Научная статья на тему 'ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ОПТИМАЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ'

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ОПТИМАЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬ / ОПАСНЫЙ ГРУЗ / ПЕРЕВОЗКА / CAR / DANGEROUS FREIGHT / TRANSPORTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казикин С.М., Ведернико Д.Р.

Разработан вариант логистической системы эффективной автомобильной перевозки опасного груза. Каждый элемент такой системы проанализирован с точки зрения своей специфики и значения в обеспечении безопасности и надежности перевозочного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LOGISTICS SYSTEM PROVIDING OPTIMUM PERFORMANCE OF AUTOMOBILE TRANSPORTATION OF DANGEROUS FREIGHTS

The option of a logistics system of effective automobile transportation of dangerous freight is developed. Each element of such system is analysed from the point of view of the specifics and value in safety and reliability of transportation process

Текст научной работы на тему «ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ОПТИМАЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ»

УДК 656.1

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ОПТИМАЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

С. М. Казикин, Д. Р. Ведернико Научный руководитель - А. А. Сироткин

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина Российская Федерация, 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1 Е-mail: saveliy22@icloud.com

Разработан вариант логистической системы эффективной автомобильной перевозки опасного груза. Каждый элемент такой системы проанализирован с точки зрения своей специфики и значения в обеспечении безопасности и надежности перевозочного процесса

Ключевые слова: автомобиль, опасный груз, перевозка.

THE LOGISTICS SYSTEM PROVIDING OPTIMUM PERFORMANCE OF AUTOMOBILE TRANSPORTATION OF DANGEROUS FREIGHTS

S. M. Kazikin, D. R. Vedernikov Scientific Supervisor - A. A. Sirotkin

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University 1, Ulyanov Str., Nizhny Novgorod, 603950, Russian Federation Е-mail: saveliy22@icloud.com

The option of a logistics system of effective automobile transportation of dangerous freight is developed. Each element of such system is analysed from the point of view of the specifics and value in safety and reliability of transportation process

Keywords: car, dangerous freight, transportation.

Также как и у автоперевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов [6], существуют свои особенности и у автоперевозки опасных грузов. Прежде всего, к автомобильной перевозке допускают только опасные грузы, изготовленные в соответствии с актуальной нормативной документацией. Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом во всех сообщениях кроме городского, пригородного и междугородного осуществляется в соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR). Изучение автомобильных перевозок опасных грузов ведется в двух направлениях: первое - охватывает комплекс аспектов, во втором - исследуется конкретный аспект такой автоперевозки (повышение эффективности использования автотранспортных средств, определение оптимальных маршрутов перевозки и др.).

В данной работе целью является выявление и анализ элементов логистической системы, обеспечивающей оптимальное выполнение автомобильной перевозки опасных грузов.

Первый элемент - приспособленный и исправный автомобиль (табл. 1).

Второй элемент - оптимальный маршрут. К разработке маршрута автомобильной перевозки опасных грузов предъявляют особые требования. При перевозке особо опасных грузов, в сложных дорожных условиях или в колонне, состоящей из 3-х или более автомобилей, маршрут согласовывают с соответствующими подразделениями местных органов МВД Росси и оформляют по специальному разрешению согласно Правилам дорожного движения (ПДД).

Третий элемент - допустимый (безопасный) скоростной режим. Скорость движения автомобиля с опасным грузом выбирают согласно ПДД по условиям безопасности и сохранности

Секция «Актуальнее проблемы в логистике и управлении цепями поставок»

груза. Однако существуют ограничения по скорости движения и по конкретным автодорогам. Так, согласно [4] установлена максимальная скорость движения автомобилей, перевозящих опасные грузы по основным магистралям г. Москвы и по МКАД.

Таблица 1

Классификация требований по приспособленности автомобиля для перевозки опасного груза

Общие требования Специфические требования

Транспортная единица не должна включать в себя более одного прицепа или полуприцепа. Для перевозки опасных грузов запрещены газогенераторные автомобили. При массе транспортного средства более 12 тонн устанавливают устройство ограничения скорости. Возможно применение конкретного оборудования для удержания опасного груза в процессе транспортировки. Автотранспортное средство должно быть укомплектовано средствами защиты, информирования, ремонта, пожаротушения и оказания медпомощи [3]. Приспособленность подвижного состава также означает, в частности, оборудование выпускной трубой, местонахождение в автомобиле топливного бака [2, с .43-44], установку на выходное отверстие выпускной трубы глушителя искрогасительной сетки [2, с. 4546], требования к электрическому оборудованию 1, 2, 3, 4 и 5-го классов [2, с. 45-46] Грузы различных подклассов взрывчатых веществ желательно перевозить в специальном автомобиле, оборудованном средствами локализации взрыва [7, с. 105]. Если для перевозки баллонов используется транспортное средство типа «фургон», то в нем необходим надежный и закрытый кузов с вентиляцией в нижней зоне (уровень пола), который должен быть отделен от кабины водителя расстоянием не менее 150 мм. Дверца кузова, в свою очередь, снабжается замками [5]

Таблица 2

Требования к маршруту для автомобильной перевозки опасного груза

На маршруте должны быть Маршрут не должен быть

- указаны места стоянок, заправок топливом и опасные места; - места стоянок и заправок топливом (при маршруте достаточной протяженности) - проходить вблизи крупных промышленных объектов, зрелищных, культурных, учебных дошкольных и лечебных учреждений, зон отдыха, крупных населенных пунктов и через заповедники, территории с архитектурными, историческими и культурными достопримечательностями; - по возможности избегать крупных населенных пунктов

Четвертый элемент - благоприятное время для перевозки. Неблагоприятными погодными условиями для перевозки некоторых опасных грузов, при которых она не должны осуществляться, являются туман, снегопад (при видимости менее 300 метров). Согласно [4] запрещена перевозка опасных грузов по Садовому кольцу и по улицам внутри него с 07:00 ч. до 22:00 ч.

Пятый элемент - опытный водитель, соблюдающий режим труда и отдыха. Для получения разрешения на транспортировку опасного груза водитель должен обладать непрерывным стажем работы не менее 3 лет, соответствующим удостоверением, дающим право на управление транспортным средством нужной категории. Кроме этого, он обязан пройти обучение (с выдачей ему Свидетельства ДОПОГ), медицинский контроль и специальный инструктаж. Базовая подготовка водителей составляет 24 часа и включает в себя комплекс основных вопросов, связанных с перевозкой опасных грузов. Этот вид обучения предоставляет право на перевозку всех опасных грузов, кроме 1-го и 7-го классов, на всех типах транспортных средств, кроме цистерн. В свою очередь грузы 1-го и 7-го классов требуют обучения по программе «Специальные курсы» со сдачей экзамена. Основной курс подготовки водителей для перевозки опасных грузов в цистернах предназначен для изучения специфических вопрос, связанных с особенностями транспортировки жидких и газообразных веществ в цистернах. Водитель, перевозящий опасный груз, работает вахтовым методом, при этом график работы может предусматривать занятость в течение всего или части рабочего дня.

Шестой элемент - надежное фиксирование тары в транспортном средстве и надежность самой тары. Например, для безопасной автомобильной перевозки наполненных газом сосудов необходимо: расположить эти сосуды в автомобиле в горизонтальном положении; на каж-

дую емкость накрутить колпаки, предотвращающие ее разгерметизацию; разместить между баллонами прокладки (деревянные бруски со специальными гнездами, резиновые кольца или другие материалы, защищающие корпус резервуара от ударов).

Седьмой элемент - возможность совместной перевозки опасных грузов. Организация-перевозчик стремится использовать всю грузоподъемность автотранспортного средства, однако не все опасные грузы могут находиться в непосредственной близости друг от друга или от грузов общего пользования. Поэтому разработаны правила допустимой совместимости опасных грузов друг с другом, а для их совместной перевозки с грузами общего пользования - специальные требования. Определен также запрет на совместную перевозку определенных наименований грузов [8, с. 105].

Восьмой элемент - постоянный контроль за автомобильной перевозкой опасного груза. Такой контроль осуществляется с помощью систем Глонасс/GPS ([1; 5; 9] и др.). Применение таких отраслевых систем способно снизить риск аварийных и чрезвычайных ситуаций с участием грузового автомобильного транспорта, повысить безопасность при автоперевозке опасных грузов, снизить ущерб объектам транспортной инфраструктуры.

Библиографические ссылки

1. Глонасс / Продукты и решения / Мониторинг опасных грузов [Электронный ресурс]. URL: http://www.nis-glonass.ru/products/monitoring-of-dangerous-goods-/ (дата обращения: 12.03.2018).

2. Безопасность грузовых перевозок автомобильным транспортом: учеб. пособие / И. М. Дородникова, С. В. Ганзин, В. Е. Субботин ; ВолгГТУ. Волгоград, 2006. 95 с.

3. Комплектация транспорта по ДОПОГ [Электронный ресурс]. URL: http://ptk53.ru/ komplektaciya-transporta-po-dopog (дата обращения: 12.03.2018).

4. Методические рекомендации по повышению эффективности надзора ГИБДД ГУВД г. Москвы за соблюдением транспортными организациями и водителями действующих правовых норм в области перевозок опасных грузов. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

5. РИНС-Опасные грузы [Электронный ресурс]. URL: http://space-team.com/monitoring_ transporta/software/rnis/danger/#naznachenie (дата обращения: 12.03.2018).

6. Сироткин А.А., Китов А.Г. Транспортно-экспедиционное обслуживание на наземном транспорте: современное состояние и перспективы развития : учеб. пособие. М. : Транслит, 2016. 160 с.

7. Транспортировка баллонов [Электронный ресурс]. URL: http://gruzavtoperevozki.ru/ osobennosti-perevozki-ballonov (дата обращения: 12.03.2018).

8. Троицкая Н. А., Шилимов М. В. Организация перевозок специфических видов грузов : учеб. пособие. 2-е изд., испр. М. : КноРус, 2016. 240 с.

9. Установка GRP/ Глонасс мониторинга на технику, используемую для перевозки опасных грузов в Нижнем Новгороде и Нижегородской области [Электронный ресурс]. URL: http://nn.stavtrack. ru/industry/opasnye-gruzy.html (дата обращения: 12.03.2018).

© Казикин С. М., Ведерников Д. Р., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.