Научная статья на тему 'ЛОГИСТИЧЕСКИЕ РИСКИ В УПРАВЛЕНИИ ЛОГИСТИЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ'

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ РИСКИ В УПРАВЛЕНИИ ЛОГИСТИЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
176
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЙПОТЕНЦИАЛ / РИСК / ОЦЕНКА РИСКА / АВС-XYZ-АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуржий Наталья Николаевна, Короткий Юрий Валерьевич

Управление логистическими рисками следует осуществлять с учетом специфических особенностей логистической деятельности и с адаптацией общепринятых методов и приемов управления к этим специфическим условиям. Контроллинг логистических рисков включает этапы идентификации рисков, их качественную и количественную оценку, диагностику, оценку приемлемости рисков и применения мер нейтрализации до неприемлемых логистических рисков. Рассмотрены возможности использования АВС-XYZ-анализа для оценки логистического риска по различным функциональным областям логистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЛОГИСТИЧЕСКИЕ РИСКИ В УПРАВЛЕНИИ ЛОГИСТИЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

УДК 658.8:621:330.131.7

Гуржий Н.Н., Короткий Ю.В.

Gurzhy N.N., Korotky Yu. V.

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ РИСКИ В УПРАВЛЕНИИ ЛОГИСТИЧЕСКИМ

ПОТЕНЦИАЛОМ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

LOGISTICS RISKS IN MANAGING THE LOGISTICS CAPACITY OF THE MACHINE-BUILDING ENTERPRISE

Управление логистическими рисками следует осуществлять с учетом специфических особенностей логистической деятельности и с адаптацией общепринятых методов и приемов управления к этим специфическим условиям. Контроллинг логистических рисков включает этапы идентификации рисков, их качественную и количественную оценку, диагностику, оценку приемлемости рисков и применения мер нейтрализации до неприемлемых логистических рисков. Рассмотрены возможности использования АВС-XYZ-анализа для оценки логистического риска по различным функциональным областям логистики.

Control of logistical risks should be should be carried out taking into account specific features of logistic activity and adaptation of the standard methods and methods of management in these specific conditions. Controlling of logistical risks includes stages of identification of risks, their quality and quantitative standard, diagnostics, an assessment of the acceptability of risks and application of measures of neutralization to unacceptable logistic risks. Possibilities of use of ABC-XYZ-analysis for an assessment of a logistic risk for various functional areas of logistics are considered.

Ключевые слова: логистическийпотенциал, риск, оценка риска, АВС-XYZ-анализ.

Key words: logistic potential, risk, risk assessment, AVS-XYZ-analysis.

Современный этап развития рыночных отношений в Украине побуждает всех субъектов хозяйствования к активизации усилий в области логистики. Однако внедрение и применение положений логистики неотъемлемо сопровождается воздействием ряда факторов риска, что предопределяет опасность недостижения поставленных целей логистической деятельности или возникновения неблагоприятных отклонений от ожидаемых ее параметров. Это требует повышенного внимания со стороны руководства предприятия к проблеме логистического риска, в частности, к его адекватной идентификации, анализу и оценке, а также разработке и реализации мероприятий по ограничению возможного негативного влияния соответствующих факторов риска.

Важной предпосылкой ограничения риска, в частности логистического, являются результаты его анализа и оценки, позволяющие определить степень опасности и меру приемлемости риска для конкретного субъекта хозяйствования, выбрать соответствующий способ ограничения риска, определить наиболее действенные средства ограничения риска и реализовать их на практике. Следовательно, необходимо практическое применение в управлении логистическим риском критериев и подходов к его оценке, соответствующих современному состоянию развития теории и практики логистического управления.

Одной из характерных тенденций логистического менеджмента является все более активное использование категории «логистический потенциал», отражающей способность системно интегрированных подразделений предприятия к успешному осуществлению логистической деятельности по отдельным ее функциональными областями [8, с. 18]. Следовательно, если предприятие обладает определенной критической массой факторов

успешного осуществления логистической деятельности, то оно способно к противодействию факторам логистического риска. Поэтому с целью оценки логистического риска на предприятии уместно применение категории «риск-устойчивость логистического потенциала», которая характеризует достаточность существующего логистического потенциала предприятия для противодействия факторам логистического риска.

Риски существуют на всех этапах цепи производства и доставки товаров в логистической системе. Они могут включать политическую нестабильность, изменение курса валют, возможностей перевозчиков, сроков хранения продукции и спроса со стороны потребителей.

Управление рисками - это совокупность методов, приемов и мероприятий, позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры по их уменьшению.

Каждое предприятие имеет свои преимущества и на основе этого выявляет риски, которым может быть подвергнуто, решает, какой уровень риска для него приемлем, и ищет способы избегания нежелательных рисков. Подобные действия в экономической науке называют системой управления рисками. Это особый вид деятельности, направленный на смягчение воздействия рисков на конечные результаты деятельности предпринимательской фирмы [1].

Управление логистическими рисками следует осуществлять с учетом специфических особенностей логистической деятельности и с адаптацией общепринятых методов и приемов управления в этих специфических условиях.

Конкретной цепи поставок, логистической системе или ее звену соответствует своя система рисков, формирующаяся в зависимости от выполняемых логистических функций (транспортировки, складирования, управления закупками и т. д.), отраслевой принадлежности, масштаба деятельности (местный, региональный, национальный, международный, глобальный), применяемых технологий, выбранных стратегий развития и ряда других факторов.

При идентификации рисков в логистической системе предприятия прежде всего возникает необходимость выявления всех видов риска, характерных для этой системы. Поэтому целесообразно привести классификацию рисков логистической деятельности с точки зрения причины появления возможного ущерба.

Логистические риски - это риски осуществления логистических операций транспортировки, складирования, грузопереработки и управления запасами и риски логистического менеджмента всех уровней, в том числе риски управленческого характера, возникающие во время выполнения логистических функций и операций. Риски логистического менеджмента на уровне логистической системы включают риски, возникающие вследствие неэффективной функциональной логистической координации, неэффективности логистической стратегии, неудовлетворительного состояния планирования и контроля, низкого уровня интеграции логистических процессов на предприятии, уровня квалификации руководителей и ведущих специалистов по логистике, а также риски неэффективности системы информационно-компьютерной поддержки, обусловленные интеграционным уровнем используемых технических средств, программного обеспечения, квалификацией персонала, широтой охвата внутренней информационной сети и т. п. К логистическим функциям, в которых большая часть рисков по природе - управленческие риски, то есть риски, которые во многом зависят от профессиональных и личностных качеств логистов различных уровней, относятся: управление закупками материальных ресурсов, управление процедурами выполнения заказов, прогнозирование спроса на готовую продукцию и расхода материальных ресурсов [3].

Для выявления рисков можно использовать процедуру контроллинга логистических видов деятельности. Ведь контроллинг - это совокупность методов и процедур, призванных обеспечить методическую и организационную основу для поддержки

основных функций управленческой деятельности на предприятии: планирования, организации, мотивации, регулирования и контроля.

В ходе внутреннего контроллинга собираются сведения о выполняемых логистических функциях, технологиях. Анализируются способы выполнения логистических операций, показатели качества обслуживания, структура логистических затрат, статистика потерь от рисков и т. д., то есть проводится сбор данных, позволяющих оценить внутренние риски логистической системы предприятия [9].

Оценку логистического риска на предприятии целесообразно осуществлять в рамках управления логистическим потенциалом. Как метод оценки логистического риска предлагается рассмотреть АВС-ХУ2-анализ, сущность которого изложена в современных научных трудах по логистике [4; 5; 8; 10-12]. Данный метод обычно рассматривается как средство эффективного управления ассортиментом предприятия, которое позволяет решать ряд задач, в частности, сокращение объемов продаж, сокращение запасов, избежание риска «замораживания» оборотных средств, минимизация суммарных затрат на управление запасами. Решаемые задачи способствуют повышению эффективности логистической деятельности предприятия и ограничению связанного с ней риска.

АВС-ХУ2-анализ базируется на общем ранжировании поставщиков предприятия, запасов сырья, материалов, комплектующих или готовых изделий по доле в общем обороте, а также по степени изменчивости этих показателей по каждой отдельной позиции. АВС-ХУ2-анализ может быть применен в отношении различных функциональных областей логистики: закупочной, производственной, складской, сервисной и т. д.

Ранжирование по доле оборота предприятия с отдельными поставщиками в рамках АВС-анализа позволяет отобрать наиболее приоритетных поставщиков, требующих особого внимания, и менее приоритетных. Аналогично могут быть установлены более и менее приоритетные виды сырья, вырабатываемой продукции, запасов, товарные позиции и т. д. При этом класс А может составлять примерно 20% от общего количества товарных позиций, на которые приходится 80% общего объема производства. Класс В - это почти 30% товарных позиций, которые обеспечивают 10% реализованной продукции. Остальные товарные позиции, составляющие не менее 10% оборота и 50% совокупности анализируемых позиций, формируют класс С. Указанный порядок классификации может отличаться, например, для класса А они могут быть следующими: 8/80, 15/80, 10/70 [10; 11].

Показатели, используемые для оценки объемов реализации отдельных видов продукции или запасов в пределах XYZ-анализа, могут быть заимствованы из управления. Например, с целью оценки изменчивости экономических показателей могут быть использованы среднеквадратичное отклонение, квадратичный коэффициент вариации, асимметрия, эксцесс, коэффициент вариации и эксцесса, средневзвешенное значение модуля отклонения от центра группирования и др. [2; 6; 10].

Для анализа результатов расчета квадратичного коэффициента вариации может быть использована определенная шкала риска, позволяющая установить уровень логистического риска. Здесь может быть применен подход, представленный в управлении, в соответствии с которым делают вывод об умеренной изменчивости оборота в случае, когда значение квадратического коэффициента вариации не превышает 10%; средняя изменчивость оборота - если коэффициент вариации находится в пределах от 10 до 25%, и в случае, когда коэффициент вариации имеет значения выше 25%, уровень риска считается высоким [2; 6]. В логистике приведен подход, в соответствии с которым ассортиментные позиции делятся на группы Х, У и Z с использованием той же шкалы (группа Х - интервал до 10%, группа У - интервал от 10 до 25%, группа Z - интервал 25% и выше) [11].

Чем больше значение среднеквадратического отклонения и коэффициента вариации оборота, тем меньше его прогнозируемость и стабильность, тем больше неопределенность в отношении его получения, следовательно, тем выше уровень логистического риска.

В случае умеренной изменчивости оборота риск может считаться приемлемым, а сотрудничество с определенными партнерами или производство определенных видов продукции является достаточно безопасным. В условиях существенной изменчивости оборота возникает значительная опасность сотрудничества с партнерами (производства продукции), следовательно, появляется потребность в применении специальных мер относительно снижения логистического риска на предприятии. Использование АВС-XYZ-анализа позволяет оценить логистический риск на предприятии и разработать соответствующие меры по его ограничению, что создает предпосылки для улучшения экономических показателей деятельности предприятия.

Таким образом, при разработке программы мероприятий по управлению рисками в логистической системе руководителям отечественных предприятий следует ориентироваться на максимальную унификацию формируемых оценок уровня риска с помощью контроллинга, эффективно характеризующих объем возможного ущерба. В качестве таких параметров наиболее целесообразно использовать влияние рисков на финансовые потоки и финансовое состояние предприятия.

Количественная оценка риск-устойчивости логистического потенциала определяется как соотношение оценки логистического потенциала предприятия к оценке уровня логистического риска и показывает, во сколько раз логистический потенциал предприятия больше или меньше уровня логистического риска предприятия. Если логистический потенциал предприятия больше уровня логистического риска предприятия, значение риск-устойчивости логистического потенциала будет превышать единицу. Следовательно, логистический потенциал предприятия является достаточным для противодействия факторам логистического риска предприятия. В этом случае проведение противорисковых мероприятий не требуется, хотя в любом случае необходимо постоянное контролирование риска с целью недопущения непреднамеренного превышения им предельного уровня. Чем больше значение риск-устойчивости логистического потенциала предприятия, тем ниже уровень логистического риска, и наоборот, уменьшение значений риск-устойчивости логистического потенциала будет свидетельствовать о росте риска [7].

В случае когда логистический потенциал предприятия меньше уровня логистического риска, значение риск-устойчивости логистического потенциала будет меньше единицы, что будет свидетельствовать о недостаточности логистического потенциала предприятия для противодействия факторам логистического риска и потребности в применении более радикальных противорисковых мероприятий, возможно даже избежание риска путем отказа от определенных логистических мероприятий и операций.

Равенство логистического потенциала и логистического риска свидетельствует о наличии баланса между факторами успеха и риска логистической деятельности предприятия, но это значение является предельным, поэтому требует осторожного обращения субъекта управления при принятии решений о целесообразности логистического решения и выборе способов ограничения логистического риска на предприятии, поскольку некоторые факторы риска имеют латентный характер, могут проявляться неожиданно и вызывать потери предприятия.

Оценки логистического потенциала предприятия и логистического риска производятся отдельно с применением экспертного метода. Далее они соотносятся между собой для вычисления критерия риск-устойчивости логистического потенциала предприятия.

Критерий риск-устойчивости логистического потенциала позволяет получить адекватную оценку опасности осуществления логистической деятельности на предприятии и определить наиболее приемлемые меры ограничения логистического риска, что будет способствовать повышению эффективности хозяйствования и конкурентоспособности предприятия.

Любая деловая активность рискованна, то есть ничто не может произойти без риска, но каждый, кто связывает риск исключительно с опасностью или возможностью убытков,

теряет из поля зрения важнейший аспект - благоприятную возможность. Именно применение контроллинга логистических видов деятельности системами предприятий позволит обеспечить гибкость этих систем, их адаптацию к нестабильности рыночной ситуации и использование новейших методов и технологий логистического управления.

Исходя из объективности существования рисков логистической деятельности и необходимости обеспечения рационального управления ими, контроллинг при управлении рисками в логистической системе предприятия охватывает этапы идентификации рисков, их качественной и количественной оценки, диагностики, оценки приемлемости рисков и применения мер нейтрализации до неприемлемых логистических рисков.

Литература

1. Бродецкий Г. Л., Гусев Д. А., Елин Е. А. Управление рисками в логистике : учеб. пособие. М. : ИНФРА-М, 2008. 235 с.

2. Бузько И. Р. Экономический риск (методы анализа, оценки и ограничения) : монография. Донецк : ИЭП НАН Украины, 1996. 331 с.

3. Гаджинский А. М. Логистика. М. : Маркетинг, 2002. 408 с.

4. Неруш Ю. М. Логистика : учеб. М. : Проспект, 2006. 520 с.

5. Неруш Ю. М., Неруш А. Ю. Практикум по логистике : учеб. пособ. М. : Проспект, 2008. 304 с.

6. Вгглшський В. В., Вели^ваненко Г. I. Ризиколопя в економщ та пщприемницга : монографiя. К. : КНЕУ, 2004. 480 с.

7. Загорна Т. О., Ткачова А. В. Управлшня ризиками в логютичнш системi пщприемства // Экономика Крыма : научно-практический журнал. 2009. №27. С. 89-93.

8. Кальченко А. Г., Кривещенко В. В. Лопстика : навч. поаб. К. : КНЕУ, 2008. 472 с.

9. Контролшг: Навчальний поабник / Г. О. Швиданенко, В. В. Лаврененко, О. Г. Дерев'янко, Л. М. Приходько. К. : КНЕУ, 2009. 264 с.

10. Окландер М. А., Хромов О. П. Промислова лопстика : навч. поаб. К. : Центр навчально'1 лгтератури, 2004. 222 с.

11. Пономарьова Ю. В. Лопстика : навч. поаб. К. : Центр навчально'1 лгтератури, 2005. 328 с.

12. Рубен Р., Боровиков О. В. Використання АВС-аналiзу в сферi маркетингу // Маркетинг и реклама. 1999. № 1. С. 39-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.