ЛОГИСТИЗАЦИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ИЗДЕРЖЕК В СФЕРЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ
Н.А. Ермошин1, А.М. Егошин2
Военная академия тыла и транспорта имени генерала армии А.В. Хрулева 199034, г.Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, наб. Макарова д. 8
Разработан подход к логистизации издержек в сфере транспортных услуг, отличающийся от существующих методов планирования перевозок тем, что в нем учитываются факторы неопределенности времени доставки грузов от поставщика к потребителю. Это способствует решению проблемы снижения себестоимости перевозок и повышения надежности графиков поставок.
Ключевые слова: транспортирование товаров; логистика; оптимизация; линейная модель; вероятность своевременной доставки груза
Развитие российского рынка объективно расставляет приоритеты при выборе средств транспортирования товаров. В частности, автомобильный транспорт (в силу высоких адаптивных свойств) всегда выбирают при потребности в высокотехнологичных формах доставки грузов. Последнее является отражением процессов логистизации экономики, когда предприятия стали размещать производство недалеко от центров дистрибьюции, крупных торговых центров и постоянной клиентуры.
Дальнейшее развитие экономики страны и ее регионов невозможно без совершенствования воспроизводственной деятельности предприятий и организаций автотранспортного сервиса, а также повышения эффективности их функционирования.
Качественного «скачка» в транспортной сфере можно достигнуть лишь за счет использования новых технологий обеспечения процессов перевозок, отвечающих современным требованиям и высоким стандартам, в частности, за счет освоения логистического мышления и принципов логистики. По своей сути транспортная логистика как методология оптимизации и организации рациональных грузопотоков, их обработки в специализированных логистических центрах позволяет обеспечивать повышение эффективности таких потоков, снижение
непроизводительных издержек и затрат, а автотранспортному бизнесу - быть современным, максимально соответствовать запросам все более требовательных клиентов и рынка [1 ].
На сегодняшний день рынок предоставления транспортных услуг предприятиям малого и среднего бизнеса сформирован, налажены и существуют прочные связи между предприятиями-производителями продукции и предпри-ятиями-перевозчиками. Однако проблемы снижения себестоимости перевозок, повышения надежности графиков поставок остаются и их разрешение невозможно без развитой системы автотранспортного сервиса и отношения к автомобильному транспорту, как к составной части производственно - распределительной системы.
Кроме того, на процесс перевозки оказывают влияние финансовые затраты, неразвитость сети автомобильных дорог, плохое их качество, возникновение на улично-дорожной сети городов заторов и пробок.
Известно, что переход на логистическую концепцию управления перевозками грузов позволяет существенно повысить эффективность и качество транспортного обслуживания потребителей.
Вместе с тем, не всегда для решения логистических проблем в сфере оказания транспортных услуг, можно при-
менить существующий методический аппарат.
Такие ситуации возникают при разработке оптимального плана перевозок, когда наряду со стоимостью перевозок требуется обеспечить их своевременность, т.е. в случаях, когда существует неопределенность по времени доставки грузов конечному потребителю.
Предприятие-производитель, несомненно, отдаст преимущество при выборе перевозчика своей продукции той компании, которая сможет гарантировать качественную доставку груза в установленные сроки и за меньшую стоимость.
На современном этапе развития экономики, одним из основных показателей, используемых для оценки поездки (перевозки грузов), наряду со временем, комфортом и экономическими затратами, является надежность прибытия (доставки) транспортного средства (груза) в пункт назначения в установленный срок [2].
Естественным способом решения этой задачи является выбор маршрутов, отличающихся наименьшей неопределенностью по срокам доставки товарноматериальных ценностей. Такие маршруты могут быть определены на основе статистического анализа ретроспективных данных в сфере оказания транспортных услуг на отдельном предприятии, в городе или регионе.
В качестве статистической характеристики маршрута с точки зрения своевременности оказания транспортной услуги могут использоваться интервальные или точечные оценки времени доставки груза (вероятность своевременной доставки, интервал времени доставки с заданным уровнем доверительной вероятности).
На этой основе предсказуемость планирования перевозочного процесса и составление оптимального плана перевозок можно с достаточной достоверностью рассчитать, используя подход, который базируется на постановке классической
транспортной задачи. Вместе с тем, наряду с минимизацией логистических издержек на транспортировку грузов, он позволяет выбрать наиболее надежные маршруты доставки. Суть подхода сводится к следующему.
Пусть некоторый однородный продукт, сосредоточенный у т поставщиков А/ в количестве а(=1..т) единиц соответственно, необходимо доставить п потребителям В] в количестве Ъу(] = 1..п) единиц. Известны затраты су на перевозку груза от /-го поставщика к у-му потребителю. Кроме того, известны или могут быть вычислены на основе прошлого опыта вероятности своевременной доставки груза от /-го поставщика к ]-му потребителю. Необходимо составить план перевозок, позволяющий полностью удовлетворить потребности получателей, имеющий минимальную стоимость и обеспечивающий своевременную доставку грузов.
Оптимизационная линейная модель такого плана перевозок может быть представлена в следующем виде: целевая функция т п
*= Е ИкчсчХ]^> > (1)
/=1]=1
при следующих ограничениях
п
'^х]<а1 , /=1,2, ..., т; (2) ]=1
т
Ъхг]=Ъ],]=1,2, ., п; (3)
1=1
х>0, (4)
где: Ху - искомые параметры (количество или масса единиц перевозимого груза от /-го поставщика к у-му потребителю); с^
- затраты, связанные с перевозкой единицы груза от /-го поставщика к у-му потребителю; аI - запасы груза у /-го поставщика; Ъ] - потребность ]-го потребителя в данном грузе; ку - коэффициент, учитывающий вероятность своевременной доставки груза от /-го поставщика к ]-му потребителю, обеспечиваемый
ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕРВИСА №3(13) 2010
103
транспортно-эксплуатационными показателями маршрута доставки.
—-О <Pij <1
pij
(5)
где Ру - вероятность своевременной доставки груза от /-го поставщика к у-му потребителю.
Ограничения (2 - 4) в этой модели имеют тот же физический смысл, что и в классической транспортной задаче [3].
Решение задачи обоснования оптимального плана перевозок с учетом своевременности доставки грузов включает несколько этапов.
Первый этап предусматривает
формирование матрицы К =
ки
коэф-
фициентов, учитывающих вероятность своевременной доставки груза от /-го поставщика к ]-му потребителю. Как уже говорилось, эта величина зависит от транспортно-эксплуатационных показателей автомобильных дорог и уличнодорожной сети городов и может быть рассчитана на основе анализа статистических данных.
Второй этап состоит в определении начального опорного плана перевозок с учетом вероятности своевременной доставки груза. Нахождение опорного плана производится известными методами решения транспортной задачи (северо-западного угла, минимального элемента, потенциалов) [3].
На третьем этапе осуществляется проверка полученного начального опорного плана на оптимальность и, если необходимо, производится последующая оптимизация плана. В этих целях применяется известный алгоритм симплекс-метода решения задачи линейного программирования [4].
Необходимо отметить, что в условиях неопределенности сроков дос-
тавки груза оптимальным является вариант, обеспечивающий минимальное значение транспортных затрат при условии обеспечения своевременной доставки груза потребителю. Одним из его главных свойств является то, что план перевозок выбирается не только в зависимости от стоимости перевозок, но и с учетом обеспечения своевременной доставки грузов. Другим важным моментом такого решения с учетом требований надежности своевременной доставки грузов является выбор из множества возможных маршрутов доставки тех, которые являются наиболее выгодными с позиции транспортных издержек.
Изложенный подход к логистизации издержек в сфере транспортных услуг отличается от существующих методов планирования перевозок тем, что в нем учитываются факторы неопределенности времени доставки грузов от поставщика к потребителю. Это позволит сэкономить автотранспортному предприятию значительные средства при исполнении договоров и графиков перевозок в ходе оказания транспортных услуг.
Литература
1. Транспортная логистика: Учебник для транспортных вузов. /Под общей редакцией Л.Б. Миро-тина. - М.: Издательство «Экзамен», 2003.
2. Managing urban traffic congestion. European conference of ministers of transport. - Paris: Transport Research Centre, 2007.
3. Таха Х. А. Введение в исследование операций, - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005.
4. Данциг Дж. Линейное программирование, его применения и обобщения. - М.: Прогресс , 1966.
1 Ермошин Н.А., доктор военных наук, профессор, E-mail: logistic-academy@mail.ru
2 Егошин Л.М., кандидат технических наук