Научная статья на тему 'ЛИЗИНГ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ АПК'

ЛИЗИНГ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ АПК Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
39
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЛИЗИНГ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ТЕХНИКА / РЫНОК ТЕХНИКИ / AGRICULTURE / LEASING / AGRICULTURAL MACHINERY / MARKET OF THE EQUIPMENT

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Оксанич Е.А., Камаева И.А.

В статье дана оценка объемов бюджетных затрат на реализацию мероприятий, по технико-технологической модернизации и инновационному развитию отраслей AПК, а также состояние и приобретение техники и оборудования в сельскохозяйственном производстве. Проанализировано соотношение объемов поставки сельскохозяйственной техники и оборудования через систему федерального лизинга и привлечение кредитных ресурсов с привлечением АО «Росагролизинг» и АО «Россельхозбанк» соответственно. Определено место и значение федерального лизинга как фактора технологической модернизации АПК. Оценены объемы поставок техники в рамках реализации специальных программ, стимулирующих развитие, как отрасли отечественного сельскохозяйственного машиностроения, так и сельскохозяйственного производства. Для эффективного применения и работы федерального лизинга сельскохозяйственной техники оборудования предложено проведение докапитализации АО «Росагролизинг», применение единого подхода при оказании государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях.Nnotation. In article an assessment of volumes of the budgetary costs of realization of actions, on technical and technological modernization and innovative development of branches of agrarian and industrial complex and also a state and acquisition of the machinery and equipment in agricultural production is given. The ratio of scopes of supply of agricultural machinery and the equipment through the system of federal leasing and attraction of credit resources with involvement of JSC Rosagroleasing and JSC Rosselkhozbank respectively is analysed. The place and value of federal leasing as factor of technological modernization of agrarian and industrial complex is defined. Volumes of deliveries of the equipment within implementation of the special programs stimulating development, both branches of domestic agricultural engineering industry, and agricultural production are estimated. For effective use and work of federal leasing of agricultural machinery of the equipment carrying out recapitalization of JSC Rosagroleasing, application of uniform approach when rendering the state support at the federal and regional levels is offered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЛИЗИНГ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ АПК»

Е.А. Оксанич

доцент кафедры теории бухгалтерского учета, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет

E.A. Oksanich

associate Professor of the Department of accounting theory, Cand. Ekon.D., Kuban state agrarian University (oksanich.elena@rambler.ru)

И.А. Камаева магистрант,

Кубанский государственный аграрный университет

I.A.Kamaeva

candidate for master's degree Kuban state agrarian University (kamaeva@rambler.ru)

ЛИЗИНГ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ И

МОДЕРНИЗАЦИИ АПК

Аннотация. В статье дана оценка объемов бюджетных затрат на реализацию мероприятий, по технико-технологической модернизации и инновационному развитию отраслей ЛПК, а также состояние и приобретение техники и оборудования в сельскохозяйственном производстве. Проанализировано соотношение объемов поставки сельскохозяйственной техники и оборудования через систему федерального лизинга и привлечение кредитных ресурсов с привлечением АО «Росагролизинг» и АО «Россельхозбанк» соответственно. Определено место и значение федерального лизинга как фактора технологической модернизации АПК. Оценены объемы поставок техники в рамках реализации специальных программ, стимулирующих развитие, как отрасли отечественного сельскохозяйственного машиностроения, так и сельскохозяйственного производства. Для эффективного применения и работы федерального лизинга сельскохозяйственной техники оборудования предложено проведение докапитализации АО «Росагролизинг», применение единого подхода при оказании государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях.

Annotation. In article an assessment of volumes of the budgetary costs of realization of actions, on technical and technological modernization and innovative development of branches of agrarian and industrial complex and also a state and acquisition of the machinery and equipment in agricultural production is given. The ratio of scopes of supply of agricultural machinery and the equipment through the system of federal leasing and attraction of credit resources with involvement of JSC Rosagroleasing and JSC Rosselkhozbank respectively is analysed. The place and value of federal leasing as factor of technological modernization of agrarian and industrial complex is defined. Volumes of deliveries of the equipment within implementation of the special programs stimulating development, both branches of domestic agricultural engineering industry, and agricultural production are estimated. For effective use and work of federal leasing of agricultural machinery of the equipment carrying out recapitalization of JSC Rosagroleasing, application of uniform approach when rendering the state support at the federal and regional levels is offered.

Ключевые слова: сельское хозяйство, лизинг, сельскохозяйственная техника, рынок техники Key words: agriculture, leasing, agricultural machinery, market of the equipment

В условиях экономических санкций развитие внутреннего рынка сельскохозяйственной техники является важнейшим элементом формирования продовольственной независимости [1].

Распределение валового производства сельскохозяйственной продукции категориям хозяйств свидетельствует о необходимости формирования комфортных условий для развития аграрного предпринимательства в регионах России (таблица 2).

Таблица 1 - Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств, %

Годы Сельскохозяйственные организации Хозяйства населения Крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели

сельское хозяйство растениеводство животноводство Сельское хозяйство растениеводство животноводство сельское хозяйство растениеводство животноводство

2010 44,5 40,8 47,5 48,3 48,0 48,6 7,2 11,2 3,9

2011 47,2 45,5 49,1 43,8 41,0 46,7 9,0 13,5 4,2

2012 47,9 45,1 50,6 43,2 41,4 44,9 8,9 13,5 4,5

2013 47,6 43,8 51,8 42,6 41,7 43,5 9,8 14,5 4,7

2014 49,5 43,8 55,6 40,5 41,3 39,7 10,0 14,9 4,7

2015 51,5 46,8 56,9 37,4 36,7 38,3 11,1 16,5 4,8

2016 52,5 48,5 57,3 35,4 33,8 37,5 12,1 17,7 5,2

2017 52,7 47,4 58,8 34,6 33,6 35,8 12,7 19,0 5,4

Российская Федерация 102,6 103,1 102,2 104,8 107,6 101,5 102,4 102,1 102,8

Сельскохозяйственные организации играют значительную роль в обеспечении продовольственной безопасности России, поскольку на их долю приходиться более половины всей произведенной продукции отечественного АПК.

Тем не менее, наблюдается увеличение доли крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) и индивидуальных предпринимателей (ИП) в производстве сельскохозяйственной продукции. Так, если 2000-х гг. на долю КФХ и ИП приходилось 7,2 %, то в 2017 году уже 12,7%. При этом среднегодовые темпы роста сельскохозяйственной продукции в КФХ и ИП за 2010- 2017 гг. составили 122,3%, а у сельскохозяйственных организаций - 115,1%.

Рынок сельскохозяйственной техники отечественного машиностроения России подвержен значительному влиянию многосторонних факторов, обусловленных доступностью кредитных ресурсов потребителям, таможенной политикой, связанной с иностранными производителями техники и изменением ввозных пошлин, долей вторичного рынка техники, уровнем государственной поддержки, как сельскохозяйственных товаропроизводителей, так и отрасли отечественного сельскохозяйственного машиностроения.

В то же время рынок сельскохозяйственной техники напрямую воздействует на эффективное воспроизводство материально-технической базы сельскохозяйственного производства. Предложение на рынке сельскохозяйственной техники Росси представлено как отечественными, так и зарубежными компаниями, однако по нашему мнению развитость и экономическая эффективность агропромышленного комплекса полностью зависит от отечественного сельскохозяйственного машиностроения [2].

На протяжении четверти века наблюдалась неуклонная тенденция сокращения парка сельскохозяйственной техники в аграрном производстве страны (таблица 2).

Таблица 2 - Состояние парка основной сельскохозяйственной техники в России, тыс. физ. ед.

Вид техники Годы Оптимальное значение показателя

1990 2013 2014 2015 2016 2017

Тракторы всех марок 1365,6 747,0 435,7 433,8 409,8 454,9 559,0

Зерноуборочные комбайны 407,8 199,0 134,2 130,4 128,3 125,7 159,0

Так, к 2017 г. количество тракторов и комбайнов в сравнении с уровнем 1990 г. в среднем сократилось почти на 70 %, а в сравнении с 2000 г. по тракторам почти на 40%, по комбайнам - почти на 50%.

И такая тенденция наблюдалась за весь период, несмотря на проведение различных государственных программ по поддержке сельскохозяйственного производства, в том числе и его технического обеспечения.

Лишь по показателю наличия тракторов в 2017 г. наблюдался прирост на уровне 45 тыс. единиц техники, что в основном связано со структурой российского рынка сельскохозяйственной техники и с объемами ее приобретения (таблица 3).

Таблица 3 - Структура российского рынка сельскохозяйственной техники и ее приобретение

Показатель Годы Отклонение от базиса, 2017 г.

2014 2015 2016 2017 % (разах)

Рынок сельскохозяйственной техники

Объем рынка импортной техники, млрд руб. 83 77 56 45 -38 54,2

Рынок техники российского производства, млрд руб. 22 30 37 55 33 в 2,5 раза

Доля импортной техники на российском рынке, % 79 72 60 45 -34 57,0

Доля импортной техники на российском рынке, % 21 28 40 55 34 в 2,6 раза

Емкость рынка сельскохозяйственной техники, всего, млрд руб. 105 107 93 100 -5 95,2

Объемы приобретения основных видов сельскохозяйственной техники

Тракторы всех марок, ед. 15250 14120 10832 12700 -2550 83,3

Комбайны, ед. 6328 6171 6045 6800 472 107,5

За последние 4 года структура российского рынка сельскохозяйственной техники изменилась в сторону превосходства доли отечественной техники над импортными поставками, правда и при незначительном сокращении емкости рынка техники на 5 млрд руб. Кроме того к 2017 г. наблюдается рост объемов приобретения основных видов сельскохозяйственной техники, после снижения в 2014 г.

Современная макроэкономическая ситуация требует от РФ создания условий по обеспечению продовольственной безопасности и импортозамещению на рынке сельскохозяйственной продукции и средств производства. В условиях экономических санкций развитие внутреннего рынка сельскохозяйственной техники является важнейшим элементом формирования продовольственной независимости. По нашему мнению решение данной проблемы возможно лишь через модернизацию технической базы сельскохозяйственных организаций, представляющей собой систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на обновление технических средств. В тоже время техническая модернизация сельского хозяйства должна включить в себя не только обновление и воспроизводство технической базы, но и внедрение инновационных, ресурсосберегающих технологий на основе современной техники и оборудования. Ключевым элементом технической модернизации сельского хозяйства выступает государство, которое посредством мер поддержки должно стимулировать процессы обновления парка техники и освоения современных технологий [1], в том числе и по программам федерального лизинга.

Ежегодному обновлению парка сельскохозяйственной техники и оборудования способствовали региональные программы, а также непосредственное участие принимали финансовые институты развития - АО «Росагролизинг» и АО «Россельхозбанк».

На условиях лизинга в 2017 г. через систему АО «Росагролизинг» было поставлено 3921 единица сельскохозяйственной и автотехники, что на 36 % меньше уровня 2016 г., в денежном эквиваленте трак-

торов и комбайнов было поставлено на общую сумму 9 млрд руб., что на 54% меньше уровня 2016 г. Таблица 4 - Объемы поставок сельскохозяйственной техники и оборудования в лизинг через систему АО «Росагролизинг»_

Поставлено техники Передано в лизинг

в 2016 г. в 2017 г.

всего, ед. на сумму млн руб. всего, ед. тракторов, ед. комбайнов, ед. другие виды сельскохозяйственной техники автотехники, ед. на сумму, млн руб-

Всего в России 6151 19658,3 3921 786 510 1879 746 9042,1

Ежегодному обновлению парка сельскохозяйственной техники и оборудования способствовали региональные программы, а также непосредственное участие принимали финансовые институты развития - АО «Росагролизинг» и АО «Россельхозбанк».

На условиях лизинга в 2017 г. через систему АО «Росагролизинг» было поставлено 3921 единица сельскохозяйственной и автотехники, что на 36 % меньше уровня 2016 г., в денежном эквиваленте тракторов и комбайнов было поставлено на общую сумму 9 млрд руб., что на 54% меньше уровня 2016 г.

Одним из основных направлений деятельности АО «Росагролизинг» является обеспечение отечественных аграриев современной высокотехнологичной и энергос-берегающей сельскохозяйственной техникой на условиях федерального лизинга. Номенклатура поставляемой техники включает в себя комбайны, трактора, навесное и прицепное оборудование, грузовой и легковой автомобильный транспорт -всего свыше 1000 моделей от более 60 отечественных предприятий-производителей. На условиях коммерческого лизинга возможно приобретение иностранной сельскохозяйственной техники. За период с 2002 - 2017 гг. через систему АО «Росагролизинг» было поставлено более 82 тыс. единиц сельскохозяйственной техники более чем на 150 млрд. руб., более 625 тыс. голов племенных животных при этом одновременно оборудовано более 956 тыс. скотомест (таблица 3). Стоит указать, что в 2017 г. общество сохранило условия финансирования поставок сельскохозяйственной техники, при этом величина вознаграждения для общества в настоящее время составляет 3,5% по программе федерального лизинга и 3% по программе обновления парка сельскохозяйственной техники.

Таблица 5 - Суммарные объемы поставок объектов лизинга через АО «Росагролизинг» организациям

АПК России за 2002 -2017 г.

Объем лизинга Объем поставок

Сельскохозяйственная техника, ед.

Тракторы всех марок 26562

Комбайны 18015

Навесная и прицепная техника и оборудование 20195

Автомобильный сельскохозяйственный транспорт 17567

Племенные животные, гол.

КРС 303853

Свиньи 52997

Козы и овцы 257554

Лошади 3399

Оборудование для отраслей животноводства

Оборудовано скотомест 956031

Стоимость поставляемого оборудования, млн. руб. 16673

Оборудование для переработки сельскохозяйственной продукции и сырья

Стоимость поставляемого оборудования, млн. руб. 3491

Объекты жилой инфраструктуры

Стоимость объектов, млн. руб. 27,8

Необходимо отметить, что механизмы федерального лизинга имеют значительные преимущества перед кредитными инструментами, в частности: меньший авансовый платеж, значительно более низкий про цент удорожания стоимости техники, более длительные сроки действия договора, возможность внесения лизинговых платежей с учетом сезонности про ведения полевых работ, возможность отсрочки платежа ввиду неблагоприятных погодных условий и другие преимущества [1].

Как говорилось выше АО «Росагролизинг» реализует специальные программы, которые в основном ориентированы на поддержку малого и среднего предпринимательства по программе обновления парка сельскохозяйственной техники и специальной программе для членов Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР). При этом малый и средний агробизнес являются целевой аудиторий для общества, и занимает около 90 в общем объеме сделок с лизингополучателями в сельскохозяйственном производстве

Функционирование и работа АО «Росагролизинг» по технико-технологической модернизации, в

том числе и в рамках проводимых специальных программ, с одной стороны, способствует снижению нагрузки сельскохозяйственных производителей от финансово-коммерческих структур, ведь лизинг является неоспоримо приоритетной альтернативой коммерческого кредита, даже при федеральной поддержке, с другой стороны, - ведет к повышению материально-технического обеспечения аграрного производства. Вместе с тем наличие такой мощной лизинговой структуры стимулирует развитие отрасли отечественного сельскохозяйственного машиностроения. А одним из основных направлений поддержки отрасли сельскохозяйственного машиностроения является приобретение по линии федерального лизинга только той сельскохозяйственной техники, производство которой локализовано в России. Кроме того, техника закупается у всех российских сельскохозяйственных машиностроителей на равных условиях, тем самым происходит активная поддержка регионального сельхозмашиностроения и прежде всего небольших производителей.

Развитие федерального лизинга, осуществляя поставки сельхозтехники и оборудования такого рода, способствует развитию ресурсосберегающего и точного земледелия, а также реализует возможность приобретения по лизингу автотехники, тракторов, зерносушилок, работающих на природном газе. АО «Росагролизинг» также оказывает антикризисную поддержку системным организациям российского сельскохозяй-ственного машиностроения. В настоящее время в отечественной отрасли сельскохозяй-ствен-ного машиностроения накопился целый ряд системных проблем, отрицательно воздействующих на данную сферу производства. Прежде всего, это ограниченность производственных мощностей большинства заводов, производящих сельскохозяйственную технику, что в условиях политики импортозамеще-ния тормозит степень их развития и модернизацию, кроме того в противоречащем документе данной политики - постановление правительства № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ», где прослеживается фиксирование текущего уровня развития сельхозмашиностроения. Наблюдается высокий уровень морального и физического износа производственных фондов организаций сельскохозяйственного машиностроения. На фоне низкого объема инвестиционных вложений в данную отрасль как следствие наблюдается высокая степень использования импортных комплектующих в производстве техники, что в свою очередь снижает степень локализации отечественной техники. Укажем, что до сих пор в нашей стране наблюдается ограниченное производство отдельной техники и оборудования, а производство некоторых видов техники вообще отсутствует (таблица 6).

Дальнейшее применение инструментов федерального лизинга необходимо как для стимулирования развития отечественного сельскохозяйственного машиностроения, так и для развития отраслей сельскохозяйственного производства, но для этого необходим единый комплексный подход во всем агропромышленном комплексе России, необходимо продолжать реализовывать техническую и технологическую модернизацию АПК. С учетом зафиксированных в Стратегии развития сельхозмашиностроения 2020 г. основных проблем необходимо стимулировать развитие производства компонентной базы для сельскохозяйственной техники, а также осуществлять реализацию НИОКР также с федеральной государственной поддержкой.

Таблица 6 - Перечень сельскохозяйственной техники, производимой отечественным сельскохозяйственным машиностроением_

Позиция в производстве Виды сельскохозяйственной техники и оборудования

Лидирующее производство Зерноуборочные комбайны

Тракторы с мощностью более 300 л.с.

Оборудование для очистки зерна

Кормозаготовительное оборудование

Пресс-подборщики

Косилки

Ограниченные объемы производства Оборудование для полива и орошения

Машины для внесения удобрений

Оборудование для ведения точного земледелия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тракторы малой и средне мощности 20-300 л.с.

Самоходные опрыскиватели

Производство отсутствует Телескопические погрузчики

Самоходные свеклоуборочные комбайны

Отдельное оборудование для животноводства Тракторы для садоводства и виноградарства

Для эффективного применения и работы федерального лизинга сельскохозяйственной техники и

оборудования как финансового инструмента необходимо проведение до капитализации АО «Росагроли-зинг» до 2020 г. в соответствии с индикативными параметрами, которые отражены в «Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» при приобретении сельскохозяйственной техники, произведенной в России. Вместе с тем, необходимо применять единый подход при оказании государственной поддержки по приобретению сельскохозяйственной техники на федеральном и региональном уровнях. Источники:

1. Кайшев В.Г., Алпатов А.В. Федеральный лизинг сельскохозяйственной техники как фактор развития и технологической модернизации АПК // Экономика сельского хозяйства России . №5, 2017. - С.12-16.

2. Оксанич Е.А., Вартанян М.А. Учет обязательств по финансовой аренде // В сборнике: Современная экономика: проблемы, перспективы, информационное обеспечение. Материалы VI международной научной конференции, посвященной 95-летию Кубанского ГАУ и 15-летию кафедры теории бухгалтерского учета. 2017. - С. 430-433.

3. Войтова М.А. Особенности страхования лизинговой деятельности / М.А. Войтова, А.А. Адаменко //В сборнике: Актуальные вопросы экономики и менеджмента: теория и практика. Материалы I Международной научно-практической конференции. 2015. С. 122-125.

Sources:

1. Kaishev VG, Alpatov A.V. Federal Leasing of Agricultural Machinery as a Factor of Development and Technological

Modernization of the Agroindustrial Complex // Economics of Agriculture in Russia. № 5, 2017. - P.12-16.

2. Oksanych EA, Vartanyan MA Accounting for financial lease obligations // In the collection: Modern economy: problems,

prospects, information support. Materials of the VI International Scientific Conference, dedicated to the 95th anniversary of the Kuban State University of Management and the 15th anniversary of the Department of Accounting Theory. 2017. - P. 430-433.

3. Voitova MA Features of insurance of leasing activity / М.А. Voitova, A.A. Adamenko // In the collection: Topical issues

of economics and management: theory and practice. Materials of the I International Scientific and Practical Conference. 2015. pp. 122-125.

М.Ф. Сафонова

заведующий кафедрой аудита, д.э.н., профессор, Кубанский государственный аграрный университет

M.F. Safonova

head of audit Department, Doctor of Economics, Kuban state agrarian University (safsf@yandex.ru)

А.В. Петух

доцент кафедры аудита, к.э.н., доцент, Кубанский государственный аграрный университет

A. V. Petukh

associate Professor of the Department of audit, Kuban state agrarian University (petuh.a@kubsau.ru)

МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье сформулированы основные направления обеспечения качества аудиторской деятельности в России. Определены основные проблемы, возникающие процессе внешней и внутренней проверки оказываемых услуг. Проанализированы результаты мероприятий внешнего контроля качества, проводимые саморегулируемыми организациями аудиторов, и детализирован перечень недостатков и нарушений, установленный по итогам работы аудиторских организаций. Выделены ключевые функции, которые выполняет Концепция качества аудита, представленная Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность (IAASB). С учетом особенностей развития российской экономики, сформулированы ключевые функции отечественного аудита: консолидация информации для бизнес-сообщества о значимых рисках, разработка рекомендаций по совершенствованию СВК и др. Разработана концептуальная модель оценки качества аудиторских услуг, включающая требования к качеству аудита и основанная на потребностях потребителей указанных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.