Научная статья на тему 'Логистика или логистический менеджмент: направления в преподавании'

Логистика или логистический менеджмент: направления в преподавании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1681
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК / МЕТОДИКА / LOGISTICS" MANAGEMENT / LOGISTICS / SUPPLY CHAIN MANAGEMENT / METHODIC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нехода Евгения Владимировна

Анализируются современные тенденции развития логистики, основу которых составляет концепция управления цепями поставок, позволяющая интегрировать компетенции участников логистического процесса. Эти изменения должны найти отражение в изменении названия курса «Логистика», его логики и содержании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article we analyses tendencies of logistics, based of Supply chain management conception. This conception based of integration main competencies of companies, which make products and serve customers. Such tendencies would found reflect in methodic.

Текст научной работы на тему «Логистика или логистический менеджмент: направления в преподавании»

2010 Экономика №1(9)

УДК 658.7

Е.В. Нехода

ЛОГИСТИКА ИЛИ ЛОГИСТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: НАПРАВЛЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ

Анализируются современные тенденции развития логистики, основу которых составляет концепция управления цепями поставок, позволяющая интегрировать компетенции участников логистического процесса. Эти изменения должны найти отражение в изменении названия курса «Логистика», его логики и содержании.

Ключевые слова: логистика, логистический менеджмент, управление цепями поставок, методика.

Логистика является составной частью подготовки специалистов высшей квалификации по специальности «Менеджмент организации». Базовый курс логистики включает, как правило, вводные темы и характеристику функциональных областей, таких как логистика распределения и логистика закупок, производственная логистика, транспортная логистика, логистика запасов и складская логистика.

Однако, на наш взгляд, происходящие в настоящее время изменения в экономике и менеджменте предъявляют и новые требования к подготовке специалистов в этой области, корректировке учебных программ и курсов. В логистике это означает переход от утрированного понимания логистики, связанный с перемещением в пространстве и во времени материальных и иных потоков, к усилению внимания на управленческих аспектах этой деятельности, что делает более корректным использование при названии этой учебной дисциплины термина «Логистический менеджмент».

Долгое время, вплоть до 80-90-х гг. прошлого века, логистика трактовалась как наука, связанная с управлением транспортно-складских операций, процессами закупок и распределения и возникающими на разных этапах ма-териалодвижения финансовыми и информационными потоками. Словарные определения термина систематизированы в табл. 1. При этом и в научном, и в прикладном использовании логистики доминировал технократический подход, акцент на выполнении персоналом логистических служб, равно как и транспортных, складских, закупочных и прочих рутинных операций, сосредоточение внимания на физических процессах по доставке грузов, грузообра-ботке, комплектованию, приобретению материальных ресурсов, на физическом распределении. Более того, в течение всего XX в. логистика трактовалась, прежде всего, как прикладная дисциплина, набор вполне конкретных методов и подходов к оптимизации деятельности компании, повышению её конкурентоспособности. И данные подходы были вполне адекватны тем целям и задачам, которые стояли перед компаниями, а следовательно, методам и способам их достижения.

Коренной перелом в понимании и осознании новых подходов в логистике обозначился в конце XX в., и большинство специалистов как за рубежом, так

и в нашей стране связывают их с развитием новой концепции в логистике -управление цепочками поставок (SCM - Supply Chain Management). Американские специалисты, собственно являющиеся разработчиками данной концепции, стоят в настоящее время на позиции выделения данного направления в самостоятельное от логистики и формирования на этой основе новой учебной дисциплины «Управление цепочками поставок». Мы считаем, что данный взгляд не является продуктивным и затрудняет как дальнейшее развитие и преподавание логистики, так и развитие самой концепции управления цепями поставок и её эффективное применение в реальной хозяйственной практике.

Таблица 1

Словарные определения термина «логистика»

Логистика (в переводе с древнегреч.) - счёт, счетоводство, искусство вычисления, рассуждения

В Древнем Риме под логистикой понимали процесс распределения продукции__________________

Искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля, организация их тылового обеспечения. Техника штабной службы, расчёты тылов; техника перевозок и снабжения. Материально-техническое обеспечение армии и работы тыла

Математическая логика. Символическая логика, новейшая разновидность формалистической

логики._________________________________________________________________________________

Организация, планирование, контроль движения товарного потока от проектирования закупок, через производство и распределение до конечного потребителя с целью удовлетворения требований рынка с минимальными операционными и капитальными затратами_______________________

Наука об управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями

последнего, а также передача, хранение и обработка соответствующей информации___________

В производственном контексте - искусство и наука обеспечения производства и распределения материалов и продукции в необходимом месте и нужных количествах

Наука об организации совместной деятельности менеджеров различных подразделений предприятия, а также групп предприятий по эффективному продвижению продукции в цепи «закупка - производство - распределение» на основе интеграции и координации процедур, операций и функций, выполненных в рамках данного процесса с целью удовлетворения нужд потребителя при общих минимальных затратах

В настоящее время логистика трактуется как наука, направленная на эффективное управление потоковыми процессами в системах________________________________________________________

В самом общем виде управление цепочками поставок представляет собой интеграцию ключевых бизнес-процессов (ключевых компетенций), обеспечивающую эффективное управление материальными, финансовыми, информационными потоками и их синхронизацию на уровне организационных структур компаний. Акцент в данной концепции делается именно на управлении, в частности на координации и интеграции фирмы со своими основными партнёрами, прежде всего поставщиками и потребителями, на подключении всех участников к цепочке создания стоимости (ценности) и управлению совместными процессами, такими как: 1) управление взаимоотношениями с потребителями (CRM); 2) обслуживание потребителей; 3) управление спросом; 4) управление выполнением заказов; 5) поддержка производственных процессов; 6) управление снабжением; 7) управление разработкой продукции

и её доведением до коммерческого использования; 8) управление возвратными материальными потоками.

Дальнейшее развитие данной концепции позволило распространить её использование и на базовые логистические процессы внутри фирмы с акцентированием внимания на интеграции и координации этих функций внутри компании, трактовкой деятельности компании через движение потоков (начало положено системным подходом), через проектирование процессов (а не проектирование функций по вертикали и горизонтали), через управление взаимоотношениями с партнёрами взамен отношений купли-продажи. Использование концепции управления цепями поставок способствовало, на наш взгляд, и расширению базовых понятий логистики, определению их сущностных характеристик, расширению методологического аппарата логистики (табл. 2).

Таблица 2

Трактовка базовых понятий логистики с позиций управления цепями поставок

Базовые понятия логистики Характеристика

Потоки (материальные, финансовые, информационные) Рассмотрение деятельности предприятия через сквозной процесс управления и синхронизации потоков и принятия решений, что позволяет улучшить как взаимодействие подразделений внутри фирмы, так и взаимодействие фирмы с поставщиками и потребителями; рассматривать деятельность предприятия через непрерывный поток создания ценности1

Базовые логистические процессы (закупка, обслуживание производства, распределение) Акцентировать внимание логистического менеджмента компании на проектировании процессов, их интеграции как на уровне фирмы, так и на уровне цепи поставок; поддерживать те процессы (виды деятельности, операции и процедуры), которые добавляют ценность, и устранять те процессы (виды деятельности, операции и процедуры), которые данной ценности не добавляют. Обеспечить видение компании в управлении всеми процессами в рамках общей цели - удовлетворение потребностей клиентов

Логистический цикл Оптимизировать логистический цикл или время с момента получения заказа (с момента выявления потребностей) до момента поставки готовой продукции и обслуживания клиентов; регламентировать процессы с точки зрения затрат времени, а не только традиционных ресурсов; принимать оптимальные решения относительно дилеммы «производить или закупать» и передачи в управление отдельных логистических процессов (операций) специализированным компаниям

1 Именно данный подход лежит в основе тянущих логистических концепций.

Большинство и зарубежных, и российских учёных в области логистики трактуют её сегодня как систему мышления менеджмента компании к организации процессов (причём любых), к организации и управлению основными процессами, к управлению отношениями с партнёрами. Логистический менеджмент компаний с этих позиций базируется на следующих основных принципах:

1. Переход от обслуживания покупателей и процессов купли-продажи с поставщиками к управлению взаимоотношениями.

2. Переход от враждебности с партнёрами к сотрудничеству.

3. Переход от составления прогнозов к использованию достоверной информации.

4. Переход от опоры на опыт к реализации стратегии перехода.

5. Переход от политики увеличения общего объёма сделок к увеличению их относительной ценности.

6. Переход от функциональной к процессной интеграции.

7. Переход от вертикальной к виртуальной интеграции.

8. Переход от сокрытия информации к её обмену.

9. Переход от использования опыта к обучению знаниям.

10. Переход от учёта общей стоимости продукции к управлению, основанному на учёте добавленной стоимости (учёт добавленной стоимости предполагает поддержку той деятельности, которая увеличивает ценность, в противовес тем действиям, которые увеличивают доход или уменьшают издержки).

Таким образом, всё вышеизложенное позволяет обосновать необходимость изменения названия дисциплины, которое имеет в данном случае принципиальное значение со смещением акцентов в преподавании с характеристики функций логистики на управление этими функциями, использование новых технологий в управлении взаимоотношениями с поставщиками и потребителями, логистическими посредниками и логистическими операторами. Главная цель дисциплины «Логистический менеджмент» - изменение системы мышления студентов, будущих руководителей и специалистов, в отношении ответов на вопросы: что представляет собой современная организация (в широком смысле слова)? в чём заключается ценность организации и её деятельности/отдельных процессов в глазах партнёров (в первую очередь для клиентов)? какую роль в создании общей ценности играют ключевые партнёры? почему бизнес-среда фирмы всё меньше похожа «на арену» конкурентной борьбы и соперничества?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.