Научная статья на тему 'Транспортно-экспедиторское обслуживание как важнейший элемент системы товародвижения'

Транспортно-экспедиторское обслуживание как важнейший элемент системы товародвижения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
486
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клинскова Анна Юрьевна

В статье изложены факторы, обуславливающие возрастающую роль транспортно-экспедитоских компаний в мировой системе товародвижения, а также направление изменений в основах деятельности экспедиторов, вызванное соответствующими изменениями на рынках товаров и услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Транспортно-экспедиторское обслуживание как важнейший элемент системы товародвижения»

2005

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, Экономика, Финансы

№88(6)

УДК 339.14.142

ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ

А.Ю. КЛИНСКОВА

Статья представлена доктором экономических наук, профессором Артамоновым Б.В.

В статье изложены факторы, обуславливающие возрастающую роль транспортно-экспедитоских компаний в мировой системе товародвижения, а также направление изменений в основах деятельности экспедиторов, вызванное соответствующими изменениями на рынках товаров и услуг.

В условиях расширения международного товарообмена, специализации стран и регионов на производстве определенной группы продукции, которая потребляется в различных точках планеты, ключевое значение для достижения успеха имеет организация доставки товаров из места их производства до места их потребления. Для обеспечения транспортировки сырья, материалов, комплектующих, запчастей, готовой продукции и др. грузоотправители и грузополучатели вынуждены вступать в отношения с участниками транспортного рынка -перевозчиками, складами, таможенными органами, посредниками.

Эффективная система доставки товара - это неотъемлемая часть успешного бизнеса. Сегодня потребители, особенно институциональные структуры (предприятия, организации, учреждения), при оценке достоинств продукции принимают во внимание не только цены, внешний вид и качество товаров (в условиях рынка покупателя у последнего есть возможность выбора среди относительно равноценных по качеству и цене товаров), но и комплекс логистических услуг, предоставляемых продавцом. Ценность предложения продавца все чаще складывается не только из материальной ценности товара, но и из ценности сопутствующих услуг, основной из которых является доставка.

Доставка грузов - понятие, получившее всеобщее распространение для описания широкого круга операций, выполняемых после изготовления продукции и до получения ее конечными потребителями или следующей стадией после производства, если эти операции - продолжение производства [1]. Широкий круг операций включает складскую обработку, хранение, упаковку, агрегирование, перевозку любыми видами транспорта, таможенные операции. Сюда входят и сопряженные операции по выбору маршрута перевозки, выбору перевозчика, разработке графиков движения транспортных средств, выбор системы складирования и т.д. Цель этих операций - ликвидировать географический разрыв между производителями и потребителями и обеспечить надежную доставку грузов от места производства товара до места его потребления, причем не только в нужном объеме, но и в нужное время, в требуемом состоянии и за приемлемую цену.

При организации доставки учитываются все аспекты деятельности от начальной до конечной операции, разрабатывается целая система, обеспечивающая достижение желаемого результата с наименьшими возможными издержками. При разработке схем доставки груза каждый грузовладелец должен учитывать множество факторов:

• скорость доставки различными видами транспорта;

• показатели сохранности груза при перевозках различными видами транспорта;

• характер груза, его весовые и объемные характеристики и их сравнение с возможностями различных транспортных средств;

• специфические требования к упаковке при перевозках различными видами транспорта;

• регулярность движения;

• зависимость видов транспорта от погодных условий;

• географический охват пунктов различными видами транспорта;

• необходимый уровень сервиса;

• затраты на доставку различными видами транспорта;

• затраты на страхование при отправках различными видами транспорта;

• сложность таможенных процедур в пункте отправления и назначения.

Кроме анализа и оценки этих фактор предстоит выбор перевозчиков, которые будут непосредственно выполнять транспортировку, выбор компаний, занимающихся складским обслуживанием, выбор таможенного брокера, выбор страховой компании, а также осуществление координации между всеми участниками процесса доставки груза. На рис. 1 автором представлена схема взаимодействия грузоотправителя и организаций, с которыми приходится контактировать непосредственно отправителю для обеспечения надлежащего сервиса покупателю товара в отсутствии посредника.

Рис. 1. Схема взаимодействия грузовладельца с участниками процесса доставки товара

Как видно из приведенной схемы, доставка грузов - это сложный и трудоемкий процесс. Компания с небольшим бизнесом, однородной продукцией и ограниченными потребностями в перевозках может качественно справиться с задачей организации эффективной логистики на своем предприятии самостоятельно. Те же компании, которые ведут бизнес за пределами своего региона или страны, поставляют разнородную продукцию, различными партиями с разной стоимостью способны эффективно организовать логистический процесс, не прибегая к помощи посредников, лишь с небольшой вероятностью. Наиболее качественно с этой задачей могут справиться посредники, в качестве которых обычно выступают специализированные предприятия, фирмы, объединения, осуществляющие разнообразные функции по поручению владельца груза, покупателя или продавца при перемещении товара с момента его подготовки до момента сдачи потребителю.

В условиях расширения международного товарообмена происходит изменение структуры транспортных рынков, как нашей страны, так и мировых. Это, в свою очередь, требует

координации различных видов транспорта для ускорения доставки от производителя до потребителя. Основная задача сегодня заключается не просто в перевозке грузов, чем традиционно занимаются перевозчики, а в предоставлении клиенту полного пакета логистических услуг. Все чаще и все острее перед грузовладельцами встает вопрос, заниматься ли организацией доставки самостоятельно, беря на себя обременительный и сложный процесс взаимодействия с большим количеством контрагентов и координируя их деятельность или передать эту функцию полностью или частично специализированной компании - ТЭК.

Опыт крупных зарубежных компаний показывает, что процесс дистрибуции товаров достаточно сложно построить эффективно, полагаясь только на внутренние ресурсы компании. Чем больше каналов, по которым проходят грузопотоки и потоки информации, тем сложнее контролировать этот процесс, тем больше должен быть ресурсный потенциал и тем больше вероятность сбоя в работе всей системы. Соотношение результата и затрат, необходимых для его достижения нередко показывает, что самостоятельная организация логистики не всегда эффективна. Достижение и поддержание высокого качественного уровня требует значительных расходов на привлечение или подготовку профессиональных кадров по управлению транспортными потоками. Создание собственной логистической службы, организующей и координирующей весь процесс доставки, отвлекает ресурсы из сферы основной деятельности компании.

Посредничество в области международных и внутренних перевозок, охватывающее весь необходимый спектр услуг и операций по доставке грузов от отправителя до получателя, называется транспортно-экспедиционным обслуживанием (ТЭО). Слово «экспедитор» происходит от латинского «ехре&ге», что означает «ускорять».

В развитых странах транспортно-экспедиторские компании (ТЭК) уже давно и по праву занимают ключевые позиции на рынках грузоперевозок и являются неотъемлемой и важнейшей частью системы товародвижения, обеспечивающий грузовладельцу многовариантный, комплексный сервис по доставке грузов, а также сопутствующие услуги. Транспортноэкспедиторская компания не только позволяет единовременно высвободить материальные, финансовые и человеческие ресурсы, задействованные в организации доставки, но и сократить текущие транспортные и сопутствующие издержки. Роль ТЭК в мировой системе товародвижения неуклонно возрастает. По мере развитии массового производства и расширения торговли все большее и большее количество функций передается ТЭК. Сейчас ТЭК принимают на себя широкий спектр ответственности, иногда даже выступая как распорядители-грузовладельцы.

Рис. 2. Традиционная схема экспедирования

На рис. 2 изображена схема, по которой работает большинство экспедиторов в России и которая практически изжила себя в развитых странах. Эта схема отражает подход, при котором экспедиторы рассматриваются как посредники, связывающие спрос и предложение и не берущие на себя какую-либо ответственность за доставку груза.

Недостатки такой схемы очевидны. Ни один из участников процесса доставки не контролирует весь процесс в целом. Каждое звено в этой цепи отвечает лишь за тот участок деятельности, который оно непосредственно выполняет и не увязывает его с полным

комплексом операций по доставке груза по всей логистической цепи. Отсутствие координации обуславливает неточности и сбои в работе как экспедиторов, так и перевозчиков, что, в конечном итоге, ведет к снижению качества доставки груза и удовлетворенности покупателя. Более того, данная схема не позволяет экспедитору комплексно оценивать весь транспортный и товарный рынок и оперативно реагировать на изменение спроса. По мере развития рынка экспедиционных услуг в России, усиления конкуренции и ужесточение требований клиентуры при выборе экспедиционной компании такая схема, скорее всего, окажется нежизнеспособной.

Схема экспедиторского обслуживания, изображенная на рис. 3 отражает подход, при котором ТЭК становится не посредником, а принципалом, берущим на себя организацию доставки груза от пункта отправления до пункта назначения и несущим ответственность за груз на протяжении всего пути следования.

Г рузополу-чатель

Рис. 3. Современная схема системы экспедирования

При такой схеме взаимоотношения экспедиторов с транспортными организациями, грузоотправителями, грузополучателями рассматриваются в рамках логистической системы, где экспедитор является центром, сосредотачивающим в своих руках и управляющим потоками грузов, финансов и информации. Для грузовладельца экспедитор - это та компания, которая отвечает за груз на протяжении всего процесса доставки, независимо от того, кто фактически выполняет тот или иной этап доставки груза, именно к экспедитору обращается грузовладелец за формацией о статусе доставки груза и другой релевантной информацией.

Описанная схема транспортно-эспедиторского обслуживания, вероятно, станет в будущем основой. В развитых странах она уже показала свою жизнеспособность. Причем роль компаний на рынке грузоперевозок, работающих по второй схеме, будет постоянно возрастать, а по мере роста количества таких компаний будет возрастать и роль транспортно-экспедиторских компаний, как класса в системе мирового товародвижения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бенсон Д., Уайтхед Д. Транспорт и доставка грузов. - М.: Транспорт, 1990.

2. Логистика: управление в грузовых транспортно-логистических системах. Под ред. Миротина Л.Б.,-М: Юрист, 2002.

3. Gregory E. Burns “Freight Forwarding/Logistics: Toward a New Era in Transportation,” White Paper published by Gerard Klauer Mattison & Co. (1997), Exhibit 24, unnumbered.

Klinskova A.Y.

The article covers the factors that necessitate increasing role of freight forwarding companies in the world turnover system and the direction of changes in freight forwarding business that are prompted by changes in the markets.

Сведения об авторе

Клинскова Анна Юрьевна, 1980 г.р., менеджер по развитию продаж транспортноэкспедиционной компании «Армадилло», окончила МГТУ ГА (2002), аспирантка МГТУ ГА, автор 6 научных работ, область научных интересов - управление продажами, маркетинг, стратегический менеджмент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.