Научная статья на тему 'Логистический менеджмент в ювелирной отрасли региона'

Логистический менеджмент в ювелирной отрасли региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
502
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ НА ПРИНЦИПАХ ЛОГИСТИКИ / ЮВЕЛИРНАЯ ОТРАСЛЬ РЕГИОНА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стаханов Дмитрий Викторович

В статье рассматриваются вопросы управления на принципах логистики в ювелирной отрасли региона. На основе анализа концепций управления даны рекомендации по совершенствованию процесса реализации управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the issues of management principles of logistics in the jewelry industry in the region. Based on the analysis of the concepts of management recommendations to improve implementation of management decisions.

Текст научной работы на тему «Логистический менеджмент в ювелирной отрасли региона»

Следует отметить, Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации были сформулированы основные приоритеты модернизации экономики и технологического развития России, среди которых:

• внедрение новейших медицинских технологий, производство отечественных медицинский препаратов;

• повышение энергоэффективности, реализация стратегии энергосбережения (модернизация коммуникационных сетей, реализация инновационных энергетических технологий);

• развитие космических и информационных технологий и телекоммуникаций (обеспечение широкополосного доступа в Интернет, переход на цифровое телевидение, оцифровка технологий проектирования и создания самолетов, космических аппаратов, автомобилей);

• развитие оборонной промышленности и инноваций в ней (связано с военными действиями на Украине).

Данные направления приоритетны не только для государства в целом, но и для отдельных предприятий. В частности, в г.Таганроге предприятие «ТНТК имени Бериева», работающее в сфере мирной и военной авиации, наращивает свои коммуникации с потенциальными клиентами, начало получать госзаказы, набирает дополнительный персонал и повышает уровень своей инно-вационности. Предприятие проводит маркетинговые исследования, стимулирование сбыта и паб-лик рилейшнз, участвует в различных выставках и испытаниях. Увеличив затраты на маркетинговые коммуникации и усилив взаимодействие с органами госуправления, предприятие, находящееся в последние годы затруднительном положении, на настоящий момент находится на пути выхода из кризиса.

Несмотря на положительные примеры, реализация инновационного потенциала промышленных компаний посредством инструментария маркетинговых коммуникаций продолжает оставаться малоэффективной.

В России наука, образование и промышленность в значительной степени развиваются не консолидировано. Даже федеральные министерства, в компетенцию которых входит инновационное развитие страны, действуют несогласованно, без должной координации. Имеет место разрыв единого инновационного цикла - от подготовки кадров для исследовательской деятельности до внедрения в производство новых технологий. И такая отчужденность ведет к размыванию конкурентного потенциала каждой из этих сфер.

В заключение следует отметить, что эффективность развития промышленных предприятий напрямую зависит не только от того, насколько правильно выбраны национальные ориентиры инновационного развития, но и от того насколько действенные маркетинговые инструменты используются отдельными предприятиями для их реализации.

Повышение эффективности общественного производства выступает имманентным фактором функционирования и саморазвития общественной системы, которое в настоящее время во многом определяется инновационностью, информационностью и присутствием фактора науки. Что требует не только активизации механизмов саморазвития экономической системы, но обеспечения инновационного характера развития отечественных предприятий посредством развития маркетинговых коммуникаций.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг. - М., 2003. - С. 770.

2. Бернет, Дж. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход / Дж. Бернет, С. Мориарти. - СПб.: Питер, 2010. - С. 164-174.

3. Мечикова, М.Н. Структурно-уровневый подход к развитию институцинально-экономического механизма промышленной политики: дис. ... канд. экон. наук / М.Н. Мечикова. - Ростов н/Д., 2011.

4. Амаев, В.В. Инновационный тип развития экономики [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. экон. наук / В.В. Амаев. - Электрон. дан. - URL: http://www.lib.ua-ru.net/diss.

5. Нестерова, А.Д. Государственное регулирование экономики [Электронный ресурс] // Библиотека «Полка букиниста - Значимые книги отечественных и зарубежных авторов». Электрон. дан. - URL: http://society.polbu.ru/nesterova.

6. Николаев, М.Е. Единое интеллектуальное пространство - важнейшее условие инновационного развития Севера: выступление на пленарном заседании IV Северного социально-экологического конгресса // Илин. -2008. - № 1-2. - С. 19-20.

УДК 33 ББК 65.291.592

Д.В. Стаханов

ЛОГИСТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ЮВЕЛИРНОЙ ОТРАСЛИ РЕГИОНА

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы управления на принципах логистики в ювелирной отрасли региона. На основе анализа концепций управления даны рекомендации по совершенствованию процесса реализации управленческих решений.

Ключевые слова: управление на принципах логистики, ювелирная отрасль региона, совершенствование процесса реализации управленческих решений.

D.V. Stakhanov

LOGISTICS MANAGEMENT IN THE JEWELRY INDUSTRY IN THE REGION

Abstract. The article considers the issues of management principles of logistics in the jewelry industry in the region. Based on the analysis of the concepts of management recommendations to improve implementation of management decisions.

Key words: management principles of logistics, the jewelry industry in the region, to improve implementation of management decisions.

Логистическая концепция управления в прикладном аспекте может рассматриваться как одно из направлений управленческой деятельности в любой отрасли, в том числе и в ювелирной отрасли региона. Включает в себя:

- ситуационный анализ, т.е. оценку состояния дел в логистике ювелирной отрасли;

- целеполагание, т.е. определение направления развития логистики ювелирной отрасли;

- стратегическое планирование, т.е. составление плана, достижение поставленных целей;

- организация, т.е. обеспечение выполнения принятых планов в области логистики ювелирной отрасли;

- контроль, т.е. проверка достигнутых результатов и принятие оперативных мер по устранению выявленных отклонений от планов логистики.

Наиболее полно место логистики в процессе управления определили ученые СПбГЭУ, по мнению которых, «место логистики в процессе управления можно охарактеризовать следующим образом:

- повышение научно-экономической обоснованности программ и нормативов;

- объективное и всестороннее исследование выполнения программ и соблюдение нормативов;

- определение степени оптимальности использования материальных, финансовых, трудовых, информационных и других ресурсов (отдельно и в совокупности, то есть оценка ресурсного потенциала);

- содействие оптимальности управленческих решений» [1, 58].

Динамика взаимосвязей логистики и управления выражается в следующем:

1) логистика - это наука и практика управления экономическими потоками;

2) логистика - это подсистема общей системы управления предприятием;

3) логистика - это организация движения экономических потоков в различных хозяйственных системах (локальных, региональных, национальных, международных, глобальных);

4) логистика - это универсальный инструментарий решения сложных экономических задач, возникающих в процессе управления сложными системами и т.д.

Исходя из вышеизложенного, можно считать, что логистическое управление в ювелирной отрасли представляет собой синтез основных управленческих функций, направленных на планирование, организацию, контроль и регулирование экономическими потоками в предприятиях ювелирной отрасли для достижения общесистемных целей (производство и сбыт готовой продукции) с наименьшими затратами.

В данном определении подразумеваются:

1) наличие целей стратегического планирования логистики производных от стратегических целей экономической системы, в состав которой входит логистика;

2) базовыми идеями стратегического планирования логистики являются:

a) управление экономическими потоками, с учетом наиболее эффективного использования ресурсов системы;

b) оптимальная организация движения экономических потоков, способствующая наиболее полной реализации целей системы;

c) рационализация экономических потоков, с учетом постоянно меняющейся конъюнктуры рынка;

3) создание стратегических подразделений бизнеса в рамках корпорации для наиболее эффективного использования ограниченных ресурсов;

4) определение основных направлений роста компании в области логистики:

a) диверсификационный рост, т.е. поиск новых направлений использования ресурсов для достижения конкурентных преимуществ на рынке;

5) исследование логистической среды предприятия, включая:

a) исследование макрологистической среды (демографической, экономической, технологической, правовой, политической, социальной, культурной);

b) исследование микрологистической среды (поставщики, потребители, конкуренты, каналы распределения и т.д.);

c) исследование внутренней среды предприятия, направленные на выявление факторов, влияющих на логистику предприятия, возникающих в процессе взаимодействия структурных подразделений предприятия;

6) логистический анализ, логистический контроль и логистический аудит как функции логистического управления экономическими потоками в хозяйственных системах.

Содержательно процесс логистического управления определяется характером реализуемых функций.

В каком-то смысле будет справедливым утверждение, что "логистические функции управления" и "функции логистики" категории во многом идентичные. Особенно это касается, так называемых ключевых логистических функций, перечень которых дан авторами учебного пособия "Основы логистики": "В качестве ключевых логистических функций выделяют следующие:

- управление закупками;

- транспортировка;

- управление запасами;

- управление процедурами заказов;

- управление производственными процедурами ценообразования;

- физическое распределение" [2, 72].

Исследуя процесс управления логистикой на предприятиях ювелирной отрасли региона, необходимо отметить, что исходной функцией является функция закупок товарно-материальных ценностей, которую нередко представляют, как закупочную логистику. Среди отечественных ученых и предпринимателей данная функция чаще всего определяется как материально-техническое обеспечение производства сырьем, материалами, комплектующими изделиями, начиная от определения спроса и заканчивая контролем за их использованием. Что касается закупочной логистики, то: "Стандартное определение общих целей функции закупок таков, что компания должна получать необходимое по качеству и количеству сырье, в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, своевременно отвечающего по своим обязательствам, с хорошим сервисом (как до осуществления продажи, так и после нее) и по выгодной цене" [3, 49]. Детализация этих целей включает:

1) обеспечение непрерывного потока сырья, поставок комплектующих и предоставление услуг, необходимых для работы компании;

2) сведение инвестиций, связанных с запасами и расходов по управлению запасами к минимуму;

3) поддержание и повышение качества товаров и услуг за счет высококачественных закупок;

4) поиск или развитие компетентных поставщиков;

5) максимально возможное приобретение стандартных товаров и услуг;

6) улучшение конкурентоспособности фирмы в глазах реальных и потенциальных поставщиков;

7) достижение гармоничных, продуктивных рабочих отношений с другими функциональными подразделениями фирмы;

8) организация снабжения производства при наименьших административных расходах.

По мере углубления специализации на производстве определенных видов товаров и услуг, все чаще компании переходят от натурализации производства (стремление производить все виды исходных материалов и комплектующих) к узкой специализации, построенной на взаимодействие с широким кругом поставщиков и субподрядчиков. Это позволяет сократить количество непрофильных производств; снизить затраты на обеспечение производства материально-техническими ресурсами; повысить оборачиваемость средств предприятия и в целом эффективность производства.

Потенциальные потери при этом выражаются: в том, что повышается риск нарушения договорных обязательств по поставкам сырья, материалов, комплектующих изделий и других материально-технических ресурсов, необходимых для производства; возрастает риск получения некачественных компонентов производства; снижается гибкость реакции службы закупок на изменение производственных потребностей. Но все это нивелируется высоким уровнем конкуренции на рынке материально-технических ресурсов и повышением контроля потребителей за производством.

Логистическая функция сбыта, которую нередко называют физическим распределением товаров, включает практически все мероприятия, связанные с продвижением товаров и услуг на рынок. Среди ученых и хозяйственных практиков данная логистическая функция получила название "распределительная логистика" или "сбытовая логистика". В процессе реализации данной логистической функции, на предприятиях ювелирной отрасли региона выполняются следующие основные операции:

Процесс реализации управленческих решений в области логистики ювелирной отрасли региона, опирается на совокупность методов и приемов, используемых в разнообразных управленческих системах. При этом могут быть применены следующие модели принятия решений:

1) определение форм товародвижения и выбор способов организации физического распределения товаров и услуг;

2) определение форм товародвижения и выбор способов организации физического распределения товаров и услуг;

3) расчет бюджета распределительной логистики на основе четырех известных методов составления бюджетов продвижения товаров и услуг на рынок:

a) исходя из возможностей компании;

b) в виде % от продаж;

c) исходя из соответствующего уровня затрат конкурентов;

d) исходя из целей и задач компании.

В качестве теоретико-методологических принципов формирования логистической концепции управления в ювелирной отрасли региона можно использовать основные направления глобализации логистики, сформулированные президентом Совета логистического менеджмента Дэвидом Тарром (США). В изложении авторов учебного пособия "Глобальные логистические системы" [4, 28-29] эти направления включают дальнейшее развитие процессов международной торговли (в частности, в рамках ЦЫСТЛВ), дерегулирование транспорта, уменьшение экологической нагрузки и внедрение инноваций в инфраструктуры глобальных логистических сетей.

Наша попытка перенести данные положения на уровень региона привела к следующим выводам:

1) необходимо постоянно снижать логистические издержки, с учетом постоянного повышения качества логистического сервиса;

2) постоянное освоение новых рынков, для расширения масштабов и повышения эффективности производства;

3) развитие логистической инфраструктуры ювелирной отрасли региона, сопряженной с логистической инфраструктурой других регионов и стран;

4) создание логистической системы ювелирной отрасли региона, подкрепленной самыми современными информационными технологиями, вплоть до организации подсистемы информационного обеспечения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Новиков, О.А. Коммерческая логистика: учеб. пособие / О.А. Новиков, С.А. Уваров. - СПб.: СПбУЭФ, 2005. - 110 с.

2. Основы логистики: учеб. пособие / под ред. Л.Б. Миротина и В.И. Сергеева. - М.: Инфра-М, 2009. - 200 с.

3. Линдерс, М.Р. Управление снабжением и запасами. Логистика: пер. с англ. / М.Р. Линдерс, Х.Е. Фирон. -СПб.: Полигон, 1999. - 768 с.

4. Сергеев, В.И. Менеджмент в бизнес-логистике / В.И. Сергеев. - М.: Филин, 1997. - 722 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.