Научная статья на тему 'ЛОКАЛЬНЫЕ ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ'

ЛОКАЛЬНЫЕ ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНА / ТАРИФ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИКА / АНАЛИЗ / СУБЪЕКТ / PRICE / TARIFF / REGULATION / ECONOMY / ANALYSIS / ENTITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курбанов С.А., Мусаева Р.У.

Важным атрибутом улучшения/снижения качества жизни населения, а также неотъемлемой частью развитой рыночной экономики региона, страны в целом, являются локальные естественные монополии. Проблемы регулирования в данной сфере со стороны государства в лице Федеральной антимонопольной службы заслуживают пристального внимания. В данном исследовании охарактеризованы локальные естественные монополии, проведен сравнительный анализ цен и тарифов на коммунальные услуги в регионах СКФО на 2020 г., приведены соответствующие предложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCAL NATURAL MONOPOLIES AS AN IMPORTANT ELEMENT OF A DEVELOPED MARKET ECONOMY

An important attribute of improving/decreasing the quality of life of the population, as well as an integral part of the developed market economy of the region, the country as a whole, are local natural monopolies. The problems of regulation in this area by the state in the person of the Federal Antimonopoly Service deserve close attention. In this study, local natural monopolies are described, a comparative analysis of prices and tariffs for utilities in the regions of the North Caucasus Federal District for 2020 was carried out, corresponding proposals are given.

Текст научной работы на тему «ЛОКАЛЬНЫЕ ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ»

ЛОКАЛЬНЫЕ ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

С.А. Курбанов, канд. экон. наук, доцент Р.У. Мусаева, магистрант Чеченский государственный университет (Россия, г. Грозный)

Б01: 10.24411/2411-0450-2020-10799

Аннотация. Важным атрибутом улучшения/снижения качества жизни населения, а также неотъемлемой частью развитой рыночной экономики региона, страны в целом, являются локальные естественные монополии. Проблемы регулирования в данной сфере со стороны государства в лице Федеральной антимонопольной службы заслуживают пристального внимания. В данном исследовании охарактеризованы локальные естественные монополии, проведен сравнительный анализ цен и тарифов на коммунальные услуги в регионах СКФО на 2020 г., приведены соответствующие предложения.

Ключевые слова: цена, тариф, регулирование, экономика, анализ, субъект.

Локальные естественные монополии являются важными элементами развитой рыночной экономики. Традиционный подход к развитию локальных естественных монополий, имеющий главной целью поддержание удовлетворительной работы всех их элементов, не учитывает динамичного изменения внешней среды, и поэтому оказался тупиковым для современного этапа развития экономики. При сохранении существующих тенденций в этой сфере, в обозримой перспективе резко повысится вероятность снижения качества жизни населения страны и выхода из строя основных жизнеобеспечивающих систем локальных естественных монополий. Кроме того, обостряются проблемы роста неплатежей населения и предприятий, недофинансирования, высокозатратности локальных естественных монополий.

Для решения этих проблем в сфере локальных естественных монополиях государство, как экономический субъект, должен эффективно регулировать их деятельность в интересах потребителей. Однако в настоящее время формирование системы регулирования естественных монополий на локальных рынках не завершено.

Необходимо, с одной стороны, продолжить теоретическое осмысление зарубежной научной мысли и мирового опыта осуществления социальной ориентации деятельности локальных естественных мо-

нополий, а с другой - максимально учесть особенности российской экономики.

Поэтому исследование сущности локальных естественных монополий, разработки стратегии и тактики эффективной системы, управления ими имеет актуальное значение.

Тема естественных монополий привлекает большое внимание научной общественности. По анализируемой проблеме существует значительное количество работ. По ней проводятся совещания, как на федеральном уровне, так и на местах, научно-практические конференции. Работы авторов: Бьюкенена Дж., Вильсона Дж., Горшковой Л.В., Демсеца, Ильиной И., Ордовера Д. [1].

Органом, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) и контроль над соблюдением порядка ценообразования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чеченской Республики на территории Чеченской Республики является Государственный комитет цен и тарифов Чеченской Республики (далее Комитет).

В 2020 году Комитетом, в целях модернизации и регулирования деятельности локальных естественных монополий реализованы следующие мероприятия:

Проведено 29 заседаний Правления Комитета и принято 147 решений по сле-

дующим сферам регулирования: газоснабжение - 5 решений, холодное водоснабжение и водоотведение - 35 решений, горячее водоснабжение -12 решений, теплоснабжение - 56 решений, электроэнергия - 9 решений, прочие (ТКО, транспорт, общие услуги) - 29 решений, об отмене решения - 1 решение (опубликованы на официальном сайте Комитета) [2].

Копии решений Правления и протоколов заседаний Правления Комитета направлены в адрес регулируемых организаций и ФАС России.

На основе анализа представленных документов и материалов подготовлены экспертные заключения, протоколы и проекты для принятия вышеуказанных решений.

Правлением Комитета утверждены 647 тарифов по таким сферам регулирования, как газоснабжение - 77 тарифов, в том числе технологическое присоединение к системам газоснабжения - 75 тарифов, электроэнергетика - 218 тарифов, в том числе технологическое присоединениек электрическим сетям - 68 тарифов, водоснабжение - 64 тарифа, в том числе по технологическое присоединение к системам водоснабжения - 32 тарифа, водоот-ведение - 55 тарифов, в том числе по технологическое присоединение к системам

водоотведения - 11 тарифов, теплоснабжение и горячее водоснабжение -146тарифов, в том числе подключение (технологическое присоединение) к системам теплоснабжения - 29 тарифов, твердые коммунальные отходы - 78 тарифов, транспорт - 7 тарифов, набор продуктов питания в оздоровительных лагерях - 2 тарифа.

Правлением Комитета также утверждено 21 производственных программ (в сфере водоснабжения и водоотведения - 7 программ, горячего водоснабжения - 2 программы, твердых коммунальных отходов - 12 программ) и 2 инвестиционные программы для МУП «Водоканал г. Грозного» и ООО «Концессии Биологические очистные сооружения».

В соответствии с регламентами установления цен и тарифов в адрес регулируемых организаций в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения твердых коммунальных отходов направлены письма о представлении предложений и материалов для установления тарифов на 2021 год.

Далее проведем анализ цен и тарифов на коммунальные услуги в регионах СКФО на 2020 г.

Таблица. Сравнительный анализ цен и тарифов на коммунальные услуги в регионах СКФО на 2020 г., (в рублях) [3]

Виды услуг Чеченская Республика Республика Дагестан Республика Северная Осетия (Алания) Карачаево-Черкесская Республика Республика Ингушетия Кабардино-Балкарская Республика

Период действия цен (та рифов)

I полугодие II полугодие I полугодие II полугодие I полугодие II полугодие I полугодие II полугодие I полугодие II полугодие I полугодие II полугодие

Эл. энер-гия/кВт.ч: 2,68 2,81 2,58 2,10 4,06 4,25 4,12 4,24 3,56 3,73 3,18 3,96

Природный газ, м3 4662,98 4942,11 5320,0 5 541,40 5860,0 6 110,54 6 388,16 6 388,16 5660,0 5 670,47 5115,0 5 952,64

Тепловая энергия. 1139,13 1843,48 1446,15 1556,80 1808,56 1815,96 1 913,35 1 989,69 1622,66 1 520,22 1618,12 1 984,49

Холодное водоснабжение 21,00 28,36 1,51 8,93 11,44 11,14 30,45 31,46 24,41 22,32 16,16 15,50

Водоотведение. м3 13,24 13,81 1,02 3,53 1,99 8,14 13,33 13,78 15,51 14,4 16,23 14,35

Как показывает проведенный анализ цены (тарифы) за анализируемый период увеличились на несколько позиций.

Несмотря на проведенную Комитетом большую работу в области регулирования деятельности локальных естественных мо-

нополий в заключение необходимо отметить о важности проведения мониторинга:

- цен на товары, работы и услуги, для оценки эффективности государственных закупок;

- объема полезного отпуска тепловой энергии;

- соответствия размера платы граждан за коммунальные услуги установленным предельным индексам (ежемесячно);

- информации по муниципальным образованиям субъекта РФ, на территории которых предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в 2020 го-

лее чем на величину отклонения по субъекту РФ (ежемесячно);

- регулируемой деятельности теплоснабжающих организаций ЧР, сведения о расходах топлива и электроэнергии;

- состояния инфраструктуры водоснабжения и водоотведения в Чеченской Республике;

- соблюдения территориальными сетевыми организациями тарифов на технологическое присоединение заявителей к электрическим сетям за 2019 год;

- соблюдения стандартов раскрытия информации регулируемыми организациями за 2019-2020 гг.

ду превышает индекс по субъекту РФ бо-

Библиографический список

1. Авдашева С.Б. Конкурентная политика: состав, структура, система / С.Б. Авдашева, А.Е. Шаститко // Современная конкуренция. - 2010. - №1 (19).

2. Официальный сайт Государственного комитета цен и тарифов Чеченской Республики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tarif95.ru/

3. Отчет Государственного комитета цен и тарифов Чеченской Республики за 2019 год. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tarif95.ru/node/668

LOCAL NATURAL MONOPOLIES AS AN IMPORTANT ELEMENT OF A DEVELOPED MARKET ECONOMY

S.A. Kurbanov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor R.U. Musaeva, Graduate Student Chechen State University (Russia, Grozny)

Abstract. An important attribute of improving/decreasing the quality of life of the population, as well as an integral part of the developed market economy of the region, the country as a whole, are local natural monopolies. The problems of regulation in this area by the state in the person of the Federal Antimonopoly Service deserve close attention. In this study, local natural monopolies are described, a comparative analysis of prices and tariffs for utilities in the regions of the North Caucasus Federal District for 2020 was carried out, corresponding proposals are given.

Keywords: price, tariff, regulation, economy, analysis, entity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.