Научная статья на тему 'Лоббизм и лоббистская деятельность'

Лоббизм и лоббистская деятельность Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
745
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОББИЗМ / ЛОББИРОВАНИЕ / ЛОББИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LOBBYING / LOBBYING ACTIVITIES / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LAW-MAKING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Попова А.В.

В статье на основе сравнительно-правового анализа научно-теоретических подходов к определению лоббизма, лобби и лоббистской деятельности делается вывод о необходимости различения данных институтов с точки зрения теории права. Автор приходит к заключению, что в законодательно необходимо закрепление института «лоббистская деятельность», не подменяя его категорией «лоббизм», т.к. лоббизм представляет собой отдельный институт гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOBBYING AND ADVOCACY ACTIVITIES

In article on the basis of comparative legal analysis of theoretical approaches to the definition of lobbying, lobby and advocacy activities to the conclusion that it is necessary to distinguish these institutions from the point of view of the theory of law. The author comes to the conclusion that legally requires the consolidation of the Institute «lobbying activities», not substituting it with category «lobbying», because lobbying is a private institution of civil society.

Текст научной работы на тему «Лоббизм и лоббистская деятельность»

13. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (в ред. на 21.07.2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. №25. Ст. 2954.

14. Федеральный закон от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. на 01.01.2014 г.)//Собрание законодательства РФ. 2010. № 31.Ст. 4193.

15. Мухин А.А. Коррупция и группы влияния. Служба полит, информ. и консультации «Центр». - М.: СПИК-центр, 1999.

16. Савельев Д.Л. Лоббизм в публичном управлении: практикум / Д.Л. Савельев; Российская Федерация, М-во образования и науки, Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГУ. ЛАБ. - Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2007;

17. Бобровский А.С. Лоббизм в условиях формирования и деятельности российской политической элиты: Автореф. дисс. ... к.п.н. -Москва, 2006;

18. Парвоз А.В. Группы интересов и лоббизм в политике: [учеб. пособие] / Санкт-Петербургский гос. ун-т. - СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2006;

19. Белоусов А.Б. Лоббизм как политическая коммуникация. РАН. - Екатеринбург: УрО РАН, 2005.

20. Ильичева Л.Е. Лоббизм и интересы предпринимательства. - М.: Мысль, 2000.

21. Торхов Д.О. Деятельность групп интересов и лоббизм в парламенте: На опыте Государственной Думы ФС РФ и Немецкого Бундестага: Автореф. дисс. ... к.п.н. - Москва, 2001.

22. Мухин А.А., Козлов П.А. «Семейные» тайны, или Неофициальный лоббизм в России: [Семья Ельциных]. М.,2003.

23. Толстых П.А. Лоббизм в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации: структура, технологии, перспективы легитимации: Дисс.: ... к.п.н. - Москва, 2006.

24. Александров Г. Как становятся «ворами в законе»? // Аргументы и факты. 2009. 28 октября.

25. Куракин А. Реформирование государственной службы России должно иметь антикоррупционную направленность // Российская юстиция. 2002. № 7.

Примечания

1. В предложенном проекте закона термин «воздействие» умышленно подменён более мягким термином «влияние», но суть остаётся прежней.

2. Шевченко Д.А. http://www.glossostav.ra/word/629/. Аналогичное понимание лоббизма приводят и иные авторы.

А.В. Попова

ЛОББИЗМ И ЛОББИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В статье на основе сравнительно-правового анализа научно-теоретических подходов к определению лоббизма, лобби и лоббистской деятельности делается вывод о необходимости различения данных институтов сточки зрения теории права. Автор приходит к заключению, что в законодательно необходимо закрепление института «лоббистская деятельность», не подменяя его категорией «лоббизм», т.к. лоббизм представляет собой отдельный институт гражданского общества.

Ключевые слова: лоббизм, лоббирование, лоббистская деятельность, гражданское общество, законотворческая деятельность, гражданское общество.

A.V. Popova

LOBBYING AND ADVOCACY ACTIVITIES

In article on the basis of comparative legal analysis of theoretical approaches to the definition of lobbying, lobby and advocacy activities to the conclusion that it is necessary to distinguish these institutions from the point of view of the theory of law. The author comes to the conclusion that legally requires the consolidation of the Institute «lobbying activities», not substituting it with category «lobbying», because lobbying is a private institution of civil society.

Keywords: lobbying, lobbying, lobbying activities, civil society, law-making activity, civil society.

Одной из проблем развития любого социума является поиск правильного соотношения сил между личностью, гражданским обществом и государством. На современном этапе государственного развития большинства стран особое значение приобретает контроль со стороны гражданского общества, как совокупности свободных индивидов над деятельностью государства. Возникает закономерная необходимость в обеспечении взаимодействия между институтами гражданского общества и органами государственной власти. Подобное взаимодействие может быть осуществлено посредством

лоббизма и лоббистской деятельности (лоббирования).

Лоббизм является необходимым институтом государственно-правового развития страны, так как при отправлении своих властных полномочий через государственный аппарат органы государственной власти активно взаимодействуют с гражданским обществом, представляющим из себя относительно независимые и свободные от прямого вмешательства со стороны государства организации, ассоциации, различные другие объединения граждан, созданные на добровольной основе. Дан-

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика

Г * w *

ные объединения, различаемые по численности, степени организованности, по конкретным сферам деятельности (экономической, культурной, социальной и т.д.) имеют свои специфические, характерные для данных групп интересы, которые они стараются реализовать посредством влияния на государство.

Таким образом, эти группы используют по преимуществу механизмы лоббистской деятельности, которые позволяют в зависимости от их возможностей быть представленными во власти практически всему спектру имеющихся в гражданском обществе заинтересованных групп. Кроме того, лоббизм позволяет дополнять систему представительства, вводя в политико-правовой процесс те группы интересов, которые не имеют другой возможности быть представленными в органах власти. Институт лоббизма же позволяет огромному количеству самых разных общественных групп участвовать в процессе разработки и осуществлении государственной политики, и тем самым реализовы-вать демократическое (в некоторых случаях конституционное) право граждан на защиту собственных интересов [1].

В современной научной литературе большинство авторов не делает различия между терминами «лоббизм» и «лоббистская деятельность», что, на наш взгляд, приводит к путанице в их использовании изаконодательном закреплении. Так, в западной научной литературе, по мнению К. Кумса, получили распространение две точки зрения. В соответствии с одной из них, лоббизм - это особый вид профессиональной деятельности частных лиц, групп, или же специально нанятых организациями, компаниями, ассоциациями и т.д., консультантов по отстаиванию своих интересов в процессе правотворчества, формирования и осуществления государственной политики и т.д., а по другой - это реализация своих прав гражданами, которые могут обращаться с ходатайствами к своему государству [2, с. 34], то есть и в том, и в другом случае лоббизм определяется через деятельность.

В российской научной среде такая точка зрения также получила широкое распространение.

Так, А.П. Любимов в статье «Практика использования терминов «лоббизм», «лоббистская деятельность» в нормативных правовых актах и иных официальных документах в Российской Федерации» отмечает, что «в результате становления демократических основ государства и развития плюрализма в России понятие «лоббизм» стало находить все более широкое толкование как многогранный и необходимый инструмент взаимодействия власти и общества (граждан)», далее автор, анализируя российско-германский семинар на тему: «Проблемы лоббизма и его законодательное регулирование», подчеркивает,

что «значительная часть тем и докладов была посвящена регулированию лоббистской

деятельности: законодательное регулирование лоббистской деятельности (выделено нами -А.П.) в современной России: актуальность задачи и пути ее решения; концептуальные основы законодательства о лоббистской деятельности в России; регулирование лоббистского деятельности (выделено нами - А.П.) в Германии; о работе над законопроектом «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти»; зарубежный опыт правового регулирования лоббистского

деятельности; лоббизм как конститугщонно-правовой институт (выделено нами - А.П.)» [3]. В другой работе он пишет, что в правовом смысле лоббизм - «это совокупность норм, регулирующих взаимодействие (участие) граждан, общественных объединений, организаций, предприятий, специализирующих на лоббистской деятельности, других субъектов правоотношений с органами государственной власти для оказания влияния на принятие необходимых лоббистам решений и для активного отстаивания своих интересов» [4, с. 18].

Таким образом, налицо подмена понятия «лоббизм» как определенного рода системы и лоббистской деятельности как механизма приведения в жизнь этой системы.

Профессор A.B. Малько полагает, что лоббизм, с одной стороны, «явление современной политико-правовой жизни», а с другой стороны -«активная деятельность любых заинтересованных лиц (как физических, так и юридических) по отстаиванию и представлению своих интересов на различных уровнях власти с целью оказания влияния на принимаемые решения» [5, с. 16].

А. Артемов утверждает, что лоббизм, как фактор воздействия на все сферы общественного бытия по каналам законодательных и исполнительных органов в рамках правового поля, представляет собой механизм реализации отношений между государственной экономической политикой и общественной формой управления хозяйством» [6, с. 4]. С. Зотов обращает внимание на то, что лоббизм - это институт представительства политических, экономических и иных интересов, является частью политико-управленческого процесса, то есть - это система действий групп, которые легитимно или нелегитимно оказывают давление на государственные органы. Как инструмент взаимодействия крупных промышленных групп и государства лоббизм способствует формированию курсов политики [7, с. 8].

Разделяя подобную точку зрения, автор полагает, что элементом лоббизма, как системы правоотношений, может выступать и лоббистская

деятельность (лоббирование) как механизм претворения принципов и целей лоббизма в государственную политику посредством различного рода деятельности как правового, так и не правового толка. В силу данного обстоятельства, автору близка позиция A.C. Автономова, который под лоббизмом понимает «совокупность форм и набор методов взаимодействия заинтересованных групп с государственными органами и органами местного самоуправления с целью оказания влияния на содержание решений указанных органов» [8, с. 14]. Подходя к лоббированию с институциональной точки зрения, он характеризует его как «нацеленную на отстаивание и проведение в жизнь интересов отдельных социальных групп деятельность в государственных органах и органах местного самоуправления представителей неправительственных организаций, выражающих такие интересы» [8, с. 14]. Таким образом, лоббизм представляет собой некое явление, систему, а не деятельность, и только такой подход позволяет исследовать лоббизм как общественный, политический и конституционно-правовой институт. Лоббизм как особый институт реализации государственной власти состоит их следующих элементов: объекта лоббирования (органа или органов власти, на которые направлено лоббирование); предмета лоббирования (непосредственно связан с тем органом власти, на который направлено лоббирование) и субъекта лоббирования (лобби - институтов гражданского общества; общественных организаций, политических партий, различных групп, выражающих экономические, социальные, политические, экологические и иные интересы, оказывающие целенаправленное давление на различные органы власти) [9, с. 27-28].

К субъектами лоббирования следует отнести: а) различные некоммерческие и общественные организации, профсоюзы, экологические союзы, различные фонды, общества защиты прав животных т.д., то есть различные организации и ассоциации гражданского общества; б) объединенные по отраслевому признаку организации и компании, деловые союзы, религиозные организации, различные ассоциации, промышленные и финансовые группы, криминальные структуры и т.д.; в) представители субъектов федераций, отстаиващие свои интересы в различных федеральных государственных органах, в основном через влияние на бюджетную и законотворческую политику); г) иностранные государства, оказывающие влияние на политическую элиту другой страны, донесение своей позиции осуществляется через различные службы внешней разведки, деятельности посольств и других учреждений, созданных на территории

иностранных государств; д) зарубежные компании, лоббирующие свои коммерческие интересы; е) государственные служащие, чиновники, отстаиваю щие собственные корпоративные интересы - в основном для расширения собственного политического влияния, либо увеличения финансирования данного органа.

Таким образом, к субъектам лоббизма относятся не только институты гражданского общества, но и государство, а также государственные органы и другие институты.

Исходя из определения лоббизма как системы элементов, отечественный исследователь лоббизма П.А. Толстых [9, с. 28-31] выделяет следующие виды лоббизма: 1) лоббизм на уровне президента и администрации президента (на всю широту полномочий президента и его администрации в зависимости от его роли и роли администрации в данной стране); 2) лоббизм на уровне законодательной власти (принятие многообразных нормативно-правовых актов или их отмены, использование тех или иных политических ресурсов законодательной власти, участие в формировании бюджета и т.д.); 3) лоббизм на уровне исполнительной власти (государственные заказы, выделение бюджетных средств, получение льгот, таможенных кредитов и других финансовых преференций и многое другое [10, с. 128]); 4) лоббизм на уровне судебной власти; 5) лоббизм в других государственных органах власти.

Лоббистская деятельность, в отличие от лоббизма, представляет собой процесс взаимодействия гражданского общества и государственных органов, который может быть представлен в виде различных форм деятельности. Так, например, В.В. Субочев считает, что лоббистская деятельность это институт посредничества между гражданским обществом и государством [11, с. 24]. По мнению другого отечественного исследователя лоббизма, С.А. Морозова, лоббистскую деятельность в Российской Федерации можно классифицировать следующим образом [12]: 1) социальная лоббистская деятельность различных институтов (ассоциаций и объединений) гражданского общества - профсоюзов, экологических объединений, правозащитных организаций и т.д.; 2) политическая деятельность различных общественно-политических объединений и групп, государственных служащих различных ветвей власти и т.д.; 3) институциональнаядеятельность институтов, которые встроены в систему государственных органов, например, аналитические центры правительства и его РЯ-структуры: различных организаций, которые обеспечивают взаимодействие между органами государственной власти с гражданами и гражданскими объединениями - Общественная палата РФ, а также различные всероссийские организации

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика

- Российский союз автостраховщиков и т. д.; 4) тендерная деятельность движения «Женщины России», созданной на основе женских организаций в Государственной Думе I созыва; 5) ведомственная деятельность ведомств и профильных министерств, таких как Министерство природных ресурсов и экологии, Министерство Обороны РФ и т.д.; 6) локальная деятельность различных движений на местном уровне, пример, российская Ассоциация малых городов; 7) региональная деятельность региональных элит как на национальном уровне - на уровне федеральных органов, так и, учитывая процессы международной интеграции, на наднациональном; Христианско-демократический союз в Германии, «Латинский периметр» и т.д.; 8) этническая деятельность, получившая особое распространение в США, где сформированные по этническому принципу группы давления являются одними из самых влиятельных и распространенных, к примеру - Израильское лобби, представленное Американо-Израильским Комитетом по общественным делам; 9) религиозно-конфессиональный деятельность различных религиозных организаций и движений - Русской Православной Церкви, общественно - политического общероссийского движения «Союз мусульман России»; 10) индивиду-

ально-персоналистская деятельность индивидуальных предпринимателей, граждан и т.д.; 11) корпоративная деятельность по продвижению интересов конкретной компании или группы компаний - «Ассоциация банков России» и т.д.; 12) отраслевая деятельность направлена на отстаивание интересов всей отрасли, примеры - табачная отрасль, финансово - банковская отрасль, нефтегазовая отрасль и т.д.

В конце XX- начале XXI в. Россия продолжает развиваться как демократическое социальное правовое государство, в котором институты гражданского общества осуществляют контроль за деятельностью государства, используя, в том числе и виды лоббирования [13].

В связи с этим лоббизм должен трактоваться как естественный и необходимый институт демократического общества, который может выступать в качестве такого только в случае его легализи-зации в государственно-правовой системе страны. В этом случае институт лоббизма будет выступать как полноценный политико-правовой институт с наличием институциональных каналов и законодательным закреплением основных форм его деятельности и законодательным регулированием лоббистской деятельности.

Пристатейный библиографический список

К.Ю.Н. -М.,2004.

Исаков В.В. Консштуционно-правовые основы лоббизма в Российской Федерации: Автореф. дисс. .. Куме К. Лоббизм и его регулирование: советы британского эксперта // Бизнес и политика. 1994. № 1.

Любимов А.П. Практика использования терминов «лоббизм», «лоббистская деятельность» в нормативных правовых актах и иных официальных документах в Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: http://www.pvlast.ra/archive/index.32.php (Дата обращения 23.07.2014).

Любимов А.П. Лоббизм как конституционно-правовой институт. - М.: ИГПАН, 1998. Малько A.B., Субочев В.В. Лоббизм: проблемы правового регулирования. Пятигорск, 2003.

Артемов А. Канадская основа открытого общества. Лоббизм, протекционизм и либерализм - составляющие новой экономической политики России // Независимая газета. 2000,16 января.

Зотов С. Лоббизм как институт политического представительства интересов в современной России: Автореф. дисс. ... к.п.н. -М., 1997.

Автономов A.C. Азбука лоббирования. - М.: ИРИС, 2004.

Толстых П.А. GR. Практикум по лоббизму в России. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

10. Лепехин В.А. Группы интересов как основной субъект современной политической системы // Формирование партийной политической системы в России. - М.: Московский центр Карнеги, 1998.

11. Субочев В.В. Лоббизм как инструмент отстаивания законных интересов // Право и политика. 2007. № 3.

12. Морозов С.А. Лоббирование как явление в политическом процессе // Управленческое консультирование. 2002. № 3.

13. Колосова М.Н. Лоббизм и коррупция // Журнал российского права. 2014. V. 2.1. 2. DOI: 10.12737/2238.

2

Г.Р. Ишкильдина

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ЗАРУБЕЖНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Статья посвящена проблеме формирования компетентностного подхода в образовании. Рассмотрен понятийный аппарат, характеризующий смысл компетентностного подхода в образовании, определен зарубежный вектор его становления. Обосновывается вывод, что правовые знания, умения и опыт определяют содержание компетентности личности. В зарубежном опыте изучения компетенций выделяют американскую, английскую, французскую и немецкую зарубежные школы изучения компетентностного подхода. Исследователями выделяются одномерная (американская, английская научные школы) и многомерная (французская и немецкая научные школы) модели развития компетенций. Отмечаются этапы становления компетентностного подхода. Первый этап (1960—1970 гг.) характеризуется введением в научный аппарат категории «компе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.