Научная статья на тему 'ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА. УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМ ПОТОКОМ В ЛОГИСТИКЕ'

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА. УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМ ПОТОКОМ В ЛОГИСТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
65
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТОК / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Никитин В.П.

Статья посвящена описанию и особенностям применения информационных потоков в логистической информационной системе. Описаны методы построения логистической информационной системы.The article describes the features and use of the information flows in the logistics information system. The methods of construction of the logistics information system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА. УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМ ПОТОКОМ В ЛОГИСТИКЕ»

банки будут стремиться к диверсификации и универсализации своей продуктовой линейки, а также к сотрудничеству с другими финансовыми компаниями, в том числе страховыми, так как на данный момент такая стратегия себя оправдывает.

Использованные источники:

1. Бакиров, А. Ф. Формирование и развитие рынка страховых услуг [Текст]: учебное пособие / А.Ф. Бакиров, Л.М. Кликич. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 304 c.

2. Демченко, В. Н. Bancassurance в России и за рубежом. Интеграция страховых компаний и банков для реализации страховых услуг. [Текст]: аналитическое исследование / под ред. В.Н. Демченко // - Русский полис.-2004. - 135 c.

3. Журавин С.Г. Страховые компании в условиях глобализации [Текст]: учебное пособие / С.Г. Журавин.-М.: Анкил, 2005.-176с.

4. Немкова О.И. Взаимодействие банков и страховых компаний на пути построения финансового супермаркета как высшей фазы интеграции страхового и банковского бизнеса / О.И. Немкова // Культура народов Причерноморья. - 2009. - № 159. - С. 45-48

5. Сайт «Национальное агентство финансовых исследований» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://nacfin.ru/.

УДК 004.418

Никитин В.П. студент магистратуры 2 курса направление подготовки «Информационные системы и технологии»

Бедняк С.Г. научный руководитель, доцент кафедра «Информационных систем и технологий» Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики

Россия, г. Самара ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА. УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМ ПОТОКОМ В ЛОГИСТИКЕ Статья посвящена описанию и особенностям применения информационных потоков в логистической информационной системе. Описаны методы построения логистической информационной системы.

Ключевые слова: логистика, информационный поток, логистическая информационная система.

The article describes the features and use of the information flows in the logistics information system. The methods of construction of the logistics information system.

Keywords: logistics, information flow, logistics information system.

Достижение целей логистики требует постоянного наблюдения и воздействия на логистические процессы посредством управления. Управление в этом случае направлено на координацию деятельности всех подразделений, занятых работой по производству и реализации продукции. Инструментом подобного объединения служит информационное обеспечение. Информация возникает при выполнении различных логистических операций и сопровождает материальный поток на всех этапах его продвижения. Информация используется при выработке и принятии управленческих решений в логистической системе.

Эффективное использование информационной логистики заключается в рациональном управлении информационным потоком по всей логистической сети на всех иерархических уровнях. Информационные потоки в логистических системах имеют свои специфические особенности, которые отличают их от всех других видов информационных потоков. Эти особенности зависят от свойств логистических систем. Логистические информационные потоки имеют следующие характеристики:

— неоднородность (информация, используемая в логистических системах, качественно разнородна);

— множественность подразделений — поставщиков информации;

— множественность подразделений — потребителей информации;

— сложность и трудность практической обозримости информационных маршрутов;

— множественность числа передач единиц документации по каждому маршруту;

— многовариантность оптимизации информационных потоков.

Логистический информационный поток сам по себе достаточно

сложная система и делится на ряд составляющих:

— реквизит, представляющий собой элементарную единицу сообщения. Реквизит характеризует количественную или качественную составляющую информационной совокупности.

Например, реквизиты: наименование организации, наименование товара, цена товара и т.п. Каждый реквизит может быть представлен совокупностью символов: цифровых, буквенных, специальных;

— документы, включающие один или несколько показателей с обязательным удостоверением (подписью или печатью) лица, ответственного за содержащуюся в документах информацию.

Большинство документов создается на стадии сбора и регистрации данных, хотя их немалая доля поступает в систему от внешних (вышестоящих и др.) организаций;

— показатель, являющийся результатом счета, взвешивания и т.п. Он служит основой получения, например, сводных бухгалтерских и статистических данных, которые в свою очередь будут входящей информацией при составлении статистических отчетов в разрезе

организации, отрасли, региона и т.д.;

— массив, представляющий собой совокупность однородных данных, имеющих единую технологическую основу и объединенных единым смысловым содержанием. Данные (процессы, явления, факты и т.п.), представленные в формализованном виде, пригодном для передачи по каналам связи и для обработки на компьютере. Исходя из неоднородности и множественности поставщиков и потребителей логистических информационных потоков, а также руководствуясь главной целью классификации — упорядочением логистических информационных потоков, первым шагом в классификационной группировке является деление по признаку, позволяющему образовать однородные по видам деятельности (или по функциям) информационные потоки.

Информационный поток, как правило, выражается в определенном виде документации (накладные, счета-фактуры, приказы и пр.). В соответствии с существующим делением документации по видам деятельности логистические информационные потоки могут быть классифицированы на распорядительные (приказы, распоряжения), организационные (инструкции, протоколы, положения), аналитические (обзоры, сводки, докладные записки), справочные (справки), научные (статьи, рефераты), технические (документации по технике безопасности).

Передача и прием информационных потоков осуществляются с помощью носителей памяти человека, документа, магнитного носителя, устной речи и т.п. Логистические информационные потоки могут быть переданы на бумажные, электронные, смешанные носители информации. Носитель информации — это любое материальное средство, фиксирующее информацию. Информационный поток может состоять из бумажных и электронных носителей, которые дублируют или дополняют друг друга.

Для того чтобы человек мог воспринять любой вид информации, должна быть осуществлена ее индикация. В зависимости от индикации информационные потоки делятся:

— на цифровые (цифровая запись в документе, цифровое изображение на мониторе);

— алфавитные (словесная запись в документе, на экране монитора);

— символические (условное изображение на чертежах, организационных схемах);

— предметно-визуальные (теле изображение, фотография).

На уровне отдельного предприятия информационные системы можно классифицировать следующим образом: плановые, текущие и оперативные.

Плановые информационные системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди задач, решаемых плановой системой, могут быть:

— создание и оптимизация звеньев логистической цепи;

— управление условно-постоянными данными;

— общее управление запасами;

— управление резервами и др.

Текущие информационные системы создаются на уровне управления складом или цехом. Служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем и решают следующие задачи:

— детальное управление запасами (определение мест складирования);

— распоряжение внутри складским транспортом;

— отбор грузов по заказам и их комплектование и др.

Оперативные информационные системы создаются на уровне

исполнителей. Режим работы в реальном масштабе времени позволяет получать необходимую информацию о движении груза в данный момент и своевременно выдавать административные и управляющие воздействия на объект управления.

Построение информационной системы логистики характеризуется следующими задачами:

— структуризацией сетей;

— иерархическим построением;

— возрастающей автоматизацией и компьютерной поддержкой создания банка данных;

— растущим применением стандартных программ для компьютеров.

Информационная система логистики должна отражать иерархическую структуру построения организации. Внутрипроизводственная часть информационной системы логистики осуществляется с помощью локальной сети (LAN), служащей коммуникативным средством на различных уровнях информационной системы. Наряду с обменом данными между отдельными группами компьютеров возникают возможности использования периферийных компьютеров. Возможны три основные топологии сетей:

— структура звезды — все участники работают с центральным звеном (узел звезды), через которое связаны друг с другом. Недостаток заключается в том, что выход из строя этого центра нарушает работу всего комплекса сети;

— кольцевая структура — каждый участник связан с двумя соседями. С помощью промежуточных звеньев возможна связь со всеми станциями сети. При выходе из строя одной станции кольцо оказывается нарушенным;

— U-образная структура — все участники связаны друг с другом. Во время связи двух участников сети она временно недоступна для использования остальными. Но эта структура имеет то преимущество, что при выходе любой станции сеть остается работоспособной.

На практике обычно используются смешанные формы или развитие

этих структур. При внепроизводственной передаче информации и данных применяются так называемые обще территориальные сети (WAN).

При построении логистических информационных систем необходимо соблюдать принцип использования аппаратных и программных модулей. Под аппаратным модулем подразумевается функциональный узел радиоэлектронной аппаратуры. Программный модуль — программный элемент, выполняющий определенную функцию в общем программном обеспечении.

Соблюдение принципа использования программных и аппаратных модулей позволяет:

— обеспечить совместимость вычислительной техники и программного обеспечения на разных уровнях управления;

— повысить эффективность функционирования логистических информационных систем;

— снизить стоимость информационных систем и ускорить их построение;

— принцип возможности поэтапного создания системы.

Логистические информационные системы постоянно развиваются. Это

означает, что при их проектировании необходимо предусмотреть возможность постоянного увеличения числа объектов автоматизации, расширения состава реализуемых системой функций и количества решаемых задач.

Логистическая система на производстве эффективна только тогда, когда создаются условия для ее интеграции в текущие производственные и коммерческие процессы. Эта проблема решается путем создания информационного базиса, соответствующего данному виду производства, его объему и прочим характеристикам производственной структуры предприятий. Сюда можно отнести «актуальные обзоры» фондов (наличие фактических и планируемых заказов, содержание производственных основных

и промежуточных складов) и сроков (поставки, обработки, ожидания, простои, соблюдение сроков). Для сбора этих данных по всему предприятию производственная система располагает «датчиками и измерительными инструментами», которые контролируют объемы и сроки текущих процессов. Логистическая система предъявляет к своей вычислительной сети следующие требования:

— быстрый и надежный, преимущественно автоматизированный сбор информации и данных о транспортных средствах и средствах производства;

— структурирование внутрипроизводственной информационной системы поддержки принятия решений, которая в каждый момент содержит актуальную информацию о ходе производственных процессов по каждому участку предприятия.

В настоящее время между партнерами широко распространяются технологии безбумажных обменов информацией. На транспорте вместо сопровождающих груз многочисленных документов (особенно в международном сообщении) по каналам связи (Интернет) синхронно с грузом передается информация, содержащая о каждой отправляемой единице все необходимые характеристики товара и реквизиты. При такой системе на всех участках маршрута в любое время можно получить исчерпывающую информацию о грузе и на основе этого принимать управленческие решения. Логистическая система дает возможность грузоотправителю получать доступ к файлам, отражающим состояние транспортных услуг и загрузку транспорта. Возможен автоматический документальный обмен между производителями товаров и крупными магазинами, включающий обмен накладными и транспортными конторами при прямой отправке товаров от производителя к покупателю. С помощью технологии безбумажных обменов информацией покупатель может непосредственно оформить заказы на покупку.

Электронный обмен данными — процесс, который позволяет с помощью компьютеров наладить связь между компаниями, заключить сделку с помощью глобальных и локальных вычислительных сетей, которые непосредственно организуют взаимодействие компьютеров различных компаний.

Использованые источники:

1. Масааки Имаи, Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний 2016.

2. Аникин Б.А., Логистика производства. Теория и практика. Учебник для бакалавров 2016.

3. Неруш Ю.М., Панов С.А., Неруш А.Ю. Проектирование логистических систем. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры, 2015.

УДК 338.1 Осипова Е.А.

студент 3 курса

факультет «Автоматики и информационных технологий»

Забержинский Б. Э., к.т.н.

доцент кафедра ИТ

Самарский государственный технический университет

Россия, г. Самара

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Аннотация: В рамках исследования определена сущность оценки экономической безопасности, проанализированы методы оценки ее состояния и определены основные свойства индикаторов и их пороговых значений.

Ключевые слова: Экономическая безопасность, индикаторы, критерии, пороговое значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.