Научная статья на тему 'Литературно-публицистическая и издательская деятельность Б. И. Черных как фактор литературного процесса в Приамурье в конце XX - начале ХХI веков'

Литературно-публицистическая и издательская деятельность Б. И. Черных как фактор литературного процесса в Приамурье в конце XX - начале ХХI веков Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
167
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОРИС ИВАНОВИЧ ЧЕРНЫХ / ЛИТЕРАТУРНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / САМОБЫТНОСТЬ ЯЗЫКА / ИСТОРИЗМ / АВТОБИОГРАФИЗМ / ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГАЗЕТА "РУССКИЙ БЕРЕГ" / АЛЬМАНАХ "ЧИСТАЯ ЛАМПАДА" / СОЮЗ РОССИЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ / ДНИ ДУХОВНОЙ ПОЭЗИИ / ДНИ А.СОЛЖЕНИЦЫНА / BORIS IVANOVICH CHERNYKH / LITERARY AND PUBLICISTIC WORK / IDENTITY OF THE LANGUAGE / HISTORICISM / AUTOBIOGRAPHISM / PUBLISHING / NEWSPAPER "RUSSIAN BEACH" / ALMANAC "CLEAR LAMP" / THE UNION OF RUSSIAN WRITERS / SPIRITUAL POETRY DAYS / SOLZHENITSYN'S DAYS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Киреева Наталия Владимировна

В статье рассмотрена деятельность крупнейшего представителя литературного процесса Приамурья рубежа XX XXI вв. Бориса Ивановича Черных. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что писатель и литературный критик, редактор газеты «Русский берег» и составитель альманаха «Чистая лампада», инициатор создания амурского отделения Союза российских писателей и организатор Дней духовной поэзии и Дней А.Солженицына оказал важное влияние на динамику литературного процесса Амурской области в один из самых сложных периодов развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LITERARY, PUBLICISTIC AND PUBLISHING ACTIVITIES OF B.I.CHERNYKH AS A FACTOR OF LITERARY PROCESS IN THE AMUR REGION AT THE END OF XXTH - THE BEGINNING OF THE XXIST CENTURIES

The article describes the activities of Boris Ivanovich Chernykh. The study suggests that the writer and literary critic, editor and compiler of an anthology, initiator of the creation of the Russian Union of Writers and organizer of spiritual poetry Days and Solzhenitsyn’s Days had an important impact on the dynamics of the literary process of the Amur region in one of the most difficult periods of its development.

Текст научной работы на тему «Литературно-публицистическая и издательская деятельность Б. И. Черных как фактор литературного процесса в Приамурье в конце XX - начале ХХI веков»

УДК 82

ЛИТЕРАТУРНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ И ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Б.И.ЧЕРНЫХ КАК ФАКТОР ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА В ПРИАМУРЬЕ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ

© 2015 Н.В.Киреева

Благовещенский государственный педагогический университет

Статья поступила в редакцию 06.09.2015

В статье рассмотрена деятельность крупнейшего представителя литературного процесса Приамурья рубежа XX - XXI вв. - Бориса Ивановича Черных. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что писатель и литературный критик, редактор газеты «Русский берег» и составитель альманаха «Чистая лампада», инициатор создания амурского отделения Союза российских писателей и организатор Дней духовной поэзии и Дней А.Солженицына оказал важное влияние на динамику литературного процесса Амурской области в один из самых сложных периодов развития.

Ключевые слова: Борис Иванович Черных, литературно-публицистическое творчество, самобытность языка, историзм, автобиографизм, издательская деятельность, газета «Русский берег», альманах «Чистая лампада», Союз российских писателей, Дни духовной поэзии, Дни А.Солженицына.

Борис Иванович Черных (1937 - 2012) - писатель и публицист, поэт и драматург, редактор и общественный деятель, чьё творчество и гражданская позиция получили высокую оценку А.Солженицына, Ф.Искандера, В.Кондратьева, Б.Окуджавы, В.Астафьева, В.Курбатова, сыграл очень важную роль в развитии литературного процесса Приамурья.

Жизненный путь Б.И.Черных всегда был теснейшим образом связан с трагическими изломами российской действительности. Писатель родился в разгар репрессий в одном из центров БАМЛГа - г. Свободном Амурской области в семье расказаченного Ивана Дмитриевича Черных и вскоре остался без отца. Талантливый юноша успешно справился со школьной программой и в 1956 г. стал студентом юридического факультета Иркутского государственного университета, затем работал секретарём комитета ВЛКСМ на строительстве Байкальского целлюлозного комбината, сотрудником иркутского обкома ВЛКСМ, членом бюро Творческого объединения молодёжи Иркутска, журналистом иркутской газеты «Советская молодёжь».

Активная жизненная позиция, желание сделать свою страну мощной и процветающей державой толкали Б.И.Черных на смелые поступки, оборачивавшиеся для писателя очень драматично. Так, в 1966 году молодой член партии направил XV съезду комсомола письмо «Что делать? Некоторые наболевшие вопросы нашего моло-

Киреева Наталия Владимировна, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и литературы. E-mail: stonerk@mail.ru

дёжного движения», после чего был исключён из КПСС и уволен с работы. Стремление реформировать формализующееся комсомольское движение привело к тому, что для Б.И.Черных начались годы изгнания и переездов с одного места на другое, работа журналистом, учителем в школе. Но это не помешало спустя пять лет снова открыто заявить о своей гражданской позиции, обратившись в 1971 году в правление Союза писателей РСФСР с требованием восстановить в Союзе исключенного оттуда А.Солженицына. Последовало очередное увольнение с работы. А когда в 1976 году Черных отправил в Политбюро ЦК КПСС письмо с предложением об отставке Л.И.Брежнева, его окончательно лишили возможности работать в СМИ и школах.

В 1980 году писатель устраивается садовником в Ботанический сад Иркутского госуниверситета. Здесь Черных создает вольное студенческое общество «Вампиловское книжное товарищество», члены которого обсуждают и изучают философскую, педагогическую, художественную литературу (в том числе и запрещённую), а вскоре начинают издавать журнал «Литературные тетради». На этот раз власти не ограничиваются общественным остракизмом и изгнанием с работы: в 1982 за подготовку самиздатовского журнала Черных предъявляют обвинение по статье «Антисоветская агитация и пропаганда», судят и отправляют в политзону на реке Чусовой в Пермском крае, где писатель проведёт пять лет (1983 - 1987)1.

1 Киреева, Н.В. Черных Борис Иванович / Н.ВКиреева // Энциклопедия литературной жизни Приамурья XIX -

После освобождения на волне идущих в стране преобразований произведения Б.И.Черных начинают публиковаться в журналах и альманахах «Новый мир», «Юность», «Огонёк», «Сибирские огни», «Грани», «Родина», «Континент», «Дальний Восток», «Приамурье», «Амур», «Москва». В московских издательствах выходят книги «Плач Перепёлки» (1988), «Маленький портной» (1991), «Гибель Титаника» (1992), «Озими» (1993), «Избранное» (2007).

И сразу же бывший политзаключённый возобновляет свою общественную и издательскую деятельность. Так, в 1990 году, выиграв открытый конкурс на замещение вакантной должности главного редактора демократической ярославской газеты «Золотое кольцо», Черных переезжает в Ярославль. В 1992 - 1996 годах он создаёт и редактирует ярославскую литературную газету «Очарованный странник». В январе 1996 года организует и проводит в Ярославле первое в постсоветский период Всероссийское совещание молодых писателей при Союзе российских писателей.

Этот опыт будет плодотворно использован после возвращения Б.И.Черных на родную землю. В 1997 году по приглашению губернатора Амурской области Черных приезжает в Благовещенск и становится советником губернатора по вопросам культуры. Именно по его инициативе в Амурской области появляется региональное отделение Союза российских писателей, бессменным членом правления которого он оставался до конца жизни. До последних дней Борис Иванович активно работал: издавал свои произведения, редактировал созданную им историко-культурную газету «Русский берег», организовывал и проводил Дни духовной поэзии и Дни А.Солженицына, выпускал педагогический альманах «Чистая лампада».

Можно убедиться, что уже в юные годы проявилась такая ключевая для Бориса Ивановича Черных черта характера, как стремление активно преобразовывать жизненное пространство. Именно этим, а не политическим радикализмом можно объяснить появление текстов, стоивших ему карьеры, а потом и свободы: от писем к съезду ВЛКСМ и в Политбюро КПСС до публикаций в самиздатовском журнале. Не случайно Черных, говоря о трагических обстоятельствах своей жизни, подчёркивал: «всякий раз подымался, готовый к сопротивлению, но к сопротив-

XXI веков / сост., ред., вступ. ст. А.В.Урманова. - Благовещенск: Изд-во БГПУ. - С. 418.

лению не властям, а предгибельным обстоятель-ствам»2.

С этой особенностью характера связана и деятельность по созданию благоприятной творческой среды - и не только для собственного развития и роста, но и для одарённых, ищущих свой путь сверстников и представителей младшего поколения. Именно поэтому на каждом этапе своего жизненного пути Черных создаёт какие-то особые творческие пространства. Так, будучи школьником, он решает «организовать литературный кружок. Чтобы обстановка была деловая и люди - тоже»3. Другими вехами на этом пути будут организация и участие в работе Творческого объединения молодёжи Иркутска, «Вампилов-ское книжное товарищество», литературная газета «Очарованный странник» и историко-культурная газета «Русский берег». С этим же связана и выработка концепции особого педагогического пространства, проявлениями которой была и созданная Черных в средней школе рыбацкого пос. Армань Республика Советов Депутатов Учащихся, и издававшийся в Амурской области в начале XXI века педагогический альманах «Чистая лампада».

Свойственное Б.И.Черных миропонимание ярко проявило себя в его литературно-публицистической деятельности, которая определяется осознанной уже в юности целью: «надо уметь писать и о крупицах хорошего, о крупицах непотерянного добра и греть землю собственным теплом»4. Определяющими во всём творчестве писателя станут историческая тематика, размышления об истоках современных событий. Так, в конце 1970-х Черных начинает работу над художественно-документальным исследованием о сибирском крестьянстве «Старые колодцы», в котором судьбы крестьян из нескольких сибирских сёл осмысливаются в связи с судьбой огромной страны, вовлечённой в трагический эксперимент, и создаётся авторская концепция развития колхозного строя.

Жанровая палитра автора чрезвычайно широка. В лагере, когда иная писательская работа была невозможна, Черных обратился к стихам. Кроме того в его арсенале - рассказы (в том числе, цикл «Урийские рассказы»), драматургия («сцены» «Урийская дидактика»), документаль-

2 Черных, Б.И. Необходимое предисловие к «Старым колодцам» / Б.И.Черных // Избранное: в 2 томах. - М.: Европа, 2007. - Т. 2.- С. 21.

3 Черных Б.И. Из ранних дневников. Из писем 1955 -1958 / Б.И.Черных // Амур: Лит. альманах БГПУ. -№ 11. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2012. - С. 45.

4 Черных Б.И. Из ранних дневников. Из писем 1955 -

1958 .... - С. 47.

ная повесть «Озими. Письма из провинции», реквием «Отче наш», многочисленные очерки и статьи.

В прозе Черных, как документальной, так и художественной, затронуты ключевые проблемы русской жизни и даётся своеобразный ответ, чем и как жить человеку. Так, герой рассказа «Месяц ясный» ведёт мысленный диалог с отцом и слышит: «Не боись, укоренимся, выживем»5. Укорениться и выжить благодаря памяти о духовной, нравственной, народной основе русской жизни -об этом, по сути, вся проза писателя. Так задаётся глубинная связь самобытного и неповторимого творчества Б.И.Черных с традицией русской литературы.

Тексты Черных отличают особая интонация и язык. Готовя к публикации двухтомник избранного, автор делится секретами мастерства и напутствует читателя: «В замкнутости домашнего кабинета я вынашиваю характеры и язык персонажей долгими годами. Они становятся моими братьями и сёстрами. <...> Не погнушайтесь вслушаться в авторскую речь. <...> Вслушайтесь в речи персонажей»6.

В этой речи - красота русского слова, естественный строй и одновременно метафорическая изысканность. Вот, например, как описывает автор любовное свидание героев рассказа «Плач Перепёлки»: «она с охолонутым сердцем переступала черту; дальше, за чертой, поезд шёл стремительно или с долгими остановками - в зависимости от мощности локомотива. Мелькали полустанки и огни городов; они выскакивали на перроны, покупали солёные грибы и омуль, позже сельдь и обыкновенных бычков, свежую зелень, вдыхали по глотку воздуха, целительного после душного купе утлой её комнаты, снова шли в объятия друг другу»7. А вот перед читателем встреча сосланного в гибельный Туруханск героя рассказа «Мазурка» с семьёй: «- Ты к кому, тётка? - не признав своих, спросил Лёнюшка, голос его, отметила Мазурка, был слаб. / Онемев, они стояли перед отцом. Теплилась восковая свеча, бросая тени по углам. Лёнюшка взял свечу, подошёл к ним, всмотрелся и - рухнул на колени: "Детушки мои." Свеча погасла, гость, нащупав спички, возжёг свечу. Поражённый явлением малых и матери ссыльному отцу, сосед поперхнулся, ушёл за порог, скоро вернулся, поло-

жил большой кус сала и мешочек с мукой и опять, с подёрнутым лицом, удалился»8.

Доминантой прозы Б.И.Черных - от самых первых дневниковых записей и до реквиема «Отче наш» является автобиографический дис-курс9. Эта особенность выводит на первый план парадоксальность повествования, балансирующего «между двух полюсов» - между фактогра-фичностью и фикциональностью, между документом и художественным текстом. При всём том, что ряд произведений представляет собой отдельные вехи автобиографического нарратива (как, например, «Отче наш», рассказывающий историю жизни родителей), в творчестве Черных нет ни одного текста, претендующего на целостную автобиографию писателя как «ретроспективный прозаический рассказ о собственном существовании, который создаёт реальный человек, делая упор на частной жизни и особенно на становлении своей личности»10. И вместе с тем, вся проза Черных - это, по сути, «ретроспективный рассказ о собственном существовании», о становлении и развитии своего «Я» на фоне и в контексте эпохи, закалявшей и испытывавшей личность писателя всеми возможными способами.

В этом отношении примечательна структура двухтомного собрания сочинений писателя «Избранное» (2007). Структура эта демонстрирует разделение творчества Черных на два, казалось бы, противоположных полюса. Первый том, «Есаулов сад», включает рассказы, стихи, драматургию. Второй, «Старые колодцы», содержит очерки, историческое исследование по истории колхозного строительства, письма, а также документы следствия по делу об «антисоветской агитации и пропаганде». Но эта, казалось бы, полярная структура, размывается тем, что среди художественных произведений первого тома читателя встречает раздел «Сокровенное» -«страницы из дневников, которые пощадило время». Кроме того, в этом же, а не во втором, «документальном» томе, размещены фотографии из архива Черных, на которых представлены основные вехи его жизни. Последняя фотогра-

/ Б.И.Черных //

5 Черных, Б.И. Месяц ясный Избранное.....- Т. 1. - С.72.

6 Черных, Б.И. Избранное.... - Т. 2. - С. 4.

7 Черных Б.И. Плач Перепёлки / Б.И.Черных //

Избранное.. - Т. 1.- С. 9.

8 Черных Б.И. Мазурка / Б.И.Черных // Избранное. ... -Т. 1.- С. 49.

9 Киреева, Н.В. Проза Б. Черных: между фактом и вымыслом / Н.ВКиреева // Лосевские чтения - 2013: Материалы региональной научно-практической конференции / под ред. А.В.Урманова. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2013. - С. 40.

10Lejeune, Ph. Le pacte autobiographique / Ph.Lejeune. -Paris, 1975. - Р.14; цит. по: Olney J. Autobiography and the Cultural Moment / J.Olney // Autobiography: Critical Concepts in Literary and Cultural Studies: V. 1. - L.; N.Y.: Routledge, 2004. - P. 18.

фия, сделанная в старом городском парке родного для писателя Свободного, носит название «Прощание с Есауловым садом». Так сам Черных, придумавший это название для фотографии, подчёркивает неразрывную связь его жизни и творчества и одновременно размывает границу между художественной прозой и документальной, между фактом и вымыслом.

Художественный мир прозы писателя оказал влияние и на его современников-амурцев, на становление и развитие творчества, как начинающих, так и получивших известность авторов. Немаловажную роль для развития литературного процесса Приамурья в сложный период распада традиционной системы поддержки и продвижения литературы сыграла и созданная Борисом Ивановичем газета «Русский берег», выходившая в Благовещенске с 1998 по 2010 годы.

«Русский берег» по замыслу редактора должен был стать пространством для духовного единения дальневосточников и сибиряков в деле национального возрождения России. В первом и последующих номерах публиковались материалы о прошлом дальневосточного региона, о его культурной жизни, о контактах с Китаем, Японией и другими сопредельными странами. Но центральное место в газете, издаваемой Б.И.Черных занимали произведения литературные. Их авторами были первый амурский поэт Л.Волков, писатели и поэты, прошедшие ГУЛАГ и БАМЛАГ (Ю.Домбровский, В.Шаламов, О.Мандельштам, А.Жигулин, П.Васильев, о. П.Флоренский, А.Цветаева), представители восточной ветви эмиграции (В.Перелешин, Л.Андерсен, А.Несмелов), современные писатели и поэты Приамурья -

члены Союза российских писателей и Союза писателей России, а также начинающие поэты (например, А.Коваленко). Печатались в газете и произведения самого Бориса Ивановича: рассказы («Мазурка», «Грачи улетели», «Три сотки»), публицистические статьи («Варваровка - родная сторона», «О нравственном состоянии России», «Страшное слово БАМЛАГ» и др.), рецензии («Виктор Рыльский: приглашение к путешествию»). Газету отличала полемическая направленность, в ней публиковались острые критические материалы, жёсткие рецензии на новинки амурской литературы. Всё это позволило «Русскому берегу» стать важным культурно-историческим и литературным фактом жизни Амурской области.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что деятельность Бориса Ивановича Черных в качестве писателя и литературного критика, редактора газеты «Русский берег» и составителя альманаха «Чистая лампада», инициатора создания амурского отделения Союза российских писателей и организатора Дней духовной поэзии и Дней А.Солженицына оказала важнейшее влияние на динамику литературного процесса Амурской области в один из самых сложных периодов развития. Эта деятельность, напрямую связанная с особенностями самобытного художественного мира писателя, тесно вписанного в контекст русской литературы, позволяет считать литературно-публицистическое творчество Б.И.Черных одним из наиболее ярких явлений литературы Приамурья как части общероссийского культурного пространства.

LITERARY, PUBLICISTIC AND PUBLISHING ACTIVITIES OF B.I.CHERNYKH AS A FACTOR OF LITERARY PROCESS IN THE AMUR REGION AT THE END OF XXTH - THE BEGINNING OF THE XXIST CENTURIES

© 2015 N.V.Kireeva"

Blagoveshchensk State Pedagogical University

The article describes the activities of Boris Ivanovich Chernykh. The study suggests that the writer and literary critic, editor and compiler of an anthology, initiator of the creation of the Russian Union of Writers and organizer of spiritual poetry Days and Solzhenitsyn's Days had an important impact on the dynamics of the literary process of the Amur region in one of the most difficult periods of its development.

Keywords: Boris Ivanovich Chernykh, literary and publicistic work, identity of the language, historicism, autobiographism, publishing, newspaper "Russian beach", almanac "Clear lamp", the Union of Russian Writers, spiritual poetry Days, Solzhenitsyn's Days.

Nataliya Vladimirovna Kireevа, Doctor of philology, Professor of Department of Russian language and literature. E-mail: stonerk@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.