ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
Клюзина Светлана Владимировна
доктор экономических наук, профессор. ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», кафедра экономики и организации предпринимательства г. Иваново, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Тихомирова Татьяна Ермековна
аспирант. ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», кафедра экономики и организации предпринимательства г. Иваново, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье представлено обобщение теоретических взглядов на естественную монополию и ее частный случай - локальную естественную монополию. Автор предлагает пять основных методологических подходов к объяснению природы локальных естественных монополий.
Ключевые слова: естественная монополия; локальная естественная монополия; технологический подход; экономический подход; воспроизводственно-функциональный подход; пространственно-географический подход; институциональный подход
Код УДК: 334.012
Annotation. The author presents a generalization of theoretical views on the natural monopoly and on the local natural monopoly as its special case. Five key approaches to the explanation of the nature of local natural monopolies are proposed in the article.
Keywords: natural monopoly; local natural monopoly; technological approach; economic approach; reproduction and functional approach; spatial and geographical approach; institutional approach
Тема естественной монополии разрабатывалась представителями различных экономических теорий. Понятие естественная монополия появляется в экономической литературе в конце XIX века. Впервые эта тема была поднята английским ученым Дж.Ст. Миллем в 1848 г. Он определил разницу между искусственной и естественной монополиями: в отличие от искусственной, естественная монополия существует безотносительно к усилиям государства и закона. При этом Милль отмечал, что существуют такие предприятия общественного значения, как железные дороги, газовые компании [1, с. 259-260]. А. Маршалл рассматривал производственную монополию с позиции завышения цены монопольной фирмой по сравнению с аналогичной фирмой, находящейся в условиях конкуренции [2, с. 175].
В настоящее время во взглядах на естественную монополию преобладает подход, предлагаемый неоклассической теорией. При всем несовпадении точек зрения зарубежных авторов к определению естественной монополии1, большинство из них признает, что ее появление обусловлено определенным соотношением средних издержек в отрасли и объема спроса на данный продукт. В качестве причин образования естественной монополии современная теория организации рынков называет: 1) особенности технологии, характеризующейся положительной отдачей от масштаба при любом объеме выпуска; положительная отдача от масштаба обеспечивает снижение долгосрочных средних издержек с ростом выпуска; 2) экономию на разнообразии многопродуктовой фирмы, выпускающей различные наименования продукции, используя одни и те же производственные мощности; 3) недостаточную емкость рынка по сравнению с минимальным эффективным выпуском [4, с. 256]. Таким образом, одним из вариантов естественной монополии считается монополия продавца, вытекающая из малого объема рынка. Последнее подразумевает особый аспект естественной монополии - локальную естественную монополию.
В отечественной литературе советского периода тема естественных монополий практически не разрабатывалась. В 1990-е годы российские исследователи указывали на те же особенности естественно монопольных отраслей, что и западные экономисты: наличие сетевых структур в отрасли и связанных с ними высоких постоянных издержек (В. Студенцов), особенности отраслевой технологии, обеспечивающей высокие барьеры входа (В. Гальперин, С. Игнатьев, В. Моргунов), преимущества в издержках единственного участника рынка по сравнению с несколькими мелкими фирмами (С. Авдашева и Н. Розанова).
Обобщая доступную нам литературу, выделим пять основных методологических подходов к объяснению причин существования и природы локальной естественной монополии.
1. Технологический подход предполагает, что образование данных монополий обусловлено значительным эффектом масштаба в отрасли в сочетании с ограниченным спросом на ее продукцию. Так, в региональном хозяйстве ряд производственных отраслей характеризуется спецификой технологии, сопряженной с капиталоемким оборудованием, наличием в составе основных фондов сетей и, следовательно, с высокими фиксированными издержками и возрастающей отдачей от масштаба. К ним можно отнести такие сферы, как местная энергетика, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение, транспорт, связь, информационные системы. Подобные инфраструктурные отрасли региональной экономики представляют собой своего рода классические естественные монополии местного масштаба2. Они обслуживают сферу жизнеобеспечения, как населения, так и всех хозяйствующих субъектов. Их продукция, а точнее, услуги относятся к предметам первой необходимости и, следовательно, спрос на эти услуги отличается высокой неэластичностью. Спрос имеет ярко выраженные временные колебания, суточные и сезонные, что делает необходимым содержание резервных мощностей для удовлетворения пиковых нагрузок. Для ряда таких отраслей (энергетика, водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение и транспорт) процессы производства и потребления неотделимы, продукция не может складироваться и храниться, что также требует поддержания резервных мощностей.
В составе основных фондов данных отраслей высок удельный вес сетевых структур (трубопроводы, линии электропередач, кабельные линии связи, железные дороги). Такие структуры характеризуются длительными сроками создания и функционирования, обусловливают высокую специфичность активов данных отраслей, а также необратимость капитальных вложений (высокие барьеры выхода).
Отметим также, что подобные локальные монополии играют значительную роль в экономической
1 Обзор различных теоретических определений естественной монополии дан в работе А.Я. Бутыркина [3, с. 6-14].
2 То есть естественные монополии, причиной образования которых являются технологические особенности отрасли.
и социальной жизни города, региона, страны в целом. С точки зрения общественных интересов, их следует рассматривать как важнейший структурообразующий и бюджетообразующий фактор развития экономики города. Локальность масштабов деятельности таких предприятий делает их монополиями. Как правило, продукция локальных естественных монополий (свет, тепло, средства связи, вода и др.) представляет общественное благо.
Все эти особенности определяют высокие, практически непреодолимые, барьеры входа и выхода для данных рынков, что почти полностью исключает конкуренцию. Значимость производимой продукции делает необходимым государственное регулирование локальных естественных монополий.
Отличие данной ситуации от стандартной модели естественной монополии состоит в величине рыночного спроса: чем меньше анализируемая территориальная единица и чем меньше плотность ее населения, тем ближе к началу координат будет проходить линия рыночного спроса. Следовательно, положение «монопольного оптимума» при прочих равных условиях будет сдвигаться вверх по кривой долгосрочных средних издержек, что повлечет за собой как более высокие издержки производства данного продукта, так и относительное сокращение экономической прибыли монопольного предприятия.
Заметим, что в условиях небольшой емкости спроса локальным естественным монополиям свойственен низкий уровень использования производственных мощностей; для них высока вероятность убыточности, объективно обусловленной соотношением низкого спроса с большой величиной эффекта масштаба.
Современный технический прогресс, способствующий сокращению единичной мощности оборудования, применяемого в инфраструктурных отраслях, ослабляет указанные негативные особенности и подрывает саму естественную технологическую монополию. Однако монополия устраняется не полностью, так как сохраняется исключительное положение поставщика данного ресурса (например, газа).
2. Экономический подход связывает функционирование естественных монополий (включая локальные) с анализом издержек. Концепция субаддитивности издержек, разработанная У. Баумолем в 1977 году, дает современное понимание естественной монополии и является ее точным математическим представлением.
В работе У. Баумоля, Дж. Панзара и Р. Виллига [5] отрасль определена как естественная монополия, если в определенных пределах выпуска функция затрат субаддитивна. При этом субаддитивность издержек описывается следующим неравенством:
X ТС (д1) >ТС X (Ф)
где,
ТС - совокупные издержки, связанные с выпуском д единиц продукции 1-го вида
Указанное неравенство означает: если в отрасли одна фирма может выпускать объем предложения, необходимый для удовлетворения рынка по более низкой себестоимости, чем две или более фирм (субаддитивность функции издержек), то она называется естественной монополией.
Данное свойство распространяется на:
1) случай простого положительного эффекта масштаба (издержки производства данного объема продукта меньше, когда он выпускается одной фирмой, а не несколькими);
2) случай многопродуктового предприятия (совместное производство различных продуктов дешевле, чем их раздельное производство);
3) случай вертикально интегрированной фирмы (затраты на производство продукта ниже, если в рамках одной фирмы совмещается несколько сопряженных стадий его изготовления). В этом случае субаддитивность издержек выражает неравенство [6, с. 27-30]:
ТС (д1,0) + ТС (0, q2) > ТС (д1, д2)
Современная теория рассматривает два вида субаддитивности издержек - глобальную и локальную. Глобальной субаддитивностъю характеризуются долгосрочные средние издержки Ь-образного вида; с ними связана монополия, возникающая вследствие положительной отдачи от масштаба, присущей отдельным отраслям. Локальной субаддитивностъю характеризуются долгосрочные средние издержки стандартного, Ц-образного вида, с ними связана монополия, образующаяся вследствие недостаточной емкости рыночного спроса [4, с. 256-257], то есть монополия локального масштаба. Таким образом, подчеркнем, что современная теория организации рынков признает возможность естественной монополии, обусловленной не только большим эффектом масштаба, достигаемым крупными компаниями, но и монополии, вытекающей из ограниченности спроса. Последняя создается на узких рынках, и ею могут обладать фирмы небольших размеров.
Существует тесная взаимосвязь между экономией на масштабе и субаддитивностью. В однопродуктовой фирме экономия на масштабе - достаточное, но не необходимое условие естественной монополии. Процесс производства может быть субаддитивным, когда имеет место экономия за счет роста производства (снижения средних издержек), и в случае растущих средних издержек. В многопродуктовой фирме, например, экономия на масштабе может создавать естественную монополию, хотя при производстве товаров по отдельности не наблюдается экономия на масштабе.
3. Воспроизводственно-функциональный подход позволяет анализировать локальные естественные монополии с точки зрения их места и роли в региональном хозяйстве.
Огромную роль в современной экономической жизни играет региональная и местная инфраструктура хозяйства (энергетическое хозяйство, транспорт, связь, газо- и водоснабжение, информационные системы и др.). Именно эти отрасли создают общие условия для функционирования производства и жизни населения в границах определенных территорий, обеспечивая нормальное протекание воспроизводственных процессов в регионе. Интенсификация хозяйства в условиях НТР ведет к неуклонному возрастанию роли этих отраслей. Для всех отраслей инфраструктуры характерна высокая капиталоемкость и фондоемкость и, следовательно, высокая доля постоянных издержек в составе затрат. Большая положительная отдача от масштаба, имеющая место в этих отраслях, делает их сферой устойчивых естественных монополий локального характера.
На наш взгляд, экономику региона можно представить как совокупность микровоспроизводственных процессов различных товаров и услуг, отличающихся различной степенью замкнутости (или открытости). В каждом регионе существует группа товаров и услуг с полностью «закрытым» воспроизводственным процессом, при котором все стадии движения продукта (закупка ресурсов, производство, обращение, потребление) протекают в границах регионального хозяйства. Такой процесс характерен для многих отраслей местной промышленности, сферы производственной и социальной инфраструктуры, энергетики, строительного комплекса региона и др. Схему закрытого микровоспроизводственного процесса условно можно представить следующим образом (рис.1)3.
В н е ш н я я с р е д а
Р е г и 0 н
ресурсы производство обращение потребление
Рис. 1. Закрытый микровоспроизводственный процесс в регионе
Заметим, что группа товаров с полностью замкнутым микровоспроизводственным процессом немногочисленна. Как правило, в нее входят строительные материалы, производимые из местных ресурсов, некоторые коммунальные услуги (например, водоснабжение и др.), бытовые услуги населению, некоторые продовольственные товары, производимые из местного сырья, услуги образования, здравоохранения. Чаще имеют место «открытые» микровоспроизводственные процессы, и их структура может быть разной.
Для отраслей производственной и социальной инфраструктуры (местная энергетика, транспорт, связь, некоторые отрасли местной промышленности) характерен микровоспроизводственный процесс с «открытым входом» (рис. 2).
В процессах и первого, и второго типа возможно возникновение естественных локальных монополий, если величина местного спроса на товар не превосходит минимального эффективного размера предприятий отрасли.
В н е ш н я я с р е д а
р е г и о н
ресурсы производство обращение потребление
Рис. 2. Микровоспроизводственный процесс с открытым «входом»
Источником образования таких монополий служит сфера производства, и эти монополии отличаются устойчивостью.
Предложенные схемы микровоспроизводственных процессов в регионе имеют принципиальный характер. Они позволяют анализировать локальные монополии с точки зрения географического места производства и сбыта товаров. Критерием локальности служат
3 Предлагаемые схемы для анализа микровоспроизводственных процессов в регионе, конечно, условны. Стадия «ресурсы» введена для того, чтобы подчеркнуть их поступление на предприятие посредством обмена. Стрелки между стадиями цикла означают акты обмена. Они наглядно иллюстрируют роль регионального рынка как связующего звена ме^ду всеми стадиями.
административно-территориальные границы региона. Конечно, это односторонний и довольно условный подход. В реальности может действовать множество факторов, существенно усложняющих взаимосвязи воспроизводственного процесса. Во-первых, в приграничных административно-территориальных единицах огромную роль в функционировании хозяйства играют межрайонные экономические связи. Здесь особенно наглядно обнаруживается несовпадение административно-территориальных и экономических границ районов (данную проблему поднимал, например, А. Леш в [7, с. 34-35, 143-144, 193-202]. Во-вторых, для предприятий характерна множественность схем и каналов реализации одного и того же продукта; часто наблюдаются «промежуточные» ситуации, когда часть продукции предприятия реализуется на местном рынке, удовлетворяя его значительную долю, а другая часть вывозится за пределы района. При этом ситуация неодинакова, если этот вывоз будет осуществлять сам производитель, создавая представительства и дилерские центры в других регионах (локальной монополии нет), или же вывоз осуществляет посредник (локальная монополия есть). В-третьих, структура микровоспроизводственных процессов с точки зрения их открытости или закрытости достаточно подвижна во времени. Размеры вывоза и ввоза различных продуктов в регионе в силу подвижной рыночной конъюнктуры могут колебаться по годам. Технологические новшества, а также факторы национальной и международной конкуренции способны существенно менять структуру микровоспроизводственных процессов. Под действием этих факторов происходит изменение ресурсной базы предприятий и рынков сбыта, а также изменение структуры спроса. На местный рынок «врываются» новые внешние участники, которые теснят местных производителей. Заметим, что локальные естественные монополии проявляют наибольшую устойчивость к действию этих факторов
4. Пространственно-географический подход позволяет включить в сферу анализа локальных естественных монополий проблемы периферийных территорий.
Периферийные районы отличаются низкой плотностью населения и, следовательно, ограниченным спросом. Для них ощутимы транспортные издержки. В таких условиях возникают ситуации, характеризующиеся ограниченным числом поставщиков тех или иных продуктов -локальные монополии на периферии.
Например, в небольших населенных пунктах Ивановской области обычно существует единственный магазин продуктов питания, другие магазины находятся в значительном удалении. Такие магазины и будут являться локальными монополиями в границах своих территорий, т.к. появление в данных населенных пунктах еще одного магазина экономически невыгодно, при этом для большинства населения, особенно пенсионеров, эти торговые точки будут являться единственным поставщиком продуктов питания.
Заметим, что понятие «периферийная территория» относительно. Ею может быть деревенька, удаленная от районного центра на десятки километров; в этом случае локальной монополией станет местный магазин, автолавка или мастер, оказывающий услуги по ремонту телевизоров для всей округи. В качестве периферийной территории могут оказаться относительно крупные населенные пункты, районные или областные центры, в которых транснациональные и национальные компании создают свои филиалы, поглощая тем самым весь местный рынок. Развивающиеся торгово-коммерческие фирмы «областного масштаба» часто создают свои филиалы и представительства в районных центрах, что также может вызвать появление локальной монополии «на периферии».
Таким образом, эта монополия может явиться как результатом немногочисленности местных производителей и торговцев, так и результатом территориальной экспансии крупных компаний. Основу такой монополии составляет ограниченный спрос.
Ограниченность спроса в сочетании с ощутимым минимальным эффективным выпуском
(МЭВ) в отрасли обусловливает существование на данном рынке единственного поставщика.
5. Институциональный подход к анализу локальной монополии акцентирует внимание на ее контрактной природе. Он требует рассмотрения монополии как определенного типа обмена. Специфику монопольного обмена можно обнаружить, сопоставляя его с конкурентным обменом (табл. 1).
Таблица 1
Основные характеристики конкурентного и монопольного обмена
Конкурентный обмен Монопольный обмен
1. Поле обмена формируется большим числом участников 1. Поле обмена характеризуется одним продавцом либо ограниченным количеством продавцов
2. Характеристики обмена: а) неизбирательность б) эквивалентность в) неперсонифицированные сделки г) эпизодичность (случайность) сделок д) краткосрочность контрактов 2. Характеристики обмена: а) избирательность б) неэквивалентность в) стремление к персонификации сделок г) стремление к долгосрочным контрактам на повторяющейся основе
В экономическом пространстве как совокупности экономических взаимодействий субъектов возникают локальные инварианты - единичные сделки между продавцами и покупателями, имеющие избирательный и повторяющийся характер. Три главных фактора определяют повторяющийся (и, следовательно, избирательный) характер сделок:
1) предпочтения покупателями определенного продавца (в силу специфики качества товаров, местоположения и пр.); источником монополии в данном случае становится дифференциация продукта;
2) предоставление продавцами дополнительных выгод своим покупателям (исключительные контракты); источником монополии становится квазиинтеграция как форма сотрудничества субъектов на основе долгосрочных контрактов;
3) исключительность положения продавца по отношению к покупателям, вытекающая из-за отсутствия выбора продавца; такая ситуация влечет за собой естественную локальную монополию.
Элементы локальности и монополии, совмещаемые в обмене, оказывают противоречивое влияние на характер сделки. Локальность сделок «персонифицирует отношения сторон» [8, с. 54]. Это, на наш взгляд, немаловажное обстоятельство, объясняющее распространенность таких взаимодействий в современной экономике. Персонификация обмена позволяет существенно снизить издержки получения информации (покупателем - о продавце и качестве товара, продавцом - о покупателе), а также издержки контроля за соблюдением условий сделки. Другими словами, персонификация отношений обмена позволяет получить большую экономию трансакционных затрат, обусловленных заключением и исполнением сделки4.
Монопольный элемент сделок ведет к неэквивалентности обмена. Монопольный обмен
4 Предлагаемые схемы для анализа микровоспроизводственных процессов в регионе, конечно, условны. Стадия «ресурсы» введена для того, чтобы подчеркнуть их поступление на предприятие посредством обмена. Стрелки между стадиями цикла означают акты обмена. Они наглядно иллюстрируют роль регионального рынка как связующего звена ме^ду всеми стадиями.
предполагает неравную «переговорную силу сторон». Продавец, предлагающий «особенный», с точки зрения данного покупателя, товар, может пользоваться относительной неэластичностью спроса и назначать завышенную цену. Вероятность злоупотреблений со стороны продавца высока, если он занимает исключительное положение. В условиях «закрытости» продавца (информационной непрозрачности его финансово-хозяйственной деятельности) неэквивалентность обмена становится его обычной практикой.
Таким образом, институциональный подход раскрывает конфликтную природу локальной монополии и выводит анализ на проблему экономических интересов. Во-первых, локальные монополии отражают конфликт интересов участников сделки, усиливающийся экономической властью продавца. Во-вторых, наблюдается расхождение интересов монопольных групп с интересами общества в целом (перераспределение созданной стоимости, неэффективное распределение ресурсов и неэффективное их использование, злоупотребление экономической силой).
Напряженность взаимоотношений между социальными группами, которую провоцируют монополии, способна принимать открытые, острые формы. Свидетельство тому - получившие массовое распространение конфликты вокруг тарифов на коммунальные услуги, в центре которых -местные монополисты - энергетические и газовые компании. Половина всех дел, возбуждаемых территориальными управлениями ФАС РФ в связи со злоупотреблениями хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением на региональных и местных товарных рынках, приходится на местные энергоснабжающие организации - поставщиков тепловой и электрической энергии.
На наш взгляд, не какой-либо один подход, а их синтез позволяет составить всестороннее представление об изучаемом явлении, дать его теоретическое определение. Каждый из рассмотренных выше подходов подчеркивает то или иное свойство локальной монополии.
Технологический подход отражает объективность возникновения таких монополий, определяемую сложившимся в данной сфере соотношением минимального эффективного выпуска и рыночного спроса. Экономический аспект показывает преимущества естественных монополий в издержках при определенных условиях. Пространственно-географический аспект отражает относительную обособленность этого явления в общей системе хозяйственных связей: монополия имеет место в ограниченном ареале географического пространства. Воспроизводственно-функциональный анализ выдвигает на первый план проблему территориальных монополий, выделяя их регионообслуживающую функцию, позволяет понять производственно-рыночную природу монополии и объяснить степень ее устойчивости. Институциональный подход позволяет рассматривать данное явление на уровне отдельной сделки и анализировать его конфликтную природу. Интегрируя эти подходы, укажем три основных, на наш взгляд, особенности локальной естественной монополии:
1) локализованное географическое пространство как сфера функционирования;
2) ограниченный рыночный спрос: даже небольшая фирма может стать естественной монополией
3) стремление контролировать внешнюю среду в собственных экономических интересах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Милль Дж.С. Основы политической экономии. В 2 т.: пер. с англ. / Дж.С. Милль. - М.:
Прогресс, 1980. - Т. 1. - 495 с.
2. Маршалл А. Принципы экономической науки. В 3 т. / А. Маршалл; пер. с англ., вступ. ст. Дж.М. Кейнса. - М.: Прогресс, Универс, 1993. - Т. 2. -310 с. - (Экономическая мысль Запада).
3. Бутыркин А.Я. Естественные монополии: теория и проблемы регулирования / А.Я. Бутыркин. - М.: Новый век, 2003. - 152 с.
4. Авдашева С.Б. Теория организации отраслевых рынков: учебник / С.Б. Авдашева, Н.М. Розанова. - М.: Магистр, 1998. - 311 с.
5. Baumol W. Contestable Markets and the Theory of Industry Structure / W. Baumol, J. Panzar, R. Willig. - New York, 1982.
6. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. В 2 т. / Жан Тироль; под ред. В.М. Гальперина, H.A. Зенкевича; Ин-т «Открытое о-во». - 2-е изд., испр. -СПб.: Экон. шк. и др., 2000.
7. Леш, А. Географическое размещение хозяйства / А. Леш; пер. с англ. Л.А. Азенштадта [и др.]; вступ. ст. и ред. Я.Г. Фейгина. - М.: Изд-во иностр. лит., 1959. - 455 с.
8. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики [Текст]. -М. : Фонд экономической книги «Начала», 1997. - 185 с.