Научная статья на тему 'ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ КАК АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ КАК АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
549
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / ЛИЦЕНЗИЯ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / ЛИЦЕНЗИОННЫЙ КОНТРОЛЬ / СОИСКАТЕЛЬ ЛИЦЕНЗИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рудаметкина Наталья Николаевна, Беккалиева Наталья Климентьевна

В статье рассматриваются административно-правовые аспекты лицензирования. Характеризуется система федерального законодательства о лицензировании на примере Конституции РФ, Федерального закона и кодексов. Выделяются основные виды функциональной деятельности, которые подлежат обязательному прохождению данной процедуры. Подробно расписываются основные требования, предъявляемые к соискателю лицензии. В заключении делается обоснованный вывод о роли и значении процедуры лицензирования для экономической сферы страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ КАК АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ОТРАСЛЯМИ, КОМПЛЕКСАМИ

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ КАК АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Рудаметкина Наталья Николаевна

Студент

ФГБОУ ВО Поволжский институт управлени я«Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

г. Саратов, РФ Беккалиева Наталья Климентьевна кандидат экономических наук, доцент кафедры Корпоративной экономики ФГБОУ ВО Поволжский институт управления «Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

г. Саратов, РФ

Аннотация: В статье рассматриваются административно-правовые аспекты лицензирования. Характеризуется система федерального законодательства о лицензировании на примере Конституции РФ, Федерального закона и кодексов. Выделяются основные виды функциональной деятельности, которые подлежат обязательному прохождению данной процедуры. Подробно расписываются основные требования, предъявляемые к соискателю лицензии. В заключении делается обоснованный вывод о роли и значении процедуры лицензирования для экономической сферы страны.

Ключевые слова: административное право, лицензия, лицензирование, лицензионный контроль, соискатель лицензии.

Административно-правовой режим лицензирования считается одним из базовых инструментов регулирования экономики, с помощью которого государство старается обеспечить защиту общественных интересов при осуществлении частными лицами экономической деятельности.

На сегодняшний день одним из наиболее действенных механизмов государственного регулирования рыночных отношений является лицензионная система. Ее смысл заключается в обеспечении гармоничного существования рыночного механизма с реализацией избирательного подхода по отношению к экономическим субъектам с целью исключения вероятностей для работы в экономической сфере тех, которые недобросовестно ее осуществляют.

Лицензирование - деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.

Иными словами - лицензирование с точки зрения административно-правового регулирования считается основной формой разрешительной деятельности, порождающей возникновение определенных правоотношений между государством и субъектом экономической деятельности, связанных с выдачей лицензий и регулированием их статуса.

Основным понятием процесса лицензирования является лицензия. Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Лицензия является документом, с одной стороны, подтверждающим право контрольной и надзорной функции со стороны государства, а с другой - определяет право юридического или физического лица осуществлять определенную деятельность в определенных, установленных законодательством рамках.

Одним из важнейших полномочий лицензирующих органов является предоставление лицензий заинтересованным субъектам экономической деятельности. По сути данный процесс является формой предварительного контроля, который принимает систематический характер ввиду срочности действия любой лицензии. Результаты такой деятельности для субъекта экономической деятельности могут иметь

двоякий характер: так, в случае соблюдения им законного режима ведения экономической деятельности контролирующий орган готовит индивидуальный акт управления и приказ о выдаче (продлении) лицензии. В остальных случаях контролирующий орган выносит отказ в выдаче специального разрешения.

Связанным с указанным полномочием контролирующих органов является приостановление действия лицензий. Этот процесс представляет собой принудительную процедуру, санкцию, сущность которой заключается в приостановлении деятельности лицензиатов в случае выявления фактов нарушения требований законодательства. Таким образом, главной предпосылкой возобновление действия лицензий является ликвидация лицензиатом выявленных нарушений. В случае, если это происходит, лицензирующий орган письменно уведомляет лицензиата о возобновлении деятельности лицензии.

Другой важной функцией лицензирующих органов наряду с выдачей лицензий является лицензионный контроль.

Лицензионный контроль проводится лицензирующим органом в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Характеризуя практическую деятельность лицензирующих органов, следует обратить внимание на ее открытость и публичность. Так, в частности, в процессе реализации своих полномочий они формируют открытые и общедоступные государственные информационные ресурсы, содержащие сведения из реестров лицензий, положения о лицензировании конкретных видов деятельности, а также технические регламенты и иные нормативные правовые акты РФ, устанавливающие обязательные требования к лицензируемым видам деятельности. Среди основных нормативно-правовых актов выделяют: Гражданский Кодекс РФ, кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Уголовный кодекс РФ.

Лицензирование является важнейшим институтом административного права, призванным осуществлять государственное регулирование в экономической сфере жизни. Административно-правовой характер данного вида деятельности определяется тем, что лицензирование представляет собой процедуру административного процесса и обладает всеми признаками процессуальной деятельности:

- имеет государственно-властный характер;

- регламентировано нормами административно-процессуального права;

- сопровождается принятием процессуальных документов (актов);

- завершается вынесением конкретного решения по делу;

- включает последующий контроль за осуществлением разрешенной деятельности с возможностью применения мер государственного воздействия.

Рассмотрим статистику выданных лицензий за 2014-2017 гг. (Таблица 1).

Таблица 1.

СТАТИСТИКА ВЫДАННЫХ ЛИЦЕНЗИЙ ЗА 2014- 2017 Г.Г._

Наименование лицензируемого вида деятельности и Доля в % общего Доля в % общего Доля в % общего Доля в % общего

№ 2014 количес т-ва лицензи й 2015 количеств а лицензий 2016 количеств а лицензий 2017 количеств а лицензий

лицензирующего органа

Образовательная

деятельность

1 (Рособрнадзор, субъекты Российской Федерации) 33 349 5,6 12313 2 17,5 12098 6 16,2 12302 5 19,8

Медицинская

деятельность

2 (Росздравнадзор, субъекты Российской Федерации) 144 953 24,2 93 330 13,3 10240 8 13,7 10658 2 17,1

Розничная

продажа

алкогольной 62 440

3 продукции 10,4 84 044 11,9 73 799 9,8 70 914 11,4

(субъекты Российской

Федерации)

4 Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (МЧС России) 29 951 4,9 33 056 4,7 36 068 4,8 41 483 6,8

5 Фармацевтическа я деятельность: - лекарственными средствми медицинского назначения (Росздравнадзор, субъекты Российской Федерации); - с лекарственными средствами ветеринарного назначения (Россельхознадзо р) 38 59 5 6,4 36 943 5,2 55 950 7,5 34 049 5,5

5 932 1,0 6 148 Менее 1 6 469 Менее 1 6 589 1,06

По сведениям официальных статистических отчетов численность действующих лицензий, выданных федеральными лицензирующими органами и лицензирующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на конец 2017 года составило 621 290 лицензий, что на 0,2% меньше, чем в 2016 году (в 2016 году - 622 757).

Наиболее массовыми сферами деятельности, которые подлежат лицензированию, являются: образовательная деятельность, медицинская деятельность, розничная продажа алкогольной продукции, деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, фармацевтическая деятельность. На указанные 5 сфер приходится 382,6 тыс. действующих лицензий (61,6% от общего количества лицензий).

Проведем анализ полученной прибыли в сфере образования.

По данным Федеральной службы государственной статистики объем выручки в сфере образования в 2014 году составил 6234 млн.руб , в 2017 году данный показатель составил 17678 млн.руб. По данным видно, что объем выручки увеличился почти в 3 раза. В свою очередь этому поспособствовало увеличение количества выданных лицензий в данный период. Если рассмотреть количество выданных лицензий в сфере образования за 2014-2017 г.г. , то можно заметить что произошло увеличение в 3 раза. В связи с расширением образовательных услуг и количеством выданных лицензий , произошло и увеличение прибыли.

Необходимость получения лицензии, прежде всего, состоит в том, что к лицензируемым относятся более важные виды экономической деятельности, осуществление которых имеет возможность повлечь за собой нанесение вреда наиболее охраняемым объектам и интересам. А охраняет государство нашу нравственность, оборону страны, здоровье и т.д. И для того, чтобы любой «желающий» не смог нанести им ущерб, государство предусматривает дополнительные требования для соискателей лицензий. В свою очередь, нарушение законодательства о лицензировании, является основанием для привлечения лица к ответственности со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

Таким образом, лицензирование представляет собой форму разрешительной деятельности в экономической сфере. В этой связи органы государственной власти субъектов РФ наделяются полномочиями по осуществлению лицензирования конкретных видов деятельности в порядке, установленном законодательством.

Список литературы

1.Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О лицензировании отдельных видов деятельности».

2.Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций / А.В. Мелехин // СПС КонсультантПлюс. 2009.

3.Спектор Е.И. Лицензирование в Российской Федерации: правовое регулирование / Е.И. Спектор. -М.: Юстицинформ, 2007. - 323 с.

4.Сургутсков В.И. Комментарий к Федеральному закону от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» / В.И. Сургутсков. - // СПС КонсультантПлюс. 2010.

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ

Шаповалова М.А.

Доцент кафедры таможенных операций и таможенного контроля товаров СПБ филиала Российской таможенной академии, к.т.н.

Андорская А.В.

Старший преподаватель ГУМРФ им. Адм. С. О. Макарова

Эглит Я.Я.

Заведующий кафедрой управления транспортными системами,

д.т.н., к.э.н., профессор

Важным направлением развития таможенной службы Российской Федерации в современных условиях является содействие внешней торговле, а одной из приоритетных задач является сокращение сроков совершения таможенных операций и упрощение порядка осуществления таможенных процедур.

Стратегия развития таможенной службы РФ до 2020 года предусматривает повышение эффективности таможенного регулирования, в том числе совершенствование законодательства в области таможенного дела, рационализация технологий совершения таможенными органами операций, связанных с осуществлением таможенного контроля, упрощение таможенных формальностей [13]. Основная цель таких изменений - необходимость выведения таможенного администрирования на качественно новый уровень.

Предварительное таможенное декларирование является одной из технологий, внедренных для снижения временных затрат на проведение таможенного контроля и, как следствие, сокращения накладных расходов, увеличения товарооборота и содействия торговле в целом. Применение предварительного декларирования, в том числе в процедуре таможенного транзита, является одним из направлений Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года [13].

Предварительное таможенное декларирование представляет собой такой способ декларирования товаров, при котором таможенная декларация подается до прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС. При предварительном декларировании проверка документов и сведений начинается еще до прибытия товаров в зону таможенного контроля.

Тема исследования актуальна, так как применение предварительного таможенного декларирования позволяет оптимизировать работу таможенных органов и деятельность участников ВЭД, а также повысить эффективность их взаимодействия. Подача предварительной декларации дает возможность заранее выявить недостающие сведения, внести необходимые изменения и дополнения и определить объекты контроля, что позволяет ускорить процесс выпуска товаров. В связи с этим можно выделить объект и предмет исследования.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при таможенном декларировании товаров, а в качестве предмета выступает непосредственно предварительное таможенное декларирование.

Целью исследования является анализ теоретических основ предварительного декларирования и оценка практики его применения для выявления основных проблем этой технологии и определения главных направлений совершенствования.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

1. Проанализировать технологию предварительного таможенного декларирования.

2. Оценить практику применения предварительного таможенного декларирования.

3. Определить перспективные направления развития системы предварительного декларирования.

Законодательством предусмотрена возможность подачи таможенной декларации на товары до их

прибытия на таможенную территорию ЕАЭС или в место доставки, определенное таможенным органом отправления [10]. В этом случае осуществляется предварительное декларирование, порядок которого определен статьей 114 ТК ЕАЭС

Общий порядок предварительного декларирования, определенный ТК ЕАЭС, представлен на рисунке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.