ЛОКАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОКШАНСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА
(на материале полевого исследования, проведенного в Зубово-Полянском районе Республики Мордовия)
А. Г. БУРНАЕВ,
доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой национальной хореографии ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)
Развитие сценического мордовского хореографического творчества в начале XXI в. зависит от расширения состава элементов этнического танца мордвы в профессиональном искусстве, его внедрения с опорой на современные направления в формирование практик образовательного процесса. Это предполагает реализацию аутентичных элементов мокшанского и эрзянского танца в учебном процессе в рамках предмета «Мордовский танец», который должен постоянно пополняться новейшим материалом, а также развитие балетмейстерской фантазии в сценическом творчестве.
В Мордовии национальный аспект танцевального творчества связан с выразительностью его пластических характеристик у локальных групп населения -эрзи и мокши. На сегодняшний день это актуальный аспект танцевальной культуры мордвы, что может быть доказано сохранившимися образцами народного танцевального творчества мордвы-мокши Зубово-Полянского района. Ареал ее расселения делится на два направления: южное, «паксянь эряйхне», т. е. «жители полей» (села Ачадово, Старое и Новое Бадиково, Булдыгино, Новые Выселки, Жуковка, Зарубкино, Каргал, Пичпанда, Мордовская Поляна, Мордовский Пим-бур, Покровские Селищи, Тарханская Потьма); и северное, «вирень эряйхне» -
«жители лесов» (Анаево, Вадовские Се-лищи, Журавкино, Каргашино, Подлясо-во, Промзино).
Рассмотрим сохранившуюся терминологию традиционных движений народного танца мордвы-мокши Зубово-Полянского района. Она была записана нами при проведении полевого исследования в 2013 г. от разных информаторов: Пинясовой Валентины Дмитриевны (47 лет, руководитель народного вокального коллектива «Мокшаваня»); Левиной Тамары Алексеевны (56 лет, Мордовская Поляна); Общевой Людмилы Алексеевны (55 лет, художественный руководитель культурно-досугового центра), Тюжаевой Ирины Ивановны (57 лет, Зарубкино); Сернабриной Прасковьи Даниловны (75 лет, Каргал); Кидяевой Александры Владимировны (72 года, Жуковка); Милакиной Антонины Васильевны (65 лет, Вадовские Селищи); Тю-жиной Марии Васильевны (85 лет, Жу-равкино); Кузнецовой Нины Васильевны (48 лет), Ермашовой Ольги Михайловны (62 года), Атякшевой Елизаветы Ивановны (75 лет), Чушковой Анны Васильевны (87 лет), Голышевой Ольги Михайловны (87 лет, Мордовский Пимбур). Все они свидетельствуют о древнем происхождении этих движений.
1. Пильгса кафксть вачкодемась («ногой два раза встретиться», или двойные
© Бурнаев А. Г., 2014
удары ногой) - шаг левой ногой вперед и двойной удар правой около нее (руки разведены в стороны или опущены вниз).
2. Пакарень лакафтома («кости шевелятся») - одновременное движение бедер и плеч (поочередно вперед-назад, вверх-вниз, круговые движения). Делается с наклоном корпуса вперед и назад, с поворотом вправо и влево, с присядкой на одно колено и подъемом в исходное положение. Руки лежат на талии или бедрах, кисти, повернутые тыльной стороной, собраны в полураскрытые кулачки.
3. Кокшкодма (присядка) - движение ног с полным опусканием как на одно колено, так и на два.
4. Лёшкодма (полуприсядка) - движение ног с неполным опусканием как на одно колено, так и на оба.
5. Морамат (гармошка) - движение ступней по 4-й невыворотной позиции с поочередным переводом пяток и носков в стороны (руки подняты вверх или находятся в свободном положении).
6. Цяпама (удары) - хлопки в ладоши перед собой с поворотом кистей (перекладыванием их сверху вниз), поочередные удары по бедрам.
7. Пильгса шавома («топотня» ногами) - поочередные удары ногами на месте, с поворотом, с продвижением вперед (руки подняты вверх или находятся в свободном положении).
8. Шаркстома (поворот) - оборот вокруг себя и на 180 градусов (руки подняты вверх или переводятся из одной стороны в другую снизу вверх).
9. Пильгонь яфияма (откидывание ног, или «виляние», «лягание») - движение поднятой ногой, согнутой в колене, из стороны в сторону. Стопа в свободном положении, руки на талии или на бедрах.
10. Дубордома (дробь) - поочередные удары ногами на месте (название заимствовано из с. Мордовские Юнки Торбе-евского района).
Для иллюстративной ясности танцевальной картины локального плана приведем конкретные примеры. Так, со
свадьбой у мордвы связаны не только обряды, предания, приметы, заговоры, но и кулачные бои, другие игры-забавы, а вместе с ними пластическая палитра традиционного этнического танца.
В Мордовии национальный аспект танцевального творчества связан с выразительностью его пластических характеристик у локальных групп населения -эрзи и мокши. На сегодняшний день это актуальный аспект танцевальной культуры мордвы, что может быть доказано сохранившимися образцами народного танцевального творчества мордвы-мокши Зубово-Полянского района.
В 90-е гг. XX в. фольклорист и основатель вокально-этнографического мужского ансамбля «Торама» В. И. Ромашкин записал от Тюжиной М. В. плач по умершему и образец мокшанского свадебного женского танца. На мокшанской свадьбе невесту накрывали красным платком с крупными цветами («печатной фатой»); к вечеру жених расплетал ей косу, потом девушки-подруги заплетали ей две косы с лентами и, следуя повсеместной национальной традиции, водили «прощальный хоровод невесты». На второй день совершали обряд наречения имени: брат жениха брал лепешку цюкор, вставал перед невестой и лепешкой стукал ее по лбу три раза. Таким образом ей давали имя -Тезей, Мазей, Уляза или Вязей. «Она соглашалась кивком головы» и произносила свое новое имя (записано со слов Ми-лакиной А. В.).
Пляску своеобразного характера с озорством ряженых, называемую в разных селах района «Шутиха», «Потеха ши» или «Тешатндама ши», исполняли на второй день свадьбы. Милаки-на А. В. рассказывает, что в Вадовских Селищах по традиции в этот день ловили курицу у родни жениха (крестных, бабушки или брата), отрубали ей голову,
Финно-угорский мир. 2014. № 2
тушку насаживали на палку и носили по селу, мазали кровью ряженых участников действия с песнями и плясками, а вечером варили щи и угощали всех присутствующих.
Статная осанка, традиционная вольность движений рук, корпуса и головы говорили о глубоком осмыслении себя в мире синкретичного танца (состоящего из песни, музыки и слова), а также о сдержанности пластических элементов и телодвижений в мокшанской народной пляске.
Мордовский «маскарад» начинался с переодевания участников танцевально-певческой игры. Женщины изображали пастуха - брали пастуший кнут, надевали шубы, вывернутые наизнанку, красили сажей брови, рисовали усы, спереди на пояс подвязывали деревянную скалку, что символизировало мужской фаллос и продолжение жизни. Мужчины надевали женскую одежду, румянили щеки и мазали губы свеклой. На второй день свадьбы ряженые искали молодых, смотрели постель невесты, откровенно высказывались по поводу ее невинности. Они же приносили деревянную ступу шувар для обработки проса, ставили на середину избы, бросали внутрь горшок с жидкостью и начинали плясать вокруг нее. Заводящий участник танцевально-пластического действия брал питколь (заточенную с двух концов деревянную жердь с выемкой посередине высотой 1,5 м и шириной 20 см, которой толкли просо), приплясывая, двигал его сверху вниз, а затем с силой опускал в шувар. Брызги жидкости из разбитого горшка разлетались в разные стороны, в это время каждый из танцующих старался проявить себя наиболее ярко. Их пластика принимала иронично-эротический характер, вызывая у присутствующих улыбку и смех.
Намокшие ряженые, продолжая веселую пляску-игру, меняли заводящего
плясуна. Как вспоминает Сернабри-на П. Д., кроме него около ступы мог плясать «тот, кто разобьет свой горшок с жидкостью».
Веселое и озорное танцевальное действие эротического характера связывалось у мокшан с пожеланиями невесте благополучного оплодотворения и деторождения.
Рассмотрим мокшанскую парную пляску. Она исполнялась на свадьбах и других праздничных гуляньях под гармонь, балалайку или ударно-шумовые инструменты (ложки, косы, заслонки, гребни и т. д.), иногда под мордовскую дудочку нюди. В ней участвовало ограниченное число пар (две или четыре), стоящих лицом друг к другу. Фигуры пляски состоят из хлопков в ладоши (цяпама), топотни ногами (пильгса шавома), мелкой работы плеч (пакарень лакафтома) и поворотов на месте (шаркстома).
Приведем пример парной пляски с. Журавкино (размер музыкального сопровождения - 2/4):
1-й такт - два хлопка в ладоши перед собой;
2-й такт - три удара ногами на месте (руки на талии или бедрах);
3-4-й такты - повторить движения 1-2-го тактов;
5-6-й такты - поочередные движения плечами вперед-назад с наклоном корпуса вперед (руки на талии или бедрах);
7-8-й такты - поворот вокруг себя с топотней ногами (руки, согнутые в локтях перед собой, переводятся в стороны вверх).
Далее движения повторялись сначала. Эта маленькая пляска кштима следовала после исполнения какой-либо частушки:
«Меня сватья сватали, сватали богатые,
Говорят - скотины много, два кота
лохматые».
«Меня сватья сватали, просили телушку,
А мамаша отвечала: из подпола лягушку».
«Нас четыре, нас четыре, нас четыре
четвером,
Неужели нас четыре себе пару
не найдем?»
«Меня сватал косолапый, а рябой
наперебой,
Отдадите за рябого, все равно вернусь
домой».
(Записано со слов Тюжиной М. В.).
Приведем другие примеры парной пляски. В с. Каргал она состоит из аналогичного набора движений, но имеет свои неповторимые пластические характеристики. Пляска двух девушек или молодых женщин начиналась после того, как они становились лицом друг к другу. После исполнения очередной частушки они менялись местами. Статная осанка, традиционная вольность движений рук, корпуса и головы говорили о глубоком осмыслении себя в мире синкретичного танца (состоящего из песни, музыки и слова), а также о сдержанности пластических элементов и телодвижений в мокшанской народной пляске. «Две девки плясали, а остальные стояли по кругу и смотрели. Желающий участвовать в пляске подходил к ним, хлопал в ладоши и менял танцующего», - говорит П. Д. Серна-брина.
Мордовский «маскарад» начинался с переодевания участников танцевально-певческой игры. Женщины изображали пастуха -брали пастуший кнут, надевали шубы, вывернутые наизнанку, красили сажей брови, рисовали усы.
Мужчины надевали женскую одежду, румянили щеки и мазали губы свеклой.
Такая пляска традиционно считается девичьей, но иногда в ней участвуют парни. В Вадовских Селищах она начинается с частушки под гармонь, балалайку или другие инструменты. Девушки, стоя лицом друг к другу, делают хлопки в ладоши с поворотами кистей перед
собой, разводят руки в стороны, исполняют повороты на месте, а парни пляшут вприсядку. Снова звучит частушка. Танцующие делают поочередно дроби (дубордома), мелкие движения плечами, бедрами (пакарень лакафтома), а затем меняются местами.
Пляску своеобразного характера с озорством ряженых, называемую в разных селах района «Шутиха», «Потеха ши» или «Тешатндама ши», исполняли на второй день свадьбы.
По словам Милакиной А. В., на свадьбе до сих пор водят хороводы, играют в ручеек, не забывают и про старинную пляску. Вот как она описывает свой танец: «Руки на талии ну как бы в кулачках, трясу плечами, потом развожу руки в стороны, снова плечи и дроби одной ногой, а потом другой, дальше топотня на месте, "русский ключ", снова топаю ногами, перемена местами плясунов. Ну вот и вся пляска!» В мокшанской парной пляске Вадовских Селищ встречаются локальные особенности: опускание на одно колено или на оба, присядка с выбросом ноги вперед и положением согнутых рук на бедрах с кистями, тыльной стороной повернутыми внутрь.
Пластический аспект любой танцевальной культуры связан со своеобразностью музыкально-песенного текста, уникальностью форм народного танца.
Итак, несмотря на трудности в сборе материала, на хореографической карте Мордовии нами были отмечены локальные оттенки мокшанского народного танца. Для выявления других его особенностей, связанных с сегментами (отрезками, отрывками или частями) установленных фигур в традиционной женской парной пляске, необходим более обширный анализ аутентичного танцевального материала.
Поступила 10.03.2014