Научная статья на тему 'Литургическое наследие святого праведного Иоанна Кронштадтского'

Литургическое наследие святого праведного Иоанна Кронштадтского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
222
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Литургическое наследие святого праведного Иоанна Кронштадтского»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Протоиерей Богдан Сойко

Литургическое наследие святого праведного Иоанна Кронштадтского

Опубликовано: Христианское чтение. 1997. № 14. С. 142-148

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

независимые учебные заведения с богословскими программами не стремятся к сотрудничеству, но ПИМЭН всячески призывает их к этому.

Таково краткое перечисление основных принципов и конкретных шагов деятельности РХГИ и ПИМЭНа, концепция деятельности которых по существу представлена в докладе протоиерея Владимира Федорова— директора Православного института миссиологии, экуменизма и новых религиозных движений, докладе, который Вы слышали на открытии настоящей конференции, посвященной 50-летию возрождения деятельности Православных духовных школ в Ленинграде — Санкт-Петер-бурге.

М. И. Шишова, научный сотрудник ПИМЭН

ЛИТУРГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО

реди выпускников Санкт-Петербургской Духовной Академии ярким и прекрасным светом сияет дивный образ молитвенника за наш народ и нашу Святую Православную Церковь святого праведного отца Иоана Кронштадтского.

Вся жизнь святого праведного Иоанна Кронштадтского была литургической жизнью во Христе. С ранних детских лет душа его стремилась к общению с Богом и он со всем усердием посвещал себя различным подвигам. Он любил храм, строго исполнял все церковные уставы относительно поста и молитвы, отличался целомудрием и примерной чистотой нравов, сочетал богомыслие с деятельной любовью к ближним.

«Храм, по словам святого праведника Иоанна, это земное небо; в нем престол Бога-Творца и Спасителя нашего; Он особенной благодатью п силой пребывает всегда в храме; здесь, по обетованию Его очи Его, и сердце Его во все дни отверсты (ЗЦар. 9,3), чтобы видеть входящих и исходящих, молящихся, кающихся, плачущих, скорбящих, как и радующихся о Господе, славословящих, благодарящих Его. Добрые и верные христиане ощущают присутствие Его в храме, испытывают на себе часто отеческий Его взор и благоволение, чувствуют себя у сердца Его и Его в сердце своем. В святом храме мы и сами делаемся храмами святого Духа при посредстве таинств, молитвы, слова Божия».1

В храме Божьем под воздействием Благодати Божьей происходит просветление ума и сердца, воспитание воли», восстановление в себе падшего образа Божия» 2 и «тайна очищения грехов»3.

1 Полное собрание сочинений прот. Иоанна Ильича Сергиева. СПб., 1893 г. Т. I, стр. 443—444.

2 Полное собр. соч. прот. Иоанна Ильича Сергиева. СПб., 1893 г. Т. I, стр. 446.

3 Св. Иоанн Кронштадтский. «Моя жизнь во Христе». СПб., 1893 г. Т. I, стр. 77.

Святой праведный Иоанн придавал большое значение образованию и балгодарил Бога, что «через образование науками открыл Ты мне все богатство веры и природы, и разума человеческого» 4 и «дух мой жаждет знаний; все сердце мое не удовлетворяется, не сыто, и от всех познаний, приобретенных умом, не может получать полного блаженства». 5

Полнота блаженства наступает тогда, когда человек прикасается к благодатным дарам Святого Духа.

Святой праведный Иоанн своей жизнью и своим подвигом свидетельствовал о непрестанном пребывании в Церкви благодатных даров Святого Духа.

Святой Апостол Па-вел в первом послании к Коринфянам пишет: «Дары различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление духа на пользу: одному дается слово мудрости; другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (I кор. 12, 4—10).

Дар веры святой праведный Иоанн призывает возгревать в сердце с тем, чтобы «от нерадения не погалса в нас вера».6 Поэтому «мы видим людей, которые только по одному имени — христиане, а по делам совершенные язычники».7 Он обращается к священникам, называя *тх «священниками Господними» «утешением веры обратить ложе печали страдальца христианина в ложе радости».8

Душа человеческая верою в бытие Божие изменяется, терпит перемены, испытывает покой, а вследствие маловерия, неверия истине Божьей и делами противления удаляется от Бога и испытывает томление.9 «Кто не верует в Бога, спасающего в трудных обстоятельствах, и малодушествует, тот не хочет дать славы Богу».10

Святой праведный Иоанн уделял большое значение молитве как частной, домашней, так и общей церковной.

«Молясь, мы непременно должны взять в свою власть сердце и обратить его к Господу ... не будем стоять в церкви с душевным расслаблением, но да горит каждый духом своим, работая Господу... кто не молится или не служит Богу сердцем — тот все равно, что вовсе не молится, потому что тогда .молится тело его, которое само по себе, без души — тоже, что земля».11

Сила молитвы и ее успех зависит от веры. Испрашивая у Господа помощи в делах, исцеления в болезнях, прощения грехов «прежде молитвы приготовь себя к несомненной, крепкой вере и прими заблаговременно средства против сомнения и неверия».12

4 Св. Иоанн Кронштадтский. «Моя жизнь во Христе». СПб.. 1893 г. Т. I, стр. 1.

5 Св. Иоанн Кронштадтский. «Моя жизнь во Христе». СПб., 1893. Т. I, стр. 2.

в Св. Иоанн Кронштадтский. «Моя жизнь во Христе». СПб., 1893 г. Т. 1, стр. 8.

7 Св. Иоанн Кронштадтский. «Моя жизнь во Христе». СПб., 1893 г. Т. I, стр. 8.

8 Св. Иоанн Кронштадтский. «Моя жизнь во Христе». СПб.. 1893 г. Т. I, стр. 8.

9 Св. Иоанн Кронштадтский. «Моя жизнь во Христе». СПб., 1893 г. Т. I, стр. 8.

10 Св. Иоанн Кронштадтский. «Моя жизнь во Христе». СПб., 1893. Т. I, стр. 36.

11 Там же, стр. 4—5.

12 Там же, стр. 11.

ПЗ

«Молитва— то бывает дом, построенный на песке, то — дом на камне (Map. 7, 24; 26). На песке строят же, которые молятся без веры, рассеянно, с холодностью — такая молитва сама с собой рассыпается п не приносит пользы малящемуся; па камне строят тс, которые во все продолжение молитвы имеют очи вперенные в Господа и молятся ему, как живому, лицом к лицу беседующим с ними».13

Своим глубинным опытом молитвенника Святой праведный Иоанн свидетельствует, что никакой ходатай или ангел не избавит нас от грехов, скорби и печали. Только один Бог — «Человеколюбец отвечает па веру п молитву, и скорбь сейчас проходит».14 «Надо всегда от всего сердца высказывать Богу и славословие, и благодарение, и прошение; надо всегда от всего сердца делать всякое дело перед Ним; веем сердцем любить Его и надеяться на Него».15

Молитвою измеряется качество отношений к людям 16, которое необходимо созидать на любви. «Возьми себе спутницу и подругу жизни любовь Святую, всех вмещающую в сердце, жаждующую спасения всех, радующугося с радующимися и плачущую с плачущими: это особенно утешит моего Утешителя-Христа».

В молитве к Господу, Богоматери и святым «душа наша согревается, оживляется и воспламеняется умным Солнцем-Богом».17

«Приступая молится Царице Богородице, прежде молитвы будь твердо уверен, что ты не уйдешь от Нее, не получивши милости» 18

«Молитва — златая связь человека-христианина, странника и пришельца на земле, с миром духовным.19 Молясь, необходимо представлять единого Бога все служащим, вездесущим, действующим и все оживляющим 13 с тем, чтобы молитва была в духе и истине.20

Особенно внимательно необходимо относиться к церковным молитвам п песнопениям. «Если Церковь составила и передала в общее употребление молитвы и песнопения Триединому Богу и святым Его, то это значит, находится близ молящихся ... и наши прошения исполнятся, если помолимся от всего сердца» 21

В молитве как домашней, так и церковной святых патриархов, пророков, апостолов, святителей, мучеников, исповедников, преподобных, подвижников, бессребриников. «У патриархов учись детской вере и послушанию Господа: у пророков и апостолов — ревности о славе Божьей и о спасении душ человеческих; у святителей — ревности про-поведывать слово Божие; у мучеников и исповедников — твердости за веру и благочестие перед людьми неверующими и нечестивыми; у подвижников— распинанию плоти со страстями и похотями, молитве и бо-гомыслию, у бессребриников — нестяжательности и безвозмездной по-

:з Там же, стр. 16.

14 Там же, стр. 14.

15 Там же, стр. 15.

16 Там же, стр. 14—15.

17 Там же, стр. 115.

18 Там же, стр. 63.

:э Там же, стр. 117.

20 Там же, стр. 116.

21 Там же, стр. 143.

мощи нуждающимся»22. Совершая молитву во время Богослужений, таинств, треб «твердо положись сердцем на самые слова церковных молитв» 23 верую, что «ни одно слово не положено напрасно, каждое имеет силу свою, что в каждом слове Сам Господь Триипостасный везде свой и вся исполняй (I Петр. 5,7; 2).24

Одним из самых проникновенных Богослужений является литургия, которая есть «вечерня, трапеза любви Божьей к роду человеческому. Около Агнца Божия собирается на дискосе— живые и мертвые, святые и грешные, Церковь торжествующая и воинствующея».25 От одного присутствия за литургией молящиеся получают великую душевную пользу, мир и сладость в душе».26

Дар веры. «Вера по словам святого праведного Иоанна есть ключ к сокровищнице Божьей. Она обитает в простом, добром, любящем сердце... Вера — духовные уста: чем свободнее они раскрываются, тем большим потоком входят в них божественные источники».27 О любви

Вся жизнь святого праведного Иоанна прошла под знаком любви к Богу и ближнему (Map. 22, 36—40). В его сердце звучала благодатная гармония гимна любви (I Кор. 13, 1 —13).

«Нам приходится часто видеть, — пишет святой праведный Иоанн,— неправедные, греховные дела человеческие, или слышать о них, и мы имеем грешный обычай: радоваться таким делам и вершать без стыда радость свою безумным смехом. Не по-христиански, нелюбовно, богопротивно мы делаем. Это значит, что мы не имеем в сердце христианской любви к ближнему: ибо любовь не радуется о неправде, а сора-дустся истине».28

Мудрость духовная и подвиг христианской любви состоит в том, чтобы «никакого зла не иметь в сердце на друга и не мыслить его, чтобы не раствориться с ди а вол ом», но побеждать добром зло.29 Жизнь и смерть сердца зависит от отношения к ближнему». Жизнь сердца есть любовь, смерть его — злоба и вражда на брата».30 Если будешь иметь христианскую любовь к ближним, то будет любить тебя все небо; если будешь иметь единение духа с ближним, то будешь иметь единение с Богом и со всеми небожителями.31 Дар исцелений.

Святой праведный Иоанн имел великий дар исцелять болящих, недужных, одержимых. Силой своей молитвы он помогал не только тем, к кому он прикасался, но и тем, кто обращался к нему, присылая свои письма. Иногда исцеление наступало очень быстро, а иногда необходимо было совершать многократную молитву. Так младенцы Павел

22 Там же, стр. 200.

23 Там же, стр. 263.

24 Св. Иоанн Кронштадтский. «Моя жизнь во Христе». СПб, 1893 г. Т. I, стр. 263.

25 Там же, стр. 294.

25 Там же, стр. 297.

27 Там же, стр. 242.

23 Там же, стр. 161 — 162.

29 Там же, стр. 180.

30 Там же, стр. 369.

31 Там же, стр. 386.

и Ольга, как описывает святой праведный Иоанн «по беспредельному милосердию Владыки и по молитве моего непотребства исцелились от одержавшего их духа немощи».32 Девять раз приходил к ним святой праведный Иоанн и только на десятый увидел младенцев здоровыми и поблагодарил Владыку и пребыструю Заступницу».32 И ныне у места его погребения многие получают исцеления и помощь в жизни и трудах.

Святой праведный Иоанн пишет еще о дарах ума, чувства и свободы. Умом необходимо познать Бога, сердцем чувствовать любовь Бо-жпю, свободу употреблять как средство, как орудие, на то, чтобы сделать как можно больше добра.33 Дар пророчества

Апостольство, пророчество и учительство как иерархическое служение прекратило свое существование еще во II веке, но пророчества как дар Духа Святого во все времена существовало до окончания века. И этим даром обладал святой праведный Иоанн. Он обличал безнравственную жизнь, предсказывал судьбы Церкви и России, видел грядущие страдания народа, разрушения храмов и мученический подъем христиан.

Призывание Святого Духа

Особое внимание уделял святой праведный Иоанн призыванию Святого Духа за Божественной Литургией. «Укрепляйся в несомненном призывании Утешителя Духа — Он весьма известен тебе. Ты так часто призываешь Его на св. Дары, Он, по твоей Молитве, непременно и непрестанно пресуществляет их всегда, и ты внушаешь сим многократно плоды Его божественных действий».34

Каждая часть Божественной Литургии для святого праведного Иоанна была живым восприятием жизни Самого Господа нашего Иисуса Христа. Проскомидия

«... в проскомидии молитвенно призываешь Господа Иисуса Христа или Пречистую Его Матерь и святых или поминаешь живых и умерших, тогда вынимаемая частица представляет и как бы заменяет собою Господа или Пречистую Его Матерь, или какого-либо святого, или совокупно многих святых, живых или умерших поминаемых, а мыслимое в имени представляет и заменяет собою душу призываемого или поминаемого существа».35 Ектении

Ектении являются важнейшей частью церковных богослужений. В древних литургико-канонических памятниках сохранились прошения, выраженные в ектиниях. Святой праведный Иоанн придает большое значение четному внимательному произвошению ектений и их глубокому смыслу и содержанию.

32 Там же, стр. 302.

33 Там же, стр. 335—336.

34 Св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе». СПб., 1893 г. Т. I, стр. 110.

35 Там же, стр. 186—187.

О Евангелии

В церковных богослужениях особое место занимает чтение Евангелия. Святой праведный Иоанн, заботясь о человеческом сердце, которое часто бывает «как мрачная земля» 36, напоминает, что «Евангелие есть как бы солнце, просвещающее и оживотворяющее сердца наши».36 Проповедь

Он призывает христиан быть «доверчивым к слову Божию и слову святых человеков, как к слову жизни»37, помнить, что «слово — начало жизни» 37, что в «одном слове бывает вездесущий и вся исполняющий, единый и нераздельный Господь».37

В своих проповедях святой праведный Иоанн уделял большое значение учению о Триедином Боге, Боге — Творце и Промыслителе мира, раскрывал смысл и значение Господних, Богородичных праздников, на примере святых учил добродетельной жизни.

В беседах на Заповеди о блаженствах раскрывал пагубность греха и смысл добродетельной жизни, ведущей ко спасению, вечной радости, вечному блаженству.38 О покаянии

Покаяние по учению святого праведного Иоанна должно быть «искренним и совершенно свободным» 39, в котором кающийся должен сам «раскаиваться с сердечным сокрушением», «признаваться в грехах своих» 39. Необходимо как можно чаще исповедываться, «чтобы поражать, бичевать грехи открытым признанием их и чтобы больше чувствовать к ним омерзение» 40.

Дивные примеры истинного покаяния, сердечного сокрушения, чистой жизни, трогательных призывов, благостных увещаний, грозных, но правдивых обличений усматривает святой праведный Иоанн в Великом каноне Андрея Критского: «Вы слышали великий канон Андрея Критского? Слышали молитву святого Ефрема? Какой дух покаяния в них! Какое умиление? И какая жажда спасения и помилования от Бога! Вот и учитесь у Святой Церкви покаянию и умилостивлению Господа. Вслушивайтесь, вдумывайтесь, поминайте грехи свои, сокрушайтесь, кайтесь, не превозноситесь».40 Таинство Причащения

Таинство святого Причащения — это «святейшее таинство как единая великая священная книга любви Господа к роду человеческому» 41 и «Господь в животворящих Тайнах Своих, где бы они не приносились, есть вечно единый и неразделимый Создатель от одной крови. Он произвел род человеческий (Деян. 17, 26) 41. В причащении Тела и крови Христовой открывается бесконечная благость и премудрость Господа, заключающаяся в том, что они «принимаются христианином в самое сердце туда, где гнездится диавол, имущий держалу греха и смерти (Евр. 2, 14) —в совершенное противоядие ему, в дарование нам свя-

36 Там же, стр. 357.

37 Там же, стр. 196—197.

38 Полное собр. сочинений прот. Иоанна Сергиева. СПб., 1893 г. Т. I, стр. 149—217.

39 Там же, стр. 255—256.

10 Там же, стр. 360.

41 Полное собр. сочинений прот. Иоанна Сергиева. СПб., 1893 г. Т. I, стр. 113.

147

тости и жизни, и в прогнание греха и смерти 42. В животворящих Тайнах Тела и крови Христовой «обитает вся полнота бесконечного, невме-стимого Божества».43

Святой праведный Иоанн призывал молящихся к частому причащению Святых Христовых Тайнетв. Практика причащения только в период постов, или один раз в Великом Посту не приемлема для христианина.

В период апостольский, мужей апостольских и отцев церкви христиане причащались за каждой Божественной литургией, которая совершалась по воскресным и праздничным дням. На Руси причащение Святых Тайн Христовых только один раз в период постов было предписано Петром Первым и, к сожалению, эта практика имеет в настоящее время свою традицию. Святой Праведный Иоанн призывал причащаться как можно чаще, сохраняя свою чистоту. «Если Христос в тебе через частое причащение Святых Тайн, то будь весь как Христос».44 Святой праведный Иоанн призывал молиться своими словами, просить у Бога помощи и с верой надеяться на благодатное утешение. Он составил целый ряд молитв, обращенных к Триединому Богу, к Богоматери, Ангелам и святым, от века угодившим Богу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из примеров может быть молитва к Триединому Богу, составленная святым праведным Иоанном:

«Слава Тебе, Отче щедрот и Боже всякие утехи! Слава Тебе, Сыне Божий, Единородный, исходатайствовавый нам бесконечное прощение грехов наших! Слава Тебе, Душе Всесвятый, ходатайствуй о нас воздыхании неизлагаланными, дающий пламенную с воздыханиями и слезами молитву, согревающий хладную душу, дающий умиление и скорбь о грехах, очищающий, освящающий, умиротворяющий, укрепляющий и обновляющий нас! Слава Тебе, Троице Святая, безначальная, живо-начальная, во веки благословляемая от всех созданий умных!»

Святой праведный Иоанн с помощью благодати Божьей в земной своей жизни воскреснул духовно, стал наследником будущей жизни со Христом. Он с чистым сердцем последовал за Христом, вверив Ему свою земную судьбу, со смирением и любовью взял на себя благое иго исполнения его святых заповедей и Всемилостивый Христос исполнил данное Им обетование: «Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет». (Ин. 12,26).

Прот. Богдан Сойко,

преподаватель литургии СПб ДА.

С а н кт- Петер бур г, декабрь 1996 года.

42 Там же, стр. 114.

43 Там же, стр. 124—125.

44 Там же. стр. 292.

45 Там же, стр. 221.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.