Научная статья на тему 'Логика и картина мира'

Логика и картина мира Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
480
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИКА / КЛАССИЧЕСКАЯ ЛОГИКА / ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА / КАРТИНА МИРА / АТЕМПОРАЛЬНАЯ ЛОГИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Туребаев Дастан Арыстанович, Веракса Николай Евгеньевич

Целью исследования является изучение связи логики и картины мира. Философия определяет термин «картина мира» в общем смысле, как «целостный образ предмета исследования в его главных системно-структурных характеристиках, формируемых посредством фундаментальных понятий в рамках исходных мировоззренческих установок определенного исторического этапа» (Новая философская энциклопедия,2001; С. 32). С точки зрения логики правильным есть такое мышление, которое отличается определенностью и четкостью, не отрицательность, последовательностью, обоснованностью и доказательством, т.е. мысль правильная, если она соответствует логическим законам. Преподавание логики зародилось еще в Византии, где хранилось большое количество логических текстов. Рассуждая об этапе формирования логики в Византии, К. Иеродиакон отмечал: «Пселл, находясь под влиянием не только Аристотеля, но и греческих грамматиков, считал грамматику более эффективной для развития мышления, чем логику, полагая ее основной для всех видов наук» (Ierodiakonou K. c. 168) Людвиг Витгенштейн так пишет о мышлении человека: «Wir können nichts Unlogisches denken, weil wir sonst unlogisch denken müssten»[1] (Wittgenstein L., 1914-1916, c. 621). Эту фразу можно было бы считать основной, так как на ней строятся исследования логики. Особенно это заявление стало явным с развитием неклассических логик. Классическая логика с ее двумя возможными значениями истинности истина является ложью не может использоваться к категории времени, ее можно назвать атемпоральной логикой. А.Ф. Лосев также придавал логике большое значение: «Логике должно быть отведено самое и самое высокое место» (Лосев А.Ф.,1929, С.40). Существует формальная логика, которая отделяет правильные способы рассуждения от неправильных и систематизирует первые. В ее основе лежит принцип, в соответствии с которым правильность рассуждения зависит от ее логической формы. Исходя из этого, каждая наша мысль или действие имеет свою форму. Становление образов в детской психике имеет свою последовательность. Нельзя исключать воздействие внешних или внутренних факторов. Через призму логики формируется образ мира, или если можно сказать картина мира. Термин «картина мира» в психологии стал использоваться сравнительно недавно, а термин «логика» появился еще в античности. Однако мы исходим из того, что картина мира и логика связаны и эта связь формируется в детском возрасте. [1] Перевод на русский язык автора: «Мы не можем думать ни о чем нелогичном, иначе нам пришлось бы думать нелогично»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Логика и картина мира»

Логика и картина мира

Туребаев Дастан Арыстанович, Веракса Николай Евгеньевич

г. Москва, ГБОУ школа №1246

корпус 780

Ключевые слова:

Логика, классическая логика, формальная логика, картина мира, атемпоральная логика

Аннотация: Целью исследования является изучение связи логики и картины мира.

Философия определяет термин «картина мира» в общем смысле, как «целостный образ предмета исследования в его главных системно-структурных характеристиках, формируемых посредством фундаментальных понятий в рамках исходных мировоззренческих установок определенного исторического этапа» (Новая философская энциклопедия,2001; С. 32).

С точки зрения логики правильным есть такое мышление, которое отличается определенностью и четкостью, не отрицательность, последовательностью, обоснованностью и доказательством, т.е. мысль правильная, если она соответствует логическим законам.

Преподавание логики зародилось еще в Византии, где хранилось большое количество логических текстов. Рассуждая об этапе формирования логики в Византии, К. Иеродиакон отмечал: «Пселл, находясь под влиянием не только Аристотеля, но и греческих грамматиков, считал грамматику более эффективной для развития мышления, чем логику, полагая ее основной для всех видов наук» (Ierodiakonou K. c. 168)

Людвиг Витгенштейн так пишет о мышлении человека: «Wir kDnnen nichts Unlogisches denken, weil wir sonst unlogisch denken mDssten»[1] (Wittgenstein L., 1914-1916, c. 621). Эту фразу можно было бы считать основной, так как на ней строятся исследования логики. Особенно это заявление стало явным с развитием неклассических логик. Классическая логика с ее двумя возможными значениями истинности - истина является ложью - не может использоваться к категории времени, ее можно назвать атемпоральной логикой.

А.Ф. Лосев также придавал логике большое значение: «Логике должно быть отведено самое и самое высокое место» (Лосев А.Ф.,1929, С.40).

Существует формальная логика, которая отделяет правильные способы рассуждения от неправильных и систематизирует первые. В ее основе лежит принцип, в соответствии с которым правильность рассуждения зависит от ее логической формы. Исходя из этого, каждая наша мысль или действие имеет свою форму.

Становление образов в детской психике имеет свою последовательность. Нельзя исключать воздействие внешних или внутренних факторов. Через призму логики формируется образ мира, или если можно сказать картина мира. Термин «картина мира» в психологии стал использоваться сравнительно недавно, а термин «логика» появился еще в античности. Однако мы исходим из того, что картина мира и логика связаны и эта связь формируется в детском возрасте.

[1] Перевод на русский язык автора: «Мы не можем думать ни о чем нелогичном, иначе нам пришлось бы думать нелогично»

Список литературы:

1.Лосев А.Ф. 1929г. Вещь и имя // Москва. стр 40

2.Новая философская энциклопедия: 2001г. в 4 т. Т.3 / под ред. В. С. Степина. - М.: Мысль.. С.32.

3.Wittgenstein L. 1914-1916. Tractatus logico-philosophicus. Tagebücher Philosophische Untersuchungen, Werkausgabe Band 1 // Baden-Baden: Suhrkamp, 2001. -621с

4.Ierodiakonou K. Psellos' Paraphrasis on Aristotle's De interpretation // c. 168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.