Научная статья на тему 'Анализ существующих подходов к логистике в аспекте внешнеэкономической деятельности организаций'

Анализ существующих подходов к логистике в аспекте внешнеэкономической деятельности организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
700
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / АУТСОРСИНГ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИКА / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LOGISTICS / LOGISTICS STRATEGY / OUTSOURCING / ENTREPRENEURSHIP / ECONOMICS / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Умнов Виталий А., Плюхина Анастасия А.

В статье рассматриваются различные аспекты влияния логистики на деятельность предприятий с точки зрения построения логистических цепей и каналов сбыта. Это комплексный процесс, для успешного выполнения которого необходима реализация ряда логистических задач и процессов. Организация логистики имеет основополагающее значение в успешном развитии любого современного бизнеса. Особое внимание уделяется критериям повышения эффективности внешнеэкономической деятельности за счет развития логистических стратегий. Выбранная стратегия может основываться на минимизации логистических издержек, расширении пропускной способности сети, построении новой сети распределения, а также улучшении логистического сервиса. Каждая из этих стратегий имеет собственное влияние на затраты, поэтому выбор наиболее оптимальной, при различных условиях функционирования компании, позволит повлиять как на затраты, так и на объемы продаж, вследствие чего последует увеличение прибыли компании. Современное состояние логистики в России характеризуется рядом противоречивых моментов. В результате проведенного анализа сформулированы пути повышения эффективности внешнеэкономической деятельности за счет развития логистических стратегий на предприятии, а также особенности государственного регулирования и поддержки российского рынка логистических услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of existent approaches to logistics in the aspect of foreign economic activity of organizations

The article deals with various aspects of the impact of logistics on the activities of enterprises in terms of building logistics chains and distribution channels. This is a complex process, for the successful implementation of which it is necessary to realize a number of logistics tasks and processes. The organization of logistics is fundamental to the successful development of any modern business. Special attention is paid to the criteria for improving the efficiency of foreign economic activity through the development of logistics strategies. The chosen strategy can be based on minimizing logistics costs, expanding the network capacity, building a new distribution network, as well as improving logistics services. Each of these strategies has its own impact on costs, so the choice of the most optimal, under different operating conditions of the company, will affect both the costs and sales volumes, resulting in an increase in the company's profits. The current state of logistics in Russia is characterized by a number of contradictory points. As a result of the analysis, the article formulates the ways to improve the efficiency of foreign economic activity through the development of logistics strategies at the enterprise, as well as the features of state regulation and support of the Russian market of logistics services.

Текст научной работы на тему «Анализ существующих подходов к логистике в аспекте внешнеэкономической деятельности организаций»

УДК 658.7

DoI: 10.28995/2073-6304-2018-4-74-89

Анализ существующих подходов к логистике в аспекте внешнеэкономической деятельности организаций

Виталий А. Умнов

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, umnov.v@rggu.ru

Анастасия А. Плюхина

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, pluhinaa@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются различные аспекты влияния логистики на деятельность предприятий с точки зрения построения логистических цепей и каналов сбыта. Это комплексный процесс, для успешного выполнения которого необходима реализация ряда логистических задач и процессов. Организация логистики имеет основополагающее значение в успешном развитии любого современного бизнеса.

Особое внимание уделяется критериям повышения эффективности внешнеэкономической деятельности за счет развития логистических стратегий. Выбранная стратегия может основываться на минимизации логистических издержек, расширении пропускной способности сети, построении новой сети распределения, а также улучшении логистического сервиса. Каждая из этих стратегий имеет собственное влияние на затраты, поэтому выбор наиболее оптимальной, при различных условиях функционирования компании, позволит повлиять как на затраты, так и на объемы продаж, вследствие чего последует увеличение прибыли компании.

Современное состояние логистики в России характеризуется рядом противоречивых моментов.

В результате проведенного анализа сформулированы пути повышения эффективности внешнеэкономической деятельности за счет развития логистических стратегий на предприятии, а также особенности государственного регулирования и поддержки российского рынка логистических услуг.

Ключевые слова: логистика, логистическая стратегия, аутсорсинг, предпринимательство, экономика, внешнеэкономическая деятельность

© Умнов В.А., Плюхина А.А., 2018

Для цитирования: Умнов В.А., Плюхина А.А. Анализ существующих подходов к логистике в аспекте внешнеэкономической деятельности организаций // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2018. № 4 (14). С. 74-89. DOI: 10.28995/2073-6304-2018-4-74-89

Analysis of existent approaches to logistics in the aspect of foreign economic activity of organizations

Vitaly A. Umnov

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, umnov.v@rggu.ru

Anastasia A. Plyukhina

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, pluhinaa@yandex.ru

Abstract. The article deals with various aspects of the impact of logistics on the activities of enterprises in terms of building logistics chains and distribution channels. This is a complex process, for the successful implementation of which it is necessary to realize a number of logistics tasks and processes. The organization of logistics is fundamental to the successful development of any modern business.

Special attention is paid to the criteria for improving the efficiency of foreign economic activity through the development of logistics strategies. The chosen strategy can be based on minimizing logistics costs, expanding the network capacity, building a new distribution network, as well as improving logistics services. Each of these strategies has its own impact on costs, so the choice of the most optimal, under different operating conditions of the company, will affect both the costs and sales volumes, resulting in an increase in the company's profits.

The current state of logistics in Russia is characterized by a number of contradictory points.

As a result of the analysis, the article formulates the ways to improve the efficiency of foreign economic activity through the development of logistics strategies at the enterprise, as well as the features of state regulation and support of the Russian market of logistics services.

Keywords: logistics, logistics strategy, outsourcing, entrepreneurship, economics, foreign economic activity

For citation: Umnov VA., Plyukhina AA. Analysis of existent approaches to logistics in the aspect of foreign economic activity of organizations. RSUH/ RGGUBulletin."Economics. Management. Law" Series. 2018;4(14):74-89. DOI: 10.28995/2073-6304-2018-4-74-89

Введение

Логистика является одним из основных факторов, позволяющих компании стабильно развиваться, конкурировать с другими предприятиями на рынке, оказывающими аналогичные услуги или предоставляющие аналогичные товары потребителю.

Уделять внимание формированию собственного логистического отдела, для поднятия эффективности производства, на российских предприятиях начали недавно. Многие представители управляющего звена до сих пор скептически относятся к формированию логистической стратегии наравне с корпоративной. Однако огромное значение логистики подтверждается мировым опытом, свидетельствующим о том, что разработка стратегических планов развития сферы обращения на логистических началах позволила повысить роль производственной инфраструктуры и занять ей ключевую позицию в логистике.

В этой хозяйственной деятельности выделяется материальный поток в качестве основного объекта управления, что значительно упрощает видение экономических процессов. То есть отметаются все ненужные факторы и остается лишь материальный поток, изучение и управление которым позволяет прогнозировать его поведение и моделировать будущие процессы. Управление материальным потоком - один из наиболее важных аспектов хозяйственной деятельности, рынок развивается, и с переходом от рынка продавца к рынку покупателя управление материальными потоками становится одним из наиболее важных факторов ведения хозяйственной деятельности. И как показывает мировая практика, конкурентное преимущество получает тот, кто лучше владеет методами управления в сфере логистики.

Современное понимание логистики

Однако существует определение логистики как науки в сфере экономики. Вот какое определение дает А.М. Гаджинский: «Логистика - направление в сфере экономики, в рамках которого решается проблема разработки и внедрения комплексной системы управления материальными и информационными потоками на производстве, транспорте, распределении для полного и своевременного удовлетворения спроса» [1 с. 27].

Существует несколько принципов логистики: - принцип комплексности означает, что формируются все виды обеспечения функционирования системы, координируются

действия всех участников хозяйственного процесса, осуществляется централизованный контроль действий и выполнения задач;

- принцип научности подразумевает усиление роли расчетного начала на всех стадиях управления, т. е. от планирования до анализа везде будут выполняться расчеты движения потоков и т. д.;

- принцип конкретности означает, что должна быть четкая и точная оценка всех ресурсов, используемых в логистическом процессе;

- принцип конструктивности подразумевает непрерывное отслеживание перемещения и изменения каждого объекта потока и оперативное изменение и внесение коррективов их движения;

- принцип надежности - обеспечение гарантии безотказной работы, резервирование средств для поддержания постоянной работы системы;

- принцип вариантности подразумевает то, что фирмы должны быстро реагировать на колебания спроса и предложения на рынке, отслеживать тенденции и подстраиваться под них. Логистический сервис должен развиваться и наращивать производственную мощность.

Современное состояние логистики в России характеризуется рядом противоречивых моментов. С одной стороны, логистика в современной экономике играет огромную роль, и становится понятно, что это одна из важнейших отраслей, необходимых для совершенствования хозяйственного процесса и повышения его эффективности. Российские предприятия относительно недавно начали это понимать, так как столкнулись с более высоким уровнем конкуренции. Однако для большой части менеджеров логистика все еще представляется чем-то неизведанным. Многие менеджеры компаний не воспринимают всерьез и не представляют себе возможности, которые логистика предлагает в плане повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности. По-прежнему не хватает качественно подготовленных кадров, а также изданий, исследований и статистики, раскрывающих содержание логистики в целом и отдельных ее функциональных областей.

Помимо этого, логистика имеет большое влияние на внешнеэкономическую деятельность предприятий, ведь расчет транспортного фактора является одним из важнейших направлений повышения эффективности деятельности. Часто предприятию тяжело ориентироваться в транспортной обстановке, которая требует профессиональных знаний.

За рубежом логистике начали придавать ключевое значение задолго до либерализации регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий в России. В связи с этим показатели эффективности логистики нашей страны отстают от общемировых. В исследовании Индекса логистической эффективности Российская Федерация занимает 85-е место из 167 по эффективности и развитости логистики [2]. Мы входим лишь в пятую группу по уровню этого показателя. Поэтому в качестве самой эффективной логистической стратегии для отечественных предприятий необходимо использовать логистический аутсорсинг.

Построение логистических цепей и каналов сбыта

Построение логистических цепей и каналов сбыта - это комплексный процесс, для успешного выполнения которого необходима реализация ряда логистических задач и процессов, таких как: логистика снабжения, распределения, складирования, транспортная и производственная логистика, а также управления запасами.

Главная задача снабжения - это поддержание запасов сырья или товаров незавершенного производства на необходимом уровне. При этом необходимо поддерживать четкий баланс запасов. В противном случае запасов может быть недостаточно, и на фоне этого производство остановится. Также вероятна такая ситуация, при которой может быть излишек запасов, за счет чего затраты на их хранение будут слишком велики. В обоих случаях компания теряет прибыль.

Еще одной задачей снабжения является поиск и поддержание взаимоотношений с поставщиками. Выбор надежного поставщика из их огромного количества является сложной и трудоемкой задачей. Останавливая свой выбор на сырье с низкой стоимостью, компания рискует получить плохое качество выпускаемой продукции, что в дальнейшем негативно скажется на продажах и выручке. В противном случае, при котором компания выбирает наиболее дорогое сырье, может произойти увеличение затрат на закупку, что повлияет на себестоимость производимой продукции. Поэтому выбор поставщика требует серьезнейшего подхода и необходимости оценки всех возможных поставщиков по различным критериям, чтобы добиться тем самым оптимальных условий и цены.

Логистика распределения позволяет менеджменту компании поддерживать различные стратегии рынков, начиная с захвата рынка, заканчивая усилением влияния. Основываясь на стратегиях, предложенных маркетингом, логистика выбирает собственную

стратегию. Она может основываться на минимизации логистических издержек, расширении пропускной способности сети, построении новой сети распределения, а также улучшении логистического сервиса. Каждая из этих стратегий имеет собственное влияние на затраты, поэтому выбор наиболее оптимальной, при различных условиях функционирования компании, позволит повлиять как на затраты, так и на объемы продаж, вследствие чего последует увеличение прибыли компании [3].

Управление базовыми процессами является основой успешной деятельности компании на современном рынке. Они представляют потребительскую ценность. Иными словами, важнейшим направлением компании становится управление процессом максимального удовлетворения потребностей клиентов за счет индивидуального подхода к каждому из них и быстрого реагирования на изменение спроса. На долю рынка компании непосредственное влияние оказывает уровень обслуживания клиентов, на ее общие логистические издержки и, в конечном счете, на рентабельность, определяя не только лояльность уже имеющихся потребителей, но и то, какое количество ее потенциальных потребителей станут фактическими [4 с. 15-23].

Логистика складирования (ЛС) управляет всеми процессами, проходящими на складе. Выбор оптимальной стратегии складирования - это возможность компании уменьшить затраты либо вовсе избежать их. Правильно подобранная система складирования позволит уменьшить затраты на простой автотранспорта и поездов при погрузке и выгрузке. Такая система обеспечивает сокращение затрат на персонал, а также позволяет ускорить цикл комплектации заказов и тем самым увеличить пропускную способность склада. Помимо всего прочего, благодаря ей увеличивается коэффициент полезного использования площади, что позволяет увеличить вместимость склада и сократить затраты на хранение паллет [5 с. 45-47].

В данном направлении очень важным аспектом выступает место расположения складов и их количество в логистической сети. Наличие конкурентов, близость к рынкам сбыта и снабжения - главные факторы, которые должны учитываться при принятии решений, связанных с выбором складов.

Транспортная логистика присутствует почти во всех функциональных областях логистики. Таким образом, для сокращения времени и затрат на транспортировку во всей цепи логистики служит выбор оптимального вида транспорта или перевозчика. Приобретение собственных транспортных средств в некоторых случаях намного выгоднее, чем использование услуг транспортных компаний.

Это может быть обусловлено возможностью от начала и до конца планировать и контролировать организацию транспортного процесса и использование транспортных средств, сократить затраты за счет уменьшения трансакций и бесприбыльной работой собственного транспорта, а также независимостью от услуг транспортных монополий.

Управление запасами является одной из важнейших функций в управлении основной деятельностью, поскольку запасы требуют большого количества капитала, и его объем отражается на поставках товара покупателям. Управление запасами воздействует на все сферы бизнеса, в особенности на производство, маркетинг и финансы.

Поддержка запасов на высоком уровне и определение групп товаров высокого спроса осуществляется с помощью классификации запасов по АВС или ХУ2.

При этом группы товаров А и Х располагаются в системе складирования таким образом, чтобы при комплектации доступ к ним был наиболее быстрым, это позволяет компании выполнять срочные заказы [6 с. 69-71].

Логистика производства берет под контроль все процессы на производстве, начиная от запасов сырья и заканчивая складированием готовой продукции. Данные процессы возможно измерить и изменить в лучшую сторону. Основной задачей логистики производства является поиск и устранение «узких» мест для сокращения времени производственного цикла. Также важной областью логистики производства является расчет количества запасов сырья. Пополнение сырьевой продукции повышает операционные затраты и увеличивает иммобилизацию средств, в то время как нехватка сырья сказывается на непрерывности выпуска продукции.

Компания может уменьшить свои транспортные риски и сократить затраты путем выбора оптимального транспортного средства. Это также поспособствует увеличению скорости доставки товаров клиентам, позволив улучшить их отношение к себе [7]. Эффективность транспортных решений во многом зависит от выбранных видов транспортировки.

Организация логистики имеет основополагающее значение в успешном развитии любого современного бизнеса. Рост логистического сегмента рынка находится в прямой зависимости от увеличения производства конечных товаров. Значительно повышается роль прогнозирования потребительского спроса и развития рынка продаж в целом. Определяя тенденции развития российского рынка логистики, нужно учитывать тот факт, что наша страна теперь является членом ВТО и на этом фоне российский бизнес

будет развиваться в условиях открытости границ и единых стандартов грузоперевозок.

Важно отметить ключевую роль логистики в производственных отраслях, где от своевременной и правильной доставки комплектующих зависит итог всей производственной цепочки. В сфере, такой как торговля, сложно переоценить роль логистики, если речь идет о скоропортящейся продукции, логистика в этом случае является определяющей.

С помощью правильно подобранного поставщика логистических услуг можно успешно вести бизнес. Универсальной методики здесь нет, однако можно отметить ряд важных моментов, которые следует учесть потенциальному заказчику в поиске бизнес-партнера, специализирующегося на продаже логистического продукта. Оценка масштаба своего проекта и его специфика очень важна. Небольшие по масштабу бизнес-проекты требуют меньшего использования логистических услуг, на уровне стандартного логистического сервиса. В то время как более масштабные проекты, с обширной номенклатурой товаров, спецификой транспортировки, упаковки и хранения, предполагают более широкий спектр логистических процедур, на уровне полноценного 3РЬ-пакета. В таком случае ключевую роль играет серьезная экспертиза со стороны поставщика, как определенный этап в совместной работе с клиентом. На подобную предварительную проработку может потребоваться от трех до девяти месяцев [8].

Выбор соотношения цены и качества предлагаемых услуг -сложная дилемма при выборе провайдера логистических услуг. Низкий уровень складской инфраструктуры и транспортного сервиса обусловливают невысокую цену. В свою очередь, компании, которые за свои услуги предлагают более высокую цену, обладают высоким уровнем складского и транспортного сервиса, которые обеспечивают желаемое качество услуг данного провайдера. Крупные компании всегда подходят к вопросу выбора логистического провайдера с позиции гарантированного качества.

Для успешного функционирования мировой экономики как единого организма необходимо слаженное и четко отрегулированное взаимодействие различных стран. Совокупность действий каждой отдельно взятой страны по сотрудничеству с другими странами в экономической сфере формирует внешнеэкономическую деятельность.

Невозможно рассматривать функционирование внешнеэкономической деятельности без участия логистики. Логистика является одной из многих составляющих мировой экономики, и от ее успешного функционирования зависит качество и скорость коммуникаций стран в рамках глобальной экономики.

Без сомнения, в условиях современных экономических реалий логистика становится ключевым фактором развития мирового хозяйства, поэтому невозможно переоценить значение логистической деятельности как одного из факторов глобального экономического роста.

Российская экономика находится в стадии глубоких изменений в сфере внешнеэкономической деятельности и как неотъемлемая часть глобальной экономики также нуждается в оптимизации ее процессов. С момента распада Советского Союза российская экономика встала на путь либерализации экономической политики, нацелилась на глобальное сотрудничество и взаимодействие, стала открытой к интеграционным процессам.

Благодаря присоединению к глобальным экономическо-торго-вым союзам, таким как Всемирная торговая организация, а также созданию региональных экономических альянсов, таких как Евразийский Союз, появлению Единого экономического пространства с Белоруссией и Казахстаном, а также формированию крупных транспортных корпораций, таких как ОТЛК, Россия имеет все шансы успешно интегрироваться в глобальное экономическое пространство.

По ряду причин российская логистическая деятельность в контексте внешнеэкономической деятельности на сегодняшний день испытывает множество проблем и имеет ряд недостатков. Из-за молодого возраста современной российской государственности нормативно-правовая база, касающаяся логистической сферы, имеет множество изъянов и недоработок. От совершенствования нормативно-правовой базы во многом зависит конечный успех развития логистической деятельности.

Также традиционно препятствием к развитию логистической деятельности российских предприятий становится высокая коррумпированность и криминогенность современных российских бизнес-реалий. Более того, много нареканий вызывает качество и уровень развития российской транспортной инфраструктуры, недостаток государственного финансирования и частных инвестиций, низкое качество менеджмента российских логистических компаний.

Однако в несовершенстве современной российской логистической сферы кроется огромный потенциал для роста и развития. Емкость рынка логистических услуг России имеет широкий диапазон для увеличения и при определенных условиях должен продолжить свое поступательное развитие.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что при преодолении сложностей данного этапа экономического развития, учете

опыта развитых зарубежных экономик, а также грамотного управления и развития логистической сферы, Россия имеет все шансы полностью интегрироваться в мировое хозяйство, в перспективе стать одним из ключевых глобальных игроков в сфере международных экономических отношений, занять ключевую роль в логистической сфере, что положительным образом скажется на развитии российской экономики и росте благосостояния нашей страны.

Пути повышения

эффективности внешнеэкономической деятельности за счет развития логистических стратегий на предприятии

Логистическая стратегия организации состоит из всех стратегических решений, приемов, планов и культуры, связанных с управлением цепью поставок [9 с. 17]. В отличие от корпоративной и бизнес-стратегии логистическая стратегия не описывает общие цели, а занимается фактическим перемещением материальных ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Поэтому вклад логистической стратегии в общую стратегию фирмы может быть довольно большим.

По сути, каждое предприятие должно формировать свою логистическую стратегию, однако анализ, проведенный в Высшей школе экономики, показал, что среди опрошенных компаний лишь 3% сознательно формируют и используют логистическую стратегию на своем предприятии [10]. Причиной тому является непонимание менеджерами компаний важности логистической стратегии как инструмента менеджмента, позволяющего оптимизировать финансовые и материальные затраты. Кроме того, присутствует существенная нехватка квалифицированных кадров по логистике.

Также крайне важно выбрать направление логистической стратегии. При выборе стратегии, по мнению В.И. Сергеева и В.В. Дыбской, компании должны руководствоваться несколькими факторами:

Выбираемая логистическая стратегия должна, с одной стороны, соответствовать корпоративной стратегии, с другой - основываться на определенной концепции логистики. Если компания применяет корпоративную стратегию концентрированного роста за счет расширения географии рынков сбыта, то в качестве логистической стратегии может быть выбрана, например, стратегия минимизации инвестиций в логистическую инфраструктуру с децентрализацией распределения товарных потоков и логистического менеджмента.

Основные направления реализации такой стратегии будут заключаться в использовании логистических посредников в дистрибуции, создании сети региональных распределительных центров, децентрализованного управления логистикой в выделенных регионах сбыта и формировании распределенной информационной системы, поддерживающей логистику.

Если фирма использует, например, маркетинговую стратегию минимизации цены товара на конкретном сегменте рынка, то естественным выбором компании является применение стратегии минимизации общих логистических издержек. И та, и другая приведенные в качестве примера стратегии могут основываться на концепции интегрированной логистики [11 с. 90].

При разработке и выборе логистической стратегии необходимо принимать тщательно взвешенные решения, нельзя руководствоваться чувствами или чем бы то ни было. При ее составлении исходной точкой становится всесторонний анализ стратегии более высокого уровня, который позволит понять, каким образом применить логистику так, чтобы она дала максимально полезный результат. После этого можно будет обобщить полученные данные для формулировки целей, которым необходимо следовать при реализации стратегии.

Однако если начать разработку логистической стратегии с определения целей легко, то непонятно, куда двигаться затем. Единого лучшего способа нет, так как в любой ситуации факторы и условия разнятся. Поэтому приходится отыскивать баланс между лучшими сильными сторонами организации и внешними ограничениями, использовать сильные стороны фирмы для удовлетворения запросов потребителей.

Логистическая стратегия фирмы направлена на оптимизацию ресурсов компании при управлении основными потоками. Логистическая стратегия может быть построена на основе максимизации или минимизации одного или нескольких ключевых показателей. Основные логистические стратегии предприятия, направленные на повышения эффективности своей деятельности, могут заключаться в минимизации общих логистических издержек, улучшении качества логистического сервиса, минимизации инвестиций в логистическую инфраструктуру и логистическом аутсорсинге.

Минимизация издержек предполагает сокращение операционных логистических издержек в логистических функциях. Кроме того, в этой стратегии отводится отдельное внимание складированию и транспортировке, где разрабатываются наиболее оптимальные варианты ведения хозяйственной деятельности.

Стратегия улучшения качества логистического сервиса подразумевает улучшение качества выполнения логистических операций и функций, поддержку сервиса обслуживания, использование сервиса с добавленной стоимостью и создание системы управления качеством логистического сервиса.

Минимизация инвестиций в логистическую инфраструктуру подразумевает оптимизацию логистических процессов, такие нюансы, как доставка товара сразу потребителю, минуя склады и т. п., использование логистических посредников и оптимизацию дислокации объектов логистической инфраструктуры.

И наконец, стратегия логистического аутсорсинга. Она включает в себя несколько факторов: прежде всего принятие решения о том, самостоятельно ли заниматься развитием всего, что связано с логистикой на предприятии, или же покупать услуги логистических операторов, кроме того, не стоит забывать развивать ключевые направления, в то время как побочные функции передаются посредникам. Оптимизация дислокации производственных мощностей и объектов логистической инфраструктуры играет немаловажную роль, как и применение инноваций поставщиков, т. е. заимствование опыта у более опытных компаний.

Очень важно выбрать правильного оператора, как говорилось ранее.

На внутреннем российском рынке логистических услуг существует много зарубежных компаний, при использовании их услуг можно не только повысить качество и снизить издержки, но и использовать зарубежный опыт для развития собственного предприятия. Однако это не означает, что стоит полностью передавать функции по транспортировке, также необходимо самостоятельно развивать ключевые направления.

Немаловажен имидж и компетенция посредников. Большинство компаний, по результатам опроса, не хотят вкладываться в развитие логистической стратегии потому, что либо некомпетентны в этом вопросе, либо не хотят лишаться собственной базы знаний и считают, что передача своих функций оператору будет стоить дороже. Необходимо проводить больше исследований и распространять информацию об эффективности логистического аутсорсинга. Посредники также могут повысить свою популярность на рынке и получить доверие фирм, добиться более высокой удовлетворенности клиентов путем полного исполнения договора и реализации проекта в соответствии с корпоративными целями клиента.

Подводя итог, можно сказать, что стратегические решения компаний влияют на их деятельность долгосрочно и существует несколько уровней стратегических решений. Важность логистиче-

ской стратегии становится ясной, если проанализировать ее роль и функции в общей стратегии компании. Это функциональная стратегия, показывающая, как логистика внесет свой вклад в общий успех организации.

Многие аспекты логистики могут иметь стратегическую значимость, а направленность стратегии может показать наиболее сильные стороны организации. Эту направленность можно использовать для описания общих принципов построения логистической стратегии.

Кроме того, логистическую стратегию стоит разрабатывать постоянно, помня о полученных в результате полного анализа целях и о сильных сторонах компании. Кроме того, единого пути развития не существует, поэтому можно предложить лишь рекомендации.

Заключение

Основные логистические стратегии предприятия, направленные на повышение эффективности своей деятельности, могут заключаться в минимизации общих логистических издержек, улучшении качества логистического сервиса, минимизации инвестиций в логистическую инфраструктуру и логистическом аутсорсинге.

Развитие коммуникационных средств и серверных систем привело к возможности регулярного обмена между участниками транспортного процесса всеми основными видами документов в электронной форме, что поспособствовало появлению и развитию интеграции предприятий. Тенденцией современной международной логистики является возрастание роли логистических посредников, принимающих на себя ответственность за выполнение большинства операций, связанных с организацией и управлением международной логистической цепью поставок компании. Использование услуг логистических посредников и есть логистический аутсорсинг.

Суть логистического аутсорсинга - снижение затрат компании при реализации цепочки поставок товара за счет привлечения в бизнес-процессы квалифицированного логистического оператора, т. е., приобретение логистических услуг у третьей стороны. Это может помочь российским компаниям снизить затраты и перенять опыт перевозок и хранения товара.

Рынок комплексных логистических услуг (3РЬ) в 2018 г. развивался, что закономерно и неизбежно. Однако уровень логистического аутсорсинга в России находится на достаточно низком уровне, а потребность в нем у заказчиков с течением времени растет.

По данным исследовательского агентства М.А. Research, в 2017 г. рынок 3PL услуг вырос на 11,8% по сравнению с 2016 г., по итогам 2018 г. темпы роста в этом сегменте ожидаются на уровне 5% [12]. Это говорит о том, что, во-первых, рынок логистических услуг в России по-прежнему слабо развит, во-вторых, его развитие идет очень медленно, при этом заимствование опыта тоже затрудняется засчет малой доли аусорсинга.

Также важным выводом является то, что для популяризации аутсорсинга и контрактной логистики в России необходимо проводить исследования и предоставлять широкий доступ к их результатам. Предприятия должны научиться выбирать и работать с подходящими им логистическими операторами. В свою очередь сами посредники логистических услуг должны следить за полнотой контракта, его согласованием со стратегией производителя. Также текущие затраты заказчика на управление контрактными отношениями с провайдерами логистических услуг являются ключевым фактором успеха для организации аутсорсинга логистических услуг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Гаджинский А.М. Логистика: Учеб. 20-е изд. М.: Дашков и Ко, 2012. С. 27.

2. Aggregated LPI [Электронный ресурс] // The World Bank Group. URL: https:// lpi.worldbank.org/international/aggregated-raaking (дата обращения 10 декабря 2018).

3. Логистика распределения [Электронный ресурс] // Центр управления финансами. URL: http://www.center-yf.ru/data/Menedzheru/Logistika-raspredeleniya. php (дата обращения 10 декабря 2018).

4. Шишков Ю.А. Россия в системе международных производственных связей // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 11. С. 15-23.

5. Новиков О.А., Уваров С.А. Логистика: Учеб. пособие. СПб.: Бизнес-Пресса, 2000. С. 45-47.

6. Николайчук В.Е. Логистика. СПб.: Питер, 2011. С. 69-71.

7. Как снизить затраты транспортной логистики [Электронный ресурс] // ITOB. Автоматизация транспортной логистики. URL: https://itob.ru/blog/kak-snizit-zatraty-transportnoy-logistiki/ (дата обращения 10 декабря 2018).

8. Выбор поставщика логистических услуг [Электронный ресурс] // Гильдия Гермес. URL: http://www.rus-ved.ru/node/426/ (дата обращения 10 дек. 2018).

9. Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок: Пер. с англ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

10. Дыбская В.В., Сергеев В.И. Корпоративные логистические стратегии и технологии: выбор и способы реализации [Электронный ресурс]. URL: http:// ecsocman.hse.ru/data/537/426/1217/korporat.log.strat..pdf (дата обращения 4 декабря 2018).

11. Сергеев В.И. Корпоративная логистика: 300 ответов на вопросы профессиона-

лов / Общ. и науч. ред. В.И. Сергеева. М.: ИНФРА-М, 2008.

12. Рынок транспортной логистики в 2018 г.: Тенденции и прогнозы на 2019— 2020 гг. (экспертиза TELS) [Электронный ресурс] // Международная Группа компаний TELS. URL: https://www.telsgroup.ru/media_center/tels_in_the_ press/4685.html (дата обращения 2 декабря 2018).

References

1. Gadzhinskii AM. Logistics: Textbook. 20th ed. Moscow: Dashkov and Co Publ.; 2012. (In Russ.)

2. Aggregated LPI [Internet] // The World Bank Group. URL: https://lpi.world-bank.org/international/aggregated-ranking (data obrashcheniya 15 Dec. 2018).

3. Distribution logistics [Internet] // Financial Management Center. URL: http:// www.center-yf.ru/data/Menedzheru/Logistika-raspredeleniya.php (access date: 15.01.2019). (In Russ.)

4. Shishkov YuA. Russia in the system of international industrial relations. World Economy and International Relations. 2008;11:15-23. (In Russ.)

5. Novikov OA., Uvarov SA. Logistics: Study Guide. Saint Petersburg: Business Press Publ.; 2000. P. 45-47. (In Russ.)

6. Nikolaychuk VE. Logistics. Saint Petersburg: Peter Publ.; 2011. P. 69-71. (In Russ.)

7. How to reduce the cost of transport logistics [Internet]. ITOB. Automation of transport logistics. URL: https://itob.ru/blog/kak-snizit-zatraty-transportnoy-logistiki/ (data obrashcheniya 10 Dec. 2018). (In Russ.)

8. Selection of a provider of logistics services [Internet]. Guild Hermes. URL: http:// www.rus-ved.ru/node/426/ (data obrashcheniya 10 Dec. 2018). (In Russ.)

9. Waters D. Logistics. Supply Chain Management: Trans. from English. Moscow: Yuniti- dana Publ.; 2003. (In Russ.)

10. Dybskaya VV., Sergeev VI. Corporate Logistics Strategies and Technologies: Choice and Methods of Implementation [Internet] URL: http://ecsocman.hse. ru/data/537/426/1217/korporat.log.strat..pdf (data obrashcheniya 4 Dec. 2018). (In Russ.)

11. Sergeev VI. Corporate Logistics: 300 Answers to Professional Questions / Total and scientific ed. V.I. Sergeev. Moscow: INFRA-M Publ.; 2008. (In Russ.)

12. Market of transport logistics in 2018, trends and forecasts for 2019-20. (TELS expertise) [Internet]. TELS International Group of Companies. URL: https://www. telsgroup.ru/media_center/tels_in_the_press/4685.html (data obrashcheniya 2 Dec. 2018). (In Russ.)

Информация об авторах

Виталий А. Умнов, доктор экономических наук, профессор, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; umnov.v@rggu.ru

Анастасия А. Плюхина, преподаватель, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; pluhinaa@yandex.ru

Information about the authors

Vitaly A. Umnov, Dr. of Sci. (Economics), professor, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Sq., Moscow, Russia, 125993; umnov.v@rggu.ru

Anastasia A. Plyukhina, lecturer, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Sq., Moscow, Russia, 125993; pluhinaa@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.