УДК 378
DOI: 10.25730/VSU.7606.22.063
Литературоведческая имагология как учебный курс магистратуры: структурно-содержательные
и методические аспекты*
О. Ю. Поляков
доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русской и зарубежной литературы и методики обучения, Вятский государственный университет. Россия, г. Киров.
ORCID: 0000-0002-9362-7720. E-mail: usr09131@vyatsu.ru
Аннотация. В статье обобщается опыт создания учебно-методического обеспечения новой дисциплины магистратуры, литературоведческой имагологии, в соотнесенности с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования магистратуры по направлению подготовки 45.04.01 Филология и в связи с неотложными задачами совершенствования магистратур гуманитарного профиля. Дается характеристика внедрения данного учебного курса в Вятском государст-венном университете в рамках реализации проекта по созданию инновационных учебных курсов магистратуры «Литературоведческая имагология», поддержанного Фондом Владимира Потанина.
Актуальность данной дисциплины, изучающей рецепцию и репрезентацию национальных образов в текстах художественной литературы, обусловлена как социокультурными, так и дидактическими факторами: с одной стороны, повышенным вниманием к проблемам национальной идентичности и межкультурных взаимодействий в современном мире, с другой - необходимостью сформировать общественно значимые личностные качества будущих специалистов-филологов. Кроме того, курс имагологии в силу своей новизны и междисциплинарности призван значительно расширить содержательно-предметное поле традиционных литературоведческих дисциплин, повысить уровень филологических и общекультурных компетенций магистрантов. Концепция курса основана на последовательном рассмотрении генезиса и развития представлений о национальном в России и странах зарубежья, категориального аппарата имагологии и принципов имагопоэтологического анализа художественного текста с дальнейшим обращением к прикладным аспектам изучения репрезентации инонационального в литературах с использованием современных технологий проблемного, интерактивного обучения и ИКТ. В статье рассматриваются направления реализации данной концепции в магистратуре ВятГУ: характеризуются содержание учебной дисциплины, труды, составляющие ее методологическую основу, принципы отбора источников для анализа в ходе занятий, подходы, дающие возможность всесторонне изучить особенности воплощения дискурса о национальном на жанровом, проблемном и других уровнях.
Ключевые слова: литературоведческая имагология, национальный образ, учебно-методическое обеспечение дисциплины, компетенция, междисциплинарность.
В последние годы в трудах российских ученых проблемы магистратуры занимали достаточно значимое место: рассматривались ее институциональные основы, пути оптимизации подготовки магистрантов, подходы к созданию образовательных программ, технологии и оценка качества обучения, проблемы личностного развития преподавателей [4; 8; 11-13; 1518; 20]. При этом исследовались наиболее общие, глобальные вопросы развития отечественной магистратуры, либо в фокусе внимания оказывались ее негуманитарные профили, что, безусловно, не может не вызывать сожаления, поскольку именно гуманитарное знание способствует развитию духовно-нравственных основ личности, формированию ее общественно значимого самоопределения; социально-гуманитарное знание и образование «выполняют функцию ориентации человека в окружающем его мире, задают осознание корней, показывают прошлое и тем самым формируют направленность в будущее» [2, с. 27].
В связи с этим особую значимость приобретает оптимизация образовательных программ гуманитарного профиля, а именно модернизация содержания образования в магистратурах по филологии. В современных условиях подготовка магистров-филологов необходимо связана с разработкой учебных программ и курсов, ориентированных на интеграцию узкоспециального знания в пространство гуманитаристики. В частности, в профилях подготовки по направлению
© Поляков О. Ю., 2022
* Публикация осуществлена в рамках проекта «Литературоведческая имагология», реализуемого победителем грантового конкурса для преподавателей магистратуры 2021/2022 Стипендиальной программы Владимира Потанина.
«Филология» наряду с традиционными лингвистическими и литературоведческими дисциплинами значимое место могут занять курсы междисциплинарной направленности, что в целом будет способствовать формированию у магистрантов комплексных представлений о современных филологических науках и сложных компетенций. Так, например, особое внимание в магистратуре по литературе должно быть уделено проблемам межкультурной коммуникации, которые прежде, как правило, рассматривались студентами, изучавшими курсы лингвистики и перевода, и дисциплинам, включающим их в свое предметное поле. Это расширение содержания образования призвано дать будущим магистрам возможность вариативного профессионального самоопределения, становления не только как исследователей или преподавателей литературы, но и как специалистов в области коммуникаций, международных связей, а также способствовать формированию у них общественно значимых качеств личности.
В научно-методической литературе отмечалось, что «лишь филологические факультеты готовят к осуществлению <...> межнациональной коммуникации, под которой понимается специфический вид коммуникации межкультурной» [6, с. 22], предполагающей «сочетание в рамках учебного плана языковых, культурологических и литературоведческих курсов, что хорошо ложится на отечественный опыт и традиции филологической подготовки. Кроме того, именно магистратура позволяет на основе бакалавриата вводить новые виды текстов, вырабатывать навыки их обработки и интерпретации, углублять языковую подготовку, раскрывать механизмы взаимодействия языков и культур». [19, с. 326].
В материалах Федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по языкознанию и литературоведению, публикациях его руководителей неоднократно говорилось о перспективности междисциплинарных подходов к формированию содержания образования в магистратуре с учетом «активного взаимодействия филологии с другими гуманитарными науками, прежде всего историей, социологией, философией, психологией и культурологией» [7, с. 30].
В связи с очевидной необходимостью разработки комплексных междисциплинарных курсов достойное место в учебном плане магистратуры по филологии может занять литературоведческая имагология как новая отрасль компаративистики, уникальным образом входящая в междискурсивное пространство современного научного знания. Она представляет собой новый интегративный учебный курс, методологически и методически базирующийся на современных научных парадигмах не только литературоведения, но и социологии, социальной психологии, культурологии и других наук, и направленный на комплексное изучение проблем межкультурной коммуникации, рецепции и репрезентации национальных образов в художественных литературах России и зарубежных стран.
Имагология исследует генезис, структуру и эволюцию национальных образов, воплощенных в текстах литературы, постигает роль литературы в формировании национальной идентичности, представлений о национальном характере, складывающихся в системе словесности образов народов, национальных стереотипов. Иными словами, задачей имагологии является анализ образов других народов (гетерообразов), их происхождения, содержания и исторической изменчивости, их корреляций с собственным национальным образом (автообразом). Репрезентация образов наций в литературах является одной из актуальных проблем в связи с современной социокультурной ситуацией и общей логикой цивилизационных процессов, когда феномены глобализма и мультикультурализма приходят в противоречие с укреплением национальных идентичностей, тенденцией к локализации, регионализации культурных потоков [14, с. 5]. Проблемы диалога культур, взаимодействия в них национального и транснационального, выражения национальных стереотипов в литературах сегодня особенно важны.
Актуальность данной дисциплины обусловлена как социокультурными, так и дидактическими факторами: с одной стороны, повышенным вниманием к проблемам национальной идентичности и межкультурных взаимодействий в современном мире, с другой - необходимостью сформировать общественно значимые личностные качества будущих специалистов-филологов (гражданское самосознание, толерантность к иным культурам, умение ориентироваться в сложной геополитической обстановке). Кроме того, курс имагологии в силу своей новизны и междисциплинарности призван значительно расширить содержательно-предметное поле традиционных литературоведческих дисциплин, повысить уровень филологических компетенций магистрантов, дать им представления об основных категориях и понятийно-логических структурах, используемых для анализа объективации национального в системе словесности, углубить сформированные в период обучения на бакалаврских про-
граммах навыки филологического анализа текста. Уникальность курса заключается в том, что на его методологической основе могут быть сконструированы новые учебные дисциплины (историческая имагология, лингвистические аспекты репрезентации национальных образов, имагологические проблемы перевода и другое).
Литературоведческая имагология способствует формированию следующих компетенций, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования магистратуры по направлению подготовки 45.04.01 Филология (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 августа 2020 г. № 980), согласно которым выпускник магистратуры должен быть способным анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия (УК-5); использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ОПК-2); владеть широким спектром методов и приемов филологической работы с различными типами текстов (ОПК-3); анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в области филологии (ПК-1).
Основываясь на содержании названных компетенций, мы сформулировали концепцию курса литературоведческой имагологии для его внедрения в магистратуре по филологии Вятского государственного университета, согласующуюся с основными положениями Программы развития Вятского государственного университета на 2021-2030 гг. в области образовательной политики, которые предусматривают создание инновационных учебных курсов для учебно-методического обеспечения реализации ценностно-мировоззренческого ядра программ высшего образования. Данный курс должен способствовать развитию ценностных ориентиров обучающихся и подготовке кадров со сформированной целостной картиной мира в силу своего интегративного характера, междисциплинарности и выраженной аксиологической направленности.
Цель дисциплины - дать магистрантам систему знаний о механизмах рецепции и репрезентации национальных образов в художественной литературе.
Задачи дисциплины:
- познакомить магистрантов с историей возникновения имагологии;
- обозначить место имагологии в литературоведении и, шире, в современных гуманитарных науках;
- дать представление о категориальном аппарате этой дисциплины и ее методологических подходах;
- очертить круг основных, важнейших идей и достижений имагологии; познакомить магистрантов с наиболее авторитетными российскими и западными исследователями-имаго-логами и их работами;
- сформировать у обучающихся навыки имагологического анализа текста.
Концепция курса основана на последовательном рассмотрении генезиса и развития
представлений о национальном в России и странах зарубежья, категориального аппарата имагологии и принципов имагопоэтологического анализа художественного текста с дальнейшим обращением к прикладным аспектам изучения репрезентации инонационального в литературах с использованием современных технологий проблемного, интерактивного обучения и ИКТ.
Учебный курс имагологии может состоять из двух разделов. В первом целесообразно изучить историю и методологию имагологической науки, формирование и эволюцию ее ведущих школ. Его содержание может быть представлено следующим образом: 1) основные этапы научного познания образов наций. Формирование этностереотипов в период Возрождения. Раскрытие взаимосвязи антропологии и поэтики на примере текстов XVII в. (Ю. Ц. Ска-лигер). Систематизация национальных стереотипов в период Просвещения (Д. Вико, И. Гер-дер, Д. Юм, Ж.-Б. Дюбо). XIX век: позитивизм и обоснование национального своеобразия литератур (культурно-историческая школа И. Тэна). Создание первых трудов, посвященных репрезентации и рецепции отдельных народов в текстах литературы, в первой половине XX в. (Ф. Бальдансперже, Л. П. Бетц и другие). Возникновение имагологии как науки в 1950-х гг. Ж.-М. Карре как один из основоположников имагологии, его представления об исследовании рецепции одних народов другими, изучении категорий «чужого/другого» в контексте межли-
тературных взаимодействий. Структуралистские подходы к проблеме национальной идентичности. Национальный образ как репрезентамен. Современное состояние имагологии, ее основные национальные школы (Германия, Франция, Нидерланды) и представители (Х. Ди-зеринк, Д.-А. Пажо, Й. Леерссен). Направления имагологической мысли в России (В. Б. Земсков, В. А. Хорев, Н. П. Михальская, В. П. Трыков, В. В. Орехов); 2) понятийный аппарат имагологии. Национальный стереотип как базовое понятие имагологии, его основные трактовки как культуротворческого феномена (В. Б. Земсков), общественно-исторического мифа (В. А. Хорев), тропа, существующего в интертексте культуры (Й. Леерссен). Автостереотип. Гетеросте-реотип. Имаготип. Имагема. Национальный миф. Национальный нарратив.
Второй раздел дисциплины может быть посвящен изучению рецепции и репрезентации национальных образов в литературах стран, вступавших в культурный диалог, в отношения геополитической конкуренции (Франция, Германия, Великобритания, США и другие). Он может выстраиваться по принципу синхронии/диахронии; по жанрово-видовым признакам (например, «Имагологические аспекты английского травелога XIX в.»), по персоналиям («Образ Польши в творчестве Ф. М. Достоевского» и другое), по этническим группам («Имагология скандинавских народов»...). Возможно рассмотрение следующих проблем: историческая динамика взаимной имагологической рецепции в двух или нескольких национальных литературах, жанровая специфика воплощения национальных образов, национальные образы как авторские мифы и так далее. Могут быть отдельно рассмотрены отражения национальной специфики вечных (архетипических, транснациональных) образов, роль национальных мифов в формировании авто- и гетеростереотипов.
Данная структура учебного курса была конкретизирована во время его апробации на факультете филологии и медиакоммуникаций Вятского государственного университета и отражена в рабочей программе дисциплины, составленной в соответствии с Основной профессиональной образовательной программой ВятГУ по направлению подготовки 45.04.01 от 31.08.2021 г. В учебном плане литературоведческая имагология относится к блоку 1 (дисциплины, модули) части, формируемой участниками образовательных отношений (Б1.В.ОД.6), читается в 4-м семестре и заканчивается зачетом.
В соответствии с концепцией дисциплины были сформированы два учебных модуля -теоретический и практический, в первый вошли 6 часов лекционных и 6 часов практических занятий, во второй, соответственно, 10 и 8 часов. Второй модуль значительно превосходит первый по количеству часов в связи с необходимостью уделить первостепенное внимание формированию у магистрантов навыков имагологического анализа художественного текста.
В первом модуле («Имагология в системе литературоведения») в лекционном формате были рассмотрены следующие темы: имагология и компаративистика; история имагологии: эссенциализм и структуралистские подходы; категориальный аппарат имагологии. Практические занятия были посвящены уяснению особенностей различных имагологических школ и направлений (истоки имагологии в сравнительном литературоведении Франции, культурная иконография Д.-А. Пажо; имагологические исследования в Германии и Нидерландах: Х. Дизеринк, М. Фишер, Й. Леерссен; проблемы рецепции и репрезентации национальных образов в осмыслении российских имагологов В. Б. Земскова, В. А. Хорева, Н. П. Михальской, В. П. Трыкова). Отдельное семинарское занятие было проведено по проблеме «Структура национального образа. Стереотипы. Имагемы. Имаготипы. Клише» в связи с тем, что терми-носистема имагологической науки до настоящего времени не стабилизировалась: в частности, дискуссионным является соотношение стереотипа и имагообраза, стереотипа и имагемы, вызывает вопросы корреляция национального образа и имаготипа, стереотипа и имаготипа, стереотипа и клише и другое. В ходе практического занятия был представлен весь спектр мнений по названным проблемам с применением методики проблемного обучения, эвристического подхода, которые позволили обучающимся сопоставить данные ряда наук, относящиеся к теоретическим основам учебного курса, - сравнительного литературоведения, социологии, социальной психологии, теории межкультурной коммуникации, семиотики - и, таким образом, уяснить междисциплинарный характер имагологии и развить научную эрудицию.
Второй модуль учебной дисциплины ориентирован на освоение прикладных аспектов имагологии. В ходе лекций в его рамках были рассмотрены такие проблемы, как методология исследования национальных образов, взаимоотражение культур Запада и Востока в национальных литературах, а также жанровые аспекты имагологической рецепции и репрезентации (специфика конструирования национальных образов в травелоге, историческом романе,
документально-публицистических жанрах и жанрах массовой литературы (детектив, шпионский роман и другое). Эти лекции позволили актуализировать знания магистрантов в области жанровой поэтики и истории литературы, прояснить возможности взаимодействия художественных и идеологических структур в рамках литературного текста.
При отборе материала для практических занятий второго модуля были учтены такие критерии, как репрезентативность текстов, их облигаторность (присутствие в имагологиче-ском каноне), жанровое разнообразие, принадлежность к различным национальным литературам и литературным эпохам, а также возможность представить базовые имагологические оппозиции и средства репрезентации национального. В частности, на семинарах были рассмотрены имагопоэтика художественного приема (остранение как способ создания гетерооб-раза в романе Монтескье «Персидские письма»); оппозиция «Запад - Восток» в художественной структуре малой прозы Р. Киплинга (на примере рассказа «За чертой»); жанровый синтез в аспекте имагологической репрезентации, представленный на примере взаимодействия тра-велога и репортажа в «Русском дневнике» Дж. Стейнбека, и проблема национального Другого в романе Г.-М. Леклезио «Золотая рыбка». Безусловно, при дальнейшей оптимизации курса при условии увеличения количества академических часов, отводимых на изучение курса има-гологии, состав текстов может быть серьезно дополнен: в их число могут войти произведения, в которых отражены гетерообразы зарубежных народов в восприятии русских писателей («Письма из Франции» Д. И. Фонвизина, книга очерков И. А. Гончарова «Фрегат Паллада» и другие), образ России в оценках зарубежных писателей (романы Д. Резерфорда «Русское», М. Брэдбери «В Эрмитаж!», Ф. Бегбедера «Идеаль», Э. Миллера «Подснежники»), автообразы различных наций, региональные образы как воплощение национального этнотипа, выражающие имагологическую оппозицию «центр - периферия» (роман Г. Свифта «Водоземье»), особенности национального нарратива в мультикультурном романе (произведения С.Рушди, В. Найпола и другие), проблема взаимоотношений западных и восточных цивилизаций (роман Э.-М. Форстера «Путешествие в Индию»).
Была разработана также система заданий для самостоятельной работы по учебному курсу, включающая конспектирование источников, написание рефератов и эссе, подготовку презентаций по изучаемым темам, задания тестового характера для самопроверки. Все они отражены в пособии «Литературоведческая имагология», которое было подготовлено О. Ю. Поляковым и О. А. Поляковой и которое наряду с рабочей программой войдет в состав учебно-методического комплекта дисциплины. Учебное пособие содержит конспекты лекций, дополненные научно-критическими текстами для изучения и конспектирования, планы практических занятий, включающие проблемные задания и сопровождаемые консультативными материалами, фрагментами художественных или научных источников, списками рекомендуемой литературы. Пособие содержит также общий библиографический список и глоссарий имагологических терминов.
В связи с тем, что магистратура по направлению подготовки «Филология» в Вятском государственном университете имеет научно-исследовательскую направленность, в ходе изучения курса большое внимание уделяется изучению научно-критических работ и выполнению учебно-исследовательских заданий. Имагология также открывает большие возможности для написания магистерских диссертаций по проблеме национальных образов в литературах, рассмотрения аксиологической структуры этих образов, художественных средств их воплощения, корреляции художественного и документально-публицистического в национальном нарративе, его мифологическом компоненте и другое.
Безусловно, некоторые проблемы при освоении курса имагологии и исследовании магистрантами имагологических аспектов литератур неизбежны в связи с тем, что основная часть научных работ по этой дисциплине не переведена на русский язык. Однако существуют серьезные отечественные труды, среди которых следует отметить сочинения Г. Д. Гачева по сравнительному описанию культур, национального мира разных народов как единства природы, характера и ментальности [3], монографии Н. П. Михальской о восприятии образа России в английской художественной литературе [9; 10], В. П. Трыкова и А. Р. Ощепкова об образе России в художественном сознании Франции [21], В. А. Хорева о Польше в восприятии русских литераторов [23], Т. Н. Бреевой и Л. Ф. Хабибуллиной о национальном мифе в русской и английской литературе [1; 22] и, наконец, труд В. Б. Земскова, закладывающий фундаментальные основы изучения рецепции и репрезентации национальных образов в художественной литературе [4].
Конечная цель изучения литературоведческой имагологии заключается в том, чтобы дать магистрантам представление о всемирном характере современной литературы, в которой в имагологической «гетероглоссии», в диалогических отношениях различных национальных литератур происходят взаимоотражения национальных образов, взаимодействия западной и восточной традиций, отражаются глобальные духовные проблемы и геополитические тенденции.
Список литературы
1. Бреева Т. Н., Хабибуллина Л. Ф. Национальный миф в русской и английской литературе второй половины ХХ века. Казань : ТГГПУ, 2009. 611 с.
2. Воробьева О. В. О проблемах и перспективах развития гуманитарных наук и гуманитарного образования в России // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 11. С. 22-33. DOI: 10.31992/ 0869-3617-2019-28-11-22-33.
3. Гачев Г. Д. Космо-Психо-Логос: Национальные образы мира. М. : Академический проект, 2007. 511 с.
4. Земсков В. Б. Образ России в современном мире и иные сюжеты. М. ; СПб. : Центр гуманитарных инициатив : Гнозис, 2015. 343 с.
5. Игнатьев В. П., Варламова Л. Ф. Мониторинг эффективности реализации магистерских программ // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 7. С. 110-118. DOI: 10.31992/0869-3617-201928-7-110-118.
6. Ковтун Е. Н. Четверть века работы Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию // Информационный бюллетень № 16 Совета по филологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию. Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2015. С. 6-23.
7. Ковтун Е. Н., Родионова С. Е. Филологическая магистратура в России: вчера и завтра // Информационный бюллетень № 12 Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2010. С. 14-38.
8. Макарова С. Н., Резник С. Д. Магистранты российского университета: социальное поведение и качество обучения // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 11. С. 9-21. DOI: 10.31992/08693617-2019-28-11-9-21.
9. Михальская Н. П. Образ России в английской художественной литературе IX-XIX вв. М. : МПГУ, 1995. 152 с.
10. Михальская Н. П. Россия и Англия: Проблемы имагологии. М. ; Самара : Порто-Принт, 2012. 224 с.
11. Мотовилов О. В. Проблемы подготовки кадров в магистратуре // Высшее образование в России. 2016. № 2 (198). С. 38-45.
12. Опфер Е. А. Трансформации российской магистратуры // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 1. С. 36-48. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-1-36-48.
13. Поздеева С. И. Магистратура как пространство профессионально-личностного развития студента и преподавателя // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 3. С. 144-152.
14. Поляков О. Ю., Полякова О. А. Имагология: теоретико-методологические основы. Киров : Радуга-ПРЕСС, 2013. 162 с.
15. Роботова А. С. Проблемы и трудности обучения магистров: взгляд профессора педагогического университета // Научный электронный журнал «Непрерывное образование: XXI век». 2017. № 2 (18). URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=3487 (дата обращения: 05.03.2023).
16. Российская магистратура будущего: четыре траектории развития / Петрова О. В., Чепьюк О. Р., Макарова С. Д., Марико В. В., Горылев А. И. // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 8-9. С. 20-33. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-20-33.
17. Сахарчук Е. И. Качество образования в магистратуре // Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе / сост. Е. И. Сахарчук. Волгоград : Перемена, 2013. С. 106-110.
18. Сенашенко B. С., Халин В. Г. О тенденциях реформирования магистратуры в структуре российской высшей школы // Высшее образование в России. 2008. № 3. С. 9-22.
19. Сергиева Н. С. Диалог культур в подготовке филолога: магистратура // Русский язык и литература в тюркоязычном мире: современные концепции и технологии : мат-лы Международной научно-практической конференции (Казань, 4-6 октября 2016 г.), 04.10.2016-06.10.2016. С. 325-328. URL: http://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/108265 (дата обращения: 03.03.2023).
20. Стукалова И. Б. Развитие магистратуры в России: предпосылки, проблемы и перспективы // Современное образование. 2018. № 3. С. 1-8. DOI: 10.25136/2409-8736.2018.3.26892.
21. Трыков В. П., Ощепков А. Р. Русская незнакомка во французской «республике словесности»: Образ России в литературном сознании Франции : монография. М. : Директ-Медиа, 2021. 528 с.
22. Хабибуллина Л. Ф. Национальный миф в английской литературе второй половины ХХ века. Казань : КГУ, 2010. 234 с.
23. Хорев В. А. Польша и поляки глазами русских литераторов. М. : Индрик, 2005. 231 с.
Literary Imagology as a Master's degree course: Structural, substantive and methodological aspects
O. Yu. Polyakov
Doctor of Philology, professor, professor of the Department of Russian and Foreign Literature and Teaching Methods, Vyatka State University. Russia, Kirov. ORCID: 0000-0002-9362-7720. E-mail: usr09131@vyatsu.ru
Abstract. The article summarizes the experience of creating educational and methodological support for a new discipline of the magistracy, literary imagology, in relation to the Federal State educational standard of higher education of the magistracy in the direction of training 45.04.01 Philology and in connection with the urgent tasks of improving the magistracy of the humanities. The article describes the implementation of this training course at Vyatka State University as part of the project to create innovative master's degree courses "Literary Imagology", supported by the Vladimir Potanin Foundation.
The relevance of this discipline, which studies the reception and representation of national images in the texts of fiction, is due to both socio-cultural and didactic factors: on the one hand, increased attention to the problems of national identity and intercultural interactions in the modern world, on the other - the need to form socially significant personal qualities of future philologists. In addition, the imagology course, due to its novelty and interdisciplinarity, is designed to significantly expand the content and subject field of traditional literary disciplines, increase the level of philological and general cultural competencies of undergraduates. The course concept is based on a consistent consideration of the genesis and development of ideas about the national in Russia and abroad, the categorical apparatus of imagology and the principles of imagopoethological analysis of a literary text with further reference to the applied aspects of studying the representation of the foreign in lite rature using modern technologies of problem-based, interactive learning and ICT. The article discusses the directions of implementation of this concept in the Vyatka Master's program: the content of the discipline, the works that make up its methodological basis, the principles of selecting sources for analysis during classes, approaches that make it possible to comprehensively study the features of the implementation of the discourse on the national at genre, problem and other levels are characterized.
Keywords: literary imagology, national image, educational and methodological support of discipline, competence, interdisciplinarity.
References
1. Breeva T. N., Habibullina L. F. Nacional'nyj mif v russkoj i anglijskoj literature vtoroj poloviny XX veka [The national myth in Russian and English literature of the second half of the twentieth century]. Kazan. TSHPU. 2009. 611 p.
2. Vorob'eva O. V. O problemah i perspektivah razvitiya gumanitarnyh nauk igumanitarnogo obrazovaniya v Rossii [On the problems and prospects of the development of humanities and humanities education in Russia] // Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher education in Russia. 2019. Vol. 28. No. 11. Pp. 22-33. DOI: 10.31992/08693617-2019-28-11-22-33.
3. Gachev G. D. Kosmo-Psiho-Logos: Nacional'nye obrazy mira [Cosmo-Psycho-Logos: National images of the world]. M. Akademicheskiy Proekt (Academic Project). 2007. 511 p.
4. Zemskov V. B. Obraz Rossii v sovremennom mire i inye syuzhety [The image of Russia in the modern world and other subjects]. M. ; SPb. Center for Humanitarian Initiatives ; Gnosis. 2015. 343 p.
5. Ignat'ev V. P., Varlamova L. F. Monitoring effektivnosti realizacii magisterskih programm [Monitoring the effectiveness of the implementation of master's programs] // Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher education in Russia. 2019. Vol. 28. No. 7. Pp. 110-118. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-7-110-118.
6. Kovtun E. N. Chetvert' veka raboty Soveta po filologii UMO po klassicheskomu universitetskomu obrazovani-yu [A quarter of a century of work of the Council for Philology of the UMO for Classical University Education] // Informacionnyj byulleten' № 16 Soveta po filologii Uchebno-metodicheskogo ob'edineniya po klassicheskomu universitetskomu obrazovaniyu - Newsletter No. 16 of the Council for Philology of the Educational and Methodological Association for Classical University Education. Tambov : TSU n. a. G. R. Derzhavin. 2015. Pp. 6-23.
7. Kovtun E. N., Rodionova S. E. Filologicheskaya magistratura v Rossii: vchera i zavtra [Philological magistracy in Russia: yesterday and tomorrow] // Informacionnyj byulleten' № 12 Soveta po filologii UMO po klassicheskomu universitetskomu obrazovaniyu - Newsletter No. 12 of the Council for Philology of the UMO for Classical University Education / NovSU n. a. Yaroslav the Wise. Veliky Novgorod. 2010. Pp. 14-38.
8. Makarova S. N., Reznik S. D. Magistranty rossijskogo universiteta: social'noe povedenie i kachestvo obucheniya [Undergraduates of the Russian University: social behavior and quality of education] // Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher education in Russia. 2019. Vol. 28. No. 11. Pp. 9-21. DOI: 10.31992/0869-36172019-28-11-9-21.
9. Mihal'skaya N. P. Obraz Rossii v anglijskoj hudozhestvennoj literature IX-XIX vv. [The image of Russia in English fiction of the IX-XIX centuries]. M. MPSU. 1995. 152 p.
10. Mihal'skaya N. P. Rossiya i Angliya: Problemy imagologii [Russia and England: Problems of imagology]. M. ; Samara. Porto-Print. 2012. 224 p.
11. Motovilov O. V. Problemy podgotovki kadrov v magistrature [Problems of personnel training in the magistracy] // Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher education in Russia. 2016. No. 2 (198). Pp. 38-45.
12. Opfer E. A. Transformacii rossijskoj magistratury [Transformations of the Russian magistracy] // Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher education in Russia. 2021. Vol. 30. No. 1. Pp. 36-48. DOI: 10.31992/08693617-2021-30-1-36-48.
13. Pozdeeva S. I. Magistratura kak prostranstvo professional'no-lichnostnogo razvitiya studenta i prepo-davatelya [Magistracy as a space of professional and personal development of a student and teacher] // Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher education in Russia. 2018. Vol. 27. No. 3. Pp. 144-152.
14. Polyakov O. Yu., Polyakova O. A. Imagologiya: teoretiko-metodologicheskie osnovy [Imagology: theoretical and methodological foundations]. Kirov. Raduga-PRESS. 2013. 162 p.
15. Robotova A. S. Problemy i trudnosti obucheniya magistrov: vzglyad professora pedagogicheskogo uni-versiteta [Problems and difficulties of teaching masters: the view of a professor of a pedagogical university] // Nauchnyj elektronnyj zhurnal "Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek" - Scientific electronic journal "Continuing education: XXI century". 2017. No. 2 (18). Available at: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=3487 (date accessed: 05.03.2023).
16. Rossijskaya magistratura budushchego: chetyre traektorii razvitiya [Russian magistracy of the future: four trajectories of development] / Petrova O. V., Chep'yuk O. R., Makarova S. D., Mariko V. V., Gorylev A. I. // Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher education in Russia. 2021. Vol. 30. No. 8-9. Pp. 20-33. DOI: 10.31992/ 0869-3617-2021-30-8-9-20-33.
17. Saharchuk E. I. Kachestvo obrazovaniya v magistrature [The quality of education in the magistracy] // Pedagogicheskaya deyatel'nost' i pedagogicheskoe obrazovanie v innovacionnom obshchestve - Pedagogical activity and pedagogical education in an innovative society / comp. E. I. Sakharchuk. Volgograd. Peremena (Break). 2013. Pp. 106-110.
18. Senashenko B. S., Halin V. G. O tendenciyah reformirovaniya magistratury v strukture rossijskoj vysshej shkoly [On the trends of reforming the magistracy in the structure of the Russian higher school] // Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher education in Russia. 2008. No. 3. Pp. 9-22.
19. Sergieva N. S. Dialog kul'tur v podgotovke filologa: magistratura [Dialogue of cultures in the preparation of a philologist: Master's degree] // Russkijyazyk i literatura v tyurkoyazychnom mire: sovremennye koncep-cii i tekhnologii : mat-ly Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Kazan', 4-6 oktyabrya 2016 g.), 04.10.2016-06.10.2016 - Russian language and literature in the Turkic-speaking world: modern concepts and technologies : materials of the International Scientific and Practical Conference (Kazan, October 4-6, 2016), 04.10.2016-06.10.2016. Pp. 325-328. Available at: http://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/108265 (date accessed: 03.03.2023).
20. Stukalova I. B. Razvitie magistratury v Rossii: predposylki, problemy i perspektivy [Development of magistracy in Russia: prerequisites, problems and prospects] // Sovremennoe obrazovanie - Modern education. 2018. No. 3. Pp. 1-8. DOI: 10.25136/2409-8736.2018.3.26892.
21. Trykov V. P., Oshchepkov A. R. Russkaya neznakomka vo francuzskoj "respublike slovesnosti": Obraz Rossii v literaturnom soznanii Francii: monografiya [The Russian stranger in the French "Republic of Literature": The image of Russia in the literary consciousness of France : monograph]. M. Direct-Media. 2021. 528 p.
22. Habibullina L. F. Nacional'nyj mif v anglijskoj literature vtoroj poloviny XX veka [The national myth in English literature of the second half of the twentieth century]. Kazan. KSU. 2010. 234 p.
23. Horev V. A. Pol'sha i polyakiglazami russkih literatorov [Poland and Poles through the eyes of Russian writers]. M. Indrik. 2005. 231 p.