Научная статья на тему 'Литургические исследования профессора Санкт-Петербургской духовной академии А. Л. Катанского'

Литургические исследования профессора Санкт-Петербургской духовной академии А. Л. Катанского Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
394
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
А.Л. КАТАНСКИЙ / МДА / СПБДА / Н.В. ПОКРОВСКИЙ / И.Д. МАНСВЕТОВ / ТАИНСТВА / ЛИТУРГИЯ / ДОГМАТИКА / ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИТУРГИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Санюк Глеб Викторович

Статья посвящена научной и преподавательской деятельности профессора Санкт-Петербургской духовной академии Александра Львовича Катанского. Особое внимание уделяется периоду с 1873 по 1874 гг., когда А.Л. Катанский преподавал литургику и церковную археологию в СПбДА. Изучается ряд его исследований в области исторической литургики, проводится их историографический анализ. Выявляется уникальность литургического наследия А.Л. Катанского ввиду незаурядности и одновременно преемственности богословской традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Liturgical Works of Professor of the St. Petersburg Theological Academy A.L. Katansky

The article is dedicated to research and teaching activities of Professor of the St.Petersburg Theological Academy Alexander Lvovich Katansky. Particular attentionis paid to the period from 1873 to 1874 when A.L. Katansky taught liturgy and churcharcheology at SPbTA. A number of his researches in the field of historical liturgy arestudied and their historiographical analysis is carried out. We gain perspective of theuniqueness of the liturgical heritage of A.L. Katansky as a result of his originalityand continuance of theological traditions at the same time.

Текст научной работы на тему «Литургические исследования профессора Санкт-Петербургской духовной академии А. Л. Катанского»

История Санкт-Петербургской духовной академии

Cвященник Глеб Санюк

ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССОРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ А.Л. КАТАНСКОГО

Статья посвящена научной и преподавательской деятельности профессора Санкт-Петербургской духовной академии Александра Львовича Катанского. Особое внимание уделяется периоду с 1873 по 1874 гг., когда А.Л. Катанский преподавал литургику и церковную археологию в СПбДА. Изучается ряд его исследований в области исторической литургики, проводится их историографический анализ. Выявляется уникальность литургического наследия А.Л. Катанского ввиду незаурядности и одновременно преемственности богословской традиции.

Ключевые слова: А.Л. Катанский, МДА, СПбДА, Н.В. Покровский, И.Д. Мансве-тов, таинства, литургия, догматика, историческая литургика.

Профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Львович Катанский родился 19 ноября 1836 г. в Нижнем Новгороде в бедной семье диакона Льва Герасимовича Катанского, служившего в храме прп. Сергия Радонежского. Изначально жизненный путь будущего учёного ничем не отличался от пути его сверстников, сыновей провинциального приходского духовенства. Свои отроческие и юношеские годы Катанский провел под надзором родителей, которые, безусловно, имели огромное значение в деле воспитания и нравственного становления молодого Александра. Он сам об этом так пишет в своих воспоминаниях: «Отец мой имел огромное на меня влияние, на мой характер, склонности и на склад всей моей жизни — и своею личностью, примерами его жизни и принятою им системою воспитания»1. Своего родителя Александр Львович характеризует так: «Мой отец был далеко небогатый человек, принужденный по недостатку средств самолично много работать по дому, но он был богат другим, — крепкою, непоколебимою верою в Бога и глубокой религиозностью. Был он очень кроткого, незлобивого характера и строгой жизни, усиленно боролся со своими недостатками и греховными наклонностями, по временам и надолго предаваясь чисто аскетическим подвигам (посту, молитве и др.), которым мы все удивлялись. При этом был еще ревностным проповедником, не опускавшим ни одного праздничного дня без проповеди собственного сочи-

Cвященник Глеб Санюк — магистр богословия, аспирант Санкт-Петербургской православной духовной академии (saniukgleb@yandex.ru).

1 Катанский А.Л. Воспоминания старого профессора (с 1847 по 1913 гг.). Пг., 1918. С. 11.

нения, что в то время было далеко не обычным явлением, — даже в среде го-

2

родских священников и протоиереев, не говоря уже о диаконах» .

О том, как формировались черты характера будущего ученого, он сам повествует в своих «Воспоминаниях» следующим образом: «рос я один, без товарищей, проводя время в играх только с сестрами; не было у меня и детских игрушек, кроме самодельных... меня не баловали, а может быть, не было и средств. Характер выработался у меня сосредоточенный, а может быть здесь сказалась и наследственность — от отца. Неудивительно поэтому, что, как только подрос и научился читать и достаточно понимать прочитанное, я скоро пристрастился к чтению, сначала житий святых свт. Димитрия Ростовского — из церковной библиотеки, а потом и светских книг»3.

В 1847 г. Катанский поступает во второй класс4 местного духовного училища, которое оканчивает в 1852 г. За духовным училищем следовала Нижегородская духовная семинария, где Александр Львович проучился с 1852 по 1858 гг. Годы обучения в ней пришлись на период ее расцвета, и о них Катанский вспоминает как о большом счастье для него и для его товарищей. «Учились мы, — говорит он, — при старой, далеко не совершенной программе и при старых методах преподавания, дававших нам много простора для самостоятельности, при хороших, в общем, преподавателях и при сильном на нас влиянии лиц, стоявших во главе местной администрации, наконец, при воздействии на нас прекрасной природы родного города, помогавшей нашему саморазвитию»5.

В 1859 г. Катанский поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, где был поставлен под водительство студента старшего курса Ивана Дмитриевича Касаткина (в будущем св. равноапостольного Николая Японского). Оканчивая академический курс в 1863 г., Александр Львович выбрал для себя тему магистерской диссертации, которая была предложена профессором сравнительного богословия И.Т. Осининым: «Обозрение предприятий и попыток к соединению церквей восточной и западной»6. По словам проф. прот. П. Лепорского, Катанский отлично справился с работой, и рецензировавший его работу проф. И.В. Чельцов, самый строгий рецензент, высоко оценил

7

его научные достоинства .

2Там же. С. 7.

3Там же. С. 12.

4Первый класс являлся подготовительным, в нем обучали чтению и письму.

5Катанский А.Л. Воспоминания старого профессора. С. 71.

6Там же. С. 150.

1 Лепорский П., прот. Пятидесятилетний юбилей ученой деятельности проф го. СПб., 1913. С. 4.

. А.Л. Катанско-179

По окончании учебы Катанский был направлен в Московскую духовную академию в качестве преподавателя церковной археологии и словесности, где пробыл до 1867 г. Следует сказать, что гомилетика как богословская дисциплина в те времена не воспринималась студентами духовных школ всерьез, да и среди самих преподавателей к этому предмету можно было заметить несколько презрительное отношение. Возможно, именно с этим обстоятельством было связано то, что в своем курсе Александр Львович основной упор делает именно на церковную археологию, тогда как гомилетике отводилась совсем незначительная роль8. Именно в Московской духовной академии произошло окончательное становление Катанского как ученого-богослова. «Московская академия, — говорит он, — была поистине второю моею матерью, довершившей мое образование как академического преподавателя. Она направила и укрепила мои первые, еще нетвердые шаги на ученом поприще. Проведенные в ней годы были для меня важнее, чем всякое заграничное путешествие. И если впоследствии мне удалось совершить нечто не совершенно бесполезное для богословской науки, то этим, бесспорно, во многом обязан тому закону и направлению, которое я получил в русском Оксфорде»9.

В 1867 г., по ходатайству руководства Санкт-Петербургской духовной академии, А.Л. Катанский был переведен в родную alma mater бакалавром на кафедру догматического богословия10, где протрудился вплоть до своей отставки в 1896 г. в звании заслуженного ординарного профессора, проведя на службе в общей сложности 33 г.11. Плодом его многотрудной деятельности на поприще богословского образования явилось издание нескольких десятков очерков, статей и монографий, из которых нас в настоящей статье, прежде всего, будут интересовать те, которые были посвящены литургике. Что же касается педагогической деятельности профессора А.Л. Катанского, то несомненный интерес для нас будет представлять период с 1873 по 1874 гг., когда он читал лекции на кафедре церковной археологии и литургики вместо ушедшего в отставку профессора В.И. Долоцкого.

8Катанский А.Л. Воспоминания старого профессора. С. 185.

9Тамже. С. 221.

10Лепорский П., прот. Пятидесятилетний юбилей ученой деятельности. С. 5.; Горчаков Б.К., свящ. Александр Львович Катанский как догматист-богослов. Л., 1964. [Машинопись.] С. 12.

11 Журналы заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии за 1895/96 учебный год. СПб., 1900. С. 290.

Сразу следует сказать, что А.Л. Катанского нельзя назвать ученым-литургистом в строгом смысле слова, поскольку главные его научные изыскания касались области догматического богословия, в то же время, мы не можем оставить без внимания период 1873-1874 гг., когда он занимал должность преподавателя церковной археологии и литургики Санкт-Петербургской духовной академии12. Именно Катанским был подготовлен будущий заведующий кафедрой церковной археологии и литургики Н.В. Покровский13, который под его научным руководством блестяще защитил диссертацию pro venia legendi14. «Древнехристианская базилика», после чего был допущен к чтению лекций в звании приват-доцента15. Сам А.Л. Катанский об этом пишет следующее: «Мне удалось избрать и подготовить, из числа оканчивавших в то время студентов IV курса церковно-практического отделения, постоянного преподавателя Н.В. Покровского... Мой выбор оказался весьма удачным: Н.В. Покровский, впоследствии магистр, доцент, командированный с ученой целью за границу, ... получил потом большую и заслуженную известность не только в духовных, но и светских кругах»16.

Следует сказать, что за относительно небольшой период преподавания А.Л. Катанского в московских духовных школах, он сумел подготовить достойного преемника, будущего профессора гомилетики, литургики и церковной археологии Московской духовной академии И.Д. Мансветова, труды которого до сих пор являются классикой мировой науки о богослужении17.

Что же касается самой учебной программы по курсу церковной археологии и литургики, то она по существу мало чем отличалась от той, которую Катанский использовал, будучи лектором Московской духовной академии, и которая во многом была определена лекциями по литургике В.И. Долоцкого18.

12Отчет о состоянии Санкт-Петербургской духовной академии за 1873 год // Христианское чтение. 1874. № 3. С. 460.

13ЛепорскийП., прот. Пятидесятилетний юбилей ученой деятельности... С. 8.

14Право читать лекции. (лат.) Лепорский П., прот. Пятидесятилетний юбилей ученой деятельности. С. 8.

15Журналы заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии за 1874 г. СПб., 1874. С.183.

16Катанский А.Л. Воспоминания старого профессора. С. 280.

17Желтов М.С., свящ. Обзор истории православной литургической науки до конца XX века // Богослов.ш. Научный богословский портал. URL: http://www.bogoslov.ru/text/1883125.html (дата обращения: 24.10.2014).

18Долоцкий Василий Иванович (1814-1885 гг.) — заслуженный ординарный профессор Санкт-Петербургской духовной академии. Первый профессор литургики со времени введения ее в ака-

Курс его лекций состоял из общего обозрения истории развития христианского богослужения, краткого обозрения источников и литературы по предмету, чтений по обрядовой стороне основных церковных священнодействий и таинств. В целом, данная структура курса была сохранена и при чтении лекций в Санкт-Петербургской духовной академии, кроме того, что А.Л. Катанским были добавлены лекции по истории литургии православных церквей и древних национальных литургий Запада19, а также по истории развития чинопоследования таинств, для составления которых, по словам самого профессора, потребовалось проделать огромную работу20. Трудность её выполнения обусловливалась тем, что, во-первых, в то время практически не было пособий по истории возникновения таинств, во-вторых, материала, необходимого для последовательного анализа исторической судьбы каждого из чинопоследований, было крайне мало, и как правило, он ограничивался периодом IV—V вв., к тому же требовал серьезной работы по своему упорядочиванию и рубрикации. Для восполнения существующих пробелов в исторических данных о чинопоследованиях таинств восточного обряда Катанским был проделан огромный труд по изучению творений святых отцов и писателей церкви, что, несомненно, было возможно благодаря его прекрасной филологической подготовке. Что касается новизны его лекций, то он впервые стал использовать компаративный (сравнительный) метод в литургике, проводя параллели между восточным и западными (римским, лютеранским и англиканским) богослужебными обрядами21.

Научная деятельность

Приступая к обзору богословских трудов А.Л. Катанского необходимо отметить, что по своему содержанию они достаточно разнообразны, и в целом их можно разделить на несколько групп: 1) труды, касающиеся догматической проблематики; 2) сочинения по церковной археологии и литургике; 3) церковно-исторические работы; 4) церковная публицистика (статьи, посвященные церковной и общественной жизни). Прежде всего, в данной статье нас интересует вторая группа исследований, посвященных проблемам церковной археологии и ли-тургики. Хотя Александр Львович и посвятил практически всю свою жизнь дог-

демии в 1839 г. По словам И.А. Чистовича, «он создал науку литургики». Его академические неопубликованные лекции неоднократно литографировались и впоследствии оказали значительное влияние на последующее развитие русской науки о богослужении.

19Катанский А.Л. Очерк истории древних национальных литургий Запада // Христианское чтение. 1869. № 1.С. 17-18.

20Катанский А.Л. Воспоминания старого профессора. С. 189.

21Тамже. С. 191.

матическому богословию, свои первые научные изыскания он совершал именно в области исторической литургики. Результатами его раннего богословского творчества явились работы «Очерк истории литургии нашей Православной Церкви», а также «Очерк древних национальных литургий Запада», написанные в 1868-1870 гг. Перу Катанского также принадлежат более поздние литургические сочинения — «К истории литургической стороны таинства брака» (1880), «Очерк истории обрядовой стороны таинства елеосвящения» (1880).

Важной заслугой автора является то, что в отличие от своих предшественников, в указанных нами двух последних работах он пытается предложить научное решение вопросов, связанных с историей возникновения и развития богослужебных чинов вышеуказанных таинств, вместо механического перечисления отрывочных исторических свидетельств о различных элементах обряда. При этом сам автор подчеркивает, что им впервые делается попытка исследования обрядовой стороны таинств от первых сохранившихся о них исторических свидетельств, до закрепления их чинопоследований в современном ему требнике22.

В сочинении «К истории литургической стороны таинства брака» А.Л. Ка-танский пытается раскрыть историю формирования этого таинства в неразрывной связи с таинством Евхаристии. Автор на основании приведенных свидетельств показывает, что заключение брака в раннехристианскую эпоху было частью литургических молитв, после которых, следовало совместное участие супругов в таинстве Св. Тела и Крови Христовых23. А.Л. Катанский указывает, какие элементы таинства брака были присущи ему изначально (пение 127 псалма «Блажени вси боящиися Господа», молитва перед возложением венцов, молитва после Евангелия, благословение брачующихся), а какие имеют более позднее происхождение, что собой представляло обручение в древности, и каким образом оно сформировалось в церковный обряд24.

В «Очерке истории обрядовой стороны таинства елеосвящения» А.Л. Ка-танский прослеживает историю использования елея в дохристианскую эпоху, приводит свидетельства его употребления в качестве лечебного средства в иудейском и языческом мире, указывает на сакраментальное отношение древнехристианских общин к елею, который с апостольских времен использовал-

22Катанский А.Л. Очерк обрядовой стороны таинства елеосвящения // Христианское чтение. 1880. № 7-8. С. 131; Его же. К истории литургической стороны таинства брака // Христианское чтение. 1880. № 1-2. С. 126-127.

23Там же. С. 103.

24К истории литургической стороны таинства брака//Христианское чтение. 1880. № 1. С. 121126.

ся в молитвенных и богослужебных собраниях в таинстве Крещения, а также при помазании больных (собственно таинство елеосвящения) в качестве видимого знака благодати Божией, исцеляющей душевные и телесные болезни. Автором «Очерка» делается попытка проследить историю формирования чинопо-следования таинства елеосвящения, при этом А.Л. Катанский указывает, какие

элементы обряда являются древнейшими, а какие появились вследствие более

25

поздних правок .

Что же касается первых двух обозначенных нами трудов, то в них автор предпринимает попытку систематизации литургий восточного и западного обряда по существующим типам анафоры. В своих исследованиях он прослеживает развитие литургий византийского обряда на протяжении ^ХГУ вв., а также римского и амвросианского обрядов на протяжении I-XVI вв.26 «Очерк истории литургии нашей Православной Церкви» является, по сути, первым историческим исследованием православной восточной литургии в русской богословской науке, и как свидетельствует его автор, до этого времени не было «ни одного опыта чисто исторического исследования литургии нашей Православной Церкви, не говоря уже о литургиях других христианских обществ»27.

В обозначенных нами выше трудах Александр Львович Катанский опирается в основном на ранние работы католических и протестантских исследователей-литургистов, таких как Бинтерим, Геранже, Бунзен, Паркер, Гоар и др. Именно последний, И. Гоар, своими исследованиями положил начало литургике как исторической науке, и впоследствии не было практически ни одного историко-литургического исследования, в котором бы не упоминалось его имя28. Неоспоримую заслугу католических ученых Александр Львович видел и в том, что с XVI по XVIII вв. им удалось собрать и издать огромное количество древних манускриптов, богослужебных чинов и списков литургий всех христианских Церквей: римские сакраментарии, евхологионы Греческой Церкви, трактаты об испанской, готской, мозарабской и других древних литургиях Запада, и издания древних литургий восточных неправославных Церквей (восточно-сирийской, армянской, эфиопской). Благодаря прекрасной филоло-

25Катанский А.Л. Очерк обрядовой стороны таинства елеосвящения // Христианское чтение. 1880. №7-8. С. 92.

26Катанский А.Л. Очерк истории литургии нашей Православной Церкви // Христианское чтение. 1868. № 9. С. 355; Катанский А.Л. Очерк истории древних национальных литургий Запада // Христианское чтение. 1869. № 4. С. 562.

21 Катанский А.Л. Очерк истории литургии нашей Православной Церкви. С. 346.

28Успенский Н.Д. О Гоаре // Богословские труды. М., 1968. № 4. С. 38.

гической подготовке А.Л. Катанский имел возможность работать как с критическими изданиями данных чинопоследований, так и с опубликованными к тому времени богослужебными рукописями.

По мнению профессора, большой вклад в сравнительное изучение древних литургий смогли внести и протестантские ученые, которые ко всему прочему сумели распределить существующие богослужебные чины по различным семьям: александрийской, антиохийской, константинопольской, западной, римской. К их заслугам Александр Львович относит и то, что они смогли разделить всю историю существования литургий на хронологические периоды, восстанавливая при этом оригинальный текст чинопоследования богослужения каждой из эпох.

Что же касается исследований российских литургистов, то Александр Львович в своих научных изысканиях их практически не использует и с сожалением констатирует, что существующие исследования крайне малочисленны,

а в области исторической литургики сколько-нибудь серьезные работы и вовсе

29

отсутствуют .

Нельзя оставить без внимания и догматические труды профессора, в частности его докторскую диссертацию «Догматическое учение о семи церковных таинствах в творениях древнейших святых отцов и учителей церкви до Оригена включительно» (1877 г.), которая хоть и косвенно, но все же была связана с литургической проблематикой. По словам современного российского литургиста священника Михаила Желтова, данное исследование стало прорывом в литургической науке того времени, и отчасти сохраняет свою научную актуальность в наши дни30. Тема, избранная А.Л. Катанским, принадлежала к наименее разработанным историко-догматическим вопросам западноевропейской литературы, и поэтому представляла значительные трудности для ее богословского исследования31. Несмотря на всю значимость данной работы в отношении изучения истории формирования церковных таинств и свидетельств о них в древности, А.Л. Катанскому, к сожалению, не удалось избежать ошибок, которые невозможно было не сделать ввиду зависимости русской догматической мысли того периода от католической схоластики. Будучи воспитанным на учебной литературе, сводившей все богословие таинств к западным схемам и категориям

29Катанский А.Л. Очерк истории литургии нашей Православной Церкви. С. 353.

30Желтов М.С., свящ. Обзор истории православной литургической науки до конца XX века // Богослов.ги. Научный богословский портал. URL: http://www.bogoslov.ru/text/1883125.html (дата обращения: 12.11.2014).

31 Лепорский П., прот. Пятидесятилетний юбилей ученой деятельности. С. 10.

мысли, автор ревностно пытается защитить те положения, которые по своему существу не являются подлинным выражением православной сакраментологии. В своем труде А.Л. Катанский стремится обосновать тезис о том, что учение о семи церковных таинствах существовало с самого начала истории христианской Церкви, только лишь не было запечатлено в конкретных формулировках. Он также настаивает на том, что само понятие «таинство» в том смысле, в котором мы его понимаем сейчас, в том или ином виде присутствовало уже в ранней Церкви32. Свои рассуждения автор пытается подкрепить свидетельствами из трудов мужей апостольских, св. Иустина Мученика, св. Иринея Лионского, св. Климента Александрийского, св. Киприана Карфагенского, Оригена, Тертулли-

ана, при этом подчас приходит к таким выводам, которые фактически вступают

33

в противоречие с ранее сделанными им самим утверждениями .

Несомненно, Александр Львович Катанский был человеком своего времени, и как достойный представитель русской богословской науки второй половины XIX - начала XX вв., он не мог в своем творчестве избежать влияния как сильных, так и слабых сторон усвоенного им богословского образования. Что касается первых, то прежде всего необходимо отметить блестящее знание им, как и большинством других русских ученых-богословов того времени, источников: литургических памятников, святоотеческой литературы, трудов зарубежных исследователей,что немыслимо без серьезнейшей филологической подготовки и культуры, которую прививали тогдашние духовные академии и семинарии. Эта высочайшая культура позволила А.Л. Катанскому быть не только серьезным догматистом, но и глубоким патрологом. К достоинствам учёного также стоит отнести прекрасное литературное изложение, характеризующееся с одной стороны ясностью и доступностью, и в то же время сохраняющее строгость и научность.

Что касается литургического наследия А.Л. Катанского, то несомненно, оно представляет интерес для церковно-исторической науки, поскольку, с одной стороны, является уникальным в истории развития российской ли-тургики ввиду незаурядности исследований профессора прославленной Санкт-Петербургской духовной академии, и с другой стороны, говорит о преемственности богословской культуры и мысли в его преподавательской деятельности, без которой невозможно формирование и воспитание новых поколений церковных ученых.

32Катанский А.Л. Догматическое учение о семи церковных таинствах. СПб., 1877. С. 2-9.

33Подробнее см. Иванов М.С. Понятие «таинство» в православном богословии // К истине. Миссионерско-апологетический проект. URL: http://www.k-istine.ru/base_faith/mystery/mystery _ivanov.htm (дата обращения: 12.11.2014.)

Источники и литература

1. Горчаков Б.К., свящ. Александр Львович Катанский как догматист-богослов. Курсовое сочинение. Л., 1964. [Машинопись.] 222 с.

2. Желтов М.С., свящ. Обзор истории православной литургической науки до конца XX века // Богослов.ги. Научный богословский портал. URL: http://www.bogoslov.ru/text/1883125.html (дата обращения: 24.10.2014).

3. Журналы заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии за 1874 г. СПб., 1874. 347 с.

4. Журналы заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии за 1895/96 учебный год. СПб., 1900. 528 с.

5. Иванов М.С. Понятие «таинство» в православном богословии //К истине. Миссионерско-апологетический проект. URL: http://www.k-istme.ru/ba-se_faith/mystery/mystery_ivanov.htm (дата обращения: 12.11.2014.)

6. Катанский А.Л. Воспоминания старого профессора (с 1847 по 1913 гг.). Вып. 2. Годы 1867 - 1913. Пг., 1918. 222 с.

7. Катанский А.Л. Догматическое учение о семи церковных таинствах. СПб., 1877. 427 с.

8. Катанский А.Л. Очерк истории древних национальных литургий Запада // Христианское чтение. 1869. № 4. С. 17-69.

9. Катанский А.Л. Очерк истории литургии нашей Православной Церкви. СПб., 1868. 164 с.

10. Катанский А.Л. К истории литургической стороны таинства брака//Христианское чтение. 1880. № 1-2. С. 98-127.

11. Катанский А.Л. Очерк истории обрядовой стороны таинства елеосвящения // Христианское чтение. 1880. № 7-8. С. 92-131.

12. Лепорский П., прот. Пятидесятилетний юбилей ученой деятельности проф. А.Л. Катанского. СПб., 1913. 19 с.

13. Отчет о состоянии Санкт-Петербургской духовной академии за 1873 год // Христианское чтение. 1874. № 3. С. 435-476.

14. Успенский Н.Д. О Гоаре // Богословские труды. М., 1968. № 4. С. 37-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.