УДК 68.1 ББК 51:9 Ставцева Евгения Михайловна
аспирант
кафедра литературы и методики преподавания литературы Челябинский государственный педагогический университет
г.Челябинск Stavtseva Eugene Mikhailovna Post-graduate
Department of literature and methods of teaching literature Chelyabinsk State Pedagogical University
Chelyabinsk
Литературные блоги писателей Южного Урала А. Попова и К. Рубинского Literary blogs Writers of the Southern Urals A. Popov and K. Rubinsky
Статья посвящена малоизученной проблеме взаимодействия литературного и компьютерного дискурсов в современной сети Интернет. В качестве объекта исследования представлены интернет-записки А. Попова («Дневник директора физико-математического лицея №31 г.Челябинска») и К. Рубинского («Разыскание существа»).
The article is devoted to the little-known problem of interaction and literary discourses in contemporary computer on the Internet. The object of the study is presented online notes A. Popov («Diary of Physics and Mathematics Lyceum № 31 of Chelyabinsk») and К. Rubinsky («Finding the creature»).
Ключевые слова: сетература, жанр, блог, чат, компьютерная игра, литература Южного Урала, Александр Попов, Константин Рубинский.
Key words: network literature, genre, blog, chat, computer game, the literature of the Southern Urals, Alexander Popov, Konstantin Rubinsky.
Изучая литературный Интернет, влияние компьютерных технологий на литературу, современные исследователи используют разные термины: блогер-ская литература (В. Пустовая), «кибер-среда» (Е. Горный), интернет-среда (Т. Морозова), компьютерные приемы (Т. Маркова).
В конце 1990-х г.г. слово «сетература» помимо основного значения -литературные произведения, распространяющиеся в Интернете, - имела и дополнительное, несколько уничижительное: графоманство, не имеющее шансов
227
на выживание за пределами сетевого пространства. Казалось, что двум литературным мирам - виртуальному и «бумажному», маргинальному и мейнстримо-вому - суждено вечно существовать параллельно, практически не пересекаясь и не соприкасаясь. Ситуация радикально поменялась с ростом популярности блогов на рубеже 2010-х. На сегодняшний день налицо явный всплеск интереса к литературным текстам, находящимся в Сети.
В сфере современного Рунета существует несколько тенденций в развитии художественного слова. Один из примеров взаимодействия Интернет-культуры и литературы - это заимствование отдельных компьютерных приемов (Д. Бавильский, «Ангелы на первом месте»). Другой вариант взаимодействия представлен произведениями, в которых освоение Интернет-среды происходит через использование собственно компьютерных технологий (А. Житин-ский «Государь всея Сети», А. Матвеева «Любовь для начинающих пользователей» и др.). Иные российские авторы демонстрируют еще один симптоматичный для сегодняшних дней процесс: выход в печать из российского литературного интернета и блоггерства (роман Д. Горчева «Сволочи», Н. Горлановой «Повесть Журнала Живаго»). Еще один путь освоения Сети - переход признанных авторов в литературу Рунета через печатное слово (Б. Акунин, Д. Драгунский, Л. Петрушевская, В. Пелевин, Е. Гришковец, А. Житинский, С. Лукьяненко). Для Урала движение от печатного слова к интернет-аудитории также характерно. На сегодняшний день мы можем назвать имена нескольких писателей, чье творчество органично переходит в Интернет-среду. Для Большого Урала показательно в этом смысле творчество Н. Горлановой, для Южного Урала - литературная блоггерская интернет-жизнь А. Попова, К. Рубинского.
«Дневник-блог» А. Е. Попова1 мало отличается жанрово и стилистически от «Дневника директора школы», где автор использует те же приемы, тот же слог, то же сочетание бытового анекдота, афоризмов и философских миниатюр, житейских нравоучений:
1http://teacher-alexander-popov.blogspot.ru/2008/04/31.html
228
01.10.2004 Патриотизм — последний патрон государства, жаль, он у нас всегда не в ту сторону нацелен. Провинциальность - процедура унизительная.
Это местами иронично-циничные, местами сентиментально-лиричные эссе, описывающие способы построения отношений между директором школы и его ежедневным окружением. Обычно такие записи не выходят за рамки одного конкретного эпизода. Главный герой - все тот же директор школы - как и прежде, препарирует реальность, умело жонглируя фактами и трансформируя реальность по своему вкусу. У него на все свое мнение, поэтому действительность предстает сквозь призму его собственного видения. Главное в этих записках — идея, фраза, слово. Автор играет со словом, вертит его в руках, пробует на вкус, дает попробовать и другим — случайным героям, читателям. А. Попов не пытается сделать фабулу своим главным орудием, как делают большинство блоггеров рунета. Его записки — это ощущение, мысль, вызванная поступком. Внезапные перемены, перипетии - всё ставится с ног на голову и обратно, в двух-трех предложениях. Часто эти записи имеют глубокий социальный подтекст. Созданные на злобу дня, они глубоко сатиричны по своей сути.
Лексика записок довольно симптоматична. Она подчеркнуто нелитературна, в контексте нарочито сопоставлена лексика высокого стиля и нецензурные высказывания, что придает, несомненно, комический эффект написанному. Автор пользуется низкой разговорной лексикой, намеренно упрощая и огрубляя письменную речь. Это нарочитое снижение направлено, с одной стороны, на конкретного читателя - пользователя интернет, вполне случайного и не всегда литературно подкованного. Одновременно, такая лексика создает эффект присутствия, рисует психологический портрет как главного героя, так и персонажей, с которыми ему приходится каждый день сталкиваться. А это очень пестрое окружение директора: ученики, родители и учителя, охранники и уборщицы, местные рекитиры и чиновники и др.
Для представленной в сети прозы К. С. Рубинского также характерен легкий слог и доминирование простых предложений, четко формулирующих мысль. В этом смысле его арт-эксперимент «Разыскание существа» симптоматичен и хорошо вписывается в общую палитру интернет-литературы. Текст представлен в виде коротких записок, которые автор называет «законы бытия существа».
Формулируя свои «законы», автор строит их по вполне понятным правилам, как-то: простота (подчеркнутая минималистичность) формы, четкость и однозначность (отсутствие синонимов, параллелизмов, метафор, а также любых других художественных изысков текста, усложняющих и углубляющих смысл фразы), логичность и определенность. Отличительной чертой специфического жанра «закона» становятся его прагматические характеристики, обусловленные задачей формировать чекие модели правомерного поведения адресата с целью осуществления адресантом (законодателем) регулирования общественных отношений, а также - что еще важнее для К. Рубинского - сформировать у читателя четкий ценностный ряд, напомнить, что именно отличает человека от любого другого «существа». Поэтому в данном случае выбор жанровой формы «закона» основывается на своеобразной антиномии «норма (т.е. обусловленный стандарт) - отклонение от нормы» и балансировании на этой грани. Для К. Ру-бинского это может быть сформулированный одним предложением четкий «закон», как например, «Существо очень смешно любит, если любит по-настоящему» или: «Существо никогда не будет счастливым, принимая всё как должное». Это могут быть также более пространно сформулированные законы бытия «существа» (человека), создающие некую мифологему или образ мира, построенный на контрастах, составляющих основу его существования (мертвый - живой, спокойствие - боязнь и др.):
Существу приятно собирать осенние листья разных цветов: вот этот — терракотовый с узорчатыми краями, а вон тот, смотри,
охряной, но весь в апельсиновых прожилках.
А под ногами — ты чуть не наступил! — почти фиолетовый. Существо любуется мёртвыми листьями и ему радостно, что оно до сих пор живёт, но боязно, что оно не сможет умереть так же спокойно и красиво.
Автор «законов бытия существа», организующий текст в интернет-мире и автоматически принимающий условия и правила сетевой игры (игры в литературу с читателем) предлагает стать ему сотворцом, расширяя рамки собственного произведения, влияя таким образом на жанр (литературный блог) и нарратив текста, обусловленный восприятием Интернет-пространства как самостоятельного мира, со своей коммуникацией и рецепцией, где текст не является конечным продуктом, а существует вне завершенных рамок.
Друзья, если вы вдруг сформулировали собственный, новый, поэтичный закон бытия существа, вы можете дополнить наш не строго научный свод законов здесь:
Ваш новый закон существа
Отппяиить
По мнению ученого, исследующего современную литературу и влияние компьютерных технологий на российскую прозу, «новое качество литературной деятельности - это не просто набор текста на клавиатуре компьютера вместо пишущей машинки, но усвоение словесностью собственно компьютерных технологий и их использование в качестве художественных приемов»1. Подобная игра с читателем-сотворцом, продиктованная возможностями интернет-среды, порой становится похожа на игру-буреме, когда каждый из участников дописывает новую фразу, не зная предыдущую.
1Маркова Т.Н. Компьютерные технологии и компьютерные приемы в новейшей прозе // Филол. класс. 2009. №21. С.17-19.
Интернет-записки представленных выше авторов близки по стилистике, по духу, по тематике, и тем проблемам, которые их волнуют. В своем творчестве они пропагандируют идею малой родины, ее уникальности и неповторимости - людей, природы, истории, самобытной культуры. Обоих писателей объединяет мысль о сорвременном человеке, поиск нового героя, создание мифологемы большого города - Челябинска. Симптоматично, что именно эти авторы объединили свои усилия, создав сборник «Легенды и мифы Челябинска», сверстав под одной обложкой многолетние труды - авторские мифы и легенды.
Библиографический список
1. Катаев Ф.А. Русский литературный Интернет: Попытка картографирования местности // Филолог. - 2010. - №11. - Режим доступа:
http://philolog.pspu.ru/
2. Колядич Т.М. От Аксенова до Глуховского. Русский эксперимент. Экстремальный путеводитель по современной русской литературе. М.: Олимп, 2010. 349 с.
3. Маркова Т.Н. Компьютерные технологии и компьютерные приемы в новейшей прозе // Филол. класс. 2009. No21. С.17-19.
4. Kaisi. Блоггеры Урала оооооок/http://kaisi.livejournal.com/742694.html
Bibliography
1. Kataev F.A. Russian literary Internet: Trying terrain mapping // Philologist. -2010. - № 11. - Mode of access: http://philolog.pspu.ru/
2. Kolyadichi TM FromAksenov to Glukhovski. Russian experiment. Extreme guide to modern Russian literature. Moscow: Olimp, 2010.
3. Markova T.N. Computer technology and computer techniques in modern prose // Philological. class. 2009. No21. P.17-19.
4. Kaisi. Bloggers Urals ooooook / http :/ / kaisi.livejournal.com/742694.html