Научная статья на тему 'ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТОВАРОДВИЖЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ДИНАМИЧЕСКИЕ ТРЕНДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ'

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТОВАРОДВИЖЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ДИНАМИЧЕСКИЕ ТРЕНДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
607
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОВАРООБМЕН / МЕЖДУНАРОДНАЯ ЛОГИСТИКА / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКСПОРТНОЙ СДЕЛКИ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ЛОГИСТИКИ / ЛОГИСТИКА СНАБЖЕНИЯ / ЛОГИСТИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ / ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ / РЕЕСТР ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПОСРЕДНИКОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаурина Ольга Сергеевна, Лесина Татьяна Викторовна, Мигел Айгуль Амангельдовна

В условиях развития международного товарооборота использование современных логистических схем повышает эффективность функционирования участников внешнеэкономической деятельности. Организация эффективных бизнес-процессов требует формирования качественной логистики снабжения, распределения и складирования. Создание реестра логистических посредников, осуществляющих перевозку товарной продукции от поставщиков к покупателям, позволяет минимизировать транспортные издержки. Авторы отмечают целесообразность проведения оценки эффективности организации логистики, формирования рейтинга поставщиков и транспортных компаний на основе сравнения издержек. В статье представлены показатели эффективности экспортной сделки, логистики снабжения, распределения и складирования, критерии деятельности поставщика и транспортной компании. В процессе научной работы применяется методика формирования рейтинга поставщика на основе критериальной балльно-весовой модели Диксона, разрабатывается модель формирования рейтинга транспортной компании на основе сравнения издержек. Методами научного исследования выступили обобщение, систематизация и оценка данных финансово-экономической деятельности коммерческой организации, специализирующейся на оптовых поставках строительных материалов. Авторами рекомендован к использованию практический инструмент электронного документооборота - модуль «Склад: учет и анализ», который интегрируется в действующую информационную систему, но при этом может функционировать и локально. В статье определены направления повышения результатов финансовой деятельности организации в условиях совершенствования логистических процессов. Сделан вывод о том, что системная оптимизация логистики снабжения, распределения и складирования приведет к улучшению бизнес-процесса, снижению издержек и повышению финансового результата экспортно-ориентированной компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шаурина Ольга Сергеевна, Лесина Татьяна Викторовна, Мигел Айгуль Амангельдовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGISTIC SYSTEM FOR ENSURING INTERNATIONAL MOVEMENT OF GOODS: PROBLEMS, DYNAMIC TRENDS AND PRACTICAL SOLUTIONS

In the context of the development of international trade, the use of modern logistics schemes increases the efficiency of the functioning of participants in foreign economic activity. The organization of effective business processes requires the formation of high-quality logistics of supply, distribution and warehousing. The creation of a register of logistic intermediaries who transport commodity products from suppliers to buyers allows us to minimize transport costs. The authors note the expediency of assessing the effectiveness of logistics organization, forming a rating of suppliers and transport companies based on a comparison of costs. The article presents indicators of the efficiency of an export transaction, logistics of supply, distribution and warehousing, criteria for the supplier and transport company. In the course of scientific work, the methodology of forming a supplier's rating on the basis of Dixon's criterial point-weight model is used, a model for forming a rating of a transport company based on a comparison of costs is being developed. The methods of scientific research were generalization, systematization and evaluation of data on the financial and economic activities of a commercial organization specializing in the wholesale supply of building materials. The authors recommended for use a practical tool for electronic document management - the module "Warehouse: accounting and analysis", which is integrated into the current information system, but at the same time can function locally. The article defines the directions of increasing the results of the financial activity of the organization in the conditions of improving the logistics processes. It is concluded that the systematic optimization of the logistics of supply, distribution and warehousing will lead to an improvement in the business process, reduce costs and increase the financial result of an export-oriented company.

Текст научной работы на тему «ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТОВАРОДВИЖЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ДИНАМИЧЕСКИЕ ТРЕНДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.today 2021, №4, Том 13 / 2021, No 4, Vol 13 https://esj.today/issue-4-2021.html URL статьи: https://esj.today/PDF/05ECVN42Lpdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Шаурина О.С., Лесина Т.В., Мигел А. А. Логистическая система обеспечения международного товародвижения: проблемы, динамические тренды и практические решения // Вестник Евразийской науки, 2021 №4, https://esj.today/PDF/05ECVN421.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Shaurina O.S., Lesina T.V., Migel A.A. (2021). Logistic system for ensuring international movement of goods: problems, dynamic trends and practical solutions. The Eurasian Scientific Journal, [online] 4(13). Available at: https://esj.today/PDF/05ECVN421.pdf (in Russian)

УДК 658.788 ГРНТИ 06.39.31

Шаурина Ольга Сергеевна

ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной

службы при Президенте Российской Федерации» Филиал в городе Калуга, Калуга, Россия Заведующая кафедрой «Таможенного дела и правовых дисциплин»

Кандидат технических наук E-mail: o.shaurina@yandex.ru

Лесина Татьяна Викторовна

ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной

службы при Президенте Российской Федерации» Филиал в городе Калуга, Калуга, Россия Доцент кафедры «Таможенного дела и правовых дисциплин»

Кандидат экономических наук E-mail: jalesina@mail.ru

Мигел Айгуль Амангельдовна

ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», Калуга, Россия

Доцент кафедры «Таможенного дела» ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной

службы при Президенте Российской Федерации» Филиал в городе Калуга, Калуга, Россия Доцент кафедры «Таможенного дела и правовых дисциплин»

Кандидат экономических наук E-mail: amigel@mail.ru

Логистическая система обеспечения международного товародвижения: проблемы, динамические тренды и практические решения

Аннотация. В условиях развития международного товарооборота использование современных логистических схем повышает эффективность функционирования участников внешнеэкономической деятельности. Организация эффективных бизнес-процессов требует формирования качественной логистики снабжения, распределения и складирования. Создание реестра логистических посредников, осуществляющих перевозку товарной продукции от поставщиков к покупателям, позволяет минимизировать транспортные издержки.

Авторы отмечают целесообразность проведения оценки эффективности организации логистики, формирования рейтинга поставщиков и транспортных компаний на основе сравнения издержек.

В статье представлены показатели эффективности экспортной сделки, логистики снабжения, распределения и складирования, критерии деятельности поставщика и транспортной компании.

В процессе научной работы применяется методика формирования рейтинга поставщика на основе критериальной балльно-весовой модели Диксона, разрабатывается модель формирования рейтинга транспортной компании на основе сравнения издержек.

Методами научного исследования выступили обобщение, систематизация и оценка данных финансово-экономической деятельности коммерческой организации, специализирующейся на оптовых поставках строительных материалов.

Авторами рекомендован к использованию практический инструмент электронного документооборота — модуль «Склад: учет и анализ», который интегрируется в действующую информационную систему, но при этом может функционировать и локально.

В статье определены направления повышения результатов финансовой деятельности организации в условиях совершенствования логистических процессов. Сделан вывод о том, что системная оптимизация логистики снабжения, распределения и складирования приведет к улучшению бизнес-процесса, снижению издержек и повышению финансового результата экспортно-ориентированной компании.

Ключевые слова: товарообмен; международная логистика; бизнес-процесс; эффективность экспортной сделки; функциональный комплекс логистики; логистика снабжения; логистика распределения; логистика складирования; реестр логистических посредников

Развитие торговых отношений между странами диктует товаропроизводителям искать новейшие механизмы реализации продукции.

В свою очередь успешные современные экономические отношения характеризуются действующей хорошо отлаженной системой международных грузовых (товарных) перевозок.

Межгосударственный товарооборот в глобализационных условиях представляет собой систему, объединяющую всех участников процесса перемещения продукции от производителя к потребителю посредством компаний, которые ведут свою деятельность в области розничной и оптовой торговли, расположенных в различных странах мира, что подтверждается соответствующими нормативными документами.1

Акцент на применение новых логистических каналов важен для страховых компаний и экспедиторских организаций, применяющих в работе современные телекоммуникационные связи. Такие меры приоритетно направлены на решение проблем коммерческих организаций, связанных с технологическими процедурами и таможенным контролем.

1 Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.1998 N 14-ФЗ [в редакции от 31.07.2020, с изм. от 24.02.2021] / Информационно-справочная система "Консультант-Плюс".

Страница 2 из 18

Введение

05ECVN421

Топ-менеджмент коммерческих организаций вынужден фокусировать внимание на новые способы управления логистическими процессами и непрерывно совершенствовать механизмы межгосударственного товарооборота.

Активное использование логистического подхода в торговых взаимоотношениях позволяет производителям осуществлять торговые операции с наименьшими затратами и определяет актуальность темы исследования.

В настоящее время активизация международной торговли определена следующими трендами:

• изменение мирового энергетического баланса в условиях роста объемов потребляемых углеводородов; повышение спроса отдельных государств на импорт газа, нефти, цветных металлов и другого сырья;

• перераспределение международных потоков товарообмена с учетом географической определенности;

• изменения в структуре международного товарообмена, которые вызваны инновационными решениями, увеличением объема торговли наукоемкими услугами и готовыми товарами;

• формирование между государствами отдельных региональных площадок для развития устойчивых партнерских отношений.

Среди препятствий, затрудняющих реализацию международного товарооборота, можно выделить:

• несоответствие технических параметров путей сообщений и транспортных средств в различных государствах мира;

• жесткие требования, предъявляемые к маркировке на поверхности товара и его упаковке;

• экспортные ограничения и импортные квоты;

• существенный объем дополнительной документации;

• различия в стандартах на тот или иной вид продукции [1].

Целью исследования является разработка мер по повышению эффективности финансовой деятельности организации в условиях совершенствования логистических процессов.

Проведенное исследование базируется на сложившихся к настоящему времени научных подходах в области экономики, логистики, управления. Теоретической основой изучения общих вопросов в сфере логистики управления запасами нашли отражение в трудах зарубежных специалистов, таких как Д.Дж. Бауэрсокс, К. Берк, Дж. Бокс, Д.Л. Водлоу, М. Вэйдер, Т. Голдсби, Д.П. Вумек, М. Кристофер, С. Сигео, Дж.Р. Сток, А. Стьюарт, О. Тайити, Р.Б. Хендфилд, Ф. Фрост и Ф. Лонг и др. [2].

В статьях российских ученых затрагиваются актуальные вопросы логистики. В статье представлено мнение Алексеевой Е.В., Непарко М.В., Агасяна К.С., Чаусова Н.Ю., Орловой О.К., Яшкиной Т.О., Круглова В.Н., Пуглеева С.П., Бараненко С.П., Дудина М.Н., Лясникова Н.В., Семенихина А.Ю. и др. [3; 4; 6-11].

Признавая несомненную теоретическую и практическую значимость указанных исследований, необходимо отметить, что малоизученными остаются работы, содержащие

Вестник Евразийской науки 2021, №4, Том 13 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2021, No 4, Vol 13 https://esj.today

решение вопросов логистического обеспечения процесса управления запасами и реализации готовой продукции в оптовых организациях.

При осуществлении исследования применялась совокупность общенаучных и экономических методов, использованная в соответствии с поставленными задачами и особенностями объекта исследования. Для изучения рассматриваемой проблемы задействованы экономико-статистический, аналитический, математический, сравнительный, индексный и экспертный методы.

Для обеспечения беспрепятственного движения товаров и услуг на уровне межстранового сотрудничества международными компаниями требуется использование логистических схем. Современная международная логистика имеет специфические отличия от движения материальных потоков на национальном уровне [3].

Выделим ключевые особенности использования логистических схем:

• внешнеторговые операции, как правило, связаны с крупными объемами товарооборота, что позволяет компенсировать немалые затраты, в том числе по таможенному оформлению;

• для рынков международного уровня свойственна высокая степень неопределенности и коммерческих рисков;

• больное число посреднических звеньев усложняет взаимодействие участников транспортного процесса в логистической цепи [4].

Согласно проведенным исследованиям при условии правильной организации всей цепи поставки товаров, коммерческая организация может добиться следующих результатов:

• повышение показателя прибыли на 5-15 п.п.;

• уменьшение уровня производственных затрат на 5-15 п.п.;

• сокращение объема складских резервов на 30-40 п.п.;

• снижение уровня расходов на осуществляемые закупки сырья и полуфабрикатов на 5-15 п.п.

Все это достигается путем эффективной координации бизнес-процессов, способствующих установлению необходимого баланса между объемом поставок и сложившимися потребностями [5].

Вопрос управления действующими цепями международных поставок остается актуальным. В процесс решения современных логистических задач включены специальные провайдеры, так называемые логистические интеграторы. Следует отметить важную тенденцию формирования крупных интермодальных и мульмодальных международных систем перевозок [6].

Методы и материалы

На примере осуществления оптовых поставок строительных материалов ООО «РН-Гранд» рассмотрим значимость и перспективы формирования актуальных логистических решений.

Компания успешно работает на рынке стройматериалов по территории всей России, также осуществляет экспортную торговлю стройматериалов, произведенных под собственной

торговой маркой «Феникс»: теплоизоляция, СМЛ, гипсокартон, сухие смеси, стеклотканевые сетки и др.

Выделим особенности внешнеторговой деятельности ООО «РН-Гранд», ключевыми партнерами которой являются организации стран ЕАЭС. Объемы экспорта в региональном разрезе представлены в таблице 1.

Таблица 1

Объемы сбыта строительных материалов, тыс. долл.

Страна 2019 год 2020 год 2020 г. к 2019 г.

(+,-) в %

Армения 51120 53710 2590 5,1

Кыргызстан 38680 44430 5750 14,9

Беларусь 19750 22230 2480 12,6

Казахстан 12090 15450 3360 27,8

Украина 16410 12850 -3560 -21,7

Итого, по всем странам 138050 148670 10620 7,7

В 2020 году наибольшие темпы прироста объемов сбыта отмечены по результатам сотрудничества с Казахстаном (+27,8 %), что обусловлено вводом нового совместного проекта с ЕБРР. Динамическое снижение показывает Украина (-21,7 %), что связано с нестабильностью внешнеполитической ситуации, стагнацией в экономической жизни страны.

Армения и Кыргызстан, как высокодоходные территории, с темпом роста 5 и 15 п.п. соответственно, продемонстрировали меньшие темпы роста по причине снижения финансирования отдельных проектов со стороны заказчиков.

Эффективность экспортной сделки больше аналогичного показателя на национальном рынке. Итоговые данные о рентабельности продаж коммерческой организации представим в таблице 2.

Таблица 2

Динамика показателей рентабельности продаж и рентабельности экспортной деятельности ООО «РН-Гранд»

Показатели Годы 2020 г. к 2019 г. (+,-)

2019 г. 2020 г.

Рентабельность продаж 6,5 7,9 1,22

Рентабельность экспорта 5,1 5,8 1,14

Показатели рентабельности продаж выше показателей рентабельности экспорта. Одновременно, показатели рентабельности продаж показывают незначительный, но прирост.

Результаты

Для обоснования развития экспортной деятельности проведем расчет конкретной коммерческой сделки (табл. 3).

Таблица 3

Расчет эффективности экспортной сделки по поставке рулонной гидроизоляции

№п/п Показатель Вариант 1-й Вариант 2-й

1 Объем продаж, упаковок 25 25

Производственная себестоимость ед. продукции, руб.

2 Вариант по внутреннему рынку 2280 2280

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Вариант по экспорту 2370 2370

№п/п Показатель Вариант 1-й Вариант 2-й

Цена ед. продукции

4 Внутренний рынок, руб. 2680 2680

5 Внешний рынок, долл. 42,5 42,5

6 Коммерческие затраты, связанные с продажей внутри страны, руб./ед. 210 210

7 Коммерческие затраты, связанные с продажей на внешнем рынке, долл./ед. 3,2 3,2

8 Курс валюты, руб./долл. 72 73

Затраты (партия товара), руб.

9 Реализация на внутреннем рынке 62250 (2280+210)х25=62250

10 Реализация на внешнем рынке 65010 (2370+3,2х73)х25=65090

Итог, руб.

11 Реализация внутри страны 67000 2680х25=67000

12 Реализация на внешнем рынке 76500 (42,5х25)х73=77562,5

Эффект, руб.

13 Реализация внутри страны 4750 67000-62750=4250

14 Реализация на внешнем рынке 11490 77562,5-65090=12472,5

Эффективность, руб./руб.

15 Реализация внутри страны 1,1 67000/62750=1,06

16 Реализация на внешнем рынке 1,2 77562,5/65090=1,19

Рассмотрим модель бизнес-процесса экспортно-ориентированной организации (рис. 1). Согласно представленной схеме началом бизнес-процесса в компании является закупка стройматериалов.

Рисунок 1. Организация бизнес-процесса ООО «РН-Гранд»

Одновременно с закупкой товара отдел сбыта ООО «РН-Гранд» начинает реализацию до момента поставки продукции на склад компании. Соответственно отдел снабжения пересылает сбытовому отделу информацию по закупленной продукции и уже отдел сбыта реализует транспортировку и распределение продукции между потребителями.

Транспортировка закупленной и распределенной продукции осуществляется с использованием логистических операторов, с которыми взаимодействуют отдел сбыта и отдел снабжения. Не реализованный в процессе доставки товар отправляют на склад компании в г. Улан-Уде, где складской отдел осуществляет приемку продукции и осуществляет предпродажную подготовку к реализации. Собственно, функциональный комплекс логистики в самостоятельное подразделение не выделен (рис. 2).

Отдел снабжения (выполняет функции логистики снабжения)

Отдел сбыта (выполняет функции логистики распределения)

Складской отдел (выполняет функции логистики складирования и распределения)

Сторонние организации (логистические операторы)

Учет и хранение готовой продукции, а также прочих материальных ресурсов, необходимых для обеспечения деятельности компании. Подготовка хранящейся готовой продукции к распределению

Организация транспортировки готовой продукции, закупленной для перепродажи и МТО от поставщика на склад компании, до дверей покупателей

Рисунок 2. Организация функционального комплекса логистики

Действующий комплекс логистики представляет собой последовательную итерацию координации ключевых отделов, как-то отдела снабжения, сбыта, складирования и транспортировки готовой продукции через логистических операторов. Таким образом, в организации сформированы свои подходы к организации логистической деятельности, учитывающие специфику работы и межфирменной координации.

Оценим эффективность организации функционального комплекса логистики компании, путем обобщения соответствующих данных.

Таблица 4

Данные для оценки эффективности организации логистики2

Показатель Ед. изм. 2018 год 2019 год 2020 год

Показатели логистики снабжения

Плановые потребности в готовой продукции и материальных ресурсах млн руб. 111 199 235

Объем поставок готовой продукции и материальных ресурсов млн руб. 111 200 233

Удельный вес брака, выявляемого при приемке продукции и материальных ресурсов по количеству и качеству к-т 0,03 0,04 0,04

Удельный вес стоимости закупки единицы продукции в цене реализации единицы продукции к-т 0,1 0,1 0,2

Удельный вес контрагентов, осуществляющих поставки готовой продукции в общей численности снабжающих организаций к-т 1,0 0,9 0,9

Темпы прироста затрат на логистику снабжения % 27 18 19

Темпы прироста доходов по основной деятельности % 20 22 21

Логистика распределения

Удельный вес производственных пауз, возникших в результате неоптимального распределения к-т 0,04 0,02 0,03

Удельный вес непроизводительных потерь ресурсов и готовой продукции, возникших в результате неоптимального распределения к-т 0,1 0,1 0,1

Удельный вес ошибок и возвратов, связанных с неверной обработкой заказов и их распределением к-т 0,3 0,2 0,3

Удельный вес затрат, связанных с внешней транспортировкой готовой продукции в общих затратах логистики распределения к-т 0,3 0,2 0,3

Темпы прироста затрат на логистику распределения % 28 30 32

Логистика распределения

Темпы прироста доходов по основной деятельности % 20 22 21

Логистика складирования

Удельный вес потерь материальных ресурсов и готовой продукции, связанных с неправильным хранением и складированием к-т 0,1 0,1 0,1

Удельный вес устаревших материальных ресурсов и готовой продукции в общем объеме складских запасов к-т 0,1 0,1 0,1

Удельный вес запасов материальных ресурсов и готовой продукции, которые могут быть предоставлены в общем объеме требования к-т 0,7 0,7 0,7

Уровень загрузки складских мощностей и площадей к-т 0,9 0,9 0,9

Темпы прироста затрат на логистику складирования % 21 19 20

Темпы прироста доходов по основной деятельности % 20 22 21

В таблице 4 дана оценка эффективности логистического функционала в компании за последние три года. Отметим, что если логистика снабжения в организации может быть оценена как эффективная, то логистика распределения и складирования только как удовлетворительная. Выделим ключевые моменты в действующей логистики распределения. Среди них:

• снижение качества обработки заказов, поступивших от покупателей;

• увеличение транспортной нагрузки в затратах на логистику;

• экстенсивность логистики распределения.

Изменение коэффициентов, характеризующих качество обработки заказов и уровня транспортной нагрузки в логистике распределения компании показано на рисунке 3.

2 Бараненко С.П., Дудин М.Н., Лясников Н.В., Семенихин А.Ю. Логистика: учебно-методический комплекс / Под общ. ред. С.П. Бараненко. — М.: Издательство «Элит», 2012. — 281 с.

качество обработки заказов

Фактически •Оптимально не более

транспортная нагрузка

Фактически ^^"Оптимально не более

0,25

0,25

2018 г 2019 г

2020 г

Рисунок 3. Динамика коэффициентов качества обработки заказов и уровня транспортной нагрузки в логистике распределения

Снижение качества обработки заказов в логистике распределения связано с рядом причин, представленных на рисунке 4.

2,4% ■ Дублирование или недостача позиций в документах или в

25,7% 23,5% полученном товаре ■ Отсутствие сопроводительных документов

27,8% 20,6% ■ Дробление партии заказанного товара ■ Отсутствие конкретной даты и

времени доставки

■ Прочие причины

Рисунок 4. Структура причин снижения качества обработки заказов в логистике распределения

Констатируем наличие проблемы, связанной с отсутствием контроля над распределением и доставкой товаров. Учитывая, что сбытовое подразделение ООО «РН-Гранд» начинает реализацию сразу после получения документов от службы снабжения, перечисленные выше причины являются следствием отсутствия координации трехстороннего взаимодействия (отдела снабжения — сбыта — транспортной компании). В итоге повышается стоимость затрат по логистике распределения.

Таблица 5

Структура расходов в логистике распределения

Показатель 2018 год 2019 год 2020 год

тыс. руб. в % тыс. руб. в % тыс. руб. в %

Оплата услуг сторонних транспортных компаний 9779 52,7 11800 54,3 14166 55,3

Оплата труда персонала, непосредственно реализующего функции логистики распределения 3489 18,8 3631 16,7 3900 15,2

Расходы на координацию взаимодействия, информационный обмен, аренду сторонних перевалочных мощностей 2990 16,1 3601 16,6 4601 18,0

Прочие накладные расходы, относимые на логистику распределения 2284 12,3 2715 12,5 2963 11,6

Итого, расходы в логистике распределения 18542 100,0 21747 100,0 25630 100,0

Увеличение доли транспортных расходов и расходов информационного характера в логистике распределения непропорционально увеличению объемов закупаемой для последующей реализации товарной продукции. Этим обусловлено снижение интенсивности логистики распределения.

Недостаточная эффективность логистики складирования связана со снижением качества по результатам хранения продукции, поступившей на склад, и с проблемой иммобилизации оборотных активов в запасах и затратах (рис. 5).

качество хранения ГП и МР рациональность

иммобилизации ОА

Фактически

^^Оптимально не более фактачески

2018 г 2019 г 2020 г 2018 г 2019 г 2020 г

Рисунок 5. Динамика коэффициентов качества хранения продукции и рациональности иммобилизации оборотных активов в запасах в логистике складирования

Причина в том, что логистика складирования не имеет полностью автоматизированной системы учета и контроля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рекомендации

Для решения комплекса выше обозначенных проблем рекомендация по объединению трех отделов (снабжения, сбыта и складирования) в единый коммерческий целесообразна и практически значима (рис. 6).

Получение заказов от покупателей и требований на формирование запаса

Формирование комплексного заказа на поставку продукции и ресурсов

Распределение заказов по потребителям и организация доставки продукции

Доставка запасов на склад.

Организация приема и распределения запасов на складе

Реализация товарной продукции со склада компании

Организация доставки продукции потребителям

Поставщики продукции и ресурсов из реестра

Единый аутсорсинговый распределительный пункт

чь

Логистические

посредники (транспортные компании) из реестра

Логистические

посредники (транспортные компании) из реестра

Обратная связь с потребителями и контрагентами

Рисунок 6. Совершенствование бизнес-процесса организации на основе логистического подхода

В коммерческом отделе компании рекомендуется сформировать две группы: клиентскую и складскую, взаимодействующие между собой. Для исключения дублирования либо недостачи позиций в заказах, отправляемых потребителям, предлагается использовать единый распределительный пункт. В дальнейшем продукция распределяется в соответствие с заказами покупателей. Доставку собранных заказов непосредственно потребителям осуществляют логистические посредники. С этой точки зрения формирование реестра внешних контрагентов будет иметь следующий вид (рис. 7).

Уровень первый

Уровень второй

Индивидуальный рейтинг контрагента (надежность контрагента)

Балльная взвешенная оценка или модель сравнительных издержек

Формирование пулов внешних контрагентов

Группа основных контрагентов, имеющих высокую значимость для экономического оборота компании и оптимальный рейтинг

Группа дублирующих контрагентов, имеющих меньшую значимость для экономического оборота компании и удовлетворительный рейтинг

Рисунок 7. Формирование реестра внешних контрагентов организации

Использование данной схемы имеет своей целью создание реестра поставщиков и транспортных компаний. Для формирования рейтинга поставщиков и логистических посредников (транспортных компаний) оптимально использовать ранжирование соответственно для первых на основе балльной системы и для вторых на основе модели сравнительных издержек.

В части использования балльных систем ранжирования поставщиков, наиболее объективными и информативными являются балльные весовые системы, предложенные Диксоном, а также Ф. Фростом и Ф. Лонгом.3'4

Методика формирования рейтинга поставщика на основе критериальной балльно-весовой модели Диксона представлена в таблице 6.

Каждому критерию присваивается определенный балл, который умножается на весовой рейтинг критерия. Для получения окончательной оценки баллы суммируются. Наибольший рейтинг имеет тот поставщик, который получает в результате расчета наибольшую сумму баллов. Остальные поставщики ранжируются по мере убывания баллов.

Для формирования рейтинга логистических посредников (в данном случае транспортных компаний) оптимально использовать подход, предполагающий сравнение издержек, которые могут возникнуть у компании при взаимодействии с определенным логистическим посредником.

3 ShpendImeri Supplier Performance Criteria [электронный ресурс] режим доступа: http://www.seerc.org/iceird2009/ppts/6.2.pdf свободный.

4 Frost, F.A. and Long, F. (2000), "Quality management standards their importance in supplier selection criteria", ANZMAC 2000 Visionary Marketing for the 21st Century: Facing the Challenge.

Таблица 6

Модель для формирования рейтинга поставщика

№ п/п Критерий деятельности (функционирования) поставщика Весовой рейтинг

1 Качество выпускаемой продукции 3,508

2 Организация доставки (в данном случае до единого распределительного пункта) 3,417

3 История отношений между компанией и поставщиком 2,998

4 Гарантии и рекламационная политика 2,849

5 Производственные мощности (при перспективе увеличения объемов закупок продукции) 2,775

6 Полная стоимость единицы продукции 2,758

7 Технический потенциал (при перспективе закупок новых и наукоемких видов продукции) 2,545

8 Финансовое положение 2,514

Главным индикатором оценки является цена услуги транспортной компании (в расчете на какое-либо физическое значение перевозимого груза: вес или объем). Исходя из главного критерия, рассчитываются сравнительные издержки по качеству обслуживания, комплексности сервиса и специфики организации доставки товарной продукции от единого распределительного пункта к конкретным покупателям ООО «РН-Гранд» (табл. 7).

Таблица 7

Модель формирования рейтинга транспортной компании на основе сравнения издержек [9]

Критерии сравнения Сравниваемые транспортные компании

А В С

Цена услуги в расчете на физическую единицу Рублей за 1 кг; 1 м3; 1 км

Сравнительные издержки, включаемые в цену или исключаемые из цены услуги

1) качество обслуживания В % к цене услуги при увеличении или снижении качества

2) комплексность транспортного сервиса В % к цене услуги при расширении или сокращении объемов предоставляемого сервиса

3) специфика организации доставки В % к цене услуги при наличии или отсутствии специфики доставки

Сумма сравнительных издержек (в %) 1 + 2 + 3

Итого Цена услуги в расчете на физическую единицу + сумма сравнительных издержек

Наибольший рейтинг имеет та транспортная компания, сравнительные издержки взаимодействия с которой минимальны. Ранжирование иных транспортных компаний проводится на основании увеличения суммы сравнительных издержек, добавляемых к цене единицы услуги.

В складском функционале также требуются меры по совершенствованию. Основной бизнес-процесс в логистике складирования на основе автоматизации в исследуемой компании будет выглядеть следующим образом (рис. 8).

Предложенный подход к автоматизации складской деятельности в компании ООО «РН-Гранд» основан на том, что практически все выполняемые операции по учету, контролю приемки и хранения, анализу движения запасов будут основаны на использовании электронного документооборота. Это решается посредством встройки модуля «Склад: учет и анализ», который интегрируется в действующую информационную систему, но при этом может функционировать и локально.

Доступ к работе с модулем имеет только руководство компании и непосредственно сотрудники складской группы. Это позволяет нивелировать возможные негативные проявления человеческого фактора влияния.

Анализ складских запасов

Отчет о наличии и движении товаров и ресурсов на складе:

• ассортимент позиций и количество единиц хранения в каждой позиции;

• стоимость складских запасов товаров и ресурсов;

• длительность хранения, оборачиваемость (по каждой позиции);

• средняя стоимость хранения запасов

Формирование требования на восполнение запасов

Автоматический расчет заказа (номенклатура, ориентировочная стоимость, кол-во единиц) Передача электронного требования менеджеру по обеспечению внутренних потребностей

Получение электронных документов поставки

Сравнение фактических значений поставки с ранее согласованными значениями (переданными поставщику) Импорт электронной документации в систему складского учета

Прием товаров и ресурсов

Прием товаров и ресурсов по количеству и качеству (заполнение листа приема)

Распределение товаров и ресурсов по зонам хранения на основе автоматически сформированного плана хранения

Экспорт принятых к учету товаров и ресурсов в общую (корпоративную базу данных)

Рисунок 8. Основной бизнес-процесс в функционале складирования на основе автоматизации

Кроме этого, использование полной автоматизации логистики складирования позволит компании получить весомые выгоды. Так, работы по приему продукции и ресурсов, формированию заявки на восполнение запаса, контролю оборачиваемости товарных и прочих ресурсных позиций на складе, контролю качества хранения товаров и ресурсов будут упрощены. В связи с тем, что в модуль «Склад: учет и анализ» заложена не только учетно-аналитическая, но и справочная составляющая, в режиме реального времени будет получена необходимая информация в комплексе по каждой товарной позиции. Отсюда возможность формирования аналитических и оценочных обзоров по каждой учетной позиции и оценка её вклада в экономический оборот организации. Следует отметить, что модуль характеризуется расширенной функциональностью и опциональностью, что позволяет полнее использовать электронный документооборот в режиме on-line и off-line, эффективно управлять складскими запасами и не допускать излишней иммобилизации оборотных активов в запасах и затратах, при необходимости получать все требуемые печатные формы учета, отчетности и анализа [7].

На основании выполненных расчетов формируется реестр логистических посредников ООО «РН-Гранд», осуществляющих перевозку товарной продукции от поставщиков к покупателям (табл. 8).

Таблица 8

Реестр логистических посредников, осуществляющих транспортировку товарной продукции покупателям

Наименование транспортной компании Группа посредников

ООО "Трейд- транспорт" Группа основных контрагентов (логистических посредников), взаимодействие с которыми характеризуется нормальным уровнем относительных издержек

ООО "Лайн-лидер"

ООО "ПЭК"

ООО "Пегас"

ООО "ИнтекС"

ООО "Гросс"

ИП Галушкин В.В.

ООО "Фора М"

ООО "Губтранс" Группа дублирующих контрагентов, сравнительные издержки на услуги которых наиболее высокие

ИП Манукян С.Э.

ООО "Альянс"

ООО "Барт"

Таковы меры по оптимизации логистики распределения. Одновременно остается в силе предложение по осуществлению удаленного распределения продукции покупателям с использованием услуг единого аутсорсингового пункта. На выходе будут снижены издержки на логистику распределения за счет устранения непроизводительных затрат на координацию взаимодействия, информационный обмен, аренду сторонних перевалочных мощностей [8].

Ниже в таблице 9 представлен расчет издержек логистики распределения, снижение которых составит 2,6 п.п., за счет внедрения вышеизложенных рекомендаций.

Таблица 9

Расчет издержек в логистике распределения после внедрения рекомендаций, тыс. руб.

Показатель Период 2021 г. к 2020 г.

2020 г. 2021 г. (+,-) в %

Оплата услуг сторонних транспортных компаний 14166 16310 2144 15,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оплата труда персонала, непосредственно реализующего функции логистики распределения 3900 4285 385 9,9

Расходы на координацию взаимодействия, информационный обмен, аренду сторонних перевалочных мощностей 4601 1312 -3289 -74,5

Прочие накладные расходы, относимые на логистику распределения 2963 3052 89 3,0

Итого, расходы в логистике распределения 25630 24959 -671 -2,6

При этом расходы компании ООО «РН-Гранд» на координацию взаимодействия, информационный обмен, аренду сторонних перевалочных мощностей сокращаются более чем на 74 % к уровню 2020 года за счет использования централизации распределения в едином удаленном центре.

Ориентировочное снижение себестоимости закупаемой продукции для перепродажи составит порядка 6 п.п. к показателю 2020 года, уменьшение прямых затрат и расходов в логистике распределения — 2,6 п.п., прогнозируемое увеличение доходов от реализации строительных материалов составит 18 п.п., увеличение прочих расходов, относимых на себестоимость основной деятельности не превысит 18 п.п. Прогноз итоговых финансовых результатов после внедрения мер, направленных на совершенствование логистических процессов представим в таблице 10.

Таблица 10

Прогнозируемые финансовые результаты основной деятельности ООО «РН-Гранд», тыс. руб.

Показатель Период 2021 г. к 2020 г.

2020 г 2021 г (+,-) в %

Выручка-нетто за минусом НДС 364748 426004 61256 16,8

Себестоимость 317050 354537 37487 11,8

Валовая прибыль 47698 71466 23768 49,8

Управленческие расходы 29378 34666 5288 18,0

Прибыль (убыток) от продаж 18320 36800 18480 100,9

Валовая рентабельность, в % 13,1 16,8 3,7 -

Рентабельность продаж, в % 5,0 8,6 3,6 -

Таким образом, совокупное увеличение выручки по основной деятельности составит 16,8 п.п. к уровню 2020 года. По валовой рентабельности и рентабельности продаж прогнозируется прирост соответственно на 3,7 п.п. и 3,6 п.п. к уровню 2020 года [9].

Заключение

В результате проведенного аналитического обзора и анализа можно сделать вывод, что внедрение методологии и практического инструментария цифровизации логистики и цепей поставок предприятий различных отраслей обеспечивает значительные преимущества и возможности для организаций: от сквозной видимости до продвинутой аналитики и автоматизации контроля и управления процессами в цепях поставок.

На основе проведенного исследования предложено совершенствование бизнес-процесса организации на основе логистического подхода.

Также сформирован реестр внешних контрагентов организации и на его основе предложена модель для формирования рейтинга поставщика.

Сделан вывод о том, что для формирования рейтинга логистических посредников оптимально использовать подход, предполагающий сравнение издержек.

Дополнительные положительные результаты могут быть достигнуты при формировании реестра логистических посредников, осуществляющих транспортировку товарной продукции покупателям.

Практические рекомендации подтверждены расчетом издержек в логистике распределения после внедрения рекомендаций. Получен положительный экономический эффект, нашедший свое отражений в прогнозном отчете о финансовых результатах.

Меры, направленные на совершенствование функционального комплекса логистики ООО «РН-Гранд», касались системной оптимизации логистики снабжения, распределения и складирования.

Все это находит подтверждение в следующих практических результатах: Предложенные управленческие решения дают возможность изменить основной бизнес-процесс организации. В том числе, ликвидировать избыточные и непоследовательные итерации, сформировать оптимальный уровень координации и централизации деятельности непосредственных исполнителей. Одновременно предложено перейти на полную автоматизацию логистики складирования в части ведения учета, формирования отчетности и аналитики по запасам продукции, закупаемой для перепродажи и по запасам прочих ресурсов. Реализация предложений позволит увеличить доход от основной деятельности на 16 п.п., валовую прибыль почти на 50 п.п., а прибыль от продаж в 2 раза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. Учебник / Дюмулен И.И. — М.: Всероссийская академия внешней торговли (ВАВТ), 2017. — 917 с.

2. Frost, F.A. and Long, F. (2000), "Quality management standards their importance in supplier selection criteria", ANZMAC 2000 Visionary Marketing for the 21st Century: Facing the Challenge.

3. Алексеева Е.В., Пуглеев С.П. Некоторые особенности логистической деятельности в таможенном деле // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 5-1. С. 38-40.

4. Афанасенко Д.И. Управление логистической цепью как сетью // Вестник Томского государственного университета. — 2019. — № 319. — С. 134-137.

5. Ghodsypour, S.H. and O'Brien, C. (1998), A decision support system for supplier selection usin Захаров П.Г., Мигел А.А. Оценка и направления улучшения системы менеджмента бизнес-процессов коммерческой организации // Modern Economic Success. 2020. № 2. С. 197-204.

6. Непарко М.В., Агасян К.С. Создание таможенно-логистических терминалов как фактор развития внешнеторговой деятельности Калужской области // Вестник Калужского университета. 2020. № 1(46). С. 10-13.

7. Лесина Т.В., Кушнир К.А. Экономическая эффективность процесса автоматизации бюджетирования // Управленческий учет. 2015. № 2. С. 80-89.

8. Круглов В.Н., Мигел А.А. Оптимизация управления материальными затратами // В сборнике: Пути социально-экономического развития региона: финансовое обеспечение, перспективы и направления оптимизации. Калужский филиал Финансового университета при Правительстве РФ. Под редакцией Пироговой Т.Э., Никифорова Д.К. 2015. С. 49-53.

9. Мигел А.А., Чаусов Н.Ю., Орлова О.К., Яшкина Т.О. Оценка и пути повышения финансового результата организаций, конкурирующих на рынке оптовой торговли // Российский экономический интернет-журнал. 2019. № 4. С. 97.

10. Бараненко С.П., Дудин М.Н., Лясников Н.В., Семенихин А.Ю. Логистика: учебно-методический комплекс / Под общ. ред. С.П. Бараненко. — М.: Издательство «Элит», 2012. — 281 с.

11. Климова Г.В. Общие принципы построения модели оценки поставщика // Вестник Удмуртского университета. — 2013. — № 2-3. — С. 45-50.

12. ShpendImeri Supplier Performance Criteria [электронный ресурс] режим доступа: http://www.seerc.org/iceird2009/ppts/6.2.pdf свободный.

Migel Aigul Amangeldovna

Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russia

E-mail: o.shaurina@yandex.ru

Lesina Tat'yana Viktorovna

The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Kaluga branch, Kaluga, Russia E-mail: jalesina@mail.ru

Shaurina Olga Sergeevna

The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Kaluga branch, Kaluga, Russia E-mail: td@klg.ranepa.ruu

Logistic system for ensuring international movement of goods: problems, dynamic trends and practical solutions

Abstract. In the context of the development of international trade, the use of modern logistics schemes increases the efficiency of the functioning of participants in foreign economic activity. The organization of effective business processes requires the formation of high-quality logistics of supply, distribution and warehousing. The creation of a register of logistic intermediaries who transport commodity products from suppliers to buyers allows us to minimize transport costs.

The authors note the expediency of assessing the effectiveness of logistics organization, forming a rating of suppliers and transport companies based on a comparison of costs.

The article presents indicators of the efficiency of an export transaction, logistics of supply, distribution and warehousing, criteria for the supplier and transport company.

In the course of scientific work, the methodology of forming a supplier's rating on the basis of Dixon's criterial point-weight model is used, a model for forming a rating of a transport company based on a comparison of costs is being developed.

The methods of scientific research were generalization, systematization and evaluation of data on the financial and economic activities of a commercial organization specializing in the wholesale supply of building materials.

The authors recommended for use a practical tool for electronic document management — the module "Warehouse: accounting and analysis", which is integrated into the current information system, but at the same time can function locally.

The article defines the directions of increasing the results of the financial activity of the organization in the conditions of improving the logistics processes. It is concluded that the systematic optimization of the logistics of supply, distribution and warehousing will lead to an improvement in the business process, reduce costs and increase the financial result of an export-oriented company.

Keywords: commodity exchange; international logistics; business process; efficiency of an export transaction; functional logistics complex; supply logistics; distribution logistics; warehousing logistics; register of logistics intermediaries

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.