Научная статья на тему 'Литературно-философские труды Н.К. Рериха как ключ к пониманию проблемы «Россия и наследие Рерихов»'

Литературно-философские труды Н.К. Рериха как ключ к пониманию проблемы «Россия и наследие Рерихов» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
118
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
литературное наследие Н.К. Рериха / Рерих о России / literary heritage of Nicholas Roerich / Roerich about Russia

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сергеева Татьяна Павловна

Ощущение Н.К. Рерихом неповторимости энергетики природы России, культурных корней и космичности ее роли в судьбе человечества. Многообразие тем литературного наследия Н.К. Рериха: становление души и самобытности русского народа, красота русского языка, синтез вековых культурных накоплений. Возвышающая энергетика, красота, выразительность образов и любовь к Родине как характерные особенности очерков Н.К. Рериха. Ссылки на литературно-философские труды Н.К. Рериха «Чаша неотпитая», «Радость искусству», «Одеяние духа» и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Literary and Philosophical Works of Nicholas Roerich As a Key To Understanding the Problem "Russia and the Roerichs' Heritage"

Nicholas Roerich’s perception of the uniqueness of the Russian nature and cultural roots and of the cosmic character of Russia’s role in the fate of the humankind. The variety of themes in the literary heritage of Nicholas Roerich: the formation of the soul and originality of the Russian people, the beauty of the Russian language and the synthesis of centennial cultural accumulations. Uplifting energy, beauty, expressiveness of images and love for the Motherland as characteristic features of Nicholas Roerich's essays. References to the philosophical literary works of Nicholas Roerich "The Untouched Chalice", "Joy of Art", "Spiritual Garment", etc.

Текст научной работы на тему «Литературно-философские труды Н.К. Рериха как ключ к пониманию проблемы «Россия и наследие Рерихов»»

Т.П.СЕРГЕЕВА,

кандидат технических наук, старший научный сотрудник Главной астрономической обсерватории Национальной академии наук Украины, заместитель председателя Украинского Рериховского общества, Киев, Украина

ЛИТЕРАТУРНО-ФИЛОСОФСКИЕ ТРУДЫ Н.К.РЕРИХА КАК КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ ПРОБЛЕМЫ «РОССИЯ И НАСЛЕДИЕ РЕРИХОВ»

Его образы влекут нас в самые дальние дали безликого прошлого, в глубь доисторического бытия, к истокам народной судьбы. О чем бы он ни грезил, какую бы эпоху ни воскрешал с чутьем и знанием археолога, мысль его хочет глубины, ее манит предельная основа, и она упирается в тот первозданный гранит племенного духа, на который легли наслоения веков.

Сергей Маковский

«Да, были и есть разные России. Рерих имеет с собой как раз одну Россию, которая есть творческая любовь и которая держит тайны Космоса. От имени ее он и говорит, идя по миру, и сеет свои слова плодотворно, возвышая их картинами» [1, с. 351] — так известный русский писатель Всеволод Никанорович Иванов прокомментировал известное высказывание Н.К.Рериха: «Поверх всяких Россий есть одна незабываемая Россия. Поверх всякой любви есть одна общечеловеческая любовь. Поверх всяких красот есть одна красота, ведущая к познанию Космоса» [цит. по: 1, с. 351]. Как же понять — какая она, Россия Рериха? Та, которая сможет полноценно и действенно принять наследие Рерихов?

Л.В.Шапошникова в своих книгах, статьях, докладах показывает, что для адекватного понимания нового знания, которое содержится в наследии Рерихов, необходимо иметь соответствующий уровень сознания и мышления. Она раскрывает непростой путь становления нового планетарного мышления

в суровых условиях земной реальности ХХ века и нашего времени, когда на переломе эпох происходит борьба сил Света и тьмы, Высшего и низшего, Духа и материи — как в плотном земном пространстве, так и в душах людей. Драматические последствия этой борьбы мы видим и знаем и участниками ее так или иначе являемся.

Известно, что в Живой Этике, трудах Рерихов и Л.В.Шапошниковой говорится о расширении сознания человека через энергетику Красоты и Культуры. Огненная мысль Николая Константиновича, наполняющая его выразительное слово, его яркие литературные образы, служит таким возвышающим энергетическим импульсом. Поэтому для осмысления проблемы «Россия и наследие Рерихов» литературно-философские труды Н.К.Рериха, его историко-художественные статьи и очерки имеют особое значение. Они содержат методологию, поднимающую обзор предмета исследования на присущий ему космический уровень.

Еще со студенческих лет Рерих задумывается о путях России и о ее роли в судьбах мира и человечества. Он усматривает особенность своей Родины в ее глубоких культурных корнях, в космичности ее неповторимой природы, в силе духа народа, сокровищах его души. В своей России, которая, по его выражению, «поверх всяких Россий», прежде всего он видит древнейшие духовные накопления — истоки формирования русской культуры, синтетически обогащенной другими культурами Запада и Востока, Севера и Юга. «Было ли на русское искусство влияние византийское и западное или еще было и непосредственно восточное» [2], — записывает молодой Рерих в студенческом дневнике. И затем всю жизнь ищет, находит, изучает и описывает эти влияния, которые, по его словам, «мало-помалу входили в характер и жизнь русских, но так, что не изменили русский стиль, а только улучшили, сообщили ему оригинальность» [3].

Неспроста на протяжении всей жизни он уделяет этому вопросу такое внимание. «Мимо нас проходят пестрые финно-тюрки, — пишет он в статье «Радость искусству». — Загадочно появляются величественные арийцы. Оставляют потухшие очаги неведомые прохожие... Сколько их!Из их даров складывается

синтез действительно неонационализма искусства» [4, с. 23]. А в очерке «Одеяние духа» упоминает и скифов, и Византию, и Персию с Индостаном, и северные влияния. «Вы чуете, — говорит Рерих, — как хитрые арабские купцы плыли по рекам русским, широко разнося сказку всего Востока до берегов Китая. Вы знаете, как навстречу им по тем же водным путям викинги несли красоту романеска, напитавшего одно из лучших времен Европы» [5, с. 39]. И даже в несчастье, «в блеске татарскихме-чей Русь украшает орнамент свой новыми, чудесными знаками» [5, с. 39]. Как отмечает Л.В.Шапошникова: «Россия, принимая в себя дары Запада и Востока, усиливала свою энергетику, создавала свою самобытность, зацветая каждый раз по-новому после соприкосновения мирного или не мирного с Западом или Востоком» [6, с. 38]. Именно таким образом шло формирование энергетического поля русской Культуры, наращивание ее потенциала, необходимого для реализации эволюционного предназначения России.

В статьях и очерках Н.К.Рерих не раз упоминает и о формирующей культуру и дух народа энергетике ландшафта, магнетизме самого пространства, где обитает человек. В стихотворении «Священные знаки» он говорит:

Мы не знаем. Но они знают. Камни знают. Даже знают деревья. И помнят. Помнят, кто назвал горы и реки. Кто сложил бывшие города. Кто имя дал незапамятным странам. Неведомые нам слова. Все они полны смысла [7, с. 31].

Рерих, как былинные герои-богатыри, видит в самой русской земле великую силу. «Неужели все соединяющая, всеобъемлющая душа земли не подскажет народам значение наследства старины? — задается он вопросом и сам отвечает: — Это не может быть; национализм, правда, не осилил задачу значения

древности, но душа земли, более глубокая, нежели дух наций, имеет силы отстоять свои сокровища — сокровища земли, пережившей многие народы» [8, с. 27]. «И там, где природа крепка, где природа не тронута, там и народ тверд без смятения», — утверждает он в очерке «Чаша неотпитая» [5, с. 51].

Земля-матушка с ее природными особенностями и накоплениями имеет у Рериха сакральный, космический смысл. В его понимании душа земли неразрывно связана с душой народа, на ней взращенной и сформированной его культурой, историей и героями, начиная с героев мифов, былин и сказок. «Было бы несправедливо не заметить внутренней законности и трогательных проявлений души народной, — пишет Николай Константинович. — В этих проявлениях отражается высшая непреложная справедливость. Поучительно замечать, как народный глаз и народный ум возвращаются к своим героям, в многообразном подвиге которых выражена душа народная» [7, с. 45].

Огромную роль в становлении души русского народа отводит Н.К.Рерих Великому Воеводе Русскому, Строителю Русской Духовной Культуры Святому Сергию Радонежскому, 700 лет со дня рождения которого мы отметили в этом году. «Как бы ни болело сердце русское, где бы ни искало оно решение правды, но имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа. Будет ли это великое Имя в соборе, будет ли оно в музее, будет ли оно в книгохранилище, оно неизменно пребудет в глубинах души народной. Опять далеко за пределами церковного подвига строительное и просветительное имя Святого Сергия хранится в сердцах как драгоценнейший Ковчег духа. Хранится оно как прибежище народного сознания в трудные минуты мировых перепутий. Не затемнится в существе своем Имя Святого Сергия, не затемнится во множестве других имен — сокровище души народной, от древних и до многих современных. Тогда, когда нужно, народ опять обращается к выразителю своей сущности», — пишет он в очерке «Душа народов» [7, с. 46].

А в очерке «Звучание народов» говорит о значении языка в познании характера, самобытности, особенности того или иного народа: «Давно сказано, что душа народов звучит

не только в самих словах, но именно в звуках. Это и есть то подлинное звучание, которое выражает сущность, ибо каждый звук есть и цвет, есть и вся эссенция Бытия. Сравнительная фонетика наречий даст прекрасное зеркало души народов. Конечно, очень часто первоначальное звучание изломалось в вековых перестановках. Недаром говорится, что каждый язык меняется трижды в столетие, но если бы мы услышали язык в его чистоте, в произношении людей, прирожденных в этом наречии, то несомненно, что истинное звучание языка объяснило бы нам многое и в самом характере целой нации» [9, с. 133]. Русскому языку Н.К.Рерих посвящает отдельный очерк, в котором с любовью и великой заботой говорит о путях его развития, о красоте и значении для народа русского и других славянских народов: «...пусть будет сказано о красоте русской речи, о богатстве, о вместимости, о подвижности и выразительности своего родного языка» [10, с. 373].

Отмечая, что всю жизнь семья Рерихов трудилась на благо русского народа, Н.К.Рерих пишет: «Много где нам удалось внести истинное понимание русских исканий и достижений» [11, с. 28]. Это истинное понимание мы находим и в очерках самого Николая Константиновича. Свой взгляд на методологию познания России и ее культурного достояния Н.К.Рерих выразил очень образно и поэтично в статье 1909 года «По старине»: «Посмотрим не скучным взором археолога, а теплым взглядом любви и восторга» [5, с. 18]. Всю жизнь он, опираясь на энергетическое мировоззрение философии Живой Этики, придерживался такого подхода в изучении культур тех стран и народов, среди которых проходил его жизненный путь. Ведь именно такое — сердечное — восприятие позволяет прежде всего ощутить энергетику Красоты и духовную мощь Культуры — то непреходящее, что является отображением космической эволюции человечества.

Рерих призывает «узнавать прошлое земли, прошлое жизни, прошлое искусства» [12, с. 338], почуять в синтезе вековых культурных накоплений тот «вдохновенный иероглиф» [13, с. 86] — вечно ценное, непреходящее, которое от прошлого к будущему несет непрерываемую нить знаний. В очерке

«Истоки» (1935) он говорит о важности осознания своей национальной истории, об изучении и сохранении древних культурных накоплений народов, запечатленных в орнаментах и фольклоре. Заканчивает очерк такими словами: «...желающий прикоснуться к душе народа должен искать истоки. Должен искать их не надменно и предубежденно, но со всею открытостью и радостью сердца» [14, с. 283].

Н.К.Рерих подчеркивал ведущую роль общественности в деле сбережения культурного достояния народа: «Кроме правительственных распоряжений, именно общественное мнение является первым охранителем национальных сокровищ, имеющих всемирное значение» [12, с. 219]. Он записывает в «Листах дневника»: «Дело — в сознании ценности художественного и национального творчества. Эта любовь к художественному и научному выражению народа, священная внимательность к неповторимому творчеству не только должна принадлежать каким-то случайным чиновникам и надзирателям. Вся страна должна и радоваться, и болеть судьбою сокровищ народных. Если же неощутима эта радость или печаль, это будет значить, что сознание народное уклонено от своих основных начал. По этим мерам пишется история Культуры, этими вехами отмечаются проходимые пути народные» [14, с. 193].

Духовное национальное самосознание и национальное достоинство, неразрывно связанные с культурой народа и его историей, — это для Рериха основные начала, без которых невозможно не только сохранение культурного достояния России, но и исполнение ее исторической миссии. И Николай Константинович, и Елена Ивановна Рерихи призывали к пробуждению и воспитанию этих качеств. В очерке «По старине» Николай Константинович писал: «.надо придумать, чтобы народ в культурном развитии мог жить национальным течением мысли, чтобы он вокруг себя находил все необходимое для красивого образа жизни; <...> Дайте почву и костюму, и песне, и музыке, и пляске, и радости» [5, с. 21]. А Елена Ивановна особенно подчеркивала: «Перед грозным часом пора обрести мужество и национальное достоинство и изгнать гнуснейший и невеже-ственнейший обычай, внедренный в нас врагами Родины нашей, —

обычай отвергать, умалять, очернять и всячески поносить и предавать все свое родное. Пора нам научиться ценить своих великих людей, выражающих национальный гений. Не массы слагают историю и славу страны, но ее великие люди. Потому будем всячески охранять наших великих людей, являющихся истинным СОКРОВИЩЕМ страны» [15, с. 471].

Об этой же национальной культурной основе не раз говорила и писала Людмила Васильевна Шапошникова [см., напр.: 6, с. 60], отмечая, что «духовность всегда имела национальную форму и ни в какой другой существовать не может» [16]. На конференции «Духовный образ России», которая проходила в Международном Центре Рерихов в 1996 году, она сказала: «...национальная культура есть духовность, без которой не может существовать ни эволюция, ни те моменты, которые связаны с этой эволюцией» [6, с. 307].

Мы видим, что категория «национального» Николая Константиновича не имеет ничего общего с социально-политическими трактовками. Это категория надземная, из пространства творчества и огня. Говоря о познании огненной сущности вещей, Рерих в очерке «Пламень вещей» опирается на мудрость Преподобного Исаака Сирина: «Слово о небе требует сердца, не занимающегося землей» [7, с. 82]. Он приводит очень простую, но выразительную в своей образности мысль подвижника: «Как тому, у кого голова в воде, невозможно вдыхать в себя воздуха, так и тому, кто погружает себя в здешние заботы, невозможно вдыхать в себя ощущения нового мира» [7, с. 83]. Мы можем приложить это к познанию истинной России, к пониманию, что есть Новая страна и Новый мир. Рериховская Россия «поверх всяких Россий» существует не в нашем земном пространстве, отягченном чудовищной ложью, злом и насилием. Ее увидеть и понять можно только глазами сердца.

Поэтому и Николай Константинович, и Елена Ивановна так много писали о необходимости любить Родину, любить творческой, всевмещающей мудрой любовью, которая все понимает и видит глубинную суть России небесной поверх всего временного, преходящего России земной.

Н.К.Рерих был реалистом, вернее, «практическим идеалистом», как он сам себя называл. Он видел и противоположную сторону истории России — проявление деструктивных сил. Об этом он писал в очерках «Разрушители культуры», «Тихие погромы». И в других очерках и статьях говорил об имевшихся в стране проблемах. Но он всегда отделял действия временных управляющих — правителей и чиновников — от народа России, его духа, творческого потенциала и эволюционной роли, то есть Россию внешнюю, социально-политическую, от истинной, глубинной.

Поэтому тем, кто хочет постичь глубинную Россию, ее дух и душу, очерки Н.К.Рериха своей возвышающей энергетикой, красотой и выразительностью образов, высокими чувствами и четкими определениями открывают практический путь истинного познания и понимания. Они учат любить Родину животворящей, действенной любовью.

Своим огненным словом Н.К.Рерих поднимает наше сознание и в пространстве духа и национальной культуры, выражающей духовность народа, учит видеть свою Россию, которая «поверх всяких Россий». Ту, ради которой Рерихи трудились и которая примет их наследие и претворит заложенные в нем высокие идеи в действие, воплотив тем самым свою Великую миссию.

Литература

1. Иванов В.Н. Огни в тумане. Рерих — художник-мыслитель. М.: Советский писатель, 1991.

2. Рукописный фонд ГТГ. Фонд 44/9, л. 1.

3. Рукописный фонд ГТГ Фонд 44/3, л. 1.

4. Рерих Н.К. Радость искусству // Рерих Н.К. Об искусстве. М.: МЦР, 1994.

5. Рерих Н.К. Россия. М.: МЦР, 2004.

6. Шапошникова Л.В. Новое планетарное мышление и Россия // Духовный образ России. Материалы международной научно-общественной конференции. 1996. М.: МЦР, 1998.

7. Рерих Н.К. Душа народов. М.: МЦР, 1995.

8. Рерих Н.К. Восстановления // Рерих Н.К. Берегите старину. М.: МЦР, 1993.

9. Рерих Н.К. Звучание народов // Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М.: МЦР, 2004.

10. Рерих Н.К. Русский язык // Рерих Н.К. Избранное. М.: Советская Россия, 1979.

11. Рерих Н.К. Четверть века // Рерих Н.К. О Великой Отечественной войне. М.: МЦР, 1994.

12. Рерих Н.К. Земля обновленная // Рерих Н.К. Листы дневника. [В 3 т.] Т. 2. М.: МЦР, 1995.

13. Рерих Н.К. Открытые врата // Рерих Н.К. Молодому другу. М.: МЦР, 1993.

14. Рерих Н.К Истоки // Рерих Н.К. Листы дневника. [В 3 т.] Т. 1. М.: МЦР, 1995.

15. Рерих Е.И. Письмо Г.Г.Шкляверу от 2 апреля 1935 г. // Знамя Мира. М.: МЦР, 2005.

16. Шапошникова Л.В. Приветственное письмо Киевской Международной конференции «Предчувствие Новой Эпохи в творчестве Леси Украинки и Ивана Франко. Параллели и тождественность с философско-энергети-ческим Учением "Живая Этика"», 1996 год. (Письмо МЦР № 380-1/22 от 24.10.96 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.