Научная статья на тему 'ЛОГИСТИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ, ВОСТРЕБОВАННЫХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ'

ЛОГИСТИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ, ВОСТРЕБОВАННЫХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / ПОТОКИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Несиоловская Татьяна Николаевна

Целью исследования является разработка базовых принципов образовательной логистики, направленных на создание гармонично организованных, оперативно управляемых и высокоэффективных систем трансформации абитуриента в выпускника, востребованного рынком, повышение качества подготовки выпускников вуза и сохраняемости контингента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGISTIZATION OF HIGHER EDUCATION AS FACTOR OF TRAINING OF SPECIALISTS, HIGHLY DEMANDED BY THE REGIONAL ECONOMY

The goal of the study is to develop the basic principles of educational logistics, oriented for creating harmoniously organized, operatively controlled and highly effective systems for transforming an applicant into a highly-demanded by the market graduate, improving the quality of university graduates training and stability contingent.

Текст научной работы на тему «ЛОГИСТИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ, ВОСТРЕБОВАННЫХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ»

ЛОГИСТИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ, ВОСТРЕБОВАННЫХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

Несиоловская Татьяна Николаевна

доктор технических наук, профессор,

ФГБОУ ВО «Ярославский государственный технический университет», г. Ярославль, Россия. E-mail: nesiolovskayatn@ystu.ru

Аннотация. Целью исследования является разработка базовых принципов образовательной логистики, направленных на создание гармонично организованных, оперативно управляемых и высокоэффективных систем трансформации абитуриента в выпускника, востребованного рынком, повышение качества подготовки выпускников вуза и сохраняемости контингента.

Ключевые слова: логистика; логистическая функция; потоки; трансформация; высшее образование; качество образования. JEL codes: I20, I21, J24

Для цитирования: Несиоловская, Т.Н. Логистизация высшего образования как фактор подготовки специалистов, востребованных региональной экономикой / Т.Н. Несиоловская. - DOI 10.52957/22213260_2021_7_119. - Текст : электронный // Теоретическая экономика. - 2021 - №7. - С.119-125. - URL: http://www.theoreticaleconomy.ru (Дата публикации: 31.07.2021)

DOI: 10.52957/22213260_2021_7_119

Качество образования - принципиально важный процесс, влияющий не только на интеллектуальный потенциал поколения, но и на будущее страны. Основными проблемами российского образования являются:

- кризис современной системы образования: на смену индустриальному обществу приходит информационное общество, что требует постоянного обновления знаний в соответствии с последними научными достижениями;

- низкая практикоориентированность образования, что вызывает сложности с трудоустройством выпускников;

- слабая система взаимосвязи между различными уровнями образования, что приводит к отчислению из вуза значительного количества студентов на первых курсах;

- слабая заинтересованность студентов в получении высшего образования по традиционной схеме, которая ограничивает возможность сочетания учебы и практической деятельности, что снижает уровень подготовки студентов.

Для решения проблем российского высшего образования необходим системный подход, обеспечивающий адаптацию вузов к современным реалиям.

Логистика - это инструмент менеджмента, как процесса, направленного на рационализацию и оптимизацию движения ресурсов, что позволяет сделать управление гибким, непрерывным, оперативным, эффективным и индифферентным по отношению к объекту управления.

Логистика нацелена на оптимизацию ресурсов и основывается на следующих постулатах:

- процесс логистики является интеграционным, состоящим из накопления, перемещения и преобразования ресурса;

- этот процесс целенаправлен и детерминирован, т.е. ориентирован на конечный результат и протекает по определённому алгоритму.

Идеология логистики способствует установлению рациональности (чёткости) системы взаимоотношений консолидированных элементов системы, что обеспечивает эффективность ее функционирования [1,2].

Предпосылками использования логистических принципов управления в системе высшего образования являются функции логистики - прогнозирование потребности в ресурсах, обеспечение ресурсами, преобразование ресурсов, сопутствующий сервис, регулирование возвратных потоков и др.

Принципиальная новизна логистического подхода в системе вузовского образования - это взаимная связь всех направлений деятельности с целью создания гармонично организованных, легко управляемых и высокоэффективных систем трансформации абитуриента в выпускника, востребованного рынком [3].

Учитывая базовые принципы логистики, к принципам образовательной логистики в системе вузовского образования можно отнести следующие:

1. Комплексность: формирование развитой инфраструктуры для осуществления движения потоков в определенных условиях; координация действий непосредственных и опосредованных участников движения; осуществление централизованного контроля выполнения задач, стоящих перед структурами в системе вузовского образования; стремление вузов к тесному сотрудничеству с внешними потребителями, а также установлению прочных связей между подразделениями в рамках внутренней деятельности.

2. Научность: усиление расчетного начала на всех стадиях, от планирования до анализа, т.е. выполнение подробных расчетов траектории движения потока.

3. Конкретность: точная оценка всех ресурсов, используемых при осуществлении логистического процесса (финансовых, кадровых, материальных и т. д.) и минимизация издержек в процессе трансформации ресурсов.

4. Конструктивность: диспетчеризация потока, непрерывное отслеживание перемещения и изменения каждого объекта потока и оперативная корректировка его движения.

5. Надежность: широкое использование современных технических средств перемещения и управления движением потока; высокие скорости и качество поступления информации и технологии ее обработки.

6. Вариативность: возможность гибкого реагирования вуза на колебания спроса и другие возмущающие воздействия внешней среды.

Выделим две характерные особенности логистических функций в системе высшего образования:

- все они взаимосвязаны и направлены на управление процессами трансформации потоков знаний, т. е. весь комплекс логистических функций коллективно подчинен одной цели;

- носители всех функций являются субъектами, вовлеченными в процесс логистики.

Принципиальная новизна логистического подхода в системе вузовского образования - это

взаимосвязь, соединение всех областей и направлений деятельности с целью создания систем движения потоков, гармонично организованных, легко управляемых и высокоэффективных.

В образовательной логистике можно выделить следующие потоки:

1. Поток обучения, который заключается в интеграции школы и высшего образования, включая профессиональное образование.

2. Поток знаний, содержащий такие звенья, как производство знаний, удаление устаревших знаний и распространение знаний в образовательном пространстве.

3. Информационный поток, интегрирующий образовательное пространство в единую систему.

Рисунок 1 - Логистическая схема трансформации входа (абитуриент) в выход (выпускник)

Выделение потоков как основных объектов управления в системе высшего образования позволяет ставить и решать задачи сквозного мониторинга движения потоков, начиная от первоисточника (заявителя) через все промежуточные (трансформационные) процессы вплоть до поступления к конечному потребителю (работодателю).

Критерием успешной реализации логистических функций является степень достижения конечной цели, выраженная базовым правилом логистики «6Н»: нужный продукт, нужного качества, в нужном количестве, доставленном в нужное место и в нужное время с наименьшими (наилучшими) затратами.

Исходя из этого правила, можно выделить следующие составляющие логистической деятельности в структуре высшего образования.

1. Продукт - выпускник вуза, обладающий необходимыми знаниями (умениями, навыками, компетенциями, квалификацией).

2. Качество - квалификационные требования к выпускникам, овладевшим определенными компетенциями. Современный специалист должен обладать не только профессиональными навыками (hard skills), но и так называемыми надпрофессиональными навыками (soft skills), ответственными за успешное участие в процессе работы и высокую производительность, которые характеризуются универсальностью и независимостью от профессии и сфера деятельности. Другими словами, современный специалист должен быть общительным и уметь работать в команде, уметь планировать свой прогресс и управлять временем, уметь представлять созданный продукт, обладать такими качествами, как адаптивность и проактивность, стремление к лидерству, личностному развитию и т. д.

3. Количество - количество кредитных единиц или модулей, которые студент должен освоить в ходе обучения.

4. Место - разные формы получения высшего образования (дневная, заочная, очно-заочная, дистанционная).

5. Время - новые знания должны создаваться по принципу «точно в срок», поскольку они являются довольно дорогим ресурсом, а «хранение» знаний связано с риском их старения.

6. Расходы - затраты хозяйствующего субъекта, выраженные в денежной форме, которые служат важным показателем эффективности управленческой деятельности организации.

Если идти по пути трансформации потока, то первым этапом логистизации высшего образования должна стать работа с абитуриентами.

Вуз определяет условия поступления, обучения, приема задолженностей и защиты выпускных квалификационных работ, которые являются факторами для процесса принятия решения о подаче документов в это учебное заведение. Эти факторы не являются постоянными. На их перечень и

содержание влияет общество через обратную связь.

Решение выбрать тот или иной вуз принимается чаще логически, чем эвристически. Для принятия решения на основе логических выводов необходимо, чтобы у человека создалось ощущение обоснованного учета достаточной совокупности факторов, иначе говоря, невозможно логически принять решение при I < 1шт, где 1тт - информированность, обеспечивающая чувство уверенности в достаточной глубине оценки ситуации. То есть повышение информированности ведет к повышению числа тех абитуриентов, кто вообще может принять решение выбрать данный вуз и оценить факторы обучения в нем. Как следствие, поток абитуриентов в вуз увеличивается.

Управление потоками обучения должно базироваться на интеграции школ и высших учебных заведений с одной стороны, что обеспечивает возможность быстрой адаптации студентов к накоплению новых знаний, и на интеграции высших учебных заведений и потенциальных работодателей с другой стороны, что обеспечивает возможность подготовки выпускников в соответствии с запросами региональной экономики.

Радикальная трансформация социокультурного и экономического пространства России неизбежно оказывает влияние на образование, в том числе и профессиональное. Жесткие профессиональные критерии требуют и повышения уровня подготовленности квалифицированных кадров в различных областях жизнедеятельности.

Одной возможных траекторий совершенствования образовательного уровня специалистов является дуальная система образования. Совокупность возможных преимуществ данной системы представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Совокупность возможных преимуществ дуального образования

Дуальная система образования в качестве отличительной характеристики от традиционной системы образования предполагает во время всего периода обучения чередование теории и практики, что приводит к повышению результативности и эффективности использования полученных знаний и навыков.

Под дуальной системой подготовки специалистов понимаем некую инновационную траекторию организации высшего профессионального образования, которая включает в себя четко скоординированное взаимодействие образовательного учреждения и производственных

предприятий (организаций), направленное на подготовку специалистов конкретного профиля, с требуемым работодателю квалификационным уровнем. Обеспеченность кадрами в той или иной отрасли следует изучать в качественном и количественном аспектах, при этом необходимо акцентировать внимание на качественном аспекте.

При дуальной системе в образование привлекаются как учебные заведения, так и производственные предприятия, фирмы, организации. Программы дуальной системы образования интегрируют в себе теорию и апробированные на практике ноу-хау. Содержательный смысл преобразований состоит в том, что дуальное образование обучающиеся получают одновременно в двух заведениях: университетах и институтах - теоретическую часть, а на производстве - практическую.

Из сложностей реализации дуальной подготовки специалистов следует выделить то, что в российских вузах слабо развит индивидуализированный подход к организации обучения, который предусматривает разработку образовательной траектории для конкретного обучающегося студента.

Индивидуализация образования - один из современных приоритетов подготовки кадров -в перспективе будет носить массовый характер. Организация образовательных потоков должна базироваться на следующих принципах:

- гибкость, как возможность получения знаний в удобном месте, удобное время, удобном темпе;

- модульность, как возможность получения адекватных предметных знаний из разных курсов;

- параллельность, как возможность совмещения профессиональной и учебной деятельности;

- асинхронность, как возможность обучения по удобному расписанию.

Безусловно, что все эти нововведения требуют определенных затрат и должны быть направлены на конечный результат, т.е. подготовку специалистов, востребованных современной экономикой.

Результативность процесса логистизации (Рс) может быть охарактеризована соотношением результатов и затрат с учетом уровня приемлемого риска:

У В.З.И. К-> Кр-> РП-►

где: К - кооперация ресурсов (студентов, преподавателей, служб вуза);

У - условия эффективной реализации процессов (оптимальные условия обучения);

Кр - суммарный поток ресурсов (характеристика движения потоков);

РП - развитие потенциальных возможностей процессов (улучшение качества образования);

В - время протекания процессов (теоретическое обучение, практика и т.д.);

З - затраты ресурсов (финансовые, информационные и т.д.);

И - инновации и реинжиниринг процессов (расписание, организация потоков и т.д.);

Р - результат (целевая функция - квалификация специалистов);

Э - эффективность и качество процессов (привлечение абитуриентов, престиж вуза и т.д.);

Я - уровень приемлемого риска (уровень несоблюдения нормативов расходования финансовых средств, отчислений и т.д.);

ЗП - затраты (на процесс обучения) и естественные потери ресурсов (отчисления и т.д.).

Таким образом, логистизация высшего образования позволяет доставлять носителей новых знаний в нужное время нужным потребителям. Поскольку в области образования на сегодняшний день продолжаются поиски универсальных инструментов управления вузом, в качестве одного из вариантов можно предложить создание в высших учебных заведениях логистических центров, основной задачей которых будет интеграция образовательного пространства в гармонизированные, адаптивно управляемые и высокоэффективные системы трансформации абитуриента в востребованного региональной экономикой специалиста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гаджинский А. М. Логистика: учеб. 14-е изд., перераб. и доп. М.: Издат.-торг. корпорация «Дашков и К», 2012. - 472 с.

2. Неруш Ю. М. Логистика: учеб. для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби; Проспект, 2013. - 521с.

3. Денисенко В. А. Основы образовательной логистики. - Калининград : Изд-во КГУ, 2003. - 317

с.

LOGISTIZATION OF HIGHER EDUCATION AS FACTOR OF TRAINING OF SPECIALISTS, HIGHLY DEMANDED BY THE REGIONAL ECONOMY

Nesiolovskaya Tatiana Nikolaevna

Doctor of Technical Sciences, Full Professor, Yaroslavl State Technical University, Yaroslavl, Russian E-mail: nesiolovskayatn@ystu.ru

Annotation. The goal of the study is to develop the basic principles of educational logistics, oriented for creating harmoniously organized, operatively controlled and highly effective systems for transforming an applicant into a highly-demanded by the market graduate, improving the quality of university graduates training and stability contingent.

Keywords: logistics; logistic function; streams; transformation; higher education; quality of education.

JEL codes: I20, I21, J24

For citation: Nesiolovskaya, T. N. Logisticization of higher education as factor of training of specialists, highly demand by the regional economy / T. N. Nesiolovskaya. - DOI 10.52957/22213260_2021_7_119. - Text: electronic // Theoretical economy. - 2021-No. 7. - p. 119-125. - URL: http://www.theoreticaleconomy.ru (Publication date: 31.07.2021)

DOI: 10.52957/22213260_2021_7_119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.