Научная статья на тему 'ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ'

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
221
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
литературные произведения / интеллектуальная собственность / объекты интеллектуальной собственности / авторское право / защита произведений / literary works / intellectual property / intellectual property objects / copyright / protection of works

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — К.А. Русакова

Статья посвящена исследованию литературных произведений как объектов интеллектуальной собственности, освещая их защиту в соответствии с российским законодательством. Основное внимание уделяется авторским правам, их нематериальному характеру и критериям, по которым произведения признаются объектами авторского права. Автор анализирует творческую природу литературных произведений, их разнообразие и специфику правовой защиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LITERARY WORKS AS AN OBJECT OF INTELLECTUAL PROPERTY

The article is devoted to the study of literary works as objects of intellectual property, highlighting their protection in accordance with Russian legislation. The main focus is on copyrights, their intangible nature and the criteria by which works are recognized as objects of copyright. The author analyzes the creative nature of literary works, their diversity and the specifics of legal protection.

Текст научной работы на тему «ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ»

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ

СОБСТВЕННОСТИ

К.А. Русакова, студент

Саратовская государственная юридическая академия (Россия, г. Саратов)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-12-4-158-161

Аннотация. Статья посвящена исследованию литературных произведений как объектов интеллектуальной собственности, освещая их защиту в соответствии с российским законодательством. Основное внимание уделяется авторским правам, их нематериальному характеру и критериям, по которым произведения признаются объектами авторского права. Автор анализирует творческую природу литературных произведений, их разнообразие и специфику правовой защиты.

Ключевые слова: литературные произведения, интеллектуальная собственность, объекты интеллектуальной собственности, авторское право, защита произведений.

В соответствии с ст. 1259 ГК РФ, под охрану авторских прав попадают творения в области науки, литературы и искусства. Это означает, что защита распространяется независимо от художественной ценности, цели создания или формы, в которой произведение было представлено. В список таких объектов могут быть включены новые типы творений, что делает перечень открытым и неисчерпаемым.

Отличительной чертой авторских прав является нематериальный характер их объектов. В отличие от материальных вещей, объекты авторского права не могут испытывать физического износа и не обладают физической формой. Согласно ст. 1227 ГК РФ, имущественные права, признаваемые за авторскими произведениями, не включают право владения, но предоставляют автору возможности использовать и распоряжаться своим творением. Это означает, что результаты интеллектуальной деятельности и средства, которые их индивидуализируют, невозможно передать или отчуждать от одного лица другому в физическом смысле. Вместо этого, предметом правовых отношений являются исключительные права на произведение [1].

Кроме того, произведения, охраняемые авторским правом, не ограничены в пространстве, что допускает их одновременное использование множеством лиц. Законодатель устанавливает защиту для внеш-

него выражения творческого результата, исключая из охраны идею, концепцию или сюжет - то есть, содержание произведения.

Чтобы творение могло быть признано объектом авторского права, оно должно соответствовать двум главным критериям: быть результатом творческой деятельности и иметь индивидуальный характер, что выделяет его среди других объектов интеллектуальной собственности.

Ст. 1257 ГК РФ устанавливает, что создатель произведения в области литературы, науки или искусства, проявивший свой творческий труд, признается его автором. Таким образом, ключевым фактором, позволяющим результату интеллектуальной деятельности стать объектом авторских прав, является творческая природа усилий его создателя. В юридической науке России сложились два основных критерия для определения творчества: субъективный и объективный.

В российском законодательстве отсутствует чёткое определение термина «произведение», в связи с чем его трактовки можно найти в юридической доктрине. В частности, В.И. Серебровский интерпретирует произведение как совокупность идей, мыслей и образов, которые в результате творческой работы автора получили своё выражение в форме, воспринимаемой человеческими органами чувств и способной к воспроизведению [2]. Это понимание подчёркивает творческий процесс и

его результат, фиксируемый в определённой форме для восприятия и возможного дублирования.

Законодательство, признающее произведения науки, литературы и искусства объектами авторского права, предоставляет список таких произведений, но не ограничивается только им, как указывается в п. 1 ст. 1259 ГК РФ.

Что касается литературных произведений, то их легальное определение в законодательстве отсутствует. В контексте международного права, Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886 года расширяет понятие литературного произведения, включая в него книги, брошюры, письменные произведения, лекции, обращения, проповеди и другие аналогичные работы, независимо от формы их выражения.

Шершеневич Г.Ф. определяет литературное произведение как продукт интеллектуального творчества, который передан в письменной или устной форме и предназначен для распространения среди населения. Это определение акцентирует внимание на духовном аспекте творчества и его социальной функции [3].

Литературные произведения, в свою очередь, делятся на множество жанров. Примеры включают повесть «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина, рассказы «Человек в футляре» А.П. Чехова, «Темные аллеи» И.А. Бунина и др., а также романы вроде «Преступление и наказание»

Ф.М. Достоевского, что демонстрирует разнообразие литературных форм и тем.

Авторское произведение, представляющее собой уникальную творческую ценность, находится под охраной авторского права в своей целостности, включая внутреннюю структуру, состоящую из отдельных компонентов, которые могут быть самостоятельно охраняемыми. Это касается ситуаций, когда отдельные элементы произведения, такие как имена, персонажи или стиль, могут быть идентифицированы как произведения, даже когда используются отдельно от первоисточника.

В свою очередь, рерайтинг, в процессе которого производятся изменения, вариации или упрощения оригинального текста,

попадает под регулирование авторского права. Это подразумевает, что любые существенные изменения в оригинале, включая изменение жанра или перевод, требуют одобрения от автора или владельца исключительных прав [4].

Создание произведений, вдохновленных оригиналом, но основанных на абстрактных идеях, которые не охраняются авторским правом, например, произведения «по мотивам», не требует разрешения, поскольку они не нарушают исключительные права автора оригинального произведения. Однако, определение границы между защищаемыми элементами произведения и свободными идеями может быть предметом юридических споров, так как это разделение часто не является ясным и однозначным.

При этом есть достаточно важные проблемы с тем, что интернет изобилует сайтами, которые без зазрения совести нарушают права интеллектуальной собственности. Эта проблема особенно актуальна для авторов литературных произведений, которые все чаще сталкиваются с нарушением своих прав. Проблема усугубляется тем, что существующее нормативно-правовое регулирование отстает от быстро развивающихся информационных технологий. Это выявляет первую основную проблему: многие традиционные подходы к регулированию интеллектуальной собственности неэффективны в цифровом мире.

Несмотря на четкое законодательное регулирование, существует значительная проблема в мониторинге и фиксации нарушений авторских прав в цифровой среде. Пиратские сайты постоянно разрабатывают новые методы обхода защиты, делая мониторинг нарушений сложным заданием для правообладателей, которые часто оказываются не в состоянии отслеживать все потенциальные источники нарушений.

Эта ситуация ведет к тому, что даже при обнаружении нарушений, авторы не всегда способны обращаться в правоохранительные органы и вести судебные разбирательства. Они остаются с убытками и без эффективных средств защиты своих

прав. В свете этого, специализированная помощь в выявлении и пресечении нарушений права интеллектуальной собственности становится крайне важной для авторов, особенно в литературной сфере [5].

В контексте рассмотрения проблемы незаконного распространения контента в интернете, особое внимание следует уделить существующим механизмам защиты авторских прав. Один из таких механизмов включает процедуру ограничения доступа к информации, размещенной в интернете с нарушением исключительных прав. Эта процедура охватывает все виды объектов авторского права и смежных прав. Важным аспектом здесь является четко определенный порядок и механизм блокировки нелегального контента операторами связи. Согласно законодательству, оператор обязан ограничить доступ к незаконно размещенной информации, при этом, если технически невозможно блокировать конкретный контент, то может быть заблокирован весь информационный ресурс.

Дополнение в российское законодательство механизма пожизненной блокировки информационного ресурса (особенно в

ных решения о нарушении владельцем сайта авторских и смежных прав) представляется важным шагом в борьбе с распространением нелегального контента. Это может стать значимым инструментом в решении проблемы незаконного распространения контента в интернете [6]. Поэтому на данный момент существующие меры гражданско-правовой защиты авторских прав в интернете оказываются недостаточно эффективными. Способы обхода законодательства развиваются гораздо быстрее, чем само законодательство, что затрудняет контроль и регулирование процессов в интернет-пространстве, особенно учитывая его экстерриториальность.

Таким образом, развитие общества, интернет-технологий, массовых коммуникаций дало импульс к развитию правового регулирования новых сфер, выдвинуло на передний план право интеллектуальной собственности и - автора как его главного субъекта. Литературные произведения являются одним из популярных объектов интеллектуального права, главной чертой которых является творческий характер и объективная форма выражения.

случаях, когда имеется два и более судеб-

Библиографический список

1. Право интеллектуальной собственности: Учебник / Е.С. Гринь, В.О. Калятин, С.В. Михайлов и др.; под общ. ред. Л.А. Новоселовой. - М.: Статут, 2017. Т. 2: Авторское право. - 367 с.

2. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права / Акад. наук СССР. Ин-т права им. А.Я. Вышинского. - М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1956. - 283 с.

3. Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. - Казань: тип. Имп. ун-та, 1891. - 313 с.

4. Гончаров П.С. Защита интеллектуальной собственности в сфере литературы // Экономика. Бизнес. Банки. - 2018. - № S3. - С. 45-48.

5. Лутова А.П., Ерискина Н.В. Проблемы правового регулирования защиты авторских прав на литературные произведения // Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами. - 2022. - №11.

6. Чевычелов Д.С. Защита авторских прав на произведения, размещенные автором в сети интернет // Молодежь. Наука. Инновации. - 2022. - Т. 2. - С. 61-67.

LITERARY WORKS AS AN OBJECT OF INTELLECTUAL PROPERTY

K.A. Rusacova, Student Saratov State Law Academy (Russia, Saratov)

Abstract. The article is devoted to the study of literary works as objects of intellectual property, highlighting their protection in accordance with Russian legislation. The main focus is on copyrights, their intangible nature and the criteria by which works are recognized as objects of copyright. The author analyzes the creative nature of literary works, their diversity and the specifics of legal protection.

Keywords: literary works, intellectual property, intellectual property objects, copyright, protection of works.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.