Научная статья на тему 'Литература в программах современного телевидения'

Литература в программах современного телевидения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1207
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШЕДЕВРЫ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ / MASTERPIECES OF THE WORLD LITERATURE / ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / TELEVISION PROJECTS / ЭКРАНИЗАЦИЯ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MASS MEDIA / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / THE STUDY PROGRAM OF THE DISCIPLINE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / SCREEN ADAPTATION / MASTER'S TRAINING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Славина В.А., Назарова Н.Е.

В статье анализируется содержание телевизионных проектов, в основе которых литературные произведения. Авторы представляют новую программу учебной дисциплины «Литература в программах современного телевидения», рассказывают об образовательных технологиях, которые используются в процессе изучения этой дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LITERATURE IN THE MODERN TELEVISION PROGRAMS

The article analyzes the content of television projects, based on the literary works. The authors represent a new program of the discipline «Literature in the modern television programs», which describes educational technologies, used in the process of study.

Текст научной работы на тему «Литература в программах современного телевидения»

ЛИТЕРАТУРА В ПРОГРАММАХ СОВРЕМЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

LITERATURE IN THE MODERN TELEVISION PROGRAMS

В. А. Славина, Н. Е. Назарова

В статье анализируется содержание телевизионных проектов, в основе которых литературные произведения. Авторы представляют новую программу учебной дисциплины «Литература в программах современного телевидения», рассказывают об образовательных технологиях, которые используются в процессе изучения этой дисциплины.

V. A. Slavina, N. E. Nazarova

The article analyzes the content of television projects, based on the literary works. The authors represent a new program of the discipline «Literature in the modern television programs», which describes educational technologies, used in the process of study.

Ключевые слова: шедевры мировой литературы, телевизионные проекты, экранизация, средства массовой информации, качество образования, подготовка магистров, рабочая программа учебной дисциплины, образовательные технологии.

Keywords: masterpieces of the world literature, television projects, screen adaptation, mass media, the quality of education, Masters training, the study program of the discipline, educational technologies.

Проблемы школы и системы образования всегда находятся в центре внимания общества. Государственные образовательные стандарты и программы обсуждаются на всех уровнях, и, конечно, качество их мало кого устраивает. Особенно много нареканий высказывается по поводу уменьшения часов на изучение литературы в школе. И это понятно и вполне объяснимо. Без гуманитарного образования нельзя воспитать грамотного, эрудированного специалиста. Исходя из всего сказанного, будет понятна потребность найти формы и методы работы по расширению литературного образования школьников и студентов. Именно эти задачи положены в основу магистерской рабочей программы дисциплины «Литература в программах современного телевидения», разработанной на филологическом факультете МПГУ

Как может телевидение помочь школьнику, студенту, педагогу? Попробуем ответить на этот вопрос.

«В начале было Слово...» - с этой хорошо знакомой фразы начинается Евангелие от Иоанна (Ин. 1:1). В философии существует термин «логос», который в переводе с греческого означает «слово». Так, философ-идеалист П. А. Флоренский под «логосом» подразумевает знание, гармонично сочетающее равновесие ума и сердца, анализ и интуицию.

Познание окружающего мира для детей начинается с русских народных сказок, стихотворений, пословиц и поговорок. Постепенно ребенок знакомится с шедеврами мировой литературы.

Для описания образов коллективного бессознательного швейцарский психиатр К. Г. Юнг ввел понятие «архетипа». Неслучайно многие виды искусства используют это понятие, которое обозначает первичный образ. Архетипы - общечеловеческие символы. Они понятны всем, так как являются основой мифов, фольклора и культуры.

В настоящее время мы наблюдаем динамичное развитие различных технологий. Наиболее распространен-

ным и доступным средством массовой информации по-прежнему остается телевидение, которое использует архетипы, литературные сюжеты и литературных героев для создания новых телевизионных проектов.

Сегодня мы можем наблюдать, что литературные сюжеты и окололитературные явления используются практически во всех видах телевизионных программ, представленных в классификаторе, разработанном при участи кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ [1, с. 284286]: публицистических, познавательно-развлекательных, культурно-просветительских, детских, развлекательных, рекламных. Кроме того, особенно необходимо выделить такие виды телевизионных программ, как художественные (игровые) кинофильмы, многосерийные телефильмы (сериалы).

Как известно, телевидение использует либо репродуктивный (трансляция произведений смежных искусств), либо продуктивный (создание оригинальных телепроизведений) подходы, но в обоих случаях зритель сталкивается с интерпретацией, предложенной автором проекта. Как правило, любое литературное произведение «осовременивается», вписывается в социокультурный контекст.

Анализ современных телевизионных программ и их содержания позволяет выделить несколько постоянных рубрик и разделов. Это, прежде всего, непосредственно литературные, такие как «Игра в бисер» с И. Волгиным, «Острова», «Линия жизни», «Контекст» и другие, на телеканале «Культура».

Концепция ток-шоу «Игра в бисер» сформулирована следующим образом: «Это своеобразная игра для всех, кто воспринимает мировую литературу как уже написанную книгу, которую никто и никогда не постигнет до конца, и, тем не менее, каждое новое прочтение удивительно» [2]. В студии четыре участника обсуждают литературное произведение. Они пытаются осуществить его проекцию на современную жизнь.

Сюда же можно отнести документальные и художественные телефильмы по произведениям литературы, экранизации русской классики. Художественные (игровые) кинофильмы и многосерийные телефильмы (сериалы) являются самостоятельной единицей телевизионной программы. С 2000 г. поменялась общая концепция телевизионного вещания, поэтому в программе появились, например, телевизионные сериалы Владимира Бортко «Идиот» (2003), «Мастер и Маргарита» (2005). По телевидению демонстрировался его художественный фильм «Тарас Бульба» (2009). В 2006 г. Александр Прошкин создал телевизионный сериал «Доктор Живаго».

Однако, если в начале 1960-х гг. трехсерийная историческая драма Григория Рошаля «Хождение по мукам» привлекла внимание зрителей к творчеству А. Толстого, то сегодня мы можем наблюдать обратное явление. Спецэффекты, откровенные сцены вызывают неоднозначную реакцию, непонимание, нежелание обратиться к первоисточнику.

Хотя можно отметить и положительные явления. Молодые люди никогда бы не увидели художественный фильм «Золушка» (1947), сценарий для которого написал драматург Евгений Шварц. По заказу «Первого канала» фильм-сказка был реставрирован в 2009 г.

Некую «эволюцию» в интерпретации литературных сюжетов можно проследить на примере экранизации романа И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев». Молодежь незнакома с экранизацией этого романа, созданной режиссером Леонидом Гайдаем. Зато многие смотрели четырехсерийный художественный телевизионный фильм (1976) с одноименным названием Марка Захарова. Главную роль Остапа Бендера сыграл великолепный актер театра и кино Андрей Миронов.

Существует и третья экранизация этого романа. В 2005 г. режиссер Максим Паперник создал двухсерийный телевизионный мюзикл «Двенадцать стульев». Идея принадлежала Константин Эрнсту. В этом фильме главную роль сыграл Николай Фоменко, а Кису Воробьянинова - Илья Олейников. Подбор актеров на главные роли отражает развлекательный характер программы, ориентированной на массовую аудиторию: Юрий Гальцев сыграл отца Федора; Людмила Гурченко -Елену Боур; Нина Усатова - мадам Грицацуеву; Анжелика Ва-рум - Эллочку-людоедку, а Елена Воробей - Фиму Собак и т. д.

К сожалению, хорошо известные с детства сюжеты чаще всего используются именно в развлекательных программах. Например, в основе современных новогодних мюзиклов - сюжеты сказок, таких как «Золушка», «Снежная королева», «Красная Шапочка», «Золотая рыбка», «Королевство кривых зеркал», «Золотой ключик», «Морозко»; а также сюжеты гоголевских произведений «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Сорочин-ская ярмарка». Подобное обращение к литературным произведениям напрямую связано с рейтингом того или иного телевизионного проекта, так как массовый просмотр гарантирован только программам доступным и понятным невзыскательному зрителю. А например, представители старшего поколения помнят прекрасный добрый советский художественный фильм «Морозко» (1964), снятый режиссером Александром Роу.

В последнее время появились программы, посвященные юбилеям: на Первом канале демонстрировался документальный фильм «Предсказание...» к 120-летию со

дня рождения М. Цветаевой (7 октября в 23:30); на 5 канале - передача, построенная на дневниковых записях поэта; программа «Раздумья на Родине», приуроченная к 80-летию В. Белова. На этом же канале можно было посмотреть телеспектакль по «Плотницким рассказам».

Нужно сказать, что опосредованно знание литературы отражается во многих программах, даже не посвященных этой проблеме. Например, у Д. Диброва в передаче «Как стать миллионером?» (Первый канал) встречаются вопросы, связанные с литературой. И здесь, как ни печально это признать, вопросы часто вызывают затруднения. Сюда же можно отнести игровые программы: «Умники и умницы», «Своя игра», «Поле чудес».

Большой интерес вызвал показ телефильма по роману В. Гроссмана «Жизнь и судьба» на телеканале «Россия». Одна из программ И. Волгина «Игра в бисер» посвящена выходу этого фильма, в обсуждении романа принимали участие ведущие литературные критики, преподаватели, кинокритики. Именно это подтолкнуло нас на проведение практического занятия у магистрантов, осваивающих дисциплину «Литература в программах современного телевидения». Учащимся были даны следующие задания: прочитать роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», посмотреть кинофильм, познакомиться с программой «Игра в бисер», посвященной роману. В результате обсуждения был проведен филологический анализ художественного произведения, выявлена его актуальность, основные мотивы, проблемы, философские суждения; магистранты провели сопоставительный анализ романа и фильма, отметили значение режиссерской работы, а также обратили внимание на то, как отражены идеи романа в сценарии.

В процессе изучения дисциплины «Литература в программах современного телевидения» используются разные образовательные технологии. Магистрантам предлагается написать рецензию, отзыв, критическую статью. На практических занятиях проводятся ролевые игры, где магистрантам предлагается выступить в роли режиссера, критика, актера, зрителя; высказать свою точку зрения во время «круглого стола». После просмотра фильма «Жизнь и судьба» была проведена ролевая игра, где магистранты выступили в роли критиков и преподавателей.

Кроме того, на практических занятиях магистрантам, имеющим хорошую филологическую подготовку, предлагается проанализировать, как трансформируются или интерпретируются литературные сюжеты на современном телевидении.

Этот опыт показывает, что ТВ-программы могут играть существенную роль в образовании как студентов, так и школьников и служат интересным методическим материалом для педагогов всех уровней (как школьных учителей, так и вузовских преподавателей).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кузнецов Г. В., Цвик В. Л, Юровский А. Я. Телевизионная журналистика. М., 2002.

2. Игра в бисер // Литература на канале «Культура». URL: http://www.tvkultura.ru/page.html ?cid=12566 (дата обращения 25.10.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.