Научная статья на тему 'ЛИТЕРАТУРНЫЕ «ЭСТЕТИКИ» В ПОМОЩЬ ШКОЛЬНИКАМ'

ЛИТЕРАТУРНЫЕ «ЭСТЕТИКИ» В ПОМОЩЬ ШКОЛЬНИКАМ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
345
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ КЛАССИКА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ЛИТЕРАТУРОЦЕНТРИЗМ / ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Литовская Елизавета Владимировна

В России долгие годы не утихают разговоры об утрате литературоцентризма и кризисе чтения среди молодежи. Данная статья посвящена проблеме подросткового чтения, любительским интерпретациям классики в социальных сетях и тому, как можно интегрировать интернет - форматы в образовательный процесс. Современный интернет предлагает большое количество форм интерпретации литературной классики, как профессиональных, так и любительских, в том числе созданных современными школьниками. При анализе данного контента становится очевидным ряд проблем, с которыми сталкиваются старшеклассники в процессе обучения и которые они стараются решить самостоятельно: недостаточные возможности для проявления креативности в рамках уроков, непонимание прагматической значимости литературы, усложненный и «сухой» язык изложения учебного материала, несоответствие тем для обсуждения интересам, возрасту, жизненному опыту учащихся и др. Особое внимание уделяется малоизученному, но популярному в Интернете типу контента - литературным «эстетикам». Поскольку в период пандемии стала очень популярной эстетика «Dark Academia», мы посчитали нужным кратко ее охарактеризовать, прежде чем перейти к различным типам литературных «эстетик», целям и задачам их создания, их прагматической ценности при анализе литературных произведений и изучении биографий авторов, а также практическим рекомендациям для преподавателей, которые хотели бы поработать с «эстетиками» на своих занятиях. Материалы исследования могут быть использованы как для разработки занятий по литературе, так и для дальнейшего исследования способов современной интерпретации классики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LITERARY “AESTHETICS” TO HELP STUDENTS

In Russia, for many years, society and media are talking about the loss of literary centrism and the crisis of reading among young people. This article will be devoted to the problem of school reading, amateur interpretations of school classics in social networks, problems of the school system which are trying to being solved by bloggers and ways of successful Internet formats incorporation into the educational process. The modern Internet offers a large number of forms of interpretation of literary school classics, both professional and amateur, including those created by modern high school students. In a process of analyzing amateur content, we faced some problems that students are dealing with during their study and which they are trying to solve on their own: the lack of both an opportunity to show their creativity and understanding the pragmatic significance of literature, a very complex and “dry” language of presentation of educational material, topics for discussion that are not suited with student’s interests, age and life experience etc. The article focuses on a type of content called “aesthetics” which is almost unknown among the academic society but being extremely popular on the Internet nowadays. We’ve tried to describe rather succinctly the essence of this phenomenon and the constructive principles of the “aesthetics” post formation. Since the topic of literature has been actively developed in the segment of educational aesthetics and, in particular, starting to become very popular in the “Dark Academia” aesthetics society gowning its popularity during COVID-19 pandemic, we considered it necessary to briefly characterize this aesthetic basics before going into various types of literary “aesthetics”, the goals and objectives of their creation, their pragmatic value in the analysis of literary works and the study of biographies of authors, as well as practical recommendations for teachers who would like to work with “aesthetics” in their classes. The research materials can be used both for the development of literature classes and for further research on the ways of modern interpretation of the classics.

Текст научной работы на тему «ЛИТЕРАТУРНЫЕ «ЭСТЕТИКИ» В ПОМОЩЬ ШКОЛЬНИКАМ»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ШКОЛЕ И ВУЗЕ

УДК 372.882. DOI 10.51762/1FK-2021-26-04-26. ББК Ч426.83. ГРНТИ 14.25.07. Код ВАК 13.00.02 (5.8.2)

ЛИТЕРАТУРНЫЕ «ЭСТЕТИКИ» В ПОМОЩЬ ШКОЛЬНИКАМ

Литовская Е. В.

Университет иностранных языков Хангук (Сеул, Южная Корея) ORCID ID: https://0rcid.0rg/0000-0002-3578-9772

Аннотация. В России долгие годы не утихают разговоры об утрате литературоцентризма и кризисе чтения среди молодежи. Данная статья посвящена проблеме подросткового чтения, любительским интерпретациям классики в социальных сетях и тому, как можно интегрировать интернет-форматы в образовательный процесс.

Современный интернет предлагает большое количество форм интерпретации литературной классики, как профессиональных, так и любительских, в том числе созданных современными школьниками. При анализе данного контента становится очевидным ряд проблем, с которыми сталкиваются старшеклассники в процессе обучения и которые они стараются решить самостоятельно: недостаточные возможности для проявления креативности в рамках уроков, непонимание прагматической значимости литературы, усложненный и «сухой» язык изложения учебного материала, несоответствие тем для обсуждения интересам, возрасту, жизненному опыту учащихся и др.

Особое внимание уделяется малоизученному, но популярному в Интернете типу контента - литературным «эстетикам». Поскольку в период пандемии стала очень популярной эстетика «Dark Academia», мы посчитали нужным кратко ее охарактеризовать, прежде чем перейти к различным типам литературных «эстетик», целям и задачам их создания, их прагматической ценности при анализе литературных произведений и изучении биографий авторов, а также практическим рекомендациям для преподавателей, которые хотели бы поработать с «эстетиками» на своих занятиях.

Материалы исследования могут быть использованы как для разработки занятий по литературе, так и для дальнейшего исследования способов современной интерпретации классики.

Ключевые слова: школьная классика; социальные сети; интерпретация; литературоцентризм; преподавание литературы

LITERARY "AESTHETICS" TO HELP STUDENTS

Elizaveta V. Litovskaia Hankuk University of Foreign Studies (South Korea, Seoul) ORCHID ID: https://orcid.org/0000-0002-3578-9772

© Е. В. Литовская, 2021

291

Ab s tract. In Russia, for many years, society and media are talking about the loss of literary centrism and the crisis of reading among young people. This article will be devoted to the problem of school reading, amateur interpretations of school classics in social networks, problems of the school system which are trying to being solved by bloggers and ways of successful Internet formats incorporation into the educational process.

The modern Internet offers a large number of forms of interpretation of literary school classics, both professional and amateur, including those created by modern high school students. In a process of analyzing amateur content, we faced some problems that students are dealing with during their study and which they are trying to solve on their own: the lack of both an opportunity to show their creativity and understanding the pragmatic significance of literature, a very complex and "dry" language of presentation of educational material, topics for discussion that are not suited with student's interests, age and life experience etc.

The article focuses on a type of content called "aesthetics" which is almost unknown among the academic society but being extremely popular on the Internet nowadays. We've tried to describe rather succinctly the essence of this phenomenon and the constructive principles of the "aesthetics" post formation. Since the topic of literature has been actively developed in the segment of educational aesthetics and, in particular, starting to become very popular in the "Dark Academia" aesthetics society gowning its popularity during COVID-19 pandemic, we considered it necessary to briefly characterize this aesthetic basics before going into various types of literary "aesthetics", the goals and objectives of their creation, their pragmatic value in the analysis of literary works and the study of biographies of authors, as well as practical recommendations for teachers who would like to work with "aesthetics" in their classes.

The research materials can be used both for the development of literature classes and for further research on the ways of modern interpretation of the classics.

Keywords: school classics; social networks; interpretation; literary centrism; teaching literature

Для цитирования: Литовская, Е. В. Литературные «эстетики» в помощь школьникам / Е. В. Литовская // Филологический класс. - 2021. -Т. 26, № 4. - С. 291-301. - DOI: 10.517б2/1И<-2021-2б-04-26.

For citation: Litovskaia, E. V. (2021). Literary "Aesthetics" to Help Students. In Philological Class. Vol. 26. No. 4, pp. 291-301. DOI: 10.51762/1FK-2021-26-04-26.

«Нечитающая молодежь»: постановка проблемы

Русская школьная классика на протяжении десятилетий объединяла носителей русской культуры вне зависимости от места проживания. Русская культура традиционно считалась литературоцентричной [См.: Турышева 2013], однако в последние десятилетия все чаще звучат испуганные голоса родителей и преподавателей: дети перестали читать, все время проводят у экранов компьютеров и телефонов и совершенно не хотят осваивать толстые классические романы. В утрате интереса к чтению винят слишком сложную школьную программу, требования к сочинениям на ЕГЭ, превращающие творческую работу в набор клише, телевидение, компьютерные игры и социальные сети. Но, возможно, существуют какие-то альтернативные формы интерпретации, которые старшее поколение списывает со счетов, считая слишком несерьезными и поверхностными?

Современную эпоху исследователи называют эпохой «постграмотности» [Маклюэн 2005], ее отличительными особенностями является

то, что пользовательская компьютерная грамотность и вовлеченность в процесс виртуального общения преобладают над традиционной грамотностью, сетевое электронное общение -над общением реальным, а электронное чтение - над книжным [Гудова 2015]. Интернет меняет отношение к информации: получить быстрый ответ на интересующий вопрос прямо сейчас становится важнее, чем запомнить что-то навсегда. Современный человек оттачивает механизмы поиска информации в глобальной сети, в меньшей степени уделяя внимание чтению для удовольствия. Исследователи отмечают, что мы стали читать даже больше, чем наши предшественники, но изменилась парадигма чтения: медленное вдумчивое чтение для удовольствия сменилось прагматическим просмотровым, цель которого быстрый поиск ответа. Оно подходит для периодики и постов в соцсетях, но практически полностью нивелирует удовольствие от литературы, лишая «читательского приключения» [Барт 1989]. С этим связывают и увеличение интереса к литературе нон-фикшн, и его снижение к классике, так как «современные молодые люди

обращаются к чтению для получения, в основном, тех знаний, которые пригодятся в учёбе и карьере, а приобщение, например, к классике для них лишь трата времени. В итоге при высоко оцениваемой роли чтения в обществе наблюдается общая тенденция к снижению популярности чтения серьёзной художественной литературы как досугового вида деятельности» [Русских 2015: 236]. Досуг подростков и молодежи в большей мере связан с игровым Интернет-контентом [См: Раппопорт 2021], который больше адаптирован к темпу современной жизни: не требует постепенного «вхождения» и сосредоточения, а также может выступать «фоном» для других занятий, в отличие от чтения классики, требующей времени и концентрации.

Увеличение скорости потребления информации связано и с увеличением количества визуального и аудио-контента, которое привело к изменению типа восприятия информации -люди «текста» сменились «визуалами» с клиповым мышлением. С одной стороны, очевидный перевес в сторону более простого контента (как по «каналу» восприятия, так и по содержанию) можно воспринять как тревожный сигнал: современные школьники с большей вероятностью прочитают краткий пересказ или посмотрят экранизацию, чем прочитают объемный роман, а значит, лишат себя эстетического удовольствия. Однако, с другой стороны, соц-сети предлагают молодым читателям больше возможностей для творчества, так как «если раньше центральным мотивом использования социальных сетей было общение, то сейчас главную роль играет самовыражение» [Дворянчиков 2021: 30].

Большинство старшеклассников активно присутствуют в Сети, создают свой контент, смотрят чужой, находят новые комфортные сообщества за пределами школы, где можно не бояться высказывать свою точку зрения, где нет осуждения условных авторитетных взрослых (родителей, учителей и др.). При этом объектом интереса таких сообществ может быть что угодно: от популярной музыкальной группы до античной философии. Интернет всегда стремился к внутренний тематической сегментации, так что любители чтения и книг быстро начали создавать свои сообщества на различных блог-платформах

и в социальных сетях. «Книжный» интернет быстро поделился на «старших» и «младших», «авторитетных» и «любителей», «обзорщи-ков», «лекторов», «косплееров», «мемологов» и др. И если с контентом старшего профессионального сообщества литературных критиков, журналистов, преподавателей и создателей научпоп-контента все более или менее ясно, то младшее поколение любителей литературы демонстрирует новые способы интерпретации, которые могут оказаться полезными в преподавании литературы.

Даже поверхностное знакомство с «литературным» сегментом соцсетей показывает, что современные школьники не утратили интереса к литературе. При анализе данного контента можно сделать следующие выводы о предпочтениях читающих учеников: 1) школьникам хотелось бы проявлять свое творческое начало через интерпретацию текстов не только в форме традиционных сочинений, но и в более близких им форматах юмористических видео, мемов, эстетических подборок, иллюстраций, фанфиков и др. 2) подросткам хотелось бы сместить фокус анализа произведения с «анализа ради анализа» на «анализ с целью понять себя и окружающий мир». Различные формы «я-высказывания» (аналогии с персонажами, выражение своего отношения к поступкам героев, описание себя как читателя определенного типа текстов) составляют значительный объем «литературного» контента и становятся способами самоопределения для авторов и их читателей/зрителей; з) школьникам интересен писатель как человек, чем обусловлено появление многочисленных субъективных вербально-визуальных интерпретаций образов творческих личностей.

Одна из задач преподавания литературы в школе - формировать у учеников навыки анализа и отбора информации, учить их выражать свои мысли по поводу прочитанного и показывать, что литература - это ключ к пониманию себя и окружающего мира. Современные школьники читают почти все время: нельзя игнорировать тексты, когда много времени проводишь в Интернете; но заинтересовать их классическими литературными текстами - задача более сложная. Безусловно, современный учитель существует в широчайшем культурном контексте (новые экранизации, театральные

постановки, выставки), находится в постоянном методическом поиске (форумы, курсы, конференции), однако предельная загруженность учителя словесности не позволяет ему знать абсолютно все: что-то остается в стороне, на периферии внимания. Полагаем, что именно так могут обстоять дела с «литературным» Интернет-контентом. Позволим себе предположить, что знакомство с ним может быть важно и полезно для ищущего учителя: иногда блогеры предлагают действительно хороший, интересный и удобный для использования контент, иногда предлагают новые формы интерпретации, которые бы помогли разнообразить учебный процесс и создать более творческую и свободную атмосферу на занятии.

Современный любительский «книжный» контент представлен разнообразными видеообзорами (юмористическими пересказами текста, пересказами с литературоведческими комментариями) и видеообъяснениями, фан-фиками на литературной основе, косплеями, фанартом, мемами, игровыми личностными тестами, ролевыми онлайн-играми и др.

Некоторые форматы любительской интерпретации литературных произведений уже привлекли внимание исследователей (к примеру, достаточно хорошо разработана тема фанфикшена [См: Мокшина 2018; Самутина 2013; Четина 2015 и др.]), другие же остаются практически не изученными. К малоизученным формам можно отнести «эстетики», на которых мы сконцентрируем внимание во второй части данной статьи.

«Эстетики»: содержание понятия и история появления

«Эстетики» сложно назвать совсем новым для интернета форматом, но удивительно, что исследователи практически не обращаются к нему.

Появление и активное развитие «эстетик» в интернете связывают с расцветом блог-плат-формы «Tumblr» в середине 2010-х годов [Delgado 2021]. Именно этот сервис стал первым местом, где авторы обращались к изображениям (как оригинальным, так и скопированным из других источников), компонуя их в единой стилистике. Посты-«эстетики» изначально «выглядели как посты с десятком картинок, которые раскрывают персонажа, настроение или

стиль» [Удинцев 2020] и были нацелены на тот сегмент аудитории, который предпочитает визуальный контент всем прочим.

Основным конструктивным принципом поста-«эстетики» служит сочетание визуальной, музыкальной, текстовой составляющих, призванных на эмоциональном и визуальном уровне передать атмосферу места, эпохи, произведения [См.: Aesthetics Wiki]. Визуальные фрагменты могут не быть исторически достоверны, но этого и не требуется, так как задача эстетической подборки - минимальными средствами воссоздать стиль и настроение произведения.

«Учебные эстетики»: романтизация классиков

«Эстетики» были призваны идеализировать и романтизировать разные исторические эпохи, модели поведения, увлечения и элементы повседневности. Процесс обучения быстро стал объектом «эстетизации». Первой учебной «эстетикой» стала «эстетика» «Studyblr» (сочетание англ. Study (учиться) + Tumblr (название блог-платформы)), которая формировала эстетизированный образ учебной рутины современных студентов: блогеры показывали красиво оформленные конспекты, делились фотографиями аккуратных рабочих мест, учебными советами и мотивирующими цитатами о том, как обучение поможет достичь успеха в жизни. Но постепенно от «Studyblr» начало отделяться принципиально новое направление «эстетики», которому - частично - современный интернет обязан интересом к классическим литературным текстам. Это направление получило название «Dark Academia» («Темная Академия»).

Представители «эстетики» «Dark Academia» вдохновлялись героями фильма «Общество мертвых поэтов» и персонажами романов Д. Тартт «Тайная история» и М. Л. Рио «Если бы мы были злодеями» - студентами элитных частных университетов Новой Англии, изучавших классическую литературу и древние языки. Эта эстетика начала быстро набирать популярность в 2020 году на фоне закрытия учебных заведений на карантин в связи с пандемией COVID-19 [Delgado 2021]. Интернет-пользователи связывают рост популярности не только с тем, что школьники и студенты хотели найти новый источник учебной мо-

тивации, уйти от учебной рутины и отдохнуть от постоянных учебных занятий в Zoom, но и с тем, что это стало обратной реакцией на практически полную аннигиляцию ценности гуманитарного образования, которое часто обвиняют в ненужности, непрактичности и элитарности (критика достигает своего пика в странах, где многим студентам необходимо после окончания университета найти работу, позволяющую выплачивать немалые образовательные кредиты) [См.: Mechalay 2021; Wong 2020 и др.]. Любители гуманитарных предметов и винтажной эстетики, вдохновленные литературой и фильмами, создают красивый миф о старинных элитных университетах и частных школах, о времени, когда люди учились ради знания, а не ради будущей карьеры, когда можно было вести интеллектуальные дебаты с одноклассниками и преподавателями, о маленьких учебных группах, изучающих непрактичные латынь и древнегреческий, о постановках шекспировских трагедий, о самозабвенной погруженности в предмет изучения, об эксцентричных преподавателях, влюбленных в свой предмет и формирующих вокруг себя сообщества поклонников, о вечерах, которые проводят за чтением и домашними заданиями в темных библиотеках, о мире, где искусство предлагают прочувствовать, а не проанализировать по модели, где профессора демонстративно отказываются от учебников, побуждая учеников открыто выражать свое мнение.

Последователи этой «эстетики» не только описали ее визуальный код, составили списки обязательных к ознакомлению фильмов и книг, хобби и привычек, предметов гардероба и интерьера, но и утвердили список ценностей сообщества: стремление к знаниям и интерес к самопознанию через литературу и искусство. Любовь к классической литературе стала опорным элементом эстетики. Постепенно к классикам античной и английской литературы начали добавляться и другие авторы, в том числе, и русские.

Русские поклонники эстетического направления быстро включились в процесс создания контента, и постепенно в русских «темноака-демических» и «stydyЫr»-сообш,ествах начали появляться посты, романтизирующие русскую историю и русскую литературу.

Русская литература в «эстетиках»

Если западные блогеры чаще обращались к романам с соответствующими визуальному коду «эстетики» современными экранизациями (например, «Анне Карениной»), то русскоязычные блогеры пошли дальше, сделав объектом «эстетизации» большую часть программы по литературе для старшеклассников (и не только). Наиболее часто среди постов-«эстетик» встречаются те, что посвящены произведениям Л. Н. Толстого («Война и мир», «Анна Каренина»), Ф. М. Достоевского («Преступление и наказание», «Бесы», «Идиот»), М. Ю. Лермонтова (стихотворения и роман «Герой нашего времени»), А. С. Пушкина (стихотворения и роман в стихах «Евгений Онегин»), М. А. Булгакова («Мастер и Маргарита», «Морфий», «Собачье сердце»), а также стихотворениям поэтов Серебряного века (А. Ахматовой, М. Цветаевой, В. Маяковского, С. Есенина и др.). Посты-эстетики можно встретить в ТСЙЪк и Instagram, но из-за механизмов поиска удобнее всего, в итоге, оказывается соц-сеть «Вконтакте», где контент создается преимущественно на русском и обладает русской литературной спецификой.

«Эстетики» часто оказываются разобраны по разным «учебным» и «темноакадемиче-ским» сообществам, где эстетики персонажей и авторов смешиваются с учебными советами, подборками, посвященными «темноака-демическому» образу жизни, «эстетиками» зарубежных произведений и фильмов и др. Это в определенной мере затрудняет поиск конкретной информации для преподавателя, но соответствует идее последователей «академической эстетики»: литература - это часть жизни, один из возможных постоянно обновляющихся источников вдохновения наравне с живописью, историей, музыкой и др. Для облегчения поиска паблики могут вводить свою разветвленную систему тегов, или же - при отсутствии системы тегов - можно найти интересующую информацию через общий поиск по постам сообщества, набрав свой запрос (фамилию писателя, название произведения, имя героя и др.) в поисковой строке.

Среди известных нам пабликов для знакомства с «эстетиками» можно порекомендовать

следующие: «vive la littérature»1 («эстетики» героев и произведений школьной классики), «Сокол ясный»2 («эстетики» отдельных цитат), «votre excellence»3 (эстетика героев, произведений, цитаты, эстетика писателей), «ich will schlafen»4 (занимательные факты и эстетические подборки к поэтическим и прозаическим цитатам, а также цитатам о писателях (из воспоминаний, писем и др.)), «бес чувственный»5. Этот список, далеко не исчерпывающий, может помочь педагогу совершить первое знакомство с миром интернет-«эстетик».

Типы «эстетик» и возможности их использования в преподавании литературы

Среди постов-«эстетик» можно выделить два основных типа по объекту «эстетизации»: 1) «эстетика» персонажа/автора (несколько иной тип - альтернативная «эстетика» персонажа или автора (обычно перенесенная в современные реалии)), 2) «эстетика» произведения или цитаты.

Литературные «эстетики» становятся проводником в мир литературы для людей с преимущественно «визуальным» восприятием -тех, кому бывает сложно проникнуться атмосферой произведения без зрительного ряда. Визуальность классической подборки, посвященной персонажу или произведению, обычно содержит «говорящие» детали (например, «эстетика» Евгения Онегина, с точки зрения создателей паблика «vive la littérature»6 представлена так: рука с пистолетом, детали мужского костюма-тройки, надпись «Rich boys don't have hearts» (У богатых мальчиков нет сердца) и мужчина, который что-то пишет на бумаге. Все отсылки узнаваемы: дуэль с Ленским, дендизм главного героя, достаточно жестокое по отношению к чувствам Татьяны письмо Онегина. Есть детали чуть менее очевидные, которые демонстрируют субъективное представление автора «эстетики» о чувствах персонажа (изображение мужчины, сидящего перед кладбищенским крестом, и мужчины, который валится с ног от переполняющих его эмоций). Сопровождает этот визуальный ряд трек груп-

пы «23» «С ума»: На улице я вздрогну, как шальной / Шагал, спешил, но вдруг прирос. / Мне показалось, что в толпе людей / Сверкнул на миг огонь твоих волос... / То тень, то смех, походка или голос... / Все возникает в голове «на раз»» / Трезвею быстро. Миражи все тают - / Они ничто без света твоих глаз. Кого же из призраков своего прошлого увидел герой, вопрос открытый и, как любая интерпретация, оставляющий зрителю пространство для размышления. То, как автор представляет себе героя, довольно традиционно: Онегин, любивший играть с чувствами других, сначала лишился друга, потом влюбленной в него девушки, затем герой раскаялся. Однако сама «эстетика» может вызвать дискуссию, стать предметом обсуждения: из-за чего же сильнее переживает герой, почему интерпретатор выбрал такую песню, какие строчки в песне лучше всего подходят герою и подходит ли эта музыка вообще - вопросов может быть много.

Конечно, обсуждение интерпретации не заменит полноценного анализа образа героя, но может дать школьникам пищу для размышлений. Обсуждение разных интерпретаций может стать частью классной работы: какие образы чаще встречаются в «эстетиках» по данному произведению и почему? какие детали можно было добавить к данной «эстетике»? в чем автор следует фактам, а где его субъективная позиция? как представляет героя автор поста? есть ли исследователи, которые разделяют точку зрения блогера? После того как желающие выскажут свое мнение, можно перейти к тому, что говорила о герое литературная критика, без опасений, что теперь ученики примут эту точку зрения как единственную верную и вообще не попытаются проинтерпретировать текст самостоятельно, мотивируя это тем, что есть авторитетная точка зрения. Обсуждать интернет-контент и выражать несогласие с блогером проще, чем спорить с Ю. М. Лот-маном. Школьникам важно понять, что есть точка зрения исследователей, есть точка зрения учителя и есть их точка зрения - все они

1 vive la littérature [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/vivelalitterature

2 Сокол ясный [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/sokol666yasniy

3 votre excellence [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/votreexcellence

4 ich will schlafen [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/cstrm

5 Бес чувственный [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/youandmeeeeeeeeeee

6 vive la littérature [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/vivelalitterature

в равной степени имеют право на существование, если весомо аргументированы.

Создание собственной визуальной «эстетики» персонажа может быть и вариантом домашнего задания. Можно попросить учащихся при прочтении отмечать детали, которые характеризуют героя, а потом подобрать соответствующие изображения и/или музыку и объяснить свой выбор.

Создание «эстетики» произведения может выступать и в качестве «разминки» перед аналитическим «входом» в текст, и способом проверки знания текста. Подобная работа позволит преподавателю понять особенности восприятия текста учениками: какие приметы времени и пространства посчитали самыми важными, кого из героев посчитали главными и т.д. Подчеркнем, что это может быть не только визуальная эстетика, но и текстовое описание: набор деталей, краткое описание действий, описание места и времени.

Элементы работы над «эстетикой» произведения можно использовать и в процессе анализа текста. Если в начале занятия попросить учеников назвать по одному запомнившемуся им предметному образу, то можно на основании ответов создать вариант «ментальной карты» произведения, соотнести наблюдения ребят с наблюдениями профессиональных литературоведов. К этой «ментальной карте» можно будет в дальнейшем возвращаться и дополнять ее другими значимыми деталями, а позже ученики смогут использовать ее для того, чтобы вспомнить содержание текста, подготовиться к написанию сочинения или сдаче экзамена. Такой тип «эстетик» можно использовать для квиза на закрепление или повторение материала: ученикам предлагается определить произведение по набору деталей или убрать «лишние» образы из «эстетики» произведения. «Эстетики» могут быть удачны и как вариант креативного задания для литературного конкурса: побеждает участник, чья «эстетика» вызовет у наибольшего числа зрителей желание прочитать эту книгу.

Еще один популярный тип «эстетик» - это альтернативные, касающиеся писателей и персонажей. Чаще всего героя переносят в современный мир или другую популярную вселен-

ную (мир популярной компьютерной игры, сериала, аниме, книги). Особым успехом у пользователей пользуется Modern! AU (современные альтернативные вселенные). Современные интерпретации личности писателей представлены «Вконтакте» не очень часто, но с некоторыми можно познакомиться в паблике «Посередине жизни в сумеречном лесу», если набрать в поисковой сторке «modern!au» (на момент написания статьи были представлены эстетики Н. Гоголя, Ф. Достоевского, И. Северянина, В. Маяковского, А. Чехова, С. Есенина). Например, так описывают современную эстетику Владимира Маяковского авторы паблика1: modern!au владимир маяковский: в этом году сдает егэ / вселенски устал / любит красный цвет / переехал из горной провинции в Петербург и стал самым популярным во всей школе / по нему страдает все параллель девушек старших классов / по ночам плачет под макса коржа / все классы ниже 11 называют его владимир владимирович / больше всего любит отсылать голосовые сообщения / кстати, он очень ОЧЕНЬ высокая шпала / на аве больше трех лет стоял ленин / потом лиля мягко предложила ему поставить собственные фотографии / теперь на его аве вк первосортный красавец, читающий книгу маркса / «лиль, а когда гулять?» «никогда, вов, я с осипом иду» / имеет паблик на пять тысяч «пощечина общественному вкусу» / ненавидит эмодзи / обожает пиджаки, красный цвет и брючные костюмы / фыркает при любом упоминании есенина / к нему у учеников и учителей два настроения: некоторые ненавидят, некоторые любят, но нейтралитета нет.

В представлении личности писателя в школьном преподавании есть, как нам кажется, две крайности: первая - сухое изложение фактов, скупой набор дат и фактов; вторая - сакрализация образа писателя, экзальтация, превознесение, оперирование словами типа «великий», «гениальный». Ни то, ни другое не делает писателя ближе и интереснее.

Создание «альтернативных» эстетик может помочь десакрализовать личность писателя, по-настоящему заинтересовать учеников его жизнью и творчеством. Для создания «эстетики» нужно найти интересные факты о пи-

1 Посередине жизни в сумеречном лесу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/veseliykinofilm?w=w а11-1548837б9_1053

сателях (их привычки, хобби, круг общения, странности, домашние животные; литературные анекдоты о писателях), самостоятельно отобрать материал. Подобные задания позволяют познакомить учащихся с литературными сайтами, предлагающими достоверную информацию, - такими, как «Полка», «Арзамас», «Горький».

«Эстетики» дают большое пространство для творчества: можно подобрать плейлист любимой музыки героя, показать его любимые мемы, стиль одежды, сконструировать его инстаграм-аккаунт, выбрать любимые тиктоки и др. и объяснить этот выбор. С одной стороны, это будет самопрезентация ученика, но с другой - он получит возможность вжиться в роль описываемого героя, найти с ним что-то общее, не выходя сильно за границы своего комфортного инфополя. Подобная работа может вестись в рамках индивидуального или группового проекта, итоги проектной работы могут быть представлены либо в формате стенгазеты, чтобы с материалами могли ознакомиться учащиеся других классов, либо в Интернете.

Через допущение подобной игровой интерпретации можно донести до учеников важную мысль: классическая литература находится вне времени, она является продуктом своей эпохи, но в ней есть «избыток вечного». Идея «осовременить» образ писателя, текст и героев - это способ интерпретации, который имеет свои плюсы и свои минусы. Попытка рассказать о Пушкине на языке «мемов» кажется кощунственной только на первый взгляд, ведь если через «мемы» мы можем донести до школьников идею того, что «Пушкин - наше все» не потому, что так написано в учебнике, а потому, что он в свое время на простом и понятном его современникам языке написал очень остроумные тексты, это уже хорошо.

Выводы

Важное условие хорошей эстетики - интерес и уважительное отношение к объекту интерпретации. Сама идея визуализировать или создавать шутливые «современные» версии держится на том, что читатель или зритель знакомы с литературным героем, с произведением, автором. Создание «эстетик» - достаточно

сложная аналитическая работа, которая требует времени, эстетического вкуса, выполнения определенных правил (скорее всего, среди интересных фактов о Пушкине, Маяковском и Есенине, найденных учениками, будут и «скандальные», и тут уже задача учителя - заранее определить правила: какую информацию можно использовать для урока прямо, на какую можно намекнуть, а что придется оставить для внеаудиторного обсуждения с друзьями и одноклассниками (как это и делали поколения школьников до них)).

Не стоит забывать о том, что «эстетики» -это интернет-жанр, ориентированный на подростка, молодого человека, и потому обладает рядом особенностей, которые преподавателю важно учитывать. Во-первых, он может содержать нежелательный контент (в частности, открытый или завуалированный BL-контентI и использование обсценной лексики - популярные «грехи» любительского контента, которые не обошли «эстетики» стороной). Преподавателю все же стоит просматривать материал заранее. Так как данные пабликов постоянно обновляются, то педагог никогда не может точно спрогнозировать, что именно решат опубликовать авторы паблика, не появится ли у них какой-то новый интерес, который может нарушить хрупкую экосистему паблика с «безопасным» контентом. Полагаем, что при работе с готовыми «эстетиками» все-таки лучше не давать ученикам полного доступа к материалам пабликов, а самостоятельно отбирать то, что может быть использовано для обсуждения в классе, уделяя больше внимания «эстетикам» как типу интерпретации, а не готовому материалу для обсуждения.

Поскольку авторы «эстетик» в интернете - студенты или старшеклассники, то представляется более закономерным использование такого материала при работе с учениками старших классов, к тому же произведения из программы 9-11 классов уже осмыслены интернет-пользователями и можно выбрать какие-то материалы для занятий из готового материала.

Так как комплекс нравственно-философских тем и проблем, поднимаемых в программе литературного образования старшей шко-

1 Прим. BL (сокр. от англ. boys love) - собирательное название популярного жанра комиксов, новелл, сериалов, одной из тем которого являются любовные отношения между персонажами-мужчинами.

лы, не вполне совпадает с жизненным опытом юных читателей, то идея обращаться к «визуальному» или вербально-визуальному способу интерпретации представляется хорошим способом мотивировать школьников к выражению своего мнения о тексте через изображения, актуальные для них аналогии или игру (как в случае с «альтернативными эстетиками»). Также это, как отмечалось ранее, может служить одним из способов «разговорить» школьников, которые порой не очень хорошо связывают мысли в единый логичный нарра-тив, но при этом обладают образным мышлением: они могут рано «закрыть» для себя мир литературы, решив, что это «не для них» именно потому, что им трудно писать сочинения.

Так как задача курса литературы в школе -не только подготовить школьников к написанию сочинения, но и научить их выражать свои мысли, анализировать и по-разному интерпретировать тексты, то использование «эстетик» в учебном процессе может помочь им понять, что нет «правильной» и «неправильной» интерпретации, позволит развить творческие навыки и, возможно, даже найти себе новое интересное занятие, которое может стать профессией.

Создание разных типов «эстетик» задействует поисковые механизмы (умение работать с информацией в Сети, искать важные детали в тексте), способствует развитию аналитических способностей, умений синтезировать целое, а также быть внимательными к чужому слову - и к слову автора, и к слову одноклассника-создателя интерпретации.

Создание «эстетик» сближается с другим популярным способом любительской интерпретации - фанфикшеном, так как это тоже «определенная демократия чтения, реванш читателя, вырвавшего свое право на удовольствие из рук критика и издателя, а также из-под власти традиционно понимаемого автора» [Самутина 2013]. При создании «эстетики» ученик тоже примеряет на себя роль равного собеседника, вступающего в диалог с автором оригинального текста, становится участником «глобальной литературной игры» [Гусарова 2009].

Игра в творческую деконструкцию, когда текст разбирается на символические детали, на вроде бы незначительные визуальные элементы, когда герои перемещаются в новый контекст, когда мы ищем связь текста и чужой интерпретации, пытаясь понять, как текст прочитали другие люди, - все это может сформировать у учеников интерес к чтению и разговору о классических произведениях.

Использование «эстетик» и других форм интернет-интерпретации на занятиях, безусловно, не заменит форм анализа художественного произведения, которые используются преподавателями системно; конечно, использование литературных «эстетик» - это сфера частных приемов, но, как мы постарались показать, они могут стать дополнительным инструментом в работе учителя, позволяющим решать важные задачи: разнообразить виды работы на уроке, вовлекать в разговор о произведении большее число учеников, организовывать момент «входа» в текст и «выход» из него через создание собственной интерпретации.

Каждое новое поколение стремится пересказывать и интерпретировать вечные сюжеты на новый лад, ученики могут хвалить и ругать классику, но пока они готовы интерпретировать, делиться своей точкой зрения с другими, готовы эстетизировать процесс обучения и мечтать о том, что их мнение услышат и оценят другие, мечтать о своем «Обществе мертвых поэтов» или хотя бы сообществе интернет-знакомых, пока они хотят снимать видео, переодеваясь в писателей и героев, создавать фанфики и косплей, пока делают мемы, пока рассказывают другим о прочитанном, возмущаются или восхищаются поведением героев, преподавание литературы будет иметь смысл. А когда эти способы интерпретации отойдут и на их место придут какие-то другие, нужно будет вновь проявить чуткость и к меняющемуся миру, и к меняющимся детям. Кажется, это то, чему учит нас классика: быть гибкими, но сохранять ключевые идеи. Ведь классика -это та точка, к которой мы возвращаемся, и новый виток интереса к ней это доказывает.

Литература

Аскарова, В. Я. Изучение детского и юношеского чтения в эпоху цифровой реальности: актуальные исследовательские и проектные стратегии / В. Я. Аскарова, Л. Б. Зубанова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2018. - № 5. - С. 93-102.

Барт, Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Р. Барт ; пер. с фр., сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Коси-кова. - М. : Прогресс, 1989. - 616 с.

Гудова, М. Ю. Чтение в эпоху постграмотности: культурологический анализ : дис. ... д-ра культ. наук / Гудо-ва М. Ю. - Екатеринбург : [б. и.], 2015. - 329 с.

Гусарова, А. Д. Жанр фэнтези в русской литературе 90-х гг. двадцатого века: проблемы поэтики : автореф. дис____канд. филол. наук / Гусарова А. Д. - Петрозаводск : Изд-во МарГу, 2009. - 25 с.

Дворянчиков, Я. В. Социальные сети как инструмент популяризации массовой культуры / Я. В. Дворянчиков, Е. С. Шепелева // Форум молодежной науки. - 2021. - № 2. - С. 29-33.

Маклюэн, М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего / М. Маклюэн ; пер. И. О. Тюри-ной. - М. : Акад. проект ; Фонд «Мир», 2005. - 496 с.

Мокшина, Ю. Л. Фанфикшн как инструмент приобщения современных школьников к чтению классической литературы : дис____канд. пед. наук / Мокшина Ю. Л. - СПб. : Санкт-Петербургский государственный университет, 2018. - 455 с.

Раппопорт, Р. В. Читай не хочу. Что мешает ребенку полюбить книги / Р. В. Раппопорт. - Москва : Individuum, 2021. - 256 c.

Русских, Е. В. Современное юношеское чтение и электронные ресурсы как способ приобщения к книге / Е. В. Русских // Вестник Брянского государственного университета. - 2015. - № 3. - С. 236-241.

Самутина, Н. В. Великие читательницы: фанфикшн как форма литературного опыта / Н. В. Самутина. -Текст : электронный // Социологическое обозрение. - 2013. - Т. 12, №. 3. - С. 137-194. - URL: https://www.intelros. ru/pdf/socoboz/2013_3/SocOboz_12_3_07_Samutina.pdf (дата обращения: 10.05.2021).

Турышева, О. Н. Русский литературоцентризм в аспекте литературной рефлексии / О. Н. Турышева // Уральский филологический вестник. - 2013. - № 1. - С. 228-243.

Удинцев, Н. Посмотрите на последний инстаграм-тренд 2010-х - PicsArt эстетику / Н. Удинцев. - Текст : электронный // Afisha Daily. - URL: https://daily.afisha.ru/brain/14125-posmotrite-na-posledniy-mstagram-trend-2010h-picsartestetiku/ (дата обращения: 20.05.2021).

Четина, Е. М. Фандомы и фанфики: креативные практики на виртуальных платформах / Е. М. Четина, Е. А. Клюйкова. - Текст : электронный // Вестник Пермского ун-та. - 2015. - № 3 (33). - С. 95-104. - URL: http://www. psu.ru/files/docs/personalnye-stranitsy-prepodavatelej/kluikova/chetina_klyuykova.pdf (дата обращения: 10.05.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Aesthetics Wiki. - URL: https://aesthetics.fandom.com/wiki/List_of_Aesthetics (mode of access: 20.11.2021). - Text : electronic.

Delgado, P. Dark Academia, a Troublesome Trend / P. Delgado. - Text : electronic // Institute of the Future of Education: Observatory. - September 28, 2021. - URL: https://observatory.tec.mx/edu-news/dark-academia-a-trouble-some-trend (mode of access: 20.11.2021).

Mechaley, K. Dark Academia: promotion Equality or Elitism? / K. Mechaley. - Text : electronic // Mayfield Crier. -September 26, 2021. - URL: https://mayfieldcrier.org/3033/op-ed/dark-academia-promoting-equality-or-elitism/ (mode of access: 20.11.2021).

Wong, B. A. Why the Dark Academia trend hides a bad academic culture / B. A. Wong. - Text : electronic // Unpublished. - December 4, 2020. - URL: https://www.unpublishedzine.com/personal-essay-1/why-the-dark-academia-trend-hides-a-bad-academic-culture (mode of access: 20.11.2021).

References

Aesthetics Wiki. URL: https://aesthetics.fandom.com/wiki/List_of_Aesthetics (mode of access: 20.11.2021).

Askarova, V. Ya., Zubanova, L. B. (2018). Izuchenie detskogo i yunosheskogo chteniya v epokhu tsifrovoi real'nosti: aktual'nye issledovatel'skie i proektnye strategii [Learning Reading for Children and Young People in the Digital Age: Relevant Research and Design Strategies]. In Vestnik Moskovskogogosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. No. 5, pp. 93-102.

Bart, R. (1989). Izbrannyeraboty. Semiotika. Poetika [Selected Works. Semiotics. Poetics]. Moscow, Progress. 616 p.

Chetina, E. M., Klyuikova, E. A. (2015). Fandomy i fanfiki: kreativnye praktiki na virtual'nykh platformakh [Fandoms and Fanfiction: Creative Practices on Virtual Platforms]. In Vestnik Permskogo universiteta. No. 3 (33), pp. 95-104. URL: http://www.psu.ru/files/docs/personalnye-stranitsy-prepodavatelej/kluikova/chetina_klyuykova.pdf (mode of access: 10.05.2021).

Delgado, P. (2021). Dark Academia, a Troublesome Trend. In Institute of the Future ofEducation: Observatory. September 28. URL: https://observatory.tec.mx/edu-news/dark-academia-a-troublesome-trend (mode of access: 20.11.2021).

Dvoryanchikov, Ya. V., Shepeleva, E. S. (2021). Sotsial'nye seti kak instrument populyarizatsii massovoi kul'tury [Social Networks as a Tool for Popularizing Mass Culture]. In Forummolodezhnoinauki. No. 2, pp. 29-33.

Gudova, M. Yu. (2015). Chtenie v epokhu postgramotnosti: kul'turologicheskii analiz [Reading in the Post-Literacy Era: a Cultural Analysis]. Dis. ... d-ra kul't. nauk. Ekaterinburg. 329 p.

Gusarova, A. D. (2009). Zhanr fentezi v russkoi literature 90-khgg. dvadtsatogo veka:problemy poetiki [The Fantasy Genre in Russian Literature of the 90s. Twentieth Century: Problems of Poetics]. Avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Petrozavodsk. 25 p.

McLuhan, M. (2005). Galaktika Guttenberga: Stanovlenie chelovekapechatayushchego [Gutenberg's Galaxy: The Formation of a Printing Man]. Moscow, Academicheskii proekt, Fond «Mir». 496 p.

Mechaley, K. (2021). Dark Academia: Promotion Equality or Elitism? In Mayfield Crier. September 26. URL: https:// mayfieldcrier.org/3033/op-ed/dark-academia-promoting-equality-or-elitism/ (mode of access: 20.11.2021).

Mokshina, Yu. L. (2018). Fanfikshn kak instrumentpriobshcheniyasovremennykh Shkolnikov k chteniyu klassicheskoi literatu-

ry [Fanfiction as a Tool for Introducing Modern Schoolchildren to Reading Classical Literature]. Dis____kand. filol. nauk.

Saint Petersburg. 455 p.

Rappoport, R. V. (2021). Chitai ne hochu. Chto meshaet rebenku polyubit' knigi [Read - I Don't Want To. What Prevents a Child from Falling in Love with Books]. Moscow, Individuum. 256 p.

Russkikh, E. V. (2015). Sovremennoe yunosheskoe chtenie i elektronnye resursy kak sposob priobshcheniya k knige [Modern Youth Reading and Electronic Resources as a Way of Introducing the Book]. In Vestnik Bryanskogo gosudarstven-nogo universiteta. No. 3, pp. 236-241.

Samutina, N. V. (2013). Velikie chitatel'nitsy: fanfikshn kak forma literaturnogo opyta [Great Readers: Fanfiction as a Form of Literary Experience]. In Sotsiologicheskoe obozrenie. Vol. 12. No. 3, pp. 137-194. URL: https://www.intelros.ru/pdf/ socoboz/2013_3/SocOboz_12_3_07_Samutina.pdf (mode of access: 10.05.2021).

Turysheva, O. N. (2013). Russkii literaturotsentrizm v aspekte literaturnoi refleksii [Russian Literary Centrism in the Aspect of Literary Reflection]. In Ural'skiifilologicheskii vestnik. No. 1, pp. 228-243.

Udintsev, N. (2020). Posmotrite na poslednii instagram-trend 2010-kh - PicsArt estetiku [Look at the Latest In-stagram Trend of the 2010s - PicsArt Aesthetics]. In Afisha Daily. URL: https://daily.afisha.ru/brain/14125-posmo-trite-na-posledniy-instagram-trend-2010h-picsartestetiku/ (mode of access: 20.05.2021).

Wong, B. A. (2020). Why the Dark Academia Trend Hides a Bad Academic Culture. In Unpublished. December 4. URL: https://www.unpublishedzine.com/personal-essay-1/why-the-dark-academia-trend-hides-a-bad-academic-cul-ture (mode of access: 20.11.2021).

Данные об авторе

Литовская Елизавета Владимировна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, Университет иностранных языков Хангук (Сеул, Южная Корея).

Адрес: HUFS Global Campus, 81, Oedae-ro, Mohy-eon-eup, Cheoin-gu, Yongin-si, Gyeonggi-do, 17035.

E-mail: elizabethliter@gmail.com.

Author's information

Litovskaia Elizaveta Vladimirovna - Candidate of Philology, Assistant Professor of Department of Russian Studies, Hankuk University of Foreign Studies (Seoul, South Korea).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.