Научная статья на тему 'Интернет на территории литературы'

Интернет на территории литературы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1854
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / РУЛИНЕТ / КОМПЬЮТЕРНЫЙ ДИСКУРС / COMPUTER DISCOURSE / IT-ТЕХНОЛОГИИ / RUSSIAN LITERARY INTERNET / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Максимова Татьяна Олеговна

В рецензии анализируется монография М. П. Абашевой и Ф. А. Катаева «Русская проза в эпоху Интернета: трансформации в поэтике и авторская идентичность», представляющая собой системное исследование изменений в поэтике современной русской прозы под влиянием компьютерного дискурса. Ее авторы обращаются к произведениям, порожденным сетевой средой и в этой среде бытующим (сетературе), но при этом исследуют и традиционную («бумажную») художественную прозу 1990-2000-х гг., а именно новации в поэтике, обусловленные влиянием новых технологий. Рецензируемая монография отражает исторический процесс взаимодействия литературы и Интернета, раскрывает особенности структуры и поэтики русского литературного интернета. В книге проанализировано воздействие IT-технологий и интернет-культуры на такие уровни художественного текста, как жанр, стиль, язык, образ автора, сюжет, хронотоп. Монографию можно рассматривать как своеобразный путеводитель по Интернету, использовать как учебное пособие для студентов-филологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERNET ON THE TERRITORY OF LITERATURE

The paper reviews the monograph “ Russian Prose in the Age of the Internet: Transformation in Poetics and the Author’s identity” by M. Abasheva and F. Kataev, which is a systematic study of changes in poetics of contemporary Russian prose under the influence of computer discourse. The authors turn to works generated by and functioning in the network environment (e-literature), as well as to traditional (paper) literary prose of the 1990-2000s. The main focus of the monograph under review is on the innovations in poetics generated by the impact of new technologies. The book is concerned with the historical process of interaction between literature and the Internet, peculiarities of structure and poetics of the Russian literary Internet. Special consideration is given to the impact of information technology and the Internet culture on different levels of a literary text, such as a genre, style, language, an image of the author, a plot, chronotope. The monograph may be regarded as a kind of the Internet guide and used as a textbook for Philology students.

Текст научной работы на тему «Интернет на территории литературы»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2014 РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОЛОГИЯ Вып. 4(28)

УДК 004.738.5: 821

ИНТЕРНЕТ НА ТЕРРИТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ 1

Татьяна Олеговна Максимова

аспирант кафедры современной русской литературы

Пермский государственный гуманитарно-педагогический универитет

614990, Пермь, ул. Сибирская, 24. vto1408@mail.ru

В рецензии анализируется монография М. П. Абашевой и Ф. А. Катаева «Русская проза в эпоху Интернета: трансформации в поэтике и авторская идентичность», представляющая собой системное исследование изменений в поэтике современной русской прозы под влиянием компьютерного дискурса. Ее авторы обращаются к произведениям, порожденным сетевой средой и в этой среде бытующим (сетературе), но при этом исследуют и традиционную («бумажную») художественную прозу 1990-2000-х гг., а именно новации в поэтике, обусловленные влиянием новых технологий. Рецензируемая монография отражает исторический процесс взаимодействия литературы и Интернета, раскрывает особенности структуры и поэтики русского литературного интернета. В книге проанализировано воздействие 1Т-технологий и интернет-культуры на такие уровни художественного текста, как жанр, стиль, язык, образ автора, сюжет, хронотоп. Монографию можно рассматривать как своеобразный путеводитель по Интернету, использовать как учебное пособие для студентов-филологов.

Ключевые слова: информационное общество; Интернет; Рулинет; компьютерный дискурс; 1Т-технологии.

Сегодня, благодаря информационно-технологической революции, произошедшей во второй половине ХХ столетия, мы живем в веке новой информационной культуры. Авторы концепций информационного общества предлагают разные по сути, но близкие по духу названия новой модели общественного устройства: «информационное общество» (Й. Масуда, М. Кастельс), «постиндустриальное общество» (Д. Белл), «супериндустриальное» (Э. Тоффлер). По мнению М. Кастельса, «интернет - это информационная технология и социальная форма, которая воплощает в себе информационную эпоху так же, как электрический двигатель был рычагом социальных и технических изменений индустриальной эпохи» [Кастельс 2004: 5].

Новые технологии сегодня рассматриваются как новая реальность, формирующая личность человека. Т. Д. Стерледева в монографии «Мир человека в виртуальной реальности» пишет о том, что мы находимся на втором этапе информационного общества, ядром которого является ЭВР (электронно-виртуальная реальность)» (см.: [Стерледева 2003: 7]). Действительно, с появлением персональных компьютеров, развитием всемирной сети Интернет, быстрым распространением социальных сетей и, как следствие, с расширением информационного пространства происходят модификации не только в сфере эко-

номики, политики, но и в области культуры и литературы.

Сегодня существуют работы об отдельных аспектах взаимодействия литературного и компьютерного дискурсов в современной сети Интернет (Е. М. Ставцева), о новом виде электронной коммуникации (Л. М. Зайнуллина, И. Г. Сидорова, Н. С. Козлова), о рождении интернет-жанров (М. А. Черняк, А. В. Соловьев, А. А. Жи-тенев, Е. А. Баженова), о становлении сетевого языка (Т. М. Гермашева, О. С. Худякова), о появлении электронного гипертекста в противовес линейному (Ю. В. Балакина) и т.п. Guobin Yang в эссе «Chinese internet literature and the changing Field of print culture» приходит к выводу о том, что интернет-литература трансформирует печатную культуру (см.: [Guobin Yang: 350]).

Однако монография «Русская проза в эпоху Интернета: трансформации в поэтике и авторская идентичность» впервые предлагает системное исследование литературного Интернета: «С одной стороны, изучается собственно сетература - произведения, порожденные сетевой средой и в ней бытующие. С другой стороны, исследуется «бумажная» литература (а именно художественная проза) на уровне изменений ее жанровых, стилевых, нарративных структур» (17) 2.

При прочтении книги формируется представление о новых родовидовых отношениях в лите-

© Максимова Т. О., 2014

220

ратуре, которые возникают в результате ее взаимодействия с компьютерными технологиями и их взаимовлияния.

Авторы книги опирались сразу на несколько исследовательских подходов. Так, при общем анализе влияний ГГ-технологий на литературный дискурс они обращались к философским работам М. Маклюэна, Ж. Бодрийяра, Э. Тоффлера, М. Ка-стельса. Для изучения литературного пространства Рулинета использовалась методика анализа литературного поля П. Бурдье. Но, что самое ценное для читателя-филолога, так это приверженность авторов историко-литературным задачам. Работа, несмотря на новый для литературоведения материал, выдержана в русле исследований исторической поэтики: в центре внимания исследователей

- те художественные формы, которые трансформируются во времени.

Если еще несколько лет назад Интернет воспринимался только как территория маргиналов или как место, где можно без цензуры разместить любую информацию, в том числе художественное творчество, сегодня сеть стала вполне литературным пространством. Здесь функционируют в электронном варианте такие журналы, как «Нева», «Новый мир», «Знамя», «Октябрь», «Вопросы литературы», «НЛО», «Дружба народов» и т.д. Писатели известные и не очень имеют собственные сайты, блоги, в которых выкладывают свои уже опубликованные произведения, интервью и критические статьи о себе.

Авторы монографии «Русская проза в эпоху Интернета: трансформации в поэтике и авторская идентичность» рассматривают литературный Интернет как культуру и систему, анализируют институции (журналы, типы сайтов и прочее - это «картография» литературного Интернета) и поэтику (строение и стилистику текстов). Таким образом, в книге предложено изучение сетературы и литературы (последней в тех проявлениях, которые связаны с Интернетом, компьютером).

Первая глава посвящена исследованию русского литературного Интернета (Рулинета), изучению его технологий, жанров, способов функционирования, т. е. собственно сетевой словесности (экспертные сообщества, электронные журналы, креативные среды). Здесь впервые проанализированы оставшиеся уникальными опыты создания коллективных сетевых романов

- «Иннокентий Марпл» (1999-2002), «Межлокальная контрабанда» (2003 - наше время). В них была предпринята попытка выработать новый язык сетевой словесности, в котором особое место занимали мультимедийные технологии.

Однако основным направлением взаимодействия литературы и Интернета, как выяснили

авторы монографии, в настоящий момент (возможно, это только начало нового этапа) стало усвоение (присвоение) литературой компьютерных приемов, а не создание нового мультимедийного продукта. Этим проблемам и посвящена вторая глава книги «Интернет на территории литературы: влияние IT-технологий». Исследователи описывают компьютерные технологии, которые активно взаимодействуют с литературой, порождая новые формы и способы организации повествования. В первую очередь авторы рассматривают жанровое влияние Интернета на литературу. Под пристальное внимание попадают: тетралогия «Танцор. Смерть приходит по Интернету» В. Тучкова, «Квест» Б. Акунина, «Конкуренты» С. Лукьяненко и «XIV принцип» И. Ох-лобыстина. Указанные тексты иллюстрируют способы взаимопроникновения и взаимообогащения литературы и компьютерной игры. В одних случаях мы наблюдаем стилизацию романа под компьютерный action, в других - новеллиза-цию компьютерных игр. М. П. Абашева и Ф. А. Катаев, анализируя романы, имитирующие жанры компьютерных игр либо сетевого блога, отмечают, что «жанровые трансформации, вызванные влиянием IT-технологий, происходят и в глубинных текстовых пластах, касающихся сюжета, композиции, хронотопа (в первую очередь работа с пространством художественного текста), системы персонажей» (16-17).

Изменения на уровне стиля авторы монографии прослеживают в случаях, когда писатели выстраивают текст в форме сетевого блога, не требующего четкой сюжетной линии и позволяющего создать эффект документальности. Более того, они отмечают, что блог дает возможность мистифицировать образ автора и таким образом открывает новые возможности в коммуникативной сфере писатель - читатель.

Авторы книги анализируют использование в прозе личного дневника (блога), разбирая тексты Е. Гришковца, Н. Горлановой, Е. Элтанг. Они делают выводы о том, что сетевой блог для писателей выступает определенной стратегией построения художественного текста: «черновиком и доказательством истинности описываемого» либо помощником в создании авторского образа.

Нам представляется, что можно расширить список стратегий применения блога в литературе. Так, блог может выступать аналогом классической записной книжки писателя (как это происходит у пермской писательницы Н. Горлано-вой), политическим дискурсом (блоги З. Приле-пина и С. Шаргунова), историческим дискурсом (Б. Акунин) и т.д. Уже после выхода монографии М. П. Абашевой и Ф. А. Катаева появилась книга Т. Толстой «Легкие миры» (2014), включившая

тексты, опубликованные ранее в livejoumal, facebook, vk.com, что подтверждает тенденцию к слиянию блога и книги.

Возможно, наибольший интерес представляет третья глава, подробно описывающая художественные миры двух знаменитых авторов: Л. Пет-рушевской и В. Пелевина.

По мнению авторов монографии, «Людмила Петрушевская в романе «Номер Один, или В садах других возможностей» осуществила литературный эксперимент по последовательному и продуктивному внедрению приемов компьютерной игры в структуру художественного текста -не внешне-композиционную, но глубоко семантическую. Виктор Пелевин за последнюю четверть века создал в своих произведениях своеобразную авторскую парадигму различных видов сращения компьютерного и литературного дискурсов» (110).

В разделе, посвященном анализу романной поэтики «Номер Один, или В садах других возможностей» Л. Петрушевской, основное внимание уделяется авторской идентичности. Писательница пытается устраниться, минимизировать свое присутствие, избежать авторского дидактизма и однозначности прочтения, для себя она выбирает роль организатора компьютерной игры. Роман Петрушевской - компьютерная головоломка, которую с легкостью разбирают на простые элементы авторы книги о Рулинете.

Обращаясь к произведениям В. Пелевина, М. П. Абашева и Ф. А. Катаев обнаруживают интересную «закономерность: уровень вовлеченности в них компьютерного дискурса прямо зависит от степени "компьютеризации" страны и общества» (121). В монографии показано, как компьютерные приемы формируют поэтику текста Пелевина: «Во-первых, влияют на саму структуру художественного мира - как в многоуровневом мире повести - компьютерной игры "Принц Госплана" или романе-чате "Шлем ужаса". Во-вторых, дают неожиданные фабулы - как в рассказе о компьютерном вирусе "Святочный киберпанк или рождественская ночь-117^Ш" или в рассказе о девушке с сайта ("Акико"). В-третьих (и это, быть может, главное для Пелевина), привлечение компьютерных миров становится для писателя удобной универсальной метафорой иной, виртуальной, материально не существующей реальности, которую он неустанно описывает в текстах как единственно подлинную» (135). В этом контексте хочется вспомнить, как ведет себя «биографический» Пелевин со своими читателями. Он не просто не афиширует свою личную жизнь, он прячется от внешнего мира (от прессы, поклонников своего творчества, общественности в целом). Складывается мнение,

что истинное «Я» писателя живет в некоем виртуальном мире, куда нет хода лицам мира реального.

Итак, М. П. Абашевой и Ф. А. Катаеву в «Русской прозе в эпоху Интернета: трансформации в поэтике и авторская идентичность» удалось проанализировать наиболее важные этапы развития взаимоотношений литературы и Инернета, уловить специфику именно русского литературного сетевого пространства.

В монографии приводятся списки наиболее значимых современных электронных журналов и сайтов свободной публикации и литературной игры, книга имеет множество ссылок-пояснений новой терминологии (таймкиллер, FAQ, интер-нет-мем и т.д.), не всегда понятной среднестатистическому интернет-пользователю. Думается, монография может быть использована и в качестве учебного пособия.

Примечания

1 Материал подготовлен в рамках проекта № 058-П Программы стратегического развития Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета Министерства науки и образования РФ.

2 Здесь и далее указания на номера страниц рецензируемой монографии даются в круглых скобках.

Список литературы

АбашеваМП., Катаев Ф. А. Русская проза в эпоху Интернета: трансформации в поэтике и авторская идентичность / Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь, 2013. 168 с.

Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / пер. с анг. А. Матвеева; под ред. В. Харитонова. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 328 с.

Стерледева Т. Д. Мир человека в виртуальной реальности. Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 2003. 344 с.

Guobin Yang. Chinese internet literature and the changing field of print culture // URL: http://web.asc.upenn.edu/gyang/Internet_lit.pdf (дата обращения: 15.10.2014).

References

AbashevaM. P., Katayev, F. A. Russkaja proza v ehpokhu Interneta: transformacii v poehtike i avtor-skaja identichnost' [Russian Prose in the Internet Epoch: Transformations in Poetics and Author's Identity]. Perm State Humanitarian-Pedagogical University. Perm, 2013. 168 p.

Castells M. Galaktika Internet: Razmyshlenija ob Interenete, biznese i obshhestve [The Internet Galaxy: Reflections on the Internet, Business, and Society].

Trans. from eng. A. Matvejev. Ed. by V. Kharitonov. Yekaterinburg: U-Faktoriya, 2004. 328 p.

Guobin Yang. Chinese internet literature and the changing field of print culture. Available at: http://web.asc.upenn.edu/gyang/Internet_lit.pdf (accessed 15.10.2014).

Sterledeva T. D. Mir cheloveka v virtual'noj realnosti [The Human World in Computer-generated Environment]. Perm, Perm State Univ. Publ., 2003. 344 p.

THE INTERNET ON THE TERRITORY OF LITERATURE Tatiana O. Maksimova

Postgraduate Student in the Department of Contemporary Russian Literature Perm State Humanitarian-Pedagogical University

The paper reviews the monograph "Russian Prose in the Age of the Internet: Transformation in Poetics and the Author's identity" by M. Abasheva and F. Kataev, which is a systematic study of changes in poetics of contemporary Russian prose under the influence of computer discourse. The authors turn to works generated by and functioning in the network environment (e-literature), as well as to traditional (paper) literary prose of the 1990-2000s. The main focus of the monograph under review is on the innovations in poetics generated by the impact of new technologies. The book is concerned with the historical process of interaction between literature and the Internet, peculiarities of structure and poetics of the Russian literary Internet. Special consideration is given to the impact of information technology and the Internet culture on different levels of a literary text, such as a genre, style, language, an image of the author, a plot, chronotope. The monograph may be regarded as a kind of the Internet guide and used as a textbook for Philology students.

Key words: information society; Internet; Russian literary Internet; computer discourse; information technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.