УДК [164.01+658.7]:639.2/.3
И.И. Цегельная
Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: [email protected]
ЛОГИСТИКА РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РЫБНОЙ ОТРАСЛИ
В современном мире новые технологии способствуют ускоренному потреблению материальных ресурсов. А значит, остро встает вопрос об экономии этих ресурсов. Дополнительные возможности ресурсосбережения могут быть реализованы посредством правильно организованной логистики предприятия.
Ключевые слова: логистика, ресурсосбережение, рыбная отрасль, отходы.
I.I. Tsegelnaya
Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683030 e-mail: [email protected]
LOGISTICS OF RESOURCE-SAVING ENTERPRISES IN THE FISHING INDUSTRY
In the modern world new technologies contribute to the accelerated consumption of material resources. This means that the problem of saving these resources is acute. Additional resource-saving features can be implemented through properly organized enterprise logistics.
Key words: logistics, resource conservation, fishing industry, waste.
В настоящее время ресурсосбережение является очень важной проблемой. Оно трактуется как минимальное использование материальных веществ и энергии (энергопотребление, водопо-требление) на всех этапах производственного цикла для производства конечного продукта. Также к рациональному ресурсосбережению необходимо относить и использование вторичных ресурсов (переработка отходов), появляющихся в результате основной деятельности предприятия, и утилизацию отходов, которые невозможно далее использовать.
Все вышеперечисленное является важным аспектом развития устойчивого бизнеса. Дополнительные возможности ресурсосбережения могут быть реализованы посредством правильно организованной логистики предприятия. Логистика дает возможность регулировать материалоемкость и энергоемкость процесса производства продукции от закупки сырья до производства конечного продукта. Конечной целью логистики ресурсосбережения является минимизация затрат материальных ресурсов, топлива и энергии, а также минимальное воздействие производства на окружающую среду [1].
Термин «логистика» имеет древнее происхождение. Он встречается в описаниях Древней Греции, Римской империи. Изначально логистика развивалась в контексте военного дела. Первым применил на практике логистический подход Александр Македонский для снабжения армии обмундированием, продовольствием и оружием. Маршруты были привязаны к крупным населенным пунктам, руслам рек, и таким образом войска снабжались всем необходимым вовремя.
Впоследствии сложились три пути эволюции понятия логистики: военный, математический и экономический (управленческий). Объединение и перенос общих принципов логистики в военном и математическом смыслах обусловило использование их в современных процессах управления предприятием, направленных на улучшение эффективности его работы. К таким принципам относят: точный расчет, согласованность и рациональность.
Десятая международная научно-практическая конференция
В экономике понятия и методы логистики стали применяться сравнительно недавно. Так, до начала 60-х гг. XX в. вопросам оптимизации материальных потоков большого внимания не уделялось [2].
С середины 60-х годов наблюдается возрастание интереса к логистической идее. Это было связано с тем, что в это время происходил переход от рынка продавца к рынку покупателя. В рамках повышения конкурентоспособности фирмы начали изыскивать резервы и пришли к пониманию, что изыскать резервы можно за счет не только оптимизации внутрифирменных затрат, но и за ее пределами. Таким образом, сложились шесть правил логистики: нужный товар должен быть доставлен в необходимом качестве, в нужном количестве, в нужное время, в нужное место и с минимальными затратами. Если эти правила выполняются, то цель логистической деятельности считается достигнутой.
В современном мире вопрос ограниченности ресурсов стоит особенно актуально. Проблема отходов, например, относится к числу глобальных. Поэтому в цепи логистики главным становится не только сокращение материальных ресурсов для снижения затрат на производство продукции, а также сбережение этих ресурсов. Такими вопросами занимается «зеленая» логистика, которая основывается на концепции устойчивого развития. Концепция устойчивого развития -это процесс, при котором материальные и человеческие ресурсы, научно-технический прогресс, инвестиции согласованы друг с другом и направлены на удовлетворение человеческих потребностей с минимальным воздействием на окружающую среду. Именно логистика дает возможность влиять с целью минимизации затрат и воздействия на окружающую среду на отдельные этапы производства и сбыта продукции в совокупности [3].
Одним из объектов оценки расходования материальных ресурсов в цепи логистики выступает эффективность их использования.
Известно, что вылов водных биологических ресурсов РФ в 2018 г. составил свыше 5,1 млн тонн. В глобальном масштабе РФ входит в первую пятерку по объемам добычи (вылова) водных биологических ресурсов. Средняя норма выхода товарной продукции из водных биологических ресурсов составляет 65%, что свидетельствует о низкой степени переработки. Около 69% пищевой продукции приходится на производство мороженой разделанной и неразделанной продукции. Всего 2-3% составляет доля продукции промышленного (технического) назначения [4].
Значительная часть добавленной стоимости создается на следующих после вылова этапах производства продукции. В отличие от российских, зарубежные транснациональные компании ориентированы в большей степени на выстраивание вертикальной цепочки создания стоимости - от добычи сырья до производства и реализации готовой продукции.
Отходы от переработки рыбы можно разделить на две основные группы: зависящие от физиологии рыб (печень, сердце, икра, молоки, кожа, чешуя) и отходы, образующиеся в результате технологического процесса (на них влияет ассортимент выпускаемой продукции, а также технологическое оборудование, участвующее в переработке). При правильной логистизации процесса переработки образующихся отходов можно расширить ассортимент продукции, которая будет использована в пищу человека, для корма животным, наладить производство продукции технического назначения, а также использовать вторичные ресурсы для производства биодобавок, косметических и лечебных препаратов. Выпуск продукции из вторичной переработки отходов означает снижение издержек на основную продукцию, что означает снижение стоимости рыбы, так как затраты на сырье остаются неизменными. Рациональное использование рыбного сырья снимает ряд экологических проблем и устраняет расходы на утилизацию. К проблемам рациональной переработки отходов можно отнести: недостаток финансирования, плохо налаженная транспортная система, недостаток инновационных технологий и оборудования [5].
Поэтому для рационального использования отходов необходимо модернизировать существующий фонд основных средств или инвестировать в разработку современного оборудования с последующим использованием этого оборудования на предприятиях рыбной отрасли. В настоящее время лишь 1% рыбопромыслового флота моложе пяти лет. Тогда как использование современного оборудования позволит сократить удельное потребление топлива, автоматизировать перерабатывающее производство, снизить количество отходов, расширить ассортимент продукции за счет глубокой переработки рыбного сырья.
Для поддержки предприятий, производящих глубокую переработку сырья, необходима всесторонняя поддержка государства. К такой поддержке можно отнести: льготное кредитование
инвестиционных проектов, применение особых налоговых тарифов, создание нормативных актов и законов, регулирующих дальнейшее использование и переработку отходов.
В настоящее время более 90% экспорта рыбных товаров приходится на рыбную продукцию низкой степени переработки. Тогда как в мировой рыбной индустрии наиболее высокие темпы роста демонстрируют сегменты производства рыбной муки и жира, рыбных кормов и продукции глубокой переработки рыбьего жира. Это связано с массовым спросом на белковосодержащую продукцию.
Более 90% экспортной рыбной продукции перерабатывается за рубежом, в том числе частично для последующего реэкспорта. Поэтому необходимо создавать все условия для глубокой переработки сырья внутри страны. Это позволит расширить ассортимент продукции, уменьшить себестоимость производимого сырья, увеличить поступления в бюджет. В Стратегии развития рыбохо-зяйственного комплекса РФ на период до 2030 года одним из основных направлений выделено увеличение валовой добавленной стоимости за счет развития производства продукции глубокой переработки [4]. Так как ключевым понятием логистики является материальный поток, то выделение из материального потока отходов (т. е. вторичных ресурсов) и их дальнейшее использование даст возможность повысить уровень производства. А это в свою очередь позволит снизить себестоимость готовой продукции, увеличить рост прибыли и рентабельности производства.
Литература
1. Отходы рыбного производства: обработка, использование, утилизация [Электронный ресурс]. - URL: https://rcycle.net/othody/pishhevye/rybnye-obrabotka-ispolzovanie-i-utilizatsiya.
2. Левкин Г.Г. Логистика: теория и практика: Учебник и практикум для вузов. - М.: Юрайт, 2020. - 187 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-06545-9 // ЭБС Юрайт - С. 11. - URL: https://urait.ru/bcode/453183/p.11 (дата обращения: 07.05.2020).
3. Единые нормы отходов, потерь, выхода готовой продукции и расхода сырья при производстве пищевой продукции из морских гидробионтов [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/499053305 (дата обращения: 07.05.2020).
4. Стратегия развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru/docs/38448/ (дата обращения: 08.05.2020).
5. Андриянова Е.В. Логистизация работы с отходами гидробионтов как фактор ресурсосбережения на предприятиях рыбной промышленности [Электронный ресурс]. - URL: https://readera.ru/142110657.