Logistic approach to the study of passenger traffic and the organization of passenger transport in region Bulankina E. (Russian Federation) Логистический подход к изучению пассажиропотоков и организации пассажирских перевозок в регионе Буланкина Е. В. (Российская Федерация)
Буланкина Екатерина Владимировна /Bulankina Ekaterina - кандидат исторических наук,
доцент,
кафедра государственного и муниципального управления, Институт управленческих технологий и аграрного рынка Самарская государственная сельскохозяйственная академия, г. Самара
Аннотация: в статье рассматривается возможность применения логистических технологий управления материальными потоками для совершенствования городских пассажирских перевозок.
Abstract: the article discusses the possibility of using logistics materials management technologies for improvement of urban passenger transport.
Ключевые слова: логистические услуги, методы анализа пассажиропотоков, пассажирские перевозки, транспортная логистика, управление системой городского пассажирского транспорта.
Keywords: logistics services, methods of analysis of passenger traffic, passenger transportation, transport logistics, management of urban passenger transport system.
Логистические технологии являются эффективными не только в процессе управления материальными потоками. Они обладают определенными перспективами и при усовершенствовании пассажирских городских перевозок.
В организации пассажирских и грузовых перевозок имеется немало общих моментов. В то же самое время имеются и определенные различия. Главное отличие заключается в том, что пассажиры одновременно выступают не только в роли объекта перемещения, но и в роли потребителя транспортных услуг. Пассажиры играют самую непосредственную роль в осуществлении перевозок: они сами выбирают нужный маршрут и могут, при необходимости, менять его в процессе поездки. В некотором смысле можно говорить, что пассажиры принимают участие в организации и управлении транспортным процессом. На выбор варианта перевозки влияет целый ряд факторов. Пассажиры могут принимать во внимание, к примеру, комфортабельность поездки, ее стоимость или возможность заехать в те или иные пункты по пути и прочие обстоятельства, которые вообще не учитываются в случае с грузовыми перевозками. Кроме того, каждая группа пассажиров может иметь свои предпочтения, исходя из которых, ими выбираются время и маршрут поездки, места пересадки, вид транспорта и способ оплаты.
Интересы перевозчика и пассажиров совпадают не в полной мере. Одно из главных противоречий их интересов в том, что перевозчики, как правило, заинтересованы в повышении коэффициента сменности, а пассажиры - в быстрой и беспересадочной доставке к месту назначения.
Существуют и некоторые иные различия в осуществлении доставки пассажиров и груза. При осуществлении пассажирских перевозок из логистической цепи выпадает ряд складских операций, оптимальная организация которых необходима и для производителя товара (при подготовке товара к отправке) и для получателя (при приеме товара). В этом случае в перечне логистических услуг отсутствуют упаковочные и иные сопутствующие операции, которые занимают особое место в организации товародвижения. В случае перемещения груза по логистической цепи и
выполнении перечня необходимых операций увеличивается его стоимость, чего не происходит в случае с пассажирскими перевозками.
При этом эти отличия, несмотря на их важность, не обладают принципиальным характером, так как, как и в случае с грузовыми, так и в случае с пассажирскими перевозками главная задача системы управления заключается в доставке перемещаемого объекта от точки отправления к пункту назначения с наименьшими затратами при надлежащем уровне качества перевозки.
Возможность передвижения городского населения обеспечивается городским общественным пассажирским транспортом, являющимся наиболее важной составляющей инфраструктуры современных городов и оказывающий значительное влияние на функционирование всех его остальных элементов [2, с. 268-270].
Следующие критерии позволяют оценить конкурентоспособность поездок на общественном транспорте:
- невысокая стоимость поездки;
- достаточная частота движения транспорта;
- удовлетворительная быстрота поездки;
- удовлетворительное техническое состояние подвижного состава;
- удобство пересадок;
- удобное прохождение маршрута;
- удобное расположение остановок на дорожной уличной сети;
- отсутствие переполненности;
- своевременное информационное обеспечение;
- удобная билетная система;
- удовлетворительное состояние остановок общественного пассажирского транспорта [3, с. 174-178].
Управление системой пассажирского городского транспорта сталкивается с неравными условиями работы на рынке услуг разных видов транспорта. Эта проблема дополняется наличием противоречия между интересами пассажиров и перевозчиков: для перевозчика выгодно сокращение на линии количества транспортных средств, при единовременном увеличении наполнения, поскольку это приводит к снижению затрат (для коммерческого транспорта) либо убыткам (для муниципального транспорта). Пассажирам же, в свою очередь, выгодно увеличение количества транспортных средств.
Система управления пассажирского городского транспорта должна адекватно реагировать на различные ситуации, которые возникают при функционировании системы транспортного обслуживания городского населения [1, с. 43-49].
Система транспортного обслуживания состоит из:
- городской транспортной инфраструктуры, в т. ч. дорожного и путевого хозяйства, остановочных пунктов и пр.;
- предприятий и индивидуальных предпринимателей, работающих на рынке логистических транспортных услуг;
- системы управления, в частности, муниципального административного органа и органа управления транспортными средствами.
Эта система функционирует в условиях некоторой неопределенности, уровень которой нельзя назвать постоянным. Неопределенность зависит от целого ряда факторов, которые определяют работу пассажирского транспорта, а также от того, насколько сложными являются связи между данными факторами. Определение сочетания факторов, оказывающих влияние на формирование пассажиропотоков, -это важная задача в управлении системой транспортного обслуживания.
21 ■ Еигореап Баепсе № 10(20)
Литература
1. Лебедева О. А. Обзор существующих характеристик маршрутной сети // Современные технологии и научно-технический прогресс, 2013. С. 43.
2. Спирин И. В. Организация и управление пассажирскими перевозками: учеб. для студ. учреждений сред. проф. Образования. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 400 с.
3. Шаров М. И. Оценка надежности работы городского пассажирского транспорта // Вестник ИрГТУ, 2012. Т. 68. № 9. С. 174-178.
The possibilities of marketing communications in the food markets on the example of the dairy market Ibragimov I. (Russian Federation) Возможности маркетинговых коммуникаций на продовольственных рынках на примере рынка молочной продукции Ибрагимов И. А. (Российская Федерация)
Ибрагимов Илман Аднанович / Ibragimov Ilman - аспирант, кафедра маркетинга, экономический факультет, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, г. Москва
Аннотация: в статье раскрываются возможности маркетинговых коммуникаций на продовольственных рынках на примере рынка молочной продукции России. Определены особенности и тенденции развития рынка молочной продукции в мире и в России. Рассмотрены маркетинговые коммуникации на рынке молочной продукции, их практика использования.
Abstract: the article describes the possibilities of marketing communications in the food markets on the example of the dairy products market in Russia. The features and tendencies of development of the market of dairy products in the world and in Russia are defined. Marketing communications in the market of dairy products of their practician of use are considered.
Ключевые слова: маркетинг, маркетинговые коммуникации, рынок молочной продукции России.
Keywords: marketing, marketing communications, market of dairy products of Russia.
Оценку маркетинговых практик на рынке молочной продукции логично предварить общей характеристикой глобального (мирового) и российского рынков молочной продукции. Подобная характеристика позволит установить основные драйверы рынка, оценить характер отношений производителей и потребителей, выяснить, кто из них обладает более высоким влиянием на рынок.
Мировой молочный рынок является одним из старейших рынков, который, в силу развития процессов глобализации и продуктовых инноваций, сохраняет свою значимость для рынка потребителей. Рынок молока, в силу своего возраста, имеет сформированную структуру, как в сфере механизмов взаимодействия покупателей и продавцов (производителей), так и в сфере географии основных центров производства и потребления молочных продуктов. Свыше 70% производства коровьего молока приходится на 10 стран (Новая Зеландия, США, Австралия, Аргентина, Белоруссия, Китай, Бразилия), свыше 25% - на долю стран ЕС [4, с. 107-113].