4. Корпоративная логистика. 300 ответов навопросы профессионалов / Под общ. и научн. ред. проф. В.И. Сергеева. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 211 с.
5. Кузменко Ю.Г., Варганова М.И. О внедрении принципов финансовой логистики в деятельность современных российских предприятий / Ю.Г. Кузменко, М.И. Варганова // Проблемы современной экономики. - СПб., 2015. -№ 1 (53). - С. 190-193.
6. Моисеева Н.К. Экономические основы логистики: учебное пособие по специальности «Логистика» / Н.К. Моисеева. - М., 2008.
ЛОГИСТИКА, ВИДЫ ЛОГИСТИКИ И ГЛОБАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
© Владимирова А.С.1, Василюк Ю.И.1
Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург
В данной статье рассматривается понятие логистики, ее основные задачи и цели, виды логистики, глобальные системы мира.
Ключевые слова: логистика, задачи логистики, цели, закупочная, распределительная, сбытовая, транспортная, таможенная, сбытовая, логистика запасов, американская, японская, европейская система.
Термин «Логистика» появился первоначально в интендантской службе вооружённых сил и происходит от греч. Хоушпк^, что означает «счётное искусство». Впервые употреблялся в трактатах по военному искусству византийского императора Льва VI (865-912). В Византийской империи при дворе императора были «логистики», в обязанности которых входило распределение продуктов питания.
В русский язык термин «логистика» ввёл в начале XIX века французский военный специалист Антуан Жомини.
Логистика - наука, предмет которой заключается в организации рационального процесса движения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами и провиантом, создания инфраструктуры товародвижения.
С позиции менеджмента организации логистику можно рассматривать как стратегическое управление материальными потоками в процессе снабжения: закупки, перевозки, продажи и хранения материалов, деталей и готового инвентаря (техники и прочего). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми
1 Студент.
потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий.
Основными объектами исследования в логистике являются: логистические операции, цепи, системы, функции, материальные и информационные потоки, логистические издержки.
Задачи логистики: совершенствование управления товародвижением, создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающих высокое качество поставки продукции.
Цель логистики - достижение наибольшей эффективности фирмы, повышение ее конкурентоспособности.
Бизнес-логистика.
В зависимости от специфики деятельности компании применяются различные логистические системы. Логистическая система - совокупность действий участников логистической цепи (предприятий-производителей, транспортных, торговых организаций, магазинов, и пр.), построенных таким образом, чтобы выполнялись основные задачи логистики.
Некоторые управленческие подходы и концепции, включающие логистическую составляющую или специфические логистические стратегии: MRP, DRP, MRP II, ERP, бережливое производство, CSRP, EOQ-модель, система двух уровней, двух бункерная схема, модель с постоянной периодичностью заказа, метод ABC, нестационарные и стохастические модели управления запасами.
Компании могут развивать собственные логистические подразделения, а могут привлекать транспортно-логистические организации для решения вопросов поставок, складирования и снабжения. В зависимости от уровня привлечения независимых компаний для решения бизнес-задач в логистике различают разные уровни: 1PL - подход, при котором организация обращается к предприятию-специалисту отдельной логистической операции: склад (хранение), почта (информационный обмен), такси (транспорт); 3PL - подход, при котором полный комплекс логистических услуг от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров передается на сторону транспортно-логистической организации. В функции такого 3PL-провайдера входит организация и управление перевозками, учёт и управление запасами, подготовка импортно-экспортной и фрахтовой документации, складское хранение, обработка груза, доставка конечному потребителю.
Задача управления логистикой на практике сводится к управлению несколькими компонентами, которые составляют так называемый «logistics mix»:
- складские сооружения (отдельные складские постройки, центры дистрибуции, складские помещения, совмещенные с магазином);
- запасы (объем запасов по каждому наименованию, место нахождения запаса);
- транспортировка (виды транспорта, сроки, виды тары, наличие водителей и т.д.);
- комплектация и упаковка (простота и легкость с точки зрения логистического обслуживания с одновременным сохранением влияния на покупательскую активность);
- связь (возможность получения как конечной, так и промежуточной информации в процессе товародвижения).
Логистика делится на виды:
Рис. 1. Основные виды бизнес-логистики
Закупочная логистика - основной целью закупочной логистики является удовлетворение производства материалами с максимальной экономической эффективностью, качеством и кратчайшими сроками.
Распределительная логистика - это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями и продавцами.
Сбытовая логистика - обеспечение доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время с оптимальными затратами.
Транспортная логистика - это система по организации доставки, а именно по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ из одной точки в другую по оптимальному маршруту.
Таможенная логистика - это комплекс мероприятий, который направлен на перемещение груза через границу. Основная её цель - это решение задач, связанных с импортом, а также экспортом грузов, и, конечно же, минимизации затрат на все эти процедуры.
Логистика запасов - политика управления запасами состоит из решений - что закупать или производить, когда и в каких объёмах.
Складская логистика - оптимизация бизнес-процессов приёмки, обработки, хранения и отгрузки товаров на складах. Складская логистика определяет правила организации складского хозяйства, процедуры работы с товаром и соответствующие им процессы управления ресурсами (человеческими, техническими, информационными).
Информационная логистика - совокупность действий по эффективному распределению информационных потоков между цифровыми и традиционными носителями.
Глобальные системы:
Американская система.
Основой американской системы является взаимосвязь «ресурсы - производство». Мнение индивидуального потребителя о товаре (количестве, качестве, дизайне, приемлемой цене) здесь выясняет производитель готового продукта. Он собирает, информационно-производственная логистическая цепь при этом выглядит следующим образом: индивидуальный потребитель -производитель готового продукта - производитель полуфабрикатов - поставщик сырья. Далее осуществляется прямая производственная связь: от поставщика сырья - до индивидуального потребителя.
Преимущество - эффективный баланс достигается тогда, когда количество произведенных товаров совпадает с количеством потенциальных потребителей - спрос и предложение совпадают. Еще одно преимущество в том, что исключается вариант хранения крупных запасов готовой продукции и, соответственно, запасов промежуточных продуктов - полуфабрикатов и первичных материальных ресурсов.
Недостаток - прогноз производителя, несмотря на проведенные маркетинговые исследования потенциальных потребителей, может не оправдаться, так как в силу тех или иных обстоятельств (изменение моды, усиление конкуренции) возможно изменение мнения индивидуального потребителя. Тогда нарушается баланс «предложение - спрос», и произведенные товары могут не найти потребителя.
Европейская система.
Основой европейской системы являются запасы. Здесь мнение индивидуальных потребителей о товаре выясняет торговец. В остальном процедура производства и информационно-производственные связи идентичны американской системе. Преимущество европейской системы в том, что она позволяет индивидуальному потребителю приобретать необходимый товар (из предлагаемого выбора) практически в неограниченном количестве, так как
система построена на запасах готовой продукции в широком ассортименте каждого выпускаемого вида.
Недостатком европейской системы является наличие значительных запасов продукции, что ведет к затратам на их хранение, а следовательно и дополнительные складские издержки.
Японская система.
Японская система в корне отличается от американской и европейской как в подходе к проблеме производство, так и в его реализации. Ее основой является заказ. Конечный потребитель сам появляется у продавца, и заказ на товар исходит от него. В этом случае продавец должен удовлетворить запросы покупателя, обеспечив его именно тем товаром, который он запросил.
Примечательно, что в японской системе отличительной особенностью является то, что производитель конечного готового продукта постоянно находится в состоянии ожидания заказа от потребителя. В системе отсутствует прогноз производства, а изготовитель готового продукта основывается на выраженном в заказе мнении конечного потребителя.
Преимуществом японской системы логистики является максимальная маневренность как при заказе готового продукта, так и при заказе полуфабрикатов и первичных материальных ресурсов. Недостаток японской системы состоит в том, что производитель находится в постоянном ожидании заказа на изготовление конкретного продукта и, получив его, приступает к его выполнению, на что требуется определенное время.
Список литературы:
1. Логистика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gran-dars.ru/college/logistika/logistika.html.
2. Логистика и ее виды [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.
3. Глобальные системы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edu.sernam.ru/book_kiber1.php?id=573.
ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ЛИБО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА НА РЫНКЕ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
© Федорова А.С.1
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург
В данной статье описаны причины, по которым доставка продукции железнодорожным транспортном осуществляется лишь в дальние ре-
1 Студент.