Научная статья на тему 'ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПРОВАЙДЕРЫ И ИХ РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ТОВАРОДВИЖЕНИЯ '

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПРОВАЙДЕРЫ И ИХ РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ТОВАРОДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
логистический провайдер / аутсорсинг логистических услуг / logistics / providers / outsourcing of logistics services / intermediaries / insourcing

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.Н. Разя, Н.В. Широченко

Рассмотрены основные типы логистических провайдеров, описаны их основные функции. Рассмотрен опыт работы на логистическом рынке России и Красноярского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGISTICS PROVIDERS AND THEIR ROLE IN THE ORGANIZATION OF THE GOODS MOVEMENT PROCESS

The article considers the concept of «logistics providers». The main types of logistics providers are defined and their main functions are described. The stages of development of providers are considered, as well as their goals are defined. Statistics on logistics providers are presented.

Текст научной работы на тему «ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПРОВАЙДЕРЫ И ИХ РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ТОВАРОДВИЖЕНИЯ »

УДК 658

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПРОВАЙДЕРЫ И ИХ РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ТОВАРОДВИЖЕНИЯ

А. Н. Разя

Научный руководитель - Н. В. Широченко

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: razyanastya99@yandex.ru

Рассмотрены основные типы логистических провайдеров, описаны их основные функции. Рассмотрен опыт работы на логистическом рынке России и Красноярского края.

Ключевые слова: логистический провайдер, аутсорсинг логистических услуг.

LOGISTICS PROVIDERS AND THEIR ROLE IN THE ORGANIZATION OF THE GOODS MOVEMENT PROCESS

A. N. Razya Scientific supervisor - N. V. Shirochenko

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: razyanastya99@yandex.ru

The article considers the concept of «logistics providers». The main types of logistics providers are defined and their main functions are described. The stages of development of providers are considered, as well as their goals are defined. Statistics on logistics providers are presented.

Keywords: logistics, providers, outsourcing of logistics services, intermediaries, insourcing.

Логистическими провайдерами являются организации, которые оказывают комплексные услуги в области логистического аутсорсинга. В большинстве случаев логистический провайдер может быть логистическим посредником, при этом, отметим, что не каждый логистический посредник может оказаться логистическим провайдером, поскольку логистические посредники специализируются на одной услуге.

Главной стратегической целью большинства провайдеров является развитие услуг, которые позволяют организации быть глобальным логистическим партнером для своихклиентов.

Чаще всего, передавая логистические функции на аутсорсинг, компании ставят перед собой цель сокращения логистических издержек, превращая постоянные затраты в переменные. Аутсорсинг представляет собой передачу части или всех логистических функций внешним сервисным организациям, то есть третьим лицам [3].

В международной логистической терминологии установлены следующие обозначения компаний, которые осуществляют сервисные услуги для поставщиков, производителей и продавцов продукции: 1PL, 2PL, 3PL, 4PL. PL, при этом, дословно переводится как «сторона логистики». А значения от одного до четырех показывают, глубину вовлечения данной компании в цепь поставок. От ситуации, когда сам производитель является продавцом, до ситуации, когда логистическая компания берет на себя выполнение практически всех функций по управлению цепью поставок кроме закупок и продаж. В отдельных ситуациях PL-оператор может выполнять и эти функции [1; 2].

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 3

3РЬ-провайдер - это модель логистических услуг третьего уровня.При использовании данного провайдера субподрядчики занимаются логистикой предприятия. Спектр услуг у 3РЬ-провайдера намного шире, чем lPL-провйдера и 2РЬ-провайдера. Здесь предприятие не занимается внешней логистикой. Основными функциями 3PL-npoBaftflepa являются: прямая транспортировка, управление складированием, объединение отправок, экспедирование, выполнение платежей за перевозки и прочие.

4PL представляет собой уровень аутсорсинга в сфере логистических услуг, при котором фирма пользуется услугами генератора логистики. Данный провайдер является системным интегратором, который предоставляет услуги по проектированию, интегрированному планированию цепей поставок промышленной или торговой компании и управлению логистическими бизнес-процессами в них.

Развитие в современном мире электронного бизнеса стимулирует к возникновению нового уровня логистических систем - SPL-провайдер [4]. SPL-провайдеры - это интегрированные виртуальные логистические операторы, также часто называемые логистика пятой стороны. Данный провайдер будет использовать Интернет как единую виртуальную платформу для электронных носителей информации [1; 2].

В России рынок логистических услуг находится на стадии формирования и имеет ряд отличий от мирового рынка. Особенностью рынка Российской Федерации является недостаточная инфраструктура, климатические условия, а также большая территория страны. Влияние всех этих факторов отражается на развитии логистических услуг в Красноярском крае. Успешное решение логистических вопросов может стать новым направлением развития бизнеса, при этом будет происходить рост его эффективности и конкурентоспособности.

Структура логистического рынка России существенно отличается от мирового рынка. В мире на долю транспортно-экспедиторских услуг приходится 60 % рынка, 30 % - это комплексные логистические услуги и 20 % - управленческая логистика. На российском рынке ситуация абсолютно другая: большую часть рынка составляют грузоперевозки (80 %), 7 % - транспортно-экспедиторские услуги, 6 % - складские и распределительные услуги, а управленческая логистика составляет наименьшую долю (0,8 %) от общего рынка логических услуг [3, 5].

В Красноярском крае на логистическом рынке работают почти 170 предприятий, причем большинство из них занимается грузоперевозками. В соответствии с данными статистики, отметим, что объемы погрузки за январь-февраль 2018 года превысили объемы 2017 года: железной руды - на 64 %, металлолома - на 16,9 %, нефтегрузы - на 8,8 %, черных металлов -на 6,5 %, лесных грузов - на 3,8 %.

Пути перевозок автомобильного транспорта Красноярского края представлены федеральными и территориальными дорогами общего пользования, их протяженность составляет 1 860 км. Протяженность водных путей, соединяющих северную и восточную части края, - 7 500 км. Речные порты городов Красноярска и Лесосибирска на р. Енисей обеспечивают взаимосвязь речного и железнодорожного транспорта. Воздушное сообщение представляют 21 аэропорт края. Рынок складской недвижимости в Красноярске поддерживает стабильное состояние, но для него характерен медленный рост. На сегодняшний день в городе представлено 26 крупных складских комплексов, общая площадь которых составляет около 550 тыс. кв. м., также в их число входит [3, 5]:

- комплексы категории «А - «Терминал Северный», «Тетра-Логистик» (площадь составляет около 53 тыс. кв. м.);

- комплекс категории «В+» - ПСК «Октябрьский» и комплексы категории «В» -«СибСклад», «САПСАН», ПСК «Норильская» и «Свердловская» (общая площадь -91,5 тыс. кв. м.);

- 19 комплексов класса «С» (площадь около 400 тыс. кв. м.).

На данном этапе развития Красноярский край сталкивается с рядом проблем, к которым относятся: недостаток инвестиций в логистическую инфраструктуру; моральный и

физический износ транспортной, складской, информационной инфраструктур; отсутствие достоверной и унифицированной статистической отчетности по логистике. Рынок транспортно-логистических услуг Красноярского края находится в состоянии постоянного развития, его структура способна гибко реагировать на требования потребителей, при этом качество и количество услуг только растет. Красноярск - это крупнейший региональный центр, через который проходят большие объемы различныхвидов грузовых потоков, связанных в основном с промышленной деятельностью региона. Услуги логистических провайдеров в крае крайне востребованы. Однако реальность такова, что работают в крае только 2PL и 3РЬ-провайдеры. Существует ряд критериев эффективности логистических операторов. При выборе наилучшего PL-провайдера для дальнейшего сотрудничества, в основном, ориентируются на уровень ценового предложения; скорость и точность исполнения заказа.

Библиографические ссылки

1. Афанасенко, И. Д. Логистика снабжения : Учебник для вузов / И. Д. Афанасенко, В. В. Борисова. - Спб : Питер, 2016. - 336 с.

2. Гаджинский, А. М. Логистика : учебник / А. М. Гаджинский. М. : Изд.-торг. корпорация «Дашков и К», 2016. 484 с.

3. Краткий обзор рынка складов в регионах России за первое полугодие 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http://zdanie.info/ (дата обращения: 18.04.2020).

4. Логистика : учебное пособие / под ред. Б. А. Аникина, Т. А. Родкиной. Москва : Проспект, 2018. 408 с.

5. Социально-экономическое положение Красноярского края в 2015 году [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики по Красноярскому краю. URL: https://web.krasstat.gks.ru/doklad/1/12/dok.htm (дата обращения: 20.04.2020).

© Разя А. Н., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.