Научная статья на тему 'ЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН'

ЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нормативно-правовая база / цифровая трансформация / основные макроэкономические показатели / цифровое развитие / цифровая инфраструктура / цифровые бизнес-модели / цифровые платформы / экономический рост / качество жизни населения. / regulatory framework / digital transformation / main macroeconomic indicators / digital development / digital infrastructure / digital business models / digital platforms / economic growth / quality of life of the population.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Кобилов А.У.

Цифровая трансформация способствует возникновению новых моделей ведения бизнеса, внедрению новых цифровых решений, которые являются драйвером повышения эффективности бизнеспроцессов. Кроме того, цифровая трансформация отраслей и сфер национальной экономики способствует росту эффективности производительности труда, совершенствованию бизнес-процессов, увеличению рабочих мест в сфере цифровых технологий, улучшению качества жизни на основе увеличения скорости информационного обмена, доступности и защищенности информации, развитию инновационных технологических решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Кобилов А.У.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF DIGITAL TECHNOLOGIES ON ECONOMIC GROWTH OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Digital transformation contributes to the emergence of new business models and the introduction of new digital solutions, which are a driver for increasing the efficiency of business processes. In addition, the digital transformation of industries and areas of the national economy contributes to an increase in the efficiency of labor productivity, improvement of business processes, an increase in jobs in the field of digital technologies, an improvement in the quality of life based on an increase in the speed of information exchange, the availability and security of information, and the development of innovative technological solutions.

Текст научной работы на тему «ЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»

Кобилов А.У., кандидат экономических наук

доцент

Ташкентский государственный экономический университет

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Аннотация. Цифровая трансформация способствует возникновению новых моделей ведения бизнеса, внедрению новых цифровых решений, которые являются драйвером повышения эффективности бизнес-процессов. Кроме того, цифровая трансформация отраслей и сфер национальной экономики способствует росту эффективности производительности труда, совершенствованию бизнес-процессов, увеличению рабочих мест в сфере цифровых технологий, улучшению качества жизни на основе увеличения скорости информационного обмена, доступности и защищенности информации, развитию инновационных технологических решений.

Ключевые слова: нормативно-правовая база, цифровая трансформация, основные макроэкономические показатели, цифровое развитие, цифровая инфраструктура, цифровые бизнес-модели, цифровые платформы, экономический рост, качество жизни населения.

Kobilov A. U., candidate of economic sciences

associate professor Tashkent State Economic University

INFLUENCE OF DIGITAL TECHNOLOGIES ON ECONOMIC GROWTH OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract. Digital transformation contributes to the emergence of new business models and the introduction of new digital solutions, which are a driver for increasing the efficiency of business processes. In addition, the digital transformation of industries and areas of the national economy contributes to an increase in the efficiency of labor productivity, improvement of business processes, an increase in jobs in the field of digital technologies, an improvement in the quality of life based on an increase in the speed of information exchange, the availability and security of information, and the development of innovative technological solutions.

Key words: regulatory framework, digital transformation, main macroeconomic indicators, digital development, digital infrastructure, digital business models, digital platforms, economic growth, quality of life of the population.

2017 году запущена новая версия Единого портала интерактивных государственных услуг (my.gov.uz), создано Национальное агентство проектного управления при Президенте Республики Узбекистан. А в 2018-м образован Фонд поддержки развития цифровой экономики «Цифровое доверие» с целью привлечения и консолидации средств инвесторов для реализации проектов в сфере на условиях государственно-частного партнерства, в том числе связанных с внедрением технологии блокчейн.

Также и Государственная программа по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в Год развития науки, просвещения и цифровой экономики предусматривает реализацию определенных Президентом масштабных задач и проектов в области развития цифровой экономики и электронного правительства.

С целью дальнейшего развития информационных технологий принято постановление Президента «О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства» от 28 апреля 2020 года. В документе изложены комплексные меры по исполнению поставленных задач. Разработан проект Указа главы государства «О стратегии развития искусственного интеллекта в Республике Узбекистан в 2021-2022 годах» и размещен на СОВАЗ.

Как следует из Указов и Постановлений Президента Республики Узбекистан по развитию цифровой экономики, к 2022 году в Узбекистане долю электронных государственных услуг планируется довести до 60%.

Постановление также предусматривает развитие «цифрового предпринимательства» с увеличением объема услуг в этой сфере к 2023 году в три раза и доведением их экспорта до 100 млн долларов.

Широкое внедрение цифровых технологий запланировано на всех этапах системы образования. До 2022 года во всех регионах страны откроются центры обучения цифровым знаниям в рамках реализации проекта «Пять инициатив».

Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций определено уполномоченным органом в сфере развития цифровой экономики и электронного правительства. За Национальным агентством проектного управления при президенте сохраняются полномочия по внедрению криптоактивов и технологии блокчейн.

При министерстве будут образованы два новых учреждения:

- «Центр управления проектами электронного правительства»;

- «Центр исследований цифровой экономики».

В структуре центрального аппарата министерства введена должность заместителя министра, ответственного за вопросы ускоренной цифровизации аграрной сферы, внедрения современных информационных систем и программных продуктов в отрасли сельского хозяйства и продовольственной безопасности. В Мининфокоме также создаются

управление развития цифровых технологий в аграрной сфере и управление развития геоинформационных технологий.

Кроме того, Мининфокому безвозмездно передается государственная доля в уставном капитале ООО «Единый интегратор по созданию и поддержке государственных информационных систем UZINFOCOM».

Современная действительность показывает, что в настоящее время в Республике Узбекистан разработана «Дорожная карта», утвержденная в рамках Указа Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Стратегии «Цифровой Узбекистан 2030» и мерах по ее эффективной реализации», которая предусматривает развитие следующих направлений:

- развитие системы электронного правительства»;

- развитие цифровой индустрии;

- развитие цифрового образования;

- развитие цифровой инфраструктуры.

Вместе с тем, данные Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике показывают, что за январь 2021 года доля телекоммуникационных услуг (услуги проводной, мобильной, спутниковой связи, сети Интернет) составила 74,8 %.

В свою очередь, цифровизация является драйвером развития отраслей и сфер национальной экономики.

В табл. 1 представлены основные макроэкономические показатели Республики Узбекистан за последние 5 лет.

Таблица 1

Основные макроэкономические показатели Республики Узбекистан

Наименование Единица 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. показателя измерения

Валовой внутренний продукт млрд.сум 242 495,5 302536,8 406 648,5 511 838,1 580 203,2

Промышленная продукция млрд.сум 111 869,4 148 846,0 235 340,7 331 006,6 367 078,9

Потребительские товары млрд.сум 48 253,8 59 690,4 83 512,6 111 494,3 119 159,8

Сельское, лесное и рыбное хозяйство млрд.сум 119 726,7 154 369,4 195 103,7 224 288,8 260 306,8

Промышленная продукция млрд.сум 111 869,4 148 846,0 235 340,7 331 006,6 367 078,9

Потребительские товары млрд.сум 48 253,8 59 690,4 83 512,6 111 494,3 119 159,8

Сельское, лесное и рыбное хозяйство млрд.сум 119 726,7 154 369,4 195 103,7 224 288,8 260 306,8

Промышленная продукция млрд.сум 111 869,4 148 846,0 235 340,7 331 006,6 367 078,9

Потребительские млрд.сум 48 59 690,4 83 111 119

товары 253,8 512,6 494,3 159,8

Сельское, лесное млрд.сум 119 154 369,4 195 224 260

и рыбное 726,7 103,7 288,8 306,8

хозяйство

Промышленная млрд.сум 111 148 846,0 235 331 367

продукция 869,4 340,7 006,6 078,9

Источник: Составлено автором на основе данных Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике.

Темпы прироста ВВП в Республике Узбекистан по видам экономической деятельности за 2022 год (в % к предыдущему году) представлены на рис. 1.

Исследования специалистов в сфере цифровых технологий свидетельствуют о том, что основным макроэкономическим показателем является валовой внутренний продукт, характеризующий конечный результат производственной деятельности экономических единиц -резидентов, который измеряется стоимостью товаров и услуг, произведенных этими единицами для конечного использования.

По результатам исследований можно заключить, что формирование цифровой экономики обеспечивает следующие направления развития в национальной экономике:

Рис. 1. Темпы прироста ВВП в Республике Узбекистан по видам экономической деятельности за 2022 год (в % к предыдущему году).

Источник: www.stat.uz - данные официального портала Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике.

- создание новой информационной инфраструктуры, в частности, развитие высокоскоростного доступа к интернету, беспроводной связи, сетей 5G и т.д.;

- развитие сквозных цифровых технологий, в том числе, облачных и аддитивных технологий, интернет вещей, робототехники и др.;

- трансформация общества и бизнеса, которая, в свою очередь, включает цифровую грамотность каждого отдельного гражданина и сотрудника, а также всестороннее развитие личности;

- конвергенция технологий;

- формирование и развитие новых бизнес-моделей;

- разработка и внедрение новых цифровых платформ;

- наращивание цифровой грамотности и т.д.;

- развитие и совершенствование систем информационной и кибербезопасности.

Как показывает практика, в условиях цифровой трансформации мировой экономической системы, отрасли и сферы национальной экономики Республики Узбекистан все больше и больше используют потенциал цифровых технологических решений, которые способствуют достижению конкурентных преимуществ на мировом экономическом рынке. Данный подход подразумевает не только модернизацию технического оборудования, обновление программного обеспечения или интеллектуализацию производства, но и фундаментальные изменения в управленческих процессах, корпоративной культуре и внешних коммуникациях. В свою очередь, совершенствование управления способствует росту производительности труда каждого сотрудника, оптимизации информационного обмена, роботизации и интеллектуализации труда, что в конечном итоге служит достижению высоких результатов на экономическом рынке.

Использованные источники:

1. Указ Президента Республики Узбекистан № УП-6079 «Об утверждении Стратегии «Цифровой Узбекистан 2030» и мерах по ее эффективной реализации» от 5 октября 2020 года // Народное слово. - Ташкент, 2020 г., 6 октября.

2. Указ Президента Республики Узбекистан № 4947 «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 7 февраля 2017 года // Народное слово. - Ташкент, 2017 г., 8 февраля.

3 Постановление Президента Республики Узбекистан №-4699 «О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства» от 28 апреля 2020 года // Народное слово. - Ташкент, 2020 г., 29 апреля.

4 Антимонопольноерегулирование в цифровую эпоху / А. Цариковский, Н. Галимханова, А.Тенишев, М. Хамуков, А. Иванов, Е.Войниканис, Е. Семенова. - М.: Высшая Школа Экономики, 2018. -312 с.

5 Бондаренко В.М. Структурная модернизация в условиях формирования цифровой экономики // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2018. Т.9. №2. С.172-191.

6. Борисюк, Н. К. Механизм развития цифровой экономики в регионе: трактовка понятия / Н.К. Борисюк, О.С. Смотрина// Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2018. - N0 7. - С. 18-22.

7 Дубов, В. С. Показатели оценки развития цифровой экономики / В. С. Дубов // Наука через призму времени. -2018. -N0 7 (16).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.