нако, в конечном итоге, реализуются на локальном уровне.
Проанализировав существующую литературу, нами был сделан вывод, что до сих пор нет четкого определения, что же собой представляет локальный (местный) рынок. Авторы экономического словаря-справочника считают, что локальный рынок - это рынок какой-либо местности, которая включает в себя некоторую совокупность населенных пунктов. Обращая внимание на это определение можно сказать, что под него подходит любой рынок.
Ряд авторов (Н. Новикова) считают, что локальный рынок - это система экономических отношений, возникающих между продавцами и покупателями товаров и услуг, предназначенных для личного потребления, в процессе их приобретения, которая присуща определенной территории (городу, городскому району, городу с окрестностями, сельскому поселению, муниципальному образованию) [9]. Обращая внимание на это определение можно сказать, что оно охватывает только две последние стадии воспроизводственной функции рынка, пропуская две первые стадии - идея и изготовление товара. Смотря на это можно сказать, что это определение не полное.
По мнению других (А. Демьяненко) локальный рынок характеризуется как внутрирегиональный, на котором происходит интенсивное и непосредственное взаимодействие агентов рынка [10]. Но, например, такие естественные монополисты, как фирмы, оказывающие услуги водоснабжения, водоотведе-ния, газоснабжения, электроснабжения, обычно предоставляют услуги на территории, превышающей регион, но этот рынок все же можно расценивать как локальный.
Третьи (М. Портер) используют термин «локальный рынок» в смысле части производства или логистической цепочки. Например, производство колес для создания машины сосредоточено в Пакистане по причине своей дешевизны в этой местности, в то время как сама машина создается в Германии [11]. Можно привести и другие примеры локализации части глобальных рынков в области самолетостроения, электроники, устройств связи и т.д., однако рассмотрение этой проблемы целесообразно осуществить в рамках новейшей теории - глобальных цепочек стоимостей. Именно в этой теории глобальные рынки (компьютеров, автомобилей, энергоресурсов, средств мобильной связи, бытовой техники и др.) той или иной частью (звеном) своей логистической цепочки: сборочное производство, сервисные центры, логистические (складские) центры, торговые и дистрибьюторские структуры, которые занимаются продвижением данного товара, усовершенствуют свою деятельность с использованием механизмов локализации. Однако эту проблему, которая в определенной мере затрагивает поставленные нами задачи, мы рассмотрим в следующих публикациях. В данном контексте понятие «локализация» рассматривается как средство раскрытия сущностей и роли локальных рынков, их функций, и как
один из механизмов, их формирование и организацию функционирования.
Чаще всего, наиболее распространенное понимание локального рынка иногда сводится к его территориальной привязке к области, городу или пригороду [12]. Этому можно дать объяснение, поскольку одно из первых определений утверждало, что рынок - это площадь, место покупки-продажи товаров и услуг. Позже, понятие рынка объяснялось на базе отношений между покупателями и продавцами, спроса и предложения.
Дальнейшие исследования углубляли понимание сущности рынка и некоторых его основных характеристик: товарных, стоимостных, конкурентных, степени открытости и т. д.
В практическом применении наиболее приемлемым оказалось трактование понятия «рынок» как механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках общественного воспроизводства на всех уровнях экономической системы общества [3].
Углубление исследования рынков связано с их классификацией. Так, в зависимости от вида и специфики товара в контексте реализации концепции локальных рынков, их можно разделить на следующие виды:
— рынки бытовых услуг;
— рынки обеспечения бытовыми и продовольственными товарами;
— рынки коммунальных услуг;
— рынки медицинских услуг и др. [2].
Анализ существующих определений понятия
«рынок» показал, что не все из них могут быть отнесены к определению товарного рынка.
В исследованиях также можно опираться на определение Антимонопольного комитета Украины, согласно которому рынок товара или товарный рынок - это сфера обращения товара (взаимозаменяемых товаров), на который в течение определенного времени и в пределах определенной территории есть спрос и предложение [13].
Однако для раскрытия понятия локального рынка целесообразно определить его происхождение. Этот термин происходит от английского слова «local», что значит «местный», «частичный», «окрестный». В пределы этих границ может входить как микрорайон маленького города, так и целая страна. Кроме того, такими «локальными» пределами могут быть: технологические, географические, временные, экономические, институциональные. Например, для таких мощных компаний, как «Укр-энерго» или «Укрзализныця» пределами рынка становятся границы их технологических сетей - электрических проводов, железной дороги.
В процессе исследования локальных рынков целесообразно обратить внимание на функции, которые они выполняют в единой экономической системе взаимодействия всех участников этого рынка. Среди таких можем выделить:
1. Доведение товара путём оказания услуг субъектами локального рынка до конечного потребителя
(торговля, транспорт, дистрибуция, услуги доставки и т.д.).
2. Заполнение рыночных ниш, не занятых субъектами глобальных, национальных и региональных рынков путём создания собственного бизнеса (прокат, ремонт, бытовой техники, оказание услуг по ремонту жилья, парикмахерские, кулинарии и т.д.).
3. Оптимизация логистических цепей рынков более высокого порядка с точки зрения передачи субъектам локальных рынков малоэффективных для крупных предприятий работ с локализацией отдельных работ и операций (черновая обработка, сервисное обслуживание товара, изготовление мелких партий запасных частей, доработка товара, хранение и дистрибуция и т.д.).
4. Повышение эффективности воспроизводства капитала, задействованного в рыночных процессах на глобальных и национальных товарных рынка путём ускорения его оборачиваемости (доставка потребителю, улучшение его качественных кондиций путём сервисного обслуживания, что снижает претензии, рекламации и увеличивает спрос).
5. Локальные рынки выполняют важную связующую роль между субъектами глобальных и национальных рынков и потребителями в части решений
Исходя из рис. 2 можно отметить, что на продукты, покупаемые на локальных рынках приходится подавляющее количество затрат. Продукты питания, безалкогольные и алкогольные напитки, табачные изделия приобретаются в магазинах шаговой доступности. Городской транспорт, охрана здоровья, услуги связи, образовательные услуги - всё это реализуется на локальных рынках [2]. На основании изложенных соображений сформулируем авторское определение локального рынка - это рынки, в которых производитель или поставщик и потребитель товара связаны административно-территори-
проблем меняющегося спроса. Именно субъекты локальных рынков, находясь ближе всего к потребителю, способны ранее улавливать изменение спроса, гибко реагировать на него и реализовывать обратную связь с субъектами глобальных рынков.
Кроме того, необходимо отметить, что «определение рынка» - понятие, которое характеризует действие, процедуру определения установленных параметров товарного рынка, вариативный набор (состав, количество) которых дает необходимое представление о товарном рынке, как об экономическом объекте целевого исследования, то есть о «релевантном рынке» [1]. Можно сказать, что это релевантный рынок, который имеет ограниченные территориальные (географические) границы.
Важность исследования проблемы локальных рынков подтверждается тем, что именно на локальных рынках сегодня затрачивается львиная доля доходов населения не только Украины, но и других европейских стран (рис. 2). Причём последние годы весьма заметна тенденция роста доли затрат населения на услуги субъектов локальных рынков, что может на них ложиться непосильным бременем, ухудшая при этом их качество жизни.
альными границами, а также технологическими и институциональными условиями.
Отталкиваясь от представленных в статье соображений и учитывая столь важную роль локальных рынков следует осознать необходимость целенаправленного стимулирования их исследования и развития как важного фактора укрепления региональной и муниципальной экономики. В этой проблематике мы близко сталкиваемся с проблемами развития мелкого и среднего предпринимательства, представители которых преимущественно задействованы на локальных рынках (за исключением
Н Продукты питания и безалкогольные напитки
□ Дом, вода, электроенергия, газ и другие виды топлива
□ Одежда и обувь
□ Транспорт
□ Алкогольные напитки, табачные изделия
□ Охрана здоровья
□ Связь
□ Рестораны и отели
И Предметы домашнего быта, бытовая техника
□ Отдых и культура
□ Образование
□ Другие товары и услуги
Рис. 2. Структура потребительских затрат домохозяйств Украины [14]
естественных монополий). Представляется также, что перспективы исследований и решения этой проблемы лежат в сфере развития институтов поддержки функционирования локальных рынков, а также расширения полномочий региональных и местных органов власти в части возможности поддержки деятельности субъектов локальных рынков.
Литература 1. Лысюк В.М. Воспроизводственная функция товарных рынков / В.М. Лысюк. - Одесса: Институт проблем рынка и экономико-экологических исследований Академии Наук Украины, 2011. - 225 с.
2. Серов О. Аналiз локальних риншв та iх проблем в умовах економiчного кризюу в Укра!ш / О. Серов // Екожмчш шновацп. - 2015. - №60. - С. 171-180.
3. Лисюк В.М. До теорп до^дження та розвитку товарних риншв / В.М. Лисюк // Економiчнi iннова-цл: зб. наук. праць 1ПРЕЕД НАН Украши. - Одеса: 1ПРЕЕД НАН Украши, 2010. - Вип. 40. - С. 256-268.
4. Серов О. Проблеми житлово-комунального гос-подарства у свпл сучасних реформ економiки Украши / О. Серов // Економiчнi шновацп. - 2015.-№62. - С. 148-156. 5. Лысюк В.М. Организация товарного рынка: теория и практика / В.М. Лысюк. -Saarbrucken (Deutschland): Lambert academic publishing, 2014. - 224 p. 6. Koopman R. Give credit to where credit is due: tracing value added in global production chains / R. Koopman, W. Powers, Z. Wang, S.-J. Wei // National Bureau of Economic Research. - 2010. -No. w16426. - September. 7. Dietzinbacher E., Romero I. Production Chains in an Interregional Framework: Identification by Means of Average Propagations Lenghtsjnternational Regional Science Review, 2007, No. 30, pp.362-83; Fally T. Production Staging: Measurement and Facts. University of Colorado, 2012; An-tras P., Chor D., Fally T., Hillbery R. Measuring the Up-streamness of Production and Trade Flows. American Economic Review, 2012, Vol. 102, No 3, pp. 412-416. 8. Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах / У. Изард. - М.: Прогресс, 1966. - 660 с. 9. Новикова Н.В. ^ncep^d and terminological framework of the local consumer market research [Електронний ресурс] / Н.В. Новшова. - Режим доступу: http://municipal.uapa.ru/en/issue/2012/ 01/04/. 10. Демьяненко А.Н. Территориальная организация хозяйства на Дальнем Востоке России / А.Н. Демьяненко. - Владивосток: Дальнаука, 2003. -284 с. 11. Michael E. Porter. On competition. - 2005. - 603 c. 12. Беляев В.И. Локальные рынки, их роль, место и значение в развитии воспроизводственных процессов в регионах [Електронний ресурс] / В.И. Беляев. - Режим доступу: http://cyberleninka.ru/ article/n/lokalnye-rynki-ih-rol-mesto-i-znachenie-v-raz vitii-vosproizvodstvennyh-protsessov-v-regionah.
13. Конкрутентное законодательство Украины: Юридический сборник. - К., 2002. - 310 с. 14. Еко-номiчний дискуийний клуб [Електронний ре-
сурс]. - Режим доступу: http://edclub.com.ua/ analityka/na-shcho-vytrachayut-koshty-domogospodar stva-ukrayiny-ta-yes.
Лисюк В. М., Серов О. О. Локальш ринки в rncreMi нащональноТ економжи
Стаття присвячена до^дженню проблем ефективно! оргашзацп локальних риншв. Надано визначення товарних риншв, розкрито !х сутнють i функцп в частит заповнення ринкових тш в еконо-мiчнiй OT^^i регюнального i будь-якого рiвня, що дозволяе !й бути бшьш гнучкою i сайкою до зов-шшшх негативних впливiв. Розкрито роль локальних риншв в економiчному розвитку регюшв i мют, як важливо! ланки в лопстичному ринковому лан-цюжку, який доводить товари i послуги глобальних i нацiональних ринкiв до кiнцевоi стадп забезпе-чення конкретних потреб населення.
Ключовi слова: локальнi ринки, ринки товарiв i послуг, локалiзацiя, функцii локальних ринкiв, регу-лювання локальних ринкiв.
Лысюк В. М., Серов А. О. Локальные рынки в системе национальной экономики
Статья посвящена исследованию проблем эффективной организации локальных рынков. Дано определение товарных рынков, раскрыты их сущность и функции в части заполнения рыночных ниш в экономической системе регионального и любого уровня, что позволяет ей быть более гибкой и устойчивой к внешним негативным воздействиям. Раскрыта роль локальных рынков в экономическом развитии регионов и городов, как важного звена в логистической рыночной цепочке, доводящего товары и услуги глобальных и национальных рынков до конечной стадии обеспечения конкретных потребностей населения.
Ключевые слова: локальные рынки, рынки товаров и услуг, локализация, функции локальных рынков, регулирование локальных рынков.
Lyisuk V., Serov A. Local market in the system of national economy
The article investigates the issues of effective organization of local markets. The article provides a definition of product markets, their essense and function of filing market niches in the regional or any other economic system that allows it to be more flexible and resistant to external negative influences. The role of the local markets in the economic development of regions and cities is as an important link in the supply chain of the market that put their products and services to global and national markets to the final stage to ensure the specific needs of the population is explained.
Keywords: local markets, markets for goods and services, localization, function of local markets, regulation of local markets.
Стаття надшшла до редакцл 27.06.2016
Прийнято до друку 21.09.2016