Научная статья на тему 'ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОПТИМИЗАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК'

ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОПТИМИЗАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ПЕРЕВОЗОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ЗАТРАТЫ / ТРАНСПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коновалова Татьяна Вячеславовна, Надирян София Левоновна, Котенкова Ирина Николаевна

В данной статье авторами рассмотрены вопросы логистических подходов к оптимизации пассажирских перевозок. Технический прогресс постоянно внедряет новые технологии навигации, связи и контроля, это позволяет в реальном режиме времени, используя соответствующие технические средства, получить необходимую информацию о перевозке. Как отмечают авторы, благодаря мониторингу качества предоставляемых транспортных услуг, есть возможность оптимизации процесса выполнения перевозки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коновалова Татьяна Вячеславовна, Надирян София Левоновна, Котенкова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGISTIC APPROACH TO PASSENGER TRANSPORTATION OPTIMIZATION

In this article, the authors consider the issues of logistics approach to optimizing passenger transportation. Technological progress is constantly introducing new navigation, communication and control technologies, which allows you to get the necessary information about transportation in real time using appropriate technical means. Thanks to the monitoring of the quality of transport services provided, it is possible to optimize the transportation process.

Текст научной работы на тему «ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОПТИМИЗАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК»

УДК 656.1

DOI 10.23672/SAE.2023.26.93.002

Коновалова Татьяна Вячеславовна

кандидат экономических наук, заведующая кафедрой транспортных процессов и технологических комплексов, Кубанский государственный технологический университет sofi008008@yandex.ru

Надирян София Левоновна

старший преподаватель

кафедры транспортных

процессов и технологических комплексов,

Кубанский государственный

технологический университет

sofi@yandex.ru

Котенкова Ирина Николаевна

старший преподаватель

кафедры транспортных

процессов и технологических комплексов,

Кубанский государственный

технологический университет

008008@yandex.ru

Логистический подход

к оптимизации пассажирских перевозок

Tatyana V. Konovalova

Candidate of Economic Sciences, Manager Department of Transport Processes and Technological Complexes, Kuban State Technological University sofi008008@yandex.ru

Sofia L. Nadiryan

Senior Lecturer

of the Department of Transport Processes and Technological Complexes, Kuban State Technological University sofi@yandex.ru

Irina N. Kotenkova

Senior Teacher

Department of Transport

Processes and Technological Complexes,

Kuban State Technological University

008008@yandex.ru

Logistic approach to passenger

transportation optimization

Аннотация. В данной статье авторами рассмотрены вопросы логистических подходов к оптимизации пассажирских перевозок. Технический прогресс постоянно внедряет новые технологии навигации, связи и контроля, это позволяет в реальном режиме времени, используя соответствующие технические средства, получить необходимую информацию о перевозке. Как отмечают авторы, благодаря мониторингу качества предоставляемых транспортных услуг, есть возможность оптимизации процесса выполнения перевозки.

Ключевые слова: логистика, перевозочный процесс, затраты, транспорт.

Annotation. In this article, the authors consider the issues of logistics approach to optimizing passenger transportation. Technological progress is constantly introducing new navigation, communication and control technologies, which allows you to get the necessary information about transportation in real time using appropriate technical means. Thanks to the monitoring of the quality of transport services provided, it is possible to optimize the transportation process.

Keywords: logistics, transportation process, costs, transport.

Логистика в соотношении с пассажирским транспортом представляет собой объединение проектных решений, методов организации и управления техническими средствами, которые дают возможность обеспечить заданный уровень обслуживания пассажиров, соблюдая при этом безопасность, надежность и минимальные затраты. Использование логистического подхода в пассажирском транспорте дает возможность оптимизировать перевозочный процесс, рассматриваемый как целостная логистическая система операторов и объектов инфраструктуры,

посредством логистических связей, которые учув-ствуют в процессе оказания транспортных услуг [1].

Еще на этапе проведения проектирования градостроительных работ для создания рациональной транспортной системы предполагается использование логистического подхода. Но так как это не всегда реализуется, приходится изменять уже действующую транспортную систему, внедрять в нее новые комплексы и процессы для обеспечения высокого качества транспортного

обслуживания. Стремясь объективно оценить влияние городской транспортной системы на качество жизни в городе, можно выделить пять основных групп: физическая доступность, финансовая доступность, эффективность, удобство и безопасность. Эти факторы определяют впечатление пассажиров до, во время и после поездки.

Индекс финансовой доступности показывает доступные варианты передвижения в сравнении со средним размером доходов населения. Он разделяется на две подкатегории: финансовая доступность общественного транспорта и стоимость использования личного ТС. По данным статьи газеты «Кубань Сегодня», весовые коэффициенты определены специалистами по городскому транспорту, при этом подкатегории «финансовая доступность общественного транспорта» присвоен коэффициент 61 %, а подкатегории «стоимость и ограничения использования личного транспорта» -39 %.

По оценке финансовой доступности общественного транспорта, учитываются аспекты стоимости месячного проездного билета в процентном соотношении к среднему доходу населения, наличие льгот для выделенной категории граждан и относительный размер тарифов такси [2].

Для жителей большинства городов тема финансовой доступности общественного транспорта крайне острая. Большинство респондентов не удовлетворены изменением состояния пассажирского транспорта. Другая острая проблемы найти баланс между физической доступностью и удобством общественного транспорта, с одной стороны, и возможностью финансовой доступности населения.

До поездки: имеются ли варианты передвижения по городу и за его пределами, финансовая доступность для жителей.

Во время поездки: эффективность транспортной системы с точки зрения скорости передвижения и времени пути, надежность и удобство.

После поездки : общий уровень безопасности .

Перечень показателей: до поездки:

- доля населения, которое проживает на расстоянии менее одного километра от остановочного пункта;

- доля рабочих мест, которые находятся на расстоянии менее одного километра от остановочного пункта.

- индекс качества УДС;

- индекс связанности пешеходной инфраструктуры;

- доля велосипедных велодорожек, учитывая общую протяженность УДС;

- количество велосипедов, самокатов, автомобилей, используемых в сервисах проката.

- отношение стоимости проездного общественного транспорта на месяц к среднему доходу населения;

- количество пассажиров, относящихся к льготным;

- отношение стоимости поездки такси протяженностью 1 км к среднему доходу населения;

- отношение стоимости 2-х часовой платной парковки к среднему доходу населения;

Перечень показателей: во время поездки:

- средняя эффективная скорость перемещения на общественном транспорте в утренний час пик;

- среднее время ожидания наземного транспорта;

- доля выделенных полос для движения общественного транспорта в общей протяженности УДС;

- индекс загруженности дорог: продолжительность поездки в часы пик по сравнению с продолжительностью поездки по свободным дорогам;

- средняя скорость потока в утренний час пик;

- индекс предсказуемости времени в пути в утренний час пик;

- средний возраст подвижного состава;

- график работы общественного транспорта;

- доля автобусов, доступных для маломобильных граждан;

- наличие универсальной транспортной карты;

- возможность дистанционного пополнения баланса;

- наличие электронных сервисов о местоположении общественного транспорта, о наличии информации о парковках;

- среднее время пересадки с одного ОТ на другой;

- наличие единой системы транспортной навигации.

Перечень показателей: после поездки

- число погибших в результате ДТП на дорогах общего пользования на 1 млн человек в год;

- число погибших на общественном транспорте на 1 млн человек в год;

- индекс исполнения правил безопасности ;

- общее время эксплуатации личного автотранспорта на 1 кв м городской территории;

- средний возраст автомобилей на дорогах;

- доля электромобилей в общем объеме продаж автомобилей.

- доля пассажиров, удовлетворенных текущей ситуацией в системе городского транспорта и ее отдельных аспектах.

Качество транспортных услуг, оказываемых населению, выражается в среднем времени поездки на разных видах транспорта, в удобстве пользования разными видами транспорта, наличии инновационных сервисов для потребителей транспортных услуг, качестве транспортной инфраструктуры, удобстве системы оплаты проезда и др.

Основной целью является - сокращение среднего времени в пути в час пик для всех видов транспорта. Рассмотрим несколько составляющих элементов для развития городской транспортной системы:

- индекс безопасности. Для повышения безопасности на дорогах необходимы строительство и реконструкция УДС, установка комплексов фото-видеофиксации, взаимодействие с навигационными сервисами, ликвидация очагов аварийности, улучшение урегулирования движения грузового транспорта.

- внедрение навигационной системы для отслеживания пассажирами ГПТ и получение рекомендаций по выбору маршрута и вида транспорта в зависимости от погодных условий, ситуации на дорогах;

Литература:

1. Организация перевозочного процесса (на автомобильном транспорте) : учеб. пособие / Т.В. Коновалова, М.П. Миронова, С.Л. Надирян, И.С. Сенин. Краснодар : Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2022. 264 с.

2. Городская мобильность как фактор устойчивого развития территорий / А.Н. Домбровский, Т.В. Коновалова, И.Н. Котенкова, М.П. Миронова, С.Л. Надирян, И.С. Сенин. Краснодар : ООО «Издательский Дом - Юг», 2022. 208 с.

- внедрение единой транспортной платежной системы;

- расширение зон каршеринга, велошеринга и прокатных самокатов;

- развитие транспортной инфраструктуры для маломобильной группы населения;

- размещение системы динамического управления сигнала светофоров на участках с изменчивой интенсивностью движения транспортных потоков; -создание алгоритмов, учитывающих приоритет общественного транспорта над личным;

- внедрение платежной виртуальной карты с возможностью удаленного пополнения;

- увеличение количества работы ГПТ в часы пик.

Для организации транспортного обслуживания населения необходима реализация комплекса мероприятий и распорядительных действий, которые направлены на удовлетворение потребностей людей в транспортных услугах.

Для организации пассажирских перевозок в крупных городах требуется большое внимание к вопросам качества транспортного обслуживания, так как этот вопрос стоит остро везде, где проживают люди.

Literature:

1. Organization of the transportation process (by road transport) : studies. the manual / T.V. Konovalova, M.P. Mironova, S.L. Nadiryan, I.S Senin. Krasnodar : Publishing house of FGBOU VO «KubSTU», 2022. 264 p.

2. Urban mobility as a factor of sustainable development of territories / A.N. Dombrovsky, T.V. Konovalova, I.N. Kotenkova, M.P. Mironova, S.L. Nadiryan, I.S. Senin. Krasnodar : Publishing House - Yug LLC, 2022. 208 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.