7. Михайлова, А.В. Виртуальный музей: реальность и перспективы // Доклады конференции EVA-2009 [Э/р]. - Р/д: http:conf.cpic.ru/ eva2009/rus
8. Казаков, В.Г. Музеи Сибири в Интернете / Научно-исторический и культурно-образовательный потенциал сибирских музеев: сб. на-учн. тр. / В.Г. Казаков, Н.Л. Панина, О.Н. Шелегина. - Новосибирск, 2010.
9. [Э/р]. - Р/д: http://www.icc.kemsc.ru/
10.[Э/р]. - Р/д: http://www.php.mmc.nsu.ru
11. Отчет НС по музеям СО РАН: О деятельности Научного совета по музеям СО РАН в 2010 г. - Новосибирск, 2011.
Bibliography
1. Saljnikova, I.V. Ispoljzovanie informacionnihkh tekhnologiyj v muzeyjnoyj praktike // Sovremennihe tendencii v razvitii muzeev i muzeevedeniya: mat. Vserossiyjskoyj nauchno-prakticheskoyj konf. Novosibirsk, 3-5 okt. 2011 g. - Novosibirsk, 2011.
2. Blednova, N.S. Muzei Kemerovskoyj oblasti i informatizaciya sferih kuljturih. / Muzeyjnihe fondih i ehkspozicii v nauchno-obrazovateljnom processe: mat. Vserossiyjskoyj nauchnoyj konf. Tomsk, 18-20 mar. 2002 g. - Tomsk, 2002.
3. Bogomazova, T.G. Informacionno-ehkspozicionnihyj kompleks v muzee // Spravochnik rukovoditelya uchrezhdeniya kuljturih. - Moskva, 2005. - № 5.
4. [Eh/r]. - R/d: http://museum.icc.kemsc.ru
5. Kazakov, V.G. Virtualjnoe muzeyjnoe prostranstvo SO RAN: principih i podkhodih / V.G. Kazakov, N.L. Panina, O.N. Shelegina // Muzeologiya, muzei v menyayuthemsya mire: sb. mat. mezhd. simpoziuma. - Barnaul, 2008.
6. O rezuljtatakh prodelannoyj rabotih v 2006 godu: otchet Muzeya uglya IUU SO RAN. - Kemerovo, 2006.
7. Mikhayjlova, A.V. Virtualjnihyj muzeyj: realjnostj i perspektivih // Dokladih konferencii EVA-2009 [Eh/r]. - R/d: http:conf.cpic.ru/eva2009/rus
8. Kazakov, V.G. Muzei Sibiri v Internete / Nauchno-istoricheskiyj i kuljturno-obrazovateljnihyj potencial sibirskikh muzeev: sb. nauchn. tr. / V.G. Kazakov, N.L. Panina, O.N. Shelegina. - Novosibirsk, 2010.
9. [Eh/r]. - R/d: http://www.icc.kemsc.ru/
10.[Eh/r]. - R/d: http://www.php.mmc.nsu.ru
11. Otchet NS po muzeyam SO RAN: O deyateljnosti Nauchnogo soveta po muzeyam SO RAN v 2010 g. - Novosibirsk, 2011.
Статья поступила в редакцию 11.11.11
УДК 374.1
Rogozhkina N.N. “LITERARY LIVING ROOM” FOR THE 10TH-GRADERS: A POTENTIAL OF RATIONAL-EMOTIONAL DEVELOPMENT. The article considers the theory and methods of conducting information and educational programmes in the form of literary living room for high school students with a view to bringing with them a culture of gender relations, the culture of feelings.
Key words: literary living room, art-verbal expression of the themes of love, rational-emotional development of the 10th-graders.
Н.Н. Рогожкина, г. Москва, E-mail: [email protected]
«ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ» ДЛЯ ДЕСЯТИКЛАССНИКОВ: ПОТЕНЦИАЛ РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
В статье рассматривается теория и методика проведения информационно-просветительной программы в форме литературной гостиной для старшеклассников с целью воспитания у них культуры гендерных отношений, культуры чувств.
Ключевые слова: литературная гостиная, художественно-речевое выражение темы любви, рациональноэмоциональное развитие десятиклассников.
Многоаспектность задач, которые учитель имеет возможность достичь, готовя с учащимися проведение литературной гостиной, трудно решить в других «предлагаемых обстоятельствах».
Тема литературной гостиной, методика подготовки которой изложена в статье, - «Любовь - это сердце всего» (В. Маяковский). Весь литературно-художественный материал ее предназначен для учащихся 10-х классов — подростков 15-16 лет, которым важно научиться духовно-нравственному отношению к самой теме и манерам, в том числе речевым в обращении с противоположным полом.
В программе по литературе 10-го класса основное количество часов отведено на изучение литературы второй половины XIX века. Произведения этого периода требуют от школьников внимательного прочтения, навыка анализа и проведения культурных аналогий. Тема любви считается наиболее популярной в классической литературе XIX века, но на уроках мы уделяем мало времени значимости этого чувства и способов ее художественно-речевого выражения в произведениях данной эпохи.
Проанализируем, как отражается тема любви в современных программах по литературе [1; 2; 3].
Проблема состоит в том, что на анализ одного из приведенных произведений уходит лишь несколько часов. История отношений Базарова и Одинцовой, Ларисы Огудаловой
и Паратова, Сони Мармеладовой и Родиона Раскольникова
- хороший материал для развития фаз мыслительного процесса школьников-подростков: тут много нерешенных проблем о взаимоотношениях, о красоте, о терпении и ответственности, о мастерстве писателя и т. д. Все это актуально, но мало времени уделяется данной тематике на уроках. Литературная гостиная поможет подойти к «вечной» теме внимательнее.
Учащиеся узнают тему литературной гостиной и обязательные элементы, которые они должны подготовить, - инсценирование любовных сцен из изученных в 10-ом классе произведений, прочитать стихотворение о любви поэтов второй половины XIX века [4; 5; 6; 7; 8], подготовить танец, характерный этому периоду, исполнить романс. Учащиеся не ограничиваются какими-то определенными авторами, им предстоит выбрать такой материал, к которому они имеют эмоциональное отношение: для того, чтобы выбрать, надо прочитать, сравнить, выработать свое отношение «не вообще», а принимая во внимание «необходимость играть роль».
Учащимся предстоит выбрать и подготовить романс о любви для исполнения. Русский романс - это своеобразное признание в любви, это рассказ о трепетном отношении к женщине, о готовности к жертве, поэтому петь романсы будут не только лицеисты, но и приглашенные гости: это могут быть профессиональные артисты. В данном случае обычно приглашаются выпускники, учителя, родители.
Программа Коровиной В.Я. Программа Ладыгина М.Б. (для школ и классов с углубленным изучением литературы) Программа Курдюмовой Т.Ф.
А.С. Пушкин
Любовная и дружественная лирика А.С. Пушкина. Гармония в человеческих отношениях, светлые и добрые чувства в интимной лирике А.С. Пушкина («19 октября», «Роняет лес багряный свой убор...», «К Чаадаеву», «И.И. Пущину», «Зимний вечер», «Я Вас любил: любовь еще, быть может...», К***(«Я помню чудное мгновенье...»). Полнота человеческих чувств в поэзии А.С. Пушкина. «Вечные темы» в поэзии Пушкина: природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия.
М.Ю. Лермонтов
Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова Тема родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества.
Ф.И. Тютчев
Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». («О, как убийственно мы любим...», «К.Б.») Любовная лирика поэта («О, как убийственно мы любим.», К.Б. «Я встретил вас - и всё былое.», «Последняя любовь», «В разлуке есть высокое значенье.»), точность психологического анализа и глубина философского осмысления человеческих чувств. Любовная лирика: любовь как «поединок роковой».
А.А. Фет
Любовная лирика А. Фета («Шепот, робкое дыханье.», «Сияла ночь. Луной был полон сад.») Точность в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека.
А.К. Толстой
Любовная лирика А.К. Толстого Любовная лирика А.К. Толстого, её своеобразие («Средь шумного бала, случайно.»). Ведущие темы лирики поэта.
Н.А. Некрасов
Тема любви в лирике Н.А. Некрасова Г ражданская поэзия и лирика чувств. Решение «вечных тем» в поэзии Некрасова.
А.Н. Островский
Борьба героини («Гроза», «Бесприданница») за право быть свободной в своих чувствах.
И.А. Гончаров
«Обломов» как роман о любви. Женские образы в романе И.А. Гончарова «Обломов». Женские образы в романе «Обломов» и их роль в развитии сюжета.
И.С. Тургенев
Любовь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» Роль женских образов и любовной интриги в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Вечные темы» в романе «Отцы и дети» (природа, любовь, искусство).
Ф.М. Достоевский
Сонечка Мармеладова и проблемы нравственного идеала автора в романе «Преступление и наказание».
Л.Н. Толстой
Тема любви в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Значение женских образов. Женские образы романа «Война и мир» - Наташа Ростова и Марья Болконская. Судьба любимых героинь Толстого.
«Любовь - это сердце всего» (В. Маяковский)
Сценарий литературной гостиной для учащихся 10-х классов
Задачи:
1. Расширение и углубление знаний о жизни и творчестве писателей и поэтов 19 века, повышение уровня образованности учащихся.
2. Развитие фаз мыслительного процесса лицеистов.
3. Развитие творческих способностей лицеистов.
4. Повышение качества подготовки к урокам литературы.
5. Воспитание духовно-нравственных отношений между молодыми людьми и девушками, этикет, речь.
Оборудование:
1. Оформленные стенды: портреты и книги Л.Н Толстого, И.С. Тургенева, А.Н. Островского.
2. Высказывания известных писателей и поэтов о любви развесить на сцене.
3. Свечи в старинных подсвечниках, веер, перчатки на столах, накрытых бархатными или кружевными скатертями.
4. Длинные платья, фраки, галстуки-бабочки, пышные прически - все наполнено атмосферой 19 века.
Домашнее задание для каждой группы (класс разбить на 2 группы):
1. Подготовить выразительное чтение стихотворения о любви поэтов 19 века.
2. Исполнить романс о любви.
3. Инсценировать любую сцену из произведения писателей 19 века.
4. Подготовить чувственный танец, характерный для 19 века.
5. Подготовить слайды для каждого выступления.
Ход мероприятия
(Пока гости и участники рассаживаются, звучит негромкая спокойная музыка, которая с первыми словами ведущего постепенно смолкает. На экране высветился слайд с названием гостиной и иллюстрацией, изображающей свечи, фортепиано, веер и т.д..)
Ведущий 1 (мальчик)
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой. Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит - оттого,
Что не любить оно не может.
А.С. Пушкин
(Выделенные жирным шрифтом слова высвечиваются на экране).
Ведущий 2 (девочка)
Любовь - это то, без чего невозможно было бы представить само существование человечества, то, во имя чего живут и за что умирают, то единственное, что способно сдвинуть горы и достать с неба звезду.
Ведущий 1
«Любовь — это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у тебя остаётся», - так говорил один из самых значительных русских писателей и мыслителей Лев Николаевич Толстой.
Ведущий 2
«Любовь, как огонь, без пищи гаснет», - считал М.Ю. Лермонтов. Тема любви в русской поэзии всегда была, практически, на первом месте - забыть ее - все равно, что забыть всю нашу литературу.
(На экране слайд «Поэты 19 века о любви» и портреты поэтов Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого).
Ведущий 1
Звучат стихотворения в исполнении лицеистов:
Ф.И. Тютчев «Не говори: меня он, как и прежде, любит.», А.К. Толстой «Ты не спрашивай, не распытывай.».
Ведущий 1
На экране слайд с портретом Н.А. Некрасова.
В исполнении нашего гостя - выпускника лицея звучит стихотворение
Н.А. Некрасова «Пускай мечтатели осмеяны давно.»
Ведущий 2
(На экране слайд «Любовь в романах писателей 19 века). Тема любви в классической литературе всегда занимала важное место. Любовь одинаково волновала человеческие сердца, будь это любовь юношеская или более зрелая. Это чувство никогда не стареет. Писатели всегда старались показать истинное место любви в жизни человека, в отношениях между людьми.
Ведущий 1
(На экране слайд с портретом А.Н. Островского). Творчество А.Н. Островского произвело революцию в русском театре. Уже первые его пьесы показали на сцене мир, прекрасно знакомый самому драматургу, но совершенно неизвестный читателям и зрителям середины 19 века.
Ведущий 2
Его произведения были разносторонние, но объединяло их одно - желание показать настоящего русского челове-
ка с его душой и характером. Ярко показать любовь писателю удалось в произведении «Гроза». Катерина, «луч света в темном царстве», запомнилась нам своей честностью, преданностью и умением любить, которое ее же и погубило.
Ведущий 1
Сцена из драмы А.Н. Островского «Гроза».
(На экране слайд «Сцена из драмы А.Н. Островского «Гроза» и иллюстрация С. В. Герасимова к драме А. Н. Островского “Гроза»).
Ведущий 2
(На экране слайд с портретом И.С. Тургенева).
Еще в молодости известный русский писатель-реалист 19 века И.С. Тургенев признал, что ничего нет сильнее на свете любви. В любом его романе любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя.
Ведущий 1
В своем романе «Отцы и дети», напечатанном в 1862 году, автор показал образ человека-нигилиста, ничего не признающего, не уважающего авторитетов, но в итоге сломившегося перед чувством любви.
Ведущий 2
«Насколько бы ни был силен характер, он не сможет противостоять тому единственному чувству, способному сделать даже из, казалось бы, сухого нигилиста, настоящего романтика» (И.С. Тургенев).
Ведущий 1
Сцена из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»
(На экране слайд «Сцена из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» и иллюстрация К.Рудакова к роману).
Ведущий 2
Проникая под кожу, огонь разносит по телу свой смертоносный яд, отравляя душу. Его пульсирующее пламя зарождает ослепительную вспышку, которую можно сравнить лишь со взрывом бомбы, чья исполинская сила способна разорвать и испепелить в клочья все человеческое существо. Имя этой силы любовь. Все музыкальные новеллы и романсы являются сложной гаммой оттенков любви. И теперь давайте вместе почувствуем оттенки этой силы в романсах, которые исполняют наши лицеисты!
Ведущий 1
(На слайде «Русский романс» и иллюстрация с изображением нот и фортепиано).
Звучат романсы в исполнении лицеистов:
«Я встретил Вас.» (Ф.И. Тютчев - Л. Малашкин)
«Не отходи от меня» (А.А. Фет - П.И. Чайковский).
Ведущий 2
Танец и любовь: секрет долголетия - эту фразу довольно часто повторяют танцоры. Вы наверняка спросите: при чем тут любовь? И ответ будет прост. Танец - вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной сменой выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его хореографической композиции, движениях, фигурах. Так давайте насладимся прекрасной музыкой и ритмом танца, который приготовили наши лицеисты!
Ведущий 1
(На слайде «Бальные танцы 19 века» и иллюстрация с изображением пар, танцующих вальс).
Самый известный и романтичный из всех бальных танцев
- вальс (лицеисты исполняют вальс).
Ведущий 2
(На слайде «Бальные танцы 19 века» и иллюстрация с изображением пар, танцующих кадриль).
Французский танец, возникший в 18 веке и очень популярный в до конца 19 века в России, - кадриль, Кадриль -парный танец с определенной композицией, обязательной для исполнения. (лицеисты исполняют кадриль).
Ведущий 1
«Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь», - писал Тургенев в своем стихотворении «Воробей».
Ведущий 2
В заключение нашей гостиной мы предлагаем вам послушать романсы в исполнении наших уважаемых гостей: выпускников лицея, учителей и родителей.
(На слайде портреты сначала А.А. Фета, затем А.К. Толстого).
Звучит романс «Я тебе ничего не скажу» (А.А. Фет -П.И. Чайковский),
Звучит романс «Средь шумного бала случайно» (А.К. Толстой - П.И. Чайковский).
Звучит романс «Крошка» (А.А. Фет - П. Булахов).
По окончании гостиной ведущие берут интервью у некоторых лицеистов, учителей и гостей, которых просят от-
Библиографический список
ветить на вопросы: что понравилось, чье выступление запомнилось больше всего, нужно ли проводить такие мероприятия, какую тему предложили бы для следующей гостиной и т.д.
Анализ и оценка методических элементов гостиной как информационно-просветительной формы проходит на классном часе, что позволяет еще раз «прожить» материал, отрефлексировать успешное и то, что требует «шлифовки». Без сомнения, самыми важными этапами будут подготовка и завершающая рефлексия, именно они упражняют учащихся в оценке коллективного и индивидуального результата, что способствует развитию в каждом участнике данного события понимания условий «успешности» образовательной и культурной деятельности, а сама тема, гостиной дает богатый материал для психологической самооценки и понимания социальной роли, которую каждый играет или может играть.
1. Программа для общеобразовательных учреждений: Литература. 5-11 классы / под ред. Т.Ф. Курдюмовой. - М., 2010.
2. Программы общеобразовательных учреждений: Литература. 5-11 классы (базовый уровень) / под ред. В.Я. Коровиной. - М., 2006.
3. Программы общеобразовательных учреждений: Литература. 5-11 классы. Для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля / под ред. М.Б. Ладыгина. - М., 1998.
4. Островский, А.Н. Гроза: драма в 5-ти действиях. - М., 2010.
5. Толстой, А.К. Из поэтического наследия. - М., 2006.
6. Тургенев, И.С. Отцы и дети: роман. - М., 2011.
7. Тютчев, Ф.И. «Я встретил Вас.». - М., 2010.
8. Фет, А. Лирика. - М., 2006.
Диски
1. Великие исполнители России ХХ века. Иван Козловский. Романсы. (mp3)
Bibliography
1. Program for educational institutions: the Literature. 5-11 classes / ed. T.F.. Kurdumova. - 4-th ed., added. and doc. - M.: Drofa, 2010.
2. Educational institutions: the Literature. 5-11 classes (basic level) / ed. V.Y. Aravina. - 7th ed. - M.: Education, 2006.
3. Educational institutions: the Literature. 5-11 classes. For schools and classes with the profound study of literature, grammar schools and lyceums of humanitarian profile / ed. M.B.. Ladygin. - M.: Education, 1998.
4. Ostrovsky, A.N. The Storm: a Drama in five acts. - Drofa Plus, 2010.
5. Tolstoy, A.K. From the poetic heritage. - M.: Nauka, 2006.
6. Turgenev, I.S. Fathers and children: a Novel. - M.: Children's lit., 2011. (School library).
7. Tiutchev, F.I. “I met You...”. - M.: Children's lit., 2010. (School library).
8. Fet, A. The Lyrics. - M.: Eksmo, 2006. (Golden series of poetry).
Disks
1. Great executors of Russia of XX century. Ivan Kozlovsky. Romances. (mp3)
Статья поступила в редакцию 28.10.11
УДК 130.2 Matyazh S. У. THE THEORY OF CULTURAL GENEZIS A. Dg. TOYNBEE: THE KEY IDEAS AND CONCEPTUAL CONTEXT. The article analyzes the processes of cultural genesis in the context of the Arnold Dg. Toynbee2s concept. The author consideres the conditions and mechanisms of cultural dynamics at the macro- and micro- levels.
Key words: culture, cultural genesis, macro- and microdynamics of culture, Arnold Dg. Toynbee.
С.В. Матяж, соискатель АГАКИ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРОГЕНЕЗА А.ДЖ. ТОЙНБИ: КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ И КОНЦЕПУАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ
В статье анализируются процессы культурогенеза в контексте концепции А. Дж. Тойнби. Автор рассматривает условия и механизмы культурной динамики на макро- и микроуровнях.
Ключевые слова: культура, культурогенез, генезис культуры, микро- и макродинамика культуры.
Культура - сверхсложная, исторически изменяющаяся Динамика культуры позволяет исследователю наиболее
система. В современном мире происходят глобальные про- объёмно проследить и динамику ее составляющих. Процес-
цессы, свидетельствующие о переходном этапе в развитии сы, законы и механизмы изменений образуют не только мик-
мировой культуры. На этой волне прогнозирование перспек- родинамику в малых временных и пространственных грани-
тив развития общества особенно актуально и является од- цах, но и крупномасштабные сдвиги на уровне культурных
ной из главных тем, волнующих культурологов, политиков, суперсистем, культур, цивилизаций, этнических обществ.
социологов и других исследователей. Значительный объем концепций, посвященных вопросам ге-
1В7