Научная статья на тему 'Логистизация автотранспортных издержек в сфере предоставления транспортных услуг'

Логистизация автотранспортных издержек в сфере предоставления транспортных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
274
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспортирование товаров / ЛОГИСТИКА / оптимизация / линейная модель / вероятность своевременной доставки груза

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермошин Н. А., Егошин А. М.

Разработан подход к логистизации издержек в сфере транспортных услуг, отличающийся от существующих методов планирования перевозок тем, что в нем учитываются факторы неопределенности времени доставки грузов от поставщика к потребителю. Это способствует решению проблемы снижения себестоимости перевозок и повышения надежности графиков поставок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Логистизация автотранспортных издержек в сфере предоставления транспортных услуг»

ЛОГИСТИЗАЦИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ИЗДЕРЖЕК В СФЕРЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

Н.А. Ермошин1, А.М. Егошин2

Военная академия тыла и транспорта имени генерала армии А.В. Хрулева 199034, г.Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, наб. Макарова д. 8

Разработан подход к логистизации издержек в сфере транспортных услуг, отличающийся от существующих методов планирования перевозок тем, что в нем учитываются факторы неопределенности времени доставки грузов от поставщика к потребителю. Это способствует решению проблемы снижения себестоимости перевозок и повышения надежности графиков поставок.

Ключевые слова: транспортирование товаров; логистика; оптимизация; линейная модель; вероятность своевременной доставки груза

Развитие российского рынка объективно расставляет приоритеты при выборе средств транспортирования товаров. В частности, автомобильный транспорт (в силу высоких адаптивных свойств) всегда выбирают при потребности в высокотехнологичных формах доставки грузов. Последнее является отражением процессов логистизации экономики, когда предприятия стали размещать производство недалеко от центров дистрибьюции, крупных торговых центров и постоянной клиентуры.

Дальнейшее развитие экономики страны и ее регионов невозможно без совершенствования воспроизводственной деятельности предприятий и организаций автотранспортного сервиса, а также повышения эффективности их функционирования.

Качественного «скачка» в транспортной сфере можно достигнуть лишь за счет использования новых технологий обеспечения процессов перевозок, отвечающих современным требованиям и высоким стандартам, в частности, за счет освоения логистического мышления и принципов логистики. По своей сути транспортная логистика как методология оптимизации и организации рациональных грузопотоков, их обработки в специализированных логистических центрах позволяет обеспечивать повышение эффективности таких потоков, снижение

непроизводительных издержек и затрат, а автотранспортному бизнесу - быть современным, максимально соответствовать запросам все более требовательных клиентов и рынка [1 ].

На сегодняшний день рынок предоставления транспортных услуг предприятиям малого и среднего бизнеса сформирован, налажены и существуют прочные связи между предприятиями-производителями продукции и предпри-ятиями-перевозчиками. Однако проблемы снижения себестоимости перевозок, повышения надежности графиков поставок остаются и их разрешение невозможно без развитой системы автотранспортного сервиса и отношения к автомобильному транспорту, как к составной части производственно - распределительной системы.

Кроме того, на процесс перевозки оказывают влияние финансовые затраты, неразвитость сети автомобильных дорог, плохое их качество, возникновение на улично-дорожной сети городов заторов и пробок.

Известно, что переход на логистическую концепцию управления перевозками грузов позволяет существенно повысить эффективность и качество транспортного обслуживания потребителей.

Вместе с тем, не всегда для решения логистических проблем в сфере оказания транспортных услуг, можно при-

менить существующий методический аппарат.

Такие ситуации возникают при разработке оптимального плана перевозок, когда наряду со стоимостью перевозок требуется обеспечить их своевременность, т.е. в случаях, когда существует неопределенность по времени доставки грузов конечному потребителю.

Предприятие-производитель, несомненно, отдаст преимущество при выборе перевозчика своей продукции той компании, которая сможет гарантировать качественную доставку груза в установленные сроки и за меньшую стоимость.

На современном этапе развития экономики, одним из основных показателей, используемых для оценки поездки (перевозки грузов), наряду со временем, комфортом и экономическими затратами, является надежность прибытия (доставки) транспортного средства (груза) в пункт назначения в установленный срок [2].

Естественным способом решения этой задачи является выбор маршрутов, отличающихся наименьшей неопределенностью по срокам доставки товарноматериальных ценностей. Такие маршруты могут быть определены на основе статистического анализа ретроспективных данных в сфере оказания транспортных услуг на отдельном предприятии, в городе или регионе.

В качестве статистической характеристики маршрута с точки зрения своевременности оказания транспортной услуги могут использоваться интервальные или точечные оценки времени доставки груза (вероятность своевременной доставки, интервал времени доставки с заданным уровнем доверительной вероятности).

На этой основе предсказуемость планирования перевозочного процесса и составление оптимального плана перевозок можно с достаточной достоверностью рассчитать, используя подход, который базируется на постановке классической

транспортной задачи. Вместе с тем, наряду с минимизацией логистических издержек на транспортировку грузов, он позволяет выбрать наиболее надежные маршруты доставки. Суть подхода сводится к следующему.

Пусть некоторый однородный продукт, сосредоточенный у т поставщиков А/ в количестве а(=1..т) единиц соответственно, необходимо доставить п потребителям В] в количестве Ъу(] = 1..п) единиц. Известны затраты су на перевозку груза от /-го поставщика к у-му потребителю. Кроме того, известны или могут быть вычислены на основе прошлого опыта вероятности своевременной доставки груза от /-го поставщика к ]-му потребителю. Необходимо составить план перевозок, позволяющий полностью удовлетворить потребности получателей, имеющий минимальную стоимость и обеспечивающий своевременную доставку грузов.

Оптимизационная линейная модель такого плана перевозок может быть представлена в следующем виде: целевая функция т п

*= Е ИкчсчХ]^> > (1)

/=1]=1

при следующих ограничениях

п

'^х]<а1 , /=1,2, ..., т; (2) ]=1

т

Ъхг]=Ъ],]=1,2, ., п; (3)

1=1

х>0, (4)

где: Ху - искомые параметры (количество или масса единиц перевозимого груза от /-го поставщика к у-му потребителю); с^

- затраты, связанные с перевозкой единицы груза от /-го поставщика к у-му потребителю; аI - запасы груза у /-го поставщика; Ъ] - потребность ]-го потребителя в данном грузе; ку - коэффициент, учитывающий вероятность своевременной доставки груза от /-го поставщика к ]-му потребителю, обеспечиваемый

ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕРВИСА №3(13) 2010

103

транспортно-эксплуатационными показателями маршрута доставки.

—-О <Pij <1

pij

(5)

где Ру - вероятность своевременной доставки груза от /-го поставщика к у-му потребителю.

Ограничения (2 - 4) в этой модели имеют тот же физический смысл, что и в классической транспортной задаче [3].

Решение задачи обоснования оптимального плана перевозок с учетом своевременности доставки грузов включает несколько этапов.

Первый этап предусматривает

формирование матрицы К =

ки

коэф-

фициентов, учитывающих вероятность своевременной доставки груза от /-го поставщика к ]-му потребителю. Как уже говорилось, эта величина зависит от транспортно-эксплуатационных показателей автомобильных дорог и уличнодорожной сети городов и может быть рассчитана на основе анализа статистических данных.

Второй этап состоит в определении начального опорного плана перевозок с учетом вероятности своевременной доставки груза. Нахождение опорного плана производится известными методами решения транспортной задачи (северо-западного угла, минимального элемента, потенциалов) [3].

На третьем этапе осуществляется проверка полученного начального опорного плана на оптимальность и, если необходимо, производится последующая оптимизация плана. В этих целях применяется известный алгоритм симплекс-метода решения задачи линейного программирования [4].

Необходимо отметить, что в условиях неопределенности сроков дос-

тавки груза оптимальным является вариант, обеспечивающий минимальное значение транспортных затрат при условии обеспечения своевременной доставки груза потребителю. Одним из его главных свойств является то, что план перевозок выбирается не только в зависимости от стоимости перевозок, но и с учетом обеспечения своевременной доставки грузов. Другим важным моментом такого решения с учетом требований надежности своевременной доставки грузов является выбор из множества возможных маршрутов доставки тех, которые являются наиболее выгодными с позиции транспортных издержек.

Изложенный подход к логистизации издержек в сфере транспортных услуг отличается от существующих методов планирования перевозок тем, что в нем учитываются факторы неопределенности времени доставки грузов от поставщика к потребителю. Это позволит сэкономить автотранспортному предприятию значительные средства при исполнении договоров и графиков перевозок в ходе оказания транспортных услуг.

Литература

1. Транспортная логистика: Учебник для транспортных вузов. /Под общей редакцией Л.Б. Миро-тина. - М.: Издательство «Экзамен», 2003.

2. Managing urban traffic congestion. European conference of ministers of transport. - Paris: Transport Research Centre, 2007.

3. Таха Х. А. Введение в исследование операций, - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005.

4. Данциг Дж. Линейное программирование, его применения и обобщения. - М.: Прогресс , 1966.

1 Ермошин Н.А., доктор военных наук, профессор, E-mail: logistic-academy@mail.ru

2 Егошин Л.М., кандидат технических наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.