Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023.
№ 74. С. 96-104.
Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 2023. 74. pp. 96-104.
Научная статья
УДК 304.2+378.4
doi: 10.17223/1998863Х/74/9
ЛОКАЛИЗАЦИЯ КАК ДОМИНИРУЮЩИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ
Владимир Валерьевич Петров
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук,
Новосибирск, Россия; Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Новосибирск, Россия, [email protected]
Аннотация. Показана специфика локализационных процессов, влияющих на образовательную политику. Обосновано, что отечественная система образования неизбежно подвергнется трансформации, но в рамках локализации по-прежнему будут доминировать уже разработанные глобализационные механизмы и стратегии, в рамках которых возможна ориентация преимущественно на национальные запросы. Ключевые слова: высшая школа, регионализация, интернационализация
Для цитирования: Петров В.В. Локализация как доминирующий фактор развития национальных систем образования // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023. № 74. С. 96-104. doi: 10.17223/1998863Х/74/9
Original article
LOCALIZATION AS A DOMINANT FACTOR OF THE NATIONAL EDUCATION SYSTEMS' DEVELOPMENT
Vladimir V. Petrov
Institute of Philosophy and Law, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Novosibirsk, Russian Federation; Novosibirsk National Research State University, Novosibirsk, Russian Federation,
vvpetrov@mail. nsu. ru
Abstract. The systemic transformations that took place at the turn of the 21st century left a serious imprint on the development of all domestic social institutions. Under the influence of globalization transformations, Russian higher education has largely rebuilt its own structure in accordance with "Western" models. The changed external conditions associated with forced localization lead to the need to transform the model of production organization and the translation of fundamental knowledge. Current requests addressed to the higher education system can be divided into two types: national and international. In the former case, the principle of regionalization becomes relevant, as a request is formed for the development of education in specific regions. In the latter case, the request is directed to the sphere of foreign policy and is largely due to relations with other states, which at the moment appear to be the top-priority subjects of cooperation. The processes of regionalization and localization are the result of global transformations, but, at the same time, they are significantly different. The first involves the implementation of globalization processes by expanding the range of participants, the second involves a change in the vector of interaction: the number of participants decreases, but the number of connections between participants increases, that is, characteristic features inherent in global processes are preserved. The current situation, in which all social institutions are involved, is a symbiosis
© В.В. Петров, 2023
of globalization trends superimposed on the policy of reducing and concretizing interstate agreements and extremely overgrown digitalization traces that have created previously impossible ways of transmitting and processing information. Reorientation to other areas of international cooperation implies the implementation of systematic joint educational policies. Changing the vector of interaction will not entail a radical change in the principles of building the national educational process. The national education system will inevitably undergo transformation, but, within the framework of localization, the already developed globalization mechanisms and strategies will continue to dominate. Within them it is possible to focus mainly on the national demands of the Russian society without rejecting the demands of other national education systems, with which partnerships are predicted in the long term. Keywords: higher education, regionalization, internationalization
For citation: Petrov, V.V. (2023) Localization as a dominant factor of the national education systems' development. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya - Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 74. pp. 96-104. (In Russian). doi: 10.17223/1998863Х/74/9
Системные трансформации, произошедшие на рубеже XX-XXI вв., наложили серьезный отпечаток на развитие всех отечественных социальных институтов. Российская образовательная политика1, реализуемая на протяжении последних двух десятилетий, ориентировала отечественную высшую школу на вхождение в международное научно-образовательное пространство. В качестве одного из значимых критериев успешности российских университетов выступали их позиции в различных международных рейтингах [2]. Стремясь соответствовать предъявляемым критериям, ведущие российские университеты вынуждены были трансформироваться по образу и подобию зарубежных моделей, сформировавшихся под воздействием глобализа-ционных преобразований. Вхождение России в Болонский процесс серьезно ускорило коренную перестройку отечественной высшей школы: хотя декларируемая цель во многом достигнута не была [3. С. 147], частичная унификация отечественных университетов в соответствии с европейскими и американскими моделями привела к слому доминировавшей в России русско-немецкой модели. Последующий во многом формальный выход Российской Федерации из Болонской системы весной 2022 г. [3. С. 147], связанный в том числе с процессами локализации, привел к необходимости смены вектора развития отечественной высшей школы. Проблему, затрагиваемую в данной работе, можно сформулировать следующим образом: с одной стороны, под воздействием глобализационных преобразований российская высшая школа во многом перестроила собственную структуру в соответствии с западными (преимущественно европейскими и американскими) образцами, ориентируясь на вхождение в международное образовательное пространство; с другой стороны, изменившиеся внешние условия, связанные с принудительной локализацией, подразумевают трансформацию модели организации производства и трансляции фундаментального знания. В настоящий момент отсут-
1 Мы разграничиваем понятия «образовательная политика» и «политика в области образования». Политика в области образования - это общая политика государства, но примененная к отдельной сфере общественной жизни - образованию. Она определяет стратегию образовательной деятельности, ее главные цели и задачи, охватывает всю совокупность мер, которые проводятся государством в отношении образования (включая воздействие других направлений внутренней российской политики: экономической, социальной, информационной и др.). Образовательная политика вырабатывается только применительно к сфере образования, включает тактику развития образования, конкретные цели, задачи, сроки, конкретных людей - организаторов процесса образования. Образовательная политика, в свою очередь, влияет на стратегию образования [1. С. 146].
ствует четкое понимание, в каком направлении должны проводиться трансформационные преобразования и возможна ли очередная коренная перестройка отечественной высшей школы.
Для того чтобы понять, какие механизмы трансляции фундаментального знания могут быть использованы в стремительно изменившихся социокультурных условиях, необходимо обозначить последствия произошедших глоба-лизационных преобразований и выявить суть процесса локализации применительно к отечественной высшей школе.
Как известно, систему образования можно рассматривать с точки зрения двух разных подходов: первый подразумевает систему как некую целостность, в которой элементы взаимозависимы друг от друга; второй же предполагает систему как множество элементов, включающее отношения этих элементов между собой. Мы будем придерживаться первого подхода, так как у второго есть значительный недостаток, который отмечает В.А. Якунин: при анализе системы как множества мы выделяем отдельные элементы как основу; для системы же генетически первичным является признак целостности. При этом элементы системы являются выделимыми, т.е. она не является монолитной, и мы можем подвергать анализу отдельные ее составляющие [4. С. 24].
В то же время у термина «система образования» нет единой трактовки: он может трактоваться и как глобальная «единая планетарная образовательная система, которую составляют континентальные, национальные и региональные подсистемы» [5. С. 31], и как система непрерывного образования, и как синоним понятия «педагогическая система» [6. С. 3].
Несмотря на различие в подходах к определению, система образования и система подготовки кадров отражают конкретные оперативные (текущие) и, безусловно, перспективные потребности развития страны и ее экономики во всем их многоаспектном понимании [7. С. 123], что предполагает необходимость реагирования системы на актуальные запросы общества. В отечественных реалиях в начале XXI в. наиболее важные из подобных запросов были обусловлены государственными трансформациями, в том числе процессами глобализации. В частности, процесс вхождения Российской Федерации и ее институтов в Болонское пространство, который так и не был реализован в полной мере в России [2. С. 146], тем не менее привел к серьезнейшим изменениям в российской образовательной политике.
В формате данной работы мы не проводим анализ трансформации отечественной системы образования до и после присоединения Российской Федерации к Болонскому процессу, так как во многом институт образования стремится опираться на актуальные общественные запросы [8. С. 4]. Мы обращаем внимание на тот факт, что модернизация происходит не вследствие ухудшения системы, а из-за ее несоответствия социальному запросу. Это подтверждается рядом исследований, в которых отмечено, что государства, имеющие собственные образовательные традиции, настаивают на сохранении национальных приоритетов собственных образовательных программ, хотя и могут заимствовать зарубежные практики [8. С. 5]. С другой стороны, не унифицируя в целом национальные системы, но допуская возможность частичной интеграции, можно столкнуться с ошибками образовательной политики из-за обильного количества недостатков процесса [9. С. 181-184], таких
как, например, численный рост университетской бюрократии, сокращение влияния академического сообщества, расширение власти управленческого аппарата и др. [10. С. 299]. К сожалению, посредством реализации ряда непродуманных реформ в России был реализован наиболее примитивный путь интеграции, фактически разрушающий национальную систему образования [8. С. 6]. Тем не менее в рамках мировых трендов в России произошли следующие ключевые преобразования: во-первых, сформировалось глобальное коммуникативное пространство, оказавшее существенное влияние на все стороны жизни общества [8. С. 4]; во-вторых, глобализационная экономика потребовала изменения основных подходов к подготовке специалистов [11. С. 282]; в-третьих, формирование базовых профессиональных компетенций стало выступать в качестве приоритетной миссии [10. С. 301].
Другим, не менее важным, фактором, оказавшим серьезное влияние на институт образования, стала стремительная цифровизация всех сфер социальной жизни. Под цифровизацией в данной работе мы понимаем использование цифровых технологий в рамках определенной сферы (в данном случае -образования), адаптацию принципов ее работы в соответствии с представленными техническими средствами и перенос элементов данной сферы в цифровую среду. Цифровизация образования направлена в конечном итоге на формирование эффективного способа преподавания и обучения посредством создания новой образовательной среды с применением информационно-коммуникационных технологий. [12. С. 109-110].
Виртуальное пространство, активно развивающееся в настоящее время, также можно назвать цифровой средой, однако важно понимать, что речь идет не столько о технических средствах, сколько о межличностном взаимодействии, осуществляющемся посредством цифровых технологий. В этом плане для цифровых технологий важным является наличие внешних ограничений, препятствующих развитию физической коммуникации. В качестве примера можно привести пандемию COVID-19 как значительный фактор, способствующий интенсивной цифровизации: из-за различных ограничений, подразумевающих социальное дистанцирование, учебным заведениям пришлось стремительно адаптироваться к сложившейся ситуации невозможности проведения очных занятий. «Принудительная цифровизация» во многом стала вынужденной мерой, но при этом, несмотря на краткосрочность данного периода, инертная система отечественного образования смогла адаптироваться и оказалась способной к организации дистанционных занятий в большем масштабе и на гораздо более высоком уровне, нежели до пандемии. Примечательным становится тот факт, что вызвавшие данный запрос факторы уже изменились либо полностью прекратили свое влияние, однако разработанные и успешно апробированные технологии взаимодействия в рамках системы образования по-прежнему достаточно широко используются для решения ряда задач, не связанных с пандемийными ограничениями.
Обращаясь к вопросам глобализации, отметим, что из-за ситуации на мировой арене был заблокирован ряд направлений по реализации образовательных услуг. Апогеем этого стал выход Российской Федерации из Болон-ского процесса, что означает переход от глобализационных стратегий к локализации образования. В случае же с цифровизацией ситуация, скорее, обратная. Из-за все более и более увеличивающихся темпов внедрения высо-
ких технологий во все сферы общественной жизни влияние данного фактора лишь обострилось, что вылилось в конфликт между привычной системой высшего образования и характерной для последнего десятилетия системой онлайн-взаимодействия.
Говоря о локализации образования, необходимо конкретизировать причины выбора именно такого термина. В данной работе мы говорим о явлении, подразумевающем отказ от глобализации как от процесса всемирной интеграции и унификации [13. С. 12]. Но при этом воспринимать термин «локализация» как антоним «глобализации» также является некорректным. В данном случае речь идет не о разрыве контактов на мировой арене, а о сокращении их количества до определенных государств; тем не менее в рамках оставшихся межгосударственных взаимодействий сохраняются характерные для глобализации интеграция и унификация. В связи с этим некорректно использовать и термин «национализация», так как, несмотря на необходимость адаптации системы образования, изменения не подразумевают общеизоляционистского характера. Теоретически для описания произошедших качественных изменений можно обратиться к термину «регионализация», однако здесь важна и его трактовка. Распространены два основных подхода к его пониманию: первый предполагает создание различных политических союзов и объединений, при этом каждая страна, входящая в данные объединения, является «инициатором глобализации» [14. С. 47]; т.е. под регионализацией подразумевается четкий вектор в рамках процесса глобализации, определяющий основных союзников. Вторая же трактовка предполагает путь, схожий с национализацией, однако в данном случае это обусловлено не изоляцией от других систем, а сохранением региональных особенностей [15. С. 228]. Исходя из данных трактовок, термин «локализация» зачастую используется в качестве синонима «регионализации» (во второй трактовке, так как делается акцент на сохранение культурных особенностей тех или иных регионов). Так, например, исследователи характеризуют политику Китая применительно к образованию, называя подобную стратегию «китайский стиль - западный опыт» [16. С. 192]. Тем не менее в данной работе мы предлагаем несколько иное понимание данного понятия: озвученная трактовка предполагает изначальную ориентацию на поддержание характерных особенностей региона (национальная образовательная система, специфические черты образования в конкретном регионе и т.д.). Мы подразумеваем под локализацией переориентацию имеющейся системы. В данном случае имеет место регионализационный характер процесса, так как при таком подходе локализация также подразумевает реализацию образовательной политики через союзы и объединения. При этом мы акцентируем внимание именно на сокращении направлений коммуникации.
Данное уточнение имеет принципиальное значение. Процессы регионализации и локализации являются следствием глобальных преобразований, но при этом имеют значительное отличие. Первый предполагает реализацию глобализационных процессов путем расширения спектра участников, а второй - изменение вектора взаимодействия: уменьшается количество участников, но количество связей между участниками увеличивается, т.е. характерные черты, присущие глобальным процессам, сохраняются.
Таким образом, актуальные запросы, адресованные системе высшего образования, можно подразделить на два типа: национальные и интернацио-
нальные. В первом случае становится актуальным принцип регионализации, так как формируется запрос на развитие образования в конкретных регионах. В данном случае регионализация способствует поддержанию академического лидерства, что обеспечивает общий рост качества образования в стране. Данное обстоятельство, в свою очередь, может способствовать как общему развитию государства, так и улучшению ситуации в регионах [17. С. 161]. Значимой становится и тенденция на кластеризацию образования [18. С. 5]; кластером в данном случае является «совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку, предприятий соответствующей отрасли и иных заинтересованных сторон» [19. С. 398]. Среди преимуществ данного подхода выделяют возможность аккумулирования ресурсов вузов, интеграцию образовательных элементов, перспективы так называемого resource sharing - совместного использования образовательных технологий и ресурсов учреждений, входящих в кластер [18. С. 5]. В рамках регионализации подобные явления приобретают качественные улучшения, так как развитие как центральных, так и региональных учебных заведений способствует общему экономическому развитию на всех уровнях.
Под интернациональными запросами мы подразумеваем те, что направлены на сферу внешней политики и во многом обусловлены отношениями с другими государствами. В данном случае за счет переориентации на иные направления международного сотрудничества наиболее важной задачей становится развитие контактов с теми государствами, которые в данный момент предстают наиболее приоритетными субъектами сотрудничества. В контексте образования это формирует ряд следующих задач: расширение языковой подготовки в вузах (опираясь на наиболее приоритетные страны), акцент на специализациях, востребованных в тех государствах, сотрудничество с которыми является наиболее перспективным, а также развитие программ обмена для привлечения иностранных студентов. Процесс решения данных задач подразумевает реализацию систематических совместных образовательных политик [20, 21]. В качестве примера успешной реализации данного подхода можно привести договор с Китаем «О правовой помощи по гражданским и уголовным делам» [22], который в том числе предполагает возможность легитимизации документов об образовании обеих стран друг другом.
Соответственно, смена вектора взаимодействия не повлечет за собой радикального изменения принципов построения национального образовательного процесса; напротив, если отследить тенденции, оказывающие влияние на общество в течении последних двадцати лет, мы можем заметить, что наиболее влиятельными из них следует считать глобализацию и цифровиза-цию. Первая в начале XXI в. способствовала всесторонним контактам между государствами, налаживанию связей и союзов; вторая же является естественным следствием развития технологий, улучшающих и дополняющих многие сферы жизни человека. Впоследствии оба фактора могут претерпеть изменения - как из-за естественного развития (например, в контексте глобализации невозможно осуществлять бесконечное расширение контактов при наличии ограниченного числа потенциальных союзников), так и из-за ответов социума на обстоятельства, вызванные данными тенденциями. Произошедшая локализация является следствием столкновения глобализационных тенденций с изменениями в социально-политической обстановке на планете; цифровизация
же дошла до неимоверных масштабов, порождая все больше новых специфических обстоятельств. Актуальная ситуация, в которую вовлечены все социальные институты (а следовательно, и система образования), представляет собой симбиоз глобализационных тенденций, наложенных на политику сокращения и конкретизацию межгосударственных договоров и чрезвычайно разросшихся следов цифровизации, создавших ранее невозможные способы передачи и обработки информации. Отечественная система образования неизбежно подвергнется трансформации, но в рамках локализации по-прежнему будут доминировать уже разработанные глобализационные механизмы и стратегии, в рамках которых возможна ориентация преимущественно на национальные запросы российского общества, без отторжения запросов других национальных систем образования, с которыми в долгосрочной перспективе прогнозируются партнерские отношения.
Список источников
1. Петров В.В. Университетские системы в трансформирующихся обществах. Новосибирск : Манускрипт, 2020. 324 с.
2. Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. URL: http://5top100.ru/ (дата обращения: 18.06.2022).
3. Петров В.В. За пределами Болони: перспектива развития отечественных университетов в условиях локализации // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023. № 72. С. 142-150.
4. Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. 160 с.
5. Свиридов О.А. Теория и методология функционирования образовательных систем : дис. ... д-ра экон. наук. Йошкар-Ола, 2006. 363 с.
6. Чечель И.Д., Потемкина Т.В. Образовательная система: многообразие значений, особенности функционирования // Russian Journal of Education and Psychology. 2012. Т. 2 (10). 15 с.
7. Удалов Ф.Е., Алехина О.Ф., Рыбакова И.В. О системе образования и подготовки кадров // Промышленность: экономика, управление, технологии. 2020. № 3 (82). С. 122-127.
8. Миронов В.В. Болонский процесс и национальная система образования // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. Т. 1, № 2. С. 4-8.
9. Эзрох Ю.С. Болонская система высшего образования в России: мифы и реальность // Всероссийский экономический журнал ЭКО. 2016. № 2 (500). С. 172-185.
10. ПутинцеваН.А. Болонская система - образование новой реальности // Обучение и воспитание : методики и практика. 2013. № 10. С. 297-301.
11. Максимова Ю. С. Об эффективности внедрения Болонской системы и английского языка как средства преподавания в Российских вузах // KANT. 2021. № 1 (38). С. 281-287.
12. Колганов Е.А., Лехмус М.Ю., Сафуанов Р.М. Цифровизация системы образования // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Сер. Экономика. 2019. № 2 (28). С. 108-113.
13. Глебов Г.И., Милаева О.В. Современные международные отношения. Пенза : Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2010. 98 с.
14. Арасланова А.А. Регионализация высшего образования в контексте повышения доступности образования и обеспечения равных возможностей // Проблемы и перспективы образования в России. 2010. № 3. С. 46-57.
15. Хаминов Д.В. Историческое образование и наука в советской высшей школе: региональный аспект (на материалах сибирского научно-образовательного комплекса). Томск : ТГУ, 2019. 720 с.
16. Сунь Янь. Локализация и интернационализация образования и его значение в культурных инновациях Китая // Материалы международной IX научной конференции: «Актуальные проблемы развития КНР в процессе ее регионализации и глобализации». Чита : Забайкальский гос. ун-т, 2018. С. 189-201.
17. Воденко К.В. Регионализация государственной политики в сфере высшего образования в контексте становления академического лидерства // Вопросы управления. 2021. № 1 (68). С. 156-168.
18. Попова Е.В. Инновации в развитии высшего образования в цифровой экономике // Инновации и инвестиции. 2023. № 1. С. 4-8.
19. Кетова Н.П., Вэй Синьчжэ. Образовательные кластеры в России и Китае: формирование, управление, стратегии развития // Креативная экономика. 2021. № 2. С. 393-410.
20. Минобрнауки России подпишет программу научно-технического сотрудничества с Таиландом // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/67162/ (дата обращения: 11.01.2023).
21. Образование, наука и гранты: Минобрнауки России намерено расширить сотрудничество с Индией // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/66883/ (дата обращения 15.12.2022).
22. Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам. URL: https://docs.cntd.ru/document/1901090 (дата обращения: 14.01.2023).
References
1. Petrov, V.V. (2020) Universitetskie sistemy v transformiruyushchikhsya obshchestvakh [University systems in transforming societies]. Novosibirsk: Manuskript.
2. 5top100.ru. (n.d.) Proektpovysheniya konkurentosposobnosti vedushchikh rossiyskikh univer-sitetov sredi vedushchikh mirovykh nauchno-obrazovatel'nykh tsentrov [A project to increase the competitiveness of leading Russian universities among the world's leading scientific and educational centers]. [Online] Available from: http://5top100.ru/ (Accessed: 18.06.2022).
3. Petrov, V.V. (2023) Outside Bologna: National universities' development perspective in the localization context. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya - Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 72. pp. 142-150. (In Russian). DOI: 10.17223/1998863Х/72/13
4. Yakunin, V.A. (1988) Obuchenie kak protsess upravleniya. Psikhologicheskie aspekty [Learning as a management process. Psychological aspects]. Leningrad: Leningrad State University.
5. Sviridov, O.A. (2006) Teoriya i metodologiya funktsionirovaniya obrazovatel'nykh sistem [Theory and methodology of the functioning of educational systems]. Economy Dr. Diss. Yoshkar-Ola.
6. Chechel, I.D. & Potemkina, T.V. (2012) Obrazovatel'naya sistema: mnogoobrazie znacheniy, osobennosti funktsionirovaniya [Educational system: variety of meanings, features of functioning]. Russian Journal of Education and Psychology. 2(10). p. 40.
7. Udalov, F.E., Alekhina, O.F. & Rybakova, I.V. (2020) O sisteme obrazovaniya i podgotovki kadrov [On the system of education and training]. Promyshlennost': ekonomika, upravlenie, tekhnologii. 3(82). pp. 122-127.
8. Mironov, V.V. (2006) Bolonskiy protsess i natsional'naya sistema obrazovaniya [The Bologna Process and the National Education System]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 1(2). pp. 4-8.
9. Ezrokh, Yu.S. (2016) Bolonskaya sistema vysshego obrazovaniya v Rossii: mify i real'nost' [The Bologna system of higher education in Russia: Myths and reality]. Vserossiyskiy ekonomicheskiy zhurnalEKO. 2(500). pp. 172-185.
10. Putintseva, N.A. (2013) Bolonskaya sistema - obrazovanie novoy real'nosti [The Bologna system - the formation of a new reality]. Obuchenie i vospitanie: metodiki ipraktika. 10. pp. 297-301.
11. Maksimova, Yu.S. (2021) Ob effektivnosti vnedreniya Bolonskoy sistemy i angliyskogo yazyka kak sredstva prepodavaniya v Rossiyskikh vuzakh [On the effectiveness of the introduction of the Bologna system and the English language as a means of teaching in Russian universities]. KANT. 1(38). pp. 281-287.
12. Kolganov, E.A., Lekhmus, M.Yu. & Safuanov, R.M. (2019) Tsifrovizatsiya sistemy obrazovaniya [Digitalization of the education system]. Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovanie, ekonomika. Seriya: Ekonomika. 2(28). pp. 108-113.
13. Glebov, G.I. & Milaeva, O.V. (2010) Sovremennye mezhdunarodnye otnosheniya [Modern international relations]. Penza: Penza State University.
14. Araslanova, A.A. (2010) Regionalizatsiya vysshego obrazovaniya v kontekste povysheniya dostupnosti obrazovaniya i obespecheniya ravnykh vozmozhnostey [Regionalization of higher education in the context of increasing the accessibility of education and ensuring equal opportunities]. Problemy i perspektivy obrazovaniya v Rossii. 3. pp. 46-57.
15. Khaminov, D.V. (2019) Istoricheskoe obrazovanie i nauka v sovetskoy vysshey shkole: regional'nyy aspekt (na materialakh sibirskogo nauchno-obrazovatel'nogo kompleksa) [Historical Education and Science in the Soviet Higher School: Regional Aspect (Based on the Materials of the Siberian Scientific and Educational Complex)]. Tomsk: Tomsk State University.
16. Sun Yan. (2018) Lokalizatsiya i internatsionalizatsiya obrazovaniya i ego znachenie v kul'turnykh innovatsiyakh Kitaya [Localization and internationalization of education and its significance in the cultural innovations of China]. Aktual'nye problemy razvitiya KNR v protsesse ee regionalizatsii i globalizatsii [Topical Problems of China's Development in the Process of its Regionalization and Globalization]. Proc. of the 9th International Conference. Chita: Transbaikal State University. pp. 189-201.
17. Vodenko, K.V. (2021) Regionalizatsiya gosudarstvennoy politiki v sfere vysshego obrazovaniya v kontekste stanovleniya akademicheskogo liderstva [State policy regionalization in higher education in the context of academic leadership formation]. Voprosy upravleniya. 1(68). pp. 156-168.
18. Popova, E.V. (2023) Innovatsii v razvitii vysshego obrazovaniya v tsifrovoy ekonomike [Innovations in the development of higher education in the digital economy]. Innovatsii i investitsii. 1. pp. 4-8.
19. Ketova, N.P. & Wei Xinzhe. (2021) Obrazovatel'nye klastery v Rossii i Kitae: formirovanie, upravlenie, strategii razvitiya [Educational clusters in Russia and China: formation, management, development strategies]. Kreativnaya ekonomika. 2. pp. 393-410.
20. Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. (n.d.) Minobrnauki Rossii podpishet programmu nauchno-tekhnicheskogo sotrudnichestva s Tailandom [The Ministry of Education and Science of Russia to sign a program of scientific and technical cooperation with Thailand]. [Online] Available from: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/67162/ (Accessed: 11th January 2023).
21. Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. (n.d.) Obrazovanie, nauka i granty: Minobrnauki Rossii namereno rasshirit' sotrudnichestvo s Indiey [Education, Science and Grants: The Russian Ministry of Education and Science intends to expand cooperation with India]. [Online] Available from: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/66883/ (Accessed: 15th December 2022).
22. Cntd.ru. (n.d.) Dogovor mezhdu Rossiyskoy Federatsiey i Kitayskoy Narodnoy Respublikoy o pravovoy pomoshchi po grazhdanskim i ugolovnym delam [Treaty between the Russian Federation and the People's Republic of China on legal assistance in civil and criminal cases]. [Online] Available from: https://docs.cntd.ru/document/1901090 (Accessed: 14th January 2023).
Сведения об авторе:
Петров В.В. - кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник отдела социальных и правовых исследований Института философии и права Сибирского отделения Российской академии наук; доцент кафедры социальной философии и политологии Института философии и права Новосибирского национального исследовательского государственного университета (Новосибирск, Россия). E-mail: [email protected]
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author:
Petrov V.V. - Cand. Sci. (Philosophy), docent, senior researcher, Department of Social and Legal Research, Institute of Philosophy and Law, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (Novosibirsk, Russia); associate professor, Department of Social Philosophy and Political Science, Institute of Philosophy and Law, Novosibirsk National Research State University (Novosibirsk, Russia). E-mail: [email protected]
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 05.06.2023; одобрена после рецензирования 11.07.2023; принята к публикации 18.08.2023
The article was submitted 05.06.2023; approved after reviewing 11.07.2023; accepted for publication 18.08.2023