Научная статья на тему 'Логистизация экспедиционных услуг при осуществлении международных перевозок'

Логистизация экспедиционных услуг при осуществлении международных перевозок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Логистизация экспедиционных услуг при осуществлении международных перевозок»

Е.В. Крашенников

ЛОГИСТИЗАЦИЯ ЭКСПЕДИЦИОННЫХ УСЛУГ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК

Качественное экспедиционное обслуживание в транспортировке грузов в рыночных отношениях играет одну из важнейших ролей при осуществлении международных перевозок. Эта область деятельности требует особого подхода: знания таможенного законодательства, международных конвенций и соглаше-

ний, умения строить логистические схемы на межгосударственном уровне и др. От качества экспедиционного обслуживания зависят транспортные издержки в стоимости продукции, которые в экспортно-импортных операциях могут составлять до 40 %, что подчер-

2008 №1

Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ»

кивает актуальность решения данной проблемы.

Следует отметить, что в январе-октябре 2007г. грузооборот транспорта составил 4054,9 млрд. тонно-километров (т-км), в том числе железнодорожного - 1720,3 млрд. т-км, автомобильного - 174,0 млрд. т-км , морского - 52,4 млрд. т-км, внутреннего водного - 78,7 млрд. т-км, воздушного - 2,7 млрд. т-км, трубопроводного - 2026,8 млрд. т-км.5

В январе 2007 г. по сравнению с тем же периодом 2006 г. грузооборот транспорта увеличился на 3,6 % и составил 396,5 млрд. тонно-километров. Об этом говорится в докладе Федеральной службы государственной статистики.

В том числе грузооборот железнодорожного транспорта в январе 2007 г. составил 165,7 млрд т-км (+13,3%); автомобильного - 12,6 млрд т-км

(+11,2%); морского - 2,8 млрд т-км (32,6%); внутреннего водного - 1,6 млрд т-км (-12,9%); воздушного /транспортная авиация/ - 0,2 млрд т-км (+2,7%); трубопроводного - 213,6 млрд т-км (2,4%).

Динамика показывает, что грузооборот транспорта увеличивается, минимизация затрат и рисков при осуществлении перевозок грузов становится одной из главных задач.

Логистизация экспедиционных услуг - это путь, ведущий к снижению затрат при перевозках как финансовых, так и временных, особенно при внешнеэкономических операциях, где непредвиденная задержка груза на таможне является особой зоной риска.

При оказании экспедиционных услуг одной из основных задач является минимизация транспортных затрат путем оптимизации маршрутов по доставке, создания логистических схем, выбора экспедиторов и перевозчиков, а так-

5http://www.gks.ru/bgd/free/b07_00/IssWWW.exe/

81я/а100/2-4.И1ш

же путём решения других вопросов, связанных с обеспечением максимальной эффективности доставки груза.

Логистизация экспедиционного обслуживания включает в себя влияние экспедиционных услуг на эффективность осуществления международных перевозок грузов, возникающие при этом проблемы, критерии, используемые при выборе компании экспедитора, а также вопросы целесообразности организации внутрикорпоративного отдела экспедиции при осуществлении предприятием экспортно - импортных операций.

Экспедиционные услуги - это комплекс услуг, куда входят: перевозка, организация консолидации, разукрупнения партий грузов, их хранение, страхование, контроль за расчетами с участниками транспортного процесса, осуществление платежей, сбор документов, относящихся к грузу и другие вспомогательные услуги. Когда речь идет о международных перевозках, вспомогательные услуги, такие как эффективное взаимодействие с таможенным брокером или перевозчиком, приобретают особое значение.

От экспедитора во многом зависит конкурентоспособность предприятия, стоимость издержек по доставке. Выбор фирмы экспедитора занимает одно из ключевых мест в процедуре принятия логистических решений и похож на процедуру выбора поставщика. Данная процедура должна основываться на определенной схеме. За рубежом часто применяют метод, основанный на ранжированной системе критериев выбора компании перевозчика или экспедитора, где основными показателями выступают: стоимость транспортировки и надежность времени доставки. Помимо этих показателей, учитывается также кредитоспособность и финансовое положение экспедитора, наличие резервных мощностей, внутренний психологический климат компании, наличие

системы управления качеством предоставляемых услуг. В некоторых случаях при выборе компании экспедитора потенциальные фирмы - заказчики пользуются услугами специализированных агентств, занимающихся сбором подробной информации об интересующем поставщике услуг. Это делается в целях повышения качества объективной оценки и минимизации риска заключения договора с недобросовестным или некомпетентным экспедитором. Как правило, подобные агентства собирают информацию, касающуюся финансового положения экспедиторской компании, которая может в себя включать:

- объемы продаж экспедиционных услуг;

- суммы долговых обязательств, движение денежных средств на расчетном счете организации;

- долю чистой прибыли от суммы объема продаж и другое.

Такая информация является конфиденциальной, предназначена исключительно для пользования заказчиком, она может быть получена как по официальным, так и по неофициальным каналам. В итоге процедура выбора экспедитора доверяется специалисту, ведающему вопросами логистики на предприятии. В западной практике при выборе поставщика услуг (в нашем случае экспедиционных) используются ранговые системы показателей. "Простейшая

схема выбора перевозчика с помощью ранжированных систем критериев заключается в прямом сравнении суммарного рейтинга перевозчиков."6 Данная система выбора экспедитора позволяет снизить риск получить некачественное экспедиционное облуживание, а следовательно и многие риски, возникающие при перевозках.

6 Миротин Л.Б., Сергеев В.И., Иванов В.В. и другие. Логистика: управление в грузовых транспортно -логистических системах: Учебное пособие, под редакцией д.т.н. Л.Б. Миротина. - М.:Юрист. - 2002., с 179.

Однако следует заметить, что низкая цена доставки не является основным фактором, влияющим на принятие решения о выборе фирмы экспедитора. Для многих компаний значительно более существенным критерием выбора может стать своевременная доставка груза, соответствие экспедитора требованием концепции "точно в срок" ("just in time"), которая, несмотря на то, что идеальных логистических систем или цепочек соответствующих данной концепции не существует, она все равно остается и является одной из важнейших стратегий в логистике.

Концепция "точно в срок" была впервые применена в 1950 - х годах в Японии, где насущной проблемой стоит ограниченность пространства, территории, в том числе и для строительства складов, обеспечивающих производственные потребности. Она подразумевает доставку материального потока точно в срок при наименьших временных затратах.

В наши дни данная концепция не утратила своей актуальности, так как в условиях конкуренции своевременная доставка груза играет ключевую роль в повышении эффективности работы продавца товара. Благодаря внедрению принципов максимально быстрой и точной доставки достигается уменьшение запасов на складе покупателя, что также повышает конкурентоспособность продавца. Многие участники рынка уже давно признали, что функции управления запасами значительно выгоднее переложить на поставщика. К примеру, крупные торгующие организации, как сети гипермаркетов Перекресток, OK, Metro и другие, не хранят на складах запасы товаров. Эту функцию они перекладывают на продавцов при заключении договоров поставки, где очень жестко прописаны условия доставки продукции и санкции в виде штрафов за их нарушение, которые компенсируют потерю прибыли, вызванную временным

отсутствием непоставленного вида продукции. Из вышеприведенного следует, что качество экспедиционных услуг играет важную роль в формировании доходов фирмы.

Соответствовать высоким требованиям, которые предъявляются к фирме - экспедитору, могут немногие российские компании, работающие в данном секторе экономики. По данным ассоциации международных автомобильных перевозчиков, в 2006 году доля российских перевозчиков на рынке международных автоперевозок российских грузов составила всего 40,2%, в то время как доля паритетных перевозчиков - 46,1%, а доля перевозчиков 3-х стран - 13,7%.

При организации экспортно -импортных операций особое внимание при выборе экспедитора необходимо уделить его потенциальной способности или возможности эффективно взаимодействовать с организациями околота-моженной инфраструктуры (таможенный брокер, склад временного хранения, таможенный перевозчик). Это обусловлено необходимостью минимизации логистических затрат и рисков, которые при международных перевозках непосредственно связаны со специфическими процедурами прохождения таможенной очистки. В этом случае представляется возможным к одному из основных критериев выбора экспедитора отнести его международную ориентированность и опыт работы на рынке в этом направлении. Но даже это не дает полной уверенности в том, что экспортируемый или импортируемый груз будет доставлен без задержки и без непредвиденных затрат, таких как: плата за простой транспортного средства на время таможенного оформления товара, хранение груза на складе временного хранения, задержка таможенного

оформления по причине халатности таможенного брокера или контролирующего инспектора и др.

Несмотря на многообразие подходов к выбору компании - экспедитора, аутсорсинг данных услуг не всегда оправдывает свою экономическую обоснованность, особенно при организации международных перевозок грузов.

В связи с этим многие компании не привлекают сторонние организации для оказания экспедиционных услуг, а формируют в своей структуре соответствующие отделы. Внутрикорпоративные экспедиторы позволяют найти оптимальные логистические схемы, соответствующие специфике деятельности предприятия, снизить транспортные издержки, объединить различных перевозчиков, экспедиторов в единую логистическую систему. Только собственный экспедитор может полностью понять и максимально удовлетворить выдвигаемые руководством компании требования, основанные на необходимости повышать конкурентоспособность фирмы в позиционировании поставляемых видов продукции. Помимо услуги доставки точно в срок и надежности сохранности доставляемых товаров, что увеличивает доходы компании за счет увеличения объемов товарооборота и снижения случаев порчи товара при доставке, организация внутреннего экспедиторского отдела, при условии регулярных поставок, может обойтись дешевле услуг, предоставляемых сторонними организациями. При организации и осуществлении международных перевозок функции экспедитора может выполнять отдел, занимающийся обеспечением внешнеэкономической деятельности (ВЭД), если в его коллектив добавить соответствующих специалистов. Это позволит не только повысить качество экспедиции грузов, но и снизить транспортные издержки за счет сокращения количества сотрудников, работающих в отделе экспедиции. Отделу по обеспечению ВЭД должны быть хорошо известны технологии по минимизации

затрат и рисков при прохождении процедуры таможенной очистки груза, куда могут входить: выбор таможенного

брокера, страхование груза в пути, выбор таможенного перевозчика, выбор таможенных постов, где будет осуществляться таможенное оформление, выбор вида транспортировки и другое. Организация экспедиции грузов в отделе ВЭД должна добавить ему новые функции, как:

- координация деятельности по доставке груза;

- взаимодействие со сторонними экспедиторскими и транспортными организациями;

- оформление товаросопроводительной документации;

- организация консолидации и разукрупнения партий грузов;

- организация комплекса работ по сборке, разборке, сортировке, упаковке, погрузке, разгрузке, взвешиванию и прочим операциям с грузом;

- согласование и разработка плана действий участников транспортного процесса в целях обеспечения максимальной эффективности доставки груза;

- осуществление контроля за расчетами с транспортными, стивидорными, экспедиционными и другими компаниями, задействованными в процессе доставки;

- организация надлежащего документарного оформления при порче, недостаче, повреждениях или излишках товара;

- осуществление прочих сопутствующих операций, необходимых для доставки груза с максимальной эффективностью: минимальным риском и затратами.

Объединение функций экспедиционного отдела и отдела по обеспечению ВЭД должно дать максимальную отдачу от использования внутренних ресурсов предприятия, задействованного во внешнеэкономической деятельности, а также обеспечить минимизацию

затрат и рисков при организации и осуществлении экспортно-импортных операций при международных перевозках грузов.

Но крупный бизнес пошел дальше: многие транснациональные корпорации (ТНК), такие как: NEC Corporation, SONY, Mitsubishi и другие, учреждают дочерние экспедиционные компании, выполняющие функции аналогичные функциям технологических компаний - системных интеграторов, которые находят оптимальные технические решения по интеграции оборудования в единую логистическую систему, а также позволяют объединить различных поставщиков оборудования под один проект. Такие экспедиторы содействуют в экспорте, импорте, в обеспечении распределительной, закупочной, информационной и производственной логистики. Поскольку ТНК экспортируют свою продукцию во многие страны, где отсутствуют представительства дочерней компании экспедитора, то цепочка взаимодействий может выглядеть так:

Грузоотправитель (ТНК) ^ дочерний экспедитор ^ экспедитор ^ перевозчик 1 ^ таможенный брокер ^ перевозчик 2 ^ грузополучатель

ТНК организуют собственных экспедиторов, так как существует объективная потребность в узконаправленных специализированных экспедицон-ных услугах, соответствующих требованиям концепции "точно в срок". К примеру, высокотехнологичное оборудование требует соблюдения особых условий при транспортировке, погрузке и разгрузке. Экспедиторские компании общей ориентации по причине отсутствия опыта могут не уделить должного внимания данному виду груза, что может привести к его порче и как результат - к потере времени и денег.

Выбор экспедитора, либо организация собственного внутрикорпоративного отдела экспедиции требует особого подхода, тщательного расчета

всех потенциальных выгод и потерь, которые может понести предприятие, анализ состояния проблемы экспедирования при организации международных перевозок грузов, проведенный в данном исследовании, даёт возможность минимизировать транспортные издержки с помощью применения логистического подхода к процедуре экспедирования.

Библиографический список

1. Доналд Дж. Бауэрокс, Дейвид Дж. Клосс. Логистика: интегрированная цепь поставок. 2-е изд. Перевод с английского. - М.: ЗАО "Олимп -Бизнес". - 2005.

2. Кретов И.И., Садченко К.В.

Логистика во внешнеторговой деятельности: Учебное пособие. -

М.:ДИС. -2006.

3. Миротин Л.Б., Сергеев В.И.,

Иванов В.В., и другие. Логистика: управление в грузовых транспортно -логистических системах: Учебное

пособие, под редакцией д.т.н. Л.Б. Миротина. - М.:Юрист. - 2002.

4. Крашенников Е.В. Элементы

системы управления рисками (СУР) -как способ минимизации материальных и временных затрат при организации и осуществлении перевозок, таможенного контроля и таможенного оформления //Эволюция логистики в новом тысячелетии: материалы Международной научно-практической

конференции (третий южно-российский логистический форум). - Ростов-на-Дону.: РГЭУ «РИНХ», 2006.

5.http://www.gks.ru/bgd/free/b07_0 0/Ь8\У\У\У.ехе^/с1100/2-4.ЬЦп

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.