Научная статья на тему 'ЛОГИСТИКА И ПРАВО: ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЦЕПИ КОНТРАКТОВ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК'

ЛОГИСТИКА И ПРАВО: ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЦЕПИ КОНТРАКТОВ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
284
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ЛОГИСТИКА / КОНТРАКТ / ЦЕПЬ ПОСТАВОК / ВЗАИМОСВЯЗЬ / LAW / LOGISTICS / CONTRACT / SUPPLY CHAIN / INTERCONNECTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трофимов Георгий Васильевич

Рассматривается проблема взаимодействия областей применения логистики и права, что объективно обусловлено сущностью логистической сети распределения материального потока, которая обеспечивается как информационной, так и правовой поддержкой (сопровождением). В современных условиях рынка предоставления логистических услуг существует большой спектр бюрократических и организационно-правовых процедур, являющихся необходимыми для взаимодействия коммерческих фирм, а равно фирм, оказывающих логистические услуги, с поддерживающими и регулирующими материальный и денежный потоки организациями - банком, таможней, налоговой инспекцией и др. В статье демонстрируется практическая связь логистических алгоритмов с правовыми формами на примере обеспечения существования нормального материального потока в процессе взаимодействия коммерсанта с внешними агентами в рамках организуемой цепи предпринимательских поставок (товарной продукции). Установлено, что как от заказчика, так и от поставщика, а также исполнителя логистических услуг требуется формализация действий в сфере контрактных обязательств и выполнение всех требований установленной цепи контрактов, связывающей воедино звенья логистической сети в области бизнес-правовых отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGISTICS AND LAW: THE PROBLEM OF INTERRELATION. MODELING THE CONTRACT CHAIN IN THE SUPPLY CHAIN

The article considers the problem of interaction between the areas of application of logistics and law, which is objectively determined by the essence of the logistics network of material flow distribution, which is provided by both information and legal backing (support). In modern conditions of the market for the provision of logistics services, there is a wide range of bureaucratic and legal procedures that are necessary for the interaction of commercial firms, as well as firms providing logistics services, with organizations that support and regulate material and cash flows such as banks, customs, tax inspection, etc. The article demonstrates the practical relationship of logistic algorithms with legal forms on the example of ensuring the existence of a normal material flow in the process of interaction between a merchant and external agents within the framework of an organized chain of business supplies (marketable products). It is established that the customer and the supplier, as well as the contractor of logistics services, are required to formalize actions in the field of contractual obligations and fulfil all the requirements of the established chain of contracts that links the links of the logistics network in the field of business legal relations.

Текст научной работы на тему «ЛОГИСТИКА И ПРАВО: ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЦЕПИ КОНТРАКТОВ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК»

УДК 338.2; 346

Георгий Васильевич Трофимов, студент 4 курса Факультета Бизнеса и Менеджмента Национального Исследовательского Университета «Высшая Школа Экономики»

E-mail: [email protected]

Georgy Vasilievich Trofimov, 4th year student of the Faculty of Business and Management of National Research University Higher School of Economics

ЛОГИСТИКА И ПРАВО: ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЦЕПИ КОНТРАКТОВ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК

Рассматривается проблема взаимодействия областей применения логистики и права, что объективно обусловлено сущностью логистической сети распределения материального потока, которая обеспечивается как информационной, так и правовой поддержкой (сопровождением). В современных условиях рынка предоставления логистических услуг существует большой спектр бюрократических и организационно-правовых процедур, являющихся необходимыми для взаимодействия коммерческих фирм, а равно фирм, оказывающих логистические услуги, с поддерживающими и регулирующими материальный и денежный потоки организациями - банком, таможней, налоговой инспекцией и др.

В статье демонстрируется практическая связь логистических алгоритмов с правовыми формами на примере обеспечения существования нормального материального потока в процессе взаимодействия коммерсанта с внешними агентами в рамках организуемой цепи предпринимательских поставок (товарной продукции). Установлено, что как от заказчика, так и от поставщика, а также исполнителя логистических услуг требуется формализация действий в сфере контрактных обязательств и выполнение всех требований установленной цепи контрактов, связывающей воедино звенья логистической сети в области бизнес-правовых отношений.

Ключевые слова: право, логистика, контракт, цепь поставок, взаимосвязь.

LOGISTICS AND LAW: THE PROBLEM OF INTERRELATION.

MODELING THE CONTRACT CHAIN IN THE SUPPLY CHAIN

The article considers the problem of interaction between the areas of application of logistics and law, which is objectively determined by the essence of the logistics network of material flow distribution, which is provided by both information and legal backing (support). In modern conditions of the market for the provision of logistics services, there is a wide range of bureaucratic and legal procedures that are necessary for the interaction of commercial firms, as well as firms providing logistics services, with organizations that support and regulate material and cash flows such as banks, customs, tax inspection, etc.

The article demonstrates the practical relationship of logistic algorithms with legal forms on the example of ensuring the existence of a normal material flow in the process of interaction between a merchant and external agents within the framework of an organized chain of business supplies (marketable products). It is established that the customer and the supplier, as well as the contractor of logistics services, are required to formalize actions in the field of contractual obligations and fulfil all the requirements of the established chain of contracts that links the links of the logistics network in the field of business legal relations.

Keywords: law, logistics, contract, supply chain, interconnection.

Логистика и право, как две самостоятельные научные отрасли, тесно взаимодействуют в практическом поле. Появление материального потока и, как следствие, необходимости управления им, связано с правовой структурой окружения, в котором происходит движение потока.

Управление цепью контрактов (УПЦ) - важнейший элемент и образец логистической системы. Агенты взаимодействуют друг с другом, создавая непрерывный материальный и информационный поток, четкие рамки для которого - ключевой фактор успеха системы звеньев. Создание этих рамок - во многом прерогатива права.

В данной работе для начала будет рассмотрена теоретическая сторона вопроса с выявлением и определением необходимых для дальнейшего исследования терминов и понятий, а также проведена их адаптация в контексте решения проблемы моделирования цепи контрактов в цепях поставок как наиболее наглядного примера из практической области взаимосвязи логистических и правовых форм и средств. Затем, основываясь на описанной терминологии, будет проведена попытка, собственно, смоделировать соответствующую стандартам и требованиям цепь контрактов для определенной цепи поставок.

Цепь поставок, с точки зрения процессного понимания, это совокупность потоков и соответствующих им кооперационных и координационных процессов между участниками цепи создания стоимости для удовлетворения требований. Должный уровень координации создается благодаря кооперационным управленческим и юридическим действиям над грамотно составленной цепью контрактов, в звеньях которой находятся отделенные отношения между парой из участников цепи. Управление контрактами - важная составляющая УЦП, позволяющая повысить уровень экономической эффективности, а также обеспечить необходимый уровень экономической и правовой устойчивости бизнеса. Здесь в первую очередь необходим потенциал логистики как особого организационного направления повышения эффективности экономической деятельности1.

Понятие «контракт» может быть определено и рассмотрено с помощью трех категорий: как соглашение, как юридический факт и как документ. В ситуации разбора цепи контрактов (в частности, в цепях поставок), контракт представляет наибольший интерес именно с точки зрения соглашения: то есть для цепи поставок контракт есть связующее звено, а набор таких отдельных соглашений участников цепи поставок создает единый логистико-правовой механизм, согласно которому и действуют агенты, обеспечивая движение материального потока в цепи и поддерживая его непрерывность. В связи с тем, что в рамках настоящей работы стоит задача определить точки соприкосновения дисциплин логистики и права, лучшим способом ее решения будет обращение к практике, в области которой на основании предметных научно-прикладных рекомендаций возможно сформировать цепь контрактов для логистической цепи поставок (продукции) от одних социальных агентов (определенного правового статуса) к другим.

Для моделирования цепи контрактов (по поставкам или какого-либо иного предметного плана) необходимо выявить ключевые взаимоотношения, на их основе сформировать «костяк» цепи и расширить ее так называемыми минорными дополнениями. Согласно «Моделям и методам теории логистики» В.С. Лукинского, часто основополагающими звеньями логистической системы называют именно торговые или промышленные предприятия, нуждающиеся в оптимальном обеспечении движения материальных потоков, поэтому непосредственно в лице первой и второй сторон данных бизнес-правовых коммуникаций выступают поставщики и потребители, а третьей стороной (3РЬ) - логистические посредники.

Для формирования модели цепи контрактов в сфере отношений поставок между производственными и торговыми фирмами внутри логистической системы необходимо описать структуру, согласно которой и будут образованы правовые отношения между звеньями соответствующей цепи.

Как пример структуры возьмем классическую эшелонированную логистическую систему двух (для идеализации цепи контрактов) посредников.

Посредники (в качестве 3РЬ) в данной схеме могут быть наделены возможностью выполнения различных функций. Согласно подобной структуре логистической системы, в качестве конкретного примера возьмем компанию коммерческой корпорации «Гончар», занимающуюся производством керамических изделий. Показательный пример компании как уча-

1 См.: Сергеев В.И. и др. Корпоративная логистика в вопросах и ответах. М., 2013; см. также: Трифило-ва А. А., Воронков А.Н. Маркетинговая логистика: учебное пособие. Н. Новгород, 2011.

2 См.: Модели и методы теории логистики: Учебное пособие / ред. В.С. Лукинского. СПб., 2008.

стника логистической цепи контрактов построен на основе кейса № 22 «Управление сбытовой деятельностью» сборника кейсов для студентов соответствующих специальностей Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ)1.

Поставщик

Посредник

Производитель

Посредник

Потребитель

Коммерческая корпорация «Гончар» - производственная компания, соответственно, ей необходимо заниматься закупками сырья, то есть вступать в правовые отношения с его поставщиками. Подобные отношения регулируются договором поставки, сторонами (поставщиком и получателем) в нашем случае будут соответственно фирма - поставщик «Велор» и компания - производитель «Гончар». Также, часто для осуществления поставки привлекается третья сторона - например, перевозчик. В подобном случае с ним будет заключен договор перевозки, где «Велор» выступит грузоотправителем, а «Гончар» - грузополучателем. Либо, для более удобной организации перевозки, или же при необходимости учесть определенные параметры груза и согласно его свойствам необходимые условия перевозки, может быть привлечен посредник-экспедитор, в этом случае обязанность стороны договора (клиента) возьмет на себя либо грузоотправитель, либо грузополучатель.

Благодаря успешно заключенному договору поставки2, предприятие готово произвести товар, а также впоследствии заняться его сбытом. Согласно кейсу, один поток сбыта готовой продукции происходит с помощью компании - дистрибьютора «Керама», а другой - благодаря сети магазинов розничной торговли «Росстройматериалы».

Для реализации отношений в этих направлениях необходимо заключить соответствующие договоры. Во-первых, с дистрибьютором «Керама» - договор дистрибуции, где «Гончар» будет признан продавцом и наделен возможностью поручать, а дистрибьютор -наделен обязанностью распространить товар. Во-вторых, с розничной сетью магазинов - договор купли-продажи.

В итоге для конкретной ситуации с фокусной компанией «Гончар» имеем следующую цепь контрактов: фирма «Велор» - фирма «Гончар» (договор поставки); (1) фирма «Гончар» -фирма «Керама» (договор дистрибуции) либо (2) фирма «Гончар» - фирма «Росстроймате-риалы»; для случая (1) - возможны несколько ситуаций дальнейшего развития логистической цепи:

1. Простая: дистрибьютор - потребитель.

2. Усложнённая: дистрибьютор - ритейлер - потребитель.

3. Сложная: дистрибьютор - дилер - ритейлер - потребитель.

В нашей ситуации ритейлером выступают «Росстройматериалы», поэтому между «Ке-рама» и «Росстройматериалами» будет заключен договор поставки. Конец же цепи контрактов для случаев (1) и (2) будет ознаменован договором купли-продажи между «Росстройма-териалами» и конечным потребителем.

Таким образом, в результате работы была сформулирована необходимая терминология, на примере цепи контрактов в сфере поставок были выявлены и обозначены некоторые проблемы взаимодействия логистики и права. Была разработана цепь контрактов для фокусной

1 Логистика. Кеисы для анализа. Методические указания для студентов по специальностям 080111 «Маркетинг», 080507 «Менеджмент организации», 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» / Составители: А. А. Трифилова, А.Н. Воронков, О.В. Горбунова. Н. Новгород, 2011.

2 См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5. Ст. 410.

фирмы «Гончар», а также рассмотрены дополнительные контрактные возможности, которые, в свою очередь, могут потребовать организации новой логистическо-правовой цепи, а значит привлечения совместного интеллектуального ресурса логистики и права.

Список литературы

1. Логистика. Кеисы для анализа. Методические указания для студентов по специальностям 080111 «Маркетинг», 080507 «Менеджмент организации», 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» / Составители: А.А. Трифилова, А.Н. Воронков, О.В. Горбунова. - Н. Новгород: Нижегород. гос. ар-хит.-строит. ун-т, 2011. - 48 с.

2. Модели и методы теории логистики: Учебное пособие / ред. В.С. Лукинского. - СПб.: Питер, 2008. -

448 с.

3. Сергеев В.И., Домнина С.В., Дыбская В.В., Зайцев Е.И., Уваров С.А. Корпоративная логистика в вопросах и ответах / Под общ. ред. В.И. Сергеева. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 634 с.

4. Трифилова А.А., Воронков А.Н. Маркетинговая логистика: учебное пособие. - Н. Новгород: Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т, 2011. - 84 с.

List of references

1. Logistika. Keisy dlya analiza. Metodicheskiye ukazaniya dlya studentov po spetsial'nostyam 080111 «Marketing», 080507 «Menedzhment organizatsii», 080502 «Ekonomika i upravleniye na predpriyatii (po otraslyam)» / Sostaviteli: A.A. Trifilova, A.N. Voronkov, O.V. Gorbunova. - [Logistics. Cases for analysis. Guidelines for students in the specialties 080111 «Marketing», 080507 «Organization Management», 080502 «Economics and Management in the Enterprise (by Industry)»] / Compiled by A.A. Trifilova, A.N. Voronkov, O.V. Gorbunova. - N. Novgorod: Nizhny Novgorod. state architect build Univ., 2011. - 48 p.

2. Modeli i metody teorii logistiki: Uchebnoye posobiye [Models and methods of the theory of logistics: Textbook] / ed. V.S. Lukinsky. - St. Petersburg: Peter, 2008. - 448 p.

3. Sergeev V.I., Domnina S.V., Dybskaya V.V., Zaitsev E.I., Uvarov S.A. Korporativnaya logistika v voprosakh i otvetakh [Corporate logistics in questions and answers] / Under the general. ed. IN AND. Sergeeva. - M.: SIC Infra-M, 2013. - 634 p.

4. Trifilova A.A., Voronkov A.N. Marketingovaya logistika: uchebnoye posobiye [Marketing logistics: a training manual]. - N. Novgorod: Nizhny Novgorod. state architect build Univ., 2011. - 84 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.