Научная статья на тему 'ЛИТЕРАТУРНАЯ ЭКСКУРСИЯ – ДОРОГА К ЧТЕНИЮ'

ЛИТЕРАТУРНАЯ ЭКСКУРСИЯ – ДОРОГА К ЧТЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
126
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
литературная экскурсия / город / художественная литература / чтение / воспитание / мотивация к чтению / literary excursion / city / fiction / reading / education / reading motivation

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Ангел Анастасия Валерьевна, Волкова Екатерина Анатольевна, Кузнецова Инна Александровна

В статье с разных точек зрения рассматривается проблема неприятия художественной литературы в современном обществе. Вместе с изложением причин литературной неграмотности авторы предлагают проведение реальной экскурсии на улицах города как средства побуждения интереса к художественному слову у младшего поколения. Сам город и его литературная составляющая выступают как культурологическое доказательство существования иных эпох, иных людей, но общих вневременных проблем. Для подтверждения тезиса в статье приводится фрагмент реальной экскурсии по улицам Нижнего Новгорода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LITERARY EXCURSION – THE ROAD TO READING

The article contemplates the problem of ignorance of fiction in modern society from different points of view. The reasons for literary illiteracy are considered. The authors propose holding a real tour on the streets of a city as a way to stimulate young generation’s interest in reading fiction. The city itself and its literary constituent act as a culturological evidence of the existence of different epochs, different people, but common timeless problems. To confirm this idea, the article provides a fragment of a real tour along the streets of Nizhny Novgorod.

Текст научной работы на тему «ЛИТЕРАТУРНАЯ ЭКСКУРСИЯ – ДОРОГА К ЧТЕНИЮ»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 008:82 Б01 10.36945/2658-3852-2024-1-7-20

А. В. Ангел, Е. А. Волкова, И. А. Кузнецова

ЛИТЕРАТУРНАЯ ЭКСКУРСИЯ - ДОРОГА К ЧТЕНИЮ

Аннотация: В статье с разных точек зрения рассматривается проблема неприятия художественной литературы в современном обществе. Вместе с изложением причин литературной неграмотности авторы предлагают проведение реальной экскурсии на улицах города как средства побуждения интереса к художественному слову у младшего поколения. Сам город и его литературная составляющая выступают как культурологическое доказательство существования иных эпох, иных людей, но общих вневременных проблем Для подтверждения тезиса в статье приводится фрагмент реальной экскурсии по улицам Нижнего Новгорода.

Ключевые слова: литературная экскурсия, город, художественная литература, чтение, воспитание, мотивация к чтению.

Проблема отсутствия интереса учащихся к чтению произведений художественной литературы существовала всегда. С той или иной периодичностью печальные разговоры о литературной неразвитости очередного поколения возникали в разные эпохи при любом общественном строе и общественном настроении.

Постоянные вековые замечания об отсутствии интереса к чтению должны были бы создать спокойное философское отношение к происходящему в мире чтения и сейчас, в XXI в.: всегда были люди читающие и нечитающие, и как-то общество выживало. Но это спокойствие опасно. Складывается ощущение, что в данный момент все прежние причины отсутствия интереса к чтению (равнодушие к чтению в семье, казенное шаблонное преподавание литературы в учебных заведениях, навязчивое внедрение в сознание образа культурного человека, знающего несколько поэтических строчек, и другие) в несколько раз сильнее проявили себя в реалиях жизни XXI в. Это всего лишь поверхностное наблюдение, основанное на ежедневных картонах нашей жизни: скудные речевые попытки выразить свои мысли у младшего поколения и, наоборот, обилие пустого

® Ангел А. В., Волкова Е. А., Кузнецова И. А., 2024 г.

речевого многословия, скрывающее отсутствие собственной мысли, у людей среднего возраста. Эти две стороны речевого негатива, несомненно, стали результатом нехватки речевого опыта, который должен создаваться в том числе и благодаря чтению художественной литературы.

Неслучайно мы обратили внимание на дефицит речевых навыков не только у младшего поколения, но и у предшествующего. Упреки, адресованные только школьникам, кажутся необоснованными из-за отсутствия причинно-следственных связей: не может современное поколение появиться на свет с готовым равнодушием к художественному слову. Несомненно, «воспитывают» равнодушие обстоятельства: примеры со стороны старшего поколения и современная действительность. А действительность XXI в. невероятно удобна для бытового существования. Однако этот ежедневный комфорт изолирует людей друг от друга: одним движением на телефоне можно решить сразу несколько проблем, одна фраза в сообщении может затмить происходящее вокруг, в реальности. И реальность теряет свои краски и события: гораздо интереснее и богаче виртуальная действительность. Исчезают события реальной жизни, исчезает интерес к реальной жизни. А одна из особенностей художественной литературы заключается в ее способности отражать реальность: «Искусство есть воспроизведение действительности, повторенный, как бы вновь созданный мир: может ли же оно быть какою-то одинокою, изолированною от всех чуждых ему влияний деятельностию?» [Белинский, 1980, с. 209]. Именно из-за этой особенности художественного воплощения литература в XXI в. становится не такой актуальной: она теряет необходимость в глазах младшего поколения, так как не отражает события реальности, потому что реальности стало мало. Да и та реальность, которая в минимальных дозах вторгается в виртуальную жизнь, тоже может поспособствовать появлению отторжения к литературе и воспитанию личности, лишенной чувства переживания и сострадания. Вот что пишет И. Ф. Слепцова о диалоге в современном обществе: «В условиях цифровой социализации коммуникативная компетентность относится к группе социальных дефицитов, так как современные люди не умеют и не хотят общаться в режиме непосредственного диалога, не знают, как выразить свои мысли и получить поддержку. В итоге наметился еще один вызов современного мира - цифра вытесняет слово, что ведет к потере базовой человеческой способности и потребности - общению, принадлежности к обществу, стремлению быть его членом» [Слепцова, 2022, с. 28]. Конечно, в такой грустной действительности страдания Родиона Раскольникова, цели и мысли Евгения Базарова, письмо Татьяны Лариной кажутся наивными и совсем ненужными.

И, как грустное следствие, художественная литература теряет свою ценность в глазах младшего поколения: она не способна стать инструментом познания мира. Художественное слово воспринимается не так эмоционально, потому что мало

осталось эмоций в действительности, и литература таким образом становится вынужденной абстракцией, необходимой для сдачи ЕГЭ и хорошей оценки.

На первый взгляд, можно подумать, что если литература не может отразить реальную неоднозначную жизнь в силу отсутствия диалога в жизни, то, значит, и нет такой необходимости в художественном тексте. Но это опасное предположение: общество без диалога разлагается, индивидуум в нем не развивается, а деградирует. И литература в данной ситуации, наряду с другими явлениями культуры, способна сохранить этот диалог, а затем и побудить к его продолжению. Начинать же диалог с самой культурой, в частности с литературой, нужно как можно раньше, с детского возраста. М. Чудакова верно отметила: «Наших великих писателей надо в школе читать. Многосложное устройство литературы таково, что тогда она каким-то образом сама заряжает потенциалом и формирует эстетическую базу и эстетическую компетенцию. Правда, только в детстве и в отрочестве. Ну, еще в юности - очень недолго» [Чудакова, 2014, с. 101].

Между тем современные ученые не только констатируют и обозначают проблему, они пытаются ее решить: предлагается разработка мобильных приложений (С. В. Колова, А. С. Врублевский, Ю. Л. Мокшина) и электронных образовательных ресурсов (И. Б. Костина), организация совместных проектов школы и районной (городской) библиотеки (Е. С. Попова), создание школьных театральных студий (И. Б. Костина), изучение на уроках произведений современной литературы (Н. Е. Кутейникова, А. В. Березина).

Нам же представляется возможным познакомить учащихся с правдивым отражением реальности в литературе еще до того момента, когда сама жизнь будет щедро дарить им литературные сюжеты, - с помощью погружения в саму реальность. Таким эффективным способом нам представляется проведение литературной экскурсии по одной из городских улиц. Безусловно, экскурсия не способна воздействовать на сознание с такой же эмоциональной силой, какая есть у текста, театральной или кинематографической постановки. Также экскурсия не способна дать полноценное представление о художественном тексте, даже если эта экскурсия по местам одного лишь произведения. Но в связи с изложенным выше предположением о том, что одна из причин скептического отношения к чтению заключается в оторванности художественного текста от виртуальной жизни подростка, нам кажется возможным с ее помощью доказать существование другой жизни и показать отражение этой жизни в художественном произведении. Сама форма экскурсии - движение по реальному городу, где жили люди, которые своими мыслями, обстоятельствами способны были кого-то взволновать, заставить думать, а потом и писать, - максимально приближена к исторической и настоящей реальности. Предположение о несомненной пользе экскурсии в процессе изучения литературы получает поддержку в опыте предшественников (педагогов, писателей, теоретиков

экскурсионного дела). В начале XX в. представитель и основоположник петербургской (впоследствии ленинградской) школы экскурсоведения И. М. Гревс придал экскурсии значение философского путешествия, в процессе которого происходит познание мира: «Экскурсии занимают скромнейшее место в необъятной сфере путешествий, но они родственны им по природе: в них повторяется однородный с теми процесс. В них, как и в тех, расширяется личность, так как происходит слияние ее с широким миром, завоевание его умом и волею, но и развитие себя его правдою и красотою» [Гревс, 1925, с. 17].

Представитель московской школы экскурсионного дела Н. А. Гейнике сформулировал методы, которые используются в экскурсии. Первым, по его мнению, является метод зрительного восприятия действительности. Зрительное восприятие - это и экскурсионный метод, но одновременно это и инструмент познания мира. Правда, инструментом этим надо овладеть: «Это уменье "видеть", эта зрительная грамота дается современному человеку с большим напряжением. Ведь вся наша современная образованность носит книжный характер. "Узнать" что-либо - это, прежде всего, прочитать в книге. Эта книжность нашей культуры отрывает нас от жизни, дает схоластический уклон нашему знанию и нашему мышлению, вырывает из круга нашей умственной и эмоциональной деятельности ряд объектов внешнего мира, нас окружающего, отучая нас пользоваться могучим средством познавания - нашим зрением» [Гейнике, 1923, с. б]. И именно экскурсия, по мнению Н. А. Гейнике, способна научить «видеть» материал экскурсионного объекта, стиль, год, эволюцию.

Вторым по значимости экскурсионным методом для Н. А. Гейнике остается моторное восприятие. В движении тоже возможно почувствовать историю. Основоположник московской школы экскурсоведения приводит яркий поэтический пример познания истории города Владимира: «В процессе вашего движения мало-помалу раскрывается город. Над городом господствуют сияющие белизной соборы ХП-ХШ вв., Успенский и Дмитровский. Ясно вырисовывается цепь холмов, вершину которых занимал древний город. Равнина, по которой вы идете, которую вы чувствуете своими ногами, говорит вам о легкости передвижения по ней, и о легкости славянской колонизации в этом крае, и о легкости набегов для татарской конницы. И все эти впечатления, полученные вами в процессе движения, раскроют ряд страниц истории города, к которому вы подходите» [Гейнике, 1923, с. 8].

На наш взгляд, принципиальной разницы в понимании значения экскурсии в обеих школах нет. И московская, и петербургская (ленинградская) признают экскурсию как инструмент познания мира и собственной личности. Именно Н. А. Гейнике и И. М. Гревс создали основы экскурсоведения, на которые опирается современная наука и без которых она не может существовать. Кроме того, исследователи прошлых лет выделили важную объединяющую особенность экскурсии. И. М. Гревс определил эту особенность как «соборное восприятие»,

которое создает в группе «коллективное ощущение» [Гревс, 1925, с. 21]. Н. А. Гейнике также выделил объединяющий момент экскурсии, который вызывает особенное восприятие увиденного и услышанного: «Моменты высшего экскурсионного подъема бывают именно в процессе коллективного восприятия, когда все экскурсанты сливаются в единый организм, безмерно более тонкий и чуткий, чем каждый член экскурсии в отдельности» [Гейнике, 1923, с. 12].

Процитированные выше труды основоположников экскурсионного дела в России не потеряли актуальности и сейчас: проблемы восприятия действительности не только не исчезли, а еще больше усугубились дефицитом общения, которое так необходимо современному обществу, без которого люди часто находятся в изоляции друг от друга, что ведет к некоторой атрофии проявления собственных эмоций и к непониманию эмоций другого. Совершенно логично, что современные пособия, учебники по экскурсоведению также выделяют важную коммуникативную особенность экскурсии. Автор многочисленных трудов XX в., теоретик экскурсионного дела Б. В. Емельянов, кроме объединяющего экскурсантов момента экскурсии, выделяет «взаимосвязь и взаимодействие субъектов (экскурсовода и экскурсантов) на основе их совместной деятельности» [Емельянов, 2007, с. 23]. Нам же эта коммуникативная сторона экскурсии необходима для подтверждения существования другой стороны жизни, ни в коем случае не виртуальной, той стороны жизни, которая способна побудить писателя к созданию произведения и которая способна вызвать у читателя чувство сопереживания. Экскурсия в данном случае может стать подготовкой для другого диалога писателя и читателя, который, несомненно, должен возникать при чтении художественного текста.

Хочется также отметить совпадение задач, которые ставят перед собой экскурсовод во время проведения экскурсии и образованное общество, лицом которого выступает школьный учитель: возбудить интерес к предмету (в данном случае к литературе), побудить к продолжению действия: «Задача экскурсии - сообщить знания аудитории и вызвать интерес у людей к конкретной отрасли знаний. Побывав на литературной экскурсии, ее участники проявляют в дальнейшем интерес к конкретному писателю. Участники таких экскурсий в дальнейшем читают литературу по изобразительному искусству, литературному творчеству, посещают музеи, другие экскурсии. Экскурсия для многих становится началом работы по самообразованию» [Емельянов, 2007, с. 30].

Кроме того, сама форма экскурсии соответствует одной из форм нетрадиционных уроков, в частности аналитической: «Аналитические уроки в большей степени основаны на традиционных формах и методах организации учебной деятельности и акцентируют внимание на работе с текстами (художественными, научными и информационными)» [Дубова, 2022, с. 58]. Таким образом, форма занятий в виде экскурсии полностью отвечает запросам современных педагогов

и может восприниматься как дополнительный, но эффективный инструмент познания художественного текста.

И форма прямого общения, которую реализует экскурсия, и побудительный к дальнейшим действиям эффект экскурсии подходят для опосредованного восприятия литературы, то есть играют вспомогательную роль, а главная роль все-таки должна остаться за художественным словом или его создателем, или биографией автора, или же биографией прототипа.

Но эта роль посредника для экскурсии определяется не только из-за близости экскурсии к самой жизни, но и близостью самой экскурсии к литературному произведению: «Экскурсия, являясь произведением конкретных авторов, строится с учетом требований, предъявляемых к литературному произведению, и имеет свой сюжет, которому подчинен весь экскурсионный материал» [Емельянов, 2007, с. 20]. С этим трудно не согласиться, так как создание экскурсии есть, несомненно, творческий акт, где авторы не столь самостоятельны, как авторы художественного произведения, но в подборе цитат, композиции рассказа, в своих комментариях они могут и даже должны высказывать свое мнение.

Для решения проблемы, сформулированной выше (отсутствие интереса к чтению художественной литературы), нам интересно наличие литературной экскурсии в классификациях ученых-экскурсоведов.

Практически с самого начала формирования экскурсионного дела в России (конец XIX в.) во всех классификациях, предлагаемых разными теоретиками экс-курсоведения, литературную экскурсию всегда выделяют в отдельный пункт: «Таков же характер литературных экскурсий, также входящих в практику в последние годы. Они иллюстрируют биографию писателя или комментируют его произведения и творчество через внимательное штудирование тех мест в городе (или деревне), где писатель жил и работал, или какие составляют фон в его сочинениях», - пишет представитель петроградской (ленинградской) школы экскур-соведения И. М. Гревс [Гревс, 1925, с. 32]. Представитель московской школы экс-курсоведения Н. А. Гейнике помещает литературную экскурсию в группу культурно-исторических экскурсий [Гейнике, 1923, с. 18].

В советский период литературная экскурсия также относилась к многочисленной группе тематических экскурсий [Емельянов, 2007, с. 67]. В XXI в. литературную экскурсию можно найти в группе историко-литературных [Добрина, 2013, с. 62].

Особый интерес вызывает мнение о литературной экскурсии Н. П. Анциферова, представителя петербургской (ленинградской) школы, последователя И. М. Гревса. Известный краевед, филолог выделял отдельно «литературную экскурсию по городу» среди «материалов к исследованию проблем урбанизма в художественной литературе» наряду с такими категориями, как «город как место жизни в творчестве писателя», «город как центр литературной жизни», «сборники

отрывков из художественных произведений, в которых отражен какой-либо город» [Анциферов, 2009, с. 22].

Взгляд Н. П. Анциферова на город как на часть литературного процесса актуален и в решении заявленной выше проблемы. В своих трудах Н. П. Анциферов представляет скрупулезный анализ литературного вклада города Санкт-Петербурга в культурное наследие страны, показывает неисчерпаемые возможности особенного места на берегах Невы [Анциферов, 2015]. Трудно представить иное место в литературе, которое смогло бы вызвать такой творческий всплеск в трудах писателей, поэтов, краеведов, экскурсоводов. Но в данном случае нам нужны универсальные возможности любого города как представителя действительности прошлого и настоящего и как места, способного побудить творческие силы автора. Смеем предположить, что часть творческого потенциала города Санкт-Петербурга имеет общую культурологическую основу с другими городами, просто в этом «непостижимом городе» обостряются все рецепторы литературного процесса, настолько сильно здесь переплелись исторические, политические и эстетические линии. Да, реальность такова, что порой возникает потребность осмыслить ее. А это желание настигнуть может везде. Но если литературе действительность дает силу и толчок для созидания, то в решении нашей проблемы окружающая действительность нужна для возвращения интереса к литературе. Минимальный, но все-таки шанс для возвращения к литературе через действительность дает как раз литературная экскурсия.

Сразу хочется отметить невозможность полностью «идти» во время экскурсии по школьной программе. Но цель нашей литературной экскурсии не заключается в освоении или закреплении знаний по тем произведениям, которые изучаются в школе. Наша цель - привлечь внимание к художественному слову, доказать его возможность отражать мир и, как следствие, возможность познавать мир, а также привлечь внимание к этому миру с помощью литературы. Безусловно, текст экскурсии должен создаваться с учетом возраста школьников, с учетом упоминания знакомых авторов, героев, прототипов, но возможно и даже нужно выходить за рамки школьной программы для знакомства с новыми именами, фактами (передача информации - одна из важных функций экскурсии). Главный принцип выбора маршрута, естественно, заключается в наличии и объеме литературного материала. В качестве дополнения можно добавить критерий зрительного ряда (последний должен быть визуально ярким и обладать историчностью, то есть иметь прямое или косвенное отношение к определенному событию). Также во время экскурсии хотелось бы познакомить учащихся с многослойностью и неоднозначностью литературного процесса: событием, вдохновившим на творчество, фактами биографии писателя и неслучайностью их совпадения с созданием произведения и в конце концов с фрагментами самого художественного произведения.

Для подтверждения вышесказанного приведем фрагмент литературной экскурсии по городу Нижнему Новгороду, а точнее по двум нижегородским улицам - Кожевенной и Рождественской:

«Река всегда играла важную роль в жизни города, когда-то стратегическую, потом экономическую, или торговую, и всегда эстетическую. Взгляните на эту меркантильную улицу Рождественскую с ее архитектурными шедеврами - прекрасными воплощениями купеческих миллионов в камне. Но красота речных берегов порой портилась грустными и внешне непривлекательными персонажами. Сюда в конце XIX в. в поисках куска хлеба и ночлега стали приходить совсем несчастные люди, можно сказать, люди с прошлым, но без будущего. Почему сюда? Река давала какую-то возможность заработать копейки. Здесь же, на территории бывшей "Миллионки" (современная улица Кожевенная) они и оставались зимовать и пропивать все заработанное. Посмотрите на эти дома, не отличающиеся особым изыском: здесь и проживали остатки своей жизни, а в нескольких метрах при выходе из этих ночлежек можно было найти какую-то работу, а потом тут же в кабаке все пропить. Обилие несчастных людей вперемешку с представителями криминального мира создало самую мрачную картину городской жизни, на которую обыватели просто закрывали глаза, - поражала сама возможность такого падения на дно человеческой жизни. Но были в Нижнем персонажи, которые пытались бескорыстно помочь. Таким был купец Николай Александрович Бугров. Он содержал ночлежку, здание которой выстроил на свои деньги, и здание это стоит сейчас перед нами. Правда, вместе с помощью несчастным золоторотцам (так называли в Нижнем Новгороде людей, опустившихся на самое дно жизни) Н. А. Бугров мысленно лишал их будущего. Максим Горький так описывал его отношение к этим босякам: "Босяк наш - осенний лист. И даже того бесполезнее, ибо - лист осенний удобряет землю <...>" [Горький, 1963, с. 197]. Но, несмотря на такое отношение к этим людям, помогал им (вероятно, из богобоязненного чувства). Бы даже видите слова, которые раньше были на фасаде здания: "Бодки не пить. Песен не петь. Вести себя тихо". Но не только эта надпись напоминает о прежней жизни и нравах этого места. В повести "Б людях" М. Горький также описывает "Миллиошку" и ее обитателей. Еще будучи мальчиком Алешей Пешковым, он приходил сюда в поисках куска хлеба. Жизнь босяков казалась ему более праздничной и беззаботной, в отличие от жизни хозяев. Они напоминали ему удалых разбойников из бабушкиных сказок или бурлаков из воспоминаний дедушки. То, что он бывал здесь, мы можем говорить с уверенностью, так как позднее в своем очерке "Н. А. Бугров" Горький вспомнил слова Бугрова: "А вот что в ночлежном жили вы, - это мне слишком удивительно. Потому что я привык думать: из этого дома, как из омута, никуда нет путей" [Горький, 1963, с. 195]. Да, опроверг слова Бугрова наш земляк: вышел из этого омута, и не

только вышел, а достиг вершин мировой славы. Но жизнь эту он не забыл: одно из самых важных его произведений - это пьеса "На дне", действие которой происходит в ночлежном доме. Б начале XX в. эта пьеса оказалась культурным взрывом, который потряс всю Европу. И мысль о том, что это люди, а не живые трупы, порой затмевала философию пьесы и оставляла на втором плане вечный спор о сладкой лжи и горькой правде. Философские размышления, вложенные в уста этих несчастных, заставили взглянуть на обитателей дна по-другому: оказывается, эти люди могут говорить, способны чувствовать и думать. И нам, нижегородцам, понятно, что это собирательный образ всего российского дна: у нас это дно - "Миллиошка", в Санкт-Петербурге - Вяземская лавра, в Москве -Хитрое рынок. Но пускай простят нам жители других городов, что считаем этих персонажей своей литературной собственностью, так как мальчик Алеша Пешков приходил именно сюда в поисках куска хлеба и ночлега. Может, и у нас раздавались слова: "Есть очень хорошие книги <...> и множество любопытных слов. Я был образованным человеком, знаешь?" [Горький, 1981, с. 12]. "Когда труд - удовольствие, жизнь - хороша! Когда труд - обязанность, жизнь - рабство!" [Горький, 1981, с. 15]. "Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми <...> Не в этом дело, Барон! Не в этом дело! Человек - выше! Человек - выше сытости!.." [Горький, 1981, с. 59]».

Приведенный фрагмент экскурсии имеет огромный нравственный и образовательный потенциал. Рассказ автора экскурсии и прямое цитирование классических произведений заставляют не только задуматься о жизни в прошлом, но и о морально-нравственном состоянии современного общества. Так, сравнительный показ изысканной улицы Рождественской, где каждый дом «кричит» о состоянии своего хозяина, и скромной улицы Кожевенной показывает совершенно разные возможности человека в жизни, а упоминание о купце Николае Бугрове может спровоцировать постэкскурсионную дискуссию о причинах благотворительности прошлых и настоящих лет: помощь нуждающимся - это истинная доброта, уход от наказания, богобоязненное чувство, самолюбование собой? И не затмевают ли результаты благотворительности ее не всегда благовидные причины? Кроме того, приведенный отрывок экскурсии изобилует прямым и косвенным отсылом к произведениям Максима Горького («В людях», «На дне», «Н. А. Бугров»), а также знакомит школьников с биографическими фактами из жизни писателя.

Безусловно, все вышеуказанные замечания, поставленные вопросы и попытки на них ответить - это лишь представление авторов об идеальном последствии экскурсии. Аллюзии, логические умозаключения - это собственность сознания экскурсовода в процессе создания экскурсии и во время ее проведения. Но зрительный ряд, достойное и грамотное распоряжение историческим, архитектурным материалом и, самое главное, настоящее слово настоящей художественной литературы способны повлиять на восприятие окружающего мира, спо-

собны вызвать интерес к этому окружающему миру, частью которого остается художественная литература, причем частью невторостепенной. Во время экскурсии, на наш взгляд, может произойти воссоединение жизненного материала с его воплощением в искусстве. Поверить в существование самого события, понять сложный путь создания произведения отчасти позволяет форма и содержание экскурсии: реальные улицы, дома, факты утверждают прежнюю действительность и неизбежно создают параллели с настоящей жизнью. Благодаря выходу на просторы реальности искренний или вынужденный читатель перестает считать литературу только лишь абстракцией прежней жизни.

Библиография

Анциферов, Я. П. Душа Петербурга. - Москва : Рипол Классик, 2015. - 400 с.

Анциферов, Я. П. Проблемы урбанизма в русской литературе. - Москва : ИМЛИ РАН, 2009. - 584 с.

Белинский, Б. Г. Избранные статьи. - Москва : Детская литература, 1980. -

223 с.

Березина, А. В. Мотивы чтения российских подростков поколения Z [Электронный ресурс] // Культура: теория и практика. - 2021. - № 5-6 (44-45). -Т. 27. - Режим доступа : http://www.elibrary.ru/item.asp7ysclid4cn5586uvl760841 5348ас1=47401309 (дата обращения: 09.02.2024)

Гейнике, Я. А. Культурно-исторические экскурсии: (Москва, московские музеи, подмосковные) / под общ. ред. Н. А. Гейнике. - Москва : Новая Москва, 1923. - 97 с.

Горький, М. На дне. - Москва : Детская литература, 1981. - 62 с.

Горький, М. Собрание сочинений : в 18 т. - Москва : Гос. издательство художественной литературы, 1963. - Т. 18. - 398 с.

Гревс, И. М. Природа «экскурсионности» и главные типы экскурсии в куль-туру // Экскурсии в культуру : методический сборник; под ред. И. М. Гревса. -Москва : Мир, 1925. - 204 с.

Добрина, Я. А. Экскурсоведение: учебное пособие. - 3-е изд. стереотип. -Москва : Флинта, 2013. - 288 с.

Дубова, М. А., Озерова, Я. В. Образовательные траектории изучения предметной области «Филология» в школе // Педагогическое образование и наука. -2022,-№2.-С. 55-60.

Емельянов, Б. Б. Экскурсоведение. - Москва : Советский спорт, 2007. - 212 с.

Колова, С. Д., Врублевский, А. С. Образовательные и педагогические возможности технологии буктрейлера в литературном образовании школьников // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2019. - Т. 12, № 3. - С. 462-465.

Костина, И. Б. Арт-технология и электронный образовательный ресурс «ЛитАнима» в литературном образовании (основная школа) // Проблемы педагогики. - 2017. - № 2 (25). - С. 9-13.

Костина, И. Б. Потенциал культурно-образовательного проекта «Театр у школьной доски» в эстетическом и социальном развитии личности // Вестник Бурятского государственного университета. - 2017. - № 1. - С. 94-101.

Кутейнинова, Н. Е. Формирование интереса к чтению современной литературы на уроках в средней школе (5-9 классы) // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2010. - № б. - С. 172-178.

Мокшина, Ю. Л. Приобщение к чтению современных школьников в условиях использования мобильных технологий // Современное образование. - 2018. -№2. - С. 104-117.

Обласова, Т. В., Логинова, Е. А. Почему подростки не любят читать классику? // Филологический класс. - 2020. - Т. 25, № 2. - С. 247-257.

Слепцова, И. Ф. Современное образование в изменяющемся мире // Педагогическое образование и наука. - 2022. - № 1. - С. 26-30.

Чудакова, М. 0. Литература в школе: читаем или проходим? - Москва : Время, 2014. - 288 с.

Сведения об авторах

Ангел Анастасия Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка для гуманитарных специальностей Института филологии и журналистики Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского.

E-mail: nastya_k79@list.ru

Волкова Екатерина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Приволжского исследовательского медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Нижний Новгород).

E-mail: kolt-katya@yandex.ru

Кузнецова Инна Александровна, старший преподаватель кафедры иностранных языков Приволжского исследовательского медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Нижний Новгород).

E-mail: innarada@hotmail.com

A. V. Angel E. A, Volkova, I, A, Kuznecova

LITERARY EXCURSION - THE ROAD TO READING

Abstract: The article contemplates the problem of ignorance of fiction in modern society from different points of view. The reasons for literary illiteracy are considered. The authors propose holding a real tour on the streets of a city as a way to stimulate young generation's interest in reading fiction. The city itself and. its literary constituent act as a culturological evidence of the existence of different epochs, different people, but common timeless problems. To confirm this idea, the article provides a fragment of a real tour along the streets of Nizhny Novgorod.

Key words: literary excursion, city, fiction, reading, education, reading motivation.

References

Anciferov, N. P. Dusha Peterburga [Soul of St. Petersburg, In Russ.]. Moscow, Ripol Classic publ., 2015,400 p.

Anciferov, N. P. Problemy urbanizma v russkoj literature [Problems of urbanism in Russian literature. In Russ.]. Moscow, IWL RAS publ., 2009, 584 p.

Belinskij, V.G. Izbrannye stati [Selected articles. In Russ.]. Moscow, Children's literature publ, 1980,223 p.

Berezina, A. V. Motivy chtenija rossijskih podrostkov pokolenija Z [Motives for reading among Russian teenagers of generation Z,]. IN: Kul'tura: teorija i praktika, 2021, no, 5-6 (44-45), vol. 27. (In Russ.). Available at: http://www.elibrary.ru/ item.asp?ysclid=lcn5586uvl760841534&id=47401309 (accessed: 09.02.2024).

Gejnike, N. A. Kul'turno-istoricheskie ekskursii: (Moskva, moskovskie muzei, podmoskovnye) [Cultural and historical excursions: (Moscow, Moscow museums, Moscow region). In Russ.]. Moscow, New Moscow publ., 1923, 97 p.

Gor'kij, M. Na dne [At the bottom. In Russ.]. Moscow, Children's literature publ, 1981, 62 p.

Gor'kij, M. Sobranie sochinenij in 18 volumes, Vol 18. [Collected works in 18 volumes. Vol,18. In Russ.]. Moscow, State publishing house of fiction, 1963, 398 p.

Grevs, I. M. Priroda «ekskursionnosti» i glavnye tipy ekskursii v kul'turu [The nature of "excursion" and the main types of excursions into culture]. IN: Excursions into culture: a methodological collection. Moscow, World publ., 1925, 204 p. (In Russ.)

Dobrina, N. A. Ekskursovedenie: uchebnoe posobie [Guided tour: textbook. In Russ.]. Moscow, Flinta publ., 2013, 288 p.

Dubova, M. A., Ozerova, N. V. Obrazovatel'nye traektorii izucheniya predmetnoj oblasti «Filologiya» v shkole [Educational trajectories of studying the subject area "Philology" at school]. IN: Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, 2022, no. 2, pp. 55-60. (In Russ.)

Emel'janov, B. V. Jekskursovedenie [Guided tour. In Russ.]. Moscow, Soviet Sport publ., 2007,212 p.

Kolova, S. D. Vrublevskij, A. S. Obrazovatel'nye i pedagogicheskie vozmozhnosti tekhnologii buktrejlera v literaturnom obrazovanii Shkolnikov [Educational and pedagogical possibilities of book trailer technology in literary education of schoolchildren], IN: Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki, 2019, no 3, vol. 12, pp. 462-465. (In Russ.)

Kostina, I. B. Art tehnologija i jelektronnyj obrazovatel'nyj resurs "LitAnima" v literaturnom obrazovanii (osnovnaja shkola) [Art technology and electronic educational resource "LitAnima" in literary education (primary school)]. IN: Problemy pedagogiki, 2017, no. 2 (25), pp. 9-13. (In Russ.)

Kostina, I. B. Potencial kul'turno-obrazovatel'nogo proekta «Teatr u shkol'noj doski» v jesteticheskom i social'nom razvitii lichnosti [The potential of the cultural and educational project "Theater at the Blackboard" in the aesthetic and social development of the individual]. IN: Vestnik Burjatskogo gosudarstvennogo universi-teta, 2017, no 1, pp. 94-101. (In Russ.)

Kutejnikova, N. E. Formirovanie interesa k chteniju sovremennoj literatury na urokah v srednej shkole (5-9 klassy) [Forming an interest in reading modern literature in classes in secondary school (grades 5-9)]. IN: Problemy i perspektivy razviti-ja obrazovanija v Rossii, 2010, no. 6, pp. 172-178. (In Russ.)

Mokshina, YU. L. Priobshchenie k chteniyu sovremennyh Shkolnikov v usloviyah ispol'zovaniya mobil'nyh tekhnologij [Introducing modern schoolchildren to reading in the context of using mobile technologies]. IN: Sovremennoe obrazovanie, 2018, no. 2, pp. 104-117. (In Russ.)

Oblasova, T. V., Loginova E. A. Pochemu podrostki ne lyubyat chitat' klassiku? [Why don't teenagers like to read classical literature?]. IN: Filologicheskij klass, 2020, vol. 25, no. 2, pp. 247-257. (In Russ.)

Slepcova, I. F. Sovremennoe obrazovanie v izmenjajushhimsja mire [Modern education in a changing world]. IN: Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, 2022, no. 1, pp. 26-30. (In Russ.)

Chudakova, M. 0. Literatura v shkole: chitaem ili prohodim? [Literature at school: do we read or pass through? In Russ.]. Moscow, Time publ., 2014, 288 p.

About the authors

Angel Anastasija Valer'evna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the English for Humanities Department of the Institute of Philology and Journalism of National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod.

E-mail: nastya_k79@list.ru

Volkova Ekaterina Anatolyevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Foreign Languages of Privolzhsky Research Medical University (Nizhny Novgorod).

E-mail: kolt-katya@yandex.ru

Kuznecova Inna Aleksandrovna, Senior Teacher of the Department of Foreign Languages of Privolzhsky Research Medical University (Nizhny Novgorod).

E-mail: innarada@hotmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.