24. Ibid.
25. Korolenko V. G. Le musicien aveugle. P.: Perrin, 2012. Р. 57.
26. Ibid. R. 34.
27. Nacional'nyj korpus russkogo yazyka - National corpus of the Russian language. Available at: http: //ruscorpora.ru
28. Ibid.
УДК 82.091
А. Д. Иванова
О понятийном аппарате современной имагологии
Статья посвящена проблеме становления понятийного аппарата имагологии. Целью является обобщение опыта исследователей и выявление наиболее соответствующих проблематике терминов. Рассматриваются некоторые основные понятия, используемые учеными для определения предмета исследования: образ и его виды, имаготип, имагема, имаготема, паттерн, стереотип, имидж, миф. Также предлагается несколько трактовок самого термина «имагология» в определении А. Р. Ощепкова, С. А. Мезина, Н. П. Михаль-ской, В. А. Хорева, Н. Е. Яценко, О. Ю. Полякова и О. А. Поляковой, Й. Леерссена и М. Беллера. Данная тема вызывает интерес, так как в последние годы ученые все чаще обращаются к проблеме «другого» в культуре и литературе.
This article deals with the problem of the formation of terms of imagology. The purpose is to summarize the experience of the researchers and to identify the most relevant terms. We consider some of the basic concepts used by scientists to determine the subject of study:the image and its species, imagotype, imageme, imagotheme, pattern, stereotype, image, myth. Also several interpretations of the term "imagology" are available in the definition by A. R. Oshchepkov, S. A. Mezin, N. P. Mikhalskaya, V. A. Khorev, N. E. Yatsenko, O. Yu. Polyakov and O.A .Polyakova, J. Leerssen and M. Beller.This topic is of interest, since around recent years, scientists are increasingly turning to the problemof "the other" in culture and literature.
Ключевые слова: имагология, имаготип, стереотип, образ, национальный образ.
Keywords: imagology, imagotype, stereotype, image, national image.
Образы «других» культур, стран, народов - тема, интересовавшая мыслителей и писателей различных эпох. Естественно, что со временем восприятие и изучение «других» приобрело научный характер. Исследование «своих» и «чужих» образов лежит в области имагологии. Само слово восходит к латинскому imago - изображение, образ, отражение. Данное понятие появилось сравнительно недавно. Им обозначается научная дисциплина, предметом изучения которой являются образы «других», «чужих» наций, стран, культур, инородных для восприятия субъекта.
Активное исследование образов иных культур начинается с середины XX в. Во Франции профессор Жан-Мари Карре и Мариус-Франсуа Гийяр положили начало новому направлению компаративистики - имагологическому. В своих работах Карре исследовал формирование и развитие образа Германии во французской литературе. Он подчеркивал свою цель - «напомнить о тех оптических ошибках, которые были допущены французскими писателями» в их представлениях о Германии. Гийяр же, полагавший, что «изучение влияний частично обманчиво», предложил переключить внимание с проблемы литературных влияний на проблему восприятия «другого». Вслед за этими учеными такие исследователи, как А. Лортолари, Ш. Корбе, М. Кадо, Д.-А. Пажо перешли к изучению данной проблемы.
В 1966 г. выходит статья Хуго Дизеринка «К проблеме «имиджей» и «миражей» и их исследования в рамках сравнительного литературоведения» [1] - теоретический манифест и основа «Аахенской программы по имагологии». В своей работе бельгийский ученый обосновал необходимость разрабатывать имагологическую проблематику следующими обстоятельствами: отдельные художественные произведения содержат репрезентации национальных и инонациональных образов; подобные образы обычно имеют в себе культурно-исторические смыслы, выходящие за рамки литературы; имагологические образы (стереотипы) незримо работают в собственно литературоведческих исследованиях. При этом Дизеринк говорит о понятии «нация»: это не реально существующая общность, а лишь ментальная конструкция, «временная модель мышления». Здесь можно заметить отсылку к работам Карла Поппера, который провозгласил,
© Иванова А. Д., 2016 74
что нация - определенное количество людей, объединенных общим заблуждением касательно своей истории. Позже, в 1988 г., у Дизеринка выходит работа «Компаративистская имагология. О политической значимости литературоведения в Европе» [2]. Он выдвигает мысль о том, что имагология имеет важную гуманитарную функцию - способствует узнаванию народами друг друга в сложном мультикультурном европейском пространстве.
Й. Леерссен в издании «Имагология. Культурное конструирование и литературная репрезентация национальных характеров» рассматривает имагологию именно как литературоведческую дисциплину, так как национальные образы создаются, закрепляются и распространяются в основном в художественных текстах. Каноничность художественных текстов также является имагологически значимой, так как подчеркивает постоянное обращение к стереотипам в культуре. Литература является «привилегированным» средством распространения стереотипов, поскольку она пользуется большим доверием читателей и создает иллюзию достоверности, с которой читатель не спешит расставаться [3]. Согласно Леерссену имагология прежде всего изучает «репрезентамены, репрезентации как текстовые стратегии и дискурс» [4] и в этом смысле не имеет отношения к социологии, как пытались доказывать некоторые ученые. Помимо интертекстуального и интерпретационного подходов Леерссен полагает обязательным опираться на исторический метод.
Среди ученых, которые внесли вклад в развитие и становление имагологии как автономной дисциплины, были А. Н. Веселовский, В. М. Жирмунский, Г. Н. Поспелов, М. П. Алексеев, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, Ж.-М. Мура, Н. П. Михальская и другие.
Одним из главных вопросов при становлении дисциплины является определение понятийного аппарата. В. Б. Земсков говорит об имагологии следующее: это «научная дисциплина, которая изучает рецепцию и репрезентацию своего мира или мира других» [5]. Целью имагологии он выделяет «обобщение и выработку некой объединительной парадигмы рецепции и репрезентации других/чужих в пространстве своей и других культур» [6]. Имагология, в понимании ученого, исследует «имаготипические структуры» - ментальные модели, которые служат основой национальной идентичности и самоидентификации той или иной нации и их объективации в литературе. Иное определение предлагает отечественный литературовед А. Р. Ощепков: имагология -это «сфера исследований в разных гуманитарных дисциплинах, занимающаяся изучением образа "чужого" (чужой страны, народа и т. д.) в общественном, культурном и литературном сознании той или иной страны, эпохи» [7]. О. Ю. Поляков и О. А. Полякова рассматривают имагологию как направление литературоведческой компаративистики, науку, «изучающую авто- и гетерообразы наций, иными словами, образы "своего" и "чужого", их происхождение, содержание и историческую изменчивость» [8]. Ученый-историк С. А. Мезин интерпретирует имагологию как раздел исторической науки, исследующий те представления о другом народе или стране, которые складываются в общественном сознании той или иной страны на определенном историческом этапе. Н. П. Михальская основной задачей имагологии представляет «изучение образного восприятия иной страны и ее народа <...>, особенностей национального характера» [9]. В. А. Хорев подчеркивает, что имагология изучает национальные «"образы", "картины" мира, которые складываются <...> прежде всего в литературе» [10]. Ведущей мыслью становится утверждение, что именно литература определяет если не целиком стереотип о «другом» в массовом сознании, то общее его направление, схематический облик. В «Толковом словаре обществоведческих терминов» Н. Е. Яценко имагология также понимается как «учение об образах как составная часть сравнительно-исторического метода в литературоведении» [11]. В научном справочнике «Миры образов - образы мира» имагология трактуется как ветвь литературоведения, которая, однако, работает на стыке проблем литературы с проблемами психологии, культуроведения, лингвистики. Это область научных исследований устойчивых образов (имиджей) чужого, другого (по этнической, культурной и языковой принадлежности), объективированных в литературных текстах.
Имагология основывается на общих положениях, которые можно сформулировать как представление об инонациональном, это образ другой нации, складывающийся на фоне представлений о «своем», национальном и, следовательно, о «своих» нормах и ценностях.
С этой точки зрения, отнесение только лишь категории «образ» к понятию имагологии являлось бы ошибочным. Первоначально термин «имаго» использовался в энтомологии для обозначения последней стадии развития насекомого. Зигмунд Фрейд применил это же определение для описания бессознательных воспоминаний о близком человеке. По словам Ж.-К. Шмита, «имаго обозначает все символическое творчество людей, особенно образы и метафоры. Слово имаго указывает на мысленные образы, нематериальные и мимолетные продукты мира воображения, памяти, грез, отпечатками которых мы вынуждены довольствоваться» [12]. Производными от «имаго» выступают понятия имаготип, имагема, имаготема.
Термин «имаготип» предложил ученик X. Дизеринка М. Фишер с целью возвращения от расширенной социокультурной трактовки имагологической проблематики, которую давал Д.-А. Пажо, к сугубо литературоведческой. Он подчеркивает однообразие, повторяемость ино-культурных образов. Так, С. Жон доказал на примере изображения американских типов во французском романе и театре, что персонажи-иностранцы лишены индивидуальных черт, представляя собой легко узнаваемые фигуры (типажи).
Французский исследователь Ж.-М. Мура ввел категории «имагема» и «имаготема» для внутренней дифференциации слишком широко трактуемого термина «образ». Согласно Й. Леерс-сену, имагема выражает полярные черты стереотипа. Ученый полагает, что «национальные има-гемы определяются их янусовой амбивалентностью и невосприимчивостью к собственному устареванию» [13]. Невосприимчивость к устареванию - это яркая черта стереотипа, а амбивалентность может быть описана бинарной оппозицией «свое/чужое». В доказательство он приводит пример представления о Германии, с одной стороны, как родине поэтов-философов, с другой - как стране тиранических технократов; образ ирландцев отмечен контрастом между иррациональной жестокостью и поэтическим чувством. Отсюда, Леерссен видит задачу имагологии в том, чтобы понять, какова динамика имагем, как, в какой степени национальные образы модифицируются этими оппозициями.
Термин «имаготема» трактуется как мотив, рефрен, переходящий из текста в текст, из группы в группу в пределах воспринимающей общности. С помощью данного концепта возможно не просто выявить систему образов, персонажей, мнений, но раскрыть, как эти представления вплетаются в ткань общественной, интеллектуальной, социокультурной жизни.
Еще одно понятие, которое используется в имагологии, - «паттерн» (от англ. pattern - модель, образец). Оно в равной степени используется техническими и гуманитарными дисциплинами в значениях «шаблон, система, структура, принцип, образ, стереотип, архетип, образец, ментальная модель». Например, У. Липпман писал о "patterns", фактически имея в виду стереотипы культуры. Если рассматривать паттерны в духе К. Г. Юнга («О природе психе») как поведенческие реакции, то можно отличать их от стереотипов, как действие и мысль, однако стереотип продолжает поглощать область значений поведенческого паттерна. Если же обратиться к социологической трактовке паттерна, то по содержательным и смысловым характеристикам она будет близка к понятию «концепция».
Самое распространенное понятие в имагологии - «стереотип». Стереотипы - стандартные, устойчивые, малоподвижные представления об иной лингвокультуре (ином этносе) и ее носителях. Их называют средством формирования идентичности (Л. Р. Мойле), культуротворческими феноменами (В. Б. Земсков), общественно-историческими мифами (В. А. Хорев), тропами, существующими в интертексте культуры (Й. Леерссен) [14]. В определении У. Липпмана стереотипы -это «упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой "картинки" мира в голове человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права» [15]. Стереотип обладает логической формой суждения, с эмоциональной окраской приписывает нации определенные свойства или установки, - или, наоборот, отказывает ей в этих свойствах или установках.
Стереотип - мощное средство формирования представлений о «чужом». Многие стереотипы, действующие сегодня в культурах древнего происхождения в отношении «других» / «чужих», восходят к ранним периодам формирования этносов, этнического сознания. Стереотипы носят прямолинейно, примитивно оценочный характер: «плохой» - при негативном восприятии, «хороший» - при позитивном. В стереотипах выражается «черно-белая», упрощенная оценочность, имеющая эмоциональное измерение [16].
Стереотипы в имагологии нередко отождествляют с предрассудками. Б. Мюттер предлагает основой стереотипа считать клише; группа клише образует предрассудки, а те, в свою очередь, формируют национальный образ.
«Чужое» в литературе в рамках имагологии может рассматриваться как яркое проявление, в том числе стереотипных представлений одной нации о другой. Исследователи полагают, что стереотипы являются первичными имагологическими формами и могут служить для построения других форм, будь то имиджи или образы.
Имиджи - преобразованные СМИ представления о государстве (государственном деятеле, фирме), создаваемые для воздействия на представления большой группой людей (социума, нации). Понятие «имидж» предполагает некое направленное действие на его создание. В узком понимании это политпропагандистский стереотип, специально вырабатываемый в целях идеологической, геополитической борьбы на международной арене.
Иногда понятие «имидж» употребляется в значении «стереотип» или же в значении «образ». По мнению В. Б. Земскова, как особый стереотип имидж можно выделять с периода нового
времени, когда начинается конкурентная борьба за колонии. Особое значение «имиджи» получили на рубеже XX-XXI вв., в эпоху, когда имиджмейкеры, политтехнологи, устраивающие пиар-акции, становятся важнейшими фигурами борьбы на международной арене. Имиджи обычно опираются на «классические» стереотипы, видоизменяя их в своих узких целях.
Термин «миф» не получил широкого распространения и глубокого осмысления в имагологи-ческих исследованиях. Энтони Смит в книгах «Национальная идентичность» и «Мифы и память нации» акцентировал связь между ценностями национальной культуры и древними ценностями основного этноса, формирующего нацию. Он определяет нацию как группу людей, разделяющих историческую территорию, общие мифы и исторические воспоминания, массовую, публичную культуру, общую экономику и общие права и обязанности для всех членов, определяемые законом.
Образ (нации) - идеальная, целостная, чувственно воспринимаемая конструкция, создаваемая обществом, объединенным единством культуры, языка и территории, о себе (других), своих (чужих) типичных чертах, национальном характере, своей (другой) стране [17].
В имагологии разграничиваются понятия «имагологический образ», то есть образ нации как ментально-культурное образование, и «художественный национальный образ» как эстетическое явление.
Следуя определению, данному M. Н. Эпштейном в «Литературоведческом энциклопедическом словаре» [18], «художественный образ нации» можно охарактеризовать как особое, присущее только искусству целостное, чувственное образование, преобразующее, пересоздающее (с позиции автора, жанра, традиции) разнообразные проявления «национального» в реальной политической, социальной, экономической, бытовой и тому подобной деятельности. «Имагологи-ческий образ» индивидуален, создается автором, но при этом соотносится с актуальным для настоящего исторического момента образом нации. Mожно сказать, что «имагологический образ» входит в понятие «художественный» - он также многозначен, многоаспектен, но в то же время он во многом зависит от стереотипов культуры, его отражающих.
Национальные образы как ментальные конструкты в представлении Й. Леерссена относятся к так называемому воображаемому дискурсу, который выделяет определенную нацию из всего человечества, указывая на ее особые типологические черты, и формулирует «моральную, коллективно-психологическую мотивацию данных социальных и национальных особенностей, дает характерологическое объяснение культурных различий» [19]. M. Беллер понимает образ как «ментальную картину "другого", которая определяется характеристиками семьи, группы, племени, народа или расы» [20].
Современная имагология вводит понятия автообраза и гетерообраза. Первый является представлением о собственной общности, а последний - образом иной нации, этноса. При этом они взаимосвязаны и отражаются друг в друге. Еще одно понятие вводит Леерссен: метаобраз -это представление нации о том, как она воспринимается другими.
Об имагологическом образе говорит Пажо. По его мнению, он не может быть пан- или поли-семичным, поскольку он является представлением, результатом рецепционной замены, или подстановки. Также исследователь выделяет три компонента имагологического образа: слово, иерархическую зависимость и сценарий.
Необходимо отметить, что понятийный аппарат имагологии продолжает разрабатываться, появляются новые области взаимодействия с другими науками и дисциплинами, появляются фундаментальные труды, среди которых цитируемая здесь монография «Имагология. Культурное конструирование и литературная репрезентация национальных характеров» под редакцией Й. Леерссена и M. Беллера, монография «Имагология: теоретико-методологические основы» О. Ю. Полякова и О. А. Поляковой и другие. В настоящее время несомненна перспективность этой молодой, но уже занявшей свою нишу в литературоведении научной дисциплины, особенно во взаимодействии с историей, этнографией, социологией, психологией и другими науками.
Примечания
1. Dyserinck H. Zum Problem der "images" und "mirages" und ihrer Untersuchung im Rahmen der Vergleichenden Literaturwissenschaft. Arcadia, 1966. URL: http:||www.imagologica.eu|dyser
2. Idem. Komparatistische Imagologie. Zur politischen Tragweite einer europäischen Wissenschaft von der Literatur || Europa und das nationale Selbstverständis: Imagologische Probleme in Literatur, Kunst and Kultur des 19 und 20. Jahthunderts. Bonn, 1988. S. 13-33.
3. Imagology. The Cultural construction and literary representation of national characters. A critical survey | еd. M. Beller and J. Leerssen. Amsterdam, 2007. P. 26.
4. Ibid. Р. 27.
5. Земсков В. Б. Образ России «на переломе» времен (Теоретический аспект: рецепция и репрезентация «другой» культуры) || Новые российские гуманитарные исследования. Литературоведение. 2006. № 1. URL: http:||www.nrgumis.ru|archives|full_art.php?aid=37&binn_rubrik_pl_articles=246
6. Там же.
7. Ощепков А. Р. Имагология. М., 2010. URL: http://www.zpu-journal.ru/zpu/contents/2010/1/Oshche-pkov_Imagology/41_2 010_1.pdf
8. Имагология: теоретико-методологические основы / О. Ю. Поляков, О. А. Полякова. Киров: ООО «Радуга-ПРЕСС», 2013. С. 5.
9. Михальская Н. П. Английские писатели о значении творческого наследия русских классиков // Проблемы истории, филологии, культуры. 2008. № 9. С. 171-182.
10. Хорев В. А. Восприятие России и русской литературы польскими писателями. С. 8.
11. Яценко Н. Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб.: Лань, 1999. С. 1448.
12. Шмит Ж. К. Культура IMAGO // Анналы на рубеже веков. Антология / под ред. А. Я. Гуревича. М., 2002. С. 80.
13. Imagology. The Cultural construction and literary representation of national characters... P. 28.
14. Имагология: теоретико-методологические основы. С. 96.
15. Липпман У. Общественное мнение / пер. с англ. Т. В. Барчунова; под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. М.: Ин-т фонда «Общественное мнение», 2004. С. 148.
16. Земсков В. Б. Образ России «на переломе» времен.
17. Гачев Г. Д. Космо-Психо-Логос. Национальные образы мира. М.: Академ. проект, 2007. С. 4.
18. Эпштейн М. Н. Образ художественный // Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. М.: Сов. энцикл., 1987. С. 252-257.
19. Imagology. The Cultural construction and literary representation of national characters. P. 28.
20. Ibid. С. 4.
Notes
1. Dyserinck H. Zum Problem der "images" und "mirages" und ihrer Untersuchung im Rahmen der Vergleichenden Literaturwissenschaft. Arcadia, 1966. Available at: http://www.imagologica.eu/dyser
2. Idem. Komparatistische Imagologie. Zur politischen Tragweite einer europäischen Wissenschaft von der Literatur // Europa und das nationale Selbstverständis: Imagologische Probleme in Literatur, Kunst and Kultur des 19 und 20. Jahthunderts. Bonn, 1988. S. 13-33.
3. Imagology. The Cultural construction and literary representation of national characters. A critical survey / еd. M. Beller and J. Leerssen. Amsterdam, 2007. P. 26.
4. Ibid. Р. 27.
5. Zemskov V. B. Obraz Rossii "na perelome" vremen (Teoreticheskij aspekt: recepciya i reprezentaciya "dru-goj" kul'tury) [Image of Russia "at the turn" (Theoretical aspect: reception and representation of the "other" culture)] // Novye rossijskie gumanitarnye issledovaniya. Literaturovedenie - New Russian humanitarian research. Literary criticism. 2006, No. 1. Available at: http://www.nrgumis.ru/archives/full_art.php?aid=37&binn_ru-brik_pl_articles=246
6. Ibid.
7. Oshchepkov A. R. Imagologiya [Imagology]. M. 2010. Available at: http://www.zpu-journal.ru/zpu/con-tents/2010 / 1/Oshchepkov_Imagology/41_2 010_1.pdf
8. Imagologiya: teoretiko-metodologicheskie osnovy - Imagology: theoretical and methodological foundations / O. Yu. Polyakov, O. A. Polyakova. Kirov. LLC "Raduga-PRESS". 2013. P. 5.
9. Mikhalskaya N. P. Anglijskie pisateli o znachenii tvorcheskogo naslediya russkih klassikov [English writers about the importance of the creative heritage of Russian classics] // Problemy istorii, filologii, kul'tury - Problems of history, philology and culture. 2008, No. 9, pp. 171-182.
10. Horev V. A. Vospriyatie Rossii i russkoj literatury pol'skimi pisatelyami [Perception of Russia and Russian literature by Polish writers]. P. 8.
11. Yatsenko N. E. Tolkovyj slovar' obshchestvovedcheskih terminov [Explanatory dictionary of social science terms]. SPb. Lan'. 1999. P. 1448.
12. Schmidt J. C. Kul'tura IMAGO [Culture IMAGO] // Annaly na rubezhe vekov. Antologiya - Annals at the turn of the century. The anthology / under the editorship of A. Ya. Gurevich. M. 2002. P. 80.
13. Imagology. The Cultural construction and literary representation of national characters... P. 28.
14. Imagologiya: teoretiko-metodologicheskie osnovy. - Imagology: theoretical and methodological foundations... p. 96.
15. Lippmann W. Obshchestvennoe mnenie [Public opinion] / transl. from English Barchunova T. V.; ed. by K. A. Levinson, K. V. Petrenko. M. In-t of the Fund "Public opinion". 2004. P. 148.
16. Zemskov V. B. Obraz Rossii "na perelome" vremen. [Image of Russia "at the turn"...]
17. Gachev G. D. Kosmo-Psiho-Logos. Nacional'nye obrazy mira [Cosmo-Psycho-Logos. National images of the world]. M. Academ. Proect. 2007. P. 4.
18. Epstein M. N. Obraz hudozhestvennyj [The image of the art] // Literaturnyj ehnciklopedicheskij slovar' -Literary encyclopedic dictionary / under the general editorship of V. M. Kozhevnikov and P. A. Nikolaev. M. Sov. encyclopaedia. 1987. Pp. 252-257.
19. Imagology. The Cultural construction and literary representation of national characters... P. 28.
20. Ibid. P. 4.