Научная статья на тему 'Логистическая концепция как метод управления потоковыми процессами на предприятии'

Логистическая концепция как метод управления потоковыми процессами на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
978
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПРОИЗВОДСТВЕННО-СБЫТОВАЯ СИСТЕМА (ПСС) / ИНЕРЦИОННОСТЬ / СИНХРОНИЗАЦИЯ / МИКРОУРОВЕНЬ / МАКРОУРОВЕНЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронцова Елена Викторовна

Статья посвящена вопросам использования информационных технологий для решения экономических задач, о необходимости нового научного направления логистизации предприятия для упорядочения во времени всего производственно-сбытового цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Логистическая концепция как метод управления потоковыми процессами на предприятии»

Е.В. Воронцова

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ КАК МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ ПОТОКОВЫМИ

ПРОЦЕССАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Ключевые слова: логистическая система, производственно-сбытовая система (ПСС), инерционность, синхронизация, микроуровень, макроуровень.

Аннотация

Статья посвящена вопросам использования информационных технологий для решения экономических задач, о необходимости нового научного направления -логистизации предприятия для упорядочения во времени всего производственносбытового цикла.

Логистическая концепция - научное направление - основа экономической теории управления экономическими системами.

Логистика определяет теорию и практику процессов перемещения ресурсов и готовой продукции от их источников к конечному потребителю.

Логистическая концепция практикуется как методология комплексного управления потоками различной природы - материальными и нематериальными (финансовыми, трудовыми и т.п.).

Целью логистизации предприятия является упорядочение во времени всего производственно-сбытового цикла для обеспечения потребителей продукцией нужного ассортимента, качества и количества в нужном месте в нужное время.

Современное промышленное предприятие рассматривается как производственносбытовая система (ПСС), представленная как единая организационно-хозяйственная структура, представляющая собой совокупность (рисунок 1):

1) производственного процесса;

2) процессов поставок ресурсов;

3) потребление готовой продукции;

4) транспортирование.

Вход

Процесс Производственный Процесс

поставок -Г* процесс потребления

ресурсов 1 1 1 1 ГП

I___________________1_

Рисунок 1 - Укрупненная струк1

Выход

Транспортирование іуул і щ как притвиДственно-хозяйственной системы

ПСС обладают следующими свойствами:

1. Является единой структурой, состоящей из элементов со связями. Каждый элемент в свою очередь является сложной системой:

- рынки поставщиков ресурсов;

- производственные цеха;

- склады сырья и ГП;

- службы административного управления;

- службы информационного обеспечения;

- рынки сбыта продукции;

- транспорт;

и т.п.

2. Обладает адаптивной устойчивостью поведения по отношению к внешним воздействиям и внутренним изменениям.

3. Обладает динамичностью и чувствительностью к колебаниям окружающей

среды:

- изменение потребительского спроса;

- изменение политической и экономической ситуации;

- изменение структуры рынка поставщиков и конкурентов.

4. Характеризуется определенным временным запаздыванием вследствие экономической инерционности любой организационно-хозяйственной системы.

5. Обладает неопределенностью поведения, вызванной воздействием человека, как активного элемента.

6. Обладает возрастающим уровнем информатизации.

Таким образом, ПСС относят к классу сложных организационных динамических систем, поведение которых трудно формализовать и спрогнозировать.

Логистическую систему промышленного предприятия можно описать как упорядоченную во времени и интегрированную в пространстве совокупность потоковых процессов, ограниченную контролем его ПСС.

При системном подходе к рассмотрению ПСС можно выделить следующие элементы (рисунок 2):

1) входы;

2) выходы;

3) структурные звенья;

4) функциональные звенья.

Рисунок 2 - Элементы ПСС при системном подходе

При этом структурные и функциональные звенья являются механизмом преобразования входов в выходы. Процесс такого преобразования можно описать уравнением состояния системы:

у(1) = «), ад,

где У(1;) - выходные характеристики;

х(1;) - входные воздействия;

Ь(1;) - состояния системы (состояние структурных и функциональных звеньев).

Каждый элемент ПСС можно представить в виде накопителя (резервуара), характеристикой которого является его уровень (объем), находящегося в нем содержимого (например, денежные средства, материалы, трудовые ресурсы, готовая продукция и т.д.).

Уровни ПСС связаны между собой потоками, при этом каждый уровень может иметь несколько входящих и несколько выходящих потоков.

Темпы потоков определяют существующие мгновенные потоки между уровнями и характеризуют скорость передачи содержимого потоков от одного к другому.

Такой подход к интерпретации уровней системы позволяет рассматривать их (уровни) в качестве показателя динамики как материальных, так и информационных потоков.

С точки зрения кибернетики, уровни ПСС определяются как тезаурус - некий запас сведений, которым располагает система.

Таким образом, темпы потоков отражают активность системы, а значение уровней описывают состояние, которое является результатом активности системы.

Изменение во времени уровней содержимого накопителей под воздействием входящих и выходящих потоков описывается конечностно-разностными уровнями.

Пусть - значение уровня содержимого ]-го накопителя системы в момент времени 1.

Тогда значение уровня в следующий момент времени Ц+1

Ж/ - входящий поток

ОиТ/ - исходящий поток

Значение уровня Ц+1 накопителя, содержимое которого накоплено благодаря различию входящего и выходящего потоков:

ц+1=ц+цпг'-оит/),

где Т - период времени, в течение которого происходит накопление.

Схематично изменение уровней потоков изображено на рисунке 3.

1 ► } ДО ► ОШ?

т

1+1 1 1^+1 ► Рисунок 3 - И г } их) зменение уро ОиТ+1 вня потоков

Разработка логистической системы управления ПСС лежит в основе обеспечения конкурентного преимущества предприятия.

Ограничения ПСС представляют собой системного покупателя, которым является заказчик продукции или услуги (потребитель).

В ПСС промышленных предприятий (ПП) системным покупателем может быть подсистема производства, которая на базе своих технологических и производственных возможностей создает исходное требование к поставляемым ресурсам.

В свою очередь для подсистемы производства системным покупателем является подсистема сбыта, выдающая поток заказов на производство.

Системный покупатель воздействует на выход и управление системой. Устойчивое положение предприятия на рынке зависит от соответствия собственных возможностей и желаний потребительским запросам.

Механизм саморегулирования в сложных логистических системах обеспечивается при помощи принципа обратной связи.

Обратная связь может быть положительной и отрицательной.

Положительная обратная связь (системный покупатель увеличивает спрос) усиливает входное воздействие, ухудшает устойчивость системы, усиливает факторы рассогласования в управляющей подсистеме.

Отрицательная обратная связь (системный покупатель уменьшает спрос) способствует восстановлению равновесия в системе при его нарушении возмущающими воздействиями.

Системы с отрицательной обратной связью называют системами управления по отклонениям: управляющая система должна ликвидировать отклонения от заданного режима функционирования объекта независимо от вызвавших их причин.

Стабильная система, не допускающая при развитии разрушительных процессов, должна содержать отрицательные обратные связи - наличие денежных средств в обороте, стабилизация покупательского спроса и т.д.

Следует учитывать, что не каждая отрицательная обратная связь стабилизирует систему. Если эта связь действует со значительным запаздыванием, то при определенных условиях (в случае высокого быстродействия прямой связи или при медленной обратной связи) отрицательная обратная связь может раскачать систему, сделать её колебательной.

Таким образом, принцип обратной связи - это прежде всего принцип управления, необходимым условием которого является информационное взаимодействие управляющего и управляемого объектов.

Природа обратной связи, ее направленность и степень совершенства оказывают решающее влияние на стабильность системы.

Если модель предприятия не замкнута обратной связью на результаты управления, то при любых хозяйственных механизмах результаты управления непредсказуемы.

Адаптивность логистической системы подразумевает способность приспособления к факторам внешней среды, возможность изменять свою структуру и поведение. Такой подход к определению логистической системы ограничивал функции управления локальной оптимизацией хозяйственных процессов на уровне предприятия, обусловленной постановкой и стратегиями достижения индивидуальных целей, не связанных и не согласованных с другими предприятиями, участвующими в процессах производства продукции.

Инерционность и проблемы синхронизации потоковых процессов

Внедрение логистической системы на микроуровне, где объектом управления является ПСС, оказалось весьма эффективным и в конечном итоге привело к повышению производительности. Но на макроуровне, где действуют международные корпорации и виртуальные предприятия, оказалось, что внутренней интеграции и оптимального управления на местах недостаточно для эффективного ведения бизнеса.

В современных условиях ключевое значение приобретает быстрота реакции -поставщик должен удовлетворять потребителя в более короткие сроки, что подразумевает высокую скорость материальных и информационных потоков и их соответствие друг другу. Быстрота реакции в динамично меняющейся среде приобретает в смысле традиционного_планирования бизнеса большее значение, чем долгосрочная стратегия. Для защиты от постоянных колебаний потребительского спроса и для соответствия новым условиям большинство предприятий выбрало политику увеличения страховых запасов продукции, которые хранятся на случай расхождения фактического спроса с прогнозировавшимся. Это привело к образованию непродуктивных запасов, являющихся постоянным источником утечки оборотного капитала.

Таким образом, существуют постоянные неустойчивые взаимодействия между двумя потоками: заказов покупателей и ресурсов на производстве. В ходе решения проблемы таких неустойчивых взаимодействий был обоснован интегральный подход к управлению логистической системой предприятия, базирующийся на концепции SCM -Supply Chain Management - управление логистическими цепями (в русском переводе часто употребляется дефиниция «управление цепочками поставок»), в качестве основных принципов которой выделены следующие:

- обслуживание потребителей как стратегический элемент системы обеспечения конкурентного преимущества предприятия;

- необходимость достижения высокого уровня интеграции между логистическими партнерами в цепи поставок, создание новых организационных (структурных) отношений;

- синхронизация потоковых процессов на основе единого информационного пространства;

- использование современных технологических возможностей для управления цепями поставок.

Большинство трактовок концепции БСМ сводится к определению ее как системного подхода к интегрированному планированию и управлению потоками различного происхождения от поставщиков сырья через предприятия и склады до конечного потребителя. Таким образом, упрощенно термин «цепочка поставок» обозначает сеть или систему поставок, объединяющую проектировщиков, заводы-изготовители, поставщиков, вспомогательные предприятия (снабжения, транспортировки, сервиса), которые участвуют в разработке, снабжении, производстве, храпении, продаже и обслуживании продукции, и основные потоки в такой сети.

Такое определение БСМ, по сути, повторяет трактовку логистической концепции, но главный акцент теперь делается на синхронизацию потоковых процессов всех участников производственно-сбытового цикла. Разработка логистической системы предприятия теперь в обязательном порядке, согласно концепции БСМ, включает принципы стратегического взаимодействия с поставщиками, смежниками, клиентами и другими участниками процессов производства и обслуживания продукции. Это означает расширение понятия ЛС, переход к глобальной логистике, включающей задачи обеспечения оптимальной временной и пространственной организации потоковых процессов всех предприятий - участников логисти-ческой цепи на основе единого информационного пространства (таблица 1).

Таблица 1 - Функции глобального и локального управления логистикой

Функциональный критерий управления Локальная логистическая система Глобальная логистическая система

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Потребительский спрос Управление маркетингом, прогноз и сбор информации о рынке, анализ выгодности потребителей Управление обслуживанием потребителей. Повышение надежности планов и поставок

Сбыт готовой продукции Управление локальным сбытом и местными поставками Непрерывный мониторинг всех логистических цепей

Формирование запасов Управление собственными запасами на основе прогнозирования спроса Совместное планирование спроса и запасов. Снижение страховых запасов и уход от запасозависимости

Управление ресурсами Управление собственными ресурсами (финансовыми, кадровыми и т. д.) Решения о выборе источников снабжения ресурсами

Внешняя среда Локальная адаптация. Приспособление и гибкость собственной организационноэкономической структуры к внешней среде Разработка организационнофункциональных схем взаимодействия предприятий

Управление издержками Минимизация собственных издержек. Локальная оптимизация Контроль издержек по всей логистической цепи. Анализ и выбор альтернативных вариантов построения цепи поставок в глобальной логистической системе

Локальные логистические системы были в значительной степени зависимыми от точности прогнозирования спроса, в то время как глобальная логистика уделяет основное внимание быстроте реакции и сокращению времени выполнения заказа. С переходом к глобальной логистике связано появление концепции Just-in-Time (JIT) - принципа организации работ «точно вовремя». В его основе лежит идея, что ни один потоковый процесс в системе не должен осуществляться, пока в нем не возникнет реальная необходимость. Одним из ярких примеров принципа Just-in-Time служит система «Канбан», часто называемая методом вытягивания - спрос в конце логистической цепи «вытягивает» продукт на рынок, а потоки сырья и деталей, необходимых для создания этого продукта, также приводятся в движение, вытягиваются этим же спросом. Такой подход отличается от метода проталкивания, характерного для локальной логистики ПСС в прошлом, когда продукция изготавливалась в расчете на будущий прогнозируемый спрос и создавала страховые (буферные) запасы во всех звеньях логистической цепи (ЛЦ).

Один из основных принципов управления цепочками поставок - контроль объемов запасов в каждом звене. До 1980-х годов большинство крупных производителей, уделяя должное внимание локальной оптимизации своей деятельности, не придавали значения стратегии снижения затрат за счет сокращения запасов - главным было научиться логистическому планированию и управлению запасами. С помощью принципа Just-inTime компания Toyota координировала работу цепочки поставок таким образом, чтобы уменьшить амплитуду колебаний при непредвиденном изменении спроса. Это не только обусловило резкое сокращение запасов, но в результате привело к повышению качества продукции. Таким образом, запасы не только ведут к скрытым расходам хранения, но и маскируют проблемы с качеством. В зарубежной литературе часто используют термин «бережливое производство» применительно к управлению цепочками поставок на основе принципа Just-in-Time.

Удлинение протяженности логистической цепи при переходе на уровень глобальной логистики, наличие страховых запасов практически в каждом звене все в большей степени осложняют получение данных о реальном спросе конечного потребителя. В начале XXI века с ростом информационных технологий, разработкой методов штрихового кодирования, лазерных сканеров и устройств электронного обмена данными (Electronic Data Interchange - EDI) возникло одно из направлений метода Just inTime - логистика быстрого реагирования, стратегическим элементом которой является фактор времени, а целью - быстрота оценки возникшего спроса.

Концепция логистики быстрого реагирования создает общую основу для объединения различных потоков в глобальную информационную логистическую систему, обеспечивающую высокую скорость реакции. Ускорение процессов в такой системе сокращает сроки выполнения заказа потребителя, что ведет к сокращению запасов продукции, а это, в свою очередь, вызывает дальнейшие поиски средств и методов сокращения сроков выполнения заказа. Таким образом, система быстрого реагирования образует замкнутый контур взаимосвязи двух ключевых понятий логистики «время -запасы». Эта система изображена на рисунке 4.

Рисунок 4 - Концепция логистики быстрого реагирования Логистика быстрого реагирования представляет собой ответ на призыв к замене запасов информацией. Это ведет к пересмотру роли информационного потока в логистической системе, который ранее, в локальной логистике, рассматривался как отражающий состояние материальных и иных потоков. Теперь он играет основополагающую роль, и все преимущества глобальных логистических систем определяются качеством организации и управления информационными потоками, идущими от точки возникновения потребности в продукте через все звенья логистической цепи к системам управления запасами производителей и поставщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.