Научная статья на тему 'ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ «ДЕНЬ И НОЧЬ»: ИСТОРИКО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ «ДЕНЬ И НОЧЬ»: ИСТОРИКО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«толстый» журнал / литературный журнал / типология / типологический метод / жанры журналистики / «thick» magazine / literary magazine / typology / typological method / genres of journalism

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Муха Анжела Викторовна, Касьян Виктория Алексеева

В данной научной статье проведен типологический анализ литературного журнала «День и Ночь». В качестве объекта исследования выступает журнал «День и Ночь» как феномен российской периодики конца XX века, а предметом его типологические характеристики. Целью работы является выявление определение типологических характеристик журнала «День и Ночь» в период с 2000 по 2005 гг. В работе рассмотрена история литературного журнала «День и Ночь», который выходит в Красноярске с 1993 года. Установлено, что в период с 2000 по 2005 гг. в издании неоднократно трансформировались такие типологические характеристики, как внутренняя структура, авторский состав, объем и тираж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this scientific article, a typological analysis of the literary journal «Day and Night» is carried out. The object of research is the journal «Day and Night» as a phenomenon of Russian periodicals of the late XX century, and the subject of its typological characteristics. The aim of the work is to identify the typological characteristics of the journal «Day and Night» in the period from 2000 to 2005. The paper examines the history of the literary magazine «Day and Night», which has been published in Krasnoyarsk since 1993. It is established that in the period from 2000 to 2005 the publication has repeatedly transformed such typological characteristics as the internal structure, author's composition, volume and circulation.

Текст научной работы на тему «ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ «ДЕНЬ И НОЧЬ»: ИСТОРИКО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

УДК 070

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ «ДЕНЬ И НОЧЬ»: ИСТОРИКО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Муха Анжела Викторовна,

старший преподаватель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» (г. Ростов-на-Дону);

Касьян Виктория Алексеева,

студент

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» (г. Ростов-на-Дону)

Аннотация. В данной научной статье проведен типологический анализ литературного журнала «День и Ночь». В качестве объекта исследования выступает журнал «День и Ночь» как феномен российской периодики конца XX века, а предметом его типологические характеристики. Целью работы является выявление определение типологических характеристик журнала «День и Ночь» в период с 2000 по 2005 гг. В работе рассмотрена история литературного журнала «День и Ночь», который выходит в Красноярске с 1993 года. Установлено, что в период с 2000 по 2005 гг. в издании неоднократно трансформировались такие типологические характеристики, как внутренняя структура, авторский состав, объем и тираж.

Ключевые слова: «толстый» журнал, литературный журнал, типология, типологический метод, жанры журналистики.

Annotation. In this scientific article, a typological analysis of the literary journal «Day and Night» is carried out. The object of research is the journal «Day and Night» as a phenomenon of Russian periodicals of the late XX century, and the subject of its typological characteristics. The aim of the work is to identify the typological characteristics of the journal «Day and Night» in the period from 2000 to 2005. The paper examines the history of the literary magazine «Day and Night», which has been published in Krasnoyarsk since 1993. It is established that in the period from 2000 to 2005 the publication has repeatedly transformed such typological characteristics as the internal structure, author's composition, volume and circulation.

Key words: «thick» magazine, literary magazine, typology, typological method, genres of journalism.

Постановка проблемы. В настоящее время журналистика является одним из самых актуальных и динамично развивающихся направлений в сфере массовой коммуникации. История журналистики позволяет не только понять прошлое, но и выявить тенденции развития современных СМИ. Один из наиболее интересных и ярких примеров журналистики конца XX века - «толстый» литературный журнал «День и Ночь», который начал издаваться с 1993 года.

Актуальность исследования заключается в том, что журнал «День и Ночь» представляет собой уникальный пример периодики начала XX века. Издание отличается от других своим содержанием, форматом и оказывает большое влияние на культурную жизнь России, литературу, искусство и общественную жизнь.

Исследование данного журнала позволит получить более глубокое понимание особенностей журналистики и культуры того времени, а также выявить вклад данного издания в развитие российской периодики и культуры России.

Изложение основного материала. История «толстых» журналов в России начинается в конце XIX века [8]. Первый российский «толстый» журнал - «Русская мысль» - был основан в 1899 году, и уже в 1900 году его тираж достигал 50 тысяч экземпляров. Основатель журнала, Вукол Лавров, намеревался создать издание, в котором были бы собраны лучшие произведения русской литературы, а также статьи научно-популярного и общественно-политического характера. Также он стремился к

тому, чтобы журнал был красиво оформлен и содержал большое количество иллюстраций [Там же].

В ХГХ веке «толстые» журналы печатались объемом от 500 до 1000 страниц и отличались насыщенным содержанием, иллюстрациями, высоким качеством оформления. Они представляли собой своеобразную энциклопедию современной культуры и науки, в которой нашли место произведения классической литературы, научные статьи, рассказы, романы, пьесы, критические обзоры, философские и исторические исследования и многое другое [9].

В 1917 году в России началась революция, которая привела к значительным изменениям в обществе и периодической печати. В связи с этим многие из «толстых» журналов перестали выходить. Например, «Вестник Европы», «Русское богатство» и другие. Издания, которые сумели остаться «на плаву», стали менее политически активными и более ориентированными на культурные и художественные темы.

В 1920-е годы «толстые» журналы переживали расцвет. Это связано с началом «оттепели», когда в стране появляется свобода слова и творческой деятельности, ослабевает тоталитарный режим. Однако в 1930-х годах начался постепенный упадок «толстых» изданий из-за экономического кризиса, ухудшения политической ситуации в стране, смены вкусов читателей, роста конкуренции и развития технологий. В Советском Союзе продолжали выходить «толстые» журналы, которые имели большое влияние на культуру и общество. Например, «Новый мир», «Октябрь», «Знамя» и другие [8]. В период 1940-х - начала 1950-х «толстые» журналы воспринимались, как потенциальная модель «советской литературы». В 1954 году был основан журнал «Новый мир», который также стал популярным изданием в СССР. Он публиковал произведения многих известных писателей, в том числе Исаака Бабеля, Андрея Платонова, Бориса Пастернака и Александра Солженицына. В журнале также печатались статьи о культуре, искусстве и политике.

В 1970-х годах «толстые» журналы активно подвергаются партийной критике, но при этом интерес читателей к таким изданиям не пропал. В конце 1980-х годов, после распада СССР, «толстые» журналы пережили кризис. Экономика страны пошатнулась, поэтому многие издания не смогли приспособиться к новым рыночным условиям и потеряли свою аудиторию.

В 2000-е годы в связи с развитием цифровых технологий «толстые» журналы стали выпускаться в электронном формате. Сайты появились у таких изданий, как «Нева», «Москва».

В настоящее время продолжают издаваться такие «толстые» журналы, как «Сибирские огни», «Новая Юность», «Новое литературное обозрение», «Урал», «Дон», «День и ночь» и другие. Они ориентированы на различные темы, включая, культуру, искусство, путешествия, литературу и многое другое. В данной статье остановим свое внимание на литературном журнале «День и ночь».

Красноярский литературный «толстый» журнал «День и Ночь» был основан в 1993 году группой писателей. Сразу после выхода первого номера издание получило большую популярность и стало одним из самых известных и авторитетных литературных изданий в России. Журнал стал не только площадкой для публикации произведений молодых авторов, но и местом, где происходили общественные и литературные дискуссии, а также организовывались литературные фестивали и встречи с писателями.

Название журнала «День и Ночь» было взято из стихотворения Владимира Маяковского «Хорошо!» и символизировало попытку объединить разные направления и стили в литературе. В первое время журнал был ориентирован на новые направления в литературе, в том числе на постмодернизм и авангардизм.

Первым главным редактором журнала стал Р.Х. Солнцев. Он предоставлял возможность молодым авторам выступить на страницах журнала с литературными произведениями.

Р.Х. Солнцев придерживался концепции «Интеллектуального журнала», который объединяет в себе литературу, культуру, науку и общественно-политическую жизнь. Он приглашал к сотрудничеству таких известных писателей, как Б. Акунин, Л. Рубинштейн, В. Сорокин, Е. Гришковец и многих других. Для молодых авторов в журнале проводились конкурсы на лучший рассказ или стихотворение. В 2007 году Р.Х. Солнцев

умер и в 2008 году руководить изданием начала М.О. Саввиных. Она родилась в 1969 году в Красноярске, закончила Красноярский государственный университет имени В.И. Астафьева по специальности «Русская литература». Перед тем, как стать главным редактором журнала «День и Ночь», она работала в редакциях различных изданий и была заместителем главного редактора красноярского журнала «Литературный вестник». Под руководством М.О. Саввиных журнал «День и Ночь» продолжил издаваться в Красноярске.

В 2017 году М.О. Саввиных ушла из редакции журнала «День и Ночь». По ее словам, причиной ухода стало несоответствие взглядов на редакционную политику и намерений владельца журнала, А.Г. Добровинского. После ухода М.О. Саввиных главным редактором журнала стал Вадим Наговицын - российский поэт, литературный критик и журналист.

В. Наговицын начал заниматься литературой в юношеском возрасте, его первые произведения были опубликованы в городских газетах. В 1991 году он создал и возглавил литературное объединение «Миротворец», которое занималось изданием сборников стихов молодых авторов. Под руководством Наговицына журнал «День и Ночь» по-прежнему публикует стихи, прозу, эссе, критические статьи и интервью с известными литераторами. Также в журнале появляется отдел «Живопись и графика», где публикуются работы художников и фотографов. Вадим Наговицын организовал литературные мероприятия и конкурсы, направленные на поддержку молодых авторов и развитие литературной сцены в Красноярском крае.

На сегодняшний день издание принимает участие во многих литературных мероприятиях и конкурсах, организованных как в России, так и за её пределами. В 2016 году журнал получил премию «За вклад в развитие литературного направления в Сибири и поддержку молодых авторов» на литературном конкурсе «Сибирский фестиваль».

Журнал активно развивается в онлайн-пространстве и имеет свой сайт, где можно ознакомиться с последними выпусками изданиями. Его авторитет и влияние на современную литературу остаются высокими. «День и Ночь» продолжает служить площадкой для литературного дебютанта и раскрытия, а также публикует произведения известных и признанных авторов.

Следящим этапом исследование стало проведение типологического анализа журнала «День и ночь». Типологический метод А.И. Акопова является одним из способов классификации печатных изданий, основывающимся на типологии массовой коммуникации. Этот метод был разработан А.И. Акоповым в качестве инструмента для изучения и описания различных типов СМИ.

Типологическая характеристика определяется десятью основными пунктами, среди которых издатель, цели и задачи издания, аудитория, внутренняя структура, жанры, тираж, периодичность, объем, авторский состав и оформление. В рамках исследования применим данную методику к «толстому» журналу «День и Ночь». Для анализа нами были рассмотрены номера за пятилетний период с 2000 по 2005 год.

Издатель. Издателем литературного журнала «День и Ночь» является ООО «Медиа Группа «День и Ночь». В период с 2000 по 2005 годы издателями толстого литературного журнала «День и Ночь» были разные организации и лица. С 2000 по 2001 год издателем журнала являлось «Красноярское книжное издательство». В 2002 году издатель сменился на издательство «Редакция журнала «День и Ночь»». В 2003 году издатель снова меняется, на этот раз на «Общественную организацию «Литературный журнал "День и Ночь"». В 2004 году журнал был издан «Ассоциацией промышленников и предпринимателей Красноярского края», а в 2005 году - «Красноярским краевым книжным издательством».

Цели и задачи издания. Основная цель литературного журнала «День и Ночь» в выбранный период заключалась в продвижении современной литературы и поддержке молодых авторов. Кроме того, журнал стремился представить разнообразие литературных направлений и жанров, открывая для читателей новые перспективы и интересные авторские голоса. Задачи журнала: поиск и публикация лучших произведений современной литературы различных жанров и направлений; поддержка талантливых авторов, особенно молодых, предоставление им возможности публикации своих работ; содействие развитию литературного сообщества, создание площадки для

дискуссий и обмена мнениями между авторами, критиками и читателями; представление разнообразия литературных традиций и культур, привлечение внимания к различным литературным явлениям и произведениям; повышение литературной культуры читателей, расширение их кругозора, поддержка интереса к чтению и литературе в целом.

Аудитория. Целевая аудитория журнала - интеллигенция, работники бюджетной сферы, пенсионеры, студенты.

Внутренняя структура. В содержании журнала «День и Ночь» в 2002 года есть несколько основных разделов:

• «Литература» - раздел журнала, включающий произведения различных литературных жанров от авторов-новичков до известных писателей и поэтов;

• «Эссе» - раздел, в котором публикуются статьи и рецензии на литературные произведения;

• «Публицистика» - в этом разделе публикуются статьи на актуальные темы общественной жизни, политике, культуре, искусстве и т.д.;

• «Интервью» - в этом разделе публикуются интервью с известными литераторами, художниками, музыкантами и искусствоведами;

• «Переводы» - в этом разделе публикуются произведения иностранных авторов, переведенные на русский язык;

• «Фотографии» - в этом разделе публикуются фотографии и иллюстрации к произведениям, а также фотоэссе и фоторепортажи;

• «Эксклюзивные рассказы» - в этом разделе публикуются истории и очерки известных авторов.

Рубрики «Поэзия» и «Проза» являются постоянной во всех номерах журнала за исследуемый период.

В 2003 году была создана рубрика «Литературные дебюты», которая стала площадкой для начинающих авторов. В этой рубрике публиковались рассказы, стихотворения и эссе, написанные молодыми авторами со всей России.

Рубрика «Критика» занимается обзорами литературных произведений и критическими статьями. В ее рамках публикуются статьи известных критиков, а также рецензии на новые книги.

В рубрике «Культурология» публикуются материалы о культуре и искусстве, литературе, кинематографе, музыке.

Под руководством Романа Солнцева в 2000-х годах журнал начал больше внимания уделять новым литературным течениям и экспериментальным жанрам. В этот период в журнале появились такие разделы, как «Промежутки», «Без имени» и «Точка зрения», которые представляли экспериментальную прозу и поэзию. В то же время журнал продолжал публиковать классические произведения и критические статьи. Под руководством Марины Саввиной в 2010-х годах журнал «День и Ночь» продолжил развиваться в направлении экспериментальной литературы, активно публикуя произведения авторов-современников.

Жанры. Жанры, представленные в журнале «День и Ночь», менялись на протяжении его истории и варьировались в зависимости от того, какие темы были актуальны в обществе и литературе.

Сегодня журнал «День и Ночь» продолжает представлять разнообразные жанры литературы, включая прозу, поэзию, эссе, а также журналистские тексты в таких жанрах, как рецензия, очерк, статья и интервью. Журнал также продолжает отдавать приоритет экспериментальным и авангардным формам литературы, в том числе исследованиям границ между различными жанрами.

Авторский состав. В период с 2000 по 2005 год авторский состав «толстого» литературного журнала «День и Ночь» был достаточно разнообразным. В журнале публиковались как известные писатели и поэты, так и начинающие авторы.

Кроме того, в журнале регулярно печатались произведения зарубежных авторов, переведенные на русский язык. Среди известных авторов, которые публиковались в журнале «День и Ночь» в этот период, можно назвать Андрея Куркова, Елену Чуковскую, Дмитрия Быкова, Виктора Ерофеева, Владимира Маканина, Игоря Петербургского и других.

В журнале также была открыта рубрика «Молодые», в которой публиковались произведения начинающих авторов. Эта рубрика была посвящена поиску новых талантов и была очень популярна среди молодых писателей и поэтов.

Таким образом, авторский состав журнала «День и Ночь» в период с 2000 по 2005 год был разнообразным, что делало его привлекательным для читательской аудитории.

Оформление. В период с 2000 по 2005 год оформление «толстого» литературного журнала «День и Ночь» несколько менялось, но оставалось в целом достаточно консервативным и классическим. В первых выпусках журнала на обложке присутствовала фотография или иллюстрация, а также название журнала и его номер. Внутреннее оформление было простым, с черно-белыми иллюстрациями и достаточно простым шрифтом.

После прихода Р.Х. Солнцева на пост главного редактора журнала в 2002 году, оформление журнала стало более лаконичным и упрощенным. На обложке журнала расположена пунктирная линейка, далее следует название издания, которое выполнено небольшим шрифтом, в середине обложки расположена небольшая иллюстрация. На внутренних страницах также появляются рантовые линейки, более яркие иллюстрации, крупный шрифт.

В целом, оформление журнала «День и Ночь» в период с 2000 по 2005 год было минималистичным, при этом сохранялись некоторые классические черты, что соответствовало общей концепции журнала.

Периодичность. В период с 2000 по 2005 годы периодичность издания «День и Ночь» оставалась постоянной и составляла четыре номера в год. Это было связано с тем, что журнал был официально зарегистрирован как ежеквартальное издание.

Объем. В период с 2000 по 2005 год объем «толстого» литературного журнала «День и Ночь» достаточно сильно колебался.

В 2000 году журнал имел объем 400-500 страниц. В 2001 году объем составлял уже около 600-700 страниц. В 2002 году журнал продолжал выходить с объемом 400-500 страниц, а в 2003 году вновь количество страниц выросло до 700-800. В 2004 году журнал продолжал выходить ежеквартально, а его объем составлял 600-700 страниц. В 2005 году объем сокращается до 500 страниц.

Таким образом, за рассматриваемый период объем толстого литературного журнала «День и Ночь» менялся от 400 до 800 страниц в зависимости от количества материалов, публикуемых в каждом номере.

Тираж. На протяжении периода с 2000 по 2005 год тираж журнала «День и Ночь» менялся несколько раз. В 2000 году тираж издания составлял 1500 экземпляров. В 2001 году тираж увеличился и составил 2000 экземпляров. В 2002 году тираж снова уменьшился до 1500 экземпляров, а в 2003 году вырос до 2500 экземпляров. В 2004 году тираж снова уменьшился и составил 2000 экземпляров.

Как правило, тиражи литературных журналов зависят от финансовых возможностей издателя и спроса на журнал.

Выводы. Итак, журнал «День и Ночь» является значимым культурным явлением России. Он продолжает развиваться и быть популярным среди читательской аудитории на протяжении уже многих лет. Благодаря разнообразию внутренней структуры, журнал удовлетворяет интересы разных категорий читателей.

Анализируя историю журнала с 2000 по 2005 годы, можно отметить значительные изменения, которые произошли в журнале «День и Ночь». Журнал менял своих издателей, периодичность выхода, тираж, объем, рубрики, жанры и авторский состав, но не терял своей репутации, приверженности литературным и художественным ценностям и сохранял свою культурную и интеллектуальную идентичность.

В статье рассмотрена история создания и становление журнала «День и Ночь», проведен типологический анализ. На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что литературный журнал «День и Ночь» является уникальным примером периодики конца XX века, который оказал огромное влияние на культурную жизнь России.

Список литературы:

1. Акопов, А.И. Методика типологического исследования периодических изданий (на примере специальных журналов) / А.И. Акопов. - Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1985.- 187 с.

2. Журнал «День и Ночь». - №3. - 1996. - 205 с.

3. Журнал «День и Ночь». - №6. - 2000. - 195 с.

4. Журнал «День и Ночь». - №4. - 2001. - 164 с.

5. Журнал «День и Ночь». - №1. - 2002. - 154 с.

6. Журнал «День и Ночь». - № 2. - 2004. - 183 с.

7. Журнал «День и Ночь». - №1. - 2005. - 205 с.

8. Капустина, В.А. «Толстые» журналы: прошлое, настоящее и будущее / В.А. Капустина // Вестник КГУ. - 2007. - №3. - С. 105-107

9. Шкловский, В.Б. Журнал как литературная форма. О журналах «толстых» и «тонких» / В.Б. Шкловский // Журналист. - 1924. - №11. - С. 14-21

УДК 332.1

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОЙ ИНДУСТРИИ

Нехайчук Дмитрий Валериевич,

доктор экономических наук, профессор Севастопольский филиал Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова (г. Севастополь);

Нехайчук Юлия Серафимовна, кандидат экономических наук, доцент Севастопольский филиал Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова (г. Севастополь)

Аннотация. Научная статья посвящена актуальным вопросам развития креативных индустрий. Рассмотрено влияние креатива на экономику территориальных образований, регионов, показаны страны-лидеры по развитию креативных индустрий. Выявлены подходы к оценке креативности стран, регионов и городов. Доказано, что в результате распространения и развития креативной индустрии в территориальном образовании формируется новая уникальность, растет его туристическая привлекательность, формируется мотивация к посещению. Авторами предлагается законодательное закрепление понятий «творческие индустрии» и «творческое предпринимательство» с определением приоритетных направлений поддержки творческих индустрий. Проанализирована значимость создания на территории Крыма арт-кластера Академии творческих индустрий «Меганом». Сделаны выводы о необходимости разработки и реализации комплексной культурной политика, которая будет базироваться на мероприятиях по модернизации отечественной экономики на основе активизации эндогенного потенциала креативной индустрии.

Ключевые слова: креативные индустрии, творческое предпринимательство, поддержка творчества, культурная политика.

Annotation. The scientific article is devoted to topical issues of the development of creative industries. The influence of creativity on the economy of territorial entities, regions is considered, the leading countries in the development of creative industries are shown. Approaches to assessing the creativity of countries, regions and cities have been identified. It is proved that as a result of the spread and development of the creative industry in the territorial entity, a new uniqueness is formed, its tourist attractiveness grows, and the motivation to visit is formed. The authors propose legislative consolidation of the concepts of "creative industries" and "creative entrepreneurship" with the definition of priority areas for supporting creative industries. The importance of creating an art cluster of the Academy of Creative Industries "Meganom" on the territory of the Crimea is analyzed. Conclusions are drawn about the need to develop and implement a comprehensive cultural policy, which will be based on measures to modernize the domestic economy based on the activation of the endogenous potential of the creative industry.

Key words: creative industries, creative entrepreneurship, support for creativity, cultural policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.